Буртный В.Н.
Сургутский Государственный ПедагогическийИнститут
Кафедра психологии.
Сургут 1999 г.
Введение.
Изучениесамооценки как особого образования самосознания личности во взаимосвязи с егосоц. статусом представляется одним из актуальных направлений данногопсихического феномена. К настоящему времени накоплен большой эмпирическийматериал о формах проявления самооценки, ее регулятивной функции, связисамооценки с самоотношением личности и ее самопознанием, уровнем адекватности иустойчивости самооценки в различных возрастах. Следует подчеркнуть, чтоличность человека формируется там, где он общается и может проявить себя черезотношение к окружающему миру. Процесс, в результате которого человек привыкаетдействовать в определенной социальной среде и в соответствии с нормами данногообщества, осваивает мораль, имеет много аспектов и продолжается всю жизнь. Нонаиболее сензитивными этапами в формировании личности и ее социализацииявляется подростковый и юношеский возраст. Последнему, мы хотим уделить болеепристальное внимание. Ведь именно юношеский возраст является тем самымпериодом, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательногоотрока, притязающего на взрослость, до действительного повзросления. Юность — завершающий этап первичной социализации. В качестве основных институтовсоциализации прежде всего выступает семья и школа, соответственно, родители,ровесники и учителя. Выделяют ближайшее социальное окружение, далее — многочисленные так называемые малые группы, трудовые коллективы, гдеформируются профессиональные роли. Через эти каналы личность включается вцелостную социальную систему путем освоения идеологических и культурныхценностей общества. Значимым этапом в процессе социализации является общение.Взвесить же личностные особенности партнера по общению можно только на базесамооценки, так как она подразумевает оценку себя, своей деятельности, своегоположения в группе и своего отношения к другим членам группы. Проблемамиюношества и подросничества широко занимались И.С. Кон, Э.Шпрангер, М.Кле, Р.Бернс, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Л.С. Славина, Д.И. Фельдштейн, Ю. И. Фролов и многие другие.
Цельюданной работы является определение влияния самооценки личности на егосоциальный статус. Объект нашего исследования юноши и девушки 16-18 лет; егопредмет- самооценка и статус объекта в группе. Для достижения цели нам пришлосьпоставить ряд задач теоретического и практического плана, которые решаютсясоответственно в первой и второй частях нашей работы.
Перваячасть работы, в целом, является теоретической. Главные задачи: рассмотрениеосновных проблем юношеского возраста, роли и значения общества сверстников ивыявление основных тенденций влияния самооценки на статус личности в группе.
Втораячасть посвящена непосредственно практическому обоснованию гипотезыисследования. Задачи:
1)определениесоциального статуса объекта.
2)определениеуровня самооценки.
3)корреляцияи анализ полученных показателей.
Вдетстве и юности человек делится на две части: на конкретно существующего,временного и на настоящего человека, пока существующего толькопредположительно. Первый думает о втором, как дети думают об обещанном госте:жадно, фантастически, недоверчиво и противоречиво.
ЛидияГинзбург. Из старых записей.
Глава 1. Общая характеристика возраста.
Юность-период жизни после отрочества до взрослости. Это период, когда человек можетпройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего навзрослость, до действительного повзросления. В юности у молодого человекавозникает проблема выбора жизненных ценностей, осознание собственнойиндивидуальности, неповторимости и непохожести на других. Как следствие этогоосознания может возникнуть внутренняя напряженность, порождающая чувствоодиночества. Это чувство усиливает потребность в общении и одновременноповышает его избирательность. В качестве главных новообразований в юношескомвозрасте И.С. Кон называет открытие личностью своего внутреннего мира и ростпотребности в духовной близости с другим человеком. Юность стремитсясформировать внутреннюю позицию по отношению к себе ( “Кто я?”,” Каким Я долженбыть?”). В этом возрасте отношения молодого человека с окружающим миромобостряются в силу биологических причин. Резко повышается возбудимость ираздражимость. Дисгармония физического и психического облика проецируетсямолодым человеком на окружающий мир, который воспринимается им как особонапряженный и враждебный. Юноша, а тем более подросток легко идеализируетокружающих людей и отношения между ними, но быстро в них разочаровываются, кактолько обнаруживают неполное соответствие предвзятому и завышенному идеалу.Такой юношеский максимализм- следствие стремления к самоутверждению. Юношаценит все- это возраст, с которым горько расставаться, в который многие хотелибы вернутся, который в этом смысле даже опасно переоценивается в ущерб другимвозрастам.
Глава 2. Основные проблемы юношескоговозраста.
Многиеиз тех, кто в средней школе учился “из под палки”, к концу Х класса уженачинают понимать, что, если хочешь получить высшее образование или не попастьсразу после окончания школы в армию, учится все же надо, поэтому такая остраяпроблема как мотивация учения отходит на второй план. Теряют свою значимость имногие другие проблемы. Однако, на их место приходят новые.
Длясовременного Х класса важной является проблема социально- психологическойадаптации к новому коллективу. Поскольку после IX класса уходят из школы чаще всего слабоуспевающие ученики, тосредний интеллектуальный уровень в старшей школе оказывается сравнительновысоким. В результате бывший отличник может неожиданно для себя сделатьсясредним или даже слабым учеником. Родители не всегда задумываются об этом,настаивая на учебе в каких-то престижных заведениях, и часто не понимают,почему вдруг их ребенок становится мрачным, подавленным или, напротив, злобным,агрессивным.
Деложе в том, что при резкой смене критериев оценок, при потере привычного статусав группе сверстников возникают значительные (и, что самое главное, частонеосознаваемые) сдвиги в области самооценки, отношения к себе, происходит какбы разрыв преемственности в становлении идентичности, в сфере основныхпереживаний человека, связанных с осознанием самого себя. Часто это ведет кразвитию разного рода защитных механизмов, которые позволяют человеку сохранятьпривычную высокую самооценку, привычное отношение к себе за счет искажениясубъективного восприятия действительности и самого себя, что выражается внешнев неадекватном поведении, в снижении конструктивности поведения, ввозникновении аффективных реакций, а так же чувства подавленности, депрессии ипрочих самых разных проявлениях. Возникает то, что принято называтьсоциально-психологической дезадаптацией.
Другаянередко встречающаяся в Х классах проблема- установка на продление моратория.После завершения неполного среднего образования и перехода к новому этапу и впреддверии напряженного периода окончания полной средней школы и поступления винститут многие юноши и девушки расслабляются, они как бы впадают в беззаботноедетство: неожиданно на первый план выступает общение со сверстниками ( как уподростков), снижается интерес к учебе, а повышается интерес к спорту, досугуи всему тому, что не учеба и не работа. По- видимому, для многих такоймораторий просто необходим как отдых, как передышка. Более того, опыт такогоширокого и разнообразного взаимодействия с окружающей действительностью, дажеопыт наслаждения новой “ почти взрослой ” жизнью, не связанной с учебой, имеетогромное развивающее значение в этом возрасте.
ВХI классе на первый план –вновь и на новомпрофессиональном уровне- выступают, с одной стороны, проблемы профессиональногосамоопределения: выбор будущей профессии и построение дальнейшихобразовательных планов, а с другой- проблемы, связанные с подготовкой кшкольным экзаменам. Задача выбора будущей профессии, профессиональногосамоопределения, принципиально, не может быть успешно решена без и вне решенияболее широкой задачи личностного самоопределения, включающей построениецелостного замысла жизни, самопроектирование себя в будущее. Обращенность вбудущее, построение жизненных планов и перспектив Л.И. Божович считалааффективным центром жизни старшего школьника. Сам переход от подросткового краннему юношескому возрасту она связывала с изменением отношения кбудущему: если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то старшийшкольник смотрит на настоящее с позиции будущего. Юноша живет будущим, для негонастоящее- только подготовка к другой, подлинной взрослой жизни. Это облегчаетему переживание неприятностей, позволяя относится к ним с легким сердцем, но сэтим связано и пониженное чувство ответственности.
Глава 3. Развитие самооценки. Я-концепция.
Возвращаяськ объекту нашего исследования, особо важно будет подчеркнуть проблемуюношеского самоосознания собственной индивидуальности, неповторимости инепохожести на других, формирование устойчивой самооценки и ее более широкогоконструкта- Я-концепции. Важно заметить, что Я-концепция является не статичным,а динамичным психологическим образованием. Формирование, развитие и изменениеЯ-концепции обусловлены факторами внутреннего и внешнего порядка. Социальнаясреда (семья, школа, многочисленные формальные и неформальные группы, в которыевключена личность) оказывает сильнейшее влияние на формирование Я-концепции.Фундаментальное влияние на формирование Я-концепции в процессе социализацииоказывает семья. Причем это влияние сильно не только в период самой раннейсоциализации, когда семья является единственной (или абсолютно доминирующей)социальной средой ребенка, но и в дальнейшем. С возрастом все более весомым вразвитии Я-концепции становится значение опыта социального взаимодействия вшколе и в неформальных группах. Однако вместе с тем семья как институтсоциализации личности продолжает играть важнейшую роль и в подростковом, и вюношеском возрасте.
Всамом общем виде в психологии принято выделять две формы Я-концепции — реальнуюи идеальную. Однако возможны и более частные ее виды, например,профессиональная Я-концепция личности или Я-профессиональное. В свою очередь,профессиональная Я-концепция личности также может быть реальной и идеальной.
Понятие«реальная», как справедливо замечает X. Ремшмидт, отнюдь не предполагает, чтоэта концепция реалистична. Главное здесь — представление личности о себе, отом, «какой я есть». Идеальная же Я-концепция (идеальное «Я») — этопредставление личности о себе в соответствии с желаниями («каким бы я хотелбыть»).
Конечно,реальная и идеальная Я-концепции не только могут не совпадать, но в большинствеслучаев обязательно различаются. Расхождения между реальной и идеальнойЯ-концепцией могут иметь различные, как негативные, так и позитивные следствия.С одной стороны, рассогласование между реальным и идеальным Я может статьисточником серьезных внутриличностных конфликтов. С другой стороны,несовпадение реальной и идеальной Я-концепции является источником саморазвитияи самосовершенствования личности. Можно сказать, что многое определяется меройэтого рассогласования, а также его внутриличностной интерпретацией. В любомслучае безосновательно ожидать полного совпадения Я-реального и Я-идеального,особенно если речь идет о подростковом и юношеском возрасте. По существу напредставлении о том, что статистической нормой является закономерноенесовпадение реальной и идеальной Я-концепции, построены и некоторые методикиизмерения адекватности самооценки, одна из таких методик используется в даннойработе.
Расхождениямежду реальной и идеальной Я-концепцией могут иметь различные, как негативные,так и позитивные следствия. С одной стороны, рассогласование между реальным иидеальным Я может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов. Сдругой стороны, несовпадение реальной и идеальной Я-концепции являетсяисточником саморазвития и самосовершенствования личности. Можно сказать, чтомногое определяется мерой этого рассогласования, а также его внутриличностнойинтерпретацией. В любом случае безосновательно ожидать полного совпаденияЯ-реального и Я-идеального, особенно если речь идет о подростковом и юношескомвозрасте.
Несмотряна очевидную близость психологические понятия самооценки и Я-концепции имеютотличия. Я-концепция представляет набор скорее описательных, чем оценочныхпредставлений о себе. Хотя, конечно, та или иная часть Я-концепции может бытьокрашена положительно или отрицательно. Напротив, уже сам термин «самооценка»непосредственно указывает на свое понятийное содержание, предполагающееоценочный компонент. Например, осознание человеком того, что по темпераменту онявляется сангвиником, или того, что он высокого роста и у него карие глаза,составляет часть его Я-концепции, причем данные свойства в оценочном плане нерассматриваются. В случае же с самооценкой те или иные качества определяютсякак хорошие или плохие; субъект оценивает себя по этим качествам, сравнивая ихс другими. Важно и то, что одни и те же качества могут интерпретироваться однимчеловеком в позитивном плане (и тогда они повышают самооценку), а другим — внегативном (и тогда они понижают самооценку).
Самооценкаотносится к центральным образованиям личности, ее ядру. Хотя, конечно, следуетотдавать себе отчет в том, что самооценка не есть нечто данное, изначальноприсущее личности. Само формирование самооценки происходит в процесседеятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степенивлияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себеявляется наиболее поздним образованием в системе его мировосприятия. Но,несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому), в структуре личностисамооценке принадлежит особо важное место.
Развиваетсясамооценка путем постепенного погружения (интериоризации) внешних оценок,выражающих семейные требования, в требования человека к самому себе. По мереформирования и укрепления самооценки возрастает способность к утверждению иотстаиванию своей жизненной позиции. Ведущим мотивом в этом возрасте выступаетжелание утвердится в коллективе сверстников, завоевать авторитет уважение ивнимание товарищей. При этом те юноши, кто ценит себя высоко, предъявляютвысокие требования и в общении, стараясь им соответствовать, так как считаютниже своего достоинства быть на плохом счету в коллективе. Для молодогочеловека типично стремление к сохранению такого статуса в группе, которыйподдерживает его повышенную самооценку (Р.М. Грановская ) .
Глава 4. Самооценка и социальная среда.
Положениечеловека в системе личных взаимоотношений не только зависит от целого рядафакторов, но и само является существенной предпосылкой формирования личности.Ведь качества личности и особенности поведения, обуславливающие положениечеловека в обществе, могут быть поняты и обратно, а именно как результатвоздействия на личность того статуса, который он приобретает в коллективе.Например, аффективность, почти всегда понижающая положение личности в средесверстников, как показала Л.С. Славина, сама является следствиемнеудовлетворенности ребенка своим положением.
Чтобыпонять психологические механизмы взаимодействия между формированием личности иее положением в группе, надо не только иметь объективные данные об этомположении, но и представлять внутреннюю позицию человека, т.е. знать как самчеловек переживает свое положение, как он к этому относится. Отношение человекак своему положению в группе включает в себя два основных психологическихкомпонента: переживание и осознание. Переживание и осознание теснейшим образомсвязаны между собой, но это разные психологические характеристики отношения кокружающему.
Человекможет что-то осознавать, но это оставляет его более или менее спокойным,эмоционально не затрагивает. И наоборот, у него могут быть переживания, чьихистинных причин он не осознает.
Остров подростковом и юношеском возрасте переживается любое нарушение в сферевзаимоотношений с товарищами. Действительная или мнимая потеря привычногоположения нередко воспринимается молодым человеком как трагедия Проиллюстрируемсказанное выдержками из интереснейших и весьма достоверных психологическихдокументов- юношеских дневников.
«Яснова занял в классе свое старое и насиженное место общепризнанного шута.Ребятам, конечно, весело, но мне это душу рвет…
Класся люблю, но люблю безнадежно. Класс живет, Ольга живет, а я стою в стороне,хотя иногда меня”пускают”, чтобы, послушав несколько моих грошовых острот,посмеяться и снова оставить одного…Вообще, если я живу, то только не в классе». « Я в классе поганка- мухомор». «Меня сейчас обуревает дикое желание всемисилами и средствами завоевать обратно саое положение по отношению к моимтоварищам…Не остановлюсь ни перед какими средствами, чтобы добиться этого »(Дневник Пети Сагайдачного. М., 1963. С. 102).Как мы видим самосознание,самооценка своего места в социуме играет если не решающую, то одну из главныхролей в формировании личности. Самосознание и самооценка в значительной степениопределяет социальную адаптацию и дезадаптацию личности, являясь регуляторомповедения и деятельности.
Вусловиях, когда самооценка подростка не находит опоры в социуме, когда егоповедение оценивается другими исключительно негативно, когда потребность в(само) уважении остается нереализованной, — развивается резкое ощущениеличностного дискомфорта. Личность не в состоянии выносить его бесконечно долго;подросток не может не искать выхода из сложившейся ситуации. Его самооценкадолжна найти адекватную опору в социальном пространстве. Одним израспространенных путей решения этой проблемы является переход подростка вгруппу, в которой характеристика его личности окружающими адекватна самооценкеили даже превосходит ее. В такой среде подростка ценят и постоянно подтверждаютэто вербально и невербально, что приводит к удовлетворению потребности вуважении, а следовательно, и к состоянию комфорта от принадлежности к группе.
Самооценкаподростка, таким образом, наконец, получает адекватную опору в пространствевнешних социальных оценок личности. Группа, куда переходит подросток, можетиметь различную ориентацию, различные ценности. К сожалению, очень часто в новойинформационной группе, в которой подросток находит необходимую социальнуюопору, доминирующей является контрнормативная шкала ценностей. Как показываютисследования (Валицкас, Гиппенрейтер, 1989), контрнормативность ценностейхарактерна для групп подростков-делинквентов.
Однакоописанный путь снятия противоречия между оценкой и самооценкой может и неприводить к негативным последствиям. Происходит это в том случае, когдаподросток включается в неформальную группу, ориентированную на нормативнуюшкалу ценностей.
Предлагаемыйздесь механизм, а точнее концепция пускового механизма де-линквентностипозволяет объяснить и то, почему терпят неудачу отчаянные попытки педагогов иродителей вырвать подростка из «нехорошей компании». Чаще всего подобныепопытки изначально обречены на провал, т. к. предполагают негативноепсихологическое следствие для личности, — подростка снова пытаются лишитьсоциальной опоры, включив в неприемлемую и отторгаемую им (а может, в первуюочередь отторгающую его) группу.
Существует,следовательно, лишь один эффективный путь решить это психологическоепротиворечие. Надо не просто пытаться вырвать подростка из одной группы;необходимо «подставить» ему вместо данной асоциальной группы другую —просоциальной ориентации. Очевидно, излишне при этом напоминать, что новаягруппа должна быть такой, чтобы самооценка подростка находила бы в нейадекватную опору в виде социальной оценки его личности.
Вышеизложенныйподход объясняет и те парадоксальные факты, когда подросток упорно держится занекоторую асоциальную группу, хотя и занимает в ней очень низкое положение. Втаких случаях, действительно, переход личности в данную группу несопровождается повышением статуса личности среди членов группы. Однако, сдругой стороны, принадлежность к асоциальной группе удовлетворяет потребностьво внешнем подтверждении самооценки за счет подростков, не входящих в избранныйкруг. Работает модель: внутри группы — «шестерка», тогда как для постороннихподростков — «авторитет». В более крайних формах такое удовлетворение можетдостигаться и путем проявления агрессии, унижающей и подчиняющей другихподростков — не членов группы.
Резюме.
Основнымив юношеском возрасте являются следующие проблемы:
проблемасоциально- психологической адаптации
установкана продление моратория.
,проблемы профессионального самоопределения:
Вусловиях, когда самооценка подростка не находит опоры в социуме, когда егоповедение оценивается другими исключительно негативно, когда потребность в(само) уважении остается нереализованной, — развивается резкое ощущениеличностного дискомфорта.Обращенность в будущее, построение жизненных планов иперспектив Л.И. Божович считала аффективным центром жизни старшего школьника.Сам переход от подросткового к раннему юношескому возрасту она связывала сизменением отношения к будущему: если подросток смотрит на будущее с позициинастоящего, то старший школьник смотрит на настоящее с позиции будущего. Юношаживет будущим, для него настоящее — только подготовка к другой, подлиннойвзрослой жизни.
Перейдемже к решению непосредственно практических задач нашего исследования с цельюрассмотрения результатов проверки гипотезы о том, что самооценка определенновлияет на статус личности в группе сверстников. Объектом нашего исследованиястали ученики 11 класса гуманитарно – технического лицея № 2 и студенты первогокурса 891 группы СурГПИ, в дальнейшем они будут именоваться как группы – А и В.соответственно. Количественные характеристики:
ГруппаА — 16 человека;
ГруппаВ – 25 человек;
Исследованиепроводилось с 4 по 26 марта 1999 года. И включало в себя такие методики, как“Социометрическое измерение личности” Дж. Морено и “Методика исследованиясамооценки” [1] .
Часть 1. Социометрическое измерениеличности.
Известныйамериканский психиатр и социальный психолог Дж. Морено предложил методсоциометрии, который эффективно используется в психодиагностике для изучениясоциально психологического климата в трудовых и учебных коллективах.
Проведениесоциометрического исследования включает в себя несколько этапов.
1этап. Определение целей исследования. Социометрия широко применяется дляизучения: проблем лидерства и авторитета; социально – психологическойсовместимости; микрогрупп (в том числе и динамики их развития). Целью же нашегоисследования является определение положения объекта в системе взаимоотношений(статус).
2этап. Определение вопросов.
Вопросыопределяются социометрическими критериями.
Формальные(направлены на изучение взаимоотношений учащихся в ведущем виде деятельности).В нашем случае: ”С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?”
Неформальные( направлены на изучение взаимоотношений в сфере, не связанной с учебой).”Когоиз одноклассников ты охотнее всего пригласил бы на день рождения? ”. Вопросы внашем исследовании подобраны так, чтобы выявить стремление объекта к общению стоварищами в различных видах деятельности: труде, учении, досуге и т.д.
3этап. Определение величины ограничения возможных выборов.
Внашем исследовании мы используем параметрический метод, т.е. метод сограничением числа выборов. Во- первых, он является более надежным, так каквыше осмысленность выбора. Во- вторых результаты параметрического методазначительно легче подвергнуть математической обработке.Мы решили ограничитсятремя выборами.
4этап. Разработка социометрической карточки.
Внашем случае мы приготовили для каждого ученика карточку, которая имеетследующий вид :
Фамилия____________________Дата__________________Класс__________
1.Скем бы ты хотел сидеть за одной партой?
1-йвыбор____________2-й выбор_____________3-й выбор_______________
2.Когоиз одноклассников ты охотнее всего пригласил бы на день рождения?
1-йвыбор____________2-й выбор_____________3-й выбор_______________
5этап. Опрос. Можно использовать групповые и индивидуальные формы измерения. Этопрежде всего зависит от возраста испытуемых. Так, в детских садах и в первыхклассах лучше всего беседовать с каждым ребенком отдельно. Начиная примерно стретьего класса вполне допустим групповой эксперимент, которым мы ипользовались. Перед началом опроса испытуемые получали инструкцию следующегосодержания (в скобках дан вариант инструкции для группы В):
”Вашкласс (группа) существует уже давно (несколько месяцев).За время совместнойжизни и общения друг с другом вы, наверное, смогли неплохо узнать друг друга, имежду вами сложились определенные личные и деловые отношения, симпатии иантипатии, уважение и неуважение друг к другу и т.п. Не все, очевидно,складывалось гладко и образовавшиеся между вами отношения далеки, по- видимому,от идеала. Но какие- либо устойчивые связи все же образовались. Теперьпредставьте что ваш класс (группа) начинает складываться сначала и каждому извас представляется возможность вновь по своему желанию определить состав класса(группы). Заполните, пожалуйста, карточки, по которым произойдет формированиенового класса”.
Послесбора карточек группа распускается, и проводится обработка полученных данных. Ипрежде всего составляется социоматрица, из которой видно, насколько каждый членгруппы популярен среди сверстников. Количество положительных отзывов измеряетего социометрический статус. Останавливая свой выбор на том или иномоднокласснике (однокурснике), объект как бы заявляет: “С ним я хотел быподдерживать близкие отношения, его я предпочитаю всем остальным”. Такимобразом, в исследовании выявляется потребность каждого ученика в общении с темиили иными ровесниками, симпатия к ним. Следовательно, чем больше членов группысимпатизирует человеку, чем большее количество одноклассников испытываетпотребность общаться именно с ним, тем больше выборов он получит. Ниже мыприводим социоматрицы групп.
Социоматрицагруппы А.№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Статус (St) № 1 Агапитова + + + + + + 0,066667 1 2 Архипенок + + + + ++ 1 2 3 Беленичер + ++ + ++ 0,6 3 4 Гашков ++ + + + 0,533333 4 5 Дергачев + + + + + + 0,4 5 6 Дзюнь + + + + + + 0,4 6 7 Евдокимов ++ + + + + 0,8 7 8 Ильин + + + + + + 0,133333 8 9 Кожанова ++ + ++ + 0,2 9 10 Лебедева ++ ++ ++ 0,466667 10 11 Могге + + + + + + 0,266667 11 12 Новиков + ++ + + + 0,2 12 13 Поташев ++ + ++ + 0,6 13 14 Станкевский ++ + + + + 0,4 14 15 Фалиев + ++ + + + 0,2 15 16 Ханина + ++ + + + 0,066667 16
Положительные
Выборы 1 15 9 8 6 6 12 2 3 7 4 3 9 6 3 1 96 Взаимовыборы 1 3 3 2 1 2 3 1 2 1 2 2 2 2 /> />
График положения объектов в группеА.
Социоматрицагруппы В.№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Статус(St) № 1 Антонова +/+ + +/+ + 0,08 1 2 Бедретдинова +/+ + + + + 0,16 2 3 Витовская + +/+ + + + 0,08 3 4 Волегова + + + 0,16 4 5 Гинятова + + +/+ + + 0,24 5 6 Головин 6 7 Горбань + + + + + + 0,24 7 8 Иванова + + + + + + 0,32 8 9 Каргапольцева + + + + +/+ 0,08 9 10 Карпухина + + + + + + 0,12 10 11 Кузнецова + + + +/+ + 0,72 11 12 Макарова + +/+ + + + 0,24 12 13 Макушева + + + +/+ + 0,2 13 14 Михайличенко + + + +/+ + 0,28 14 15 Монастырева + + + + + + 0,2 15 16 Нелипа +/+ + + + + 0,12 16 17 Низкопоклонная + +/+ + + + 0,72 17 18 Пономаренко + + + + + + 0,16 18 19 Пушкарева + +/+ + + + 0,2 19 20 Сергеева + + + +/+ + 0,56 20 21 Терлецкая +/+ +/+ +/+ 0,28 21 22 Цемко + + + +/+ + 0,08 22 23 Чеботарева + +/+ + + + 0,12 23 24 Шамхалова +/+ +/+ + + 0,16 24 25 Шмакова + +/+ +/+ + 0,12 25 Сумма (+) 2 4 2 4 6 6 8 2 3 18 6 5 7 5 3 18 4 5 14 7 2 3 4 3 Сумма вз\в-ов. 2 3 2 2 1 2 3 1 1 3 1 1 2 2 1 2 2 4 3 2 3 2
/>
График положения объектов в группеВ.
Взападной психологии разработана специальная терминология для обозначениястатуса человека. Классификация положения приводится в табл.№1.
Табл.1.Классификацияположения человека в системе личных взаимоотношений.№ n/n Название группы Число выборов 1. “Звезды” St = > m + 2” 2. “Предпочитаемые” St > m + 1” 3. “Принятые” St >m + — 1” 4. “Непринятые” St Примечание.Здесь m- среднее число выборов, а ”–квадратическое отклонение, которое вычисляется по статистической формуле.
Приклассификации положения объекта в системе личных взаимоотношений мыпользовались формулой:
St = Ek / N – 1
Результатыпоказателя (St) приведены в социоматрицах групп.Читаетсяона так: статус ученика (St) равен суммеполученных им выборов (Еk), деленной наколичество членов группы(N), без 1.Числоже (m) (среднее число выборов), выше или нижекоторого располагаются числовые характеристики, вычисляется по формуле:
m = R / N *0.1
гдеR- общее число сделанных выборов, а N- число членов группы.
А)m = 96 / 16 * 0.1=0.6
В)m =150 / 25 * 0.1 =0.6
Производимклассификацию групп.
Таблица№2.
ГруппаА.Звезды Предпочитаемые Принятые Непринятые Пренебрегаемые 2 3 4 9 1 7 13 5 11 8 6 12 16 10 15 14 12.5% 12.5% 31.25% 25% 18.75%
Таблица№3.
ГруппаВ.Звезды Предпочитаемые Принятые Непринятые Пренебрегаемые 11 8 2;4;5;7 1 6 17 20 10;12;13 3 16;18;19 9 21;23;24 22 25 8% 8% 56% 16% 4%
Анализстатусной структуры, полученной по результатам исследования, показывает, чтовыборы между людьми в обеих группах распределяется неравномерно, следовательно,мы можем констатировать факт дифференциации изучаемых групп на группы людейзанимающих разное место в системе личных взаимодействий.
Часть 2. Измерение адекватности самооценкиличности.
Дляизмерения адекватности самооценки личности мы использовали методику, котораяпостроена на представлении о том, что статистической номой являетсязакономерное несовпадение реальной и идеальной
Я-концепции.На бланке № 2 перечислены 20 различных качеств личности. В левой колонке(идеал)испытуемый ранжирует эти качества по привлекательности, в той мере, в какойони ему импонируют, какими он хотел бы обладать. Затем в правой колонке (я)ранжирует эти качества по отношению к себе. Между желаемым и реальным уровнемкаждого качества определяется разность (d), которая возводится вквадрат(d^2).Затем подсчитывается сумма квадратов(d^2) и по формуле:
r= 0.00075 * Еd^2
определяетсякоэффициент корреляции.
Чемближе коэффициент к 1 (от 0.7 до 1), тем выше самооценка, и наоборот. Обадекватной самооценке свидетельствует коэффициент от 0.4 до 0.6.
Бланк№2.
Заметим, что если при проведении методики используется не 20 качеств а более, то формула подсчета меняется.При всяком изменении количества качеств менятся будет коэффициент при
Еd^2, то есть будет не 0.00075, а какое-то иное число. В целом формула ранговой корреляции выглядит так
r=1 - 6*Еd^2 / n(n-1)
Здесь n- число используемых при ранжировании качеств. Именно по этой формуле проводились наши расчеты. N1 Качества N2 d d^2 Аккуратность Вспыльчивость Гордость Грубость Доброта Жизнерадостность Заботливость Застенчивость Изысканность Нежность Обидчивость Осторожность Отзывчивость Педантичность Принципиальность Смелость Терпеливость Трусость Упрямство Энтузиазм
Припроведении данной методики мы получили следующие показатели уровня самооценки:
ГруппаА. Группа В.№ Фамилия r № Фамилия r 1 Агапитова 0,8 1 Антонова 0.5 2 Архипенок 0,6 2 Бедретдинова 0.5 3 Беленичер 0,6 3 Витовская 0.9 4 Гашков 0,4 4 Волегова 0.7 5 Дергачев 0,7 5 Гинятова 0.5 6 Дзюнь 0,5 6 Головин 7 Евдокимов 0,8 7 Горбань 0.8 8 Ильин 0,1 8 Иванова 0.6 9 Кожанова 0,2 9 Каргапольцева 0.3 10 Лебедева 0,4 10 Карпухина 0.8 11 Могге 0,5 11 Кузнецова 0.7 12 Новиков 0,2 12 Макарова 0.2 13 Поташев 0,5 13 Макушева 0.1 14 Станкевский 0,8 14 Михайличенко 0.4 15 Фалиев 0,3 15 Монастырева 0.3 16 Ханина 0,1 16 Нелипа 0.1 17 Низкопоклонная 0.7 18 Пономаренко 0.6 19 Пушкарева 0.4 20 Сергеева 0.6 21 Терлецкая 0.5 22 Цемко 0.2 23 Чеботарева 0.8 24 Шамхалова 0.4 25 Шмакова 0.2
Часть 3. Сопоставительный анализполученных результатов./> />
При сопоставлении полученныхпоказателей мы получили следующую картину соотнесения статуса объекта и уровняего самооценки. Группа А.
ГруппаВ.
/>
Сопоставительныйанализ групп А и Б (в % от общего числа). Звезды Предпочитаемые Принятые Непринятые Пренебрегаемые Завышенная 7,30% - 17% 4,80% 2,40% Адекватная 2,40% 9,70% 19,50% 7,30% - Низкая - 12,10% 9,70% 7,30%
Общегрупповоесопоставление показателей статуса и самооценки указывает на подтверждениегипотезы исследования.
Дляполучения более детальной количественной характеристики скоррелируем между собойполученные показатели.
Приэтом мы используем формулу вычисления ранговой корреляции.
r=1 — 6*Еd^2 / n(n-1)
Длягруппы А коэффициент при Еd^2 равен 0,00147
Длягруппы В коэффициент при Еd^2 равен 0,00038
Корреляциядля группы А составила — 0,95, а для группы В- 0,91.
Полученныеданные можно, на наш взгляд, объяснить следующим образом. Юноши и девушки свысокой самооценкой, как установлено, уверены в себе и в том что без особыхусилий займут благоприятную нишу в системе взаимоотношений со сверстниками.Поскольку средние значения показателя статуса у юношей с завышенной илиадекватной самооценкой оказались выше, чем у юношей с низкой самооценкой, можносчитать гипотезу нашего исследования подтвержденной.
Выводы.
1.Уровеньсамооценки юношей и девушек существенно влияет на их социальный статус в группесверстников. У испытуемых с низкой самооценкой в обеих возрастных группахпоказатели соц. статуса ниже, на статистически значимом уровне чем у испытуемыхс высокой самооценкой
2.Влияниесамооценки на качественные и временные характеристики социального статусаиспытуемых с возрастом увеличивается.
3.Полученныеданные позволяют ставить вопрос о том, что влияние самооценки на социальныйстатус опосредовано худшей адаптацией юношей и девушек с низкой самооценкой кситуациям общения со сверстниками.
4.Посколькуюноши с низкой самооценкой уступают своим сверстникам с высокой самооценкой вотношении ситуаций общения, одной из актуальных задач психологической службыдолжна стать коррекция самооценки юношей и девушек. Знание механизма влияниясамооценки на социальный статус позволяет адекватно спланировать программу еекоррекции.
Список литературы
Психологияподростка.Хрестоматия.Сост.Фролов Ю.И. МГУ РПА, 1997.
Возрастнаяпсихология. Мухина В.С.-М.: ИЦ «Академия.»1997.
Хрестоматияпо возрастной психологии. Под ред. Фельдштейна.-МПА, 1994.
Психологияранней юности. Кон И.С. –М.: Просвещение, 1989.
Психологияо каждом из нас.-М. Изд. РОУ, 1992.
Практическаяпсихология в образовании.Под.ред Дубровиной И.В.-М.: ТЦ «Сфера»,1997.
Социальнаяпедагогическая психология. Реан А.А. Коломинский Я.Л.- СПб.: ПитерКом, 1999.
Элементыпрактической психологии. Грановская Р.М.-.СПб.: Свет, 1997.
Психология.Немов Р.С. Т.3.- М.: Просвещение: ВЛАДОС,1995.
Психологическийжурнал. Том 19 № 1-1998.
Подростковый июношеский возраст. Ремшмидт Х.Пер с нем.- М.: Мир, 1994.