Реферат по предмету "Психология"


Понятие "человеческое достоинство"

АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ленинградский Государственныйуниверситет имени А. С. Пушкина
Кафедра Психофизиологии и клиническойпсихологии

Курсовая работа
по теме:
«Понятие человеческое достоинство»
Выполнила: Студентка 4 курса
761 группы Шевчук С.В.
Проверила: Канд. пс. н.
Капитанаки В.Е.
Санкт-Петербург 2009г.

Содержание
Введение
Глава 1. История становления понятия«человеческое достоинство» в трудах различных философов
1.1     Истоки формирования проблематики
1.2 Что же такое человеческое достоинство
Глава 2. Области распространенияпонятия «человеческое достоинство»
2.1 Психологический аспект
2.2 Религиозный аспект
2.3 Юридический аспект
Заключение
Список литературы
 

Введение
 
Если отдельно рассматривать понятие «достоинство» необходимо обязательноконкретизировать, что именно мы имеем ввиду. Данное понятие употребляется вконтексте различных наук и направлений (психологии, философии, этики,юрисдикции, религии и мн. др.), в каждой из которых, оно рассматривается сразличных точек зрения в течение уже многих лет.
Данной проблемой занимались такие ученые как: И. Кант, А.Маслоу, Дж. Мид, И.С. Кон, К. Роджерс, Э. Эриксон, Т. Шибутани, Б.Паскаль, Л. Фейербах, Д. Юм, А.Н. Леонтьев, Л.С.Выготский, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, О. Вейнингер, А.Г. Асмолов, Е.И. Исаев,Г.Л. Тульчинский, Е.Н. Трубецкой, Г.Д.Банзеладзе, В.И. Слободчиков, Ю.М. Орлов,А.Е. Попов, В.В. Столин, И.И. Чеснокова и многие другие.
Актуальностью данной темыявляется большой интерес к проблеме «человеческого достоинства», множествоспоров среди ученых разных отраслей знаний и вследствие этого ее недостаточнаяизученность.
Целью курсовой работыявляется рассмотрение понятия «человеческого достоинства» с позиций различныхнаук и областей знания.
Мы ставим перед собойтакие задачи:
−         изучить имеющийсятеоретический материал по данному вопросу;
−         сравнить наразных исторических этапах определение данного понятия;
−         изучить понятие«человеческое достоинство» в различных областях знания.
Предметом в данной работеявляется определение понятия человеческого достоинства. А объект исследования — человек с ценностным отношением к самому себе и другим людям.

Глава 1. История становления понятия «человеческое достоинство»в трудах различных философов
 
1.1 Истоки формирования проблематики
Корни понятия «человеческого достоинства» уходят глубоко вдревность, только рассматриваются в контексте других понятий. Когда Аристотельили Спиноза говорят о завершении природы человека в его личной жизни, мы можемпредположить, что в развитии духовных способностей должно осуществлятьсязавершение природы человека. Для каждой исторической эпохи характерен свой типличности, со своим качественно своеобразным уровнем развития чувствасобственного достоинства, определяемым господствующими в обществепроизводственными отношениями.
Представления о человеческом достоинстве менялись в ходевремен. В Древней Греции, чья культура служит истоком интеллектуальногоразвития Европы, человеческое достоинство понимается как возвышение личности над обстоятельствами.Достоинство для жителя древнегреческого полиса — это прерогатива свободногогражданина.
Эпоха Возрождения, стремящаяся преодолеть церковные исословные ограничения человека, делает тему достоинства центральной вгуманистической мысли того времени. Она связывает человеческое достоинство суниверсальностью наших способностей, с тем, что каждая личность — микрокосм, вкотором находит отражение и выражение макрокосм.
Идея человеческого достоинства как высшей ценности и высокогоназначения человека была выдвинута и разработана гуманистами XIV-XVIII вв. всвязи с новым пониманием человека (Петрарка, Ж.Ж. Руссо, И. Кант, И. Фихте).Буржуазные гуманисты этого периода провозглашали высокую ценность человека,независимо от социального происхождения. «Достоинство не утрачивается отнизкого происхождения человека, лишь бы он заслужил его своей жизнью» (А.К.Дживелегов).
Достоинство человека понимается, как способность поднятьсянад детерминацией природными условиями, как способность возвыситься над игройбессознательных сил, пытающихся смять его и подчинить себе. Она развивалась упросветителей XVIII в., которые связывали достоинство человека с обеспечениемего естественных прав и рассматривали свободу как необходимое условиесохранения и развития человеческого достоинства (Ж.Ж.Руссо).
В философии XVIII века проблема чести и достоинства личностис наибольшей остротой встала у И. Канта и Г. Гегеля. И. Кант выступает стребованием уважения к достоинству человека, но в основу достоинства он кладетабстрактное понятие моральности и не указывает тех конкретных деловых,духовных, моральных качеств человека, которые определяют его действительноеобщественное значение. [11, 15]
Он утверждал, что человек, как разумное существо, никогда неможет быть средством подобно простой вещи, а всегда является целью сам по себе.Из разумности человека возникает, по И. Канту, его достоинство — особаяценность и значимость людей как личностей. Согласно И. Канту, человеческиесущества реализуют свою прирожденнуюспособность к автономии в ноуменальном мире. Именно это придает человечествудостоинство. [12]
Но обо всем по порядку. Еслипопробовать найти первое упоминание о человеческом достоинстве, нельзя неупомянуть китайского философа Конфуция, который переосмысливал концепцию «благородногомужа». Вероятно, это была одна из первых в истории человечества попытоквыявить атрибуты благородства человека, которые в свою очередь неразрывноперекликаются с достоинством.
В греческойантичности проблема благородства также не была обделена вниманием. Знатныегреки нередко называли сына с употреблением корня «аристо» — благородство. Само понятие «аристократия» на древнегреческом языкебуквально означает «власть благородных» и является одной из оппозицийдемократии, как власти всего свободного народа.
«Античная этика являетсяпо преимуществу учением о добродетелях и добродетельной личности», вследствиечего в Средние Века появляется наиболее значительная предпосылкааристократической культуры – европейское рыцарство. Исследования по истории моралиСредних веков уже включают достаточно широкий спектр интерпретаций понятия облагородстве. Так, в своей работе М.Оссовская «Рыцарь и буржуа: исследование поистории морали» употребляет термины «рыцарство» и «благородство» прежде всегопо отношению к персонам гомеровского эпоса. Такой подход представляется весьмаспециальным, поскольку в истории культуры широко распространено представление офеномене рыцарства как о типичном и специфическом явлении средневековойЗападной Европы. В эпоху Гомера этого термина просто не существовало. В целомже работа показывает связь понятий о человеческих достоинствах, человеческихкачествах, с вопросами о формировании рыцарского и буржуазного образцовличности, идеалов личности, образцов поведения, конкретных достоинствконкретного лица.
Связь понятияо благородстве с осмыслением человеческих достоинств хорошо заметно и напримере работы О.Ю. Захаровой «Генерал-фельдмаршал светлейший князь М.С.Воронцов. Рыцарь Российской империи». Доктор исторических наук О.Ю. Захароваприводит выдержки из писем, отзывы о сыне Семена Романовича Воронцова – юномМихаиле Семеновиче Воронцове. По отзыву Софьи Владимировны Паниной: «Мнеостается поздравить Вас с данным сыну воспитанием: умение его объясняться…стыдит нашу молодежь, которая… вообще не блистает достоинствами, так чтосношения с нею могли даже принести вред. Впрочем, с этой стороны Вам нечегобояться за вашего сына: у него, по-видимому, столько благоразумия, что он несобьётся с указанного вами пути». Во мнении о М.С. Воронцове сходится с С.В.Паниной и граф Ф.В. Ростопчин: «Не нужно было иметь много проницательности,чтобы подметить в вашем сыне все добрые отцовские качества: это увидел бы ивсякий посторонний человек. Более всего поразила меня в нём нравственнаячистота, спокойствие, ровность в расположении духа и основательное суждение». [10]
Хотя самопонятие «благородство» употребляется уже не первое столетие весьмашироко, но предметом специального междисциплинарного рассмотрения оностановилось крайне редко. Представляется целесообразным предположить, чтоадекватная интерпретация этого понятия возможна в связи с осмыслением проблемысинтеза отдельных человеческих достоинств. Поэтому стоит рассмотреть немногоподробнее само понятие человеческого достоинства сквозь призму истории культурыи литературы.
Человеческоедостоинство как ключевая категория гуманизма исследуется столетиями. Так,Томазо Кампанелла в «Городе Солнца» описал прямую зависимостьзнатности и общественного положения граждан от количества освоенных наук, ремёсели искусств. Таким образом, ещё среди концепций эпохи Возрождения встречаютсятрактовки знатности, как результата синтеза отдельных достоинств. Зависимостьсоциального статуса от богатства человеческих достоинств не была разумеющейсядля современников. Проект Кампанеллы общественного одобрения получить не мог.Эту тему впервые в истории человечества на суд широкой общественности вынеслиуже в следующую эпоху — публицисты французского Просвещения.
Социальныйрезонанс был обусловлен двумя обстоятельствами: беспрецедентной ролью прессы воФранции середины и конца XVIII века и научным выяснением возможностейсамовоспитания у той прослойки населения, которая оспаривала у аристократовлидерские позиции в обществе. Буржуазный индивидуализм, как детище эпохи Возрождения,привнёс много нового в смысл древнего понятия.
Титанизмэпохи Возрождения вызвал к жизни не только великие претензии, амбиции, но ивеликие потребности. Одной из таких великих потребностей элиты европейскойцивилизации была потребность в аристократизме. Именно эпоха Возрождениянесколько столетий формирует то сословие, которое впоследствии будетименоваться аристократией европейских цивилизаций в современном смысле этогослова.
Третьесословие Франции, говоря по существу, сделало науке своего времениспецифический социальный заказ — найти убедительные доводы в пользу тогопредставления, что благородство личности не зависит от родословной.Аристократам эта точка зрения чаще всего была неприемлема. Благородство чащесчиталось врожденной характеристикой. Моралистика XVIII века стремиласьпоказать, что высокие человеческие достоинства могут быть не только уаристократов по рождению, но и у просвещённых господ из т. н. «простогонарода». На этом не останавливались. В работе Вольтера «Простодушный»американский индеец изображен как цельный и нравственно чистый человек, тогдакак европейцы – рабы условностей. Таков был, в частности, вклад буржуазии XVIIIвека в познание человеческого благородства.
Проблема достоинства была освещена в этических трудахвыдающегося немецкого мыслителя XVIII в. Иммануила Канта. Кант утверждал, чточеловек как разумное существо никогда не может быть лишь средством подобнопростой вещи, а всегда является целью сам по себе. Именно из разумностичеловека возникает, по Канту, его достоинство особая ценность и значимостьлюдей как личностей. [12]
Каждый человек обладает достоинством в силу своей разумностии принадлежности человеческому роду, таким образом, достоинство родовоекачество разумных существ. При этом, утверждает великий моралист, каждый должентакже признавать и уважать достоинство других людей. Все люди равны в своемдостоинстве, в этом смысле среди них нет более значимых и менее значимых.
Идеи И.Канта о достоинстве стали основополагающими длярационалистической этической мысли последних столетий. Кант основываетдостоинство на разумности как собственно человеческом качестве, и, будучиавтором безрелигиозным, ни словом не упоминает о Боге. В противоположность И. Кантувся религиозно-философская западноевропейская традиция усматривает достоинствочеловека в его богоподобии. Господь создал человека по своему образу и подобию,он вложил в него дух, который выше ограниченного земного разума, и хотя человексогрешил и пал, он сохраняет свою глубинную связь со Всевышним.
Сущностные силы человекамогут развиваться и упорядочиваться либо обществом, либо по собственнойинициативе личности. [12]
Лишь Новое время начинает рассматривать достоинство как принадлежностьвсякого индивида, а не только представителей определенных сословий. За всемилюдьми формально признается право быть людьми и уважать себя. Это происходиточень медленно, постепенно. Достоинство, как достояние всех и каждого, совсемнедавнее явление в истории человечества. В России эта проблема рассматриваетсяв философских, педагогических и психологических трудах К.Д. Ушинского, Л.Н.Толстого, революционеров-демократов В.Г. Белинского, А.Н. Герцена.
Детально разбирает понятие достоинства революционер-демократ В.Г.Белинский. Проблема человеческой личности, ее прав и достоинства была егоцентральной проблемой. Гуманное отношение к человеку, по В.Г. Белинскому, требуетактивной борьбы против всего, что унижает человеческое достоинство. Онподчеркивал взаимосвязь человеческого достоинства и практических дел: «Только вчестной и бескорыстной деятельности заключается условие человеческогодостоинства».
Большой интерес представляет мысль А.И. Герцена о гармоничном сочетанииличных интересов с общественными интересами. В этом заключается высшеенравственное достоинство человека: «Я полагаю, что разумное признание своеволияесть высшее нравственное признание человеческого достоинства». В сочетанииличного и общественного в жизни и действиях человека А.И. Герцен усматривалнравственное достоинство человека — человек признается человеком настолько,насколько он сам себя признает человеком. [20]
Западная научная мысль представлена работами А.Адлера, П. Боранецкого, АВаллона, У. Джемса, А. Маслоу, Д. Мида, Д. Ролза, Э. Эриксона. Среди зарубежныхэтических концепций понятие человеческого достоинства систематическиразрабатывается в прометеизме у сторонников героической этики. Лидером этогонаправления является Боранецкий, который считал достоинство критериемнравственных понятий. Достоинство — центральная категория этого учения и основавсех ценностей. «Без категории достоинства… в мире не могло бы быть неценностей, ни любви, ни борьбы, ни целей, ни идеалов, ни надежд» Интеракционистскаятеория Д. Мида пытается представить, как в процессе развития человекапроисходит формирование таких его личностных свойств, которые нельзя однозначноотнести ни к внешним, ни к внутренним. Социодинамическаятеория (Р. Вудвортс) акцентирует внимание на становлении и совершенствованиивнешнего поведения. Херберт Шпигельберг заметил: «… человеческое достоинство,видимо, остается одной из немногих общих ценностей в нашем мире философскогоплюрализма… Главная проблема сегодня — это отсутствие у нас достаточнойясности по поводу того, что же значит человеческое достоинство».
Способность человека обладать смыслом жизни, рассмотрена В. Франклом, гдеисточником смысла является человеческое достоинство, ибо «человек-винтик» неспособен к поиску смысла жизни, нахождению собственных ценностей, которые вданном случае, находятся вне власти человека.
3. Фрейд стремился создать беспристрастную теорию, свободную отпредрассудков как своих собственных, так и того исторического периода, вкотором он жил, однако, на самом деле, психоаналитическая теория отразила темы,которые были актуальны для Европы конца XIX и начала XX века. Теория 3. Фрейдабазировалась на наблюдениях. Психоанализ — это терапевтический процесс, которыйпозволяет пациенту понять и разрешить конфликты, корни которых уходят вдетство. В центре психоаналитического учения о человеке находится пониманиетого, что человек есть энергетическая система.
О. Вейнингер, Б. Паскаль, Э. Фромм основой человеческого достоинства ифактором его развития справедливо считают чувство любви к самому себе и другимлюдям, так как отношение любви к самому себе обнаруживается у тех, кто способенлюбить других. Любовь невозможна без заботы и уважения к достоинству,ответственности и познания. [28, 29]
Гуманистическая теория личности (Г. Олпорт, А Маслоу, К.Роджерс) анализирует развитие поведения под углом нравственного самосовершенствованиячеловека, расширения его внутренней свободы и повышения творческого потенциала.
А.Адлер считает, что подлинная личность всегда сопричастнаобщественным интересам. Человек, ориентированный на интересы общества внеизбежных уступках интересам других людей возвышает свое достоинство, так каку высшая цель человека- служение другим людям и обществу в целом.
Первое понимание достоинства, как добродетельности, простонераздельно сливает понятия «достоинство» и «достойность». Достойный человекведет себя неизменно достойно: не унижает себя и других, соблюдает человеческоедостоинство каждого, и в любом другом индивиде видит именно Человека. Достойныйчеловек поступает гуманно и справедливо, даже если никто этого не видит. Он нежелает делать зла и предавать «человеческое» в самом себе. Он испытываетглубокую ответственность перед собственной личностью (Н.И. Арзамасцева).
Историястановления категории человеческого достоинства обусловлена прежде всегоисторией буржуазного индивидуализма. Буржуазный индивидуализм как системаценностей в качестве высшей ценности имеет как раз человеческое достоинство.Ради собственного достоинства и даже ради чувства собственного достоинствачеловек может пожертвовать, как говорится, «чем угодно». Это обосновано тем,что всё, ценимое относится к достоинствам. Это — способность любить испособность быть свободным, способность создавать блага, богатства испособность быть щедрым. В своих высоких образцах индивидуализм демонстрируетвозможности абсолютной ответственности, есть и жизненная позиция, которую можноназвать «сверх» ответственностью.
Свою особуюпечать на культивирование высоких нравственных качеств в обществе наложилтехнократизм ХХ века. Высокая нравственная культура в жестоком обществе былатерпима только там, где без неё просто невозможно было обойтись – в рамкахузкого профессионализма. Достижения генетики в XX веке оказалось условиемреалистичного подхода к исследованию становления высших нравственных качеств.Они резко усложнили круг проблем. Тем самым, мы получили возможностьреалистически ставить вопросы. Человеческое достоинство, — вполне историческоепонятие. В истории морали есть описание огромного количества человеческихдостоинств и характеристик человека вообще. Достаточно сказать, что в русскомязыке для описания черт характера человека есть около 4000 слов. Каждое из этихслов характеризует человека с положительной или отрицательной стороны.
1.2 Что же такое человеческое достоинство
 
Этимологически «достоинство» и родовыек нему слова в русском языке образованы от частицы «досто-», котораяиспользуется для усиления значения или ценности. Проведенный этимологический исемантический анализ позволяет рассматривать «достоинство» какморально-этическую категорию, в основе которой лежит ценностное отношение к себеи к другому человеку как к ценности и регуляция поведения в соответствии с этимотношением. [18]
Понятие «Достоинство» - универсально. Это надидеологическое,надгосударственное, наднациональное понятие. Это сама суть, стержень ценностейчеловека. И, хотя бы по этому, он должен уважать человеческое достоинство – своесобственное и других людей.
Все людирождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. Неотъемлемое,врождённое достоинство человека, независимо от его религиозного и философскогообоснования — фундамент, на котором держатся одни и те же своды прав и свобод.
Достоинство– это нечто внутреннее, не материальное в человеке, устремляющееся навстречудругому человеку, например в любви, навстречу миру, в добрых поступках иотнимаемое или нарушаемое в случаях проявления агрессии.
Достоинство,как проявление всех прав и свобод, не всегда понимается и воспринимается.Связано это с тем, что существует два вида достоинства: Личное и Человеческое.Личное достоинство достигается благородным поведением, добрыми делами иутрачивается, когда мы совершаем подлость.
/>Достоинство — ценностное отношение личности к самой себе иотношение к ней других людей. Достоинство является формой проявлениясамосознания и самоконтроля, на которых строится требовательность человека ксамому себе. Достоинство тесно связано с такими свойствами личности, каксовесть, честь, ответственность. Развитие достоинства предполагает овладениезнаниями этики, индивидуальной и специальной психологии. Обладая достоинством,человек во имя самоуважения не допускает отступлений от своих обещаний,сохраняет мужество в трудных жизненных условиях. [18]
Понятиечеловеческого достоинства связано с самой сущностью человечности. Неверно, чтодостоинство преступника не может приравниваться к достоинству настоящегочеловека, потому, что всё, что вошло в свод основных гражданских прав и свободвозникает из основополагающего – Достоинства. Только благодаря Достоинству,которое присуще каждому человеку, в 1948 году была создана «Декларация правчеловека» в Преамбуле которой записано: — «Все люди равны в своём достоинстве,Достоинство присуще всем членам человеческой семьи». Что же касается имени илиположения в Обществе, каждый зарабатывает их сам.
Людиотличаются друг от друга, но понятие человеческого Достоинства связано с тем,что каждый из нас неповторим. Не было и не будет точно такого же человека, стеми же мыслями, с тем же опытом.
Человек,который не может предъявить свои притязания, в некотором смысле, лишёндостоинства.
Всеполитические системы, которые гарантируют в Конституции права, но негарантируют механизмов и возможностей предъявления притязаний, требований ипредъявления своих прав, лишают нас возможности проявить человеческоедостоинство, толкая на недостойное поведение, ущемляя как наше достоинство, таки достоинство других людей.
Человеческоедостоинство – это, видимо, та самая абсолютная ценность человека как такового,– прежде всего как просто биологической особи со всеми ее потребностями, общимивсему человеческому роду. Физическое насилие, притеснение, возмущаетчеловеческое достоинство (точно так же как оно возмущает, то есть злит исклоняет к отпору, зверя). Но, кроме этой общей со всеми сферы, в которойбиологическая особь не вольна, есть в каждой человеческой особи более или менеевыраженная сфера того, в чем она должна оставаться именно вольной, свободной,то есть всегда отдельной и «другой» – это ее внутренний мир. Человек есть идуховная особь – личность; как личность, он не терпит и морального насилия,насилия над своим внутренним миром, в котором, реализуя свою свободу – свободубыть тем, что он есть – человек защищает, как минимум, собственнуюуникальность. С какого-то момента духовного развития человека являютсякатегории интимного, личного дела, собственного вкуса, частной жизни; всевнутри личности и касающееся лишь ее, все ее непохожее, непонятное,непредсказуемое и даже на посторонний взгляд никак не оправданное или никчемноестановится свято и неприкосновенно, неподконтрольно, неподотчетно. Так достоинство человеческое, может быть, не сразу, неот неандертальца, но закономерно становится синонимом личного. Личное достоинство –человеческое достоинство в самом полном смысле этих слов. [5]

Глава 2. Области распространения понятия «человеческое достоинство»
 
2.1 Психологический аспект
 
Современное пространство психологического осмысления феномена«достоинство» включает многочисленные понятия, отражающие его различныеценностно-смысловые аспекты: личное, человеческое достоинство, чувствособственного достоинство, самоуважение, уважение, самооценка, самосознание,Я-концепция, личная и социальная идентичность, свобода, ответственность и т.д.Однако проблема достоинства в психологии стала предметом специального анализаотносительно недавно. В частности, это работы А.Г. Асмолова, в которыхрассматривается проблема соотношения культуры достоинства и культурыполезности, диссертационные исследования чувства собственного достоинства какпсихологического феномена (Ю.Е. Зайцева) и формирования основ чувства собственногодостоинства у старших школьников (Т.В. Коротовских). [2,8]
Большой вклад врассмотрение понятия «человеческого достоинства» внес отечественный психологА.И.Захаров, в своем труде «Происхождение детских неврозов и психотерапия», гдеон рассматривает данное понятие как одно из основных в формировании и развитииполноценной личности. Захаров А.И. говорит, что выраженность чувства«я», заключается, прежде всего, в раннем осознании отличий себя отокружающих, подчеркнутом чувстве собственного достоинства, выраженнойпотребности самоутверждения. Эти дети всегда имеют свою точку зрения, стремятсяк самостоятельности, активны в достижении поставленной цели, предпочитаютиграть ведущие роли, что реально удается редко. [9]
В формировании личности,он обращает внимание на детскую тревогу и страх «быть не тем», которыенепосредственно связанны с развитием чувства собственного достоинства. В связи сэтим тревога выступает и как пропитанное беспокойством чувство ответственностиза жизнь, и благополучие за себя и близких лиц, а страх «быть не тем» к тревожныможиданиям и требованиям родителей, оказывающих чрезмерное давление на ихформирующееся чувство ответственности, обязанности, долга без учета требований момента,развития гибкости в принятии альтернативных решений и ролевой ситуативности в общении.В результате возникает и усиливается нервно-психическое напряжение у детей.
Недоверие родителей,распространяется на отношения с детьми, вступая в противоречие с формирующимся уних чувством собственного достоинства и самоуважения, что способствуетвозникновению ответных напряженных отношений. Таким образом, конфликт родителейс детьми в первую очередь обусловлен неблагоприятными изменениями личностисамих родителей и их невротическим состоянием, скрытыми или явными разногласиямимежду ними. [9]
В психологии труда понятие «человеческое достоинство» рассматривают вконтексте профессиональной деятельности (Н.С. Пряжников и Е.Ю. Пряжникова), ноконструкт «профессиональное достоинство» не используется. [24]
Наиболееактивно для понимания психологии достоинства используют понятие «самоуважение»(И.С. Кон, А. Маслоу, Т. Шибутани и др.) [16]. Можно выделить различные подходык проблеме соотношения этих понятий:
–самоуважение в контексте проблемы достоинства интерпретируется как некаяглобальная самооценка, обобщенное принятие или не принятие человеком себя каксамоценности. Следует при этом отметить, что самоценность и самооценка – нетождественные понятия. Самооценка более осознанна и конкретна, чем самоценность,которая отражает более широкий спектр ощущений и отношений к себе как к ценности;
–самоуважение и достоинство рассматриваются как личностные образования, имеющиесобственную специфику: самоуважение предполагает оценку степени ценностичеловека по сравнению с определенным эталоном (за что себя уважаю, какой Я?), адостоинство отражает уровень отношения к себе как к ценности (кто Я?);
– висследованиях фиксируют взаимосвязь между отношением к другим людям исамоуважением: уважительное отношение к другому человеку рассматривается какследствие позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия (И.Б. Дерманова,Ю.Е. Зайцева, Н.В. Лебедева, В.В. Столин, Э. Фромм, Т. Шибутани) [8, 28, 29];
– всоциальной психологии установлена взаимосвязь между низким уровнем самоуваженияи девиантными формами поведения (Г. Каплан).
Каждый человек постояннонуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственныхдостоинств, каждому из нас необходимы и уважение окружающих нас людей, и возможностьуважать самого себя. Потребности этого уровня подразделяются на два класса. В первыйвходят желания и стремления, связанные с понятием «достижение».Человеку необходимо ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности,ему нужно чувство уверенности, независимости и свободы. Во второй класс потребностеймы включаем потребность в репутации или в престиже, потребность в завоеваниистатуса, внимания, признания, славы. [16]
На нашвзгляд, представление о себе как о достойном уважения является важным факторомформирования образа Я и поведения человека. Реализация потребности всамоуважении способствует развитию достоинства личности.
В отечественной изарубежной психологии в качестве ведущего критерия гуманистического развития,нравственности и достоинства рассматривается ценностное отношение к другомучеловеку (А.А. Бодалев, Б.С. Братусь, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, В.Д.Шадриков Л. Кольберг, К. Роджерс и др.) [4]. Нельзя забывать, что категорияотношения к другому человеку являются центром пересечения исследовательскихинтересов психологии и этики.
Следуетвыделить спектр исследований «Силы Я», важных для понимания достоинства какобъекта психологического знания (В.Ф. Бассин, И.С. Кон, Ю.Е. Зайцева). К важнымсоставляющим понимания «Силы Я» относятся: толерантность к внешним угрозам,физическому дискомфорту; свобода от паники; борьба с чувством вины (способностьк компромиссам); способность к эффективному подавлению неприемлемых импульсов;равновесие ригидности и податливости; контроль и планирование; адекватноесамоуважение. Понятие «Сила Я» является в некотором роде интегральнымпараметром, отражающим волевую сферу личности и регуляторную составляющуюдостоинства человека (Ю.Е. Зайцева). Эта точка зрения позволяет рассматриватьдостоинство и как форму самоконтроля личности. В ситуациях морального выборадостоинство является психологической опорой, которая помогает человеку непредать самого себя, подержать уровень самоуважения. [8]
Важнымидля осмысления феноменологии достоинства являются категории «свобода» и«ответственность» (В. Франкл, Э. Фромм). Достоинство является одним из способовосознания человеком своей ответственности перед собой как личностью. Человек,который берет на себя ответственность и становится полноправным автором своейжизни, не позволяя обстоятельствам и мотивам сломить себя, посягнуть на егоценности является обладателем чувства достоинства. Как говорил Э. Фромм,человек не может изменить свои мнения (речь идет о вере в другого человека,уверенности в надежности и неизменности своих основных установок и сути своейличности), но при этом он не меняет свои мотивации, например, его уважение кчеловеческому достоинству является частью его Я, и не при каких обстоятельствахне может измениться. Если у человека нет веры в постоянство своего Я, его чувствоидентичности оказывается под угрозой, и он становимся зависимыми от другихлюдей, чье одобрение тогда становится основой его чувства идентичности с самимисобой. Только человек, верящий в себя, способен быть верным другим людям,потому что только он может быть уверен, что будет в будущем таким, каков онсейчас, и, значит, будет чувствовать и действовать так, как и сейчас. [28, 29]
Впсихолого-педагогических исследованиях в качестве сензитивного периодаформирования достоинства личности рассматривается детский (Т. Шибутани) и младшийшкольный возраст (Е.В. Шишмакова). Воспитание достоинства личности предполагаетразвитие внутренних этических инстанций, которые являются основой нравственныхмотивов поведения.
Таким образом,достоинство можно рассматривать как «внутреннюю позицию», определяющуюценностно-смысловую направленность поведения и деятельности, систему отношенийличности к действительности, к самому себе и к окружающим людям.
2.2 Религиозный аспект
 
Базовымпонятием, на которое опирается теория прав человека, является понятиечеловеческого достоинства. Именно поэтому возникает необходимость изложитьцерковный взгляд на достоинство человека.
Согласнобиблейскому откровению, природа человека не только сотворена Богом, но инаделена Им свойствами по Его образу и подобию [23]. Только на этом основанииможно утверждать, что человеческая природа обладает неотъемлемым достоинством [27].
ВоплощениеБога Слова засвидетельствовало, что и после грехопадения достоинство не былоутрачено человеческой природой, так как в ней остался «неистребимым образБожий», а значит, и возможность восстановления человеческой жизни в полноте ееизначального совершенства. Восприятие Господом Иисусом Христом полнотычеловеческой природы «кроме греха» [21] показывает, что достоинство нераспространяется на искажения, возникшие в этой природе в результатегрехопадения.
Таким образом, в восточной христианской традиции понятие «достоинство»имеет в первую очередь нравственный смысл, а представления о том, что достойно,а что недостойно, крепко связано с нравственными или безнравственнымипоступками человека и с внутренним состоянием его души. Учитывая помраченноегрехом состояние человеческой природы, важно ясно различать достойное инедостойное в жизни человека.
Достойной является жизнь согласно изначальному призванию, заложенному вприроде человека, сотворенного для участия в благой жизни Бога [26]. Богоданноедостоинство подтверждается наличием у каждого человека нравственного начала,которое опознается в голосе совести [22]. Именно поэтому присущие человеческойприроде нравственные нормы, содержащиеся в Божественном откровении,обнаруживают замысел Божий о человеке и его предназначении. Они являютсяпутеводными для благой жизни, достойной богозданной природы человека.Величайший образец такой жизни представил миру Господь Иисус Христос.
Недостойной для человека является жизнь в грехе, так как она разрушаетсамого человека, а также наносит вред другим людям и окружающему миру. Грехпереворачивает иерархию отношений в природе человека. Вместо того, чтобы духвластвовал над телом, в грехе он покоряется плоти. Такая жизнь опасна дляличности, общества и окружающей природы, так как нарушает гармонию бытия,оборачивается душевными и телесными страданиями, болезнями, уязвимостью передпоследствиями разрушения среды обитания. Нравственно недостойная жизньонтологически не разрушает богоданного достоинства, но омрачает его настолько,что оно становится малоразличимым. Именно поэтому требуется большое напряжениеволи, чтобы увидеть, а тем более признать природное достоинство тяжкогопреступника или тирана.
Для восстановления в человеке соответствия своему достоинству особоезначение имеет покаяние, в основе которого лежит осознание греха и желаниеизменить свою жизнь. Раскаиваясь, человек признает несоответствие своих мыслей,слов или поступков богоданному достоинству и свидетельствует перед Богом иЦерковью о своем недостоинстве. Покаяние не унижает человека, но дает емумощный стимул для духовной работы над собой, для творческой перемены своей жизни,для сохранения чистоты богоданного достоинства и возрастания в нем.
Именно поэтому святоотеческая и аскетическая мысль, литургическаятрадиция Церкви более говорят о недостоинстве человека, обусловленном грехом,чем о его достоинстве.
Согласноправославной традиции, сохранение человеком богоданного достоинства ивозрастание в нем обусловлено жизнью в соответствии с нравственными нормами,ибо эти нормы выражают первозданную, а значит истинную природу человека, неомраченную грехом. Поэтому между достоинством человека и нравственностьюсуществует прямая связь. Более того, признание достоинства личности означаетутверждение ее нравственной ответственности.
 
2.3 Юридический аспект
 
Охрана достоинства личности гражданина является одним из проявленийгосударственного обеспечения личной неприкосновенности. Под достоинствомличности понимается осознание самим человеком и окружающими факта обладания имопределенными нравственными и интеллектуальными качествами. Достоинстволичности определяется не только самооценкой субъекта, но и совокупностьюобъективных качеств человека, характеризующих его репутацию в обществе(благоразумие, нравственные данные, уровень знаний, обладание социальнополезными навыками, достойный образ жизни и т.п.).
Достоинство любого человека подлежит защите независимо от его социальнойценности. Каждый человек имеет право на уважение окружающих. Никакиеобстоятельства не могут служить основанием для умаления достоинства личности.
 Согласно ст.150 ГК достоинство личности, честь и доброеимя, неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, как и иныеличные неимущественные права, принадлежащие гражданам от рождения или в силузакона, неотчуждаемы. [14]
Охрана государством достоинства личности выражается в том, что оно четкоопределяет основания и формы ограничения неприкосновенности личной жизниграждан. Так, справедливое и законное требование следователя о представлениидоказательств, осуществляемое в установленных уголовно-процессуальным законом случаяхи порядке, не может рассматриваться как ущемление достоинства личности, какоскорбление. [6]
Для обеспечения уважения достоинства личности должно быть исключенопроизвольное, без законных оснований вмешательство государственных органов идолжностных лиц в частную жизнь граждан и нарушение порядка проведенияпроцессуальных действий. Унижение человеческого достоинства может явитьсяследствием грубости и обмана при проведении допросов и очных ставок, огласкипри осуществлении необоснованных обысков и изучении дневников и личных бумаг.
Достоинство гражданина может пострадать при проведенииосвидетельствований, экспертиз, личных обысков, получении образцов длясравнительного исследования. Ущерб достоинству гражданина могут причинитьнезаконные и неэтичные методы осмотра и обследования обнаженного тела илиполучения биологических объектов, что иногда сопровождается болевымиощущениями, создает опасность для здоровья гражданина. Унижают человеческоедостоинство и производимые без достаточных оснований задержание и арест, осмотри выемка корреспонденции. [6]
В ряде норм законодатель запрещает следователю, судье проведение всякогорода процессуальных действий, способных причинить ущерб достоинствучеловеческой личности. Так, при производстве выемки и обыска следователь обязанпринимать меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные при этомобстоятельства интимной жизни лица, занимающего данное помещение, или другихлиц (ст.170 УПК). Личный обыск может производиться только лицом одного пола собыскиваемым и в присутствии понятых того же пола (ст.172 УПК). [14]
При освидетельствовании не допускаются действия, унижающие достоинствоили опасные для здоровья освидетельствуемого лица (ст.181 УПК). Производствоследственного эксперимента допускается при условии, что при этом не унижаются достоинствои честь участвующих в нем лиц и окружающих и не создается опасность для ихздоровья (ст.183 УПК).
Таким образом, ст.21 Конституции представляет собой норму общегохарактера, которая относится ко всем процессуальным действиям и запрещаетследователю, дознавателю и судье всякого рода действия, способные причинитьущерб достоинству и чести человеческой личности.
Понятия «человеческое достоинство», «честь», «доброе имя» складываются наоснове этических норм, связаны с совершением социально значимых поступков и каксоциальное благо неотделимы от личности. В связи с этим они охраняются правом.Возможно применение принуждения к лицам, посягнувшим на достоинство и честьгражданина. Реальная правовая защита достоинства граждан осуществляется, преждевсего, нормами уголовного и гражданского права. [14]
Предусматривая в уголовном законодательстве составы преступлений противчести и достоинства граждан (ст.129 и 130 УК),а в гражданском законодательстве — гражданские правонарушения (ст.150—151 ГК), законодатель стремится оградитьнеимущественные интересы личности, ибо защита доброго имени человека — это,прежде всего восстановление его правильной общественной оценки. [14]
Клевета и оскорбление, хотя и имеют общую направленность, т.е. унижениечести и достоинства личности, тем не менее, различаются: оскорблениенепосредственно направлено на унижение личного достоинство человека; клеветаподрывает общественную оценку личности, влияет на репутацию человека вобществе. Уголовно наказуемым при оскорблении является унижение чести идостоинства гражданина в позорящей его, неприличной форме; клевета искажаетсуть имевших место фактов либо создает такое представление, которое не имеломеста в действительности. Оскорбление затрагивает форму оценки достоинства,клевета — ее сущность. Уголовное наказание не ставит целью унижениечеловеческого достоинства при назначении наказаний. [14].
Согласно ст.152 ГК гражданин вправе требовать по судуопровержения получивших распространение порочащих его честь и достоинство иделовую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет,что они соответствуют действительности. [14]
Конституция запрещает применение пытки, насилия или другого жестокого илиунижающего достоинство человека обращения и наказания, которые рассматриваютсякак оскорбление человеческого достоинства и осуждаются как нарушение правчеловека и основных свобод, провозглашенных во Всеобщей декларации правчеловека. Включение в Конституцию запрета пыток, другого унижающего достоинствочеловека обращения или наказания — новое установление российскогоконституционного права. Оно соответствует также ст.3 Европейской конвенции о защите правчеловека и основных свобод. [7]
Под пыткой понимается любое действие, посредством которого человекунамеренно причиняются сильная боль или страдание, физическое или психическое,официальным лицом или по его подстрекательству с целью получения от этогочеловека или от третьего лица информации или признаний, наказания его задействия, которые он совершил или в совершении которых подозревается. В это понятиене включаются боль и страдание, возникающие только из-за законного лишениясвободы, ввиду состояния, присущего этому ограничению прав (ст.1 Конвенции против пыток и другихжестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания).[13]
Пытка представляет собой усугубленный и преднамеренный вид жестокого иунижающего достоинство обращения и должна быть полностью исключена из действийи решений должностных лиц, осуществляющих производство по уголовному делу. Вседействия, связанные с совершением пыток, рассматриваются уголовным правом какпреступления.
Как посягательство на достоинство личности рассматривает Конституциямедицинские, научные или иные опыты, производимые без добровольного согласиялица. [6]

Заключение
 
В курсовой работе мы постаралисьпроанализировать основные теоретические положения по данному вопросу, как можноточнее определить понятие «человеческое достоинство» и рассмотреть его вразличных областях знания.
Как уже отмечалось ранее, сложностьданной темы заключается в ее неизученности, но ее актуальность растет с каждымгодом, причиной чего является демократическая ориентированность нашей страны.
Человек постоянно требует от другихпризнания своего достоинства либо как личности, либо как члена религиозной,этнической, расовой или иной группы. В прежние времена правители желали отдругих признания своей высшей ценности как царя, императора или господина.Сегодня человек, он же полноправный член общества, стремится к утверждениюсвоего равного статуса как один из представителей ранее недостаточно уважаемыхили униженных групп — женщин, геев, инвалидов, американских индейцев и т.д.
Мы принимаем факт, что мы выглядим по-разному, происходим от разных рас инародов, принадлежим к разным полам и разным культурам. Человек обладаетдостоинством по самой своей природе, а не благодаря принадлежности копределённой социальной группе, классу или слою. А считаться с индивидуальнымиособенностями каждого человека нас обязывает христианская вера и юридическиедокументы.

Список литературы
 
1.        Абульханова-СлавскаяК.А. Психология и сознание личности. М.: Мысль, 1999.
2.        Асмолов А.Г.Психология личности: Принципы общепсихологического анализа: Учебник для вузовпо специальности «Психология».М.: Изд-во МГУ, 1990.
3.        Божович Я.И.Психология формирования личности в онтогенезе// Вопросы психологии. 1979. №1
4.        Братусь Б.С.Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.
5.        Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.
6.        Дерипаско А.В., Житников Б.Ю. Человеческое достоинство в праве //Статья. Владимир: изд-воВЮИ ФСИН, 2005.
7.        Европейской конвенции о защите прав человека и основныхсвобод статьи 2, 7. 1994.
8.        Зайцева Ю.Е. Формирование и развитие отношения к человеку
9.        как к носителю человеческого достоинства: факторы и предпосылки. // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 11 // Под ред. Л.А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006.
10.     Захаров А.И.Происхождение детских неврозов и психотерапия. СПб.: 2000.
11.     ЗахаровойО.Ю. Генерал-фельдмаршал светлейший князь М.С. Воронцов. Рыцарь Российскойимперии. М.: изд-во Центрполиграф, 2001.
12.     История философиив кратком изложении.Пер. с чеш. И. И. Богута.-М.: Мысль, 1995.
13.     Кант И. Критика чистого разума. М.: изд-во ЭКСМО, 2006.
14.     Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных илиунижающих достоинство видов обращения и наказания, 2002.
15.     Конституция Российской Федерации, М., «Юридическаялитература». 2005.
16.     Кузнецов В.,Кузнецова И., Миронов В., Момджян К. Философия: Учебник. М.: Мысль, 1999.
17.     Маслоу А…Мотивация и личность, СПб.: Евразия, 1999
18.     Международного пакта о гражданских и политических правах, 1976.
19.     Новейший философский словарь. Сост. и гл. н.ред. Грицанов А.А. 3-е изд., испр. — Мн.: Книжный Дом, 2003.
20.     Олпорт Г. Становлениеличности: Избранные труды. М.: Смысл, 2002.
21.     Павлов А.В. Поэтгуманности: О творческом гуманизме А.Герцена. 2005.
22.     Послание к ЕвреямСвятого Апостола Павла
23.     Послание кРимлянам Святого Апостола Павла
24.     «Первая книгаМоисеева. Бытие»
25.     Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: изд-во Академия, 2005.
26.     Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.
27.     Сет. ГригорийНисский. Об устроении человека. СПб., 1995. (http://www.pagez.ru/lsn/0028.php — А.Л.)
28.      «Творения иже восвятых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского»Изд.3. М., 1889 г.
29.     Фромм Э. Бегствоот свободы. М.: АСТ; Минск: Харвест, 2005.
30.     Фромм Э.Искусство любить. М.: изд-во АСТ, 2009.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.