Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Психологический синдром

О понятии ""
Структура психологического синдрома
Как показалЛ.С.Выготский, в каждом возрастном периоде имеется своя, специфичная для него социальнаяситуация развития. Она определяется тем местом, которое занимает в обществеребенок данного возраста. В каждом отдельном случае социальная ситуацияразвития имеет свою специфику, зависящую от тех конкретных отношений, которыескладываются у данного ребенка с окружающими его людьми (родителями, учителями,сверстниками). Эту конкретную систему отношений мы называем межличностнойситуацией развития.
В ходе развитияу ребенка складываются те или иные устойчивыепсихологические синдромы.Общая схема психологического синдрома представлена на рис. 1.
Рис. 1. Схемаразвития психологического синдрома
/>
Источникисиндрома — это те факторы, которыесущественны для его возникновения. Они могут иметь самую разнообразную природу- генетическую, социальную и т.п. В процессе развития синдрома они непретерпевают каких-либо закономерных изменений. Факторы, включенные в ядропсихологического синдрома, закономерно видоизменяются в ходе его развития.Специфика того или иного психологического синдрома определяется взаимодействиемтрех основных блоков:
— Психологический профиль ребенка — это совокупность как его личностныххарактеристик, так и показателей, относящихся к познавательным процессам. Дляразных синдромов основное значение могут иметь разные особенностипсихологического профиля.
— Особенности деятельности ребенка зависят от его психологическогопрофиля. Они могут относиться к интенсивности и эффективности деятельности, ееуспешности, степени ее соответствия социальным нормам и т.п.
— Под реакцией социального окружения понимается ответ социальной среды(родителей, учителей, сверстников) на особенности деятельности ребенка. Этареакция может состоять в поощрении одних форм поведения и наказании за другие,в общей оценке ребенка, в интенсивности общения с ним и т.п.
Междуописанными блоками существует кольцевая взаимосвязь: картина поведения ребенкасвязана (хотя и неоднозначно) с его психологическим профилем; она определяет(хотя, опять же, неоднозначно) реакцию окружающих; в свою очередь, эта реакцияобусловливает те или иные изменения психологических особенностей. Влияниесоциальных отношений на психологический профиль ребенка обеспечивает обратнуюсвязь. Психологический синдром формируется в том случае, когда обратнаясвязь положительна, т.е. реакция окружения поддерживает те самые особенности,которые ее вызвали. Коррекционный подход основан на разрушении положительнойобратной связи и замене ее на отрицательную, которая нормализует систему отношенийребенка с его социальным окружением.
Психологические синдромы, связанные с высоким уровнемдемонстративности Негативное самопредъявление идемонстративный нигилизм
В дошкольномили младшем школьном возрасте у детей с особенно высокой потребностью во вниманиик себе (т.е. с ярко выраженной демонстративностью) часто складываетсяпсихологический синдром негативного самопредъявления. Его главноепроявление состоит в том, что ребенок привлекает к себе внимание окружающих спомощью нарушения социальных норм. В этом и состоит основная особенностьего деятельности. Негативное самопредъявление складывается вследствиеневозможности найти другие способы удовлетворения особо высокой потребности вовнимании к себе.
Позициямладшего школьника с негативным самопредъявлением — это позиция «ужасногоребенка», которого окружающие замечают только постольку, поскольку он ихраздражает и возмущает. Эта позиция и становится центральной чертой психологическогопрофиля ребенка с негативным самопредъявлением. Взрослые своим поведениемподдерживают это представление, чем и обеспечивается реакция социальногоокружения, замыкающая положительную обратную связь.
Итак, вывод отом, что у ребенка сложился синдром негативного самопредъявления, может бытьсделан при сочетании следующих данных:
— Жалобы на нарушение ребенком правил поведения.
— Яркая демонстративность.
— Отсутствие очевидных причин нарушения правил, таких как высокаяимпульсивность, низкий уровень самоконтроля, эксплозивность.
В подростковомвозрасте у ребенка с негативным самопредъявлением, как правило, складываетсясамосознание «нигилиста», чья заметность в обществе достигаетсяэкстравагантностью и демонстративным противопоставлением себя окружающим.Отсюда и происходит название этого синдрома в его подростковом варианте — демонстративныйнигилизм. Оно отражает как психологический облик, так и особенностидеятельности подростка. Реакция социального окружения, незамечающего ничего, кроме эпатажных проявлений «нигилиста»,способствует фиксации специфических особенностей его самосознания.
Для подростковс демонстративным нигилизмом типичны проблемы установления устойчивыхвзаимоотношений со сверстниками. Обычно для них самих эти проблемы гораздоболее значимы, чем сложности во взаимоотношениях с взрослыми. Взрослых же (родителей,учителей), как правило, намного больше беспокоят внешние нигилистическиепроявления: курение, неуважительное отношение к старшим, вызывающий внешний видподростка. О его переживаниях взрослые часто даже не догадываются, хотябеспокоящие их внешние проявления — это и есть выбранный ребенком способ решитьсвои внутренние проблемы (почти всегда неудачный).
Диагностикадемонстративного нигилизма основана примерно на том же сочетании признаков, чтои диагностика негативного самопредъявления. Отличия, в основном, определяютсяналичием специфически подростковых проявлений. В качестве основных признаковможно назвать следующие:
— Жалобы на вызывающее, экстравагантное поведение.
— Яркая демонстративность.
— Отсутствие подлинных антисоциальных или асоциальных установок. Позитивное самопредъявление игиперсоциальность
Синдром позитивногосамопредъявления близок к синдрому негативного самопредъявления с темотличием, что в этом случае внимание привлекается не посредством нарушенияправил, а, напротив, посредством их подчеркнутого соблюдения. Для младшегошкольника с позитивным самопредъявлением характерна позиция «образцовогоученика». Такой ребенок не забывает говорить «спасибо» и«пожалуйста», вежливо здороваться и прощаться. Разумеется, формывнимания, получаемого при позитивном самопредъявлении, более привлекательны,чем при негативном, так как оно при этом проявляется в похвалах, восхищении иумилении взрослых.
Вполне возможно(и даже довольно распространено) парадоксальное сочетание у одного и того же ребенкаэлементов как негативного, так и позитивного самопредъявления. Этипсихологические синдромы, несмотря на их внешнюю противоположность, оченьблизки между собой. Оба они характерны для детей с особенно высокойпотребностью во внимании к себе со стороны окружающих. Они полярноразличаются по внешним формам поведения, но в их основе лежит один и тот жеобщий психологический склад. Центральным моментом в обоих этих синдромахявляется именно самопредъявление, то есть постоянное исполнениекакой-либо роли, характерное для демонстративной личности.
Во многихслучаях позиция «идеального ребенка» удерживается только в социальныхситуациях, тогда как в домашней жизни ребенок может быть совершенно невыносим.Причина того, что в домашней жизни ребенок перестает играть роль«образцового мальчика» или «образцовой девочки» состоит втом, что родители, привыкнув к хорошему поведению, начинают считать его нормойи перестают обращать на него внимание.
Основой длявывода о наличии синдрома позитивного самопредъявления (в сочетании сэлементами негативного) служит сочетание следующих показателей:
— Жалобы на то, что поведение ребенка очень различно в разных ситуациях.
— Демонстративность, проявляющаяся в материалах обследования (не обязательностоль яркая, как при негативном самопредъявлении).
— Подчеркнуто «благовоспитанное» поведение во время обследования.
В подростковомвозрасте психологический синдром позитивного самопредъявления имеет тенденциюсменяться гиперсоциальностью. Она характеризуется самосознанием«образцового члена общества» (основная особенность психологическогопрофиля) и внешне высоко конформным поведением (основная особенностьдеятельности). Вместе с тем, часто наблюдается парадоксальное вкрапление вэтот образ элементов демонстративного нигилизма.
Вывод о том,что у подростка имеется психологический синдром гиперсоциальности, делается присочетании следующих показателей:
— Подчеркнутое следование общепринятым стандартам в одежде, поведении, образежизни.
— Принятие установок и ценностей общества (конформность).
— Повышенный уровень демонстративности (повышение может быть не особенносильным).
Психологические синдромы, связанные с тревожностью идепрессивными тенденциями Хроническая неуспешность и тотальныйрегресс
Психологическийсиндром хронической неуспешности складывается в конце дошкольногоили в младшем школьном возрасте. Межличностная ситуация развития приэтом синдроме характеризуется несовпадением между ожиданиями взрослых идостижениями ребенка. Основная особенность психологического профиля — резкоповышенная тревожность, приводящая к дезорганизации действий и низкойрезультативности как основным особенностям деятельности ребенка. Реакциясоциального окружения — постоянная негативная оценка, поддерживающаявысокую тревогу. Позиция младшего школьника с хронической неуспешностью — этопредставление о себе как о безнадежно плохом ученике.
Такскладывается порочный круг: тревожность, нарушая деятельность ребенка, ведет кнеуспеху, негативным оценкам со стороны окружающих. Неуспех порождает тревогу, способствуязакреплению неудач. Чем дальше, тем труднее становится разорвать этот круг,поэтому неуспешность и становится «хронической». Чем болееответственную работу выполняет ребенок, тем больше он волнуется. Если уровеньтревоги и без того повышен, то его дополнительное повышение (волнение) ещебольше понижает результаты работы. Из-за этого ответственные контрольные иэкзаменационные работы выполняются не лучше, а хуже повседневных заданий.Возникает зависимость, удивляющая многих родителей и педагогов: при повышениимотивации снижаются достижения.
Итак, основойдля вывода о том, что у ребенка имеется хроническая неуспешность, служитсочетание следующих данных:
— Жалобы на низкие достижения ребенка.
— Высокий уровень тревоги. Это центральное собственно психологическое звенохронической неуспешности.
— Нормальная социализированность, высокая конформность. При их отсутствиинегативная оценка окружающих не ведет к заметному повышению тревоги.
Постоянныйнеуспех со временем приводит к появлению пессимистического подхода кдействительности, а иногда и к развитию депрессивного состояния. Какправило, признаки депрессии появляются к концу начальной школы. В подростковомвозрасте у детей с хронической неуспешностью нередко совершается переход отпозиции плохого ученика к самосознанию безнадежно неуспешной личности.Этим знаменуется формирование нового психологического синдрома — тотальногорегресса. Среди особенностей психологического профиляцентральную роль начинает играть депрессивный фон настроения. Деятельностьхарактеризуется отказом от каких-либо проявлений активности, от общения как свзрослыми, так и со сверстниками. В ответ и социальное окружение«отворачивается» от подростка, что углубляет депрессию и усиливаетпредставление о своей никчемности.
Тотальныйрегресс — один из наиболее тяжелых психологических синдромов подросткового июношеского возраста. Для него типична не только остановка в развитии, но иутрата прежних достижений (чем и объясняется его название).
Вывод о том,что у подростка имеется тотальный регресс, может быть сделан при сочетанииследующих показателей:
— Жалобы на пассивность подростка, утрату прежних увлечений и интересов,отсутствие контактов с взрослыми и сверстниками.
— Депрессивный фон настроения, сниженная самооценка, пессимистическиепредставления о своем будущем.
— Склонность окружающих оценивать состояние подростка как данность, неподдающуюся изменению, т.е. принятие ими его собственной оценки. Уход от деятельности и психологическаяинкапсуляция
Развитие потипу ухода от деятельности происходит у детей, которые неполучают достаточного внимания со стороны взрослых. Такой ребенок как бы«отсутствует» на уроке, не слышит адресованных ему вопросов иуказаний учителя. И дело не в его повышенной отвлекаемости. Он не сосредоточенна чем-то постороннем, а погружен в свой внутренний мир, в фантазии и мечты.Фантазирование позволяет восполнить недостаток внимания («Я — знаменитыйохотник, путешественник, кинозвезда»).
Гипертрофированноеразвитие защитного фантазирования составляет основную особенность психологическогопрофиля при этом синдроме. Погружаясь в мир своих защитных фантазий,ребенок «отключается» от внешней активности, что является основнойхарактеристикой его деятельности и обусловливает название синдрома.Позиция ребенка с уходом от деятельности является дошкольной, игровой, толькоигра совершается не во внешнем, а во внутреннем плане. Реакция социальногоокружения, пытающегося «вернуть» ребенка к скучной и неинтереснойдля него деятельности, дополнительно стимулирует его уход в замещающеефантазирование.
Повышенныйуровень тревожности поддерживается конфликтом между стремлением получатьреальное (а не только воображаемое) внимание и его отсутствием. Так порождаетсязамкнутый круг причин и следствий: фрустрация потребности во внимании порождаеттревогу, блокирующую те формы поведения, с помощью которых ребенок мог быпривлечь к себе внимание, Это, в свою очередь, поддерживает фрустрацию и т.д.
Уход отдеятельности проявляется в сочетании следующих показателей:
— Жалобы на пассивность ребенка. Они могут выступать в разных формах(«отсутствует на уроке», «витает в облаках»,«ленится»).
— Проявления демонстративности в мягких, социально приемлемых формах.
— Склонность к фантазированию.
— Некоторое повышение общего уровня тревожности, не приводящее, однако, ксущественным нарушениям деятельности.
В подростковомвозрасте тенденция к уходу от деятельности порождает самосознание одиночки,непонятого окружающими и далекого от их интересов и устремлений. Оно исоставляет сущность психологического профиля при складывающемся синдромепсихологической инкапсуляции. Основной особенностьюдеятельности подростка становится отсутствие содержательного общения сосверстниками. Социальное окружение воспринимает подростка как«странного», поддерживая тем самым его специфическое самосознание.
У подростка спсихологической инкапсуляцией потребность в общении со сверстниками столь жевысока, что и у любого другого подростка. Ее неудовлетворенность приводит кразвитию депрессивных тенденций, хотя далеко не столь выраженных, какпри тотальном регрессе. Защитную роль продолжает играть компенсаторноефантазирование, которое, разумеется, не может заменить собой реальногоудовлетворения потребности, но все же снижает психотравмирующий эффект фрустрации.
Критерием дляопределения психологической инкапсуляции служит сочетание приблизительно тех жепризнаков, что и при уходе от деятельности:
— Жалобы на пассивность подростка. Как правило, подчеркивается, прежде всего,пассивность в общении, отсутствие друзей и подруг.
— Проявления демонстративности. При психологической инкапсуляции, как и приуходе от деятельности, она проявляется в мягких, социально приемлемых формах.
— Склонность к фантазированию. При психологической инкапсуляции фантазированиечасто принимает формы мечты.
— Тревожность, не приводящая, однако, к существенным нарушениям деятельности.
Психологические синдромы, связанные с трудностямисоциализации Социальная дезориентация и отверженность
Психологическийсиндром социальной дезориентации возникает в результате резкогоизменения условий жизни ребенка. Наиболее частая причина такого изменения — поступление в школу. Иногда этот синдром складывается еще в дошкольномвозрасте, в связи с поступлением ребенка в детский сад. Нередко его возникновениебывает вызвано переездом в другой город или другую страну. Чем сильнееизменение условий жизни, тем вероятнее возникновение этого психологическогосиндрома.
Социальнаядезориентация возникает отнюдь не у всех детей, чьи условия жизни резкоизменились. Она появляется в тех случаях, когда понижена чувствительностьребенка к социальным нормам. В отличие от этого, есть дети с высоким общимуровнем социализированности. Они достаточно легко встраиваются в новую жизнь,быстро начинают чувствовать новые требования, предъявляемые к ним, и новыеожидания окружающих.
Основнойособенностью психологического профиля детей с социальной дезориентациейявляется недостаточная иерархизация социальных норм. Из-за этого относительночасты нарушения весьма значимых норм (агрессивные проявления, мелкое воровство,вандализм и т.п.), что составляет основную особенность деятельности этихдетей. Реакция окружающих исходит из их представления о сознательномнарушении норм. Это делает ее неадекватной реальности, что еще больше «запутывает»ребенка, усиливая его дезориентированность.
При социальнойдезориентации детей обычно приводят к психологу с поведенческими жалобами. Приобследовании часто бросается в глаза несоблюдение дистанции, обычной дляобщения ребенка с посторонним взрослым. В отличие от детей с ужесформировавшейся антисоциальной установкой, при социальной дезориентации почтиникогда не встречается негативистическая позиция, враждебность к проверяющему.
При диагностикесоциальной дезориентации психолог опирается на сочетание следующих показателей:
— Жалобы на нарушение ребенком социальных норм.
— Низкий уровень социализированности.
— Отсутствие антисоциальных установок. Этот признак отличает социальнуюдезориентацию от антисоциальной психопатии, представляющей собой значительноболее серьезное отклонение в развитии.
К подростковомувозрасту у ребенка с социальной дезориентацией часто складывается представлениео враждебности и несправедливости окружающего мира. Ребенок видит, чтонарушения, совершаемые другими детьми, часто оставляются без наказания. Приэтом он не понимает, что они гораздо более безобидны, чем его собственные,регулярно наказываемые. Из-за этого он проникается убежденностью внесправедливом отношении к себе со стороны взрослых. Такое убеждение ведет к представлениюо том, что вся жизнь устроена несправедливо, что сами нормы обществанеправильны, — то есть к сознательной асоциальной или даже антисоциальнойустановке.
Описанноеотношение к миру приводит к тому, что важнейшей особенностью психологическогопрофиля подростка становится самосознание изгоя, отвергаемого обществом.Это дало нам основания назвать складывающийся синдром отверженностью.На враждебность окружающего мира подросток реагирует агрессией иантисоциальными проявлениями, составляющими характерную особенность егодеятельности. Ответная враждебная реакция социального окруженияподтверждает и поддерживает представления подростка о мире и о себе.
Дляотверженности характерно следующее сочетание показателей:
— Жалобы на поведенческие нарушения, негативизм.
— Ярко выраженная фрустрированная потребность в общении.
— Негативная установка по отношению к окружающей социальной действительности,восприятие ее как враждебной и несправедливой.
— Низкая чувствительность к социальным нормам.Семейная и групповая изоляция
Психологическийсиндром семейной изоляции — это, по сути, «застревание»школьника в системе отношений, характерной для дошкольного возраста, когдаосновной сферой общения ребенка является его семья. Наиболее выраженные формысемейной изоляции наблюдаются в тех случаях, когда сама семья в целомпредставляет собой замкнутую единицу, изолированную от окружающего общества (впротивном случае сосредоточенность ребенка на семейных отношениях не особеннопрепятствует его вхождению в общество).
Частой основойэтого становится принадлежность семьи к какому-либо меньшинству: религиознойсекте, этническому или национальному меньшинству, специфическомуидеологическому, культурному или политическому движению (например, пацифизм илиантропософия). Таким образом, специфика межличностной ситуации развитияпри семейной изоляции состоит в том, что социокультурные ориентации семьи, вкоторой воспитывается ребенок, существенно отличаются от ориентаций окружающих.
Психологическиеособенности, характерные для ребенка сэтим синдромом, — это его повышенная зависимость, низкий уровеньсамостоятельности, инфантильность. Позиция школьника формируется замедленно.Часта боязнь окружающего мира, приводящая к избеганию контактов сосверстниками. В результате у ребенка не формируются навыки общения и еще болееуглубляется его замкнутость в сфере семейных отношений, что и составляетглавную особенность его деятельности. Реакция социального окруженияна инфантильность и несамостоятельность ребенка представлена, в первую очередь,гиперопекой со стороны родителей, которая поддерживает и закрепляет егопсихологические особенности.
Таким образом,основой для постановки этого «диагноза» служит сочетание следующихпоказателей:
— Жалобы на трудности в общении со сверстниками.
— Недостаточная самостоятельность ребенка, его повышенная зависимость отродителей.
— Замкнутость ребенка в семье (а нередко также замкнутый образ жизни семьи вцелом).
В подростковомвозрасте, который при семейной изоляции обычно начинается с запозданием,ребенку нередко удается найти группу сверстников со сходными социокультурнымиориентациями. В такой группе он может успешно адаптироваться, сохраняя при этомустановки, существенно отличающие его от остальных сверстников, не входящих вэту группу. В этом случае складывается психологический синдром групповойизоляции. По внешним проявлениям он очень далек от семейной изоляции (вчем-то почти противоположен ей), однако в действительности между этимисиндромами есть прямая связь.
Самосознаниеподростков с групповой изоляцией характеризуется особо высокой идентификациейсо своей группой и более или менее выраженным противопоставлением себя и группыостальному обществу. Это — важнейшая характеристика психологического профиляпри данном синдроме. Высока зависимость подростка от мнения группы,подчиняемость. Основная особенность деятельности состоит в том, чтосамостоятельность подростка в действиях и в принятии решений снижена. Жалобыродителей часто звучат противоположным образом: они порой жалуются начрезмерную независимость ребенка. Однако в действительности речь идет лишь отом, что его поведение зависит не от них, а от группы сверстников. Такие детиявляются не лидерами подростковых групп, а представителями массы, следующей залидером.
Вывод о том,что у подростка имеется групповая изоляция, делается при сочетании следующихпризнаков:
— Жалобы на то, что ребенок не признает авторитет родителей и школы, проводиточень много времени в компании сверстников.
— Высокая степень идентификации подростка с группой, к которой он принадлежит,принятие ее целей и норм.
— Низкая степень критичности и самостоятельности в принятии решений, высокаяподчиняемость.
Заключение
Синдромныйподход в психологии, как и в медицине, основан не на какой-либо универсальнойформальной классификации, а на конкретных наблюдениях. Вследствие этоговыявляемые психологические синдромы отличаются один от другого по многимпараметрам, систематизация которых представляет собой отдельную задачу. Вчастности, одно из существенных различий связано с характером прогноза.С этой точки зрения могут быть выделены синдромы с относительноблагоприятным прогнозом, невротизирующие и психопатизирующиесиндромы.
К синдромам сотносительно благоприятным прогнозом относятся уход от деятельности,психологическая инкапсуляция, позитивное самопредъявление, гиперсоциальность.Разумеется, и эти психологические синдромы при их сильной выраженности иотсутствии коррекционных мер могут приводить к неврозу или психопатоподобнымпроявлениям. Однако в большинстве случаев дело ограничивается некоторымипсихологическими проблемами, не достигающими степени заболевания и нетребующими медицинского вмешательства. С медицинской стороны синдромы семейнойи групповой изоляции также имеют благоприятный прогноз. Однако их социальныйпрогноз принципиально зависит от социальных ориентаций семьи (при семейнойизоляции) или группы сверстников (при групповой изоляции), к которойпринадлежит ребенок.
Ярко выраженныйневротизирующий характер имеют хроническая неуспешность и тотальныйрегресс. Последний синдром, как правило, развивается на фоне уже имеющегосяневроза. При обоих этих синдромах чисто медицинское вмешательство не может бытьдостаточно эффективным. Оно обязательно должно быть дополненопсихокоррекционными воздействиями, направленными на нормализацию системыотношений ребенка с окружающими.
Психопатизирующее воздействие оказывают социальная дезориентация и отверженность.Последняя часто развивается на фоне уже сложившихся психопатоподобныхнарушений. Психопатоподобное поведение могут порождать также синдромы негативногосамопредъявления и демонстративного нигилизма. Как и в случаеневротизирующих синдромов, для преодоления негативных психологическихпоследствий психопатизирующих синдромов необходима перестройка системыотношений ребенка с его социальным окружением.
Описанные вышепсихологические синдромы образуют естественные пары: вариант, характерный длястаршего дошкольного — младшего школьного возраста, и подростково-юношескийвариант. Для разных синдромов соотношения внутри такой пары различны. Внекоторых случаях подростковый вариант является прямым продолжением ранеесложившегося синдрома. Таковы пары негативное самопредъявление — демонстративный нигилизм, позитивное самопредъявление — гиперсоциальность, уход от деятельности — психологическая инкапсуляция.В других случаях это соотношение не столь однозначно. В парах хроническаянеуспешность — тотальный регресс, социальная дезориентация — отверженность, семейная изоляция — групповая изоляция подростковыйсиндром является не прямым продолжением предшествующего варианта развития, атипичным (но не обязательным) «осложнением» предшествовавшегосиндрома.
Во всехописанных случаях смена синдромов не является автоматическим следствиемповзросления ребенка. Иногда синдром, типичный, вообще говоря, для дошкольногоили младшего школьного возраста, может сохраняться на протяжении подростковогои юношеского возрастов (или даже впервые возникнуть в одном из этих возрастныхпериодов). Иногда, напротив, «подростковый» синдром может сложитьсяуже в младшем школьном возрасте.
Вместе с тем,анализ приведенных описаний психологических синдромов показывает, что имеетсяобщее типологическое различие между синдромами младшего школьного иподросткового возрастов. Психологические синдромы младшего школьного возрастаопределяют специфику процесса учения и вхождения ребенка в школу как социальныйинститут. Психологические особенности, характерные для того или иного синдрома,воплощаются в особенностях позиции ребенка.
Психологическиесиндромы подросткового возраста представляют собой различные формы построениясистемы социальных отношений ребенка с другими людьми. Психологическаяпредставленность разных синдромов определяется различиями в самосознанииподростков. Вследствие этого, психологические синдромы в подростковом возрастезначительно более интегративны, чем в младшем школьном, и охватывают личность вцелом, во всем многообразии ее социальных связей и представлений о себе.
Подростковые июношеские синдромы не обязательно складываются на основе имевшихся ранеесоответствующих синдромов младшего школьного возраста. Они могут (хотя это и нетипично) возникнуть и на основе каких-либо других синдромов или же вообщепоявиться без предшествующего развития какого-либо психологического синдрома
Статья А.Л.Венгера


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Налоговый контроль: понятие, задачи, формы, виды и методы
Реферат Айтматов ч. - Протест против наркомании в романе ч. айтматова «плаха»
Реферат Характеристика наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров
Реферат Динамика финансовых результатов деятельности предприятия на примере ООО НЗЖБИ-НК
Реферат Ювелирный камень аданит
Реферат Особливості кредитування малого бізнесу
Реферат Macbeth Vs A Christmas Carol Essay Research
Реферат Айтматов ч. - Повесть после сказки
Реферат Исследования по электростатике и магнитостатике
Реферат А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» 1959,1962 Цель: Вызвать интерес к личности и творчеству Солженицына. Показать необычный жизненный материал рассказ
Реферат Разработка и ведение деловых игр с использованием ЭВМ
Реферат Методы удовлетворения потребностей сферой сервиса
Реферат Методика преподавания темы “Электромагнитные колебания” в средней школе с использованием компьютерных технологий
Реферат Айенгар Б. К. С. – Дерво Йоги. Йога Врикша
Реферат Компьютеризация и учет затрат в ОАО "Динамик"