Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Педагогическая теория Н.К.Крупской

Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева
Жизнь и педагогическая деятельность Н. К. Крупской.
Огромныйвклад в строительство советской школы и в разработку советской педагогическойтеории внесла Надежда Константиновна Крупская (1869—1939) — жена, друг исоратник В. И. Ленина, выдающийся деятель Коммунистической партии, организаторсоветского просвещения, крупнейший педагог-марксист. В практическойдеятельности и в педагогических трудах Н. К. Крупской воплощена ленинскаяпрограмма воспитания нового человека — активного строителя социализма икоммунизма.
Н.К. Крупская родилась в Петербурге в 1869 году в революционно-демократическойсемье. Ее отец Константин Игнатьевич Крупский был человеком передовых взглядов.Он служил подпоручиком в частях царской армии, расположенных в Польше, и вовремя польского восстания 1863 года оказывал помощь повстанцам. За своиантиправительственные взгляды и действия он был признан неблагонадежным иуволен со службы, сначала с военной, а затем и с гражданской.
Интереск педагогической деятельности возник у Н. К. Крупской еще в семье, под влияниемсобиравшихся у отца народовольцев, осуществлявших «хождение в народ». Развитиюэтого интереса в дальнейшем способствовали прогрессивно настроенные учителягимназии. В гимназии она осознала, что в педагогической работе ее призвание ичто учительницей она будет полезной своему народу. Однако после окончаниягимназии Крупская, как дочь политически неблагонадежного человека, не моглаполучить место работы педагога.
В1889 году Н. К. Крупская поступила на историко-филологическое отделение Высшихженских курсов (Бестужевских) в Петербурге. Тогда же она сблизилась с кружкомреволюционно настроенных студентов. В этом марксистском кружке она впервыеуслышала о деятельности Интернационала и познакомилась с появившимися в Россиипроизведениями К. Маркса и Ф. Энгельса.
Марксизмстановится путеводной звездой в жизни Н. К. Крупской: «Марксизм дал мневеличайшее счастье, какого только может желать человек: знание, куда надо идти,спокойную уверенность в конечном исходе дела, с которым связала свою жизнь.Путь не всегда был легок, но сомнения в том, что он правилен, никогда не было».
Длятого чтобы всецело отдаться изучению марксизма и революционной работе, Н. К.Крупская ушла с курсов и стала заниматься революционной пропагандой средирабочих столицы. С осени 1891 года она поступила учительницей ввечерне-воскресную школу в с. Смоленском на Шлиссельбургском тракте (на окраинеПетербурга), где вела активную политическую и педагогическую деятельность средирабочих вплоть до 1896 года, когда была арестована.
Осенью1893 года в Петербург приехал В. И. Ленин. В феврале 1894 года на совещаниипитерских марксистов Надежда Константиновна встретилась с Владимиром ИльичемЛениным. «Мы встретились с Ильичем уже как сложившиеся революционные марксисты,и это наложило печать на нашу совместную жизнь и работу», — вспоминала Н. К.Крупская.
Осенью1894 года Крупская организовала кружок из рабочих — учеников школы, с которымивел занятия Владимир Ильич. В другие кружки, где В. И. Ленин вел пропагандумарксизма, входили и некоторые ученики Крупской.
В1895 году марксистские кружки Петербурга объединились в единую политическуюорганизацию «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», в работе которого Н.К. Крупская принимала активное участие. В декабре 1895 года В. И. Ленин идругие руководители «Союза борьбы» были арестованы и заключены в тюрьму, ачерез год была арестована и Надежда Константиновна. В конце 1897 года Н. К.Крупская с трудом добилась разрешения отбывать ссылку в селе Шушенском, кудауже был выслан Владимир Ильич Ленин. В годы ссылки Н. К. Крупская былаближайшим помощником В. И. Ленина в его огромной теоретической деятельности.
В1899 году Н. К. Крупская написала свою первую книгу — «Женщина-работница», вкоторой с исключительной яркостью раскрыла ужасающие условия жизни трудящихсяженщин в России и с марксистских позиций осветила вопросы воспитанияпролетарских детей. Это была первая марксистская книга о положении трудящихсяженщин в России.
Послеокончания срока своей ссылки Н. К. Крупская выехала за границу, где в это времяуже жил Владимир Ильич, и приняла активнейшее участие в работе по созданиюКоммунистической партии и подготовке будущей революции.
Возвратившисьвместе с В. И. Лениным в 1905 году в Россию, Надежда Константиновна попоручению Центрального Комитета большевистской партии вела огромную партийнуюработу, которую продолжала затем за границей, куда вновь эмигрировала вместе сВ. И. Лениным в 1907 году.
Вто же время Н. К. Крупская трудилась и над решением педагогических проблем,обстоятельно изучала большую зарубежную и русскую педагогическую литературу,посещала школы, получала обширную информацию о положении народного образованияв России.
Выступаяв печати по вопросам образования и воспитания, Надежда Константиновна раскрыласословно-классовую сущность школы царской России, буржуазно-помещичьюидеологическую направленность воспитания в ней и наметила пути развития новойшколы, школы, которую следует создать после победы пролетарской революции.
Кэтому времени относится ряд статей Н. К. Крупской, опубликованных в журнале«Свободное воспитание», издававшемся в России: «Следует ли обучать мальчиков«бабьему делу»?», «К вопросу о свободной школе», «Самоубийства среди учащихся исвободная трудовая школа».
Революционноедвижение в России, руководимое большевистской партией, ширилось и крепло, встране назревала революция. «Надо было готовиться к моменту,— писала Н. К. Крупская,—когда власть перейдет в руки рабочего класса, надо оыло подготовлять фронтпросвещения. Работа эта стала неотложной: когда разразилась война, надо былобраться за работу вплотную».
Вэтих условиях по совету Ленина Надежда Константиновна решила написатьобобщающую работу, которая показала бы развитие демократических педагогическихидей и вскрыла эксплуататорский характер современной буржуазной школы. В 1915году ею была написана книга, вышедшая в 1917 году под названием «Народноеобразование и демократия».
ВладимирИльич, посылая рукопись этой книги А. М. Горькому, высоко оценил ее значение.Это была первая марксистская книга, в которой дана история идей трудовоговоспитания, изложено учение Маркса и Энгельса о политехническом образовании,дано критическое освещение состояния школы и педагогики в капиталистическихстранах.
Какэта, так и ряд других работ Н. К. Крупской, написанных до Великого Октября,имели большое значение для выработки основ новой, социалистической педагогики.
Возвратившисьвместе с В. И. Лениным после Февральской революции 1917 года в Россию, Н. К.Крупская по указанию партии принимает активное участие в организации народногообразования — в Выборгском районе Петрограда, помещает ряд статей по вопросамнародного просвещения в большевистской прессе.
Вдни Великого Октября Н. К. Крупская работала в штабе революции — Смольном и вВыборгском комитете партии. После победы Советской власти НадеждаКонстантиновна стала членом коллегии Наркомпроса, а с 1929 года — заместителемнаркома просвещения РСФСР. Она заведовала внешкольным отделом Наркомпроса, а в1920 году, когда был организован Главный политико-просветительный комитет(Главполитпросвет) — орган, руководивший всей политико-просветительной работойв стране, Надежда Константиновна была поставлена во главе этого комитета. В тоже время (с 1921 года) она возглавляла научно-педагогическую секциюГосударственного ученого совета (ГУСа), принимала непосредственное участие вразработке учебных планов, программ и ряда важнейших педагогических документов.Значительна роль Надежды Константиновны в деле строительства советской школы.Она руководила рядом педагогических журналов, писала статьи и книги попедагогическим проблемам, читала лекции в Академии коммунистическоговоспитания, поддерживала теснейшую связь с учителями и учащимися, вела большуюпереписку с работниками просвещения, комсомольцами и пионерами.
Н.К. Крупская продолжала углубленно разрабатывать педагогическую теорию. Онашироко освещала в своих трудах важнейшие проблемы коммунистического воспитания,политехнического обучения, дидактики, последовательно боролась за реализациюмарксистско-ленинского учения о воспитании и образовании.
Н.К. Крупская была членом ЦК Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков),депутатом и членом Президиума Верховного Совета СССР, почетным академиком,доктором педагогических наук. Вся ее жизнь была отдана борьбе за дело партии,за счастье трудящихся, за коммунизм.
Н.К. Крупская о воспитании нового человека.В своих статьях и выступлениях Н. К.Крупская отстаивала и пропагандировала программу борьбы за новую,социалистическую школу, которую выдвинула партия, разъясняла в них ленинскиепринципы связи школы с политикой, единства трудовой школы, ее светскости,разрабатывала вопросы патриотического и интернационального воспитания. Оначетко сформулировала коренное отличие социалистической советской школы отбуржуазной. В статье «К вопросу о целях школы» (1923) она писала: «Целибуржуазного государства ведут к подавлению личности громадного большинства детей,к затемнению их сознания, эти цели идут вразрез с интересами молодогопоколения; цели, которые ставит школе рабочий класс, ведут к расцвету личностикаждого ребенка, к расширению его кругозора, к углублению его сознания, кобогащению его переживаний, цели идут по линии интересов молодого поколения. Вэтом разница между целями буржуазии и целями пролетариата».
Н.К. Крупская указывала, что воспитание подрастающего поколения играет большуюроль в деле строительства социализма. По ее словам, «необходимой предпосылкойсоциализма является человек, способный осуществить социализм».
НадеждаКонстантиновна подчеркивала, что лишь школа, тесно связанная с окружающейжизнью, с интересами ребенка, открывающая ему различные сферы применения своихсил, создает условия для развития человеческой личности. В советской школевоспитание коллективиста должно быть соединено с воспитанием всестороннеразвитого, внутренне дисциплинированного человека, способного глубокочувствовать, ясно мыслить, организованно действовать.
Н. К. Крупская о воспитании коммунистической морали.
НадеждаКонстантиновна много занималась разработкой проблемы коммунистической морали.Для советской школы и педагогики, говорила она, ведущим является воспитание усоветских детей коммунистического мировоззрения, большевистскойцелеустремленности и высоких моральных качеств.
Длятого чтобы правильно разрешить вопрос, каково должно быть коммунистическоевоспитание, надо прежде всего, по словам Н. К. Крупской, дать себе отчет в том,что за человек должен быть коммунист, что он должен знать, к чему стремиться,как поступать. Во главу угла должно быть поставлено воспитание у наших детейкоммунистической морали, горячей любви к Родине, умения бороться за торжествокоммунизма. Мы обязаны так воспитать учащегося, чтобы он научился понимать, «вкаком направлении идет перестройка всего общественного строя».
Вряде своих произведений Крупская подробно останавливалась на воспитаниикоммунистического отношения к общественной собственности, к труду. Большойинтерес в этом отношении представляет письмо Надежды Константиновны пионерам"«Мое» и «наше»" (1932).
Особоевнимание она уделяла воспитанию коллективизма, считая одной из важнейших задачсоветской школы привитие учащимся навыков общественника-коллективиста. Школа,пионерская организация и комсомол имеют общие цели по воспитанию уподрастающего поколения коммунистической морали, по развитию у негоколлективизма. В первую очередь надо наладить коллективную работу детей,которая дает им возможность сознавать себя частью целого, частью коллектива.Надо помочь ребенку, разъясняла Крупская, осознать свои мысли и чувства,сделать это познание самого себя средством познания других, средством болеетесного сближения с коллективом, для того чтобы расти вместе с другими и идтисообща к новой, счастливой, интересной и полноценной жизни.
Приэтом условии индивидуальные черты члена коллектива не только не будутстираться, а, напротив, будут развиваться в интересах всего коллектива. НадеждаКонстантиновна дает советы учителю, как следует работать в классе, чтобысплотить коллектив, чтобы воспитать лучшие черты советского человека.
Крупскаявсегда подчеркивала, что необходимо в Советской стране уметь воспитатьнастоящего интернационалиста, любящего свой народ и трудящихся всех стран мира.Она всячески поддерживала инициативу детей разных национальностей, помогала имдружить друг с другом. Она рекомендовала школам и пионерским организациямустанавливать связи с пролетарскими детьми за рубежом, укреплятьинтернациональную дружбу.
Крупскаяпостоянно учила, что воспитанник советской школы в результате овладенияосновами наук должен быть материалистом-атеистом, хорошо понимать истинныйхарактер религии и уметь разоблачать антинаучные положения, бороться спредрассудками. Огромную роль в деле освобождения от религиозных взглядов исуеверий, говорила она, играют науки о природе и обществе, художественнаялитература, правильно поставленное эстетическое воспитание, хорошие фильмы,различные внешкольные мероприятия.
НадеждаКонстантиновна придавала большое значение эстетическому воспитанию вформировании личности ребенка, разъясняла, что искусство организует детей,служит средством более тесного их сближения с коллективом. Она хотела, чтобыискусство стало составной частью жизни, чтобы дети знали искусство другихнародов. Отмечая, что в школах «эстетическое воспитание у нас часто заброшено»,она настаивала на том, чтобы пение и рисование преподавались в каждой школе.
H. К. Крупская о содержании образования.
Крупскаясчитала, что задачам коммунистического воспитания должно быть подчиненопреподавание каждого предмета и все содержание учебно-воспитательной работы вшколе. «Надо дать марксистское понятие окружающего, не говоря никаких большихслов», надо «создать программу, в которой может быть и не употреблялось быслово марксизм, но которая, по существу дела, показывала бы связь явлений внастоящем виде». Надежда Константиновна особенно настойчиво подчеркивала приэтом, что недопустимо упрощенчество при сообщении детям основных положениймарксизма. Свои знания советские школьники должны связать с практикойсоциалистического строительства, коммунистическое мировоззрение должноопределять их поступки и поведение.
НадеждаКонстантиновна Крупская уделяла огромное внимание вопросам обучения в советскойшколе. Для того чтобы успешно осуществлять воспитание коммунистическогомировоззрения у детей, учителям необходимы глубокие знания, нужно, чтобы каждыйпреподаватель в своей деятельности руководствовался материалистическойдиалектикой. Каждый учебный предмет должен изучаться в школе в связи с другимипредметами и с конкретной жизнью. Без этого наша учеба, говорила она, не дастучащимся материалистического мировоззрения, не даст им умения осмыслитьокружающую жизнь, не научит логически думать, применять знания в жизни. Считая,что знания, приобретаемые учащимися, должны носить действенный характер,Надежда Константиновна писала: «Надо взять из науки все, что в ней есть важногои существенного, жизненного, взять и немедля применить к жизни, пустить воборот».
Впервые годы строительства советской школы, когда в научно-педагогической секцииГУСа решался вопрос о новом содержании и характере школьных программ, Н. К.Крупская считала, что комплексная система обучения поможет установлениюдиалектической связи между отдельными учебными предметами. Впоследствии,признав ошибочность комплексного построения программы, она с присущейкоммунисту самокритичностью указала, что комплексные программы привели кустановлению «каких-то ужасно искусственных, противоестественных связей». Онаобъяснила эту ошибку недостаточной марксистской подготовленностью деятелейНаркомпроса.
Приветствуяпостановление ЦК партии «О начальной и средней школе» (1931) и другиепостановления ЦК о школе, Крупская призывала советское учительствопоследовательно и энергично бороться за успешную их реализацию. Каждая отрасльнауки, подчеркивала она, должна быть поставлена на службу социалистическомустроительству. Именно с этой точки зрения каждый учитель должен подходить кпреподаванию своей дисциплины. Он должен уметь вскрывать перед учащимися связьмежду теорией и практикой. Только такой подход дает возможность установитьдиалектическую связь между отдельными предметами, подчинить их общей цели.
Крупскаясчитала, что необходимо диалектически подходить и к самой методике. Методика,писала она, органически связана с теми целями, которые стоят перед школой. Еслицель школы — воспитать послушных рабов капитала, то и методика будетсоответствующей, и наука будет использована для этих задач. Наоборот, если цельшколы — воспитать сознательных строителей социализма, то и методика будетсовсем другая, и все достижения науки будут использованы для этой высокой цели.
Рядстатей Крупской по вопросам преподавания отдельных учебных предметов в школе(истории, географии, математики, естествознания, литературы и др.) и сейчасимеет большое теоретическое и практическое значение. В них содержатсяконкретные советы и указания, как следует вести занятия по отдельным предметам,добиваясь максимальной активности и сознательности учащихся.
Н.К. Крупская о политехническом образовании и трудовом воспитании. НадеждаКонстантиновна считала, что, воспитывая советского гражданина, мы никогда недолжны забывать, что живем в республике труда, мы не можем выпускать в жизнь изнаших школ белоручек, мы не должны недоучитывать воспитывающей роли труда. Онасправедливо требовала, чтобы дети с юных лет прониклись уважением к физическомутруду. Стране социализма, говорила она, барчат не надо. Нужны умелые руки вбыту и на всякой работе.
НадеждаКонстантиновна тесно связывала вопросы трудового воспитания с политехническимобучением. Тщательно изучая произведения основоположников марксизма,руководствуясь программой, принятой VIII съездом партии, Крупская стремиласьразработать применительно к конкретным историческим условиям основные положенияосуществления политехнизма в советской школе. Она справедливо указывала, чтополитехнизация школы должна осуществляться на основе общего образования,подчеркивала, что В. И. Ленин заботился не о подготовке «рабочей силы» только,а о воспитании сознательных строителей нового общества.
Реконструкциявсего народного хозяйства, писала Крупская, пробуждает в массах, в том числе ив детях, интерес к технике, а это создает благоприятные условия дляполитехнического обучения. Необходимо, чтобы этот интерес поддерживался ссамого раннего возраста. «Надо увлечь учащихся романтикой современной техники».Было бы ошибочно думать, что содержание политехнического образования сводитсялишь к приобретению известной суммы навыков, или многоремесленности, или толькок изучению современных, притом наивысших, форм техники. Политехнизм — это целаясистема, в основе которой лежит изучение техники в ее различных формах. Сюдавходит и изучение живой природы и технологии материалов, и изучение орудийпроизводства, их механизмов, изучение энергетики, изучение географическойосновы экономических отношений, влияние способов добывания и обработки наобщественные формы труда и влияние последних на весь общественный уклад.«Политехнизм,— подчеркивала П. К. Крупская, — не есть какой-то особый предметпреподавания, он должен пропитывать собою все дисциплины, отразиться на подборематериала и в физике, и в химии, и в естествознании, и в обществоведении».Необходима взаимная связь этих дисциплин и связь их с практическойдеятельностью и особенно с обучением труду.
Большуюроль Н. К. Крупская отводила производительному труду учащихся. Она указывала,что работа в школьных мастерских для V—VII классов должна быть педагогическипродумана с точки зрения политехнизации, не следует допускать ремесленничества;учащихся VIII—Х классов необходимо включать в труд промышленных предприятий,колхозов и совхозов. Это даст им представление о современной технике, расширитполитехнический кругозор, будет способствовать воспитанию коммунистическогоотношения к труду.
НадеждаКонстантиновна была очень встревожена тем, что во второй половине 30-х годоввнимание к вопросам политехнизации школы было ослаблено, проявилась большаянедооценка политехнизма в обучении. Она обращалась в ЦК ВКП(б) об этомнеблагополучии; подчеркивая огромную роль, которую призвано сыгратьполитехническое обучение в стране строящегося социализма, Н. К. Крупскаяпредлагала немедленно приступить к осуществлению целого ряда мероприятий,обеспечивающих должную постановку в школах трудового и политехническогообучения.
Н. К. Крупская о советском учителе.
Руководствуясьуказаниями Коммунистической партии и В. И. Ленина об учителе, Н. К. Крупскаяписала, что профессия учителя у нас не только почетна, но это одна из «наиболеезахватывающих» профессий. Хотя Крупская, занятая большой государственнойработой, не могла продолжать свою практическую педагогическую деятельность, онасохранила до конца своих дней огромный интерес к школе и учительству. НадеждаКонстантиновна уделяла исключительное внимание подготовке советскогоучительства, его идейному воспитанию. В своих работах она отмечала особую рольсельского учителя как проводника политики партии в деревне. Она принимала самоедеятельное участие в той борьбе, которая велась в первые годы Советской властиза привлечение учительства к участию в строительстве советской школы,поддерживала теснейшую связь с учительством всю свою жизнь, оказывала учителямвсяческое содействие, заботясь об их подготовке и материальном благополучии.
Имеяпостоянно в виду великие цели, поставленные перед советской школойКоммунистической партией, Надежда Константиновна призывала учителей и учащихсянеустанно работать над собой, по-настоящему учиться марксизму-ленинизму и идтипутем, указанным Лениным.
Н. К. Крупская о пионерском движении.
Спервых дней создания пионерской организации Крупская принимала в ее жизнидеятельное участие. Она всячески помогала борьбе с буржуазным детским движением(бойскаутизмом), имевшим известное распространение среди молодежи в первые годыреволюции, и стремилась связать деятельность новой, пролетарской организации сошколой.
Детскоекоммунистическое движение, писала Н. К. Крупская еще в 1922 году, поможет«воспитать детей не пассивными созерцателями строительства социализма, аактивными его строителями». Она считала, что пионерская организация должна бытьшколой коллективизма, школой общей деятельности на благо социалистическойРодины.
Встатье «Школа и пионердвижение» (1924) она выясняла сложные вопросывзаимоотношения школы и пиоиердвижения. Немыслимо, писала Крупская,пионердвижение без школы, не может активный советский школьник не бытьпионером.
Крупскаядоказывала, что основной задачей пионерорганизации является борьба за знания (вто время главное внимание уделялось общественной активности). «В борьбе зазнания, — писала она, — пионеры должны играть крупную роль и должны играть этуроль именно как организация. Они должны быть заражены энтузиазмом по овладениюзнаниями, и надо, чтобы они не замыкались в себе, а старались всех ребятвтянуть в это дело и стать во главе всего детского движения за учебу».
Многовнимания Н. К. Крупская уделяла методике работы пионерских отрядов. Онасчитала, что пионеры должны быть застрельщиками в общественно полезной работешколы, и дала ряд советов по ее развертыванию. Она подчеркивала, что детидолжны быть поголовно втянуты в общественно полезную работу, которая, конечно,должна соответствовать возрасту детей и их интересам.
Онарешительно выступала против скучных, трафаретных форм пионерской работы,добиваясь, чтобы она была идейно насыщенной, красочной, удовлетворяющеймногообразные детские интересы. «Поменьше барабанного боя и побольшеуглубленной работы» — таково основное требование, предъявленное Н. К. Крупскойк вожатым.
Крупскаявсемерно помогала пионерам. Известна ее огромная работа при подготовке ипроведении I Всесоюзного слета пионеров (1929). Она получала от пионеровмножество писем, на которые неизменно сама отвечала. «Письма пионерам»,собранные в отдельной книге,— выдающееся произведение советской педагогики. Вэтих письмах Крупская учит пионеров коллективизму, социалистическому отношениюк труду и общественной собственности. Она раскрывает им сущность советскогопатриотизма, который должен пронизать все дела пионеров.
Н. К. Крупская о самоуправлении школьников.
Впедагогическом наследии Крупской самоуправление учащихся всегда рассматриваетсякак неотъемлемая часть трудовой политехнической школы. Самоуправление учащихсяв советской школе впервые узаконено «Положением об единой трудовой школе» и«Декларацией об основных принципах единой трудовой школы», в которых былоопределено право школ и учащихся развивать и укреплять ученическоесамоуправление, общественную активность и самодеятельность школьников.
Н.К. Крупской принадлежит заслуга в разработке проблемы самоуправления учащихся всоветской школе. В ряде ее работ«К вопросу о школьных судах» (1911), «Ошкольном самоуправлении» (1915), в выступлении на конференции пролетарскихкультурно-просветительных организаций 20 сентября 1918 года, в статьях«Общественное воспитание» (1923), «Школьное самоуправление и организация труда»(1923), «Детское самоуправление в школе» (1930) и других дана яснаяхарактеристика коренного отличия решения проблемы самоуправления в буржуазной ипролетарской школах.
НадеждаКонстантиновна указывала, что в буржуазной школе самоуправление содействуетвоспитанию индивидуалиста, убежденного защитника буржуазного строя, оно имеетярко выраженный антиколлективистический характер и является формой проявленияклассового господства буржуазии. Задачей самоуправления в советской школе, поопределению Н. К. Крупской, является воспитание коллективиста-общественника,активного участника всей жизни школы, готовящегося стать гражданином Советскогогосударства, активного участника коммунистического строительства. Школьноесамоуправление учащихся, говорила Надежда Константиновна, должно стать одним изсредств, которое помогает научить детей коллективно строить новую жизнь.
Встатье «Задачи школы I ступени» (1922) Надежда Константиновна говорит обопределяющей роли самоуправления учащихся как принципа организации детскогоколлектива и одной из важнейших задач школы считает воспитание в детях привычкиучиться, жить и работать коллективно.
Вряде выступлений Надежда Константиновна высказывает мысль о необходимостиспециальной подготовки детей к выполнению организаторских функций, чтобышкольники, активно участвуя в управлении делами своего коллектива, развивалиорганизаторские способности, приобретали организационные навыки и умения. Онанамечает следующие этапы организаторской работы: первый этап — обсуждение цели,постановка главных задач в работе коллектива с учетом реальных потребностей егожизни; второй этап — распределение обязанностей среди ее участников с учетомспособностей и возможностей каждого; третий этап — учет и контроль выполняемойработы; четвертый этап — подведение итогов.
НадеждаКонстантиновна рассматривала детское самоуправление как, одно из средств всейсистемы воспитательной работы и показала на этом примере образец конкретногоанализа детской деятельности и ее воспитательных результатов.
Важнейшимиявляются указания Надежды Константиновны о правильных взаимоотношенияхкомсомольской и пионерской организаций с органами детского самоуправления, ороли пионеров и комсомола в самоуправлении. Она постоянно поддерживаланеобходимость руководящей роли комсомола и пионерской организации в работесамоуправления и педагогического руководства развитием самодеятельностишкольников.
Н.К. Крупская разъясняла, что детское самоуправление в школьном коллективе — это«орган управления», а пионерская организация — «это политическая организацияподростков», действующая на основе своего устава, что нельзя противопоставлять,а также отождествлять их.
Основыдетского самоуправления, разработанные Н. К. Крупской, стали отправным пунктомдальнейшего развития их в теоретической и практической деятельности выдающегосясоветского педагога А. С. Макаренко.
Н. К. Крупская о связи школы и семьи.
НадеждаКонстантиновна была одним из первых советских педагогов, пропагандировавшихидею тесной взаимосвязи семьи и школы.
Воспитаниев советской школе, указывала она, не может осуществляться в отрыве от семьи. Вречи на Всесоюзном совещании женской молодежи (1935) Крупская говорила:«Материнский инстинкт дает много радости женщине. В этом инстинкте нет ничегоплохого. Мы считаем материнский инстинкт великой движущей силой, но, с другойстороны, мы, конечно, никогда не будем женщину ограничивать только воспитаниемдетей. Мы не будем отрывать ее от широкой общественной жизни». В еенаставлениях выдвигалось требование, чтобы советская женщина училасьвоспитывать детей в коммунистическом духе. Крупская всегда стояла за широкоевовлечение женщины в общественную жизнь. Это участие ни в коей мере не отвлекаетженщину от обязанностей матери, наоборот, именно мать-общественница и можетдавать детям настоящее, «наше, советское воспитание».
Мать— «естественная воспитательница», ее влияние на детей, особенно на малышей,огромно. Школа обязана помочь родителям (и матери в первую очередь) правильнонаправить воспитание детей, «ибо можно воспитать из дочери рабыню, можновоспитать из нее мелкобуржуазную индивидуалистку, не интересующуюся окружающейее бурностремительной жизнью, стоящую в стороне от этой жизни и лишь бесконечнокопающуюся в своих переживаниях, и можно воспитать из девчурки коллективистку,активную строительницу социализма, человека, черпающего радость в дружномтруде, в борьбе за великие цели, настоящую коммунистку».
Сложныевопросы воспитания могут быть разрешены только при тесном контакте родителей ишколы, и лишь при этом условии школа и семья смогут преодолевать трудности,которые встречаются в практике воспитания.
Н. К. Крупская о дошкольном воспитании.
Всвоем первом произведении — «Женщина-работница» (1899) — Надежда Константиновнапишет о тяжелом положении трудящейся матери в дореволюционной России. Вкапиталистическом обществе мать, занятая на работе, не может уделитьнеобходимое время воспитанию своего ребенка. «Итак, мы видим,— подчеркиваетона,— что в большинстве случаев женщина-работница поставлена в полнуюневозможность разумно воспитывать своих детей». Только в социалистическомобществе может быть широко, начиная с дошкольного возраста, поставленообщественное воспитание детей, которое призвано обеспечить их всестороннееразвитие.
В1917 году Надежда Константиновна выдвинула программу организации широкой сетияслей, детских садов и площадок для детей трудящихся. Она принимала самоеактивное участие во всей огромной работе по организации и развертыванию сетисоветских дошкольных учреждений. Своими многочисленными статьями по вопросамдошкольного воспитания она пробуждала горячий интерес к нему широких масснаселения, их творческую активность в этом деле.
НадеждаКонстантиновна остро критиковала буржуазное дошкольное воспитание, вскрыла егоподлинную классовую сущность.
Поее словам, «народные» детские сады, где воспитывались дети трудящихся, целикомспособствовали «воспитанию подрастающего поколения в направлении, диктуемомвластью помещиков и капиталистов их страны». Она выступает и против теории«свободного воспитания», находившей некоторое применение в советских дошкольныхучреждениях.
НадеждаКонстантиновна выдвигала целый ряд предложений о новой организации дошкольныхучреждений, о ночных группах в детских садах, о детских площадках на бульварахи в парках, об организации детских комнат в рабочих клубах и т. д. Она даламного практических указаний о содержании и методике коммунистическоговоспитания детей дошкольного возраста, о физическом, умственном, нравственном,трудовом, эстетическом воспитании ребенка-дошкольника.
Впедагогических трудах Н. К. Крупской выражена большая любовь к ребенку,огромная забота о детях трудящихся, стремление с раннего детства воспитыватьсоветских детей как будущих граждан великой социалистической Родины.
Н. К. Крупская как историк педагогики.
Крупскаякритически подходила к изучению классического педагогического наследствапрошлого. В книге «Народное образование и демократия» она впервые впедагогической литературе с марксистских позиций осветила историю идейтрудового воспитания, впервые дала изложение учения Маркса и Энгельса ополитехнизме. Большой интерес имеют отдельные главы этого труда, посвященныеРуссо, Песталоцци, Оуэну.
НадеждаКонстантиновна высоко ценила педагогическое наследство русской классическойпедагогики. Она призывала советских учителей обогащать свои знания изучениемпроизведений великих русских педагогов. Особо выделяла Н. К. Крупскаятворчество К. Д. Ушинского. Она указала, что «знакомство с его произведениями,такими простыми, ясными, анализ их дадут педагогу возможность ориентировки втом, что нам надо взять у Ушинского, дадут возможность сознательно отнестись ик различным течениям в современной педагогике».
Высокооценивала Крупская и педагогическое творчество Л. Н. Толстого, полагая, что«педагогические статьи Толстого являются неисчерпаемой сокровищницей мыслей идуховного наслаждения». Она отмечала, что, критически воспринимаяпедагогические мысли Ушинского и Толстого, мы можем найти в них много ценногодля советской школы.
НадеждаКонстантиновна была одним из первых советских педагогов, вскрывших реакционнуюсущность немецкой буржуазной педагогики. В работе «Народное образование идемократия» она установила, что считавшийся прогрессивным известный немецкийпедагог Кершенштейнер «далек от всякого демократизма». Он преклоняется передбуржуазным государством, блюдет пуще всего его интересы и с ним сообразует своюпедагогическую деятельность. В статье «Дорога таланту» (1916) она подчеркнула,что в современной Германии «приходят кершенштейнеры, ферстеры и наторпы,овладевают душой ребенка и прочно закладывают в нем преклонение передсуществующим немецким государством». Эта школа, писала далее НадеждаКонстантиновна, является основой для пропаганды крайнего шовинизма ичеловеконенавистничества. Вся творческая работа детей направляется в военноерусло.
Вработе «Дух времени» в немецкой народной школе» (1916) Н. К. Крупскаяпротивопоставляя цели передовой буржуазной педагогики прошлого целям«государственной» педагогики империалистической Германии, считает, что«народная» школа в Германии диаметрально противоположна лучшим идеям прошлого,ее цели иные: воспитание солдата. «Ученик — лишь средство для достижениягосударственных целей. Ради этих целей воспитываются в нем известные чувства инавыки, прививаются ему известные взгляды… Учителя — средство для проведенияэтих целей». Это писала Надежда Константиновна задолго до захвата властифашизмом, но она дала правильный прогноз дальнейшего развития реакции в областипедагогики в империалистической Германии — еще большее пренебрежение к правамребенка и человека, еще большее превращение школы в орудие оголтелой реакции.
Рассматриваякритически современную ей школу США, Н. К. Крупская ясно понимала ее классовыйхарактер и противопоставила реакционным педагогическим «теориям» американскогоимпериализма прогрессивные взгляды американского буржуазнодемократическогопедагога середины XIX века Гораса Мана, боровшегося за общедоступную школу,общую для белых и негров.
ВысказыванияН. К. Крупской по проблемам истории педагогики имеют большое значение и в нашевремя. Очень ценны ее статьи, разъясняющие взгляды В. И. Ленина на просвещениеи школу.
Своейобщественно-политической и педагогической деятельностью, своими трудами повопросам воспитания Н. К. Крупская сыграла выдающуюся роль в развитии советскойшколы и педагогической науки. Она была одним из организаторов советской системынародного образования и культурного строительства в нашей стране.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.biografia.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.