Реферат по предмету "Психология, педагогика"


О выработке российской идеологии воспитания молодежи

Какиебы сложные, противоречивые, а порой и разрушительные, процессы ни происходили внашем обществе в переходный период, как бы ни складывались отношения междулюдьми разных поколений и социальных слоев, всегда остается актуальной проблемавоспитания российской молодежи. Решение этой задачи возможно лишь при условииформирования качественно новой системы общественных отношений, созданияжизненной среды, объективно стимулирующей "… воспитание личностиинтеллектуально активной, высоконравственной, разносторонне профессиональноподготовленной и не сомневающейся в самоценности своей жизни" (ШепельВ.М.,1991).
Основныепричины, возникшие в воспитании российской молодежи, следующие:
1возникновение в российском обществе стихийной, деструктивной для развитиямолодежи, опасной но своим последствиям социальной ситуации:
2появление новой системы требований общества к личности:
3размывание и деградация системы традиционных ценностей и, как следствие, потеряпреемственности поколений;
4усиление бездуховности, падение образовательного и культурного уровняподрастающего поколения,
5переоценка роли образования и явное снижение роли воспитания, возникшиевследствие ошибочной линии идеологов «реформы»;
6внедрение чуждых российскому обществу духовных ценностей;
7забвение отечественной истории, культуры, традиций.
Нанаш взгляд, новые теоретические подходы к воспитанию пока еще весьмаограниченны. Во-первых, концептуальная разработка воспитания в значительнойстепени сводится лишь к сфере школьного воспитания. Мы считаем, что кромепедагогов в воспитательную работу должны включиться философы, социологи,культурологи, психологи и другие специалисты. Только в результате комплексныхисследований, на основе выяснения наиболее общих и сложных проблем можноопределить более узкие направления педагогической деятельности. При этом особоезначение имеют работы в области социальной философии, связанные с исследованиемпроблем становления и развития подрастающего поколения. Только на такомтеоретическом фундаменте, при участии государственных и общественныхорганизаций, различных социальных институтов, может разрабатываться иосуществляться успешная молодежная политика.
Во-вторых,при постановке и решении новых воспитательных задач многие специалисты иисследователи еще недостаточно учитывают определяющее значение в формированииличности той или иной социальной группы и общественной среды. Поэтому семья,школа и другие социальные институты вынуждены корректировать данный процесс врусле конкретных педагогических установок. «Воспитательный процесс в своихмассовых проявлениях есть зеркало «своего» общества: оно определяет цели ихарактер воспитания» («Концепция воспитания учащейся молодежи», 1993 г.). Невоспитание определяет экономическое, политическое и духовное развитие общества,являясь его продуктом, оно отражает общественные достоинства и недостатки.Именно поэтому не только содержание и методические основы воспитания, но и егорезультаты во многом определяются общественными условиями. Недостатки икризисные явления общества не могут не сказываться на социальном, нравственноми патриотическом формировании личности, особенно — молодого поколения.
1.Отсутствие стабильности в экономической и социальной сферах способствовалопоявлению ряда факторов, оказывающих отрицательное влияние на воспитательныйпроцесс:
2.объектная направленность воспитания, стандартизация воспитательного процесса,неопределенность, размытость воспитания, отсутствие у него теоретических основ,отражающих реалии действительности:  отрыв воспитания от обучения: авторитарный стиль воспитания, вызывающий протест молодых людей:
3.нарушение преемственности и взаимосвязи между семьей, детскими дошкольнымиучреждениями, общеобразовательной школой. Вооруженными Силами, вузами и др.:
4.усиление негативного воздействия средств массовой информации на молодежь.
Вусловиях реформации общества возникают следующие проблемы:
-определениесистемы духовных ценностей — ориентиров для основных социальных слоев и группнаселения, развития взглядов и убеждений, способных консолидировать общество,формировать гражданскую активность, потребность к труду (без внешнегопринуждения и моральных стимулов, особенно — при получении малопрестижных ималооплачиваемых профессий):
— изучение диалектики соотношения социально значимых факторов воспитаниямолодежи, возможностей и условий ее саморазвития:
— анализ качественных характеристик и возможностей различных социальных группмолодежи (особенно учащейся) и определение путей формирования у нее социальнозначимых и профессиональных качеств:
— изучение степени заданности, жесткости системы воспитания в период развитиянового общества и на перспективу, в частности, соотношения убеждения ипринуждения в условиях демократических свобод:
— исследование соотношения инновационных и традиционных средств, форм и методоввоспитания в процессе его обновления, повышения их эффективности в формированиивзглядов молодежи, особенно — развития у нее национального самосознания.
Впоследние годы поиск основополагающих подходов к новой стратегии воспитаниястал более многосторонним и интенсивным. К этой работе все более активноподключаются философы, социологи, психологи, юристы, физиологи, медики. Вцентре их внимания находится круг проблем, связанных с условиями,особенностями, механизмами развития личности, формирования подрастающегопоколения.
Наиболееактуальным нам представляется рассмотрение соотношения процессов социализации исамовоспитания (саморазвития). Можно выделить две основные, во многомпротивоположные, концепции.
Первая- индивидоцентристская, рассматривающая человека как центр и цель мироздания.Ее методологические основы были разработаны А. Маслоу и включали в себя вкачестве главного тезис об изначально заданной сущности человека, заложенной внем с рождения как бы в «свернутом» виде. Будучи подвластным ей, человек неможет обладать полной свободой воли вопреки одному из ключевых постулатовэкзистенциализма. Провозгласив приоритет личности по отношению к обществу, А.Маслоу видел главное предназначение человека в «открытии своей идентичности,своего подлинного «Я». По его мнению, «полное, здоровое, нормальное ижелательное развитие состоит в актуализации человеческой природы, в реализацииее потенциальных возможностей и в развитии ее до уровня зрелости по тем путям,которые диктует эта скрытая, слаборазличимая основная природа. Ее актуализациядолжна обеспечиваться скорее ростом изнутри, а не формированием извне» (1970).
Обществои социокультурные условия, по А. Маслоу, определяют лишь, до какой отметки нашкале своих изначальных потребностей, включая самоактуализацию, сможетподняться личность. Следовательно, воспитание должно быть гуманистическим всмысле возможно более полною и адекватного соответствия подлинной природечеловека. При этом главная задача педагога — помочь человеку обнаружить то, чтов нем уже заложено, а не обучать его, «отливая» в определенную форму,придуманную кем-то заранее. Ученые, придерживающиеся данной позиции, ратуют засоздание в школах условий «для самопознания и поддержки уникального развитиякаждого» в гармонии с унаследованной им природой.
Втораяконцепция -социоцентрстская -длительное время господствовала в системесоветского воспитания. Ее главная идея: человек-часть общества, и значимость,ценность его определяется вкладом в общее дело. Развитие личности в процессесоциализации осуществляется посредством усвоения ею «….ценностей, норм,установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности,группе, и воспроизводства социальных связей и социального опыта» (Российскаяпедагогическая энциклопедия, 1993 г.).
Взападной социологии утвердилось понимание социализации как части процессастановления личности, в ходе которого формируются наиболее общие,типологические, устойчивые черты.
Помнению Т. Парсонса, в процессе социализации индивид «вбирает» в себя общиеценности посредством общения со «значимыми другими». Поэтому следованиеобщезначимым нормативным стандартам становится потребностью личности, частьюмотивационной структуры. Развитие личности в ходе социализации происходит и подстихийным воздействием общества на человека, и под влиянием социальнорегулируемых обстоятельств и специально создаваемых в процессе воспитанияусловий.
Нанаш взгляд, обе концепции не в состоянии обеспечить целостность и эффективностьсистемы воспитания в обществе. Попытки ее создания без учета и разрешенияпротиворечий взаимодействия общества и личности, общества и социальной группынеизбежно приводят к признанию приоритетной роли одного из этих двух основныхсубъектов воспитательного процесса. В результате возникает ограниченная,некомплексная система, деформируется механизм развития личности и общества вцелом.
Впоследние годы в нашем обществе все более доминирует идея приоритетаиндивидуального над общественным, являющаяся базисной для системы воспитания вСША, но она не может быть полностью реализована в России. Причина тому — нетолько ограниченность данного подхода, но и его несоответствие менталитетуроссиян.
Ещедо утверждения — в качестве господствующей — пролетарской идеологии в Россиибыли провозглашены идеи «солидарности» (П. Л. Лавров), «соборности,всеединства» (В. С. Соловьев, П. А. Флоренский), «братства» (Н. К. Рерих) какдоминанты духовной жизни в противовес индивидуалистическому началу.
Основныефункции социально ориентированною гуманистического воспитания заключаются всоздании различных социокультурных сред. Своей направленностью и организациейвоспитание побуждает, стимулирует саморазвитие личности. Таким образом,снимается противоречие между социальным и индивидуальным. Лишь в их единствевозможно оптимальное развитие цельной личности, формирование у нее социальнозначимых ценностей, признание и принятие ею общественных приоритетов, культуры,идеологии и т. д. Единство, а не противопоставление социализации и.индивидуализации, является важнейшим условием развития патриотизма усовременной молодежи. Истинный патриотизм нс может быть сформирован в процессереализации тех педагогических новаций, которые направлены на развитие личностиребенка как уникального и самоценного явления: здесь нарушается разумный балансприродных и социальных качеств. Причина этого — в сохраняющейся тенденциипреодоления государственного воспитания посредством всемерного развитиявоспитания, обращенного непосредственно к личности. Эта тенденция,основывающаяся на идеях Р. Штайнера, Дж. Дьюи, С. Френе, К. Роджера и др.,характеризует процесс гуманизации системы воспитания в обществе.
Длительныйи сложный процесс формирования личности обусловлен социальными, природными,стихийными и специально создаваемыми факторами. Здесь недопустимо искусственноерасчленение или обеднение процесса за счет свертывания, а тем более исключенияего составляющих.
Практикапоказывает, что социализация без гуманизации содержит внутреннее противоречие,не обеспечивает позитивного результата. Человек должен не толькосоответствовать требованиям общества, но и уметь противостоять негативнымвоздействиям, неблагоприятным и сложным жизненным ситуациям. Между темзначительная часть общества состоит из «… людей полностью социализированных,фактически растворившихся в социуме, не готовых и не свободных к тойактивности, которая нужна для противостояния среде, для позитивною воздействияна нее, а значит, и для собственного личного участия в дальнейшем развитииобщества» («Концепция воспитания учащейся молодежи». 1993 г.).
Это-результатчрезмерной социализации воспитания, в котором необходимость адаптации кценностям и интересам общества, нормам и требованиям микросреды доминирует исводит к минимуму возможности личности к самоироявлению и самореализации.Гуманистическая же социализация создает условия для целенаправленногоформирования и саморазвития личности как субъекта деятельности и какиндивидуальности. Гуманизация социализации личности и общества является, такимобразом, важнейшим условием оптимизации воспитания, в том числе егопатриотического направления.
Достижениеоптимального соотношения между социализацией и гуманизацией в воспитанииусложняется из-за чрезмерною превалирования одного из них, отсутствиясоответствующих мировоззренческо-идеологических основ в современном российскомобществе. Прежняя коммунистическая база разрушена, а новая лишь формируется,причем процесс этот сложен и противоречив. Положение усугубляется и тем, чтомногие представители гуманитарных наук отказывают в нраве на существованиемировоззренческому и идеологическому компонентам общественного сознания,деятельности социальных и государственных институтов воспитания. Поэтому теорияи практика воспитания не имеют до сих нор значимых ориентиров и долговременнойнаучно обоснованной стратегии.
Междутем решение проблемы разработки мировоззренческо-идеологических основвоспитания становится все более насущным и необходимым. Мировоззрение являетсятеоретико-формирующей составляющей воспитания, поскольку вооружаем ею «…методологией, совокупностью исходных (философских принципов и методов познаниядействительности, обогащает человека системой духовно-ценностных ориентаций»(Лихачев Б. Т., 1992 г.). Обладая развивающей функцией, мировоззрениеспособствует активной направленной деятельности мышления (осмысление важнейшихпроблем реальной действительности, непосредственной жизни,конструктивно-творческое их решение и др.). Воспитательная функциямировоззрения реализуется в результате того, что сформированные ценности,позиции, взгляды и ориентации предполагают развитие у личности определенныхсоциально значимых качеств и активно-деятельного отношения к действительности.
Мировоззрениеопределяет идеологию общества, в том числе и идеологию воспитания новыхпоколений,
Тольковыражающая важнейшие интересы общества, государства, направленная на решениеего насущных проблем идеология может избавить наше сознание от тревожныхсомнений, от внутренних противоречий, социальною и политического противостояниямежду людьми. Государственная идеология должна представлять собой совокупностьофициально признанных доктрин во всех ключевых сферах жизнедеятельностиобщества, основанных на его интересах и ценностях, традициях и перспективах,достижениях, трудностях и проблемах.
Анализситуации в России за последнее время показывает, что в начале 90-х годов вмассовом сознании преобладала либерально-демократическая идеология, обещавшая «…полное процветание и благополучие в случае перехода на «западную» модельобщественного устройства и энергично добивавшаяся разрушения системытрадиционных ценностей, ориентиров, замены их другими — «общечеловеческими»,«цивилизованными», а по сути — проамериканскими. Нетествено, что они не смоглиприжиться на российской почве. И все же отечественная педагогика испыталасильные потрясения. В одночасье были размыты ее теоретические основы, объявленыпсевдонаучными казавшиеся незыблемыми концепции, приведены в расстройствовоспитательные функции важнейших социальных и государственных институтов.Обладая откровенно ашитради-нионалистской, антироссийской направленностью,либерально-демократическая идеология «… 110 сути своей представляет собойнечто иное, как идеологическое оружие для разрушения нашего национального ирелигиозного самосознания» (Душенов К., 1994 г.). Данная идеологияхарактеризуется:
а)пораженчеством, антипатриотизмом и государственным нигилизмом, выступающими вкачестве ложной «прогрессивной» альтернативы русской державности, которая якобынесовместима с «цивилизованными» нормами современных международных отношений:
б)космополитизмом и национальным нигилизмом, направленными против русскойсоборной общности, ее национальной самобытности, «мешанщей» России реализовать«передовой» опыт развитых западных страну
в)религиозным неприятием, способствующим духовной агрессии против православия,«реакционность» которого якобы представляет собой угрозу возврата к«средневековому мракобесию» и «конфессиональной нетерпимости».
Такимобразом, совокупность ценностей либерально-демократической идеологии,проповедуемой у нас сейчас, представляет собой типичный образец подавления,вытеснения идеологии поверженного противника с целью создания условий для интеграции«постсоветского пространства» в международные структуры «нового мировоюпорядка». На фоне очевидного провала «радикальных реформ», «… невиданногонационального унижения могучей прежде державы и мощного всплескарадикально-цационалистических настроений в массах...» (Зорькин В., 1994 г.)выявилась несостоятельность этой антиросеийской, по существу, идеологии.Неудивительно, что она не стала и не могла стать основой для разработки хотьсколько-нибудь приемлемой и жизнеспособной концепции воспитания в условияхреформируемого общества.
Либерально-демократическаяидеология потерпела поражение уже к концу 1993 года. С этого времени борьбаразличных политических сил России (в том числе и либерально-демократических)ведется за то, чтобы олицетворять собой наиболее полное и точное выражение«русской идеи». Произошел быстрый и некой тролируемый подъем в обществерусского державного патриотизма, что особенно наглядно проявилось в ходе ирезультатах декабрьских выборов 1995 года в Государственную Думу. Убедительнуюпобеду на них одержали партии, наиболее последовательно и решительнопридерживающиеся патриотической ориентации. В этой связи правомерно обратитьсяк набирающей силу идеологии государственного патриотизма, взятой на вооружениецелым рядом влиятельных политических партий и общественных движений,пользующихся широкой поддержкой граждан России.
Помнению теоретиков идеологии государственного патриотизма, «общенациональнаядоктрина должна основываться на национальной идее, которая, в свою очередь,является важнейшим условием всех преобразований» («Современная Русская Идея игосударство», 1995 г.). При  том возрождение Русской Идеи, формированиенаучно обоснованной идеологической основы сплочения российского народа связанопрежде всего с решением наиболее важной жизненной политической проблемыпредотврашения ослабления и развала Российского Государства.
Формирующаясяв качестве альтернативы либерально-демократическому направлениюгосударственно-патриотическая идеология включает традиционные и историческиеэлементы российской культуры, образа жизни, национальных обычаев и представляетсобой, по мысли ее теоретиков, «… синтез русской идеи, современных реалий иисторического, в том числе социалистического опыта» («Современная Русская Идеяи государство», 1995 г.). Основные составляющие элементы этой идеологии: державные начала,
— приверженность социальной справедливости, присущей российским традициям. православие духовные ценности,
— соборность, общинность и коллективизм, « приверженность «сверхидее» как катали за-горусамосознания и патриотизма;
— лидерство, жертвенность и т. д. По мнению сторонниковгосударственно-патриотической идеологии, борьба за российскую государственностьсегодня неизбежно ставит каждого политика и каждого гражданина перед выбором:либо он, разделяя ее, выступает за общенациональные интересы и укреплениегосударственных институтов, либо он воспринимает чуждую России либеральнуюмодель развития «в никуда» и содействует процессам ослабления и разрушениягосударства.
Такимобразом, возрождение национального самосознания России, реализация созданногомногими поколениями духовно-нравственного и педагогического потенциала нашегообщества являются доминирующей тенденцией ее современного развития и по всемпараметрам тяготеют к возможно более полному восстановлению историческойпреемственности, прерванной в XX веке серией разрушительных военныхстолкновений и мощных социальных катаклизмов.
Вместес тем нельзя не отметить, что концепция государственно-патриотическойидеологии, страдающая некоторыми недостатками (слабая выраженность духовногокомпонента, неприоритетность гуманистической направленности, недооценка роли изначения принципа взаимосвязи, взаимозависимости и неразрывности духовности,личности и патриотизма и т. д.), еще далека от совершенства и находится впроцессе формирования.
Исходяиз логики взаимосвязи и взаимозависимости сфер, связанных с формированиемсоциальных групп, общества и личности, можно констатировать, что тенденцияпатриотизации российской идеологии, безусловно, предполагает и патриотизациювоспитания. Поэтому, во-первых, все более риторически звучит вопрос онеобходимости воспитания r современных условиях.
Следуетотметить, что ввиду преобладания в самом патриотизме (на данном этане егоразвития) идеи государственности, державности и необходимости ее дальнейшейтеоретической разработки, совершенствования, оптимизации, философия социальногореализма дает возможность не брать на вооружение нигосударственно-патриотическую, ни тем более уже исчерпавшую себялиберально-демократическую идеологию. Российскую идеологию воспитания можнорассматривать как систему формирования важнейших духовных и социокультурныхценностей, официально имеющих национальный статус, поддерживаемых гражданамиобщества.
Всовременном понимании ценности воспитания представляют собой «… человеческиемысли, общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколение образцыпедагогической культуры, запечатленные в культурном облике человека, культурныхобразцах жизни, межпоколенного взаимодействия в воспитательных отношениях, впедагогических теориях и системах, технологиях и способах педагогическойдеятельности и поведения» (Вондаревская Е., 1995 г.). Поэтому современнаявоспитательная стратегия должна строиться на формировании и развитии у молодежипрежде всего духовно-нравственных ценностей, гуманизма, свободы, демократии,трудолюбия, справедливости, гражданственности, патриотизма и некоторых других.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.ovsem.com/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.