Васильев В.Н., Стафеев С.К.
Улюдей, активно занятых учебным процессом в общеобразовательной и высшей школах,к сожалению, редко находится время для философского осмысления происходящихперемен. Дискуссии о путях реформирования российского образования, о новыхконцепциях и парадигмах ведут, по преимуществу, работники федеральных и региональныхминистерств, исследовательских центров и институтов, государственных и«независимых» фондов. Педагоги, профессорско-преподавательскийсостав, заведующие кафедрами и деканы факультетов по большей части рассказываюто конкретных учебных методиках и технологиях, делятся своими частнымидостижениями и проблемами. Однако, в этой статье нам хочется представить некийобщий взгляд на изменения в сфере информационного и духовного взаимовоздействияучитель-ученик, свидетелями которых мы являемся.
Нанаш взгляд, бесспорным является утверждение о начале перехода человеческойцивилизации в новое качественное состояние («пост-индустриальная»,или «информационная», культура приходит на смену«индустриальной», которая, в свою очередь, заменила в средние века«аграрную»). Каждой стадии развития общества соответствуют свои формаи содержание процесса обучения новых поколений, передачи им накопленных знаний,навыков, традиций. Совершим по этому поводу небольшой экскурс в прошлое.
Существовавшаяот первобытного и рабовладельческого обществ до примерно середины XV векааграрная цивилизация породила менторскую школу, основанную на устном общении, азатем на создании и использовании рукописных «конспектов лекций» и«протоколов научных опытов». Она характеризовалась наивысшей духовнойблизостью учителя и ученика, кастовой замкнутостью, ограниченностью как впространстве, так и во времени, низким уровнем сохранности данных. Научные иучебные коллективы рождались и умирали, иногда не оставляя потомкам и сотойдоли накопленных знаний. Информационные потери порой были катастрофическими(александрийская библиотека), а процент образованных людей — ничтожным, общаяграмотность сводилась к элементарному письму и счету.
Темне менее, за тысячелетия существования менторской школы человечество накопилогигантский потенциал, позволивший совершить прорыв в индустриальное общество,породившее, в свою очередь, новые формы образовательного процесса — назовем ихусловно ремесленной школой. Основой этого реформирования, безусловно, явилось книгопечатание,которое не только в сотни и тысячи раз расширило аудиторию пользователей, но иво столько же раз повысило сохранность информации, впервые обеспечило массовыйхарактер дистанционного (без непосредственного контакта с преподавателем)обучения. Распространение книг укрепило коммуникационные связи и междустранами, и между поколениями, привело к небывалому росту эпистолярного жанра.Ремесленная школа, система городов-университетов в первую очередь удовлетворялипотребности растущей промышленности как по численности обучающихся, так и посодержательному наполнению образования. Даже изучение фундаментальныхестественно-научных и гуманитарных дисциплин максимально приближалось кпрактическим нуждам. Конечно, центральными фигурами и основными носителямизнаний в университетах оставались профессора, но их теперь у каждого ученикабыло много, они имели сравнительно узкую специализацию, а аудиторная(«голосовая») нагрузка в расчете на одного студиозуса резкоснизилась. В среднем, на наш взгляд, уменьшилось и духовное, мировоззренческоевлияние преподавателя, хотя великие педагоги демонстрировали блестящиеисключения из этой тенденции. Таким или почти таким положение в образованиисохранялось до конца XX века, когда новые коммуникационные, и, в первую очередь,компьютерные технологии перевернули наши представления о возможностяхинформационного обмена. Отметим, что это произошло, благодаря уже нетысячелетиям, а всего лишь пяти столетиям передачи знаний в рамках ремесленнойшколы.
Новый,наступающий на наших глазах этап в развитии системы образования можно назватьоткрытой школой. Этот, может быть, не самый удачный термин означает тотальныйвыход образовательного процесса за рамки конкретного учебного заведения.Становятся общедоступными лучшие мировые образцы преподавания тех или иныхдисциплин, готовые курсы, программы и циклы, позволяющие компоновать учебныепланы индивидуально и независимо от реальной мобильности учителя и ученика.Надежность систем дублирования и сохранности информации становится абсолютной,практически такой же, как возможность удаленного доступа к поистиненеисчерпаемым ресурсам мировых библиотечных фондов, информационным базамданных, экспериментальному оборудованию и научным результатам лидирующихлабораторий и институтов. Коренным образом изменяется и форма подачи учебногоматериала: становится ясно, что возникновение радио, кино и телевидения нестало рождением самодостаточных средств коммуникаций, а явилось всего лишьпрелюдией к синтетическим способам удаленного воздействия на человеческий мозгс помощью аудио- и видеоинформации, (включая стереозвучание и трехмернуюголографию). Происходят изменения и в сфере межличностных отношений: в открытойшколе теряются корпоративность и коллективизм учебных классов и групп, вмассовом обучении, увы, постепенно исчезают последние элементы духовногообщения и воспитания через предмет.
Конечно,формирование открытой школы займет не одно десятилетие, многое пока нельзя дажепредугадать, но некоторые основные предпосылки, черты и направления развитияможно обозначить уже сейчас.
Во-первых,это мировая информационная сеть, последствия создания которой мы тольконачинаем чувствовать: замена письменного общения электронной почтой,коллективных устных дискуссий — чатами и теле-конференциями, отказ отполиграфической формы учебников и справочников в пользу электронных версий,превращение библиотек в компьютерные залы. Объемы обрушивающейся на человекаинформации уже граничат с его биологическими ресурсами. Очевидно, что роль,место и функциональные обязанности преподавателя в этих условиях совершенноизменяются: он должен не только владеть всеми этими технологиями, уметьсамостоятельно отбирать, оценивать и применять наиболее ценные образовательныересурсы, но и помочь ученику не утонуть в информационном океане.
Во-вторых,это новые формы предъявления знаний, умений, навыков: интерактивные«живые» тексты и гипертексты, аудио-визуальные средства (реальнаяцветовая палитра, трехмерная графика, мультимедийные компоненты),компьютеризованные практикумы (от управляемых установок до симуляторов ивиртуальных лабораторий). И здесь преподавателю-предметнику придетсясоответствовать: не обязательно, чтобы он владел этим достаточно сложныминструментарием, но он, как минимум, должен быть в состоянии поставить задачудизайнеру, программисту или аниматору при создании такого рода методическихматериалов и, естественно, применить уже созданные профессионаламиинтерактивные, мультимедийные или виртуальные пособия в своей педагогическойобласти.
Третьясоставляющая перехода к открытой школе обусловлена ее континуальным впространстве и пролонгированным во времени характером. Этот процесс осложняетсяприближающимся истощением биологических ресурсов обучаемого, а такжеограниченностью педагогического кадрового потенциала. Технические возможностипредоставления качественных образовательных услуг глобальной аудитории, включаясамые отдаленные регионы, входят в противоречие с желанием длительногонепосредственного общения учитель-ученик. Свою лепту вносят СМИ и ИНТЕРНЕТ: ихинформационный прессинг полностью изменил характер, глубину и скоростьвосприятия внешних раздражителей новыми поколениями. Сегодня уже нельзяреализовать то, что было возможно в системе дискретных университетов, гдеобучали «с чистого листа», заполняя головы рафинированными знаниями.Аудиторная нагрузка снижается не только в расчете на повышение эффективностиобучения (смотри предыдущие два пункта), но и по прямым медицинским показаниям.Облегченный вариант всеобщего высшего образования, преодолев языковые барьеры,распространится синхронно с информационной инфраструктурой. Глубокоеспециализированное обучение либо будет доступно единицам«яйцеголовых», либо переместится на послевузовский уровень.
Теперьспустимся с эмпиреев на землю. Ситуация в России, где экономический хаос,бесправие перед чиновниками и технологическая отсталость поставилиобразовательные учреждения на грань выживания, требует экстренных мер.Определив вектор развития мировой открытой школы, можно сделать эти меры еслине полностью, то хотя бы частично адекватными объективным процессам, попытатьсяс меньшими затратами обеспечить приемлемые коммуникационные и информационныевозможности. Причем, последний шанс сделать это есть у поколения 30-50-летних,тех, кто еще успел получить представления о традиционном, как мы его назвали,ремесленном образовании, но до сих пор в силах активно функционировать вкомпьютерном сообществе.
Здесьнадо оговорить ряд моментов. Постоянная полемика с довольно распространеннымимнениями («советское образование — лучшее в мире, не надо ничего менять,надо только дать денег на его развитие» или «любой педагог лучшекомпьютера — не подпустим бездушную машину к ребенку») несколько утомила.Сторонники такой точки зрения не желают воспринимать не только необратимые мировыетенденции, но и российские реалии: усталость и старение преподавательскогосостава, физический и моральный износ оборудования, амортизацию зданий ипомещений, дороговизну переездов-перелетов по стране. Сохранение валааудиторных часов для всех обучающихся по очной форме было возможно,исключительно благодаря мизерной оплате труда педагогов. Такую систему можнобыло поддерживать некоторое, и даже достаточно продолжительное, время, носейчас промедление с ее реформированием может обернуться коллапсом отечественногообразования. Даже такие простые соображения, как бесперспективность гордогоумирания в белых одеждах («если мы хотя бы частично не заполним ИНТЕРНЕТобразовательными ресурсами, его до конца заполнят сексом, рекламой инизкопробными анекдотами») не находят отклика. А ведь очевидно, чтопризывы к казне, внебюджетным или иностранным фондам, не подкрепленныереальными методическими, технологическими и прочими достижениями, обречены.Молодежь уже не оторвать от компьютера: эту тягу надо не пресекать, аиспользовать. Нужно учить грамотному, вежливому и содержательному сетевомуобщению, предметно и наглядно убеждать в фантастической красоте физическихмоделей, математических преобразований, химических превращений, биологическихзакономерностей, поощрять любые попытки самостоятельных аналитическихисследований компьютерных образовательных ресурсов. Что касается постепеннойутраты духовной связи с учениками и студентами при переходе на новые методыобучения, то единственный для преподавателя путь хоть как-то эту связьподдержать — перейти на тот язык, которым новое поколение разговаривает — компьютерный, притом, желательно, прилично владея английским.
Теперьмы готовы кратко сформулировать, не претендуя на первенство и оригинальность,те реальные шаги, которые считаем необходимыми для российскойобщеобразовательной и высшей школы.
Мыдолжны срочно с помощью самых совершенных информационных средств воспринять тотбесценный опыт, знания и методики преподавания, носители которых еще с нами.Нельзя допустить дальнейших безвозвратных потерь, тем более, что нет надежд навоспроизводство этого опыта в будущем.
Необходимосрочно начать подготовку педагогов, способных разрабатывать и применять самыесовременные технологии обучения. Действовать можно параллельно, резко поднимаякомпьютерную составляющую в педагогических университетах и развиваяпсихолого-педагогическую подготовку в ведущих компьютерных ВУЗах.
Засчет собственных и привлеченных средств следует развивать телекоммуникационнуюобразовательную инфраструктуру, обеспечивать своевременную модернизациюкомпьютерной техники, приобретение и эксплуатацию современногодемонстрационного и презентационного оборудования. Бюджетная поддержка должнаоказываться исключительно по долевому принципу и с учетом федеральнойзначимости реализуемых программ.
Мыдолжны опережающими темпами разрабатывать учебно-методическое иаппаратно-программное обеспечение для всех форм очных занятий (лекции,семинары, практики, контроль знаний, самостоятельная работа), дублируя еговерсии в локальном и дистанционном вариантах. Здесь важно не упуститьвозможности интерактивного воздействия, не жалеть сил на графическоеоформление, по возможности использовать мультимедийные компоненты. Безусловно,необходимо продолжать некоторое время тиражировать конспекты лекций иметодические пособия в полиграфическом варианте.
Особоевнимание необходимо уделить разработке образовательных серверов, сайтов, другихИНТЕРНЕТ-ресурсов, способных охватить максимально широкую аудиторию, создать иподдерживать единое образовательное пространство, обеспечивать общероссийскиестандарты. Речь уже сейчас может идти о создании централизованной системыкомпьютерного тестирования знаний выпускников общеобразовательных учреждений,системы центров удаленного доступа к учебно-лабораторному оборудованию,распределенного университетского библиотечного каталога. Локальные системыдистанционного обучения школ, колледжей, гимназий, ВУЗов должны объединяться нарегиональном и федеральном уровне при бюджетной поддержке, на добровольнойоснове и в условиях свободной конкуренции образовательных услуг.
Чтокасается учебной техники, то, при отсутствии средств на ее приобретение,наиболее перспективный путь сегодня — собственные, сравнительно дешевыеразработки. Если невозможно ограничиться компьютерным моделированием, то можнопостараться минимизировать затраты на оборудование, применяя блочно-модульныйпринцип. Поскольку ведущие педагогические коллективы специализируются наконкретных отраслях знаний, то путем расширенного выпуска своих наиболееудачных образцов вполне реально осуществить схемы учебно-научного бартера.
Постепенномы должны трансформировать учебные и рабочие планы в сторону уменьшенияаудиторной нагрузки преподавателей, смещения центра тяжести на дистанционныеформы вне жесткого расписания, самостоятельную работу студентов приконсультационной и методической поддержке преподавателей. Это позволитвысвободить время на разработку основанной на компьютерных технологиях новойредакции УМК, направить дополнительные силы на работу с расширяющейся сетьюрегиональных учебно-консультационных пунктов, филиалов, центров дистанционногообучения, поднять стоимость одного «голосового» часа, наконец,удовлетворить требованиям медиков о снижении учебной нагрузки.
Вперспективе следует стремиться к максимальной интеграции ведущих учебныхзаведений на основе унифицированных государственных образовательных стандартов,предоставления общего сетевого сервиса по всем формам учебного процесса иединой рейтинговой системы оценки качества обучения. Очевидно, что это требуетот всего общества (не только и не столько от министерства образования) созданияразветвленной инфраструктуры быстрого информационного обмена, основанной наразличных взаимодополняющих телекоммуникационных технологиях.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта en.edu.ru/