Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Когнитивные процессы и эволюция

С.С.Воронцов
Анализэволюционных механизмов формирования структур мозга показывает, что свойстваинформационной компоненты социальной среды через когнитивные процессы впространстве генотипов прямо влияют на характер и направление эволюционногоотбора в пространстве фенотипов. Высказано предположение, что динамикасоциального процесса через механизмы генетического наследованияпсихофизиологических комплексов связана с динамикой статистикпсихофизиологических параметров в пространстве фенотипов.
Вработе рассматривается роль генных и средовых факторов в формировании структурмозга и нейронной системы, что теснейшим образом связано с проблемами обученияи наследования поведенческих параметров. Необходимо рассматривать “не простофизиологические механизмы возбуждения и торможения отдельных нейронов, областейи структур мозга, а специфические системные процессы и функциональные системы,осуществляющие взаимодействие целого организма с предметной средой в контекстеструктуры видового и индивидуального опыта” [1]. Для этого нужно привлекатьданные психофизиологии, психогенетики, нейроанатомии, эволюционной биологии имолекулярной генетики. Анализ достижений психофизиологии и психогенетикипоказывает, что в современных условиях естественный отбор идет нанейрофизиологических структурах мозга, при этом важную роль играетинформационная компонента социальной среды. В предлагаемой работе рассмотренадинамика формирования социальной среды в ее связи со статистикамипсихофизиологических параметров популяций.
Эволюционнов филогенезе структуры нейронной сети формировались под воздействием процессаобучения. Средовые факторы вызывали возникновение условных рефлексов и, еслифакторы действовали достаточно долго, то за счет сокращения времени обучениярефлексы переходили на уровень безусловных и генетически закреплялись вструктурах нейронной сети. Формирование нейронной сети при развитиичеловеческого организма в онтогенезе идет таким образом, что структура длинныхаксональных связей генетически жестко регламентирована, а чем короче связи, темих структура все более определяется свойствами среды [1,2,3]. Многиеповеденческие комплексы формируются в нейронной сети на определенном этапе онтогенезакак условные рефлексы с нулевым временем обучения, то есть как безусловные,хотя исторически на каком-то этапе филогенеза они были условными. В животноммире в чистом виде это проявляется, в частности, как явление импринтинга. Мозгчеловека формируется именно по такому механизму. Поэтому многие поведенческиекомплексы содержатся у человека латентно, то есть актуализируются только приналичии определенных средовых факторов. Разные комплексы имеют разные порогиактуализации, поэтому всегда сложно разделить средовую и наследуемуюкомпоненты. Актуализация поведенческих комплексов сопровождается когнитивнымипроцессами, корректировкой модели мира (индивидуального семантическогопространства) личности, то есть формированием информационной компоненты. С однойстороны информационные комплексы в этой ситуации являются вторичнымиструктурами человеческого сознания, отбор информационных моделей среды всегдаидет в соответствии с генетически наследуемыми избирательными свойстваминейронной сети (пространство генотипов). Получаемые личностью в процессеобучения и деятельности информационные комплексы в случае их дезадаптациивызывают стрессовые состояния, приводящие к появлению социально индуцируемыхневрозов.
Можнопринять, что у каждой популяции имеется некоторый базовый спектр наследуемыхпсихофизиологических комплексов (пространство фенотипов), который задаетосновные поведенческие параметры и через них культурную карту, религиозныепредставления, уровень и сферы взаимной и внешней комплиментарности иагрессивности. Это регламентирует пути основного структурирования общества, егоинституциональную матрицу. На индивидуальном уровне наследуемость сложныхповеденческих функций составляет около 50% [4], можно предположить, что науровне популяции эта величина будет по крайней мере не меньше. Но на фонебазового спектра в соответствии с генетическими механизмами наследованияпсихофизиологических комплексов (психозы – психопатии – акцентуации) с большойстепенью вероятности имеются временные вариации некоторых его компонент спериодом около ста лет, то есть примерно трех поколений. Назовем этусоставляющую динамической [1,5].
Поляили группы в социальном процессе формируются в соответствии с набором типовстатистик популяции и генезис социальных структур — результат взаимодействиягрупп, который осуществляется через создаваемую доминирующей группойэкологическую среду социума [6]. Свойства этой среды, то есть информационногополя а также моральных и юридических систем запретов и поощрений, определяютсясвойствами доминирующей группы. При наличии временных вариаций, то есть сменестатистик психофизиологических параметров популяции, в определенный моментсреда оказывается плохо адаптированной к свойствам статистик и возникаетповышенное базовое стрессовое напряжение. В результате взаимного адаптационногопроцесса через механизм социально индуцируемых неврозов это приводит кэволюционному или революционному изменению свойств внешней среды икорректировке спектра психофизиологических параметров. Корректировка спектра –это естественный отбор через соматические, психосоматические и социальныемеханизмы, то есть реальная смертность реальных людей.
Ноиз рассмотренной выше динамики формирования нейронных структур мозга следует,что их свойства зависят от внешней среды, в которой они сформировались, то естьактуализация линий спектра психофизиологических параметров и их основноеинформационное наполнение определяются внешней средой, соответствующей периодув основном детства поколения. Получается, что при моделировании описанных явленийтребуется проявить два рекурсивных взаимосвязанных процесса: определяемуюгенетикой динамику спектров психофизиологических параметров популяции идинамику свойств внешней среды. Возможно, что интенсивность и характерсоциальных катаклизмов связаны с интерференцией, то есть соотношением фаз этихпроцессов. Ещё одна важная сторона этого дела – то, что каждое поколение носитв себе весь набор генного материала, того, что регламентировал процесс впрошлом и тот, что ещё будет определять его характер в будущем.
Такимобразом, анализ эволюционных механизмов формирования структур мозга показывает,что свойства информационной компоненты социальной среды через когнитивныепроцессы в пространстве генотипов прямо влияют на характер и направлениеэволюционного отбора в пространстве фенотипов. Высказано предположение, чтодинамика социального процесса через механизмы генетического наследованияпсихофизиологических комплексов связана с динамикой статистикпсихофизиологических параметров в пространстве фенотипов.
Список литературы
Психофизиология.- Учебник для ВУЗов. / Изд. 2. Под редакцией Ю.И.Александрова. Изд. Дом“ПИТЕР”, Санкт-Питербург, 2001.
ДжекПалмер, Линда Палмер, — “Эволюционная психология. Секреты поведения Homosapiens”, Интернет ресурс.
И.В.Равич-Щербо,Т.М.Марютина, Е.Л.Григоренко, — Психогенетика. Учебник для ВУЗов, АСПЕКТ ПРЕСС,Москва, 1999.
Plomin R., DeFries J.C., McClearn G.E. Behavioral Genetic. // Aprimer. Freeman a. Company, N.Y., 1990, p.401.
ВоронцовС.С. – “О свойствах мышления. Сфера бессознательного и мифы”. — / SENTENTIAE:научные труды по теме: “Мироздание: структура, этапы становления и развития”,сб. статей, спец выпуск №2 / 2004, ДНУ, 2004, стр. 133-142
Современнаясоциальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. – Уч. Пособие, пер. А.В.Леденевой,изд. НГУ, Новосибирск, 1995.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.sciteclibrary.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Индийская цивилизация Доклад
Реферат Уголовный закон 3
Реферат Музеи и туристические маршруты по местам Салтыкова-Щедрина
Реферат Переход от общественного призрения к системе социального обеспечения
Реферат Гипотеза эффективности рынков
Реферат Анализ стратегии выхода на рынок новой видеопродукции
Реферат Лесные богатства России
Реферат Позднее Возрождение. Феномен Т.Г. Шевченко в истории украинской и мировой культуры. Картины И. Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану", "Бурлаки на Волге"
Реферат Простейшие cистемы возбуждения эксимерных лазеров
Реферат Остеохондроз - Неврология
Реферат Lord Of The Flies Vs Alive Essay
Реферат Синтаксичні зв'язки у внутрішній структурі українського простого речення
Реферат Потребительские кооператив
Реферат Проблемы смерти и бессмертия
Реферат Синонімія сучасної німецької мови