Реферат по предмету "Музыка"


Изобразительный канон музыкальных инструментов Древней Руси

Изобразительный канон музыкальных инструментов Древней
Руси

Владышевская Т. Ф.

Воспоминания о пирах при князе Владимире Святославиче
надолго сохранились в русском народе. Во время пиров пели величальные песни в
честь князей и дружины. В обычаях княжеского двора было развлекаться искусством
скоморохов — игрой на музыкальных инструментах, играми, плясками. В литературе
XI—XII вв. есть немало разных свидетельств о княжеской культуре того времени.
Например, в одном эпизоде жития Феодосия Печерского рассказывается о том, как
он посетил дом князя Святослава во время пира, услышал там музыку, увидел игры
скоморохов: "Одни играли на гуслях, иные на музыкальных инструментах, иные
на органах — и так все веселились и играли перед князем по обычаю"1. Такие
увеселения княжеского двора были обычными на Руси, они нашли отражение во
фресках княжеского Софийского собора в Киеве, построенного в XI в. при Ярославе
Мудром. В башне на княжеской лестнице, ведущей на хоры, где находилась во время
богослужения княжеская семья, изображены картины светской жизни, среди которых
и игра скоморохов на разных инструментах. На фреске запечатлена группа
исполнителей на духовых инструментах — флейте, трубах, струнном щипковом
инструменте, органе. "Состав инструментального ансамбля, изображенный на
фреске Киевского собора, типичен для византийского дворцового обихода, где
широко применялось сочетание органов-позитивов с цимбалами, а также с трубами и
флейтами"2. На одной из фресок изображен музыкант, играющий на смычковом
струнном инструменте типа фиделя.

Влияние Византии было ощутимо не только в церкви, но и
в княжеском быту, ориентированном на византийскую придворную культуру. Так,
например, скоморошество на Руси возникло не без влияния византийского
придворного искусства актеров-мимов. Первоначально скоморошество входит только
в княжеский обычай и ассоциируется с византийской придворной культурой. Это —
главная причина, позволившая изобразить скоморохов на фреске в киевской Софии,
фресках Мелётова (Псковская обл.), деятельность которых, по утверждению многих
исследователей, связана с жизнью византийского императорского двора3.

Скоморошество как вид придворного искусства в
культурном сознании постепенно сливается с языческими игрищами. Начинается
борьба со скоморошеством под знаком борьбы с язычеством. Не только
скоморошество, но и слушание песен рассматривается как тяжкий грех.

Борьба с музыкальными увеселениями скоморохов и
инструментами, сопровождавшими их, происходила на протяжении всего русского
Средневековья. Она отразилась во многих литературных памятниках начиная с XI и
вплоть до середины XVII в., где музыкальные инструменты выступают предметом
идолослужения, бесовским атрибутом. Например, в житии Исаакия рассказывается об
искушении его бесами, которые глумились над ним, играя на разных инструментах —
"ударища в сопели и в гусли и в бубны"4. Эти музыкальные инструменты
связывались с язычеством, дьявольским искушением, и церковь боролась с ними
всеми мерами, вплоть до запрещения законодательным порядком в XVII в.
Постановления Стоглавого собора 1551 г. запрещают всякие игрища "и в
гусли, и в смычки, и сопели, и всякую игру, зрелища и пляски, а вместе с ними и
игры в кости, шахматы и камни"5. Несмотря на этот запрет, во всех слоях
русского общества скоморохи пользовались популярностью.

Иван Грозный любил слушать музыку скоморохов и даже,
по словам А. М. Курбского, участвовал в их плясках во время пиров6. Скоморохов
он набирал в Новгороде и "по всем городам и волостям", о чем
свидетельствует Вторая Новгородская летопись7, но к искусству скоморохов он
относился как низменному, холопскому8. Борьба церкви со скоморохами и
скоморошьими инструментами продолжалась долго. Она закончилась запрещением
скоморохов, когда в государственном порядке, царским указом они были изгнаны, а
музыкальные инструменты было велено уничтожить. Голштинский путешественник Адам
Олеарий пишет о том, как патриарх "велел разбить все инструменты кабацких
музыкантов, какие оказались на улицах, затем запретил русским вообще
инструментальную музыку, велел забрать инструменты в домах, и однажды пять
телег, полных ими, были отправлены за Москву-реку и там сожжены"9. В
новгородских раскопках ежегодно находят музыкальные инструменты всех видов, во
всех слоях раскопок. Так, в сезон археологических раскопок 2003 г. было
обнаружено более сорока свидетельств хозяйственных, сигнальных и собственно
музыкальных инструментов. Среди них погремушки, била, шумящие подвески,
бронзовые бубенчики, варган, бубна, брунчалка, гусли, гудок, изображения гудеца
с псалтирем и др10.

Однако такое отношение было не ко всем инструментам.
Инструментарий Древней Руси был обширен, и, как отмечает Ю. В. Келдыш,
"музыкальные инструменты различались не только по типу и структуре, но и
по той роли, которую они играли в быту и общественной жизни, по их, так
сказать, "социальному рангу""11. Условно можно разделить
древнерусские инструменты на "высокие" и "низкие". К первой
категории относилась труба, призывавшая воинов на рать, ей противопоставляли
сопели и народные гусли. В древнерусской учительной литературе труба,
"собирающая воинов", сравнивалась с молитвой, собирающей ангелов
божиих, а сопели и простонародные гусли считались "орудиями",
"собирающими бесстыдных бесов".

Очень эффектно изображен пастух с трубой на псковской
иконе Рождества Христова XVI в. из Русского музея.

Дифференциация музыкальных инструментов на высокие и
низкие, очевидно, была связана с тем, что часть инструментов в древности имела
культовое назначение и употреблялась в ветхозаветном богослужении. В Хлудовской
псалтири XIII в. на миниатюре "Давид-царь составляет псалтирь"
изображен Давид с псалтирью и множество музыкантов. Другие же были связаны с
языческими ритуалами и игрищами. Так, в Псалтыри Давида — этой столь широко
распространенной в эпоху средневековья книге — названы все инструменты,
которыми сопровождалось древнееврейское славословие. На Руси они считались
"высокими" инструментами. Последний псалом Псалтыри содержит призыв
воздавать хвалу Всевышнему "звуком трубным", "на псалтыри и
гуслях", "с тимпаном и ликами", "на струнах и органе",
"на звучных кимвалах", "на кимвалах громогласных". В
миниатюрах Киевской псалтыри (1397 г.)12 есть изображения Давида, поющего
псалмы. Давид, играющий на псалтыри, струнном инструменте гусельного типа,
нередко встречается в миниатюрах певческих рукописей Октоиха, Ирмолога.

В Древней Руси существовало два изначальных понятия —
мусикия (музыка) и пение. Эти понятия противопоставлялись, мусикией называлась
только инструментальная музыка. Игра на струнных музыкальных инструментах
называлась гудением, на духовых — сопением. Игра нередко сопровождала пение.
Инструментальная музыка звучала на Руси с языческих времен и на протяжении
всего средневековья. Некоторые старинные инструменты остались в народной музыке
и по сей день.

Музыкальные инструменты в Древней Руси применялись в
различных сферах — в придворном, княжеском быту, обязательны барабаны в ратном
деле и множество разных народных инструментов. Народный инструментарий был
богат и разнообразен. Особенно здесь выделялись гусли — как инструмент,
сопровождающий эпические песни, сказания, славы. Гусляры-сказители были людьми
почитаемыми. Об одном из них — сказителе Бояне — повествуется в выдающемся
памятнике древнерусской литературы, "Слове о полку Игореве". Боян,
слагавший славы, сказания, песни, пел, сопровождая их игрой на гуслях. Автор
"Слова о полку Игореве" рисует вдохновенный образ сказителя: персты
свои он возлагал на струны, и струны, словно живые, под его пальцами сами рокотали
славу князьям Ярославу и Мстиславу13.

Героические песни-славы пели при встречах князей по
возвращении из походов, при восхождении на княжеский престол, прообразом этих
слав были византийские аккламации — придворный обычай величания византийского
императора. В Московской Руси в эпоху позднего Средневековья на их место пришли
"Заздравные чаши" — многолетствования царям, князьям, патриархам.

Очень интересно изображение ансамбля инструментов в
Букваре Кариона Истомина, составленного в 1692 г. для сына Петра царевича
Алексея. Славянская буква пси (y) иллюстрируется изображением нотной псалтыри,
рядом со скрипачом с надписью "Псалмы", а также между скрипачом и
гусляром, и изображением книги с надписью "Псалтырь".

"Пение Сладкое" псалмов здесь сопровождается
игрой на музыкальных инструментах. "Муси´ка" изображена в виде
квартета музыкантов, во главе которых гуслист. Подобно пророку Давиду, он сидит
на возвышении, своеобразном троне, и играет вместе со скрипачом, флейтистом и
бандуристом. Это символическое изображение псалтыри как ансамбля музыкантов по
сути близко к миниатюре "Давид составляет псалтирь" из Новгородской
(Хлудовской) псалтири XIII в.
Список литературы

1. Патерик Киевского Печерского монастыря. СПб., 1911.
С. 50.

2. Ройзман Л. Н. Орган в истории русской музыкальной
культуры. М., 1979. С. 21.

3. См. об этом в кн.: Успенский Б. А. Языковая
культура Киевской Руси и ее значение для истории русского литературного языка.
М., 1983. С. 32; Поветкин В. И. Гудебные сосуды древних псковичей. Ч. 1 //
Псков в российской и европейской истории: (К 1100-летию первого летописного
упоминания). Т. 1. М., 2003. С. 224—234; Коляда Е. И. Музыкальные инструменты в
Библии. С. 181; Тоцкая И. Ф., Заярудный А. М. Музыканты на фреске
"Скоморохи в Софии Киевской" // Древнерусское искусство. М., 1988.

4. ПСРЛ. Т. 1. М., 1962. Стб. 192—193.

5. Стоглав. М., 1863. С. 79, 135—136, 261—263.

6. Сочинения князя Курбского. Т. 1 // Русская
историческая библиотека. Вып. 31. СПб., 1914. Стб. 279.

7. Новгородские летописи. СПб., 1879. С. 107.

8. См.: Фаминцын А. С. Скоморохи на Руси. СПб., 1889.
С. 168.

9. Олеарий Адам. Описание путешествия в Московию и
через Московию в Персию и обратно. СПб., 1906. С. 325— 326.

10. Поветкин В. И. Гудебные сосуды древних псковичей.
Ч. 1 // Псков в российской и европейской истории. Т. 1. М., 2003. С. 224—235.

11. Келдыш Ю. В. История русской музыки: В 10 т. Т. 1.
С. 66—67.

12. См.: Вздорнов Г. И. Исследование о Киевской
Псалтыри // Киевская Псалтырь. М., 1978; Поветкин В. И. "Русский"
изобразительный канон на музыкальные инструменты // Памятники культуры. Новые
открытия. М., 1990. С. 136—159.

13. Слово о полку Игореве / Пер. В. И. Стеллецкого Л.,
1953. С. 157.

Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Методы принятия решений в маркетинге
Реферат «Комплексная реконструкция, реставрация и приспособление зданий бывшей городской усадьбы XVIII-XIX вв. (г. Москва, ул. Волхонка, д. 8, строения 3-6) под вторую очередь Музея личных коллекций»
Реферат Произведение Путешествия Лемюэля Гулливера
Реферат Парниковый эффект 8
Реферат Культура ресторанного сервиса на примере ресторана Аквариум г Чита
Реферат Муниципальный социально-экономический мониторинг
Реферат Испания(краткая характеристика)
Реферат Берлинский кризис 1948 г 2
Реферат Анализ сущности страха
Реферат Десять важнейших нерешенных проблем управления финансами
Реферат Комплексный анализ состояния биосферы
Реферат Пылетоксический бронхит. История болезни
Реферат Теория и поведение Раскольникова в романе Ф.Достоевского Преступление и наказание
Реферат Разработка программы на Ассемблере
Реферат Белое движение на Юге России