Галигузова Л. Н.
Малышуисполнился год. Этот возраст знаменует начало нового периода детства – раннеговозраста, который длится до трех лет. К году в психике ребенка закладываетсяфундамент всех его последующих приобретений: малыш уже умеет общаться сокружающими взрослыми, у него формируются первые привязанности, с помощьюблизких он открывает для себя мир предметов и учится правильно обращаться с ними,переживает свое собственное Я, отдельное от Я других людей, начинает пониматьречь и делает первые попытки говорить, становится более самостоятельным. Вначале второго года жизни ребенок начинает ходить и все настойчивее требует отвзрослых права свободно исследовать окружающий его мир. Этот возраст требует отродителей, бабушек и дедушек очень много терпения, поскольку в этот периодребенок бывает непоседлив, подчас капризен, своеволен и упрям. Он забирается вовсе углы, хватает, бросает и тянет в рот все, что попадается ему под руки. Онопрокидывает банки с вареньем, разливает мамины духи, рвет книги и сует пальцыв электрические розетки, бурно протестует, если у него что-то отбирают. В жизньвзрослых входит постоянное беспокойство за безопасность малыша.
Длятого чтобы лучше понять, как правильно общаться с ребенком в этот сложныйпериод детства, как создать условия для полноценного развития малыша взрослымнужно, прежде всего, знать особенности психики детей раннего возраста, вомногом определяющие их поведение.
Особенности психики ребенка раннего возраста.
Однойиз характерных особенностей поведения ребенка в этом возрасте является его ярковыраженная ситуативность. Малышу одного-двух лет интересно все, что егоокружает, он тянется ко всему, что находится в поле его зрения. Как образноговорил немецкий психолог К. Левин, лестница манит ребенка, чтобы он пошел поней, дверь или коробочка — чтобы он закрыл или открыл их, колокольчик — чтобыон позвонил в него, круглый шарик – чтобы он покатил его. Каждая вещь,находящаяся в поле зрения ребенка, заряжена для него притягивающей илиотталкивающей силой, которая «провоцирует» его на действие,направляет его. Такая связанность ситуацией, наглядным полем отражаетсвоеобразие деятельности сознания ребенка раннего возраста.
Ситуативностьнакладывает отпечаток на все виды деятельности ребенка, на протекание всех егопсихических процессов. Так, память малыша функционирует преимущественно в видеузнавания: ребенок вспоминает знакомый предмет, когда видит его перед собой.Мышление в этом возрасте протекает в наглядно-действенной форме: познаниеокружающего мира осуществляется путем практических действий. Ребенок еще неспособен заниматься чисто умственной деятельностью, например, что-то обдумыватьили воображать. Поэтому так велика в его жизни роль предметов. Не разрешаямалышу действовать с ними, ограничивая его активность, мы лишаем еговозможности мыслить, а значит, и полноценно жить. Эмоции ребенка также чаще иярче проявляются в момент восприятия предметов. Достаточно показать малышуинтересную игрушку, — и его интерес переключится на то, что они видит в данныймомент.
Господствонаглядной ситуации часто сказывается на выполнении поручений взрослых. Так,охотно отправляясь за каким-то предметом по просьбе взрослого, малыш можетотвлечься на игрушку, попавшуюся на его пути, и начать играть с нею, забыв отом, за чем шел. Непосредственное, более сильное воздействие объектов полностьюпоглощает малыша.
Ещеодна характерная черта психики ребенка раннего возраста – особаяэмоциональность восприятия окружающего мира. Эмоциональность, конечно же,свойственна человеку в любом возрасте, но взрослые, как правило, умеютуправлять своими чувствами. У ребенка все не так. Своеобразие отношениямаленьких детей к окружающему заключается в его страстности, импульсивности, внеустойчивости эмоций. Как радостно бросается ребенок к новой игрушке иливключается в уже известную интересную игру. Он оживленно перебирает игрушки,восторженно восклицает, разглядывая их, настойчиво показывает взрослому,стремясь разделить с ним свое удовольствие. Расставание с любимой игрушкойтакже вызывает взрыв чувств. То же самое происходит и при встрече или разлуке сблизкими. Малыш отчаянно плачет, обнаружив отсутствие мамы, и с радостнымивозгласами бросается к ней, едва увидев ее. Все чувства детей этого возраставыражаются во всей полноте их переживания.
Единствоэмоционального и действенного отношения к непосредственно воспринимаемому миру– вот, пожалуй, главная особенность психической организации ребенка напротяжении всего раннего возраста. Особенно ярко эта особенность проявляется навтором году жизни малыша.
Длятого чтобы правильно общаться с малышом в раннем возрасте, необходимо такжезнать, на чем сосредоточены его основные интересы в этот период, что составляетглавное содержание его жизнедеятельности.
Зарождение предметной деятельности.
Раннийвозраст – это период интенсивного освоения ребенком окружающего мира с помощьюдействий с предметами. И эти действия существенно отличаются от тех, с помощьюкоторых малыш исследовал различные свойства предметов на предыдущем этаперазвития, в младенчестве.
Первыедействия с предметами появляются у детей уже в 6 — 7 месяцев. Их особенностьзаключается в том, что малыш осуществляет их независимо от свойств и назначениятого или иного предмета, например, стучит ложкой по столу, грызет ее, бросаетна пол. Такие действия называются манипуляциями. Постепенно действияусложняются: ребенок начинает замечать и использовать некоторые свойствапредметов, которыми манипулирует (например, вкладывает маленький предмет вбольшой, просовывает игрушку между перекладинами кроватки). Подобные действияназываются специфическими. К концу года жизни малыш уже умеет обращаться снекоторыми игрушками в соответствии с заложенными в них простыми правилами:может нанизать колечко пирамидки на ее стержень, положить кубик на кубик,покатать машинку или мячик и пр. На втором году жизни круг таких действий,которые носят исследовательский характер, стремительно расширяется. Предметыокружающего мира все больше перестают быть изолированными в восприятии ребенка,он все чаще сам или с помощью взрослого устанавливает между ними различныесвязи и отношения.
Вэтот же период начинает складываться особый вид действий с предметами,основанный на их использовании в соответствии с культурным назначением. Малышпытается пользовать ложкой, причесываться расческой, копает лопаткой песочек,вставляет ключик в машинку, стараясь завести ее и пр. Такие действия психологиназывают орудийными, поскольку они предполагают воздействие одним предметом надругой с целью получения практического результата. Особенность таких действийзаключается в том, что способ использования орудия не является очевидным, нележит на поверхности. Ребенок не может самостоятельно открыть, что ложкасделана для того, чтобы было удобно есть, а ключик – для того, чтобы завестимашинку. Когда малыш берет в руку погремушку, она сама издает звук, как бызнакомя со своим свойством. В предмете-орудии его свойства не являютсяочевидными. Вот почему в период раннего детства так велика роль взрослого,помогающего ребенку открывать тайны окружающего мира, шаг за шагом входить вкультуру общества, в котором он живет. Знакомство с назначением различныхпредметов, овладение культурными способами обращения с ними и составляетглавное содержание жизнедеятельности ребенка раннего возраста. Действия ребенкас предметами в соответствии с их назначением составляют ведущую деятельность напротяжении всего раннего возраста. Она называется ведущей, потому что именно вней происходят наиболее существенные изменения всех сторон психики ребенка:совершенствуются восприятие, мышление, память, развиваются такие важнейшиеличностные качества, как инициативность, самостоятельность, целенаправленность,возникает новый вид деятельности – игра с сюжетными игрушками.
Предметнаядеятельность не ограничивается усвоением одних лишь бытовых навыков. Большоеместо в жизни ребенка одного-двух лет занимает чисто исследовательскаядеятельность. Ранний возраст – период активного экспериментирования спредметами. Познавательная активность побуждает малыша исследовать все, что егоокружает. Он без конца открывает и закрывает банки, вкладывает в них разныепредметы, выдвигает ящики шкафов, нажимает на кнопки телевизора, клавишивыключателя и компьютера, пересыпает песок и переливает воду из одной емкости вдругую, рвет и мнет бумагу, листает страницы книг и совершает невероятноемножество других действий, позволяющих познакомиться с различными свойствами исоотношениями предметов и веществ.
Вэтом возрасте малыш проявляет ярко выраженный интерес к новым предметам,тянется к ним, внимательно рассматривает, подолгу вертит их в руках, пытаетсяразобрать, разными способами воздействовать на другие предметы. Он также любитиграть с различными дидактическими игрушками: вкладышами, пирамидками,матрешками, кубиками; с удовольствием катает машинки, игрушки на палочках,пытается запускать юлу и пр.
Впроцессе экспериментирования ребенок получает и чисто функциональноеудовольствие от самого процесса действования, ибо он ощущает себя при этомсубъектом происходящего, источником изменений в окружающем его мире.Исследовательское поведение совершенствуется на протяжении раннего возраста,оставаясь важной составляющей познавательного и творческого развития, как вэтот, так и в последующие возрастные периоды.
Совершенноочевидно, что обеспечить полноценное познавательное развитие ребенка, ввестиего в мир культуры могут только взрослые, которые организуют стимулирующуюразвитие предметную среду, привлекают внимание малыша к новым предметам,знакомят с их назначением и учат пользоваться ими, поощряют и поддерживаютдетскую любознательность.
Какой взрослый нужен ребенку раннего возраста.
Дляначала оглянемся назад и вспомним, что ваше общение с ребенком в первомполугодии жизни строилось на основе непосредственных эмоциональных контактов.Ухаживая за младенцем, Вы ласкали его, окружали нежностью и любовью. И ребенокотвечал вам тем же: улыбался, радостно гулил, размахивал ручками, выгибалсявсем тельцем при виде близких взрослых, демонстрируя им свое расположение.Стержнем его потребности в общении была потребность во внимании идоброжелательности взрослых.
Сформированнаяв младенческом возрасте потребность во внимании и доброжелательности окружающихс возрастом не исчезает, она остается с ребенком навсегда, но постепенно,начиная со второго полугодия жизни, отступает на второй план. Ребенка уже неудовлетворяют одни лишь ласки и объятия взрослых. Возникший и усиливающийсяинтерес к предметному миру меняет характер его общения с ними. Малыш уже непросто ласкается к маме, а, сидя у нее на руках, исследует вещи, которые на нейнадеты, тянется к часам на стене, книгам на полке. Ему все хочется потрогать иповертеть в руках, и он все настойчивее требует от взрослого предоставить емутакую возможность.
Окружающиемалыша вещи интересны, загадочны, часто недоступны для него. Поэтому онпостоянно обращается к близким за помощью, разъяснениями, соучастием. Ребенокстремится перевести эмоциональные контакты в план предметного взаимодействия.Стремление к такому взаимодействию составляет сердцевину общения ребенка совзрослым и на протяжении всего раннего возраста. Поэтому оно получило названиеделового общения.
Главнымв таком общении является практическое взаимодействие, в ходе которого взрослыйвыступает как его соучастник, помогая малышу освоить то или иное действие.Взрослый предстает перед ребенком, прежде всего, как образец того, как нужноделать правильно.
Ноне только в качестве образца действий нужен ребенку взрослый. Не менее важныдля него поддержка и оценка взрослым его действий. У малыша далеко не сразуполучается делать так, как взрослый, а понять, правильно ли он выполняет то илииное действие, он тоже еще не в силах. Потребность в поддержке взрослых, в ихоценке действий, умений малыша – один из основных стимулов предметнойдеятельности и познавательной активности детей раннего возраста.Доброжелательное внимание взрослого создает благоприятную эмоциональнуюатмосферу общения, придает ребенку уверенность в своих силах, ощущение важностиего занятий, а оценка стимулирует желание продолжать и совершенствовать своидействия, исправлять ошибки, добиваясь правильного результата.
Играявместе с ребенком, знакомя его с новыми предметами, обучая его различнымдействиям, не подменяйте общение безликим руководством, манипулированием и«натаскиванием» малыша. Всегда помните о том, что в основе общениядолжна лежать личностная адресованность взрослого к ребенку. О том, как этоважно не только для непосредственных контактов с малышом, но и для развития егопредметной деятельности, свидетельствуют опыты, проведенные психологом М.И.Лисиной. Она сравнивала поведение малышей полутора лет в условиях различноговзаимодействия со взрослыми. Занятия проводились индивидуально с каждымребенком. Детям одной группы давали игрушки, а взрослый занимал позициюнаблюдателя, никак не реагируя на действия малыша. В другой группе взрослыйиграл сам на глазах у ребенка, однако его действия не адресовались малышу,взрослый играл как бы сам с собой. И, наконец, в третьей группе взрослыйорганизовывал «обращенный показ», т.е. разыгрывал перед ребенкомпредставление, адресуя ему свои действия, называя его по имени, улыбаясь ему,вовлекая в игру.
Вовсех трех ситуациях дети так или иначе действовали с предметами. Однако впервом случае эти действия были примитивны и однообразны. Малыши быстро терялиинтерес к игрушкам, начинали хныкать, смотреть по сторонам. Во втором случаеони был более активны, но их действия с предметами носили характер скорее беспорядочноговозбуждения: они многократно повторяли одни и те же манипуляции, в целом ихэнергия оставалась малопродуктивной. В третьем случае дети с удовольствиемнаблюдали за действиями взрослого, подражали им, постепенно присоединялись кигре, довольно долго продолжали начатую игру после того, как взрослый оставлялребенка одного.
Итак,взрослый нужен ребенку как доброжелательный партнер, соучастник в предметнойдеятельности, как «эксперт» его умений.
Как общаться с ребенком раннего возраста?
Поддерживайтеи поощряйте интерес ребенка к занятиям взрослых. На втором году жизниусиливается интерес детей к действиям взрослых, желание подражать им. Где, какне в семье, ребенок получает возможность включиться в совместные действия совзрослыми, осваивая все их разнообразие и сложность? Вместе с мамой илибабушкой можно стирать белье в машине, нажимая на нужные кнопки и слушая, какбелье крутится в барабане, а затем помочь им прополоскать свои носочки в тазикес водой. Нет ничего интереснее, как вместе с папой разбирать и чинить телефонили рядом с дедушкой стучать деревянным молоточком по доске, «забиваягвозди». Если взрослые позволяют ребенку по мере возможности и с учетомбезопасности участвовать в их домашних делах, малыш не только узнает много нового.Он приобретет опыт переживаний радости от совместной работы, ее хорошегорезультата. Вы не только вместе потрудились, но и сопереживали ребенку,разделяли его удовольствие от общения с вами, заметили его затруднение ипомогли ему. Создавайте условия для того, чтобы малыш мог наблюдать за вашимидействиями. Пусть он видит, как мама или бабушка готовят обед, стирают, убираютквартиру, как папа или дедушка выполняют «мужские» дела. Объясняйтеему свои действия и действия других людей. Поощряйте стремление ребенка подражатьи помогать вам: разрешите ему вытереть тряпкой стол, подмести веником пол,вымыть свою чашку, постирать рядом с вами салфеточку, «пропылесосить»коврик. Не забывайте благодарить его за помощь. Похвалив его, подчеркнитесходство со взрослыми, например: «Машенька, ты наводишь в комнате порядок,как мама».
Конечно,участие ребенка в делах взрослых доставляет много хлопот. Это и испачканныерубашка или платье, и пролитая вода, и оставленный после «подметания»мусор на полу, и грязная после «мытья» тарелка. На втором году жизниребенка занимает только сам процесс того или иного действия, а не егорезультат. Лишь к концу раннего возраста он научится понимать, что любое делодолжно быть сделано хорошо, замечать свои ошибки. Но если близкие будутограничивать его активность, ожидая, когда малыш подрастет, его потребность вобщении со взрослым может ослабеть, а стремление к самостоятельности угаснуть.Бедность впечатлений и отсутствие совместных действий затормозит развитиесюжетной игры – мощного стимула психического развития детей.
Неограничивайте деятельность ребенка слишком строго, иначе он не почувствуетуверенности в своих силах. Но и не оставляйте без внимания все промахи малыша,ведь ваша задача – вводить его действия в культурные рамки, давать ориентирыповедения в мире вещей. Когда ребенок не видит этих ориентиров, когда он слышиттолько окрики — «нельзя», «отойди», «разобьешь»,«поломаешь», — он чувствует растерянность, растет капризным инесамостоятельным, начинает бояться всего нового, плачет или кричит, когдакакой-то предмет «ведет себя непослушно» в его ручках.
Помогайтеребенку осваивать бытовые действия. Освоение орудийных действий происходит приобучении ребенка бытовым навыкам, правилам гигиены, таким как умение пользоватьложкой, расческой, зубной щеткой, мылом и т.д. Обучение правилам использованиябытовых предметов должно быть понятным малышу. Обязательно объясняйте ребенкусмысл каждого действия: мыло и вода делают ручки чистыми, зубки нужно чистить,чтобы они были белыми и не болели, волосики нужно причесывать, чтобы они быликрасивыми и пр. По возможности сопровождайте обучение детскими стишками,песенками.
Поощряйтестремление ребенка к самостоятельности. На втором году жизни, когда ребенок ещеслишком мал, чтобы обходиться без помощи взрослых, близкие стараются все делатьза него. По мере овладения разнообразными умениями и навыками ребенок все чащеначинает отстаивать свое право действовать самостоятельно. Особенно интенсивностремление к самостоятельности возрастает на третьем году жизни малыша. Он ужемногое умеет делать сам, знает названия и назначение бытовых предметов,стремится помогать взрослым мыть посуду, вытирать стол, чистить пылесосом пол,поливать цветы. Поддерживайте это ценное стремление ребенка.
Помере освоения ребенком новых умений и навыков доверяйте ему действоватьсамостоятельно. Возьмите на себя только то, что он не может сделать сам,остальное предоставьте делать ему самому. Наберитесь терпения, подавите в себестремление сделать все быстро за ребенка. Избегайте педантизма и мелочногоконтроля над малышом.
Длятого чтобы воспитывать у малыша самостоятельность, нужно показывать и объяснятьему последовательность тех или иных действий так, чтобы это было понятно ему.
Учитеребенка правильно вести себя за столом. Помогите ему правильно пользоватьсястоловыми приборами, салфеткой, вместе красиво сервируйте стол. После едыпредложите малышу убрать за собой чашку, тарелку.
Учитемалыша снимать и надевать одежду, обувь, расстегивать и застегивать пуговицы имолнии. Приучайте его следить за своим внешним видом, ухаживать за своимивещами. Побуждайте самостоятельно причесываться, заправлять рубашечку вштанишки, вешать одежду на свою вешалку, ставить в нужное место обувь,разбирать и убирать кроватку.
Предоставляяребенку свободу во время игр и занятий, приучайте его после их окончаниянаводить порядок: убрать на место игрушки, поставить на полку книжки, вытеретьиспачканный акварельными красками стол. Старайтесь сделать эти бытовые делаинтересными для ребенка. Используйте для этого игровые приемы. Например,скажите малышу от имени игрушек, что им надоело валяться на полу, что имхолодно, и они хотят, чтобы их убрали в их теплый домик (коробку). А книжкихотят вместе со своими сестричками стоять рядом на полочке.
Преждечем начинать требовать от ребенка убирать игрушки на место, организуйте вкомнате удобный игровой уголок. Сделайте низкие полки для книг, карандашей икрасок, кубиков, машинок. Поставьте коробку или ящик для мелких игрушек,маленький столик и стульчик для рисования, лепки, чтения.
Еслиребенку трудно, или он допустил оплошность, обязательно посочувствуйте ему,помогите исправить ошибку. Никогда не ругайте, не одергивайте, не дразнитемалыша, если он нечаянно разбил чашку, пролил воду или испачкался, если у негочто-то не получается. Посочувствуйте ему и скажите, что в следующий раз у неговсе получится.
Незабывайте хвалить малыша за его самостоятельность, аккуратность, трудолюбие.Старайтесь благодарить его не вообще («ты молодец»), а за конкретнуюпомощь: «я так устала, а ты помог мне убрать со стола посуду» и пр.
Прививайтеребенку бережное отношение к результатам труда взрослых и своего собственного.
Помогайтеребенку осваивать действия с игрушками. Родители часто жалуются на то, что детибыстро теряют интерес к игрушкам, постоянно требуют все новые и новые. Ипылятся в детском уголке красивые куклы, разноцветные кубики и пирамидки, аребенок капризничает и не умеет сам себя занять. Это происходит потому, что наранних этапах детства малыши еще не умеют обращаться с предметами по ихназначению, а однообразные манипулятивные действия с ними быстро истощаютпервоначально ярко выраженный интерес к новому предмету. Помните, что понять,как нужно действовать с игрушкой, малыш может только с вашей помощью.Необходимо помогать детям раскрывать свойства предметов, показывать, как с нимиможно играть. Покупая ребенку новую игрушку, обязательно поиграйте с ней вместес малышом. Заинтересуйте его не только внешним видом игрушки, но и тем, что сней можно делать. Играя с куклой, придумайте интересный для малыша сюжет:покормите, искупайте ее, покатайте на колясочке. Если вы купили ребенку кубики,объясните, что из них можно построить много интересного. Вместе сложите из нихбашенку, заборчик, дорожку, поезд, гараж для машинки или домик для собачки.Рассмотрите вместе, как устроена новая машинка, как она может ездить в разныхнаправлениях, покатайте на ней маленькую игрушку. Покажите, как правильнозавести заводную игрушку (машинку, мышку, обезьянку, юлу). Сначала заведите еесами на глазах у малыша, потом предложите завести ее вместе. Мягко направляйтеруку ребенка, чтобы он понял нужное движение, а затем попросите совершитьдействие самостоятельно. Помогите малышу научиться пользоваться сачком длявылавливания рыбок, лопаткой, совочком, грабельками, формочками при игре спеском. Помните о том, что любой предмет приобретает особую притягательностьдля ребенка, если с ним действовал взрослый, а тем более, если они играливместе.
Обучаямалыша пользоваться бытовыми предметами и игрушками, сначала покажите емуправильный способ обращения с предметом, а затем предложите ему совершитьдействие самому. Не торопите малыша, пусть он попробует самостоятельновыполнить действие. Доброжелательно комментируйте действия ребенка. Принеобходимости предложите ему свою помощь, возьмите его ручки в свои руки ивместе с ним совершите нужное движение. Повторите показ и совместное действиенесколько раз.
Корректируйтедвижения малыша мягко, без насилия. Не ругайте его за неправильно выполненноедействие. В этом возрасте гораздо важнее стремление ребенка делать что-то каквзрослый, чем достижение правильного результата. Наберитесь терпения: то, чтовам кажется простым и легким, пока еще трудно для малыша.
Незабывайте хвалить ребенка за старание, настойчивость. Радуйтесь вместе с нимего достижениям. Рассказывайте о достижениях малыша близким в его присутствии.Это будет наполнять его гордостью, давать уверенность в своих силах,поддерживать желание совершенствовать свои умения.
Откликайтесьна инициативу ребенка в общении по поводу предметов, на все его просьбы помощи.
Поддерживайтелюбознательность малыша. Ярко выраженная любознательность — важный показательуспешного психического развития ребенка. Он активно стремится к получению новыхвпечатлений, любит наблюдать за окружающим, быстро обнаруживает новое,стремится обследовать его. Он может подолгу увлеченно экспериментировать спеском, водой, красками, радуется своим открытиям, стремится поделиться своейрадостью с близкими. Старайтесь разделять эту радость с малышом, поощряйте егоинтерес к исследованию.
Создавайтеусловия для детского экспериментирования: организуйте удобное место и подберитеподходящие материалы таким образом, чтобы, занимаясь своими делами, вы моглидержать ребенка в поле своего внимания и во время придти ему на помощь.Маленькие дети очень любят устраиваться со своими игрушками рядом со взрослыми.Если вы готовите еду на кухне, посадите ребенка за столик и предложите емунесколько жестяных банок из-под крупы: больших, средних и маленьких и покажите,как их можно вкладывать одна в другую. Банка с крышкой, заполненная мелкимипредметами даст малышу возможность прятать и находить игрушки, пластмассоваябутылка с крупой и чашка – пересыпать разные вещества из одной емкости вдругую.
Вванной или на кухне можно организовать игры с водой. Оденьте ребенку фартучек,заполните тазик водой и покажите, как можно пускать кораблики из скорлупыгрецкого ореха, или дощечек, обратите его внимание на то, что одни предметыплавают, а другие тонут, научите выжимать губку, пропитанную водой. Во времяпрогулки можно устраивать игры с песком: перекладывать его лопаткой в ведерко,высыпать, делать куличики, строить башню или горку, рыть канавки и норки и пр.
Предложениямии вопросами побуждайте малыша к исследованию. Например: «Попробуй открытькоробочку», «А вдруг в этом ящичке что-то лежит?», «А чтобудет, если бросить в тазик камушек? Утонет или будет плавать? Посмотри,палочка плавает, а камушек утонул. А если в воду опустить губку?».
Отвечайтена все вопросы малыша, стараясь формулировать ответы в доступной форме.
Радуйтесь«открытиям» и «изобретениям» малыша, поделитесь радостью сдругими членами семьи, хвалите малыша. Если он уже умеет говорить, задавайтеему вопросы о том, что он делает, что у него получилось, помогите рассказать отом, чем он занимался, папе, бабушке, дедушке.
Неругайте ребенка, если он из интереса разобрал или нечаянно сломал игрушку,налил воды на пол, насорил, испачкался. В раннем возрасте это неизбежно.Постарайтесь терпеливо относиться к детским «экспериментам» и такорганизовать пространство детской игры и занятий, чтобы было удобно навестипорядок в доме.
Играйте с детьми в разные виды игр.
Сюжетныеигры. На втором году жизни дети начинают проявлять интерес к играм с сюжетнымиигрушками. К трем годам эти игры занимают уже достаточно большое место средилюбимых занятий малышей. Они с удовольствием подражают игровым действиямвзрослых: кормят, причесывают кукол и игрушечных животных, купают их вванночке, пеленают, укладывают спать, катают в колясочке, строят для них домикии пр. Подберите соответствующие наборы игрушек. Помните, что в такие игры нужноиграть не только с девочками, но и с мальчиками. Сюжетная игра имеет большоезначение для психического развития ребенка. Она является средством познанияокружающего мира, способствует развитию образного мышления и воображения. Вигре ребенок в условных обстоятельствах действует «как мама»,«папа», «бабушка» или «дедушка», что дает емувозможность почувствовать себя свободным и всесильным, как взрослые. Для того,чтобы игра возникла и развивалась полноценно, взрослые должны постояннововлекать в нее малыша, организуя совместные игры.
Разыгрывайтеперед ребенком небольшие сюжеты с куклами и животными, показывайте игровыедействия с ними. Одновременно с этим вовлекайте малыша в свою игру: попроситепомочь покормить, причесать куклу и пр.; распределяйте с ним игровые действия.Например, можно сказать: «Давай покормим куклу. Я дам ей кашку, а ты напоиее чаем».
Старайтесьсделать игру интересной для малыша. Для этого сами играйте с увлечением. Вместес ребенком одушевляйте кукол и животных: придумайте для них имена, обращайтеськ ним с вопросами, отвечайте за них, комментируйте свои действия и действияперсонажей. Вовлекайте ребенка в разговор с куклами, задавайте ему вопросы отлица кукол и животных, инициируйте его ответы или отвечайте за него.
Помогайтемалышу переносить игровые действия на разных кукол и животных, постепеннорасширяйте круг игровых ситуаций и игрушек (например, если ребенок кормиттолько одну куклу, скажите, что мишка тоже хочет кушать, покормите его вместе)
Постепенновводите в игру предметы-заместители, например, используйте вместо ложкипалочку, вместо хлеба кубик, вместо яблочка или яичка шарик и пр. Это будетспособствовать развитию воображения ребенка, поможет сделать игру болеесодержательной.
Организуяигровое общение, соблюдайте важное правило: не превращайте игру в занятие.Избегайте поучающего тона и замечаний. Старайтесь обогащать игру ребенканенавязчиво, не прерывайте ее, а подключайтесь к ней, поощряя игровуюинициативу ребенка.
Эмоциональныеи подвижные игры. Такими играми богата народная педагогика. К ним относятсяигры-забавы, потешки, например, «ладушки»,«сорока-белобока», «коза рогатая» и др. Богатые возможностидля такого рода игр дают и произведения детских поэтов. Их содержание доступнои понятно малышам, они легко заучиваются и охотно воспроизводятся детьми.Несмотря на свою внешнюю простоту и доступность, фольклорные и авторскиедетские произведения обладают огромным развивающим потенциалом. Ониспособствуют эмоциональному раскрепощению ребенка, развитию речи, воображения,произвольности действий, умения действовать синхронно с партнером. Игры,сопровождающиеся стихотворными строчками или мелодией, развивают чувство ритма,музыкальный слух. Играя с малышом в такие игры, побуждайте его повторять вашидвижения и слова. Если у ребенка это не получается, возьмите его руки в свои имягкими движениями изобразите соответствующее действие. Там, где позволяеттекст, пропевайте стихотворные строчки.
Организуйтеподвижные игры с предметами и без предметов: в прятки, «догонялки», вигры с мячами, кеглями и пр. Включайте такие игры в воображаемые ситуации.Например, играя в прятки, можно искать не только друг друга, но и спрятавшиесяигрушки; подбрасывая или катая друг другу мяч, можно «одушевлять» его(«Мой веселый, звонкий мяч, ты куда помчался вскачь? Красный, желтый,голубой, не угнаться за тобой»).
Игры-драматизации.Рассказывая ребенку сказку, не забывайте разыграть перед ним ее сюжет.Например, при чтении «Курочки Рябы» покажите, как дед зовет на помощьбабку, как они бьют яичко, как плачут; рассказывая «Репку»,изобразите, какая она выросла большая, и как персонажи сказки тянули ее изземли. Старайтесь, чтобы ваш голос и мимика были выразительными. Побуждайтеребенка со-действовать вместе с персонажами. Слушание с опорой на действиепомогает ребенку лучше понять речь взрослого, осознать смысл происходящего,пережить вместе с персонажами их чувства, выразить им сочувствие.
Показывайтеребенку небольшие спектакли с персонажами настольного театра. Для таких игрможно использовать кукол и животных, которые надеваются на руку или на пальцы.Малыш с удовольствием будет наблюдать, как вы разыгрываете сценки из сказок илистишков на фланелеграфе.
Игры-фантазии.Организуйте с ребенком игры, в которых он сможет изображать предметы живой инеживой природы, предметы рукотворного мира (изображайте вместе с ним снежинки,облака, осенние листья, самолет, машину и пр.). Читая ребенку детские стишки ирассказы, предлагайте ему изображать действия персонажей, имитировать их голоса(например, сначала покажите сами, а потом попросите малыша показать, как«идет бычок, качается», как «наша Маша громко плачет»,предложите изобразить, как петух машет крылышками, как облизывается кошка, какпищит птенчик, как лает собачка, как скачет лошадка, как крадется хитрая лиса ипр.). Присоединяйтесь к действиям малыша, играйте вместе. Такие игры будутпобуждать ребенка повторять за вами стихотворные строчки, изображать поведениелюдей, животных, птиц, имитировать звуки, двигаться в ритм стихотворения илипесенки, которую вы поете.
Настольныеигры. Даже с самым маленьким ребенком можно играть в простые настольные игры,например, в лото. Подберите лото с такими картинками, на которых изображеныизвестные детям предметы: игрушки, бытовые предметы или домашние животные(хорошо, если это будут изображения взрослых животных и их детенышей).Рассмотрите вместе картинки, сообща назовите, что на них нарисовано. Покажитемалышу, как можно совмещать карточки с картинками на карте. Затем поиграйтевместе. Не ругайте малыша за непонятливость. Эта непростая для него игратребует сосредоточения и умения действовать по представлению.
Развивайтеречь ребенка. Речь развивается, прежде всего, как средство общения ребенка сокружающими. Помните о том, что своевременному возникновению речи способствуетатмосфера любви и доброжелательного внимания взрослых к малышу. Большеразговаривайте с ним. Называйте все предметы, с которыми вы вместе играете,свои действия, действия других людей и самого ребенка, комментируйтепроисходящее. Разными способами побуждайте его к речи (обращениями типа«скажи…», «назови…», «что это?», «где?»и пр.).
Нековеркайте свою речь, общаясь с ребенком. Стремитесь к тому, чтобы он понималвас, и в то же время излишне не упрощайте свою речь.
Создавайтев семье богатую речевую среду. Пусть малыш слышит, как вы общаетесь со своимиблизкими. Вовлекайте его в общий разговор.
Организуйтеигры и занятия по развитию мелкой моторики рук ребенка. Это будетспособствовать своевременному возникновению речи. Сортируйте вместе с малышоммелкие предметы, нанизывайте на леску бусины, застегивайте и расстегивайтепуговицы, молнии, делайте упражнения для пальцев, сопровождая ихсоответствующими стишками.
Неоставляйте ребенка надолго одного перед телевизором и аудиосистемой. Смотрите ислушайте вместе с ним. Психологи доказали, что присутствие взрослого привосприятии ребенком речи оказывает благоприятное влияние на ее возникновение.
Ссамого раннего возраста приобщайте ребенка к книге. Ежедневно рассказывайте ичитайте малышу народные и авторские сказки, потешки, небольшие стихотворения.Ваша речь должна быть выразительной, напевной. Старайтесь пробудить у ребенкарадостные эмоции, сопереживание персонажам.
Вызывайтеу ребенка интерес к иллюстрациям: сопровождайте чтение рассматриваниемкартинок, рассказывайте, что на них нарисовано, просите назвать и показатьизображения. Многократно читайте ребенку одни и те же полюбившиеся ему книжки.Побуждайте его «читать» вместе с Вами: делайте остановки во времячтения, чтобы малыш мог закончить поэтическую строчку или повторяющуюся фразу.Предлагайте ему самому «почитать» хорошо знакомую сказку, помогитедочитать ее до конца. Такие совместные чтения – один из самых действенныхспособов развития речи ребенка и прекрасный способ общения.
Детямраннего возраста лучше всего подходят для чтения недлинные сказки сповторяющимися фразами. Им доступны и интересны такие сказки, как«Курочка-ряба», «Колобок», «Репка»,«Теремок», «Волк и семеро козлят».
Читайтеребенку детские стихи А. Барто, С.Я. Маршака, С. Михалкова, Б. Заходера, З.Александровой, Э. Мошколвской, И. Токмаковой, В. Берестова, небольшиестихотворения или строфы из русских поэтов – Пушкина, Тютчева, Фета, Майкова.Их отличает красивый стихотворный ритм, богатые оттенки слов. Даже если ребенокне все поймет из прочитанного, он будет приобщаться к красоте родного языка,получит удовольствие от напевности поэтических строк.
Длясамых маленьких детей, которые еще не умеют перелистывать тонкие страницы,покупайте книжки небольших форматов с толстыми страницами и с яркимикартинками. Научите малыша перелистывать такие страницы.
Неругайте малыша за нечаянно порванные страницы. В раннем возрасте, когда у детейплохо развита мелкая моторика, это неизбежно. Терпеливо приучайте его кбережному отношению к книгам. Если ребенок порвал страницу, вместе с ним«полечите» книжку, пожалейте ее, заклейте страницу.
Оберегайтеположительное отношение ребенка к самому себе. При правильной организацииобщения взрослого с ребенком уже на первом году жизни у малыша складываетсяобщее положительное отношение к себе. Любовное отношение к нему близкихформирует у него переживание своей нужности и ценности. Это очень важноеличностное качество стимулирует как общение с окружающими, так и познавательнуюактивность малыша.
Навтором году жизни это общее положительное отношение ребенка к себе сохраняется,но в ходе делового общения со взрослыми у него начинает складываться новый видсамооценки – конкретная самооценка, которая относится уже не его личности вцелом, а к отдельным действиям. Теперь, оценивая действия малыша, взрослыйвыражает не только одобрение, но и указывает на ошибки. Ребенок частоаффективно воспринимает отрицательные оценки, обижается, иногда отказывается отдеятельности.
Постепенномалыш учится отделять общее положительное отношение к себе взрослого от егоотношения к отдельным действиям и поступкам. Их положительная или отрицательнаяоценка начинает регулировать поведение ребенка. Но происходит это не сразу.Поэтому взрослые должны оберегать самолюбие ребенка, помогать ему не смешиватьобщее положительное отношение к себе с оценкой отдельных действий, которая невсегда бывает одобрительной. Следует проявлять уважение к личности малыша, егопотребностям и желаниям. Если он не может справиться с каким-то делом, неследует давать отрицательную оценку его личности. Такие слова, как«неумеха», «растяпа» больно ранят самолюбие малыша. Постоянныеупреки отрицательно влияют на развитие инициативы, воспитывают неуверенность всебе, гасят любознательность. Если ребенок сделал что-то неправильно, никогдане называйте его плохим, не говорите, что не будете его любить. Адресуйтепорицание к его действиям, но не к личности.
Вслучае неудачи нужно подбодрить ребенка, внушить уверенность в своих силах,предложить помощь. В процессе совместной деятельности поощряйте малыша,хвалите, подчеркивайте успехи и достижения, оказывайте ему поддержку.Старайтесь поменьше пользоваться запретами и порицаниями. Запрещайте только то,что опасно для жизни и здоровья самого ребенка и окружающих и то, что обижаетдругих. Во всех других случаях малыша лучше отвлечь, переключить его вниманиена что-то другое, организовать совместную игру.
Следуетпонимать, что похвала гораздо информативнее порицания, так как, порицаяребенка, запрещая ему что-либо, взрослый говорит ему о том, чего нельзя делать.При этом ничего не сообщается о позитивном выходе из ситуации, о том, что можнои нужно сделать.
Какможно поддержать инициативу ребенка в конкретной ситуации, не прибегая кпорицанию или запрету? Предположим, малыша заинтересовал будильник и он тянетсяк нему ручкой, просит дать ему этот предмет. Не торопитесь сказать:«Нельзя». Попробуйте сделать так: возьмите часы в руки и покажите ихмалышу. Дайте потрогать, рассмотрите вместе стрелки, цифры, послушайте, как онитикают, а затем поставьте часы на место. Скорее всего, любознательность малышабудет удовлетворена, а общение и сотрудничество со взрослым повысят авторитетвзрослого как источника знаний о мире и партнера в познании окружающейдействительности.
Взаключении нарисуем портрет малыша, имеющего благополучный опыт общения совзрослыми.
Он:
Инициативенпо отношению к взрослым – стремится привлечь их внимание к своим действиям,обращается за помощью и оценкой своих действий;
Настойчивотребует соучастия в своих делах.
Чувствителенк отношению близких, к их оценке, умеет перестраивать свое поведение взависимости от поведения взрослого, тонко различает похвалу и порицание;
Охотноподражает взрослым, старается выполнить их просьбы и инструкции;
Доверчивои открыто относится к посторонним взрослым;
Проявляетярко выраженную любознательность;
Умеетнайти себе занятие, играет разнообразно и увлеченно;
Настойчивв достижении поставленной цели, преодолении трудностей в действиях спредметами;
Своевременноовладевает активной речью, пользуется ею в целях общения.
Есливы собираетесь отдать своего малыша в ясли, с чего следует начинать?
Длясамых маленьких детей лучше всего организовывать эмоциональные контакты,которые сопровождаются взглядами в глаза друг друга, улыбками, поглаживаниями.Вспомните, как приятен доброжелательный взгляд собеседника, как многое можновыразить взглядом.
Малышиочень любят, когда мамы, папы или бабушки играют с ними в ладушки,сороку-ворону и другие игры-забавы. Их можно организовать и с несколькимидетьми. Если к вам в гости пришли друзья с маленьким ребенком, уделитенесколько минут совместной игре с малышами. Сядьте вместе с ними и поиграйте скаждым по очереди в сороку-ворону так, чтобы дети могли наблюдать за вашейигрой. А затем организуйте эту же игру между детьми, помогая им водитьпальчиками по ладошке друг друга, загибать их, побуждая повторять словаприсказки. Повторите игру несколько раз. Точно также можно поиграть и в другиеподобные игры. Дети с удовольствием будут играть в «козу рогатую»,«по узенькой дорожке», «цап!», прятки, догонялки. Все этобудет способствовать установлению доброжелательных отношений между детьми,развитию умения координировать действия.
Оченьинтересны детям и полезны подвижные игры, которые предполагают совместноевыполнение одних и тех же действий. В такие игры можно играть с 2-3 малышамидома или на прогулке. Например, поставив детей в кружок, вы предлагаете имвместе попрыгать, потопать ножками, похлопать в ладошки, покружиться, показываяобразец действия и задавая ритм движений, сопровождая их детским стишком илипесенкой. При этом нужно обращать внимание детей друг на друга, называть их поимени, хвалить за то, как они хорошо и дружно играют. Детям постарше можнопредложить самим придумывать какие-нибудь движения или действия с тем, чтобыдругие им подражали. Подобные игры хорошо включать в небольшие сюжеты сэлементами воображения. Например, дети могут кружиться «какснежинки», прыгать «как зайчики», топать «какмедведи», тянуться ручками кверху «как цветочки к солнышку» ипр.
Сближениюдетей способствуют и хороводные игры. Их также хорошо организовывать снесколькими малышами. Даже самые маленькие дети с удовольствием будут играть в«карусели», «раздувайся пузырь», «каравай».Атмосфера радости, веселья, смена простых движений и их направления,повторяющиеся слова-припевки, приятные телесные ощущения – все это располагаетдетей к продолжению общения, обогащает их коммуникативный опыт.
Несмотряна то, что предметы и игрушки иногда вызывают ссоры детей, их не следуетисключать из взаимодействия. Здесь также важно участие взрослого, которыйпомогает малышам обмениваться игрушками, устанавливать очередности в действиях,достигать общей цели. Начинать такие игры лучше всего с предметов, которыехорошо знакомы малышам – это сократит вероятность конфликтов. К совместнымиграм с предметами относятся, например, игры с мячами, которые можноперекатывать, бросать, толкать ножкой друг к другу. Интересную игру можноорганизовать, если дать двум малышам одинаковые пирамидки и предложить имсначала разобрать и собрать их самостоятельно, а потом — вместе, подавая другдругу колечки и нанизывая их на один стержень. Из кубиков можно вместепостроить башню, заборчик или длинный поезд, гараж или домик. С помощью лески икрупных бусин (макарон, колечек) можно сделать бусы для большой куклы и другдля друга.
Огромноеудовольствие доставят детям игры с бумагой и красками. Разложите на полу или настоле большой лист ватманской бумаги или кусок обоев, приготовьте гуашевыекраски, кисточки или поролоновые печатки по числу участников игры. Нарисуйтенесколько домиков в разных углах листа, скажите детям, что это их домики, и чтоони могут ходить друг к другу в гости. Предложите им, макая кисточки в краску,делать следы на бумаге, «шагая» друг к другу. То же самое можноделать с помощью печаток или даже пальчиками. Эту игру можно разнообразить,например, нарисовать на бумаге озеро или лесную полянку с деревьями и с помощьютех же изобразительных средств вместе рисовать рыбок в озере или птичек надеревьях. Вы можете также обводить карандашом или фломастером детские ладошки,а малыши будут их сравнивать.
Совместныеигры можно организовать с песком, изготавливая из него с помощью формочеккуличики, делая горки или тоннели, с водой, пуская друг другу кораблики илимыльные пузыри.
Длярасширения опыта общения со другими детьми очень полезно устраивать совместноечтение книжек. Малыши вместе со взрослым могут рассматривать иллюстрации,называть нарисованные предметы, обмениваться впечатлениями. Это будетспособствовать не только развитию общения, но и речи детей.
Помогаядетям наладить контакты, старайтесь участвовать в совместной игре в качестверавноправного участника. Поддерживайте инициативу малышей, радуйтесь вместе сними полученному результату, привлекайте их внимание к действиям друг друга,поощряйте проявления сочувствия. Старайтесь хвалить детей и привлекать кпохвале друг друга. Ведь самое важное в дружбе – это доброе и внимательноеотношение.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru/