Семыкина Е. Н.
«Хорошихметодов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей».
Д.Пойа
Интеграционныепроцессы стали жизненно необходимы для нашего общества, глубокодифференцированного и специализированного. Интегративный подход получает всебольшее распространение в гуманитарной науке и крайне актуальным представляетсяего включение в процесс школьного образования. Современный этап в развитиипедагогической мысли — это время интеграции (если вспомнить латинскую основуinteger- целый), время объединения разработок по педагогике и психологии,объединения подходов научных и подходов творческих, достаточно искусственноразделенных на предыдущих этапах.
Цельюпедагогики является развитие гармоничной личности, с четкой гражданской инравственной позицией, хорошо адаптированной в современной жизни,многообразной, сложной, наполненной порой неоднозначными и противоречивымифактами и событиями. Именно в ней предстоит ориентироваться современномушкольнику и задача педагогической науки вооружить его инструментариемцелостного адекватного восприятия мира.
Поэтомунеобходимо разглядеть, сформулировать и применить на практике те законыинтегративного человеческого бытия, которые существуют в реальности. Особенноэто касается предметов гуманитарного цикла, таких как история, москвоведение иМХК, направленных на развитие деятельного и творческого восприятия и осмыслениячеловеческой культуры.
Педагогикавсегда ставила перед собой как одну из важнейших задач — задачу нравственноговоспитания, о которой нельзя забывать и сейчас. Но так как главной целью втрадиционной школе является трансляция знаний(об этом красноречиво говорятпоказатели по которым проверяют и контролируют работу школы это ЗУНы), то этотпуть, исключающий по сути моральный и нравственный аспект, не дает возможностисформировать гармонично развитую личность. Ведь личность, не наученнаяинтегрировать знания и нравственную сферу, не способная эмоциональнооткликаться на полученную информацию, улавливать моральный аспект в полученныхзнаниях, не может быть гармоничной. А без моральной оценки и критическогоотношения к себе и окружающим сложно сформировать гражданскую позицию.Нравственный аспект может быть присвоен только в случае эмоциональногопереживания. Крайне важна интеграция педагогики и психологии, так как две этинауки непосредственно заняты разработкой приемов, методов, подходов,направленных на развитие человека. Поэтому нам представляется важным обратитьвнимание на необходимость сотрудничества этих наук в процессе разработки интегративныхподходов к обучению.
Вшкольной практике настоящего времени существует проблема перегрузки учащихся,нехватки времени на всеобъемлющий образовательный процесс. Выходом из этойситуации может стать такой интегративный подход к построению процесса преподаванияпредметов гуманитарного цикла, который позволит: с одной стороны, глубжеизучить эти предметы за счет того, что они будут преподаваться интегративно (азначит: те учебные часы, которые разбросаны по разным предметам в небольшомколичестве, можно проработать в единый комплекс глубоко раскрывающий нужнуютему и модульно включать его, выявляя глубинные взаимосвязи исторических,культурных, социальных процессов, лежащих в основе этих учебных предметов); сдругой стороны, освободившееся время может быть успешно использовано длятворческой деятельности самих учащихся.
Дляпримера возьмем учебный план 8 класса по предметам гуманитарного цикла дляобразовательного учреждения:
•История 2 часа (68 часов в год);
•Москвоведение 1 час (34 часа в год);
•ИЗО 2 часа (68 часов в год);
•Основы обществознания 1 час (34 часа в год);
•МХК 1 час (из школьного компонента, если есть такая возможность).
Вопределенных темах на каждом из этих уроков речь идет о культуре, искусстве,даются нравственные оценки, но так как в каждом предмете этих часов мизерноеколичество и все проходит достаточно обзорно (не затрагивая эмоциональнойстороны восприятия, не остается времени на рефлексию и присвоение).
Приумелом профессионально выстроенном интегративном подходе возможно созданиеобразовательной среды, которая объединит в себе не только отдельные предметы идаже не циклы предметов, а создаст многоуровневую интеграцию школы и общества. Вэтом случае ребенок будет гармонично переходить из одной структуры образованияв другую, будет с легкостью находить пути личной реализации в современном, невраждебном ему обществе. И тогда жизнь в ее многообразии будет давать человекувозможности к постоянному творческому развитию и самосовершенствованию.
Внаше время главные открытия происходят на стыке наук, методов, жанров, стилей.Педагогическое творчество имеет интегративное содержание, так как состоит изряда взаимосвязанных компонентов. Что же такое интегративный подход? Этоцелостная система обучения, которая в итоге функционирования дает системныезнания и умения. Целостность большинством ученых понимается как результатинтеграции отдельных частей (А.Г. Афанасьев, В.Н. Садовский, В.С. Тюхтин идр.). Сущность интегративности системы раскрывается в определении И.П.Яковлева, сделанном на основе анализа научной литературы: «под целостнойсистемой можно понимать хорошо организованную, управляемую систему с развитымивнутренними и внешними связями. И, чем органичнее единство многообразия связейс их организацией, упорядоченностью, тем она целостнее и тем лучше, эффективнееона функционирует» (Яковлев И.П. Интеграционные процессы в высшей школе. Л.:ЛГУ, 1980 г., с. 6). Из данного определения следует, что эффективностьфункционирования системы зависит от управления ею и интеграции, составляющихсистему компонентов. Причем «интеграция стремится связать все элементы ицентрализовать управление, чтобы система в целом функционировала с максимальнымэффектом» (Яковлев И.П. с. 9). Компоненты интегративной системы должны бытьвзаимосвязаны, а процесс – управляем. Кроме того, она предполагает целостность.Целостную систему следует определять «как совокупность объектов, взаимодействиекоторых обусловливает наличие новых интегративных качеств, не свойственныхобразующим ее частям, компонентам» (Афанасьев В.Г. Системность и общество, М.:Политиздат,1980, с. 24)
Приэтом В.Г.Афанасьев подчеркивает, что интеграция не исключает специфику иопределенную самостоятельность отдельных частей интегрированного целого.Наличие специфики и самостоятельности у элементов делает выполнимыми принципыинтеграционных процессов: взаимодополнение, функциональное соответствие.Согласно принципу дополнительного соответствия элементы взаимодополняют другдруга, интегрируются в единое целое. У более универсальных элементов большевозможностей для взаимодополнения, они быстрее могут перестраивать взаимосвязив изменяющихся условиях, сохраняя целое. Данная характеристика позволяет понятьмеханизм эффективности интегративного содержания учебного предмета: объединяя универсальныедля многих гуманитарных учебных дисциплин элементы нравственных,художественных, эмоциональных навыков и знаний можно получить надежнофункционирующий учебный процесс, в рамках которого происходит усвоениесодержания. Следовательно, для конструирования интегративного содержанияучебной дисциплины допустимы только элементы, универсальные в определеннойобласти деятельности.
Системообразующимфактором учебного процесса в целом и каждой учебной дисциплины в отдельности являютсяцели. В процессе интеграции содержания учебного предмета важен синтез целейвсех предметов, участвующих в интеграции, их соотнесенность друг с другом. Анам важна, кроме того, главная воспитательная составляющая-развитиенравственной сферы школьника. Изначально так должны формулироваться цели, чтобынравственный аспект был соотнесен с другими компонентами всех учебныхпредметов.
Другимсистемообразующим фактором в решении проблемы интеграции является существованиеобщих для многих наук и искусства объектов и предметов изучения (Б.М.Кедров,М.Г.Чепиков). Отсюда следует, что интеграция учебного материала в ходеконструирования содержания учебного предмета возможна лишь тогда, когда имеютсяобщие объекты и предметы учебно-познавательной деятельности учащихся. Посколькуусловием функционирования педагогического процесса является обмен деятельностьюмежду педагогом и учащимися, то виды деятельности являются такжесистемообразующим фактором интеграции содержания учебных предметов, и в этивиды деятельности мы обязаны включить рефлексию по поводу нравственной,гражданской составляющей учебного предмета.
Следующимфактором системообразующих связей является использование общих методов науки,(искусства) (Кедров Б.М., Чепиков М.Г.). Этот вид интеграции особенно важен впедагогическом процессе, осуществляющемся в рамках учебного предмета, так какпозволяет вводить в содержания инвариантные для данной области культуры методыпознания и изучения.
Интегративныесвязи в зависимости от функций делятся на внутренние и внешние. Внутренниесвязи отражают взаимопроникновение направлений, осуществляющихся в рамкахотдельной дисциплины. Внутренние интегративные связи называютсявнутрипредметными. Внешние связи способствуют объединению различных дисциплин вкомплексы и системы, которые называются межпредметными.
Процессинтеграции имеет свои особенности, В.Г. Афанасьев показывает, что процессконструирования интегративного содержания осуществляется при помощиопределенным образом организованной процедуры соединения информации несколькихучебных дисциплин. В результате этого могут быть получены такие новые знаниятеоретического и прикладного характера, которые невозможно получить средствамиодного предмета.
Такимобразом, интеграция содержания образования может осуществляться внутрипредметнои межпредметно. Внутрипредметная интеграция предполагает формирования новойучебной дисциплины, имеющей интегративный характер и собственный предметизучения.
Интегративноесодержание учебного предмета – это слияние науки, искусства, методики,психологии и т.д., невозможность одного знания без другого, невозможностьодного предмета без знаний другого, в отличие от понятия «межпредметные связи»,когда знания одних предметов используется для изучения других.
Существуетнесколько проблем в преподавании предметов гуманитарного цикла сегодня:
большоеколичество программ;
переходна преподавание истории в школе по принципу концентрумов привел к тому, чтотемы, которые для многих школьников сложны даже в 10-11классе, школьники должныосвоить в 8-9 классах. Отсюда следует, что ученики не осваивают большоеколичество исторических текстов, понятий и т.п. А, значит, не осваиваютсодержание предмета; не присваивают нравственные и знаниевые составляющиегуманитарных учебных предметов.
Поэтому,в современной школе необходима технологизация учебного процесса для того, чтобыприсвоение содержания учебного материала и нравственной составляющей учебныхпредметов гуманитарного цикла было полнее и распространялось на всех учеников,а не только на уже мотивированных. Мной создана и опробована не один годтехнология интегрированного урока гуманитарного цикла. Создание уроков в этойтехнологии достаточно трудоемкий, сложный и многоплановый процесс:
Формулировкапроблемы в соответствии с темой урока;
Выборэмоциональной составляющей урока и поиск в зависимости от нее визуального итекстового ряда;
Составлениеканвы урока;
Драматургическаяпроработка урока (определение завязки, развязки, кульминационной точки урока);
Подборматериала для урока: текстов, видеоматериалов, слайдов и т. д;
Сведениеидеи урока и внешних составляющих в цельную систему;
Проведениесвязующих нитей урока с другими темами учебного курса;
Подготовкараздаточного материала (распечатка текстов и т.д.);
Созданиевизуального соответствия (подготовка класса к уроку),
нокогда этот путь пройден, создан цикл уроков, то для учителя наступает, можносказать, пора счастья, так как давать такие технологичные уроки не тольконамного проще, но и интереснее всем и учителю и, конечно же, в первую очередьученикам.
Этотурок можно провести с пятого и по одиннадцатый. Только в зависимости отвозраста нужно подобрать разный содержательный материал. Если стихи Заболоцкогорассчитаны на 8-классников и выше, то для младших детей можно подобратьсоответствующие их пониманию и мироощущения стихотворные и прозаические тексты.
Тема:От сочувствия к состраданию.
Цельурока: эмоционально проникнуться темой урока, сделать акцент на значимости этойтемы в жизни любого человека.
Ходурока: на доске
Идетотрывок из к/ф Ч. Чаплина «Огни большого города» (начало фильма).
Учительзадает вопрос: как вы думаете, какие эмоции испытывает герой Чаплина к слепойдевушке (ученики предлагают разные варианты, все они записываются на концахстрелочек)?
Акак вы думаете, какое чувство включает в себя все эти эмоции, базируется наних?
Вкачестве подсказки, учитель пишет на доске или вывешивает цитату:
Намне дано предугадать, как слово наше отзовется,
Инам … дается, как нам дается благодать!
Да,действительно это сочувствие.
Мнебы хотелось посвятить наш урок этому понятию. А к вам у меня просьба подумать втечение урока над тем, какой можно дать эпиграф ему, а в конце нашего диалогамы обсудим ваши предложения, эпиграф может быть и отрывком из фильма и картинойи текстом и музыкальным отрывком и не обязательно чьим-то но и вашим.Договорились?
Чтоже такое сочувствие? На доске: со – чувство (вместе чувствовать)
Приставка«со» в русском языке значит соучастие, вместе делание. Какие еще слова с этойприставкой можно записать:
согласие,
сопереживание,
сознание,
состраданиеи…(все записываются на доске),
создавать,
созидать.Созиданье — несовершенный вид от глагола создавать, творить.
Ребята,скажите, пожалуйста, почему автор поэтической строки считает, что сочувствие даетсякак благодать (благодать в древнерусском языке это благо даваемое от Бога,высший дар, помощь, свыше ниспосланная сила)
Сравните:Нет ни в чем вам благодати
Ссчастием у вас разлад.
А.С.Пушкин.
-Гдепроявляется сочувствие, в каких отношениях? (в любви, в дружбе, в несчастье, встрадании, в бедах, в радости…)
-Легколи сочувствовать другим людям?
-Комусочувствовать легче и приятней (близким, незнакомым, случайным попутчикам)?
-Почемуименно им?
-Хотимли мы сочувствия и от кого?
-Откого? К кому?
Соединитьстрелочками одинаковые позиции.
-Почемув правой колонке меньше слов, чем в левой?
Еслимы хотим сочувствия от других людей, то и сами должны уметь и хотетьсочувствовать людям.
Предлагаетсякаждой группе пакет стихотворных текстов, нужно выбрать ассоциативно стихи, вкоторых в той или иной форме присутствует сочувствие, (группы зачитывают стихиили отрывки из них, лучше если работа будет индивидуальной (присутствие личногоэмоционального опыта), обсуждение этих отрывков.
-Мыпри обсуждении говорили с вами, о том, что сопричастность может быть и в горе,в несчастье, и это чувство мы называем сострадание. В русском языке кореньэтого слова: страда, что это такое? (тяжелая работа на поле летом от зари дозари). Значит сострадание это тяжелый труд и в первую очередь труд душевный.
-Хотимли мы этого тяжелого труда для себя?
-Ждемли мы его от окружающих людей, наших близких, нужен ли нам их труд?(обсуждение)
-Ребята,как вы думаете, почему в современном русском языке сочувствие и сострадание(SOS-страдание) стали практически синонимами?
-Почемусочувствие и сострадание мы воспринимаем как участие в несчастье, в беде.Почему мы не говорим: «Я сочувствую тебе», когда у человека радость?
-Давайтепосмотрим еще один отрывок фильма «Был месяц май» (финальные сцены) просмотр иобсуждение отрывка.
Нашдиалог подходит к концу, какой же эпиграф может быть у него? (обсуждение).
Спасибовам за урок, до свиданья.
Текстык уроку «От сочувствия к состраданию»
НиколайАлексеевич
Заболоцкий
СТИХОТВОРЕНИЯ
1932-1958
ЖЕНА
Откинувсо лба шевелюру,
Онхмуро сидит у окна.
Взеленую рюмку микстуру
Емуналивает жена.
Какробко, как пристально-нежно
Болезненныйсветится взгляд,
Какэти кудряшки потешно
Натощей головке висят!
Сутра он все пишет да пишет,
Вневедомый труд погружен.
Онаеле ходит, чуть дышит,
Лишьтолько бы здравствовал он.
Аскрипнет под ней половица,
Онброви взметнет, — и тотчас
Готоваона провалиться
Отвзгляда пронзительных глаз.
Таккто же ты, гений вселенной?
Подумай:ни Гете, ни Дант
Незнали любви столь смиренной,
Стольтрепетной веры в талант.
Очем ты скребешь на бумаге?
Зачемты так вечно сердит?
Чтоищешь, копаясь во мраке
Своихнеудач и обид?
Ноколь ты хлопочешь на деле
Облаге, о счастье людей,
Какмог ты не видеть доселе
Сокровищажизни своей?
1948 г. Н.А. Заболоцкий (с.214)
ЖУРАВЛИ
Вылетевиз Африки в апреле
Кберегам отеческой земли,
Длиннымтреугольником летели,
Утопаяв небе, журавли.
Вытянувв серебряные крылья
Черезвесь широкий небосвод,
Велвожак в долину изобилья
Свойнемногочисленный народ.
Нокогда под крыльями блеснуло
Озеро,прозрачное насквозь,
Черноезияющее дуло
Изкустов навстречу поднялось.
Лучогня ударил в сердце птичье,
Быстрыйпламень вспыхнул и погас,
Ичастица дивного величья
Свысоты обрушилась на нас.
Двакрыла, как два огромных горя,
Обнялихолодную волну,
И,рыданью горестному вторя,
Журавлирванулись в вышину.
Толькотам, где движутся светила,
Вискупленье собственного зла
Имприрода снова возвратила
То,что смерть с собою унесла:
Горныйдух, высокое стремленье,
Волюнепреклонную в борьбе, —
Все,что от былого поколенья
Переходит,молодость, к тебе.
Авожак в рубашке из металла
Погружалсямедленно на дно,
Изаря над ним образовала
Золотогозарева пятно.
1948 г. Н.А. Заболоцкий (с. 215)
КОГДАВДАЛИ УГАСНЕТ
СВЕТДНЕВНОЙ
Когдавдали угаснет свет дневной
Ив черной мгле, склоняющейся к хатам,
Всенебо заиграет надо мной,
Какколоссальный движущийся атом, —
Вкоторый раз томит меня мечта,
Чтогде-то там, в другом углу вселенной,
Такойже сад, и та же темнота,
Ите же звезды в красоте нетленной.
Иможет быть, какой-нибудь поэт
Стоитв саду и думает с тоскою,
Зачемего я на исходе лет
Своеймечтой туманной беспокою.
1948 г. Н.А. Заболоцкий (с. 218)
ПРИБЛИЖАЛСЯАПРЕЛЬ
КСЕРЕДИНЕ
Приближалсяапрель к середине,
Билручей, упадая с откоса,
Деньи ночь грохотал на плотине
Деревянныйлоток водосброса.
Здесьпод сенью дряхлеющих ветел,
Изкоторых любая – калека,
Яоднажды, гуляя, заметил
Незнакомогомне человека.
Онстоял и держал пред собою
Непочатогохлеба ковригу
Исвободной от груза рукою
Перелистывалстарую книгу.
Лобего бороздила забота,
Издоровьем не выдалось тело,
Ноупорная мысли работа
Глубинойего сердца владела.
Пробежавза страницей страницу,
Онвздымал удивленное око,
Наблюдаяручьев вереницу,
Устремленнуюв пену потока.
Вэтот миг перед ним открывалось
То,что было незримо доселе,
Идуша его в мир поднималась,
Какдитя из своей колыбели.
Аграчи так безумно кричали,
Итак яростно ветлы шумели,
Что,казалось, остаток печали
Отниматьу него не хотели.
1948 г. Н.А. Заболоцкий (с. 220)
СКВОЗЬВОЛШЕБНЫЙ ПРИБОР
ЛЕВЕНГУКА
Сквозьволшебный прибор Левенгука
Наповерхности капли воды
Обнаружиланаша наука
Удивительнойжизни следы.
Государствосмертей и рождений,
Нескончаемойцепи звено, —
Вэтом мире чудесных творений
Скольничтожно и мелко оно!
Нодля бездн, где летят метеоры,
Нибольшого ни малого нет,
Иравно беспредельны просторы
Длямикробов, людей и планет.
Врезультате их общих усилий
Зажигаетсяпламя Плеяд,
Икометы летят легкокрылей,
Ибыстрее созвездья летят.
Ив углу невысокой вселенной,
Подстеклом кабинетной трубы,
Тотже самый поток неизменный
Движеттайная воля судьбы.
Тамя звездное чую дыханье,
Слышуречь органических масс
Истремительный шум созиданья,
Стользнакомый любому из нас.
1948 г. Н.А. Заболоцкий (с.224)
ПОРТРЕТ
Любитеживопись, поэты!
Лишьей, единственной, дано
Душиизменчивой приметы
Переноситьна полотно.
Тыпомнишь, как из тьмы былого,
Едвазакутана в атлас,
Спортрета Рокотова снова
СмотрелаСтруйская на нас?
Ееглаза – как два тумана,
Полуулыбка,полуплач,
Ееглаза – как два обмана,
Покрытыхмглою неудач.
Соединеньедвух загадок,
Полувосторг,полуиспуг,
Безумнойнежности припадок,
Предвосхищеньесмертных мук.
Когдапотемки наступают
Иприближается гроза,
Содна души моей мерцают
Еепрекрасные глаза.
1953 г. Н.А. Заболоцкий (с.238)
НЕУДАЧНИК
Надороге, пустынной обочиной,
Гдележат золотые пески,
Чтоты бродишь такой озабоченный,
Умираявесь день от тоски?
Вони старость, как ведьма глазастая,
Притаиласьза ветхой ветлой.
Целыйдень по кустарникам шастая,
Наблюдаетона за тобой.
Тыбы вспомнил, как в ночи походные
Жизньтвоя, загораясь в борьбе,
Рукидевичьи, крылья холодные,
Положилана плечи тебе.
Милыйвзор, истомленно-внимательный,
Залилсветом всю душу твою,
Ноподумал ты трезво и тщательно
Ивернулся в свою колею.
Крепкопомнил ты старое правило –
Осторожнопо жизни идти.
Осторожнаямудрость направила
Жизньтвою по глухому пути.
Пролетелаона в одиночестве
Где-тоздесь на задворках села,
Неспросила об имени-отчестве,
Взолотые дворы не ввела.
Поистратилты разум недюжинный
Длякаких-то бессмысленных дел.
Образтой, что сидела жемчужиной,
Потускнел,побелел, отлетел.
Воттеперь и ходи и рассчитывай,
Сумасшедшиемысли тая,
Дасмотри, как под тенью ракитовой
Усмехаетсястарость твоя.
Недорогой ты шел, а обочиной,
Ненашел ты пути своего,
Осторожный,всю жизнь озабоченный,
Неизвестно,во имя чего!
1953 г. Н.А. Заболоцкий (с. 242)
УГРОБНИЦЫ ДАНТЕ
Мнемачехой Флоренция была,
Япожелал покоиться в Равенне.
Неговори, прохожий, о измене,
Пустьдаже смерть клеймит ее дела.
Надбелой усыпальницей моей
Воркуетголубь, сладостная птица,
Нородина и до сих пор мне снится,
Идо сих пор я верен только ей.
Разбитойлютни не берут в поход,
Онамертва среди родного стана.
Зачемже ты, печаль моя, Тоскана,
Целуешьмой осиротевший рот?
Аголубь рвется с крыши и летит,
Какбудто опасается кого-то,
Излая тень чужого самолета
Своикруги над городом чертит.
Такбей, звонарь, в свои колокола!
Незабывай, что мир в кровавой пене!
Япожелал покоиться в Равенне,
Нои Равенна мне не помогла.
1958 г. Н.А. Заболоцкий (с. 293)
** *
Явоспитан природой суровой,
Мнедовольно заметить у ног
Одуванчикашарик пуховый,
Подорожникатвердый клинок.
Чемобычней простое растенье,
Темживее волнует меня
Первыхлистьев его появленье
Нарассвете весеннего дня.
Вгосударстве ромашек, у края,
Гдеручей, задыхаясь, поет,
Пролежалбы всю ночь до утра я,
Запрокинувлицо в небосвод.
Жизньпотоком светящейся пыли
Всетекла бы, текла сквозь листы,
Итуманные звезды светили,
Заливаялучами кусты.
И,внимая весеннему шуму
Посредиочарованных трав,
Всележал бы и думал я думу
Беспредельныхполей и дубрав.
1953 г. Н.А. Заболоцкий (с.240)
ГОРОДОК
Целыйдень стирает прачка,
Мужпошел за водкой.
Накрыльце сидит собачка
Смаленькой бородкой.
Целыйдень она таращит
Умныеглазенки,
Еслидома кто заплачет –
Заскулитв сторонке.
Акому сегодня плакать
Вгороде Тарусе?
Естькому в Тарусе плакать –
ДевочкеМарусе.
ОпротивелиМарусе
Пастухида гуси.
Сколькоходит их в Тарусе,
ГосподиИсусе!
«Вотбы мне такие перья
Датакие крылья!
Улетелаб прямо в дверь я,
Бросиласьв ковыль я!
Чтобглаза мои на свете
Большене глядели,
Петухида гуси эти
Большене галдели!»
Ой,как худо жить Марусе
Вгороде Тарусе!
Петухиодни да гуси,
ГосподиИсусе!
1953 г. Н.А. Заболоцкий (с. 294)
НАЗАКАТЕ
Когда,измученный работой,
Огоньдуши моей иссяк,
Вчерая вышел с неохотой
Вопустошенный березняк.
Нагладкой шелковой площадке,
Чейтон был зелен и лилов,
Стоялив стройном беспорядке
Рядысеребряных стволов.
Сквозьнебольшие расстоянья
Междустволами, сквозь листву,
Небесвечернее сиянье
Кидалотени на траву.
Былтот усталый час заката,
Часумирания, когда
Всегопечальней нам утрата
Незавершенноготруда.
Двамира есть у человека:
Один,который нас творил,
Другой,который мы от века
Творимпо мере наших сил.
Несоответствияогромны,
Инесмотря на интерес,
Лесокберезовый Коломны
Неповторял моих чудес.
Душав невидимом блуждала,
Своимисказками полна,
Незрячимвзором провожала
Природувнешнюю она.
Так,вероятно, мысль нагая,
Когда-тоброшена в глуши,
Самав себе изнемогая,
Моейне чувствует души.
1958 г. Н.А. Заболоцкий (с.298)
НЕПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ
Непозволяй душе лениться!
Чтобв ступе воду не толочь,
Душаобязана трудиться
Идень и ночь, и день и ночь!
Гониее от дома к дому,
Тащис этапа на этап,
Попустырю, по бурелому,
Черезсугроб, через ухаб!
Неразрешай ей спать в постели
Присвете утренней звезды,
Держилентяйку в черном теле
Ине снимай с нее узды!
Кольдать ей вздумаешь поблажку,
Освобождаяот работ,
Онапоследнюю рубашку
Стебя без жалости сорвет.
Аты хватай ее за плечи,
Учии мучай дотемна,
Чтобжить с тобой по-человечьи
Училасьзаново она.
Онарабыня и царица,
Онаработница и дочь,
Онаобязана трудиться
Идень и ночь, и день и ночь!
1958 г. Н.А. Заболоцкий (с.300)
Впрошлом году со мной приключилась беда. Шел по улице, поскользнулся и упал…Упал неудачно, хуже и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повислаплетью. Было это примерно в семь часов вечера. В центре города, на Кировскомпроспекте, недалеко от дома, где живу.
Сбольшим трудом поднялся, забрел в ближайший подъезд, пытался платком унятькровь. Куда там, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то сделать. Иговорить-то не могу – рот разбит.
Решилповернуть назад, домой.
Яшел по улице, думаю, что не шатаясь. Хорошо помню этот путь метров четыреста.Народу на улице было много. Навстречу прошли женщина с девочкой, какая-топарочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале слюбопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. Хотьбы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. Язапомнил лица многих людей, — видимо, безотчетным вниманием, обостренныможиданием помощи…
Больпутала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойнобудут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома. Так никто мнеи не помог.
Позжея раздумывая над этой историей. Могли ли люди принять меня за пьяного? Вроде бынет, вряд ли я производил такое впечатление. Но даже если и принимали запьяного – они же видели, что я весь в крови, что-то случилось – упал, ударили, — почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чем дело? Значит, пройти мимо, неввязываться, не тратить время, сил, «меня это не касается» стало чувствомпривычным?
Сгоречью вспоминая этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, потом сталвспоминать самого себя. Нечто подобное – желание отойти, уклониться, неввязываться — и со мной было. Уличая себя, понимал, насколько в нашей жизнипривычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось.
Яне собираюсь оглашать очередные жалобы на порчу нравов, уровень снижения нашейотзывчивости заставил, однако, призадуматься. Персонально виноватых нет. Коговинить? Оглянулся – и причин видимых не нашел.
Раздумывая,вспоминал фронтовое время, когда в голодной окопной нашей жизни исключено было,чтобы при виде раненого пройти мимо него. Из твоей части, из другой – былоневозможно, чтобы кто-то отвернулся, сделал вид, что не заметил. Помогали,тащили на себе, перевязывали, подвозили… Кое-кто, может, и нарушал этот законфронтовой жизни, так ведь были и дезертиры, и самострелы. Но не о них речь, мысейчас – о главных жизненных правилах той поры.
Яне знаю рецептов для проявления необходимого всем нам взаимопонимания, ноуверен, что только из общего нашего понимания проблемы могут возникнутькакие-то конкретные выходы. Один человек – я, например, — может только бить вэтот колокол тревоги и просить всех проникнуться ею и подумать, что же сделать,чтобы милосердие согревало нашу жизнь.
(Д.А. Гранин из очерка «О милосердии»)
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru