Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Значение концепции общения М.И.Лисиной для отечественной психологии

Смирнова Е.О.
 (к 70-летию со дня рождения М.И.Лисиной)
М.И.Лисина является создателем нового направления в психологии, которое породилоцелую традицию научных исследований. Концепция общения М.И. Лисиной являетсяодним из ответвлений культурно-исторической теории. Опираясь на теорию Л.С.Выготского, М.И. Лисина стала основательницей оригинальной и самостоятельнойнаучной школы. Она открыла в отечественной психологии новый предмет — общениеребенка со взрослым — и новый подход к его научному исследованию.
Согласнопозиции Л.С. Выготского, социальный мир и окружающие взрослые являютсяорганически необходимым условием человеческого развития. Ребенок изначальновключен в общественные отношения, и чем младше ребенок, тем более социальнымсуществом он является. Очевидно, что такое понимание процесса психическогоразвития выдвигает на первый план роль общения со взрослым. Однако для самогоЛ.С. Выготского и его последователей взрослый выступал как посредник междуребенком и культурой, как абстрактный «носитель» знаков, норм испособов деятельности, но не как живой конкретный человек. Несмотря на всеобщеепризнание роли общения со взрослым в психическом развитии ребенка, сам процессобщения не исследовался в рамках культурно-исторического подхода. Этот пробелбыл восполнен в исследованиях М.И. Лисиной.
Инициаторомданного направления стал учитель М.И. Лисиной А.В. Запорожец. Вопрос, которыйон поставил, заключался в следующем: «Что происходит между матерью иребенком, и каким образом в результате их взаимодействия осуществляетсяпередача культурных норм?» Очевидно, что этот вопрос непосредственновытекает из концепции Л.С. Выготского и является ее конкретизацией.
Следуетотметить, что в это время (50-е гг.) в зарубежной психологии развернулисьчрезвычайно интересные исследования по психологии младенчества, в которыханализировались особенности материнского отношения к ребенку. Были опубликованыновые данные о компетентности младенца, описывались различные моделиматеринского поведения (mothering), факты о синхронизации взаимодействия материи младенца, в самостоятельное направление оформилась теория привязанности. М.И.Лисина благодаря хорошему знанию иностранных языков была знакома с этимиисследованиями и проявляла большой интерес к ним. В то же время теоретическаяинтерпретация результатов этих работ, осуществляемая c позиций психоанализа илибихевиоризма, представлялась ей явно неудовлетворительной. Рассматриваямладенца, вслед за Л.С. Выготским, как максимально социальное существо, М.И.Лисина стремилась к интерпретации этих фактов в рамках культурно-историческойконцепции. Однако такой готовой интерпретации, как и психологии младенчествавообще, в нашей стране в то время не существовало.
М.И.Лисина фактически стала основательницей отечественной психологии младенчества.Ее реферативная статья «Подход к изучению ребенка первого года жизни взарубежной психологии» (Вопр. психол., 1961) стала заметным событием вжизни советских психологов. Она привлекла внимание психологическойобщественности не только к новым фактам, полученным в мировой психологии, но ик самым ранним этапам онтогенеза. В конце 60-х — начале 70-х гг. М.И. Лисиной ипод ее руководством были проведены чрезвычайно яркие и красивыеэкспериментальные исследования общения младенцев со взрослым и его влияния напсихическое развитие ребенка. Одним из основных методов в этих исследованияхбыло сравнительное изучение детей, воспитывающихся в семье и без семьи — вдетских учреждениях закрытого типа. В этом опять же можно видеть продолжениетрадиций Л.С. Выготского, который, как известно, рассматривал исследованиеразвития в условьях патологии как один из методов генетической психологии. Вусловиях органического, как и коммуникативного, дефицита, процесс развитиязамедляется и его закономерности выступают в открытой, развернутой форме.Дефицит индивидуально адресованного, эмоционального общения со взрослымсущественно тормозит и деформирует психическое развитие детей. Как показалиработы М.И. Лисиной, добавка такого общения оказывает существенное влияние наразные аспекты психического развития детей: на их познавательную активность, наовладение предметными действиями, на развитие речи, эмоциональную сферу и т.д.
Этиисследования позволили конкретизировать представления Л.С. Выготского,дополнить, а иногда и пересмотреть их. Так, в качестве одного из главныхновообразований младенческого возраста Л.С. Выготский рассматривал своеобразноепсихологическое единство ребенка и взрослого, которое обозначил термином«прамы». М.И. Лисина показала, что между младенцем и взрослымосуществляется общение, в котором активны оба партнера и которое возможнотолько при психологической отделенности ребенка и взрослого. Возражая Л.С.Выготскому, М.И. Лисина говорила не о единстве, а об эмоционально-личностныхсвязях ребенка со взрослым, которые она рассматривала в качестве главногоновообразования первого полугодия жизни.
Ещеодной точкой расхождения является периодизация младенческого возраста. Какизвестно, Л.С.Выготский (а вслед за ним и Д.Б. Эльконин) рассматривал первыйгод жизни как единый генетический этап в развитии ребенка. Экспериментальныеработы М.И. Лисиной показали, что от рождения до 12 мес младенец проходит черезтри качественно различные периода развития, каждый из которых характеризуетсяспецифическим отношением ко взрослому.
ДляМ.И. Лисиной всегда было свойственно стремление к тщательному, скрупулезномусбору и анализу фактов, интерес к экспериментальным деталям, удивительнаяспособность к качественной и количественной обработке материалов. Такаяэкспериментальная тщательность не была самоцелью; она сочеталась с широтоймышления, со смелостью научной фантазии и богатством идей. Ее интересовалоформирование внутреннего мира ребенка, проникновение в его становящийсядуховный мир.
Этаособенность творческого почерка М.И. Лисиной позволила проработать иэкспериментально подтвердить многие смелые гипотезы, развернуть широкуюпанораму конкретных исследований, которые продолжаются и сейчас. Впечатляетширота охвата и разнообразие ее работ: от фонематического слуха до особенностеймировоззрения ребенка, от запоминания младенцев до основ целостной личности. Нопри всем разнообразии тематики их отличает единство теоретических позиций иисследовательских методов, что и позволяет говорить о созданной М.И. Лисинойнаучной школе. Практически все узловые вопросы детской психологии былизатронуты и получили в ее работах новую интерпретацию.
Тематикуисследований М.И. Лисиной можно условно разделись на два направления: влияниеобщения на психическое развитие ребенка и анализ общения как самостоятельнойдеятельности. Коротко остановлюсь на каждом из них.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.childpsy.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.