Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Допрофессиональная педагогическая подготовка школьников

В. Б. Успенский
Доказано,что допрофессиональная педагогическая подготовка школьников осуществлялась вотечественной школе более 200 лет. Истинным основоположником педагогическойпропедевтики в России следует считать К.Д.Ушинского, который разработал первыеосновательные программы в этой области, вел с учениками занятия по педагогике.Концепция К.Д. Ушинского была определяющей в дореволюционной России.
Краткийисторический обзор позволяет сделать некоторые выводы.
Во-первых,пропедевтическая педагогическая подготовка школьников в России имеет давниетрадиции, которые можно и должно изучать и использовать. Ее основоположникомможно считать К.Д. Ушинского, который разработал принципы, содержание и вкакой-то степени методику ее проведения.
Во-вторых,в различные периоды пропедевтическая педагогическая подготовка школьниковсочеталась с профессиональной.
В-третьих,в последние годы наблюдается повышение интереса к педагогической профориентациимолодежи, в силу чего ею занимаются многие социальные институты: школа,учреждения дополнительного образования, вузы, общественные и частныеорганизации.
В-четвертых,многообразие форм, различные подходы, неоднозначное понимание задач создаюттрудности как в теоретической разработке проблемы, так и в практическом ееразрешении.
Исследованиямиустановлено, что в настоящее время существуют четыре основных подхода вопределении как целей, так и содержания педагогической пропедевтики школьников:
Профориентационныйподход, ориентирующий на выбор педагогической профессии, преимущественноучительской.
Узкоспециализированный,или профессиональный, подход, ориентирующий на выбор конкретной педагогическойспециальности, включающий существенные элементы профессиональной подготовки.
Медико-социологическийподход, ориентирующий на валеологическую защиту личности и подготовку ее кбудущей семейной жизни.
Культурологическийподход, ориентированный на формирование общей и педагогической культурыличности.
Помнению автора, последнее направление является наиболее продуктивным иперспективным, ибо оно совпадает с общей тенденцией гуманитаризацииобразования, стремлением передать подрастающему поколению духовныеобщечеловеческие ценности, сделать их собственным достоянием молодежи. Исходныепозиции этого направления, на которых построена концепция автора, сформулировалВ.А. Караковский:
однимиз актуальных социальных процессов общества является процесс педагогизацииобщественных отношений;
психолого-педагогическиезнания носят общечеловеческий характер, а значит, жизненно полезны каждому,независимо от избираемой профессии и образа жизни;
педагогическоепросвещение и профориентация актуализируют все процессы, идущие в школе,особенно — гуманизацию отношений и саморазвитие, самопознание и самореализациюличности;
подготовкапедагогов высокой квалификации осуществляется не только профессиональнымиучебными заведениями, но и начинается в период школьного ученичества.
Теоретическиерезультаты исследования состоят прежде всего в том, что раскрыты исформулированы как закономерности, так и принципы допрофессиональнойпедагогической подготовки школьников. К закономерностям относятся следующиеисходные положения:
взаимообусловленностьдопрофессиональной педагогической подготовки школьников и формирования ихпедагогической культуры;
социализирующийхарактер педагогической культуры школьников;
взаимообусловленностьпедагогической культуры школьников и педагогизации межличностных отношений всфере их жизнедеятельности.
Познаниезакономерностей предполагает переход от явлений к сущности и всегда происходитпутем абстрактного мышления, отвлечения от многих индивидуальных инесущественных признаков, явлений, оно позволяет предвидеть направления ивозможности развития.
Выявленныенами в ходе исследования закономерности позволили определить принципыдопрофессиональной педагогической подготовки школьника.
Намне удалось обнаружить в литературе однозначного ответа о номенклатуре,формулировке и иерархии принципов допрофессиональной педагогической подготовкишкольников. При их определении мы исходили из следующих важнейших положений:
требованийлогики развития воспитательного процесса;
наличияновых теоретических концепций воспитания, общих и частных (применительно кисследуемой области) закономерностей педагогического процесса;
потребностейпрактики, которые, прежде всего, выражаются в необходимости внедрениядостижений науки в реальный педагогический процесс.
Группировкапринципов, правил и требований к их реализации строилась, исходя из учетаосновных компонентов педагогического процесса: целеполагающего, мотивационного,содержательного, операционного, аналитико-оценочного.
Опорана закономерности, изучение динамики педагогической ориентации школьников, нашиэмпирические тридцатилетние исследования, обобщение опыта исследований в этойобласти позволяют нам сформулировать принципы допрофессиональной педагогическойподготовки:
целенаправленности;
системностив организации допрофессиональной педагогической подготовки;
социокультурнойпреемственности (опоры на народную педагогику);
субъектнойвключенности учащихся в педагогический процесс;
мотивации(стимулирующего характера допрофессиональной педагогической подготовки);
сочетанияпрактической востребованности знаний с их перспективной направленностью;
включенностидопрофессиональной педагогической подготовки в воспитательную системуобразовательного учреждения.
Однимиз исходных положений нашей концепции является выявление условий эффективнойдопрофессиональной педагогической подготовки школьников, к которым относятсяследующие положения:
пониманиепедагогическим персоналом и управленческими структурами допрофессиональнойпедагогической подготовки учащихся как целевой функции школы;
интегративностьдопрофессиональной педагогической и общеобразовательной подготовки школьников;
вариативностьпроведения учебных занятий, большой удельный вес активных методов обучения;
индивидуальноориентированный подход к участникам педагогического процесса;
практическаянаправленность допрофессиональной педагогической подготовки, ее повседневнаявостребованность школьниками;
созданиешкольникам ситуации успеха в профессиональных педагогических пробах;
престижностьпедагогической деятельности в общеобразовательном учреждении, выражающейся встремлении учащихся включаться в нее;
взаимодействиес профессиональными педагогическими учебными заведениями, учреждениямидополнительного образования, культуры;
взаимодействиес семьей, социумом, направленное на их педагогизацию;
учетрегиональных, национальных, исторических особенностей;
обеспеченностьпедагогического процесса дидактическими материалами.
Вероятно,первые шесть из них следует отнести к необходимым условиям, остальные — кдостаточным.
Вконцепции допрофессиональной педагогической подготовки школьниковпрофориентационная функция рассматривается как целевая. Особое внимание уделеносоотношению профессиональных способностей и педагогической направленностистаршеклассников. В соответствии с этим выделены группы школьников, определеныосновные направления работы с ними.
Стержневойидеей концепции допрофессиональной педагогической подготовки школьниковявляется положение о возможности и целесообразности формирования педагогическойкультуры школьников. Впервые дана авторская трактовка этой дефиниции какинтегративного качества, позволяющего школьнику выступать в качестве активногосубъекта педагогического процесса и включающее в себя элементарныепедагогические знания и умения, педагогическую направленность и индивидуальныехарактеристики, определяющие его поведение. Выявлены структура этого качества икритерии определения уровня его развития. К последним относятся когнитивный,ценностно-эмоциональный, поведенческий и личностно-результативный критерии.
Когнитивный- критерий, включающий в себя знания, прежде всего, в области народной,семейной педагогики, а также самовоспитательной деятельности, представления осущности педагогического труда. Показателями этого критерия можно считатьшироту, глубину, осознанность, действенность знаний, интерес к их пополнению.
Ценностно-эмоциональныйкритерий связан с ценностной ориентацией школьников относительно педагогическойдеятельности, их эмоционально-волевых и нравственных проявлений к ней.Показателями этого критерия являются интерес к педагогическим знаниям идеятельности, наличие или отсутствие педагогического идеала, отношение кдеятельности своих педагогов, удовлетворенность участием в педагогическомпроцессе, способность к рефлексии.
Поведенческийкритерий опирается на следующие показатели: участие в деятельности с элементамипедагогического труда, ее успешность; педагогическую активность, под которой мыпонимаем стремление включаться в эту деятельность; активность ирезультативность самовоспитания (самоанализ, планирование, самоорганизация);реакцию на педагогические воздействия старших, характер взаимодействия сучастниками педагогического процесса.
Личностно-результативныйкритерий связан, прежде всего, с тем, что культура, в том числе ипедагогическая, может и должна рассматриваться на личностном уровне. В каждомотдельном случае наличие, развитость педагогически значимых качеств следуетрассматривать как элемент педагогической культуры. Показателями этого критерияявляются коммуникативный потенциал школьника, его организаторские способности,экстраверсия, направленность личности, некоторые педагогические умения, в томчисле и речь.
Содержаниедопрофессиональной педагогической подготовки школьников, данное в учебныхпланах и программах, разработанных автором, методических рекомендациях,созданных коллективом преподавателей его школы, направлено прежде всего нареализацию культурологической функции.
Достаточноподробно как в теоретическом, так и в методическом варианте проработана идеядеятельностного подхода в организации педагогической пропедевтики. Выявлены иобоснованы условия, обеспечивающие получение позитивного результата отвключения школьников в деятельность с элементами педагогического труда:
добровольностьучастия в этом виде деятельности, позитивная ее мотивация;
выборобъектов и видов деятельности должны обеспечивать ее успешность (создаватьситуацию успеха для ее участников);
постоянное,постепенное усложнение видов деятельности от уровня исполнителя до творческогоее характера;
индивидуальноориентированный выбор объектов труда, характера заданий, адаптированных квозможностям и интересам школьников;
сочетаниеколлективных и индивидуальных видов деятельности, гласность ее результатов,создающих фасилитирующий эффект;
контактс профессионалами — учителями на всех этапах осуществления конкретного дела(при подготовке, проведении, анализе);
престижностьпедагогической деятельности в школьном, в том числе учительском коллективе;
сочетаниеорганизационных форм включения школьников в педагогическую деятельность(педпрактика) со стихийным межличностным общением, имеющим педагогическуюнаправленность;
востребованностьпедагогической деятельности старшеклассников школой.
Автордоказал, что допрофессиональная педагогическая подготовка школьников не толькоориентирует их на дальние перспективы (профессия, семья), но может бытьвостребована уже сегодня как самими школьниками, так и образовательнымучреждением. Эта подготовка может стать действенным, стимулирующим компонентомвоспитательных систем образовательных учреждений.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.yspu.yar.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.