Реферат по предмету "Финансы"


Государственная пошлина 2 Понятие и

Курсовая работа
«Государственная пошлина»
Введение
Актуальность темы курсовой работы обусловлена значением налогов в жизнедеятельности любого государства, так как в условиях рыночных отношений и особенно в кризисный период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой государственного регулирования экономики.
От того насколько правильно заведен механизм действия фискальной политики и построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование народного хозяйства. Поэтому данная проблема относится к наиболее актуальным задачам современности. Эта задача находит свое отражение в рассмотрении таких основополагающих элементов налоговой системы как Федеральные налоги и сборы. С их помощью государство воздействует на достижение равновесного объема национального производства, экономической стабильности и полной занятости. В целом сущностью налогообложения является установление таких налогов и объемов государственных расходов, которые помогли бы развиваться экономики стабильно, без глубоких спадов.
Объектом исследования данной курсовой работы является один из сборов, уплачиваемых на территории РФ, а именно государственная пошлина.
Целью работы является анализ системы налогообложения по уплате государственной пошлины.
В рамках этой общей цели определены следующие, связанные с ней задачи:
1) дать характеристику понятию и значению госпошлины;
2) определить плательщиков, объект обложения, порядок и сроки уплаты госпошлины;
3) рассмотреть виды, размер ставок и льготы по госпошлине;
4) определить основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины.
1. Понятие и значение государственной пошлины
Фактически ни одно государство, при формировании своего бюджета, не может обойтись без использования в своей налоговой системе, сборов и пошлин. И хотя размер собираемых пошлин в бюджете государств, занимает, как правило, не значительное место, тем не менее, им придается важное самостоятельное финансовое значение.
Пошлины, в отличие от налогов имеют целью лишь покрытие издержек государственного учреждения, а не извлечение дохода. Пошлины и сборы не имеют финансового значения, присущего налогам. При уплате пошлины или сбора всегда присутствуют специальная цель (за что конкретно уплачивается пошлина) и специальные интересы (плательщик в той или иной мере непосредственно ощущает возмездность платежа). Налоги тоже могут иметь специальную цель (целевые налоги), однако они никогда не бывают индивидуально (непосредственно) возмездными. В этом смысле сборы и пошлины являются индивидуальными платежами. Но поскольку государство обязано предоставлять основной объем своих услуг независимо от способности получателя оплатить их, покрытие государственных расходов не может осуществляться за счет индивидуальных платежей, дающих какие-либо права. «Принцип правового государства отвергает коммерциализацию государственного управления и ограничивает расходы, связанные с оказанием услуг государством в ответ на платежеспособный спрос»1
Цель взыскания пошлины или сбора (пошлинный принцип) состоит лишь в покрытии без убытка, но и без чистого дохода, издержек учреждения, в связи с деятельностью которого взимается пошлина. Но этот принцип далеко не всегда соблюдается на практике. Довольно часто плата за услуги превышает связанные с ней расходы. Мало того, в ряде случаев не платеж устанавливается ради покрытия расходов, а само действие признается обязательным ради взыскания платежа. Это утверждение справедливо, например, в отношении введения различных регистраций и т.п.
Следует особо подчеркнуть, что пошлина или сбор выплачиваются не за услугу, а в связи с услугой, причем с той, которую оказывает государственный орган, действуя в общих интересах, реализуя свои государственно-властные функции. Так, уплата пошлины при подаче искового заявления в суд сопряжена с правом конкретного лица на судебную защиту, однако определяется общественно полезной функцией суда – поддержанием режима законности.
Пошлина не обеспечивает существование государственного органа, так как он может финансироваться и из других источников. Наоборот, взимание пошлины обусловлено реализацией каким-либо государственным органом своих функций.
Характер пошлин и сборов предполагает использование иных принципов при определении размера платежа, нежели те, которые применяются при налогообложении. Учет платежеспособности лица в этом случае не может быть определяющим, ибо приведет не к установлению равенства, а к его нарушению. Действительно, лица, получающие одну и ту же услугу, платили бы разные суммы пошлины. Поэтому размер пошлины или сбора определяют исходя из характера и размера услуги (принцип эквивалентности) и устанавливают, как правило, в конкретной сумме. Денежная сумма может быть неэквивалентна расходу, понесенному в связи с оказанием услуги. Однако это не означает абсолютной свободы при определении размера платежа.
Размер пошлины или сбора, во-первых, должен быть обоснован. При определении их сумм нельзя исходить лишь из финансовых соображений – размеры сумм необходимо сопоставлять с целями, ради которых установлены платежи. В тех случаях, когда платеж с разумной точки зрения несопоставим с выгодой, полученной плательщиком, или с расходом, понесенным государственным органом, пошлинный принцип следует считать нарушенным. Размер пошлины или сбора, во-вторых, не должен ограничивать возможность граждан использовать основные конституционные права, возможность получать от государственных органов те или иные услуги, поскольку эти права предоставляются гражданам вне всякой зависимости от внесения каких-либо платежей.
Виды пошлин различны. Выделяют пошлины, взимаемые в связи с предоставлением административных услуг (например, за рассмотрение ходатайства о получении или прекращении гражданства); пошлины, взимаемые за предоставление какого-либо права (например, за выдачу разрешений на право охоты); пошлины, взимаемые как компенсация за определенные расходы общества в интересах конкретных лиц (например, пошлины с владельцев крупнотоннажных транспортных средств, оказывающих повышенное разрушающее действие на автодороги). Выделяют также пошлины, взимаемые в определенных сферах государственной деятельности: судебные, таможенные, нотариальные и др.
В российском законодательстве существуют три вида пошлин: государственная, регистрационная (патентная), таможенная.
Государственная пошлина взимается за ряд услуг в пользу плательщика – принятие исковых заявлений и других документов судом, совершение нотариальных действий, регистрация актов гражданского состояния, выдача документов и др., а также за предоставление особого права (например, право на охоту).
Регистрационные пошлины взимаются при обращении лица с заявкой о выдаче патентов на изобретение, промышленный образец, полезную модель и др.
Таможенные пошлины взимаются при совершении экспортно-импортных операций.
В СССР разграничение понятий пошлины и сбора проводилось в зависимости от того, куда поступали уплачиваемые средства. Если они поступали в бюджет независимо от того, кому они непосредственно уплачивались (так называемые фискальные таксы), то такие платежи называли пошлиной. Если платеж поступал в пользу организации, которой и уплачивался (так называемые чиновничьи таксы), такой платеж называли сбором. В российском законодательстве 1991–1998 годов сбором в основном, называют платежи за обладание специальным правом (сбор за право торговли, сбор за использование местной символики и т.п.). К пошлинам относятся средства, уплачиваемые за совершение в пользу налогоплательщиков юридически значимых действий (оказание административных услуг: выдача паспорта, регистрация актов гражданского состояния, принятие дела к судебному рассмотрению и т.п.). Кроме того, пошлины взимаются за пользование государственным имуществом либо за предоставление лицу каких-либо услуг, не относящихся к административным (например, за пользование улицей для проведения киносъемок, если это требует специальных мероприятий государственных органов – ограничение движения и т.п.).
Особое внимание к институту государственной пошлины проявилось в конце 70-х годов, когда Президиум Верховного Совета СССР издал Указ от 29 июня 1979 г., регулирующий порядок взимания госпошлины. С этого времени институт госпошлины совершенствовался и модернизировался. Серьезные изменения по ставкам государственной пошлины были внесены 25 октября 1989 года Постановлением Совета Министров СССР. «На основании этого документа уменьшилась государственная пошлина за выдачу свидетельства о праве на наследство по закону или завещанию в отношении пережившего супруга, родителей или совершеннолетних детей, … увеличен размер госпошлины за удостоверение договоров отчуждения (дарения, купли-продажи, мены) жилых домов, … увеличены размеры госпошлин за удостоверение доверенностей, … отменена госпошлина за выдачу свидетельства о праве на наследство (как по закону, так и по завещанию) на жилой дом, пай в ЖСК, если наследники проживали совместно с наследодателем, на денежные вклады в отделениях Сбербанка СССР, страховые суммы и т.д.».1
В 1991 году на территории Российской Федерации вступил в силу Закон РФ от 09.12.91 №2005–1 «О государственной пошлине»2. В данном Законе было дано определение государственной пошлины и закреплены ее основные элементы: плательщики, объекты взимания, ставки, порядок и сроки уплаты.
В соответствии с этим Законом под государственной пошлиной понимается установленный обязательный и действующий на всей территории РФ платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.
Таким образом, сущность государственных пошлин заключается в том, что органы государственной власти Российской Федерации, их центральные и местные учреждения по роду своей деятельности обязаны оказывать ряд услуг юридическим и физическим лицам за плату в порядке взимания установленной законом государственной пошлины.
Нормы, регулирующие порядок взимания государственной пошлины, также содержались и содержатся и в других законодательных актах: в Гражданском процессуальном кодексе РСФСР, РФ; Основах законодательства РФ о нотариате, Федеральном конституционном законе «О Конституционном суде РФ»; Арбитражном процессуальном кодексе, и других законодательных актах. Государственная налоговая служба РФ по согласованию с Министерством финансов РФ издала инструкцию по применению Закона РФ «О государственной пошлине». В соответствии со ст. 25 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» этот документ носил методический характер и не содержит новой правовой нормы (т.е. не является источником права). Разъяснения положений законодательства о государственной пошлине содержались в письмах Госналогслужбы РФ от 30.08.96 №08–3–10, Министерства финансов РФ от 27.11.96 №04–04–10, Высшего Арбитражного суда РФ от 05.05.96 №2 и др.
Но Закон РФ «О государственной пошлине» долгое время являлся основным нормативным актом, регулирующим этот вопрос, поскольку в нем были закреплены элементы государственной пошлины: плательщики, объекты взимания, ставки, порядок и сроки уплаты.
2 ноября 2004 г. был принят Федеральный закон №127-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»1. Согласно ст. 2 этого Закона раздел VIII НК РФ дополнен главой 25.3 «Государственная пошлина». С 1 января 2005 года данная глава вступила в силу.
Понятие государственной пошлины дается в и. 1 ст. 333 НК РФ: сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст. 333 Кодекса (организации, физические лица), при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации. При этом выдача документов (их копий, дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям.--PAGE_BREAK--
В соответствии с п. 2 ст. 333 указанные в п. 1 этой статьи органы и должностные лица, за исключением консульских учреждений Российской Федерации, не вправе взимать за совершение юридически значимых действий, предусмотренных главой 25, иные платежи, за исключением государственной пошлины. Для полного анализа понятия государственной пошлины необходимо обратиться к положениям ст. 8 НК РФ.
Согласно п. 2 этой статьи под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Следовательно, признаками государственной пошлины являются обязательность, возмездность (уплата государственной пошлины является одним из условий совершения юридически значимых действий) и поступление в федеральный бюджет (эта пошлина является государственной).
Виды государственной пошлины. В зависимости от органа, на которого возложена обязанность удерживать государственную пошлину, различают государственную пошлину, взимаемую при обращении:
1) в суды общей юрисдикции, к мировым судьям, в арбитражные суды, в Конституционный Суд РФ и конституционные суды субъектов РФ;
2) в нотариальные органы;
3) в органы записи актов гражданского состояния (Загсы) и иные уполномоченные органы;
4) в органы внутренних дел и другие уполномоченные органы при совершении действий, связанных с приобретением гражданства РФ, выходом из гражданства РФ, с въездом в Российскую Федерацию и выездом из РФ;
5) в федеральные органы исполнительной власти по вопросам официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологий интегральных микросхем;
6) в государственные учреждения по осуществлению федерального пробирного надзора;
7) в иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные уполномоченные органы и (или) к соответствующим должностным лицам.
Итак, следует отметить о том, что госпошлины, хотя и взимаются в связи с оказанием индивидуальных услуг, все-таки не могут рассматриваться как платежи по обязательствам, договорные платежи. Это – денежные повинности, взимаемые в индивидуальном порядке в связи с услугой публично-правового характера.
2. Плательщики, объект обложения, порядок и сроки взимания государственной пошлины
Плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, в случае если они обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25 НК РФ, или выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 НК РФ.
К организациям относятся коммерческие и некоммерческие юридические лица, в том числе иностранные; органы государственной власти и управления, выполняющие в соответствии с Законом и Положениями функции управления муниципальным и государственным имуществом; крестьянские фермерские хозяйства, образованные до 1996 года и прошедшие перерегистрацию в налоговом органе как юридические лица.
К физическим лицам относятся граждане РФ, лица без гражданства и иностранные граждане, а также индивидуальные предприниматели, действующие без образования юридического лица.
К юридически значимым действиям по смыслу главы 25 НК РФ относятся, в частности:
нотариальные действия;
государственная регистрация актов гражданского состояния;
действия, связанные с приобретением гражданства РФ или выходом из гражданства РФ, а также с въездом в РФ или выездом из РФ;
государственная регистрация юридических лиц, политических партий, средств массовой информации.
В главе 25.3 НК РФ не прописан объект обложения государственной пошлиной. Однако, исходя из текста данного документа, можно сделать предположение, что объектом обложения признаются:
1) услуги судебных учреждений;
2) совершение нотариальных действий;
3) совершение действий, связанных с оформлением актов гражданского состояния;
4) совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, с въездом в Российскую Федерацию и выездом из Российской Федерации;
5) официальная регистрация программ для электронных вычислительных машин, базы данных и топологий интегральных микросхем;
6) совершение действий уполномоченными государственными учреждениями при осуществлении федерального пробирного надзора;
7) государственная регистрация юридического или физического лица, государственная регистрация выпуска ценных бумаг, средств массовой информации, за право вывоза (временного вывоза) культурных ценностей, за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц, за получение ресурса нумерации, а также совершение прочих юридически значимых действий.
С введением главы 25.3 НК РФ, увеличилось количество объектов обложения. К примеру, Минобразования России обеспечивает проставление апостиля на официальных документах об образовании, выдаваемых в Российской Федерации, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации выдает свидетельства об эквивалентности зарубежных документов о соответствующем образовании и об ученых званиях профессора по кафедре, доцента по кафедре, полученных в иностранных государствах. За совершение указанных действий предусмотрено взимание государственной пошлины в следующих размерах: за проставление апостиля – 1 500 руб., за легализацию документов – 200 руб. за каждый документ. В действовавшем ранее законодательстве взимание государственной пошлины за выдачу свидетельства об эквивалентности документов предусмотрено не было.
Сроки уплаты государственной пошлины. Плательщики уплачивают государственную пошлину, если иное не установлено налоговым законодательством, в следующие сроки:
1) при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям – до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы (в том числе апелляционной, надзорной или кассационной);
2) ответчики в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом судебное решение принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины, – в десятидневный срок со дня вступления в законную силу судебного решения;
3) при обращении за совершением нотариальных действий – до совершения нотариальных действий;
4) при обращении за выдачей документов (их копий, дубликатов) – до выдачи документов (их копий, дубликатов);
5) при обращении за проставлением апостиля – до проставления апостиля;
6) при обращении за совершением иных юридически значимых действий – до подачи заявлений и (или) иных документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих установленных законодательством документов.
При обращении за государственной регистрацией прав пошлина должна быть уплачена плательщиками до подачи заявления на совершение юридически значимого действия (ст. 333.17 НК РФ).
Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме. Факт уплаты пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка (либо органом федерального казначейства) о его исполнении.
Факт уплаты пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, которым производилась оплата, по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Если за совершением юридически значимого действия обратились одновременно несколько плательщиков, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях (округление допускается до единиц рублей, т.е. если сумма пошлины 500 рублей, а плательщиков 3 физических лица, то заполняется три квитанции по 166, 167 и 167 рублей). Если, среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) освобождено (освобождены) от уплаты госпошлины, размер госпошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты. При этом оставшаяся часть суммы уплачивается лицом (лицами), не освобожденными от уплаты госпошлины.
Уплата государственной пошлины должны быть произведена отдельно по каждому юридически значимому действию, за совершение которого обращается заявитель (заявители), и каждым плательщиком, т.е. каждый плательщик обязан предоставить самостоятельный документ, подтверждающий оплату пошлины по каждому действию, с четким указанием его вида.
Принимая документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, должностное лицо органа по регистрации прав, осуществляющее прием документов на регистрацию, должно осуществить следующие действия:
проверить, что подлинник документа об уплате пошлины представлен с приложением его копии, если плательщиком выступают юридические лица: если плательщик – физическое лицо, копия прилагается в случае, если лицо хочет получить оригинал квитанции после проведения регистрации, а также в случае уплаты госпошлины в большем размере, чем предусмотрено статьями НК РФ;
проверить соответствие представленного документа установленному образцу;
убедиться, что лицо (лица), обращающееся за государственной регистрацией прав указано в платежном документе в качестве плательщика пошлины;
проверить соответствие размера уплаченной пошлины установленному подпунктами 20–26 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, а также наличие льгот по уплате госпошлины.
Подлинный платежный документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, должен быть возвращен заявителю вместе с другими документами после государственной регистрации прав и должен содержать отметку «погашено», проставляемую специалистом отдела при приеме документов. Копия платежного документа помещается в дело правоустанавливающих документов.    продолжение
--PAGE_BREAK--
3. Виды ставок государственной пошлины
Ставки пошлины зависят от характера оплачиваемых услуг и стоимости их для государства, а также от степени дисциплинирующего воздействия на плательщиков. Они бывают твердые, пропорциональные и смешанные, причем с ростом базы обложения сбором ставка сбора понижается.
Ставки могут дифференцироваться в зависимости от того, кто является плательщиком государственной пошлины. При одинаковом характере оплачиваемых услуг государственная пошлина уплачивается физическими лицами по сравнению с организациями по более низким ставкам.
При подаче искового заявления неимущественного характера ставка государственной пошлины для физических лиц установлена в 20 раз ниже, чем для организаций и размер государственной пошлины составляет для физических лиц – 200 руб., а для организаций – 4000 руб.; по делам, рассматриваемым Конституционным Судом РФ, при направлении жалобы для организаций размер государственной пошлины в 15 раз выше, чем для физических лиц, и составляет 4500 руб., в то время как физическое лицо при направлении жалобы обязано заплатить 300 руб.
В 2009 году Правительством РФ были пересмотрены ставки государственной пошлины по отдельным юридически значимым действиям, включая обращение в суды общей юрисдикции и арбитраж. И уже с 1 января 2010 года они были увеличены из-за необходимости покрытия дефицита бюджета 2010 года.
Итак, рассмотрим виды и размеры ставок на 2010 год, на примере госпошлины за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:
1) за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, в том числе договоров аренды, договоров об отчуждении недвижимого имущества, за исключением договоров ипотеки:
– физическим лицам – 1 000 рублей;
– организациям – 15 000 рублей.
2) за государственную регистрацию доли в праве общей собственности на общее недвижимое имущество в многоквартирном доме – 100 рублей.
Если плательщиками пошлины за госрегистрацию перечисленных в данном пункте прав, договоров, обременении прав, кроме договора ипотеки, являются несколько физических лиц, то пошлина в сумме 1 000 рублей уплачивается ими в равных долях каждый; если несколько юридических лиц – 15 000 рублей в равных долях каждый, если за регистрацией обратились одновременно юридическое и физическое лицо, то пошлина уплачивается каждым плательщиком в равных долях от предусмотренной для него налоговой ставки (т.е. если за регистрацией юридически значимого действия обратились одно юридическое лицо и одно физическое, то пошлина уплачивается юр. лицом – 3750 7 500 руб., а физ. лицом – 500 руб.; а если одно юр. лицо и три физ. лица, то пошлина уплачивается юр. лицом – 1/4 часть от 15000 рублей, а каждым физлицом – по 1/4 части от 1 000 рублей).
2) за внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, за исключением изменений и дополнений в запись об ипотеке:
– физическим лицам – 200 рублей;
– организациям – 600 рублей;
3) за государственную регистрацию:
договора об ипотеке, включая внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи об ипотеке как обременении прав на недвижимое имущество:
– физическим лицам – 1 000 рублей;
– организациям – 4 000 рублей;
соглашения об изменении или о расторжении договора об ипотеке, включая внесение соответствующих изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним:
– физическим лицам – 200 рублей;
– организациям – 600 рублей.
В случае если договор об ипотеке или договор, включающий соглашение об ипотеке, обеспечивающее исполнение обязательства, за исключением договора, влекущего возникновение ипотеки на основании закона, заключен между физическим лицом и юридическим лицом, государственная пошлина за юридически значимые действия, предусмотренные настоящим подпунктом, взимается в размере, установленном для физических лиц. Плательщики пошлины уплачивают ее в равных долях каждый;
4) за государственную регистрацию:
– смены залогодержателя вследствие уступки прав по основному обязательству, обеспеченному ипотекой, либо по договору об ипотеке, в том числе сделки по уступке прав требования, включая внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи об ипотеке, осуществляемой при смене залогодержателя, – 1 000 рублей;
– смены владельца закладной, в том числе сделки по уступке прав требования, включая внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи об ипотеке, осуществляемой при смене владельца закладной, – 200 рублей. Плательщики пошлины уплачивают ее в равных долях каждый;
5) за государственную регистрацию сервитутов (ограниченное право пользование чужой вещью):
– в интересах физических лиц – 1 000 рублей;
– в интересах организаций – 4 000 рублей;
6) за внесение изменений и дополнений в регистрационную запись об ипотеке – 200 рублей. Плательщики пошлины уплачивают ее в равных долях каждый;
7) за повторную выдачу правообладателям свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество (взамен утерянного, пришедшего в негодность, в связи с внесением в содержащуюся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о праве изменений, в том числе исправлением в данной записи технической ошибки, за исключением ошибок, допущенных по вине органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним):
– для физических лиц – 200 рублей;
– для организаций – 600 рублей.
Итак, принятие закона о минимум двукратном увеличении размеров государственных пошлин скорее всего положительно отразится на бюджете страны. По словам заместителя главы Минфина Сергея Шаталова, государство рассчитывает, что от повышения госпошлин бюджеты различных уровней в 2010 году получат 30 млрд. рублей. Примерно половина этой суммы достанется федеральной казне.
4. Льготы по государственной пошлине
Глава 25.3 НК РФ предусматривает широкий круг услуг и плательщиков, освобождаемых от уплаты государственной пошлины. Льготы можно разделить на два вида: освобождение от уплаты государственной пошлины, а также отсрочка (рассрочка) платежа (см. Приложение 1).
Различают две разновидности освобождения от уплаты государственной пошлины: в зависимости от категорий плательщиков, а также в зависимости от вида юридически значимых действий, за которые взимается государственная пошлина.
В зависимости от категорий плательщиков различают три группы льгот:
1) льготы для федеральных органов государственной и исполнительной власти и органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетных учреждений и организаций, полностью финансируемых из федерального бюджета, налоговых органов, государственных и муниципальных музеев, архивов, библиотек в случаях, особо оговоренных в налоговом законодательстве, для Центрального банка РФ (при государственной регистрации выпусков ценных бумаг, эмиссия которых осуществляется им в целях реализации кредитно-денежной политики в соответствии с законодательством Российской Федерации) и т.д.;
2) льготы для социально защищенных граждан: Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордены Славы, участников и инвалидов Великой Отечественной войны, инвалидов I и II групп;
3) льготы для других категорий граждан (например, физическое лицо, являющееся единственным автором программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральных схем и правообладателем на нее, является инвалидом, учащимся (воспитанником) образовательных учреждений).
Согласно пункту 5 статьи 333.38 главы 25.3 НК РФ, от уплаты государственной пошлины освобождаются физические лица – за выдачу свидетельств о праве на наследство при наследовании жилого дома, а также земельного участка, на котором расположен жилой дом, квартиры, комнаты, если эти лица проживали совместно с наследодателем на день смерти наследодателя и продолжают проживать в этом доме (этой квартире, комнате) после его смерти. Однако на движимое имущество данная льгота не распространяется.
В зависимости от вида юридически значимых действий, за которые взимается государственная пошлина, различают следующие пять видов льгот:
1) при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям;
2) при обращении в арбитражные суды;
3) при обращении за совершением нотариальных действий;
4) при государственной регистрации актов гражданского состояния;
5) при совершении прочих юридически значимых действий.
Итак, налоговое законодательство предусматривает возможность отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины. Она предоставляется по ходатайству заинтересованного лица на срок не более шести месяцев. При этом на сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка.
5. Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины
Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае:
1) уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено законодательством;    продолжение
--PAGE_BREAK--
2) возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и должностными лицами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, если не истек трехгодичный срок после вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины;
3) прекращения производства по делу или оставления иска без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом.
При заключении мирового соглашения до вынесения судебного решения арбитражным судом возврату истцу подлежит 50 процентов суммы уплаченной им государственной пошлины. Данное положение не применяется в случае, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда.
Не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии заявления к производству, а также при утверждении мирового соглашения судом общей юрисдикции;
4) отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие;
5) отказа в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, удостоверяющего в случаях, предусмотренных законодательством, личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и на территории Российской Федерации, проездного документа беженца.
Не подлежит возврату государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию заключения брака, перемены имени, внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, в случае, если впоследствии не была произведена государственная регистрация соответствующего акта гражданского состояния или не были внесены исправления и изменения в записи актов гражданского состояния.
Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится по заявлению плательщика государственной пошлины, поданному в налоговый орган по месту совершения действия, за которое уплачена (взыскана) государственная пошлина.
Заявление может быть подано в течение трех лет со дня уплаты излишне уплаченной (взысканной) суммы госпошлины. К данному заявлению прилагаются: решения, определения и справки судов, организаций, осуществляющих действия, за которые уплачивается (взимается) госпошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы госпошлины, в соответствующих случая – акты налоговых проверок организаций и должностных лиц, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины, в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, – копии указанных платежных документов.
Возврат суммы излишне уплаченной (взысканной) госпошлины производится за счет средств бюджета, в который произошла переплата.
При прекращении государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, сделки с ним на основании соответствующих заявлений сторон договора возвращается половина уплаченной государственной пошлины.
Возврат уплаченной государственной пошлины в случаях, если решения судов приняты полностью или частично не в пользу государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, производится за счет средств бюджета, в который производилась уплата.
Плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия. Указанный зачет производится по заявлению плательщика, предъявленному в орган либо должностному лицу, в который (к которому) он обращался за совершением юридически значимого действия.
Заявление о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет. К заявлению о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины прилагаются: решения, определения и справки судов, организаций, осуществляющих действия, за которые уплачивается государственная пошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного возврата государственной пошлины, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины.
Итак, все функции по обеспечению соблюдения положений налогового законодательства возложены на налоговые органы и именно они осуществляют проверку правильности исчисления и уплаты государственной пошлины в государственных нотариальных конторах, органах записи актов гражданского состояния и других органах, организациях, осуществляющих в отношении плательщиков действия, за осуществление которых в соответствии с действующим налоговым законодательством взимается государственная пошлина.
Расчетная часть
13 вариант.
Исходные данные для расчета налогов в расчете на год.
Установленные налоговые ставки на текущий год:
Наименование налога
Ставка
Налог на прибыль организаций
20%
НДС
18%
Налог на имущество организаций
2,2%
Страховые взносы
26%
Транспортный налог
Мощность двигателя
До 100 л.с. включительно
5 руб./л.с.




Свыше 100 л.с.
руб./л.с.
Годовая производственная программа на текущий год (т.г.), штук изделий:
Расчет
Результаты


N = 13
N = 0
П г = 5 000 + 20*13
5 260
5 000
Средняя отпускная цена одного изделия:
Расчет
Результаты


N = 13
N = 0
Ц = 1 300 + 26*13
1 638
1 300
Для производственных целей фирма закупает технологическое оборудование, балансовая стоимость которого:
Расчет
Результаты


N = 13
N = 0
БС о = 1 440 000 + 100 000*13
2 740 000
1 440 000    продолжение
--PAGE_BREAK--
Нормативный срок службы оборудования (Тн) – 10 лет
Фирма, начиная с 01.01. т.г. арендует производственное помещение и офис, за что, в соответствии с заключенным договором, обязана выплачивать ежеквартально (до конца первого месяца соответствующего квартала) арендные платежи.
Арендные платежи за аренду производственного помещения и офиса в расчете за год:
Расчет
Результаты


N = 13
N = 0
АПг = 128 000 + 3 000*13
167 000
128 000
Затраты на закупаемые материальные ресурсы и комплектующие изделия для выполнения годовой производственной программы:
Расчет
Результаты


N = 13
N = 0
М г = 1 000 000 + 100 000*13
2 300 000
1 000 000
Оплата труда основных (производственных) рабочих (сдельно-премиальная) при выполнении годовой производственной программы:
Расчет
Результаты


N = 13
N = 0
Ото г = 1 600 000 + 20 000*13
1 860 000
1 600 000
Оплата труда вспомогательных рабочих и служащих (повременно-премиальная) за год:
Расчет
Результаты


N = 13
N = 0
Отвс г = 1 500 000 + 500*13
1 506 000
1 500 000
Прочие общехозяйственные расходы за год:
Расчет
Результаты


N = 13
N = 0
Рпр г = 80 000 + 500*13
86 500
80 000
Дополнительные исходные данные для расчета налогов за 1 квартал т.г.
Фирма «Вымпел» зарегистрировалась как ООО – 15 декабря предыдущего года.
Для производственных целей фирма 10.01. т.г. закупило технологическое оборудование и 20.01. т.г. ввело его в эксплуатацию.
В январе т.г. фирма закупила материалы и комплектующие изделия в размере 20% от их годовой потребности и 01.02. т.г. передала их в производство.
В 1 квартале т.г. фирма произвела реализовала продукцию в объеме, равном 10% годовой производственной программы.
Оплата труда основных (производственных) рабочих в 1 квартале – 10% годовой.
Оплата труда вспомогательных рабочих и служащих начисляется за два полных месяца т.г. (февраль – март).
Прочие общехозяйственные расходы в 1 квартале – 10% годовых.
Дополнительные исходные данные для расчета налогов за полугодие (6 месяцев) т.г.
В апреле т.г. фирма закупила дополнительные материалы и комплектующие изделия в размере 20% от их годовой потребности и полностью передала их в производство.
Во 2 квартале фирма произвела и реализовала готовой продукции в объеме, равном 20% годовой производственной программы.
В апреле т.г. для производственных целей был куплен автомобиль, мощностью двигателя которого – (70 + N) л.с. по цене (100000 + 1000*N) руб. Автомобиль был зарегистрирован в ГИБДД и поставлен на баланс фирмы 15.04. т.г. Норма амортизации автомобиля – 10%.
С 01.04. т.г. на фирму был зачислен шофер, которому установлен должностной оклад в размере (8000 + 100*N) руб. в месяц.
За апрель – июнь шофер представил в бухгалтерию чеки на приобретение бензина на АЗС по наличному расчету на сумму (16000 + 200*N) руб.
Нормы использования материалов и комплектующих изделий, расхода на оплату труда работающих соответствуют запланированным.
Расход материалов и комплектующих изделий, используемых для производств продукции (списанных на себестоимость) во втором квартале – 20% годовых.
Оплата труда основных (производственных) рабочих за производственную продукцию (списанную на себестоимость) во втором квартале – 20% соответствующих годовых затрат.
Оплата труда вспомогательных рабочих и служащих, а также прочие общехозяйственные расходы во втором квартале – 25% соответствующих годовых затрат.
Дополнительные исходные данные для расчета налогов за 9 месяцев т.г.
В июле т.г. фирма закупила дополнительные материалы и комплектующие изделия в размере 30% от их годовой потребности и полностью их в производство.
В 3 квартале фирма произвела и реализовала готовой продукции в объеме, равном 25% годовой производственной программы.    продолжение
--PAGE_BREAK--
За июль – сентябрь шофер представил в бухгалтерию чеки на приобретение бензина на АЗС по наличному расчету на сумму (1600 + 200*N) руб.
Нормы использования материалов и комплектующих изделий, расхода заработной платы основных (производственных) рабочих соответствуют запланированным.
Расходы материалов и комплектующих изделий, используемых для производства продукции (списанных на себестоимость) в третьем квартале – 25% годовых.
Оплата труда основных рабочих за производственную продукцию (списанную на себестоимость), оплата труда вспомогательных рабочих и служащих, шофера, прочие общехозяйственные расходы в третьем квартале – 25% соответствующих годовых затрат.
Расчет налогов за 1 квартал т.г.
Доход (выручка от реализации продукции) за год:
Расчет
Результаты


N = 13
N = 0
Д г = 5 260*1 638
8 615 880
6 500 000
Доход (выручка от реализации продукции) за 1 квартал:
Расчет
Результаты


N = 13
N = 0
Д 1 = 8 615 880*10%
861 588
650 000
Амортизационные отчисления по оборудованию:
За 1 месяц:
Расчет
Результаты


N = 13
N = 0
Ам мес = (2 740 000*1/10)/12 = 274 000/12
22 833
12 000
За 1 квартал:
Расчет
Результаты


N = 13
N = 0
Ам 1 = 22 833*2
45 666
000
Остаточная стоимость оборудования на начало месяца.
Января:
Расчет
Результаты


N = 13
N = 0
ОСо ост01 = 0
Февраля:
Расчет
Результаты


N = 13
N = 0
ОСо ост02 = 2 740 000
2 740 000
1 440 000
Марта:
Расчет
Результаты


N = 13
N = 0
ОСо ост03 = 2 740 000 – 22 833
2 717 167
1 428 000
Апреля:
Расчет
Результаты


N = 18
N = 0
ОСо ост04 = 2 717 167 – 22 833
2 694 334
1 416 000
Арендная плата производственного помещения и офиса за 1 квартал:    продолжение
--PAGE_BREAK--
Расчет
Результаты


N = 13
N = 0
АП1 = (167 000/12)*3
41 750
32 000
Расчет стоимости материалов и комплектующих изделий.
Стоимость закупленных материалов и комплектующих изделий в 1 квартале:
Расчет
Результаты


N = 13
N = 0
М зак 1 = 2 300 000*20%
460 000
200 000
Расходы материалов и комплектующих изделий, используемых для производства продукции (списанных на себестоимость) в 1 квартале:
Расчет
Результаты


N = 13
N = 0
Мспис 1 = 460 000*50%
230 000
100 000
Расчет расходов на оплату труда и единого социального налога за 1 квартал.
Оплата труда основных (производственных) рабочих:
Расчет
Результаты


N = 13
N = 0
ОТ о1 = 1 860 000*10%
186 000
160 000
Оплата труда работающих вспомогательных рабочих и служащих:
Расчет
Результаты


N = 13
N = 0
ОТ вс1 = (1 506 000/12)*2
251 000
250 000
Оплата труда работающих (основных рабочих, вспомогательных рабочих и служащих) всего:
Расчет
Результаты


N = 13
N = 0
ОТ 1 = 186 000 + 251 000
437 000
410 000
Страховые взносы за 1 квартал:
Расчет
Результаты


N = 13
N = 0
СВ 1 = 437 000*26%
113 620
106 600
Прочие общехозяйственные расходы за 1 квартал:
Расчет
Результаты


N = 13
N = 0
Рпр 1 = 86 500*10%
8 650
8 000
Расчет налога на имущество.
Средняя стоимость имущества за 1 квартал:


По состоянию на первое число месяца


01
02
03
04    продолжение
--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--
Налог на прибыль
N = 13


17 890


N = 0
-8 756


10 546
НДС
N = 13
-428 430
199 562
-228 868


N = 0
-183 960
174 240
-9 720
Транспортный налог
N = 13


104
104


N = 0


88
88
Расчет налогов за 9 месяцев т.г.
Доход (выручка от реализации продукции).
Третий квартал:
Расчет
Результаты


N = 13
N = 0
Д 3 = 8 615 880*30%
2 584 764
1 625 000
Девять месяцев:
Расчет
Результаты


N = 13
N = 0
Д 9 = 2 584 764*2
5 169 528
3 575 000
Амортизационные отчисления по оборудованию за 9 месяцев:
Расчет
Результаты


N = 13
N = 0
Амо 9 м = 114 165 + (22 833*3)
182 664
96 000
Остаточная стоимость оборудования на начало месяца.
Августа:
Расчет
Результаты


N = 13
N = 0
ОС о 08 = 2 625 835 – 22 833
2 603 002
1 368 000
Сентября:
Расчет
Результаты


N = 13
N = 0
ОС о 09 = 2 603 002 – 22 833
2 580 169
1 356 000
Октября:
Расчет
Результаты


N = 13
N = 0
ОС о 10 = 2 580 169 – 22 833
2 557 336
1 344 000
Амортизационные отчисления по автомобилю за 9 месяцев:    продолжение
--PAGE_BREAK--
Расчет
Результаты


N = 13
N = 0
Ама 9 = 1 884 + (942*3)
4 710
4 176
Остаточная стоимость автомобиля на начало месяца.
Августа:
Расчет
Результаты


N = 13
N = 0
ОСТ а 08 = 111116 – 942
110 174
97 500
Сентября:
Расчет
Результаты


N = 13
N = 0
ОСТ а 09 = 110 174 – 983
109 191
667
Октября:
Расчет
Результаты


N = 13
N = 0
ОСТ а 10 = 109 191 – 983
108 208
833
Арендная плата.
За третий квартал:
Расчет
Результаты


N = 13
N = 0
АП 3 кв = (167 000/12)*3
41 750
000
За 9 месяцев:
Расчет
Результаты


N = 13
N = 0
АП 9 = 41 750*3
125 250
000
Расход материалов и комплектующих изделий, используемых для производства продукции (списанных на себестоимость) за 9 месяцев:
Расчет
Результаты


N = 13
N = 0
М спис9 = (2 300 000*25%) + 690 000
1 265 000
000
Расчет расходов на оплату труда и единого социального налога за 9 месяцев.
Оплата труда основных (производственных) рабочих за произведенную продукцию (списанную на себестоимость) за 9 месяцев:
Расчет
Результаты


N = 13
N = 0
ОТ о 9 = (1 860 000*25%) + 558 000
1 023 000
880 000
Оплата труда вспомогательных рабочих и служащих за 9 месяцев:
Расчет
Результаты


N = 13
N = 0    продолжение
--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--
71 457
НДС
N = 13
-228 868
333 543
104 675


N = 0
-9 720
232 740
223 020
Транспортный налог
N = 13
104


208


N = 0
88


175
Заключение
В ходе изучения данной курсовой работы, я отметила, что роль государственной пошлины очень важна, так как именно с помощью пошлин покрываются издержки государственных учреждений. Но это далеко не всегда соблюдается на практике. Довольно часто плата за услуги превышает связанные с ней расходы. Мало того, в ряде случаев не платеж устанавливается ради покрытия расходов, а само действие признается обязательным ради взыскания платежа.
Что касается принятого Госдумой закона о увеличении размеров госпошлин, никаких иных, кроме фискальных, целей он не преследует. Государство желает одного – окупить свои расходы на оказание услуг гражданам и организациям и по возможности заработать на них. Однако, по мнению экспертов, средний рост ставки госпошлины значительно превышает значение накопленного с 2002 года индекса потребительских цен.
В качестве рекомендации по совершенствованию государственной пошлины необходимо не допускать ошибки при заполнении платежных документов. Это позволит обеспечить в будущем правильное зачисление госпошлины, что не будет способствовать отложению судебного разбирательства по причине неуплаты государственной пошлины.
Чтобы плательщики могли ориентироваться в изменяющемся законодательстве, в частности по государственной пошлине, налоговым органам необходимо обеспечить информирование о порядке заполнения платежных документов, подтверждающих уплату государственной пошлины за путем размещения на стендах в помещениях инспекций ФНС России, а также на Интернет-сайтах налоговых органов.
Список использованных источников
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая): – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2010
2. Закон РФ от 09.12.91 №2005–1 «О государственной пошлине» // ВСНД и ВС РФ. -1992. – №11. – Ст. 521; СЗ РФ. -1996. – №1. – Ст. 19; 1997
3. Государственная пошлина./ Редактор М.А. Подобед. – М.: Книга сервис, 2005
4. Козырин А.Н. «Государственная пошлина в налоговой системе Российской Федерации» // Финансы» 2007
5. Козырин А.Н. «Правовое регулирование порядка взимания государственной пошлины» // «Бухгалтерский учёт. – 1997
6. Петров А.В., Толкушин А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2004
7. Пинская М.Р. Особенности исчисления и уплаты государственной пошлины // Бухгалтерский учет и налоги – 2005
8. Тюрина А. Госпошлина: ставки изменились. // Горьковский рабочий. -2005
9. Шулева Г.Г. О государственной пошлине // Бухгалтерский учет. – 1996
10. www.nalog.ru
11. www.vkursedela.ru Ссылки (links):
www.dis.ru/bun/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.