(с древнейших времен до ХVII векавключительно) в России
Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева
Воспитание и обучение у древних славян.
Восточно-славяские племена, издавна жившие на территории Европейской части СССР, прошли,как все народы, длительный путь исторического развития от времени дородовогообщества до периода разложения первобытнообщинного строя и разделения обществана классы.
Воспитаниедетей восточных славян при первобытнообщинном строе характеризовалось чертами,свойственными другим первобытным народам. Оно осуществлялось путемнепосредственного участия детей во всей повседневной жизни общины, в трудовойдеятельности соответственно с возрастом, в сопровождающих ее обрядах,празднествах, культовых актах и т. п. При этом прежде всего усваивались обрядыи обычаи, связанные с почитанием земли-кормилицы, хлеба, старших и предков.
Детивоспитывались всей родовой общиной: в раннем возрасте до 7—8 лет — женщинами, азатем мальчики и юноши — мужчинами, а девочки и девушки — женщинами. Имеютсяоснования полагать, что у древних славян, как и у других народов, существовалоделение людей на возрастные группы, а с периода позднего матриархата имелисьдома молодежи, в деятельности которых важное место занимала подготовка к«посвящениям» (инициациям) в следующую возрастную группу.
Споявлением парной семьи произошла замена общественного воспитания детейсемейным воспитанием. Семья во главе с отцом стала массовым органом воспитанияи обучения детей. Дети наследовали виды занятий своих родителей — земледелие, охоту,скотоводство, ремесла.
Непосредственноучаствуя во всей жизни семьи, дети приобретали необходимые им практическиенавыки и умения, усваивали взгляды, представления и понятия, моральныетребования и нормы. Обучение ремеслам и искусствам, например изобразительному,осуществлялось отдельными искусными мастерами. При языческих святилищахнекоторые дети могли обучаться простейшему древнему (пиктографическому) письму.Имеются данные о том, что в VIII веке славяне пользовались древней формойписьма, «чертами и рёзами», т. е. своеобразным вариантом пиктографическогописьма.
Всвязи с классовым расслоением общества появляется неравное воспитание для детейразных социальных слоев. Так, согласно свидетельствам летописи в Х веке вкняжеских домах появляются специальные лица для воспитания и обучения княжескихдетей, в том числе и военному искусству.
Воспитание, частное обучение и школы в Киевскомгосударстве.
ВVI—VIII веках в древнеславянском обществе создались необходимые предпосылки дляоформления раннефеодальных отношений, и на рубеже VIII—IX веков возниклокрупнейшее в Европе раннефеодальное государство — Русь с центром в Киеве,которое просуществовало до наступления периода феодальной раздробленности имонголо-татарского завоевания.
Созданиемощного политического союза, объединившего под властью киевских князеймногочисленные племена, расселившиеся на огромной территории от Карпатских гордо Урала и от Черного до Белого моря, создало благоприятные условия дляразвития в Киевском государстве высокой культуры, просвещения, новых формвоспитания и обучения.
Процессуукрепления классовых отношений и феодализации Руси способствовалоосуществленное киевскими князьями в 988 году крещение населения. Христианство,воспринятое из Византии и превращенное в государственную религию, явилосьважнейшим идеологическим средством утверждения феодального строя.
Огромноезначение для развития культуры и просвещения имело дальнейшее укрепление тесныхсвязей с Византией, которая была наследницей античной культуры. Усвоение новойкультуры проходило на Руси творческим путем на основе сложившихсядревнеславянских традиций и с учетом запросов своего времени.
Всвоих политических целях княжеская власть стремилась к тому, чтобы создатьнациональную церковь, независимую от византийского духовенства. Поэтому князьястали энергично действовать в области подготовки духовенства. Государствутребовались грамотные люди и для сферы управления.
Длядальнейшего развития древнерусской культуры и просвещения важное значение имеловведение усовершенствованной азбуки (кириллицы), созданной на основебуквенно-звукового греческого алфавита с учетом фонетической системыдревнеславянского языка. Близость новой азбуки к речи восточных славянспособствовала усилению языковой общности единой древнерусской народности иразвитию литературы и языка. Все это имело огромное педагогическое значение,позволяло организовать обучение грамоте на родном языке, использовать ввоспитании детей произведения устного народного творчества, обеспечитьраспространение грамотности и в демократических слоях населения.
Первые школы.
Летописьпод 988 годом указывает, что князь Владимир после крещения киевлян началстроить церкви, назначать священников, собирать детей знатных лиц (главнымобразом из среды дружинников) и «даяти нача на учение книжное». Под 1028 годомлетопись отмечает, что князь Ярослав в Новгороде «собра от старост и поповыхдетей 300 учити книгам». Смоленский князь Роман Ростиславович организовал рядшкол. Галицкий князь Ярослав Осмомысл (XIII век) заводил училища и предписывалмонахам обучать детей в монастырях.
Вконце XI века в одном из женских монастырей Киева было создано женское училище,где девочек обучали чтению, письму, пению и швейному делу. В Суздале в XIIIвеке также было учреждено женское училище. На основании этих и других данныхможно считать, что в Киевском государстве в Х—XIII веках при церквах имонастырях учреждались училища для подготовки духовенства и грамотных людей,необходимых государству.
Придворе князя Ярослава Мудрого существовала повышенная школа, где получилисерьезное образование, прошли «книжное учение» многие деятели культуры тоговремени: писатели, летописцы, переводчики и переписчики книг, проповедники иобразованные «книжники».
Известнаповышенная школа, организованная в Киево-Печерском монастыре для «книжногоучения» монахов. Из этой школы вышло несколько десятков представителей высшегодуховенства.
Детипростых людей воспитывались в семье. Их учили сельскохозяйственному труду,домашним работам. Детей отдавали к мастерам учиться какому-либо ремеслу;некоторых наряду с ремеслом обучали чтению, письму и церковному пению «мастераграмоты» из духовенства. Так, в былине о новгородском молодце Василии Буслаевеговорится, что его мать
Далаего учить грамоте,
грамотаему в наук пошла;
посадилаего пером писать,
письмоВасилию в наук пошло;
отдалаона петью его учить—
петьеВасилию в наук пошло.
Другиебылины также свидетельствуют о грамотности богатырей, которые, по-видимому,чаще обучались у «мастеров грамоты».
Памятники педагогической литературы XI—XIII веков.
«Поучениекнязя Владимира Мономаха детям». В Киевском государстве в XI—XII веках появилсяряд рукописных сборников, переводных и оригинальных, среди которых имелисьтексты и высказывания педагогического содержания.
Всборниках под названиями «Пчела», «Изамрагд» (т. е. изумруд), «Изборник»Святослава, «Златоструй», «Златоуст» (по прозвищу греческого церковногописателя и проповедника Иоанна Златоуста) содержались высказывания и текстыСократа, Демокрита, Аристотеля. В «Изборнике» Святослава помещен, например,серьезный математический трактат Аристотеля и оригинальное педагогическоесочинение киевлянина по методике чтения.
Вдомонгольский период на Руси были созданы оригинальные учебные руководства,как-то «Учение им же ведати человеку числам всех лет». Оно составлено КирикомНовгородцем и является выдающимся средневековым трактатом, обладающим высокимиматематическими и литературными достоинствами.
Взнаменитой «Русской Правде» (XI век) — юридическом памятнике Киевской Руси —обнаружены математические задачи, представляющие в совокупности учебное пособиедля приобретения навыков в вычислительной практике и хозяйственных расчетах.Они делались с помощью счетного устройства типа греческой абаки. Надревнерусской абаке (прототипе позднейших счетов) мелкими предметами (например,вишневыми и сливовыми косточками) откладывались числа в уровнях, идущихпараллельными рядами снизу вверх: на нижнем — единицы, среднем — десятки, затем— сотни и т. д.
Впедагогической литературе того времени содержатся советы о воспитании у детейблагочестия, о почитании родителей и старших, советы родителям, как обеспечитьфизический рост и здоровье, нравственное и умственное развитие детей, держатьих в строгости, применять в случае непослушания телесные наказания, воспитыватьстрого, но и ласково.
Оригинальнымпедагогическим памятником XII века является «Поучение князя Владимира Мономахадетям». Умный государственный деятель Владимир Мономах давал своим детямсоветы, как жить, призывал их любить родину, защищать ее от врагов, бытьдеятельными, трудолюбивыми, храбрыми. Он указывал на необходимость воспитыватьв детях мужество, отвагу и в то же время быть гуманными, отзывчивыми к людям,быть защитниками сирот и вдов, не давать сильным губить человека, к старым бытьпочтительными, к сверстникам — приветливыми. Богу надо угождать неотшельничеством, не монашеством, не постом, а добрыми делами. Обращаясь клюдям, Владимир Мономах советовал им учиться, ссылаясь на своего отца, которыйзнал иностранные языки. Свои советы он давал всем, кто «примет в сердце своеграмотицу».
Просвещениеи образование достигли в Киевском государстве высокого уровня благодаря усилиямединой древнерусской народности, распавшейся в период монголо-татарскогозавоевания на три самостоятельных народа: великорусов, украинцев, белорусов,сохранивших навечно воспоминание о прежнем единстве и всегда тяготевших к нему.
Осознаниеединства происхождения, исторической и культурной общности предопределило взначительной степени развитие у этих народов просвещения, школы ипедагогической мысли в XIV—XVII веках.
Просвещение и обучение на Руси в XIII—XV веках.
Развитиекультуры, так высоко стоявшей в Киевском государстве, в XIII—XIV векахзатормозилось вследствие нараставшей феодальной раздробленности имонголо-татарского нашествия на Русь. Горели осаждаемые захватчиками города исела, уничтожались многочисленные культурные ценности, в том числе рукописисборников, поучений педагогического характера.
Однакодаже в этих тяжелых условиях русская культура продолжала развиваться, вособенности в тех княжествах, которые или не подверглись нашествию, или не былисильно разорены. Такими прежде всего были обширная и богатая Новгородскаяземля, Тверское и Владимирское княжества и начавшее постепенно крепнуть ивозвышаться Московское княжество.
Новгородбыл экономически сильным и политически самостоятельным торговым городом. В нембыла широко развита переписка книг и насчитывалось много книжных писцов. Нетолько представители духовенства, но и светские люди нанимали писцов для переписываниякниг. Профессия «книжник» была зарегистрирована в писцовых книгах как одна измногочисленных профессий новгородских ремесленников. Подготовку эти «книжники»получали, как правило, в своих семьях: молодежь обучали отцы — профессиональныеписцы. Изредка в такую семью «на ученье» допускались за плату и посторонние.
Рукописныекниги находили сбыт не только в богатых боярских домах, но и у простого люда,что свидетельствовало о широком распространении грамотности. Новгородские ипсковские писцы любили делать всяческие приписки от себя к тексту. Мастера имастерицы ставили свои подписи на ремесленных изделиях.
Археологическиераскопки, проведенные в Новгороде, обнаружили большое число написанных набересте грамот, писем и других документов, относящихся к XII—XV векам.Большинство из найденных грамот — частная переписка рядовых новгородскихграждан. Письма процарапаны на бересте костяной острой палочкой — «писалом».Эти письма — убедительное подтверждение значительного распространенияграмотности в городах и селениях Новгородской земли, и притом не только средимужчин, но и среди женщин. Позже берестяные грамоты были обнаружены и в другихгородах Руси: Пскове, Рязани, Смоленске.
Археологаминайдено несколько берестяных грамот, написанных новгородским мальчиком Онфимом.Собрание грамот школьника Онфима (списывание текста, диктанты, неотправленноеписьмо к сверстнику и др.) позволяют достаточно отчетливо представитьсложившуюся методику обучения письму, чтению и счету.
Здесьже, в Новгороде, была найдена деревянная азбука — дощечка с нацарапанными наодной ее стороне 36 буквами древнерусского алфавита. Такие азбуки изготовлялисьремесленниками и продавались по доступной цене.
Обучениеписьму начиналось с нацарапывания на вощеной дощечке «писалом» элементов букв — палочек, перекладин, овалов и затем уже букв. На грамотах школьника Онфимавидно, как переходили к написанию слогов и соединению слогов в слова и затем впредложения. После приобретения навыков письма на дощечках переходили к письмуна бересте. Несколько «берестянок» сшивалось в «тетради».
Обучениедетей чтению проводилось буквослагательным методом. Методика чтения книгполучила отражение в вошедшее в известный «Изборник» Святослава (1076 г.)«Слово… о чътьи книг»; при обучении чтению и письму широко использовалисьпроизведения устного народного творчества: пословицы, поговорки и загадки.
Приовладении счетом начинали со счета на пальцах, затем изучалась буквеннаясимволика, обозначавшая у славян цифры. Многие из найденных берестяных грамотпредставляют собой упражнения в написании цифр.
Донашего времени дошли рукописи наиболее древних азбуковников, словарейэнциклопедического типа, составленных в Новгороде в XV веке. Один из нихсодержит толкование 350 встречающихся в писаниях слов, взятых из греческого,болгарского и других языков. Эти словари дают основание полагать, что имелосьзначительное число читателей, нуждавшихся в подобного рода справочниках присамостоятельном чтении книг.
Новгородбыл центром так называемых «еретических» движений. В те времена политическиедвижения представляли собой большей частью и богословские «ереси». Характернойчертой новгородских «еретиков» была их высокая грамотность. В собранияхрукописных книг новгородских еретиков имелись сочинения по астрономии,естествознанию и даже по философско-богословским вопросам, чтосвидетельствовало о большой начитанности их владельцев.
«Мастера грамоты».
ВXIII—XIV веках при монастырях и некоторых церквах существовали школы грамоты.Так, сохранилась миниатюра, изображающая школу в Троице-Сергиевском монастыре.Но ни князья, ни церковь не открывали достаточного количества школ, неудовлетворяли растущей потребности в подготовке грамотных людей, и народныемассы пользовались для этого услугами «мастеров грамоты».
Мастераграмоты появились еще в Киевском государстве в XII веке. У себя «в жилье» или«на стороне», в домах родителей, они за плату обучали детей чтению, письму исчету. В XIII—XIV веках обучение у «мастеров грамоты» стало более частымявлением. Группы мальчиков, обучающихся у одного «мастера грамоты», сталимногочисленнее (8—12 человек), т. е. составляли уже настоящую школу.
«Мастерамиграмоты» были дьячки и «мирские» люди, занимавшиеся обучением детей в качестведополнительной (например, к какому-либо ремеслу) или даже основной профессии. Унекоторых «мастеров грамоты» профессией было, как сказано в одном «житии»,«книги писати и учити ученики грамотные хитрости». Небольшое количество«мастеров грамоты» было, так сказать, повышенного типа. Они обучали отдельныхучеников (вероятно, из более зажиточных семей) не только чтению и письму, но и«словесным наукам» и даже математике.
Церковь,стремившаяся монополизировать в своих руках просвещение и воспитание, хотя ибыла вынуждена пользоваться услугами «мастеров грамоты», в целом относилась ких деятельности отрицательно, так как эти светские учителя нередко находились воппозиции к ортодоксальному православию, что выяснилось в период «еретических»выступлений в Новгороде, Пскове, Москве (XVI век).
Просвещение,школа и педагогическая мысль в Русском государстве в XV—XVI веках. В XV—XVIвеках на огромной территории, занятой обособленными русскими княжествами, шелпроцесс образования единого централизованного Русского государства. В это времяпроисходит развитие товарно-денежных отношений, ремесла и промыслов, ростгородов, культуры и просвещения. Одновременно усиленными темпами идетзакрепощение крестьянства.
Воглаве северо-восточных земель становится Московское княжество, котороеобъединяет народ на борьбу с монголо-татарским игом. Эта борьба закончиласьполной победой русского войска над ханами в 1380 году.
Борьбаза освобождение страны от иноземных захватчиков и создание единого Русскогогосударства сопровождались образованием единой великорусской народности, чтоактивно способствовало росту культуры и просвещения.
Нарядус деятельностью монастырей и княжеских властей по созданию в Москве и другихкняжествах книгохранилищ, переписке книг и открытию школ, заметно оживляетсячастная педагогическая практика светских «мастеров грамоты». Деятельностьнекоторых учителей из простого народа отличалась по своему содержанию отпросвещения, насаждаемого церковью, большим свободомыслием, гуманизмом ирационализмом, характерными для еретических движений.
Всреде таких «вольнодумцев» создаются в это время оппозиционные произведениягуманистического характера.
Так,в конце XV века член московского еретического кружка Федор Курицын создалгуманистическое произведение «Написание о грамоте», в котором сформулировал рядвесьма интересных демократических идей антифеодального и антицерковногосодержания.
Онвыступил против слепого подчинения требованиям религиозных догм и выполненияцерковных обрядов. Автор призывал к «самовластию души» и свободе разума иутверждал, что путь к этому — сознательное, а не догматическое изучение знаний.Процесс овладения грамотой и знаниями представляет собой не механическоеусвоение содержания книг, а свободную деятельность: «Грамота есть самовластие».Она результат деятельности свобод ной души, свободной воли, свободного разума.
Обладая«самовластием души», человек способен к всестороннему совершенствованию своихнравственных и умственных сил, к познанию окружающего мира и самого бога.Подобные идеи, содержащиеся в еретической литературе, созданной в XIV—XVI векахв Новгороде и Москве, были созвучны тем, которые развивались в это время вгуманистической литературе Западной Европы.
Педагогические идеи в памятниках литературы XVI века.
Крупнейшимпамятником педагогической литературы XVI века является впервые напечатанная в1574 году кирилловскими буквами славянская «Азбука» (букварь) первопечатника«москвитянина», как он себя называл, Ивана Федорова. Эта учебная книга,содержащая усовершенствованную систему обучения грамоте и элементарнуюграмматику, пронизана гуманными педагогическими идеями. Характерен в этомотношении мотив, избранный составителем в качестве заставок к текстам книги.Они графически изображают идею роста, развития растения с листьями, цветами иплодами, символизируя радостный процесс развития и воспитания детей, который долженбыть окрашен положительными эмоциями учителей и учеников.
Даваяво второй части своего учебного пособия, после азбуки и грамматики, тексты длязакрепления и развития навыков письма и чтения, автор помещает не толькомолитвы и религиозные наставления. Он подбирает различные изречения, в которыхпросит воспитывать детей «в милости, в благоразумии, в кротости, вдолготерпении, приемлюще друг друга и прощение дарующе».
ИдеиИ. Федорова, его система обучения использовались затем в других русских учебныхкнигах — букварях и азбуках.
КXVI веку относится также сборник наставлений относительно быта, хозяйствованияи воспитания детей в семье — «Домострой», который учил, как «в правде жить и вкривде не жить», и содержал советы относительно домашнего «устроения». Ряд глав«Домостроя» («Како детей своих воспитати во всяком наказании и страхе божий»,«Како дети учити и страхом спасати» и др.) целиком посвящен вопросам воспитаниядетей.
«Домострой»требует воспитания детей в «страхе божиим», выполнения религиозных обрядов,беспрекословного повиновения старшим, говорит о суровой дисциплине, советуетприменять телесные наказания. Но наряду с требованиями строгости и суровости поотношению к детям «Домострой» призывает родителей любить детей, заботиться обих нормальном росте и развитии, требует воспитания в детях мужества,настойчивости, трудолюбия, бережливости, хозяйственности, «вежества» (т. е.вежливого обращения).
Братские школы на Украине и в Белоруссии в XVI—XVIIвеках.
Украинаи Белоруссия находились в XVI и первой половине XVII века под властьюПольско-Литовского государства. Польские паны угнетали украинский и белорусскийнароды, стремились при помощи иезуитов ополячить их и сделать католиками.Значительная часть крупных землевладельцев Украины и Белоруссии поддаласьпроцессу ассимиляции: она заимствовала польский язык и культуру, переходила вкатоличество, отдавала своих детей в польские учебные заведения. По-иномуотнеслись к попыткам национально-культурного порабощения народные массы,ремесленники, торговцы, а также запорожское казачество, низшее духовенство,мелкопоместное дворянство. Они вели борьбу против польско-католического гнета,создавали особые религиозно-национальные организации — братства, в которых деларешались по демократическому принципу (общим собранием, большинством голосов ит. п.), создавали братские школы, противостоявшие польским католическим школами явившиеся одним из средств борьбы с национальным и религиозным угнетением.
Первойукраинской братской школой была Львовская, возникшая в 1586 году. Тогда же былсоставлен устав этой школы, замечательный педагогический документ,заимствованный другими братскими школами Украины и Белоруссии. В ближайшиедесятилетия возникли Виленская, Брестская, Могилевская, Луцкая, Киевская имногие другие братские школы в городах Украины и Белоруссии.
Дошедшиедо нас уставы Львовской и Луцкой школ (последний с очень небольшими изменениямиповторяет львовский устав) рисуют следующую демократическую организациюбратских школ. Ректор и учителя братской школы избирались общим собраниембратства. Кроме того, братство избирало двух попечителей — общественныхнаблюдателей за школой. Устав указывал, что каждый член братства имеет правопосещать школу с целью ознакомления с ее работой.
Отдаваядетей в школу, отец составлял с ректором договор, в котором указывалось, чемудолжна учить ребенка школа, и определялись обязанности родителей по отношению кшколе (не брать детей до окончания курса, не мешать аккуратному посещениюдетьми школы и пр.). Устав подробно определял качества, которыми должныобладать учителя. Учитель должен быть «благочестив, рассудителен, смиренномудр, кроток, воздержлив, не пьяница, не блудлив, не лихоимец, не гневлив, независтлив, не смехотворец, не сквернослов, не чародей, не басносказатель, не способникересей». К детям он должен относиться строго, но с любовью. Наряду снравственным воспитанием он должен также заботиться о здоровье учащихся,проводить физическое воспитание детей с использованием игр, состязаний и пр.
Вшколу принимались дети всех сословий, без различия их социального иматериального положения. Сироты содержались на полном иждивении братства. Вуставе предъявлялись демократические требования к учителям братских школ:«Учитель должен и учить и любить детей всех одинаково, как сыновей богатых, таки сирот убогих, и тех, которые ходят по улицам, прося пропитания. Учить их,сколько кто по силам научиться может, только не старательнее об одних, нежели одругих».
Детидолжны были приходить в школу ранним утром; пропуски занятий и опоздания недопускались. В случае отсутствия кого-либо из учеников в школе учитель обязанбыл навести справку на дому ученика, почему он не пришел на занятия. Утромученики показывали учителю выполненные дома письменные работы и опрашивалисьучителем устно. Затем шли классные занятия. После обеденного перерыва учительзадавал уроки на дом. В субботу повторялось все пройденное за неделю.
Напервом месте в братских школах стояло обучение славянскому языку. Учителямибратских школ в XVI и начале XVII века было составлено несколько печатныхславянских грамматик, как-то: «Грамматика доброглаголивого эллинословенскогоязыка», изданная Львовским братством в 1591 году; «Грамматика словенскогоязыка», составленная в 1596 году учителем братских школ Лаврентием Зизанием(издана в Вильне); «Грамматика словенская», составленная Мелетием Смотрицким(учителем Киевской братской школы), изданная в 1619 году и затем переизданная в1648 году в Москве.
Преподавалисьтакже греческий и латинский языки, грамматика, риторика, диалектика (т. е.гуманитарный цикл наук того времени, так называемый тривиум) и некоторыеэлементы квадривиума (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Полный курсвсех этих наук преподавался лишь в братских школах наиболее крупных городов:Львова, Луцка, Могилева, Вильно, Киева; в остальных братских школах,по-видимому, курс обучения заключался в изучении славянского, греческого илатинского языков, риторики и пения. В учебных занятиях братских школ имелисьэлементы классно-урочной системы, использовалось народное творчество. В нихбыло много нового, ценного: демократический характер школы, большой охват детейобучением, ценные дидактические правила.
Многиедемократические черты братских школ Украины, являвшихся передовыми школамисвоего времени, созвучны прогрессивным принципам Коменского.
Братскиешколы, воспитывая детей в духе борьбы против польских панов и иезуитов,угнетавших Украину и Белоруссию, сыграли большую роль в борьбе за воссоединениеих с Россией в 1654 году.
Киевская академия.
ШколаКиевского богоявленского братства, открытая в 1615 году, превратилась в 1632году в первое в России высшее учебное заведение — Киево-братскую коллегию,получившую затем права академии.
Воглаве Киево-братской школы стояли ректоры, обладавшие солидным образованием,авторы ряда литературных произведений. Таков был, например, ректор Львовскойшколы Иов Борецкий, впоследствии киевский митрополит, большой сторонниквоссоединения Украины с Россией.
Польскиекороли, под властью которых находился Киев, отказывали этой школе в правахакадемии, хотя фактически ее курс равнялся обычному курсу польской академиитого времени. Права и титул академии ей были предоставлены лишь Петром I.
Вакадемии было 8 классов; они разделялись на отделения: младшие — 4 класса,средние — 2 класса и старшие — 2 класса. Продолжительность обучения доходила до12 лет. В младшем отделении преподавались славянский, греческий, латинский ипольский языки (чтение, письмо, грамматика), молитвы, катехизис, арифметика,музыка, пение; в средних классах — поэзия (пиитика) и риторика; в старших —философия, а с конца XVII века — богословие. В академию принимались лицаразличных сословий, причем детей духовенства было значительно меньше, чемучащихся других сословий.
Киевскаяакадемия была крупным культурным центром, она оказала большое влияние наразвитие просвещения в России. Под ее влиянием возникли позже коллегиумы вХарькове и Чернигове. Она дала ряд деятелей в области просвещения (ЕпифанийСлавинецкий, Симеон Полоцкий и др.), которые были организаторами греко-латинскихшкол в Москве во второй половине XVII века. По образцу Киевской академиивозникла в Москве в 1687 году Славяно-греко-латинская академия. В своей борьбесо старорусским духовенством, противодействовавшим проводимым реформам, Петр Iопирался на воспитанников и преподавателей академии (Феофан Прокопович, СтефанЯворский и др.). Большинство ректоров и префектов Славяно-греко-латинскойакадемии и духовных семинарий в XVIII веке тоже были выходцами из Киевскойакадемии. В ней же получили образование некоторые первые профессора Московскогоуниверситета.
Послеоткрытия Харьковского университета в 1805 году Киевская академия пересталаиграть роль культурного центра Южной России, а в 1819 году была реорганизованав духовную академию.
Рост просвещения в Русском государстве в XVII веке.
Начальныеи греко-латинские школы. В начале XVII века русский народ отразил попыткииностранных интервентов лишить его самостоятельности. В борьбе с внешнимиврагами выросло национальное самосознание русского народа. В XVII веке росло феодальноеземлевладение, были освоены обширные пространства; развивались ремесла иторговля, возникли крепостная мануфактура, единый всероссийский рынок;усилились торговые связи с Западной Европой. Сформироваласьсословно-представительная монархия. Шла борьба народных масс противзакрепощения, получившая отражение в еретических учениях.
Всеэти обстоятельства определили большие сдвиги в развитии русской литературы,усилили потребность в просвещении и обусловили развитие школы и педагогическоймысли, особенно во второй половине XVII века.
Появляетсямного литературных произведений, в том числе ряд светских и сатирическихповестей, биографий различных деятелей, а также много рукописных азбуковников ипечатных букварей; развивается книгопечатание. Русские мореходы и землепроходцыделают на севере и востоке Азии ряд важных географических открытий. Происходитпостепенный переход от славянского обозначения чисел к так называемой арабскойцифровой системе, что имело большое значение для развития математических знанийи обучения математике.
XVIIвек, особенно вторая его половина, был в истории России периодом, подготовившимпросветительные реформы начала XVIII века.
Числоначальных школ при церквах и в монастырях, где обучали чтению и письму,возросло. Обучение чтению велось во второй половине XVII века по печатнымбукварям. Сначала заучивали азбуку со славянскими названиями букв: аз, буки,веди, глагол, добро, есть, иже и т. д. Затем ученики заучивали «двоеписьменные»открытые слоги, сочетая все согласные буквы алфавита в последовательном порядкесо всеми гласными:
ба,во, га, да… ша, ща,
бе,ее, ге, де… ше, ще,
бя,вя, гя, дя… щя, шя.
Далееследовали «троеписьменные» слоги:
бра,вра, гра… и т. д.,
бре,вре, гре… и т. д.,
причемтребовалось сначала назвать каждую букву, а затем весь слог: буки-аз—ба,веди-аз—ва и т.д.
Процессобучения чтению буквослагательным методом проводился на материале первых книгдля чтения — часослова и псалтыри, сильно воздействовавших на эмоции детей.Обучение письму было сравнительно нетрудно, так как буквы славянской азбуки неимеют особого письменного начертания.
Кромеэлементарных школ грамоты, в некоторых крупных городах и монастырях,по-видимому, открывали и школы повышенного типа, которые называлиграмматическими. Но и домашнее обучение при помещи более квалифицированных«мастеров грамоты» тоже усложнилось.
Доказательствомэтого служит большое число азбуковников, где помещены курсы грамматики, как онибыли изложены греческим ученым Иоанном Дамаскиным и позже в грамматиках ЛаврентияЗизания и Мелетия Смотрицкого. В рукописных азбуковниках, предназначенных дляэтих повышенных школ и домашнего обучения, кроме кратких курсов грамматики,помещались курсы арифметики, излагавшие четыре действия. Во второй половинеXVII века в Москве возникает одна за другой несколько греко-латинских школ.Так, в середине века боярином Ртищевым была открыта в Андреевском монастыре, вокрестностях Москвы на Воробьевых горах, греко-латинская школа, в которойобучали латинскому и греческому языкам, риторике и философии.
В1653 году под руководством Епифания Славинецкого была открыта греческая школа вЧудовом монастыре. В середине 60-х годов Симеоном Полоцким в Спасском монастыре(в центре Москвы) была организована греко-латинская Заиконоспасская школа. Вначале 80-х годов XVII века правительство открыло греческое училище приМосковской типографии, число учащихся которого в середине 80-х годов дошло до233. Существовали училища переводчиков с разных иностранных языков (польского,шведского, немецкого) и частное обучение переводу, особенно в Посольскомприказе.
Большаячасть школ открывалась не по инициативе церкви, а просвещенными людьми илиправительством, иногда и при сопротивлении церкви.
Междусторонниками нового образования, выступавшими за приобщение к западноевропейскойнауке, и старорусским духовенством, поддерживаемым православными зарубежнымипатриархами, шла острая борьба из-за содержания образования во вновьоткрываемых школах. Консервативные церковники упорно возражали противлатинского языка и элементов светской науки (грамматики, риторики, арифметики)и требовали, чтобы учащиеся, «не учася сим хитростям», ограничивались лишьчтением священного писания.
Славяно-греко-латинская академия.
Мысльо создании в Москве академии по образцу Киевской возникла в конце 70-х годовXVII века. Инициатором создания такой академии был прибывший в Москву изБелоруссии известный писатель и педагог Симеон Полоцкий. Он в 1682 годусоставил «Привилею» (учредительную грамоту) академии, но она сначала не былаутверждена царем.
Поэтому проекту в академию должны были приниматься только православные люди.Академия имела целью подготовку образованных людей, необходимых государству ицеркви. Проектом намечалось преподавание «семи свободных наук» (т. е.грамматики, риторики, диалектики, арифметики, геометрии, астрономии, музыки),богословия и «науки правосудия». Расширяя образовательные задачи академии,проект в то же время возлагал на нее задачи блюстительницы православных канонови оплота борьбы с ересями и отступничеством от православия.
Патриархи окружавшее его консервативное духовенство долго тормозили открытие академии,которое состоялось лишь в 1687 году. Основными преподавателями академии былидва ученых греческих монаха — братья Ионикий и Софроний Лихуды, доктора наук Падуанскогоуниверситета. Они подбирали учителей, вели сами в старших классах академиириторику и философию, составляли на греческом и латинском языках учебникиграмматики, пиитики и риторики православного содержания.
Старорусскоедуховенство, недовольное их новшествами, добилось устранения Лихудов изакадемии и заточения их в один из провинциальных монастырей. Лишь через пятьлет им позволено было переселиться в Новгород, где они открылиславяно-греко-латинское училище по образцу Московской академии и сталипреподавать в нем. Это училище послужило в начале XVIII века рассадникомграмматических школ в различных городах Новгородской епархии.
Славяно-греко-латинскаяакадемия подготовляла не только духовенство, но и учащихся длямедико-хирургических школ, многие из которых затем стали студентамиуниверситета, открытого в 1725 году при Академии наук. ВСлавяно-греко-латинской академии обучались М. В. Ломоносов, известный писательА. Д. Кантемир, архитектор В. И. Баженов и другие известные деятели культуры,науки и просвещения XVIII века.
Соткрытием в 1755 году Московского университета академия потеряла свое значениекак высшее учебное заведение филологического и философского характера ипревратилась в духовную академию. В начале XIX века она была переведена в Троице-Сергиевскуюлавру.
Учебные книги XVII века.
Средипервых книг, напечатанных в Москве в XVI и первой половине XVII века, быломного учебных книг. Печатные книги были в то время очень дороги и редки. Дляобучения в школах и в домашнем обучении употреблялись рукописные азбуковники.Часть этих азбуковников представляла собой учебные пособия, в которых помещалсябукварь, краткие сведения по грамматике, по арифметике, религиозно-нравственныепоучения. В некоторых азбуковниках имелись первоначальные сведения погреческому языку, а также краткие статьи по природоведению («О громе и молнии»,«О четырех временах года» и др., описания некоторых животных и т. п.) и поистории («О Иулии Кесаре», «О взятии Царьграда», «О сожжении Яна Гуса», «Овозникновении Русского государства», «Об убиении Бориса и Глеба» и др.). Этиазбуковннки, вероятно, использовались в качестве учебных пособий приграмматическом обучении в школах повышенного типа и в процессе дальнейшегообучения.
Другимвидом рукописных азбуковников были словари энциклопедического типа, содержавшиетолкование «неудоборазумеемых речей», т. е. непонятных слов.
Азбуковники-словариэнциклопедического типа употреблялись как справочники при чтении книг взрослымичитателями и в школьном обучении (в школах повышенного типа).
Книга«Гражданство обычаев детских» была написана во второй половине XVII века ираспространилась во многих рукописных списках. Это был творческий переводпроизведения Эразма Роттердамского о нравственном воспитании, составленный,по-видимому, Епифанием Славинецким, прогрессивным деятелем просвещения тоговремени.
Вэтом сборнике «благолепных обычаев детских», изложенных в 164 вопросах-ответах,даются подробные указания детям, как прилично держать себя (поза, жесты,мимика, одежда и пр.), как вести себя дома и в гостях за столом, при встрече скем-либо, в играх с детьми, правила поведения в школе и т. п.
«Гражданствообычаев детских» — замечательное педагогическое произведение. В нем говорится,что соблюдение детьми правил общежития является отражением их высокихвнутренних качеств: благорасположения и уважения к людям, сдержанности,сознания чувства собственного достоинства и т. п.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.biografia.ru/