Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Незавершенное производство, выбор вариантов его учета и оценки остатков

Негосударственное образовательноеучреждение
высшего профессионального образования
«САМАРСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»
Институт налоговой службы
(на правах факультета)
Кафедра Налогового дела, бухгалтерского учета и аудита
Специальность 080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит
КУРСОВАЯ РАБОТА
по учебной дисциплине
«Бухгалтерский управленческий учет»
на тему:
Незавершенное производство, выбор вариантов его учета и оценкиостатков
Выполнила студентка 3 курсаЭ-331 группы
___________ Т.Н. Ерофеева
Работа защищена “ ” 2009 г.
Оценка ____________________
Научный руководитель
______________ К.А. Баландин
Самара 2008 г.

Содержание
Введение
Глава 1. Определение незавершенного производства и его рольв деятельности предприятия
1.1 Экономическая сущность незавершенного производства
1.2 Инвентаризация незавершенного производства
Глава 2. Порядок учета незавершенного производства
2.1 Оценка незавершенного производства
2.2 Учет незавершенного производства
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Особое место в формировании себестоимости продукции ифинансового результата от основной деятельности организации имеют затраты,понесенные в незавершенном производстве. Продолжающийся характерпроизводственного процесса на предприятии является причиной того, что на моментзавершения отчетного периода как в бухгалтерском, так и в налоговом учетевсегда имеются остатки продукции (работ), не прошедшей всех стадий,предусмотренных технологическим процессом, а также изделия неукомплектованные,не прошедшие испытания и технической приемки, не принятые заказчиком работы иуслуги, остатки невыполненных заказов производств и остатки полуфабрикатовсобственного производства. Они и относятся к незавершенному производству.
Учет и оценка незавершенного производства играет важную роль.От его правильной организации в значительной мере зависит достоверностьопределения важнейших экономических показателей работы как предприятия в целом,так и его производственных подразделений. В связи с этим актуальность темыкурсовой работы, связанная с изучением бухгалтерского учета и контролянезавершенного производства представляется весьма актуальной.
Целью работы является изучение методики и практикиорганизации бухгалтерского учета незавершенного производства.
Глава 1. Определение незавершенного производства иего роль в деятельности предприятия
 1.1 Экономическая сущность незавершенногопроизводства
Главной задачей предприятия являются производство иреализация продукции, а конечной целью — получение прибыли, центральную частьучета составляет учет процесса производства, калькулирование себестоимостивырабатываемой продукции и ее реализация. В связи с этим первостепенноезначение для правильной организации учета на предприятии приобретаюттехнологические и организационные особенности производства и реализациипродукции.
Одним из основных показателей, характеризующихпроизводственную деятельность предприятия, является себестоимость. Она выражаетв денежной форме все затраты предприятия, связанные с производством иреализацией его продукции. Себестоимость показывает, во что обходитсяпредприятию выпускаемая им продукция. Одним из показателей, влияющих навеличину фактической себестоимости продукции, является незавершенноепроизводство
Взаимосвязь между величиной фактической себестоимости иостатками незавершенного производства может быть выражена следующей формулой:
/>,
где /> - фактическаясебестоимость выпущенной продукции за отчетный период;
/>, /> - остатки незавершенногопроизводства на начало и конец отчетного периода соответственно;
/> - затраты напроизводство за отчетный период.
Как видно из формулы при определении фактическойсебестоимости выпущенной продукции к затратам на производство за месяцприбавляется стоимость незавершенного производства на начало месяца ивычитается стоимость незавершенного производства на конец месяца. Поэтомуопределение стоимости незавершенного производства является важной проблемойбухгалтерского и управленческого учета затрат на производство. [16, c.64]
По своей экономической сущности, незавершенное производство,как объект бухгалтерского учета, относится к оборотным активам или оборотнымсредствам предприятия. Оборотные средства предприятия — это совокупностьденежных и материальных средств, авансированных в средства производства,однократно участвующих в производственном процессе и полностью переносящих своюстоимость на готовый продукт.
Особенностью оборотных средств предприятия является процессих кругооборота, в котором они последовательно проходят следующие стадии: денежную,производительную и товарную. Процесс производства на предприятиихарактеризуется тем, что оборотные средства в процессе движения одновременнонаходятся во всех стадиях и во всех формах.
Именно на стадии производства оборотные средства принимаютформу незавершенного производства (рисунок 1.1).
/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Товарная стадия   /> /> /> />

Рисунок 1.1 – Стадии кругооборота оборотныхсредств предприятия
Чтобы наиболее полно представить сущность незавершенногопроизводства как экономической категории, необходимо выделить классификационныечерты соотносимые с объектом исследования:
незавершенное производство является материальным (вещественным)активом;
незавершенное производство является операционным активом похарактеру обслуживания деятельности предприятия;
незавершенное производство является собственным активомпредприятия;
по степени ликвидности незавершенное производство относитсяк слаболиквидным активам, так как оно может быть конверсировано в денежнуюформу без потерь своей текущей рыночной стоимости лишь по истечениизначительного периода времени.
Затраты на незавершенное производство и полуфабрикатысобственной выработки представляют особые объекты учета производственнойдеятельности. [19, c.252]
Незавершенное производство — это затраты производственныхресурсов, которые в силу технологических особенностей на определенный момент непревратились в готовые продукты.
Не относятся к незаконченной продукции: материалы, покупныеполуфабрикаты, находящиеся в цехах, но не подвергшиеся обработке или сборке,оставшиеся в производстве детали по аннулированным заказам, возвращеннаяпродукция.
Незавершенное производство находится: на рабочих местах,непосредственно в цехах; в промежуточных цеховых кладовых или в местах накоплениядеталей для транспортировки в другой цех; на складах готовых деталейпроизводственного отдела; в комплектовочных кладовых и комплектовочныхотделениях сборочных цехов, на конвейерах и постах сборки сборочных цехов иучастков, на испытательных станциях и в упаковочном цехе. [17, c.132]
В учете производства местам нахождения придается особоезначение. Они рассматриваются как контрольно-учетные точки, определяющиепостроение всей системы производственного учета. Места накопленияполуфабрикатов в цехах и на производственных участках служат для приемапродукции и работ контролерами отдела технического контроля или работникамииспытательных станций. При бригадной организации труда и оплате по конечнойоперации или конечной продукции контрольные точки обычно организуют послевыполнения конечной операции бригадой в соответствии с технологическимпроцессом или при выходе деталей из производственного участка, цеха. В цехах ина участках, имеющих межоперационные промежуточные кладовые, контрольно — учетныеточки совпадают. При этом достигается совмещение трех функций: приемкипродукции и работ по качеству; определение выработки бригады, участка; учетаполуфабрикатов и контроля за их запасами.
Важное место в накоплении запасов незавершенногопроизводства имеют комплектовочные кладовые, склады готовых деталейпроизводственного отдела и комплектовочные отделения сборочных цехов. Сборочныецехи и участки начинают отсюда отсчет по количеству и качеству деталей; отсюдаже начинается возвратное движение полуфабрикатов и их разделение наокончательно забракованные и подлежащие исправлению4 здесь оперативноконтролируются сохранность и комплектность незавершенного производства дляцелей диспетчерского регулирования запуска в производство.
Сборочные цехи, где завершается производство продукции,обобщают информацию для составления сводного баланса движения полуфабрикатов попредприятию. Такая информация используется для проведения взаимных сверок прибездокументной передаче деталей и узлов. Механические цехи предприятия на протяжениидекады, месяца передают полуфабрикаты в сборочные цехи без оформления первичныхдокументов. Для определения количества поступивших деталей и узловподсчитывается выпуск готовой продукции за этот же отчетный период. Затемколичество готовой продукции умножается на количество деталей каждогонаименования, входящих по спецификации или комплектовочным ведомостям в данноеизделие. Полученный результат корректируется в соответствии с изменениемнезавершенного производства и забракованных или возвращенных из сборочного цехадеталей и узлов. Результаты подсчета заносят в акт взаимной сверки, которыйодновременно служит для учета выхода готовой продукции механических цехов иопределения незавершенного производства. [17, c.133]
1.2 Инвентаризация незавершенного производства
Под инвентаризацией понимается контроль за сохранностьюнезаконченной продукции, полное выявление изменений норм затрат, отклонений отнорм, точное исчисление себестоимости продукции и определение эффективностипроизводства отдельных изделий. Порядок проведения инвентаризаций признаетсяодним из способов ведения бухгалтерского учета и в соответствии с ПБУ 1/98«Учетная политика организации» должен быть утвержден в составеучетной политики организации на соответствующий финансовый год. [5]
Инвентаризация подразделяется на полные и частичные. Полнаяинвентаризация предусматривает охват всего перечня полуфабрикатов во всехконтрольно-учетных точках. Частичная инвентаризация охватывает наиболеедефицитные с точки зрения нарушений ритмичности производства и дорогостоящиедетали и другие полуфабрикаты, оказывающие существенное влияние насебестоимость продукции.
В зависимости от основания проведения различают плановые ивнеплановые инвентаризации. Плановые инвентаризации незавершенного производствапроводятся по заранее разработанному производственно-диспетчерским отделомграфику. Внеплановые инвентаризации проводят, как правило, при передачематериальных ценностей одним материально — ответственным лицом другому. [17, c.134]
В местах проведения инвентаризации по наименованиямполуфабрикатов используются инвентаризационные ярлыки незавершенногопроизводства одинаковой формы, но разного содержания. Ярлыки позволяют ускоритьпроведение инвентаризации и обработку ее результатов. Данные инвентаризационныхярлыков обобщают в ведомости оценки незавершенного производства. В ведомостьзаносится общее количество деталей данного номера по всем сданным ярлыкам пооперациям.
В мелкосерийных и единичных производствах вместоинвентаризационных ярлыков применяются маршрутные листы.
Первичные документы учета по существу выполняют повседневныеинвентаризационные работы, так как количество деталей, выданных для обработки исданных на склады готовых деталей и узлов, балансируется по каждой партии.
В массовом производстве в качестве документовинтегрированного учета используется пооперационная ведомость выработки иведомость выработки по узлам, основным принципом построения которых являетсябалансовый внутрипроизводственный контроль за движением деталей по операциям. [17,c.136]
Инвентаризация производится путем пересчетаинвентаризируемых объектов, проверки учетных записей, проверки соответствияучетной оценки объектов требованиям нормативных документов по бухгалтерскомуучету и внутренних нормативных документов организации, анализа событий в жизниорганизации для выявления объектов, подлежащих отражению в бухгалтерском учетеи финансовой отчетности, а также путем сопоставления учетных данных с внешнейинформацией (данными контрагентов, государственных структур, биржевых котировоки т.п.).
Основными целями инвентаризации являются:
проверка полноты и правильности отражения инвентаризируемыхобъектов в учете,
проверка фактического наличия активов и контроль ихсохранности,
проверка состояния товарно-материальных ценностей (ихфактического соответствия стандартам по качеству) и условий хранения такихценностей,
приведение учетной оценки объектов инвентаризации всоответствие с внешними и внутренними нормативными документами исоответствующими рыночными показателями,
выявление причин несвоевременного или неверного отраженияхозяйственных операций в учете, а также причин осуществления операций,противоречащих положениям государственных нормативных документов и внутреннихинструкций и положений организации, если такие операции имели место.
Результаты проверки материальных ценностей записывают винвентаризационные описи, где подробно указывают полное наименование ценностей,порядковые номера по прейскуранту, сорт, количество, цену и общую сумму. Инвентаризационныеописи заполняются чернилами или шариковой ручкой, четко и ясно, не допускаютсянезаполненные строки (в конце описи их прочеркивают), а также подчистки. Исправленияможно вносить только корректурным способом. Итоги порядковых номеров,количества и суммы подсчитываются в конце каждой страницы описи и подписываютсявсеми членами комиссии и материально ответственным лицом. Перед подписьюпоследней страницы материально ответственное лицо должно дать письменнуюсправку.
На негодные испорченные материалы и готовые изделиясоставляются соответствующие акты и отдельные инвентаризационные описи.
По окончании инвентаризации могут проводиться контрольныепроверки. Результаты этих проверок оформляются актом и регистрируются в книгеучета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций.
По данным инвентаризационных описей бухгалтерия составляетсличительные ведомости. Их содержание включает те наименования имущества, покоторым выявлены расхождения относительно данных бухгалтерского учета. Информациявносится в ведомости в натуральных и стоимостных показателях.
По окончании инвентаризации комиссия составляет протокол,отмечая в нем свои решения и предложения, который утверждается руководителемпредприятия. Затем определяют порядок регулирования выявленных разниц междуданными инвентаризации и учета. [15, c.513-514]
По выявленным недостачам или излишкам незавершенногопроизводства производят следующие бухгалтерские записи:
На общую сумму выявленных недостач:
Д 94 (недостачи и потери от порчи ценностей) К20 (основноепроизводство), 23 (вспомогательное производство)
На сумму недостач по вине работников цехов:
Д 73 (расчеты с персоналом по прочим операциям) К 94 (недостачии потери от порчи ценностей)
При отсутствии виновных лиц:
Д 25 (общепроизводственные расходы), 26 (общехозяйственныерасходы), 91 (прочие доходы и расходы) К 94 (недостачи и потери от порчиценностей)
На сумму излишков
Д 20 (основное производство), 23 (вспомогательноепроизводство)
К 91 (прочие доходы и расходы)
[15, c.515]
Глава 2. Порядок учета незавершенногопроизводства 2.1 Оценка незавершенного производства
Оценка НЗП и способ ведения его учета зависят от рядафакторов:
типа производства;
сложности и номенклатуры изготавливаемой продукции;
порядка хранения межоперационных заделов;
других особенностей технологии и организации производства.
В массовом и серийном производствах остатки незавершенногопроизводства оценивают не по фактической, а по нормативной или плановойпроизводственной себестоимостью (практически за действующими нормами затрат).
В них допускается оценивать остатки по себестоимости даже попрямым статьям затрат, с отнесением всех косвенных затрат, которые остались, насебестоимость готовой продукции, выполненных работ или предоставленных услуг. Впрямые затраты здесь можно включить только стоимость сырья, материалов иполуфабрикатов.
В производствах с коротким технологическим циклом оценкунезавершенного производства ведут по стоимости материалов, которые находятся впереработке, сырья и полуфабрикатов.
В себестоимость незавершенного производства не включаютпотери от недостатка, стоимость сноса инструментов специального назначения. Указанныезатраты относят только на выпуск готовой продукции. Если потери от недостаткаотносятся к определенному заказу, который не закончено до конца месяца, онивключаются в себестоимость незавершенного производства. [16, c.64-65]
Согласно Налоговому кодексу РФ оценка остатковнезавершенного производства на конец текущего месяца производится налогоплательщикомна основании данных первичных учетных документов о движении и об остатках (вколичественном выражении) сырья и материалов, готовой продукции по цехам (производствами прочим производственным подразделениям налогоплательщика) и данных налоговогоучета о сумме осуществленных в текущем месяце прямых расходов. Налогоплательщиксамостоятельно определяет порядок распределения прямых расходов нанезавершенное производство и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненныеработы, оказанные услуги) с учетом соответствия осуществленных расходовизготовленной продукции (выполненным работам, оказанным услугам). Указанныйпорядок распределения прямых расходов (формирования стоимости НЗП) устанавливаетсяналогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и подлежитприменению в течение не менее двух налоговых периодов. В случае, если отнестипрямые расходы к конкретному производственному процессу по изготовлению данноговида продукции (работ, услуг) невозможно, налогоплательщик в своей учетнойполитике для целей налогообложения самостоятельно определяет механизмраспределения указанных расходов с применением экономически обоснованныхпоказателей. Сумма остатков незавершенного производства на конец текущегомесяца включается в состав прямых расходов следующего месяца. При окончанииналогового периода сумма остатков незавершенного производства на конецналогового периода включается в состав прямых расходов следующего налоговогопериода. [14] Особенности технологических процессов не позволяют завершитьпроизводством всю продукцию, изготовление которой было начато в отчетном илидаже в предыдущих периодах. При наличии незавершенного производства должнысписываться не все накопленные за период затраты, а только та часть, котораяотносится к завершенной производством продукции проводкой:
К 20, 23, 29 Д 40,43 таким образом, на этих счетах будетоставаться остаток, который должен характеризовать объем незавершенногопроизводства.
Существует несколько методик определения объеманезавершенного производства и себестоимости завершенной производством продукции.
1. пооценке незавершенного производства: определяется объемнезавершенного производства на конец периода, а себестоимость завершеннойпроизводством продукции определяется как разность накопленных за период затратс учетом их остатка на начало периода и объема незавершенного производства. Дляэтого после определения натурального объема незавершенного производстваисчисляется фактическая себестоимость незавершенного производства. Этоисчисление может осуществляться путем оценки по стоимости материалов, по прямымматериальным затратам, по полной производственной себестоимости.
Для этого:
по данным инвентаризации определяется натуральный объемнезавершенного производства;
исчисляется фактическая себестоимость незавершенногопроизводства. [16, c.65]
2. пооценке готовой продукции: определяется размер затрат,относящихся к стоимости изготовленной в отчетном периоде продукции (выполненныхработ, оказанных услуг), который затем и списывается с кредита счета 20, 23 или29.
При определении себестоимости завершенной производствомпродукции или объема незавершенного производства используются данные о величинеотклонений фактической себестоимости изготовленной продукции от ее нормативныхзначений.
Оценка незавершенного производства по стоимости материаловявляется наименьшей по значению, поэтому стоимость готовой продукцииувеличивается максимально (в нее включаются практически все затраты напроизводство, кроме стоимости истраченных на НЗП материалов). Оценка НЗП попрямым материальным затратам в количественном значении уже дороже, а стоимостьготовой продукции падает, соответственно, на величину не только материалов, авсех материальных затрат. Самая точная оценка — по полной производственнойсебестоимости.
Выбор метода оценки незавершенного производства являетсядостаточно серьезной задачей. Ее решение во многом зависит от отраслевойпринадлежности организации и от наличия и содержания отраслевой методикикалькулирования себестоимости продукции. Если же организация такой отраслевойинструкции не имеет или эта инструкция не утверждена в установленном порядке,то организация вынуждена сама выбирать метод оценки незавершенного производства.
Если пользоваться вторым способом (оценка готовой продукции,а уже на ее основе исчисление стоимости незавершенного производства), то в этомслучае можно применять только метод оценки по полной производственнойсебестоимости (фактической или нормативной), поскольку в противном случае всене включенные в оценку виды затрат будут накапливаться в стоимостинезавершенного производства. Например, с кредита счета 20 мы будем списыватьтолько оценку готовой продукции по прямым материальным затратам, тогда всеостальные затраты будут постоянно накапливаться в дебете счета 20, а объем незавершенногопроизводства будет необоснованно расти от одного отчетного периода к другому. [16,c.66]
 2.2 Учет незавершенного производства
Учет незавершенного производства — учет продукции неполнойготовности, некомплектной продукции, остатков заказов вспомогательногопроизводства, то есть всего того, что принято относить к незавершенномупроизводству. Работы и объекты, не сданные заказчику, учитывают нарастающимитогом в составе незавершенного производства на счете «Основное производство»до момента их сдачи заказчику. Для ведения правильного учета размеровнезавершенного производства необходимо вести учет на всех стадиях производствапродукции, периодически проводить инвентаризацию наличия остатков деталей,узлов и других произведенных полуфабрикатов и сверять полученные результаты сданными бухгалтерского учета. [17, c.139-140]
Определение остатков незавершенного производства зависит отвыбора метода учета затрат на производство и калькулирования себестоимостипродукции. Под методом учета затрат на производство и калькулированиесебестоимости продукции понимается совокупность приемов организациидокументирования и отражения производственных затрат, обеспечивающихопределение фактической себестоимости продукции и необходимую информацию дляконтроля за процессом формирования себестоимости продукции.
В зависимости от вида продукции, ее сложности, типа,характера технологического процесса и организации производства на промышленныхпредприятиях могут применяться различные методы учета затрат на производство икалькулирование себестоимости продукции. На рисунке 1.2 представлены основныеметоды учета затрат на производство.
/>

Рисунок 1.2 — Методы калькулирования себестоимости продукции
Формирование фактических затрат по нормативному методуосуществляется отдельно в части расходов по нормам и в части расходов, которыепредставляют собой отклонения от норм. Такой подход позволяет не толькоорганизовать достоверные учет затрат и калькулирование себестоимости, но исистематически анализировать отклонения от норм для принятия решений пооперативному воздействию на процесс формирования себестоимости. Отклонения отнорм могут быть положительные (экономия), отрицательные (перерасход) и условные(появляются в результате различий в методике составления плановой и нормативнойкалькуляций). Учет отклонений от норм достигается ежедневным документированиемрасходов по основным их видам, вызванным отклонениями от норм, или расчетами засравнительно короткие периоды времени. Не учтенные в документах отклоненияустанавливают посредством инвентаризации незавершенного производства. [15, c.349]
При позаказном методы все прямые затраты (затраты основныхматериалов и заработная плата основных производственных рабочих с начислениямина нее) учитываются в разрезе установленных статей калькуляции по отдельнымпроизводственным заказам на основании первичных документов. Остальные затратыучитываются по местам их возникновения и включаются в себестоимость отдельныхзаказов в соответствии с установленной базой (ставкой) распределения.
Фактическая себестоимость заказа определяется после егоисполнения. До момента передачи заказа все относящиеся к нему затраты считаютсянезавершенным производством. [15, 348]
Учет затрат попередельным методом ведут по каждомуобособленному переделу. Каждое производственное подразделение осуществляеткакую-либо часть общего процесса производства и передает изделие после этойоперации в следующее подразделение, где оно обрабатывается на следующейоперации. После завершения производства в последнем подразделении изделиеотправляется на склад готовой продукции. Во многих случаях объектом исчислениязатрат является не вся продукция передела, а отдельные ее виды или группы. [15,c.346]
При попроцессном методе применяется следующий порядокорганизации учетного процесса:
документирование и учет затрат по элементам (по прямымзатратам);
документирование и учет затрат, относимых на комплексныестатьи (в связи с необходимостью учета затрат на вспомогательные производства ирасходов на управление);
распределение затрат по процессам;
определение общей величины затрат за месяц;
Распределение затрат в зависимости от характера производстваи видов продукции (производится в том случае, если учет организуется не попроизводству в целом, а по отдельным процессам).
Расчет остатков незавершенного производства существеннымобразом зависит от того, какой на предприятии выбран метод калькулированиясебестоимости и определения расходов на производство. [15, c.345]
Учет остатков незавершенного производства на однихпредприятиях ограничиваются получением от цехов ведомостей остатков деталей иполуфабрикатов натуральных показателях, на других — цехи представляют вбухгалтерию калькуляционные ведомости оценки незавершенного производства попрямым затратам без расшифровки его натурального физического состава. Обаварианта противоречат системному отражению совершаемых в производствехозяйственных операций и не используют информацию разных видов учета во всей еесовокупности, а потому допускают возможность возникновения многочисленныхпроизводственных отклонений и потерь, которые не могут быть выявленыдокументально.
При нормативном методе учета выявление заделов незаконченной производством продукции в межинвентаризационные периодырекомендуется производить с помощью расчетно-балансового метода на основеданных ведомости основного учета затрат. Основным условием данного методаявляется соответствующая организация производства, снабжения, техническойоснащенности, нормирования, оперативно-технического планирования, учетамежцехового движения полуфабрикатов, узлов и деталей, которая гарантировала быминимальные размеры недокументированных отклонений от норм. [17, c.138]
Оперативный учет движения деталей в отрыве от бухгалтерскогоучета затрат на их производство приводит к ослаблению контроля закомплектностью незавершенного производства и не обеспечивает сохранностиматериальных ценностей.
Из рассмотренного выше можно сделать вывод о том, что учетнезавершенного производства связан с учетом движения деталей.
Классификация видов оперативного учета производства:
1. По стадиям производственного процесса и уровнямпроизводства
участковый (межбригадный);
внутрицеховой (межучастковый);
межцеховой (заводской);
объединения (по производственным единицам)
2. По составу объекта учета
подетально-пооперационный;
подетальный, сборочные единицы;
узлы, агрегаты, изделия
3. По формам организации
номенклатурный учет продукции по срокам изготовления;
номенклатурный учет продукции в заделах на определенную дату
4. По месту образования информации
производственный;
складской
5. По объему содержания информации
первичный;
сводный
6. По периодичности сбора и обработки информации
сменно-суточный;
еженедельный;
декадный;
ежемесячный;
ежеквартальный
7. По виду обработки информации
ручной;
механизированный;
автоматизированный;
автоматический. [17,c.139]
Наибольшее распространение получил межцеховой учет всопоставлении со сроками их изготовления. Межцеховой оперативный учет отражаеткомплекс операций, касающийся движения деталей между цехами, между цехами искладами, а также ежемесячный учет межцехового движения деталей, техническогосостава переданных цехами сборочных единиц, учет расхода покупныхполуфабрикатов и комплектующих изделий, учет и списание окончательнозабракованных деталей, узлов и комплектующих изделий по каждому цеху, учетдеталей, списанных на наладку, испытания и прочие потери.
Межцеховой учет вызван необходимостью текущего наблюдения заходом выполнения утвержденного цеху плана по товарной продукции, контроля закомплектностью подач деталей из цеха в цех на склады производственно-диспетчерскогоотдела, сохранностью полуфабрикатов. Оперативным учетом, контролем ирегулированием производства занимаются производственно-диспетчерские отделы. Функциипервичного оперативного учета выполняет персонал материальных кладовых, складовполуфабрикатов, готовых деталей, узлов, работники пунктов сбора и регистрацииоперативно-производственной информации, оснащенных соответствующей оргтехникой.
Особое значение в постановке учета межцехового движениядеталей имеет применяемая на предприятиях система первичного оформленияприема-передачи деталей. Различают документальную и бездокументальную системуучета.
Полуфабрикаты собственного производства из заготовительныхцехов передаются в другие обрабатывающие и сборочные цехи на многихмашиностроительных предприятиях по накладным, сопроводительным ярлыкам,карточкам складского учета и др. На основании данных этих документов определяетсятоварная продукция цехов в натуральном выражении. [17, c.142]
Система передачи деталей и полуфабрикатов по накладнымгромоздка, требует многочисленных документов, и не всегда сводные данные замесяц достоверны. В тех случаях, когда сдача продукции одного цеха несоответствует величине приемки другим цехом или складом, возникаетнеобходимость контроля. При бездокументной форме учета в дополнение к накладнымсоставляют акты сверки, которыми выявляется это несоответствие.
Бездокументная форма передачи деталей и полуфабрикатовприменяется на практике в двух вариантах. Один вариант ориентирован прирасчетах по актам сверок на товарный выпуск продукции по предприятию, другойвариант в расчет принимает товарную продукцию цеха.
При первом варианте первичная документация в течение месяцане оформляется. Количество поступивших в сборочный цех деталей определяют повыпуску готовой продукции и количеству деталей каждого наименования, входящих визделие, показанных в комплектовочных ведомостях или сборочных спецификациях,плюс количество деталей и узлов, сданных по накладным складу отдела сбыта илицеху запасных частей. При этом варианте цехам в состав товарной продукции незасчитывается изменение остатков незавершенного производства, не учитываетсябрак независимо от того, по чьей вине он допущен, а также потери при межцеховойтранспортировке. [17,c.144]
Вариант, основанный на определение товарного выпуска каждогоцеха, предусматривает включение в состав выпуска изменений остатковнезавершенного производства. Он требует точного, тщательного, достоверногопроведения инвентаризации и учета, выявления забракованных деталей иполуфабрикатов.
Обнаруженный в сборочных цехах брак, если он допущен по винецеха-поставщика, оформляется двойными актами и исключается из товарноговыпуска, если по вине цеха — получателя, то включается в состав товарнойпродукции цеха-поставщика.
Результаты расчетов при любом варианте бездокументнойпередачи оформляются актами или ведомостями сдачи полуфабрикатов по заранееустановленной номенклатуре согласно спецификации, где указывается количествогодных и забракованных деталей, изменение остатков незавершенного производства.Акты или ведомости сверяют и подписывают представители цехов-поставщиков ицехов-потребителей. [17, c/145]
Некоторые предприятия в целях контроля за исполнениемграфика подач деталей из механических цехов сборочные, кроме накладных,составляют сменные рапорты, которые на последней операции приемки отмеханических цехов подтверждаются ОТК. Они используются в качестве сводногооперативного документа и прилагаются к балансам движения полуфабрикатов вместоактов или ведомостей сверок.
Рассмотренные варианты бездокументной передачиполуфабрикатов не устраняют в полной мере дублирования информации о движении деталейв оперативном учете, но достоверность информации проверяется и документальнооформляется по истечении отчетного периода в целях отражения реальных остатковнезавершенного производства. Однако методология межцехового оперативного учетапри такой его постановке не предусматривает выявления потерь заготовок,поковок, отливок, штамповок, которые по тем или иным причинам не сталидеталями, принятыми на учет. Тем более, что при бригадной форме организациитруда первая контрольно-учетная точка, в которой обработанные полуфабрикатыставятся на учет, отодвигается от начала технологического процесса. Системамежцехового бездокументного учета не увязана с внутрицеховым учетом, а также спроцессами транспортировки и хранения в межцеховых складах. [17, c.146-148]
Механизация и автоматизация сбора информации о межцеховыхпередачах предполагают те же документы: накладную и бирку. Изменен лишь порядокввода и подтверждения информации о приеме и передаче полуфабрикатовсобственного производства. Накладные выписываются в двух экземплярах содновременной дистанционной передачей информации с регистраторов производствана ИВЦ и выпиской бирки. Первый экземпляр сдается приемщику цеха — потребителяили кладовщику склада, второй возвращается с его подписью в цех — поставщик. Биркаобязательно укладывается в тару вместе с деталями. Приемщик цеха — потребителяподтверждает номер и количество деталей с указанием шифра цеха-поставщика ицеха-потребителя своим экземпляром накладной в таком же порядке с сообщением наИВЦ. Поступающая на ИВЦ информация сверяется в автоматическом режиме. Исправлениевносится новой выпиской накладных с указанием шифра, причин и виновниковисправлений. Положительным моментом в такой организации учета являетсяобеспечение достоверности информации в реальном масштабе времени, контроль засохранностью полуфабрикатов во время транспортировки.
На предприятиях приборостроения и электроннойпромышленности, где изделия состоят из большего числа мелких деталей и узлов, апередача производится групповыми комплектами, получила распространение месячнаяприемо-сдаточная ведомость. Применение единых накопительных приемо-сдаточныхведомостей значительно снижает трудоемкость и упрощает оперативный учет,обеспечивая при этом повседневный контроль за ходом выполнения плана подачиполуфабрикатов. [17, c.148]
Использование такого рода ведомостей позволяет отказаться отведения карточек складского учета. Ведомостями оформляется не только приходсклада, но и выдача в другой цех заранее скомплектованными групкомплектами. Балансдвижения деталей по складу составляется по данным ведомости, и непосредственнопо ней можно определить остаток деталей, узлов на любую дату. Все детали,которые фактически хранятся на складе в ящиках, ячейках, на стеллажах и другойтаре, обязательно сопровождаются ярлыками с указанием наименования деталей и ихколичества. Поступление и расход отражаются в ярлыке путем корректировкиостатка. По мере необходимости наличие сверяется с остатком в ярлыке, который всвою очередь сопоставляется с остатком по ведомости. [17, c.150-151]
На ряде предприятий сельскохозяйственного машиностроения ссерийным характером производства разработаны и применяются месячныенакопительные карты на каждое наименование детали, узла, групкомплекта. Передачадеталей отражается по датам поступления. Правильность месячных итоговподтверждается в карте подписями цехов — поставщиков и цехов — получателей.
На большинстве предприятий машиностроения серийного типапроизводства наибольшее распространение получила маршрутная технология, наоснове которой для межцехового учета разработана маршрутная система контроля. Сущностьсистемы предопределена графиком запуска партий деталей в производство, начинаяс заготовительного цеха. Учет и контроль за движением деталей отзаготовительных до обрабатывающих и сборочных цехов осуществляется помаршрутным листам или план — картам, имеющим те же реквизиты. Первичныйдокумент выписывается на каждую партию запуска и сопровождает ее движение довыпуска готовой продукции. В процессе обработки всей партии в листах и картахотражают выполняемые операции согласно технологическому маршруту, количествогодных и забракованных деталей. Порча и брак полуфабрикатов оформляютсядополнительным документом. Маршрутные листы на разных предприятиях имеютразличное назначение и структуру содержащихся соответственно этому назначениюреквизитов.
Маршрутный лист служит при межцеховом движении деталейсдаточным документом при передаче их на склад заготовок и на склад готовыхдеталей. По нему же со склада заготовок производится выдача полуфабрикатов на обработкув механообрабатывающие цехи. По окончании обработки партия деталей вместе смаршрутным листом сдается на склад готовых изделий, где детали просчитываются ипринимаются на количественный учет. [17, c.151]
Некоторые особенности имеет организация учета выпускапродукции цехами и ее межцехового движения в условиях непрерывного оперативногопланирования. Первичная документация остается без изменений, но обобщаетсяинформация по-другому. Непрерывное оперативное планирование предусматриваетведение карт учета деталей, сгруппированных в картотеки пропорциональности посутко-комплектам. В картах делается отметка о поступлении и расходе деталейодного наименования, рассчитывается обеспеченность планового номерасутко-комплекта, выявляются опережение, сверхнормативный задел и отставление.
В этом случае основополагающим принципом учета служитобнаружение отклонений фактических заделов от установленной нормы. При этомнезавершенное производство выявляется в полном размере, включая подсчитанные покаждому наименованию деталей заделы всех мест хранения.
Наличие на предприятии межоперационных кладовых ицентрализованных складов готовых деталей и полуфабрикатов собственногопроизводства в сочетании с участками комплектования требует их выделения асамостоятельный участок количественного учета с первичной документацией ибалансовым обобщением, присущим складскому оперативному учету материальныхценностей.
Данные складского учета используются многоразово различнымифункциональными службами предприятия для целей управления производством иконтроля за сохранностью материальных ценностей при транспортировке,складировании и комплектации. Она является промежуточным звеном в системе учетадвижения полуфабрикатов в производстве.
Одним из важнейших элементов системы оперативного учетапроизводства является внутрицеховой учет движения деталей и полуфабрикатов. Посути это отправная, изначальная стадия технологии учетного процесса, началоформирования информации о производстве.
Задачи совершенствования организации внутрицехового оперативногоучета производства могут быть решены на уровне предприятия службой, несущейответственность за его постановку. [17, c.152-153]
Заключение
По результатам курсовой работы можно сделать следующиевыводы. Незавершенное производство является показателем, влияющим на результатыдеятельности предприятия. Под незавершенным производством понимают затраты напродукцию (детали, изделия), не прошедшую всех стадий обработки,предусмотренных технологией производства, установленных испытаний, техническойприемки, не укомплектованные изделия, не законченные или не принятые заказчикомработы и услуги товарного характера. По своей сущности незавершенноепроизводство относится к оборотным активам предприятия на стадии производства. Длянего характерны: материальная форма, участие в операционной деятельности,принадлежность предприятию, низкая ликвидность. Наличие и размер остатков НЗПзависят от специфики деятельности предприятия и существенно варьируются поотраслям промышленности. При организации учета незавершенного производстваважным моментом является нормативно-правовая база. Законы, положения,инструкции регулируют порядок организации бухгалтерского учета и составленияфинансовой отчетности; определяют методологию учета НЗП как запасов и отражаютпроцедуры формирования НЗП как расходов на производство продукции (работ, услуг);устанавливают сроки и порядок проведения инвентаризаций остатков, а такжепорядка определения размера убытков от хищения, недостачи, порчи. Регламентировантакже порядок отражения в финансовой отчетности информации о незавершенномпроизводстве.
Целью бухгалтерского учета незавершенного производстваявляется обеспечение достоверности и соблюдения требований законодательства поотражению в финансовой отчетности и регистрах финансового учета продукции (работ,услуг), не законченных производством. Для достижения поставленной цели учетатребуется решение комплекса взаимосвязанных задач.
На предприятиях при учете производственных расходовпредприятия и незавершенного производства используется широкий комплексдокументов, которые являются как утвержденными государством типовыми формами,так и разрабатываются предприятием самостоятельно. Этот момент должен бытьотражен в приказе об учетной политике предприятия.
Список используемой литературы
1. Федеральный Закон «Обухгалтерском учете» от 21.11.1996г. №129-ФЗ (в ред. от 23.07.1998г),
2. Положение по ведениюбухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденное Приказом МинфинаРФ от 29.07.1998г. №34н (в ред. от 24.03.2000г),
3. Методические указания поинвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные ПриказомМинфина РФ от 13.06.1995г. №49,4. План счетов бухгалтерского учетафинансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по применениюплана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельностиорганизаций, утвержденные Приказом Минфина РФ от 31.10 2000г. №94н,
5. Положение по бухгалтерскому учету«Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденное ПриказомМинфина РФ от 09.12.1998г. №60н (в ред. от 30.12.1999г),
6. Положение по бухгалтерскому учету«Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденноеПриказом Минфина РФ от 06.07.1999г. №43н (в ред. от 30.12.1999г),
7. Постановление Госкомстата РФ от18.08.1998г. №88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетнойдокументации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации»,
8. Постановление Госкомстата РФ от27.03.2000г. №26 «Об утверждении унифицированной формы первичной учетнойдокументации № инв-26 „Ведомость учета результатов, выявленныхинвентаризацией“»,
9. Астахов В.П. Теориябухгалтерского учета. — Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2000г.
10. Головизина А.Т., Архипова О.И., Теориябухгалтерского учета. Курс лекций. — М.: ООО «ТК Велби», 2002
11. Козлова Е.П., Парашутин Н.В., БабченкоТ.Н. Бухгалтерский учет в промышленности. — М.: Финансы и статистика, 1992 г.
12. Кутер М.И., Теориябухгалтерского учета. Учебник. — М.: Финансы и статистика, 2003
13. Журнал«Управленческий учет»
14. Налоговый кодекс РФ   
15. Кондраков Н.П., Бухгалтерскийучет, Учебник. — М., Инфра — М, 2006
16. Рыбакова О.В., Бухгалтерскийуправленческий учет и управленческое планирование, — М., Финансы и статистика,2005
17. Карпова Т.П., Управленческийучет, — М., Аудит, 1998
18. Чебанова Н.В., Василенко Ю.А. Бухгалтерскийфинансовый учет: Пособие. — К.: Академия, 2003
19. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник.- 2-е изд., доп. и перераб. — М.: ИНФРА-М, 2000
20.О.И. Волкова и доц.О. В,Девяткина, Экономика предприятия (фирмы): Учебник, 3-е изд., перераб. и доп. — М.:ИНФРА-М, 2007


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.