Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Взгляд из окна школьного кабинета на психологические, педагогические, организационные и другие проблемы

телекоммуникационных проектов
Звягина Людмила Александровна, к.т.н., учитель информатики
Кабинет 17 в нашей школе 820 г. Москвы — это кабинетинформатики, именно из его окна мы взглянем на различные проблемы, возникавшиеи возникающие в ходе участия наших учеников и педагогов в различныхтелекоммуникационных проектах.
Прежде чем подходить к окну, обратимся к литературе позаявленной тематике.
1.1. Что понимается под термином«телекоммуникационный проект».
Под учебным телекоммуникационным проектом понимаетсясовместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельностьучащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации,имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная надостижение общего результата деятельности.
1.2. Основная проблема российской школы, на решениекоторой нацелены телекоммуникационные проекты.
Результаты сравнительного анализа математической иестественнонаучной подготовки учащихся 50 стран мира, по данным Третьегомеждународного исследования (Third International Mathematics and Science Study- TIMSS), в 1995 году показали, что результаты российских школьников можноотнести к промежуточной группе средних результатов. При этом по заключениюкомиссии, наши школьники хуже владеют экологическими и методологическимизнаниями; более высокие знания они показывают в области владенияфактологическим материалом (где требовалось воспроизведение усвоенных знаний,умение воспроизводить их и применять в знакомой ситуации). Нетрадиционная постановкавопросов для наших учащихся заметно снижала результаты их ответов. Что жекасается умения интегрировать эти знания и применять их для получения новыхзнаний и объяснения явлений, происходящих в окружающем мире, то здесьрезультаты наших школьников были предельно низкими.
В книге «Школа для XXI века. Приоритетыреформирования образования» американский педагог Филипп С. Шлехти,ссылаясь на опрос многих бизнесменов, работодателей, школьных функционеров,подчеркивает, что на вопрос «Что вы хотите от школы?» получал, какправило, один и тот же ответ: «Нам нужны люди, которые умеют учитьсясамостоятельно». Это и понятно, если ученик знает, как учиться, какдостигать цели, как работать с книгой, как получать знания от учителя, какискать и находить необходимую информацию, то ему легче будет повыситьквалификацию, переквалифицироваться, получать любые необходимые дополнительныезнания, что и нужно в жизни.
Телекоммуникационные проекты, реализуемые в настоящеевремя в разных странах с разной степенью успешности, обеспечивает возможность:
— вовлечения в активный познавательный процесс каждогоучащегося, применения им не только полученных знаний на практике, но и четкогоосознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены;
— работать совместно, в сотрудничестве при решенииразнообразных проблем, проявляя определенные коммуникативные умения;возможность широкого общения со сверстниками из других школ своего региона,других регионов страны и даже других стран мира;
— свободного доступа к необходимой информации нетолько в информационных центрах своей школы, но и в научных, культурных,информационных центрах всего мира с целью формирования собственногонезависимого, аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможностьее всестороннего исследования.
1.3. Проблема внедрения в школу новой парадигмыобразования.
Еще недавно решить проблему внедрения в школьныйучебный процесс телекоммуникационных проектов не представлялось возможным всилу отсутствия реальных условий для их выполнения при традиционном подходе кобразованию, традиционных средствах обучения, в большей степени ориентированныхна классно-урочную систему занятий.
В настоящее время ясно, что главное, стратегическоенаправление развития системы образования находится в решении проблемыличностно-ориентированного образования, такого образования, в котором личностьученика была бы в центре внимания педагога, в котором деятельность учения — познавательная деятельность, а не преподавание, — была бы ведущей в тандемеучитель — ученик, чтобы традиционная парадигма образования — учитель — компьютер — ученик была со всей решительностью заменена на новую парадигму — ученик — компьютер — учитель. Именно так построена система образования влидирующих странах мира. Она отражает гуманистическое направление в философии,психологии и педагогике.
При традиционной модели обучения невозможно в полноймере использовать новые информационные технологии, которые прeдполагаютсоздание новой модели обучения — личностно-ориентированной. Внедрение же НИТ втрадиционную модель обучения не приводит к ее изменению ни в ценностном, ни втехнологическом, ни в результативном аспектах, поскольку компьютер при этомреализует не свои специфические функции (возможность управляемого винтерфейсном режиме моделирования и конструирования, информационную функцию), афункции педагога (контроль, репетитор).
В условиях личностно-ориентированного обучения учительприобретает иную роль и функцию в учебном процессе, нисколько не менеезначимую, чем при традиционной системе обучения, но иную. При новой парадигмеобразования учитель выступает больше в роли организатора самостоятельнойактивной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом ипомощником. Его профессиональные умения должны быть направлены не просто наконтроль знаний и умений школьников, а на диагностику их деятельности, чтобывовремя помочь квалифицированными действиями устранить намечающиеся трудности впознании и применении знаний. Эта роль значительна сложнее, нежели притрадиционном обучении, и требует от учителя более высокого уровня мастерства.
Личностно-ориентированное обучение предусматривает, посути, дифференциальный подход к обучению с учетом уровня интеллектуальногоразвития школьника, с учетом уровня его подготовки по данному предмету, егоспособностей и задатков.
1.4. Проблема тематики и содержаниятелекоммуникационных проектов.
Тематика и содержание телекоммуникационных проектовдолжны быть такими, чтобы их выполнение совершенно естественно требовалопривлечения свойств компьютерной телекоммуникации. Другими словами, далеко нелюбые проекты, как бы интересны и практически значимы они ни казались, могутсоответствовать характеру телекоммуникационных проектов. Как определить, какиепроекты могут быть наиболее эффективно выполнены с привлечениемтелекоммуникаций?
Телекоммуникационные проекты оправданы педагогически втех случаях, когда в ходе их выполнения:
· предусматриваются множественные, систематические,разовые или длительные наблюдения за тем или иным природным, физическим, социальными пр. явлением, требующие сбора данных в разных регионах для решенияпоставленной проблемы;
· предусматривается сравнительное изучение,исследование того или иного явления, факта, события, происшедших или имеющихместо в различных местностях для выявления определенной тенденции или принятиярешения, разработки предложений;
· предусматривается сравнительное изучениеэффективности использования одного и того же или разных (альтернативных)способов решения одной проблемы, одной задачи для выявления наиболееэффективного, приемлемого для любых ситуаций, решения, т.е. для полученияданных об объективной эффективности предлагаемого способа решения проблемы;
· предлагается совместное творческое создание,какая-то разработка, чисто практическая (выведение нового сорта растения вразных климатических зонах) или творческая работа (создание журнала, газеты,пьесы, книги, музыкального произведения, предложений по совершенствованиюучебного курса, спортивных, культурных совместных мероприятий, народных праздникови т.д. и т.п.);
· предполагается провести увлекательныеприключенческие совместные игры, состязания.
Телекоммуникационные проекты любого вида могут бытьэффективны только в контексте общей концепции обучения и воспитания. Онипредполагают отход от авторитарных методов обучения, с одной стороны, но сдругой, предусматривают хорошо продуманное и концептуально обоснованноесочетание с многообразием методов, форм и средств обучения. Это всего лишькомпонент системы образования, а не сама система.
1.5. Проблемы, решаемые в ходе телекоммуникационныхтурниров.
Цель проведения компьютерной телекоммуникационнойвикторины (турнира) по какому — либо предмету — повысить уровень преподавания.Действительно:
· С помощью Интернет и благодаря использованиюсравнительного аспекта обучения стимулируется интерес к изучаемому предмету;
· Повышается активность и самостоятельность учащихсяпри подготовке вопросов, в работе с литературой, внеклассной работе;
· Развиваются навыки коллективной работы приобсуждении ответов на вопросы соперников;
· Совершенствуется письменная речь учащихся;
· Осуществляется объективный контроль знаний, качествоусвоения материала;
· Осуществляется объективная оценка выбраннойпедагогом тактики и стратегии работы с классами, методики обучения, выборапредметного содержания.
Необходимо подчеркнуть, что соревновательная сторонателекоммуникационных викторин имеет вторичное, вспомогательное значение, лишькак средство мотивации. Телекоммуникационные викторины — средство дляреализации педагогами — руководителями команд инновационных педагогическихтехнологий, основанных на:
· продуктивной (а не репродуктивной) деятельностиучащихся;
· педагогике сотрудничества;
· самостоятельной индивидуальной и групповой работеучащихся;
· интеграции учебных предметов;
· глобальном мышлении и видении мира.
2. Проблемы, видимые из нашего окна.
В нашей школе был проведено анкетированиеучителей-предметников с целью выявления и систематизации различных проблем,возникших в процессе участия в течение ряда лет в телекоммуникационных проектахВоронежского государственного педуниверситета (www.vspu.ac.ru) по информатике,математике, литературе и русскому языку, в телекоммуникационных викторинах побиологии Ярославского областного центра дистанционного обучения (www.edu.yar.ru),в дистационных обучающих олимпиадах по географии (doog@mail.ru), по информатике(dooi@mail.ru).
Анализ анкет позволяет сформулировать следующиепроблемы и возможные пути их разрешения:
2.1. Дети активно включаются всем классом в проект,всем он интересен, но при многочисленности команды возникают трудности в сборевсей команды для коллективного обсуждения тех или иных вопросов.
2.2. Длительные по времени проекты очень сложны вреализации в школе. Все учителя отмечают, что на первых этапах ребята оживленно,заинтересованно участвуют в проектах, на заключительных этапах (к концу второгомесяца) активность заметно падает.
2.3. Стимулом активизации деятельности учащихсяявляется оценка конкретного вклада каждого члена команды в общее дело, а значитнеобходимо строго учитывать оный.
2.4. Обязательна четкая координация деятельности навсех этапах телекоммуникационного турнира со стороны организаторов, как наместе — в школе, так и координаторов турнира. Графика проведения турнираследует придерживаться очень строго. Дело в том, что в настоящее время в нашейшколе компьютеры имеются только в кабинете информатики, выход в Интернет — только с одной машины, учителя-предметники практически не владеют компьютернойграмотностью. В случае нарушения графика турнира очень сложно планировать времяучителю информатики, которого никто не освобождает от ведения уроков.
2.5. Существует большой соблазн со стороны педагогаоказать действенную помощь своей команде, несмотря на то, что не раз в ходетелекоммуникационных проектов обсуждалась проблема так называемого кодексачести преподавателя — руководителя команды в телекоммуникационном турнире. Ядумаю, что эта проблема может быть сведена к минимуму путем проведения в ходетурнира методического семинара для учителей, как это сделано на турнире поинформатике ДООИ. Здесь учителя заняты решением своих многочисленных проблем:чтением и обсуждением лекций, оформлением своих методических материалов дляобмена опытом с коллегами. Активность учителя в ходе семинара приносит командедополнительные баллы, учителю — документ о повышении квалификации. Вторымвариантом решения этой проблемы является возрастное деление на группы команд — участников турнира, как это делается в телекоммуникационных проектахВоронежского педуниверситета.
2.6. С другой стороны без явной заинтересованностиучителя, по предмету которого проходит турнир, невозможно в полной мереуспешное выступление команды, поддержание ее в «рабочем режиме» напротяжении всего времени проведения турнира. Однажды мне, учителю информатики,пришлось фактически руководить командой десятиклассников, участвующей в турнирепо русскому языку и литературе (учитель-предметник не рассчитал свои силы ивозможности). Впечатления от этого руководства у меня такие же, как от«пирогов, испеченных сапожником и сапогов, которые стачал пирожник»,хотя дети своим участием в турнире остались довольны.
2.7. Для поддержания интереса детей к проектукоординаторам проектов необходимо динамично поэтапно подводить итоги, как эточетко делается, например, в Воронежских турнирах. В турнире по географии ДООГмы о своих набранных баллах узнали только в день завершения турнира. Итогипромежуточных этапов должны обязательно отражаться на специальном стенде,посвященном телекоммуникационным турнирам. Месторасположение данного стендаможет быть любым, но как показывает опыт, лучше его размещать в кабинетеинформатики.
2.8. Большинство учителей среднего возраста (о старшемвозрасте я не буду говорить) не приемлют никакие телекоммуникационные проекты,как оказалось, по нескольким причинам:
— консервативная привычка к стандартной схемеобучения: учитель — источник информации, ученик ее приемник;
— большая загруженность уроками из-за низкой оплатытруда: в среднем в нашей школе нагрузка на одного учителя составляет 25 часов внеделю (при научно обоснованной в 18), плюс большинство учителей вынужденыдавать частные уроки (в скобках замечу, что отсутствие свободного времениотмечалось в качестве причин отказа от участия в телекоммуникационных проектахи молодыми педагогами);
— в этом возрасте у людей, достигших определенногоуровня в своей профессиональной сфере (некоторые из них Заслуженные учителя,многие — учителя высшей и первой категорий, учителя — методисты) существует,так называемая, «боязнь неуспеха» (Ждет ли их успех в новом для нихделе? Неизвестно.).
2.9. В последнее время организаторы включают в турнирыобучающие этапы или тренировочные туры. Например, на турнире по информатикенаши дети знакомились с объектно-ориентированным программированием (ООП), натурнире по русскому языку и литературе — с орфоэпией, на турнире по математике- с делением многочленов. Все это прекрасно, но не всегда присылаемый материалориентирован на дистанционное обучение, доступен ребенку. Так, обучающийматериал по ООП с трудом читался даже учителем информатики.
2.10. Незнание многими учителями-предметникамикомпьютера и специфики работы с ним приводит к увеличению нагрузки на учителяинформатики. В нашей школе, например, всю сетевую работу координирует учительинформатики (с учебной нагрузкой в 26 уроков в неделю) на общественных началах,т.е. засчет своего энтузиазма. Назрела острая необходимость во введении в школеставки освобожденного от уроков заместителя директора по НИТ, как этопредполагается в проекте МИПКРО.
2.11.Телекоммуникационные проекты способствуютустановлению отношений сотрудничества между учителем информатики и учеником.Дети дома имеют вычислительную технику на несколько порядков превосходящую ту,что стоит в кабинетах информатики нашей школы. Это приводит к тому, что роль консультантав том или ином вопросе попеременно переходит от учителя к ученику и наоборот.Вот она новая парадигма образования в действии.
2.12. Очень важно, чтобы все этапы турнира служилицелям обучения, а то получается, что на поставленные вопросы дети отвечают,предложенные задачи решают, а вот узнать правильные ответы и верные решения немогут. В некоторых турнирах мы о правильности наших ответов и решений моглисудить только по набранным баллам. Образцовыми с этой стороны является, на нашвзгляд, викторины по биологии Ярославского областного центра дистанционногообучения. После ответов на вопросы очередного тура викторины наши ученики через1-1,5 недели получают правильные ответы с комментариями.
2.13. Очень большая и больная проблема — проблемаспама, который был, есть и будет. Я считаю, что за бездумное использованиепункта меню почтовой программы «Послать ответ автору сообщения» надострого наказывать. Наказывать так, например, как это было сделано в турниреДООГ: команде за данную оплошность начислялись штрафные баллы (в результатенекоторые команды, к сожаленью, к финишу пришли с отрицательным балансом). Ночто делать: спам раздражает и «бьет по карману».
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованыматериалы с сайта vio.fio.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.