Психология народов сложилась в 19 веке в Германии. У ееистоков стояли идеи Гегеля и психология Гербарта. Основателями психологиинародов считаются Морис Лацарус и Генрих Штейнталь. Центральная мысль ихпсихологии народов заключалась в том, что существует «сверхиндивидуальнаядуша», обладающая «сверхиндивидуальной целостностью» – народ (нация).
В дальнейшем идеи психологии народов получили развитие вовзглядах Вильгельма Вундта (1832-1920 гг.). Вундт противопоставилиндивидуальной психологии психологию народов (вслед за Лацарусом и Штейнталем).Физиологическая психология = индивидуальная, это экспериментальная дисциплина.Для исследования речи и мышления эксперимент непригоден. С этого «пункта»начинается психология народов. Мышление и речь и другие психологические явленияневозможно понять вне психологии народов.
Она должна схватывать общее в психологии больших масс. По В.Вундту объект психологии народов – то, что он называет «душой народа», поаналогии с душой отдельного индивидуума. Если смотреть на объект исследованияпсихологии как на совокупность всех внутренних переживаний индивидуума, то, чтопринято называть «душой», то объект психологии народов – общие образованияпредставлений, чувствования и стремления. Душа народа по Вундту не сводится ксовокупности действий отдельных индивидуумов: совместная жизнь многихиндивидуумов порождает новые, специфические законы, которые, хотя и непротиворечат законам индивидуального сознания, но и не сводятся к последним.
Основные области психологии народов – это язык, мифы иобычаи. Язык, миф, обычай – это не фрагменты народного духа, но самый этот духнарода в его относительно еще не затронутом индивидуальном виде, которыйобуславливает все остальные процессы.
Язык содержит общую форму живущих в духе народа представленийи законы их связи; мифы – содержание этих представлений; обычаи – возникшее изэтих представлений общее направление воли. Под словом «миф» понимается всепервобытное миросозерцание, под словом «обычай» — все зачатки правовогопорядка. Психология народов исследует эти три области и, что не менее важно, ихвзаимодействие: язык – это форма мифа; обычай выражает миф и развивает его.
Таким образом, методы психологии народов по В. Вундту – этоанализ продуктов культуры (языка, мифов, обычаев, искусства, быта). Причемпсихология народов пользуется исключительно описательными методами. Она непретендует на открытие законов. Психология, любая, в том числе и психологиянародов, – это не наука о законах, во всяком случае, не только о них. В еефокусе – проблема развития (важная для Вундта категория), в случае психологиинародов – развития «души народа».