Реферат по предмету "Педагогика"


Личностно-ориентированный подход в организации уроков по "Технологии" для 8 класса

Содержание
 
Введение
1.Определение личностно-ориентированногоподхода
2. Разработка уроков по «Технологии».
Личностно-ориентированный подход иего реализация
в процессе преподавания «Технологии»8 класса
Заключение
Список литературы
Приложения

Введение
 
Личностно-ориентированноенепрерывное образование предполагает постоянное удовлетворение образовательныхзапросов человека, создание условий проектирования и реализации индивидуальнойобразовательной программы, позволяющей выбрать и овладеть разнообразнымобразовательным уровнем.[2]
Цель данной работыпоказать на практике разработанных уроков по дисциплине «Технология» для 8-ыхклассов положительное влияние личностно-ориентированного подхода в обучении.
Задачи:
·         Дать определение личностно-ориентированномуподходу в обучении.
·         Составить плануроков по «Технологии» для 8-ых классов

1. Определениеличностно-ориентированного подхода.
Личностный подходявляется ведущим в организации учебно-воспитательного процесса, суть его в том,что в учебное заведение приходят не просто ученики, а ученики-личности со своиммиром чувств и переживаний. Это и следует в первую очередь учитывать педагогую,работающему в коррекционных классах, в своей работе.[3.4] Он должен знать ииспользовать такие приемы, в которых каждый ученик чувствует себя личностью,ощущает внимание учителя только к нему, он уважаем, никто не может егооскорбить. Все ученики защищены в своем классе и в своей школе. Толькоколлектив педагогов-единомышленников способен связать воедино личность,личностные качества, личностное развитие и саморазвитие ребенка. Именноличность школьника и личность педагога – главное мерило наличия и развитиягуманной воспитательной системы. [1.5]
Эффективностьиндивидуальной работы зависит от педагогического профессионализма и мастерствапедагога-воспитателя, его умения изучать личность и помнить при этом о том, чтоона всегда индивидуальна, с неповторимым сочетанием умственных, физических ипсихологических особенностей, присущих только конкретному человеку и отличающихего от других людей. Учитывая их, учитель, работающий в VII — VIII классах, определяет методы и формывоздействия на личность каждого ребенка.[8.9] Все это требует от педагога нетолько педагогических знаний, но и знаний по психологии, физиологии,гуманистической технологии воспитания на диагностической основе.[9]
Одним из важныхнаправлений решения названных задач являются разработки и внедрение новыхпедагогических технологий. Однако следует заметить, что технологический подходк образовательным процессам нельзя считать универсальным, он лишь дополняетнаучные направления в области педагогической науки. Любая технология в той илииной мере направлена на реализацию научных идей, теорий в практике, поэтомупедагогическая технология занимает промежуточное место между наукой ипрактикой.[7]
Педагогические технологиимогут различаться:
по источникувозникновения (на основе опыта или научной концепции), по целям и задачам(формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитиеиндивидуальности),
по возможностямпедагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты), пофункциям учителя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностическиефункции, функции управления конфликтными ситуациями), по тому, какую сторонупедагогического процесса обслуживает предложенная педагогическая технология, ит.д. [8]
Почему отданопредпочтение этой технологии обучения? Во-первых, личностно-ориентированныетехнологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучаемого,обеспечение комфортных, бесконфликтных условий ее развития, реализацию ееприродных способностей. Во-вторых, учащийся в рамках этой технологии не простосубъект приоритетный, он – цель образовательной системы, а не средстводостижения чего-либо отвлеченного.[1.2.3.4.]
В рамкахличностно-ориентированного обучения как самостоятельные технологии выделяютсяразноуровневое обучение, сотрудничество, коллективное взаимообучение, модульноеобучение.[5]
Технология разноуровнегообучения сводится, прежде всего, ко времени, необходимому ученику для усвоенияучебного материала. Изучены способности учеников в ситуации, когда время наизучение материала не ограничивалось, и были выделены следующие группыучащихся: малоспособные, которые не в состоянии достичь намеченного уровнязнаний и умений даже при больших затратах учебного времени; талантливые (около5%), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться все остальные;учащиеся, составляющие большинство (около 90%), чьи способности к усвоениюзнаний и умений зависят от затрат учебного времени. Установлено, что есликаждому ученику отводить необходимое ему время, соответствующее личнымспособностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное освоениебазисного ядра учебной программы.
Технология сотрудничества.В рамках этой технологии обучение проводится в малых группах. Организацииработы в малых группах, — общность цели и задач, индивидуальная ответственностьи равные возможности успеха.
Технология коллективноговзаимообучения. Название технологии имеет синонимы: организованный диалог,работа в парах сменного состава. При работе по этой технологии используют тривида пар: статистическую, динамическую и вариационную. Ход учебного занятия взависимости от возраста, содержания занятия, объема учебного материала ивремени, отведенного на его изучение, может быть организован по-разному.
Технология, требующаяотдельного внимания — Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили. Основнымисредствами педагогического процесса в концепции Ш.А.Амонашвили выступаютразносторонняя деятельность детей и общение, которые несут им повседневнуюрадость, предоставляют свободный выбор, возможность сотрудничества, творчества.[1]
Таким образом,личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация впедагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на системувзаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживатьпроцессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка,развития его неповторимой индивидуальности.

2. Разработка уроковпо «Технологии». Личностно-ориентированный подход и его реализация в процессепреподавания «Технологии» 8 класса.
 
Занятие №1.
Введение. Тема занятия:Классификация брюк.
В процессе изложенияматериала учитель спрашивает каждого из ребят, например — а твое мнение, Маша,как ты думаешь? Тем самым реализуется гуманно-личностная технологияШ.А.Амонашвили, где каждый ребенок выступает в роли отдельной личности снаборов собственных приоритетов и мнений.
После основной частьурока дается коллективное задание, дети разбиваются на две группы, и путемобсуждения начинают выполнять работу. В данном процессе реализуется технологияколлективного взаимообучения. Дети делятся друг с другом своими умозаключениямипо предложенному вопросу, отбрасывая ненужное, дополняя друг друга, приходят кобщему выводу. (по аналогии игры «Что, где, когда?). [Прил. 3]
Вывод: на вводном занятиибыли применены две технологии в рамках личностно-ориентированного обучения –это гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили, и технология коллективноговзаимообучения. Результат выразился в создании комфортной доверительнойатмосферы, которая способствовала продуктивному усвоению информации.
 
Занятие №2.
Снятие мерок для построениячертежа выкройки брюк. Тема занятия: Определение понятия мерки, правила снятиямерок с фигуры.
На втором занятии учительорганизует первое знакомство с практикой снятия мерок. После теоретическойчасти урока, педагог дает задание снятия мерок друг с друга, тем самымакцентируя внимание на работу в парах. [Прил.3] В данном случае используетсятехнология сотрудничества. Дети помогают друг другу, советуются внутри своейлокальной группы. Тем самым достигается более тесный межличностный контакт,который только стимулирует учебно-образовательный процесс.
Вывод: На втором занятии произошёлпервый переход к практике. На основе полученных знаний каждый ученик, работая всвоей локальной группе, имеет возможность самостоятельно снять мерки. Плюсыприменения данной технологии выражаются в значительной экономии учебноговремени, а так же позволяет осуществить индивидуальное получение рабочихнавыков каждым ребенком.
 
Занятие№3.
Построение переднейполовинки брюк. Тема: Выбор прибавок в соответствии с силуэтом.
На третьем занятиипродолжается плавный переход от теории к практике. Урок делится на две части.   Теоретическаячасть урока содержит сведения о правилах построения передней половинки брюк,расчет прибавок в соответствии с силуэтом. Практическая часть работыпроизводится посредством применения технологии разноуровнего обучения, потомукак каждому дается индивидуальное задания по построению основы брюк в масштабе1:4. Резонность данной технологии обусловлена как разным уровнем успеваемости вклассе, так и необходимости индивидуального контроля. На работу отводится20минут, ребенок сам должен распределить данное время по предложенномуалгоритму выполнения работы [Прил. 3]. Перед началом работы учитель знакомитдетей с техникой безопасности. [Прил.2]
Вывод: уровень подготовкикласса дал возможность для выполнения пробной самостоятельной работы, в ходекоторой ученики пробуют применять полученные знания. Применяемая, в данномслучае, технология разноуровнего обучения, способствовало закреплениюполученных теоретических знаний посредством выполнения индивидуальногопрактического задания.
 
Занятие №4.
Построение заднейполовинки брюк. (продолжение).
Тема: Конструированиебрюк в масштабе 1:4
Продолжение предыдущегоурока. Применение вышеизложенной схемы урока с применением аналогичнойтехнологии. Обязательно следует напомнить о технике безопасности [Прил.2]
По завершению работдемонстрируются готовые работы детей. Каждый ребенок должен не толькорассказать о своей модели, а так же принять участие в оценке работ сверстников.Применение гуманно-личностной технологии Ш.А. Амонашвили.
Вывод: до конца проделанапробная практическая работа, при которой ученики попытались применить правилаконструирования брюк. В первой части урока так же применялась технологияразноуровнего обучения. (см.выше). в конце занятия применялась технология Ш.А. Амонашвили,когда каждый школьник имел возможность лично продемонстрировать свою работу, атак же высказать свое мнение по поводу работ своих одноклассников. Тем самымстимулируется процесс создания и определения авторитетности личных мнений, атак же развивается умение демонстрации собственного труда.
 
Занятие № 5.
 Практическая работа поконструированию брюк.
Тема: Снятие мерок друг сдруга. Построение брюк по своим меркам.
Настало время длясерьезной практической работы по построению настоящих брюк по собственныммеркам. Цель работы — на основе полученных знаний, самостоятельно построить модельбрюк. [Прил. 3]
Для этого необходимоснять мерки со своего соседа и на их основе, выбрав фасон и тип ткани, иприступить к построению брюк. Здесь применимы несколько технологийличностно-ориентированного обучения. Такие как технология сотрудничества иразноуровневая технология обучения. Первая связанна, прежде всего, снеобходимостью работы в статической паре. Данная форма работы снижаетэмоциональное напряжение перед серьезной практической работой, потому какприветствуется взаимообучение. Применение разноуровневой технологии обязательнов контексте самостоятельной работы.
Вывод: на пятом занятии произошёлполный переход от теории к практике, где усвоенные знания закрепляются в ужесерьезной самостоятельной работе. В результате применения вышеупомянутыхтехнологий открывается возможность для личного творчества учеников,взаимообучения и стимулирования ответственности.
 
Занятие № 6.
Моделирование. Тема:понятие «моделирование».
На основе брюк показатьмоделирование различных моделей брюк (прямые, узкие, расклешенные).
На данном этапе обучениявозможны вставки сообщений подготовленных учениками в теоретическую частьурока.
[Прил. 1] По средством,применения гуманно-личностной технологии Ш.А. Амонашвили достигается полнаяинтеграция инициативности учеников с образовательным процессом. Таким образом,вводная часть урока, которую изначально вёл педагог, по праву передана детям,конечно под чутким руководством учителя.
Вторая часть урокасодержит практическое задание. Для выполнения которого необходимо применениетехнологии коллективного обучения. Это еще раз сплачивает коллектив истимулирует высокую производительность труда. [Прил.3]
Вывод: Благодаряприменения технологии Амонашвили, дети сами узнали о понятии «Моделирование», оего возможностях и свойствах. Таким образом, произошла самостоятельнаятеоретическая подготовка (дети сами давали теоретический материал) к итоговойсамостоятельной работе. В практической части применение технологииколлективного обучения обеспечило единение класса в принятии общего решения.
 
Занятие № 7
 
Практическая работа помоделированию брюк. Тема: Закрепление умения моделирования разных брюксамостоятельно.
На заключительном урокеучитель дает возможность реализации творческого подхода ученикам. Во избежаниедизорганизации не рекомендуется применять коллективное взаимообучение вдинамических парах. Целесообразнее применение технологии сотрудничества всочетании с разноуровневой технологией обучения.
В заключении можноприменить технологию Амонашвили, тем самым попросить учеников самим подвестиитоги занятия, дав определение термину Моделирование.
Вывод: на заключительномзанятии были подведены итоги предыдущих занятий, сделано практическое задание,которое и определило уровень полученных знаний. Благодаря применениювышеизложенных технологий личностно-ориентированного обучения, дети научилисьзащищать и оценивать свои работы.

Заключение
Стратегия инновационногообучения предполагает осознанное системное управление учебно-воспитательнымпроцессом в школе.
Во-первых, одним изкомпонентов этой системы управления выступает сама личность учителя. Изменяетсяего позиция по отношению к ученику, к себе самому. Учитель – не только носительпредметных знаний, но и помощник в становлении и развитии личности ученика,уважающий эту личность независимо от меры его приобщенности к знаниям, от егознания или незнания. Изменяется характер воздействия на ученика. Меняется ипозиция ученика, для которого главное – не полученная оценка, а активное взаимодействиес учителем и другими учениками с целью получения знаний.
Во-вторых, изменениефункций и строения знаний, которые осваиваются в школе, и способов организациипроцесса их усвоения. Знание в наше время дает возможность человеку занятьместо в современной культуре и цивилизации, только если оно представлено в духесовременного информатизированного общества – как системное, междисциплинарное,обобщенное. Процессом его усвоения не может быть рутинное заучивание,репродукция. Усвоение знаний организуется в многочисленных формахпоисково-мыслительной деятельности как продуктивный творческий процесс.

Список литературы
 
1.  Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманнаяоснова педагогического процесса. — Минск, 1990.
2.  Божович Л. И. Личность и ееформирование в детском возрасте. М., 1968.
3.  Дьяченко В. К. Сотрудничество вобучении. — М., 1990.
4.  Новые ценности образования: тезаурусдля учителей и школьных психологов. — М., 1995.
5.  Психологические критерии качествазнаний школьников (под рук. И.С.Якиманской). — М., 1990.
6.  Реан А. А. Психодиагностика личностив педагогическом процессе. — СПб., 1996.
7.  Сериков В. В. Личностный подход вобразовании. — Волгоград, 1994.
8.  Селевко Г. К. Современныеобразовательные технологии. – журнал Педагогика, №3 2000.
9.  Якиманская И. С.Личностно-ориентированное обучение в современной школе. — М., 1996; изд. 2-е.2000

Приложение № 1.
 
Примерный алгоритм создания самостоятельного теоретическогосообщения.
·    определить тему искомого сообщения
·    собрать информацию по данной теме
·    выделить наиболее значимые факты
·    составить план рассказа
·    сделать выводы
Приложение № 2.
 
Инструкция по технике безопасности при выполнении ручныхработ:
 
На рабочем месте должен сохраняться порядок:
·          иглы, булавки – вигольнице,
·          ножницы подаватькольцами вперед,
·          работы с клеемпроизводить на клеенке,
·          клей после работызакрывать,
·          обрезки бумаги,ткани после выполненных операций убрать в
·          специальноотведенное место.
·          Рабочее местодолжно остаться ЧИСТЫМ!!!
 
Приложение №3.
 
Инструкция по выполнению группового задания
·          Прочитатьвнимательно задание, обсудить в бригаде, в паре.
·          Выполнить эскизизделия
·          Выполнитьмоделирование юбки одним из выбранных способов (по заданию).
·          Подобрать ткань сучетом назначения изделия ( по заданию).
·          сделать описаниеизделия (письменно).
·          Уборка рабочегоместа.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Основы организации государственной власти и местного самоуправления
Реферат Транспортная экспедиция. Договор транспортной экспедиции
Реферат Catcher In The Rye Symbolism Essay Research
Реферат Природно-рекреационные ресурсы Уссурийского городского округа
Реферат Особливості побудови тренувального процесу лижників-гонщиків до гонок з дуатлону
Реферат Дискретизация сигнала
Реферат Механизмы компенсации экологического ущерба
Реферат Предмет трудового права
Реферат Флора и фауна Украины
Реферат Аналіз кредитних операцій філії "Відділення Промінвестбанку в м. Донецьк" та організаційно-економічний механізм їх поліпшення
Реферат Особенности собственных наименований продовольственных товаров в л
Реферат Hate Speech And The First Amendment Essay
Реферат Гоголь и православие
Реферат Економіко-географічна характеристика Ірану
Реферат Многослойная и комбинированная упаковка