Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Психоаналитическое исследование Э.Фромма в работе "Бегство от свободы"

Оглавление

1Исторический обзор психоаналитической философии                     3
  1.1 Зигмунд Фрейд, психоанализ и фрейдизм                           3
  1.2 Фрейдо-марксизм                                                 6
  1.3 Неофрейдизм и его основные представители                        7
    1.3.1 Альфред Адлер                                               9
    1.3.2 Карл Густав Юнг                                            10
    1.3.3 Карен Хорни                                                11
    1.3.4 Эрих Фромм                                                 12
2Проблема свободы человека в работе Фромма «Бегство от свободы»     13
  2.1 Введение в проблематику работы                                 13
  2.2 Двойственность свободы                                         13
  2.3 Психологизм проблемы свободы                                   14
  2.4 Свобода в эпоху Реформации                                     15
  2.5 Современные аспекты свободы                                    17
  2.6 Механизмы бегства от свободы                                   18
  2.7 Психология нацизма                                             21
  2.8 Свобода в условиях демократии                                  22
  2.9 Теоретические основы психоанализа Фромма                       26
Цитируемаялитература                                                29


1Исторический обзор психоаналитической философии

1.1Зигмунд Фрейд, психоанализ и фрейдизм

ФРЕЙДЗИГМУНД (1856--1939) — австралийский психолог и невролог, основательпсихоанализа. К концептуальному ядру теории Фрейда относятся концепция психоневрозаи учение о психическом аппарате, базирующиеся на идее бессознательного. Бессознательное(«Оно») представляет собой ту часть психики, где сосредоточеныинстинктивные импульсы (желания) и вытесненные из сознания идеи. От сознаниябессознательное отгорожено областью предсознательного (разумное «Я»человека, память, мышление). Оно осуществляет цензуру желаний бессознательногои представляющих их идей, сообразуясь с реальностью внешнего мира,сопротивляется их попыткам проникнуть в сознание. А неразряженные желания,сохраняющие активность, находят окольные пути проникновения в сознание. К числутаких путей относятся сновидения, обмолвки, юмор, а также явления психическойпатологии. Другим краеугольным камнем теории Фрейда явилось учение о либидо идетской сексуальности. С точки зрения учения о либидо процесс психическогоразвития человека есть в своей сущности биологически детерминированный процесс превращенийего сексуального инстинкта. Учение Фрейда, не будучи строго философским, имеетзначительный мировоззренческий потенциал. Он связан прежде всего со специфическимосмыслением человека и культуры. В основе его лежало убеждение Фрейда в антагонизмеприродного начала в человеке, сексуальных и агрессивных импульсов бессознательного,с одной стороны, и, с другой стороны, культуры. Причиной этого антагонизма навнутрипсихическом уровне является культура с ее идеалами, нормами,требованиями. Культура, по Фрейду, основана на отказе от удовлетворения желанийбессознательного и существует за счет сублимированной энергии либидо.
Следствиемтакого понимания культуры стала романтическая критика ее. Фрейд приходит кзаключению, что прогресс культуры ведет к уменьшению человеческого счастья иусилению чувства вины из-за растущих ограничений для реализации природныхжеланий.
Приобъяснении происхождения и сущности инстинктов культуры Фрейд исходил изубежденности в подобии индивидуальных и коллективных психологических закономерностей,а также в одинаковости механизмов формирования нормальных и патологическихявлений психики. Это позволило ему, усмотрев сходство между симптомами неврозанавязчивости и религиозными обрядами, объявить религию «коллективнымневрозом», а наличие в психике человека типических форм реагирования(Эдипов комплекс) и коллективных символов указывает, по мнению Фрейда, нареальные события в истории человечества, памятью о которых выступают данныепсихические феномены.
Сэтих же позиций Фрейд подступается к проблеме лидерства. Он считает, что связьлюдей в группе имеет либидную основу. Эта либидная связь есть идентификацияиндивидов с лидером, который становится внутрипсихическим идеалом для каждого.Усваивая это идеал, человек отказывается от части собственного «Я»(идеал «Я») и объясняется с другими через общий всем групповой идеал-- вождя.
Психологическиеи социологические взгляды Фрейда оказали значительное влияние на искусство,социологию, этнографию, психологию и психиатрию первой половины ХХ в [1, с.345-346].

ФРЕЙДИЗМ-- в расширительном понимании подразумевается классический (ортодоксальный)психоанализ, в отличие от неофрейдизма, аналитической психологии Юнга ииндивидуальной психологии Адлера. В более строгом и точном смысле данный терминобозначает учение З. Фрейда в том виде, в каком оно было создано им в период с1900 по 1938 гг. Фрейдизм, таким образом, выступает в качестве теоретическойосновы психоанализа как психотерапевтического метода, а также в качестветеоретического источника современных психоаналитических концепций.Представители классического психоанализа и поныне сохраняют приверженностьосновным положениям фрейдизма, в отличие от представителей неофрейдизма,частично отбросивших, частично переосмысливших многие из них [1, с. 346].

ПСИХОАНАЛИЗ-- 1) в узком смысле слова — психотерапевтический метод, разработанный З.Фрейдом в конце 90-х гг. XIX столетия для лечения психоневрозов. Психоанализкак метод терапии состоит в выявлении, затем доведении до сознания ипереживания бессознательных травмирующих идей, впечатлений, психических комплексов.2) В широком смысле слова психоанализом называют различные школы динамическойпсихотерапии. Причем речь может идти не только о теоретических платформах этихшкол, но и об институционализированном движении, которое осуществляется на ихбазе. Психоанализ как движение ведет свое начало с кружка сторонников З.Фрейда, объединившихся вокруг него в 1902 г. и основавших в 1908 г. Венское психоаналитическоеобщество. Современные преемники и подражатели этого движения относятся к такназываемому «классическому», или «ортодоксальному»психоанализу — наиболее многочисленному, мощному и влиятельному направлению его.
Втеоретическом плане классический психоанализ представляет собой фрейдизм, внекоторых вопросах уточненный и реформированный в 30--50-е гг. А. Фрейдом, Х.Хартманном, Д. Рапапортом и др. Изменения, внесенные ими, касались главнымобразом функций «Я». Их исследования привели к разработке новоготеоретического аспекта, получившего наименование «эго-психологии». Вотличие от Фрейда, главное внимание уделявшего бессознательным механизмам«ОНО», в современном классическом психоанализе большое значение придаютпредсознательным механизмам «Я», направленным на адаптацию ксоциальной среде. Весьма примечательной является также попытка формализованногоизложения психоанализа Д. Рапапортом, стремившимся при этом также перевестипонятия психоанализа в термины поведения, которыми пользовалась в 40--50-е гг.бихэвиористски ориентированная экспериментальная психология — основнойсоперник психоанализа. Д. Рапапорт старался приблизить психоанализ к канонамнаучности, которые диктовались пост-позитивистской философией науки.
Другиенаправления (школы) психоанализа, значительно менее институционализированные ивлиятельные, были основаны отделившимися от Фрейда учениками — А. Адлером, О.Ранком, а также К.-Г. Юнгом, который лишь на короткое время сблизился с ним и сВенским обществом.
Возникшийв 30--40-е гг. неофрейдизм в медицине и патопсихологии укоренилсянезначительно, однако оказал большое влияние благодаря популярности философскихи социально-психологических работ Э. Фромма, теоретического лидера этогонаправления [1, с. 252-253].

КонцепцииЗигмунда Фрейда и его последователей, касающиеся проблем поведения человека,культуры и развития общества, относятся к так называемой социобиологии,заявившей о себе почти полным игнорированием социальных факторов функционированияи развития общества. Игнорируется, прежде всего, роль социальных связей иотношений в поведении и деятельности людей. Каждый индивид рассматривается сампо себе; движущие силы его поведения усматриваются в его биологических потребностяхи инстинктах.
Особоезначение Фрейд придает психосексуальному развитию человека, влиянию егоинстинктивной сексуально-биологической энергии (либидо) на «жизнь егочувств» [4, с. 102] и поведение. Сексуальное самопознание ребенкаозначает, по Фрейду, «первый шаг к его самостоятельной ориентировке вмире» [4, с. 167]. В дальнейшем поведение ребенка, а затем юноши ивзрослого человека во многом определяется его сексуальной энергией. Более того,сексуально- биологическая энергия объявляется основой развития человеческойкультуры.
Вработе «Три очерка по теории сексуальности» Фрейд пишет, что энергиясексуальных побуждений, будучи достаточно сильной, находит «выход иприменение в других областях». Получается «значительное повышениепсихической работоспособности» [5, с. 196], что оказывает влияние на всевиды деятельности людей, развивает в них творческие начала. Эта идеяразвивается во многих работах Фрейда.
Вдальнейшем Фрейд расширил область исследования психобиологических инстинктов.Наряду с инстинктами жизни и самосохранения, половыми инстинктами он выделяетинстинкты разрушения, агрессии и смерти. Борьба этих инстинктов проявляется, поФрейду, в поведении человека и его деятельности — производственной иполитической, творчески созидательной и деструктивно-разрушительной. В конечномсчете борьба инстинктов жизни и смерти, Эроса и Танатоса, определяет, поФрейду, ход развития человека, общества и его культуры.
Подкультурой Фрейд понимал совокупность социальных свойств людей, их знания иумения к различным видам деятельности, нормы поведения, совокупность материальныхи духовных ценностей, политических и государственно-правовых институтов и т.д.Он говорил о репрессивной функции культуры, которая заключалась, по его мнению,в том, что социальные нормы и ценности, моральные и политические установкиповедения людей подавляют их естественные инстинкты и влечения и в этом смыслелишают их свободы, возможности наслаждения и счастья. В своей работе «Неудовлетворенностькультурой» Фрейд приходит к выводу, что «большую долю вины за наши несчастьянесет так называемая культура» [6, с. 277]. По его мнению, люди были быгораздо счастливее, если бы отказались от современной культуры и цивилизации[2, с. 353-354].

Свопросами биологического и социального, сущности и существования тесно связанаи проблема бессознательного и сознательного в философской антропологии,отражающая важную сторону существования человека.
Длительноевремя в философии доминировал принцип антропологического рационализма, человек,его мотивы поведения и само бытие рассматривались только как проявлениесознательной жизни. Этот взгляд нашел свое яркое воплощение в знаменитомкартезианском тезисе «cogito ergo sum» («мыслю, следовательно,существую»). Человек в этом плане выступал как «человекразумный». Но, начиная с Нового времени, в философской антропологии всебольшее место занимает проблема бессознательного. Лейбниц, Кант,Кьеркегор,  Гартман, Шопенгауэр, Ницше сразных сторон и позиций начинают анализировать роль и значение психическихпроцессов, не осознающихся человеком.
Ноопределяющее влияние на разработку этой проблемы сделал З. Фрейд, открывшийцелое направление в философской антропологии и утвердивший бессознательное какважнейший фактор человеческого измерения и существования. Он представилбессознательное как могущественную силу, которая противостоит сознанию.Согласно его концепции, психика человека состоит из трех пластов. Самый нижнийи самый мощный слой — «Оно» (Id) находится за пределами сознания. Посвоему объему он сравним с подводной частью айсберга. В нем сосредоточеныразличные биологические влечения и страсти, прежде всего сексуальногохарактера, и вытесненные из сознания идеи. Затем следует сравнительно небольшойслой сознательного — это «Я» (Ego) человека. Верхний пластчеловеческого духа — «Сверх-Я» (Super Ego) — это идеалы и нормыобщества, сфера долженствования и моральная цензура. По Фрейду, личность,человеческое «Я» вынуждено постоянно терзаться и разрываться междуСциллой и Харбидой — неосознанными осуждаемыми «Оно» и нравственно-культурнойцензурой «Сверх-Я». Таким образом, оказывается, что собственное«Я» — сознание человека не является «хозяином в собственномдоме». Именно сфера «Оно», всецело подчиненная принципуудовольствия и наслаждения, оказывает, по Фрейду, решающее влияние на мысли,чувства и поступки человека. Человек — это прежде всего существо, управляемоеи движимое сексуальными устремлениями и сексуальной энергией (либидо).
Драматизмчеловеческого существования усиливается у Фрейда тем, что среди бессознательныхвлечений имеется и врожденная склонность к разрушению и агрессии, котораянаходит свое предельное выражение в «инстинкте смерти», противостоящем«инстинкту жизни». Внутренний мир человека оказался, следовательно,еще и ареной борьбы между двумя этими влечениями. В конце концов, Эрос иТанатос рассматриваются им как две наиболее могущественные силы, определяющиеповедение человека.
Такимобразом, фрейдовский человек оказался сотканным из целого ряда противоречиймежду биологическими влечениями и сознательными социальными нормами,сознательным и бессознательным, инстинктом жизни и инстинктом смерти. Но витоге биологическое бессознательное начало оказывается у него определяющим.Человек, по Фрейду, — это прежде всего эротическое существо, управляемоебессознательными инстинктами [2, с. 532-534].

Иррационалистическиетенденции «философии жизни» продолжает и углубляет психоаналитическаяфилософия. Эмпирической базой психоаналитической философии являетсяпсихоанализ. Он возник в рамках психиатрии как своеобразный подход к лечениюневрозов методом катарсиса или самоочищения. Постепенно из медицинской методикион вырос до уровня философского течения, стремящегося объяснить личностные,культурные и социальные явления.
Основоположникпсихоанализа австрийский врач — психопатолог и психиатр Зигмунд Фрейд(1856--1939). Основные идеи психоанализа изложены в его работах: «По тусторону принципа удовольствия» (1920 г.), «Массовая психология и анализчеловеческого „Я“» (1921 г.), "«Я» и«Оно»" (1923 г.)и др. Классическая психология до Фрейда изучала явления сознания, как онипроявлялись у здорового человека. Фрейд, как психопатолог, исследуя характер ипричины неврозов, натолкнулся на ту область человеческой психики, котораяраньше никак не изучалась, но которая имела большое значение дляжизнедеятельности человека — бессознательное.
Открытиебессознательного, исследование его структуры, влияния на индивидуальную иобщественную жизнь было главной заслугой З. Фрейда. Бессознательны, по Фрейду,многие наши желания и побуждения. Довольно часто прорывается бессознательноенаружу в гипнотических состояниях, сновидениях, в каких-либо фактах нашегоповедения: оговорках, описках, неправильных движениях и т.д. Согласно Фрейду,психика человека представляет собой взаимодействие трех уровней: бессознательного,подсознательного и сознательного. Бессознательное он считал центральнымкомпонентом, соответствующим сути человеческой психики, а сознательное — лишьособой интуицией, надстраивающейся над бессознательным. Созданная Фрейдоммодель личности предстает как комбинация трех элементов. «Оно» — глубинный слой подсознательного влечения — психическая самость, основадеятельности индивидов, «Я» — сфера сознательного, посредник между«Оно» и «внешним миром», в том числе, природными исоциальными институтами. «Сверх-Я» (super-ego) — внутриличностнаясовесть, которая возникает как посредник между «Оно» и «Я»в силу постоянно возникающего конфликта между ними. «Сверх-Я»является как бы высшим существом в человеке. Это внутренне усвоенныеинтериоризированные индивидом социально значимые нормы и заповеди, социальныезапреты власти родителей и авторитетов.
Глубинныйслой человеческой психики, по мысли Фрейда, функционирует на основе природныхинстинктов, «первичных влечений», с целью получения наибольшего удовольствия.В качестве основы первичных влечений Фрейд сначала рассматривал чистосексуальные влечения. Позднее он заменяет их более общим понятием «либидо»,которое охватывает уже всю сферу человеческой любви, включая родительскуюлюбовь, дружбу и даже любовь к Родине. В конечном счете он выдвигает гипотезу,что деятельность человека обусловлена наличием как биологических, так и социальныхвлечений, где главную роль играют так называемые «инстинкт жизни» — эрос и «инстинкт смерти» — танатос.
Посколькув удовлетворении своих страстей индивид сталкивается с внешней реальностью,которая противостоит в виде «Оно», в нем выделяется «Я»,стремящееся обуздать бессознательные влечения и направить их в русло социальноодобренного поведения при помощи «сверх-Я». Фрейд не абсолютизировалсилу бессознательного. Он считал, что человек может овладеть своими инстинктамии страстями и сознательно управлять ими в реальной жизни. Задача психоанализа,по его мнению, состоит в том, чтобы бессознательный материал человеческой психикиперевести в область сознания и подчинить своим целям.
Фрейдсчитал, что психоанализ может быть использован и для объяснения и регулированияобщественных процессов. Человек не существует изолированно от других людей, вего психической жизни всегда присутствует «Другой», с которым онвступает в контакт. Механизмы психического взаимодействия между различными инстанциямив личности находят свой аналог в культурных процессах общества. Люди,подчеркивал он, постоянно находятся в состоянии страха и беспокойства от достиженийцивилизации, поскольку таковые могут быть использованы против человека. Чувствостраха и беспокойства усиливается от того, что социальные инструменты,регулирующие отношение между людьми в семье, обществе и государстве, противостоятим как чуждые и непонятные силы. Однако, при объяснении этих явлений Фрейдконцентрирует внимание не на социальной организации общества, а на природнойсклонности человека к агрессии и разрушению. Развитие культуры — это выработаннаячеловечеством форма обуздания человеческой агрессивности и деструктивности. Нов тех случаях, когда культуре это удается сделать, агрессия вытесняется в сферубессознательного и становится внутренней пружиной человеческого действия.Противоречия между культурой и внутренними устремлениями человека ведут к неврозам.Поскольку культура является достоянием не одного человека, а всей массы людей,то возникает проблема коллективного невроза. В этой связи Фрейд ставил вопрос отом, не являются ли многие культуры, или даже культурные эпохи «невротическими»,не становится ли все человечество под влиянием культурных устремлений«невротическим» [3, с. 220-221]?

1.2 Фрейдомарксизм

Своеобразноеразвитие получило учение Фрейда в таком направлении социальной философии, какфрейдо-марксизм. Оно представляет собой эклектическое, то есть лишенноевнутреннего единства, соединение учений Фрейда и Маркса. Наиболее виднымипредставителями фрейдо-марксизма являются Вильгельм Райх (1897--1957) и ГербертМаркузе (1898--1979). Они наряду с другими фрейдо-марксистами объявляют борьбубессознательных инстинктов (к жизни и смерти, наслаждению и разрушению)основным фактором, определяющим поведение человека, межличностные отношения иразвитие общества.
Особуюроль отводят они сексуальным влечениям и половым отношениям. Сексуальнаяэнергия рассматривается как важнейшая движущая сила человеческой деятельности,источник творческого вдохновения, «эмоциональной уверенности» и«психической устойчивости». Разумеется, это имеет место в техслучаях, когда сексуальная энергия имеет свободный выход, не подавляется темиили иными условиями, главным образом социальными. Сексуально неудовлетворенныйиндивид «субъективно вступает в глубокое противоречие с обществом»,отчуждается от него, «ввергается в состояние одиночества и изоляции»[7, с. 139, 140].
Такойподход эклектически соединяется с марксистским учением о социальной природечеловека, роли общественных отношений и социальных институтов в его развитии иповедении. Развитие общества объясняется, в частности, процессом «превращенияэнергии влечений в общественно полезную энергию труда». Политическиеотношения, по мнению фрейдо-марксистов, также формируются под влиянием сексуальнойэнергии людей. Утверждается, например, что господство одного человека наддругим, в том числе политическое, обусловлено склонностью людей к мазохизму исадизму. Мазохизм проявляется «в доставляющем наслаждение подчиненииразного рода авторитетам», а садизм — в стремлении превратить человека в«беспомощный объект собственной воли, стать его тираном, его богом,обращаться с ним так, как заблагорассудится» [7, с. 143]. Говорится такжео решающем воздействии сексуальности на развитие морали и искусства.
Указываяна некоторые положительные свойства культуры, прежде всего искусства,фрейдо-марксисты в то же время подчеркивают ее репрессивное воздействие нажизненные потребности и влечения людей. В своей работе «Эрос ицивилизация: философское исследование о Фрейде» Г. Маркузе развивает идеио виновности культуры за страдания людей, подавление их стремлений к счастьюкак к наслаждению жизнью. Он истолковывает исторический процесс как«постоянно возобновляющуюся борьбу между репрессивной цивилизацией истремлением человека к наслаждению» [8, с. 78]. В этом заключаетсяосновная репрессия цивилизации, направленная на подавление первичныхбиологических инстинктов.
Маркузеговорит также о дополнительной репрессии по отношению к человеку со сторонысоциально-политических и государственно-правовых институтов и учреждений,закрепляющих человека «в качестве инструмента отчужденного труда» [8,с. 79].
Г.Маркузе, В. Райх и другие фрейдо-марксисты ставят вопрос о преодоленииотчуждения человека от общества, ссылаясь при этом на известные положенияМаркса о необходимости преобразования общественных отношений. Однако основурешения этого вопроса они усматривают опять-таки в сфере сексуальности. Так,Маркузе считает, что преодоление отчуждения труда может быть достигнуто путемпревращения сексуальной энергии в энергию труда как игры творческих силчеловека. Эти же идеи В. Райх развивает в своей концепции «сексуальнойэкономии»: «Жить секс-экономически — это значит свободноудовлетворять свои влечения, избегая запретов, социальных табу» [8, с.120].
Г.Маркузе выдвинул идею «третьего пути» развития общества (некапиталистическогои несоциалистического), могущего привести к созданию «нерепрессивной цивилизации»,при которой деятельность и поведение людей будут управляться «жизненнойэнергией любви». Сами потребности и влечения людей, как глубинные истокиих социальной активности, претерпят социальные изменения, станут более благородными.В этом плане Маркузе говорит о революции потребностей и влечений, в результатекоторой появится новая культура, основанная полностью на принципах гуманизма,служащая благу и наслаждению человека. Ее он называет контркультурой, то естьоткрыто противостоящей современной, по его мнению, антигуманной культуре иисключающей какое-либо приспособление к ней [2, с. 355-357].

1.3 Неофрейдизм и его основные представители

НЕОФРЕЙДИЗМ-- направление в психологии, психиатрии, социологии и философии, получившеераспространение преимущественно в США. Основными представителями неофрейдизмаявляются Г. Салливан, К. Хорни и Э. Фромм. К неофрейдистам нередко такжеотносят А. Кардинера, Ф. Александера и некоторых других представителейпсихоанализа. В то же время всех их объединяет приверженность определеннымидеям и установкам фрейдизма (прежде всего психологизм в подходе к общественнымявлениям), а также стремление переосмыслить учение Фрейда в направлении егобольшей социологизации.
Вэтом отношении почва для неофрейдизма была подготовлена первыми «раскольниками»внутри психоанализа — А. Адлером, О. Ранком, В. Райхом, К. Юнгом. Все они, заисключением В. Райха, отвергли фрейдовский биологизм, сексуальный детерминизм иинстинктивизм, придавали меньшее значение бессознательному.
Значительноевлияние на формирование неофрейдизма оказали этнопсихологические изысканияэтнографов Р. Бенедикт, К. Дюбуа, Б. Малиновского, Р. Линтона, М. Мид, Э.Сапира, И. Халлоуэла. Так, Б. Малиновский пришел к выводу о том, что Эдиповкомплекс отнюдь не универсален в том виде, как его описал Фрейд, а Р. Бенедикти М. Мид продемонстрировали пластичность человеческой природы, считавшейся уФрейда неизменной, и строгую зависимость особенностей психики от особенностейкультуры. Специфические приемы воспитания порождают у всех представителейданной этно-культурной общности типичные черты характера, которые А. Кардинерназвал «базовой личностью». Концепция базовой личности давалавозможность не только перейти от культуры к индивиду, но и позволяла вывестипервую из последнего, рассмотрев культуру в качестве проекции вовне базовойличности.
К.Хорни после эмиграции в США в 1932 г. обнаружила, что подоплека невротических конфликтов упациентов в Новом свете существенно отличалась от таковой у пациентов вГермании и Австрии. Осмысление этих фактов привело Хорни к отказу отфрейдистской теории инстинктов и к признанию социо-культурной обусловленностипсихопатологии. Помимо чрезмерной биологической ориентации к числу глубочайшихметодологических ошибок Фрейда Хорни отнесла склонность к дуалистическому и механико-эволюционистскомумышлению.
Однаконеофрейдисты остались приверженными идее бессознательной эмоциональноймотивации человеческой деятельности. Сохранив ядро психоаналитического метода,неофрейдисты подвергают его переинтерпретации с позиций «культурного»подхода. Всякая психопатология относительна и специфична для данной культуры.Каждый невроз вызывается внутренними конфликтами, в основе которых лежат связанныес социальным окружением индивида мотивы и побуждения, хотя существует и общийнеспецифический фактор, создающий для него предпосылку — это возникающее вдетстве чувство страха, беспомощности перед враждебным миром, («базоваятревожность»), которое может быть смягчено или усугублено воспитанием. Впоследнем варианте у индивида развивается множество различных реакций,выражающих невротическую направленность его характера. Неофрейдисты описалинесколько разновидностей невротического характера и проанализировали вызывающиеих конфликты, типичные для образа жизни людей в ХХ веке.
ИдеиФрейда получили широкое развитие в трудах его последователей. Так, один из егоближайших учеников Альфред Адлер (1870--1937) перенес акцент с сексуально-бессознательногона бессознательное стремление к власти как основное побуждение людей,проявляющееся в их поведении в рамках семьи, межличностных отношений ивзаимоотношений социальных групп [1, с. 208-209].

А.Адлер подверг критике учение Фрейда, преувеличивающего биологическую иэротическую детерминацию человека. По Адлеру человек — не толькобиологическое, но и социальное существо, жизнедеятельность которого связана ссознательными интересами, поэтому «бессознательное не противоречитсознанию» [10, с. 215], как это имеет место у Фрейда. Таким образом, Адлерв определенной степени уже — социологизирует бессознательное и пытается снятьпротиворечие между бессознательным и сознанием в рассмотрении человека [2, с.534].

Другойего ученик и близкий сподвижник Карл Густав Юнг (1875--1961) развивал учение околлективном бессознательном, определяющем поведение социальных групп. Этоучение основывалось на многих положениях теории массовой психологии,изложенных, в частности, в работах З. Фрейда.
Представителипсихокультурного фрейдизма Карен Хорни (1885--1952), Эрих Фромм (1900--1980) идр., признавая определенную роль подсознательного, в том числе сексуальныхинстинктов, в поведении людей, обосновывают роль в  этом социальных факторов, в том числесоциальных связей и отношений между людьми, материальной и духовной культуры.По их мнению, социокультурные условия жизни людей в немалой степениобусловливают мотивы и содержание их деятельности и поведения [2, с. 354-355].

Американскийнеофрейдист, социальный психолог и социолог Э. Фромм выступил противбиологизации и эротизации бессознательного и подверг критике теорию Фрейда обантагонизме между сущностью человека и культурой. Но вместе с тем он отверг исоциологизаторские трактовки человека. По его собственному признанию, его точказрения является «не биологической, и не социальной» [11, с. 14].Одним из наиболее важных факторов развития человека, по Фромму, являетсяпротиворечие, вытекающее из двойственной природы человека, который являетсячастью природы и подчинен ее законам, но одновременно это и субъект, наделенныйразумом, существо социальное. Это противоречие он называет«экзистенциальной дихотомией». Она связана с тем, что ввидуотсутствия сильных инстинктов, которые помогают в жизни животным, человекдолжен принимать решения, руководствуясь своим сознанием. Но получается так,что результаты при этом не всегда оказываются продуктивными, что порождаеттревогу и беспокойство. Поэтому «цена, которую человек платит за сознание»,-- это неуверенность его.
Оцениваяроль бессознательного в концепции Фрейда и его последователей, следует сказать,что сама постановка проблемы является несомненной заслугой Фрейда. Подход кчеловеку и его существованию через соотношение бессознательного и сознаниявносил новые моменты в философское понимание этой проблемы. Однако вместе с тему Фрейда наблюдается явная абсолютизация роли бессознательного. Выступив противабсолютизации роли сознания в жизнедеятельности человека, представители этогонаправления впали в другую крайность. Так, у Фрейда квинтэссенцией человекаоказалось либидо (сексуальная энергия).
Впрочем,эволюция неофрейдизма свидетельствует о том, что представители психоанализа всебольше отходили от ортодоксальной концепции Фрейда, склоняясь в сторону всебольшего признания роли сознания и влияния социального фактора на развитиеличности. Так, по Фромму, новая эпоха, связанная с функционированием рыночныхотношений в условиях «развитого капитализма», рождает и«человека нового типа», который он описывает как «рыночныйхарактер». «Человек, обладающий рыночным характером, — пишет он, — воспринимает все как товар, — не только вещи, но и саму личность, включая еефизическую энергию, навыки, знания, мнения, чувства, даже улыбки… и егоглавная цель — в любой ситуации совершить выгодную сделку» [12, с. 27].
Альтернативойобществу «обладания», порождающего «рыночного человека»,должно быть, по Фромму, общество, в котором на первое место ставится бытие самогочеловека. Изменение способа существования человека и его характера связываетсяим как раз с изменением самого общества, в котором основным принципом существованиячеловека будет «быть», а не «иметь».
Такимобразом, разработка проблемы бессознательного внесла существенный вклад висследование структуры индивидуального и общественного сознания, разграничивобласть человеческой психики на сферу сознательного и бессознательного.
Вэтой связи необходимо обратить внимание и на такое ны


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.