Реферат по предмету "Социология"


Взаимосвязь социальной политики и социальной защиты населения

СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
1.  Сущностьсоциальной защиты населения  
2.  Принципыи функции социальной защиты населения  
3.  Организационно-правовыеформы социальной защиты
населения
 Заключение
 Список литературы

ВВЕДЕНИЕ
Формирование системы социальной защиты населения какособого социального института находится в процессе своего развития. Термин«социальная защита» имеет различные значения.
В новых экономических условиях он «пришел на замену»термина «социальное обеспечение», использовавшегося в советской экономике, гдеон характеризовал специфическую организационно-правовую форму социальнойзащиты, осуществляемую непосредственно государством.
В современных условиях потребовалось развитие другихорганизационно-правовых форм социальной поддержки наиболее уязвимых категорийнаселения. Был введен термин «социальная защита», который давно использовался вмировой практике.

1.        СУЩНОСТЬСОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
Социальная защита, как социальный институт,представляющий собой совокупность правовых норм, призванных решать определенныесоциальные и экономические проблемы в международном контексте, обычно имеетдело с установленными законодательством категориями граждан, которые в силуутраты трудоспособности, отсутствия работы  либо по другим причинам не имеютдостаточных средств для удовлетворения своих жизненно важных потребностей ипотребностей нетрудоспособных членов семьи.
В рамках систем социальной защиты, таким гражданампри наступлении установленных законодательством неблагоприятных событийпредставляется помощь компенсационного характера в денежной и натуральной формеразличного рода услуг. Кроме того, системы социальной защиты осуществляют мерыпрофилактического характера, направленные на предотвращение неблагоприятныхсобытий.
Социальная защита осуществляется в различныхорганизационно-правовых формах, включая такие ее формы, как индивидуальнаяответственность работодателей, страхование, социальное страхование, адреснаясоциальная помощь, государственное социальное обеспечение и другое.Использование тех или иных организационно-правовых форм социальной защиты можетиметь различные социальные и экономические последствия, которые необходимоучитывать при осуществлении управления данной отраслью.
Вместе с тем социальная защита, являясь по своемуфункциональному характеру достаточно целостной системой, представляющей собойсамостоятельный социальный институт, имеет свои специфические особенности,связанные технологиями оказываемых ею услуг. Технология предоставления пенсийсущественно отличается от технологии оказания медицинской помощи,социально-реабилитационных технологий или технологий обеспечения безработныхграждан.
Для осмысления состояния развития институтасоциальной защиты в России и выработки национальной политики отношений путейего дальнейшего развития в нашей стране представляется необходимым прежде всегоотметить, что хотя такой институт в России имеется и играет исключительноважную роль в жизни российских граждан, его развитие в определенной степениосуществляется стихийно, без должного представления о том, какие задачи и какимобразом он должен решать и какова должна быть его организационная структура какс точки зрения организации системы правовых норм, так и с точки зренияадминистративной структуры данного института, призванной разрабатывать иосуществлять на практике правовые нормы данного института.
Кроме того, следует отметить, что, несмотря нафактическое существование системы социальной защиты в России и ее достаточнобурное развитие, она еще не принята общественным сознанием в нашей стране вкачестве самостоятельного социального института. В связи с этим сфера еедеятельности существенно сужается.[1] Напрактике в функции органов государственной власти, имеющих в своем названиислова «социальная защита», таких как бывшее Министерство социальной защитынаселения Российской Федерации или министерства, комитеты или управлениясоциальной защиты субъектов Российской Федерации, которые по определению должнывходить в сферу их компетенции. В принятой в 1997 году ПравительствомРоссийской Федерации Программе социальных реформ на 1997 – 2000 годы понятие«социальная защита» сводится лишь к вопросам социального обслуживаниянаселения, социальной защите инвалидов, социальным пособиям, компенсационнымвыплатам, стипендиям, а также к социальной поддержке граждан, уволенных своенной службы в запас или отставку.[2]
Отсутствие общего представления о характереинститута социальной защиты и его содержании, естественно, ведет к смешению ивольному толкованию разнообразных категорий, терминов и понятий, служащих дляраскрытия смысла данного института.
В качестве примера можно привести термин «социальноеобеспечение», использовавшийся в русском языке для перевода широкораспространенного во многих странах термина «SocialSecurity», который на русскийязык может переводиться как социальная безопасность, социальная защищенность,социальные гарантии, социальная защита. Вместе с тем понятие «социальноеобеспечение» не является адекватным понятию «SocialSecurity», поскольку понятие«социальное обеспечение» отражает в себе советскую специфику развития институтасоциальной защиты, где преобладали принципы непосредственно государственнойорганизации социальной защиты с очень ограниченным использованием полностьюискаженных принципов социального страхования и полным отсутствием каких-либодругих форм ее организации, в то время как понятие «SocialSecurity» в значительнойстепени отражает организацию социальной защиты на принципах социальногострахования.
Конечно, различия между терминами «социальноеобеспечение» и «SocialSecurity» могут игнорироваться,если они определяют понятия, не имеющие инструментального характера ипоказывающие лишь общие контуры системы. Именно в таком контексте русскийтермин «социальное обеспечение» использовался для перевода иностранного термина«Social Security».Когда же речь идет о терминах для определения понятий, имеющих характерсоциально-экономических категорий, то игнорирование таких различийпредставляется недопустимым.
К сожалению, в русском языке в связи со слабойтеоретической проработкой социальной защиты как социального институтаотсутствует и необходимая система категорий, понятий и терминов,характеризующих данный институт. При отсутствии соответствующих терминов дляопределения различных категорий данного социального института термин«социальное обеспечение» в широком смысле в советский период использовался дляопределения наиболее общей категории, отражающей всю совокупностьсоциально-экономических отношений в стране, касающихся вопросов социальнойзащиты, и в этом смысле стал использоваться для определения всего институтасоциальной защиты, получившего название «право социального обеспечения».Одновременно термин «социальное обеспечение» в узком смысле использовался дляопределения более узкой категории системы отношений в области социальнойзащиты, связанных с предоставлением отдельных видов обеспечения за счет средствгосударственного бюджета.1
В стране, вставшей на путь развития рыночнойэкономики, термин «социальное обеспечение», отражающий специфику организациисоциальной защиты в централизованно планируемой системе хозяйства, не можетиспользоваться для определения ни всей совокупности социально-экономическихотношений в сфере социальной защиты, ни ее административных структур с новымифункциями. Поэтому термин «социальное обеспечение» был в значительной степенивытеснен административными мерами из практической сферы применения новымтермином «социальная защита».
Термин «социальная защита» в наибольшей степенисоответствует сущности данного социального института, хотя, как нипарадоксально, термин «социальное обеспечение» продолжает использоваться дляего общего названия как «право социального обеспечения».
Дальнейшее целенаправленное развитие институтасоциальной защиты в России требует, однако, определенной систематизации егокатегорий, понятий, терминов, без которой развитие этого института будетоставаться стихийным.
В настоящее время институт социальной защиты каждойстраны характеризуется совокупностью охватываемых им видов социальной защиты ииспользуемых организационно-правовых форм и в общем виде может быть представленв виде матрицы, в которой строками показываются виды социальной защиты, астолбцами – организационно-правовые формы, в которых эти виды осуществляются(таблица 1).1
Социальная защита также предусматривается вотношении семей с низкими душевыми доходами, не обеспечивающимиобщественно-необходимого прожиточного минимума, результатом которых обычноявляется отсутствие средств существования или средств на оплату жизненнозначимых товаров и услуг (средств реабилитации, оплаты жилья, лечения).
Социальная защита может осуществляться в денежнойформе в виде пенсий и пособий, в натуральной форме, а также путем оказанияразличного рода услуг лицам, являющимся объектом социальной защиты. Она можетиметь как компенсационный, так и предупредительный профилактический характер.
Одной из государственно-правовых норм социальнойзащиты является непосредственно государственное обеспечение нетрудоспособныхлиц. Основными признаками непосредственного государственного обеспеченияявляется финансирование расходов за счет государственного бюджета иустановление категорий обеспечиваемых лиц и уровня их обеспечения всоответствии с приоритетами, определяемыми органами государственной власти.
                                                                            Таблица1.
Виды и организационно-правовые формысоциальной защитыВиды социальной защиты Организационно-правовые формы социальной защиты
Социальное страхова
ние Социальная помощь Государственное обеспечение Обязательные накопления
Част
ные формы Болезнь (медицинская помощь и обеспечение по временной нетрудоспособности) Старость Инвалидность Смерть кормильца Материнство Содержание семьи Безработица Несчастные случаи на производстве
Другой организационно-правовой формой социальнойзащиты является социальное страхование, которое широко используется вабсолютном большинстве стран с рыночной экономикой в отношении многих видовсоциальной защиты. В его основе лежит понятие  социальных рисков и требованиеих обязательного и добровольного страхования.
Финансирование выплат по социальному страхованиюосуществляется за счет страховых взносов работающих граждан и их работодателей,выплачиваемых, как правило, в равных долях. В финансировании систем социальногострахования иногда также участвует государство.
В странах с рыночной экономикой также активноиспользуется такая организационно-правовая форма социальной защиты, каксоциальная помощь. Она носит адресный характер и предоставляется лицам послепроверки их нуждаемости, если они не имеют других источников существования.
Другими организационно-правовыми формами социальнойзащиты могут быть провидентные фонды – обязательное (принудительное) накоплениесредств на случай возникновения некоторых обстоятельств. Эти фонды существуют вотдельных странах (Азии и Африки, которые были колониями) и являются общенациональнымиорганизациями, предназначенными для осуществления обязательных сбережений всемиработающими гражданами. Фонды преследуют цель обеспечить индивидуальнуюответственность каждого работающего за свое благосостояние в будущем. Онипредставляют собой учреждения типа сберегательного банка. Воспользоваться этимивкладами можно в случае временной нетрудоспособности, при условии прекращенияработы, в случае безработицы.
Характерной особенностью частных форм социальнойзащиты является то, что они создаются в обязательном порядке не в силу частнойинициативы отдельных субъектов отношений в данной среде, которые принимают насебя обязательства по осуществлению социальной защиты ограниченного круга лиц,представляющих для них определенный интерес. Частные формы могут применяться втаких видах социальной защиты, как обеспечение временной нетрудоспособности,медицинской помощи, в пенсионном обеспечении и других.
Основными формами социальной защиты являются:
— законодательно определенные социальные гарантии и ихудовлетворение на основе базовых стандартов и программ;
— регулирование доходов и расходов населения;
— социальное страхование;
— социальное вспомоществование;
— социальные услуги;
— целевые социальные программы.
Действующая система социальной защиты в Россииориентируется на поддержку отдельных слоев населения по принципу заявительности– по мере обращения граждан; патернализма, обозначающего государственную опекупо отношению к менее защищенным слоям населения.1
2.        ПРИНЦИПЫИ ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
Важнейшими принципами социальной защиты являются гуманизми социальная справедливость. Быть гуманным и справедливым приосуществлении социальной защиты – значит признавать самоценность человеческойличности, ее право на свободу, развитие своих способностей, достойную,полноценную и счастливую жизнь независимо от от национальных, расовых,религиозных и других индивидуальных или социальных особенностей. Это созданиебескорыстных отношений между людьми, основанных на взаимопомощи,взаимопонимании и добре.
Быть справедливым и гуманным в социальной защите –это уметь правильно оценивать личностный потенциал человека, его внутренниересурсы, осознавать основные причины жизненных затруднений и определять путивыхода из них. Это и оценка человека с точки зрения способности осуществитьконкретную деятельность по самозащите, проявлять инициативу, предприимчивость.Это важно еще и потому, что необходимо оберегать создающуюся систему социальнойзащиты от опасности ее превращения в орудие всеобщего усреднения ираспространения всеобщей бедности в то время, когда она должна быть средствомпомощи и поддержки действительно нуждающегося человека. Справедливость игуманизм в социальной защите – это обеспечение на правовой основе всем членамобщества, всем слоям и группам населения равнодоступных защитных гарантий иблаг с учетом трудового вклада. А это означает, что создание социальной защитынаселения тесно связано с построением правового, демократического государства,в котором потенциальные возможности обретения равнодоступных защитных гарантийи благ исключают пассивное ожидание помощи и стимулирование иждивенческихнастроений отдельных членов общества.
Система социальной защиты основывается на принципах системностии комплексности. Она создается как упорядоченная совокупностьвзаимодействующих компонентов, как целостное образование, составленное изчастей, как комплекс взаимосвязанных структурных элементов, которые в процессеинтеграции образуют определенную целостность. Важнейшими элементами системысоциальной защиты являются субъекты и объекты, содержание которых раскрываетсяв целях, задачах, функциях, средствах. При формировании системы важнообеспечить, чтобы ее объекты являли собой иерархически организованную,целостную общественную систему, чтобы субъекты, осуществляющие деятельность,отражали эту целостность, а связывающее объекта и субъекта звено – формы,методы, системы, технологии социальной работы – представляло собой взаимосвязанныйпроцесс оказания помощи и поддержки нуждающемуся человеку.
С системностью в организации и содержании социальнойзащиты тесно связана комплексность, то есть обеспечение тесного единства всегокомплекса мер экономичного, социального, правового и другого характера пообеспечению гарантированного государством минимального уровня социальнойзащиты.
Комплексность обеспечивается:
1)        единствомцелей, принципов и направлений деятельности;
2)        сочетаниемисторического опыта и традиций с современной практикой помощи человеку;
3)        всестороннимизучением объекта социальной защиты (индивидуума, социальной группы,территориальной общности, трудового коллектива);
4)        координациейи согласованностью действий субъектов социальной защиты;
5)        контролемза осуществлением мер по оказанию помощи и поддержки людям.
Наоснове комплексного подхода удается увязать решение социальной защиты среализацией целей социальной и экономической политики государства, наиболееэффективно защитить тех, кому угрожает переход за черту бедности, кто оказалсяв трудной жизненной ситуации, превратить социальную защиту в факторстабилизации экономического и социального развития.
Огромноезначение имеет принцип превентивных мер по социальной защите, которыйозначает, что следует предупреждать причины социального неблагополучия,вскрывать их на самой начальной стадии формирования и устранять. Превентивность– это не только и не столько упреждающие компенсации в денежной и натуральнойформе малообеспеченным группам населения при повышении цен или иных социальныхпотрясениях, а прежде всего создание таких условий, когда люди сами могутсправиться со сложной жизненной ситуацией, использовать личные ресурсы наслучай возникновения социальных рисков: старости, болезни, безработицы.Предупреждение социальных рисков осуществляется посредством:
— помощи в нахождении работы пенсионеру, инвалиду;
— развития надомного труда;
— поддержки негосударственных систем социального страхования;
— формирования частного сектора на основе добровольных взносов граждан и другихсредств;
— развития различных форм участия населения в финансировании социальных программ,например на основе развития ипотечного кредитования, поддержки деятельностистраховых медицинских компаний (помощь семье или отдельному человеку в выборемедицинского учреждения, врача, необходимых видов медицинских услуг);
— сочетания платных и бесплатных услуг, что способствует обеспечениювоспроизводственных возможностей субъектов социальной защиты, создаетдополнительные системы для накопления населением денежных сбережений. А этоозначает появление новых возможностей для реализации методов самозащиты иудовлетворения социальных потребностей в образовании и воспитании детей,укрепления их здоровья, улучшения жилищных условий и другое;
— поддержания величины денежных доходов на уровне не ниже прожиточного минимума,что обеспечивается сочетанием различных форм социальной помощи, участием вформировании рынка труда, использованием общественных работ и другое.
Вэтой связи представляется важным, чтобы каждое решение по социальной защитенаселения, каждый проект проходили экспертизу и оценивались с точки зрениявозможности социально защитить людей в процессе будущей реализации, с позицийпротиводействия развитию негативных социальных явлений.
Важнейшийпринцип социальной защиты – ее адресность, то есть осуществлениекомплекса мер по поддержке достойных условий существования конкретнонуждающихся людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, с учетом ихиндивидуальных потребностей и возможностей их удовлетворения в соответствии сустановленными критериями. Следует отметить, что в современных условияхпредоставление средств существования старым, больным людям, а также людям,попавшим в трудную жизненную ситуацию, пока не всегда является адресным исправедливым: пособия нередко выплачиваются не тем, кому они должны выделятьсяв первую очередь; назначаемые пенсии не в полной мере учитывают трудовой стажграждан, узок перечень социальных услуг и другое.
Адресностьсоциальной защиты, основанная на научных методах и расчетах и учитывающаяиндивидуальную трудную жизненную ситуацию конкретного человека являетсясредством обеспечения социальной справедливости и фактором активизации еговнутреннего потенциала. Благодаря принципу адресно удается достичь главное –помочь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, поощрить и поддержатьих социальную инициативу и активность, их стремление самостоятельно разрешатьвозникшие проблемы.
Вусловиях ухудшения экономического положения возникла потребность в критерияхоценки нуждаемости в материальной помощи и механизмах, обеспечивающихадресность.
Наиболееоптимальными критериями предоставления адресной социальной помощи являются:
— размер совокупного семейного или среднедушевого дохода – он должен быть нижесуммы установленных на региональном уровне прожиточных минимумов всех членовсемьи по социально-демографическим группам или по соответствующей величинерегионального прожиточного минимума (ниже уровня минимальной заработной платы,минимальной пенсии и других). Следует, однако, заметить, что использованиесреднедушевого дохода в качестве единственного критерия, без учетапотенциальных возможностей клиентов иметь дополнительный доход (например, засчет вторичной занятости, сдачи в аренду квартиры, машины, гаража и так далее),может стимулировать иждивенчество и не способствует развитию инициативы исоциальной активности нуждающихся;
— отсутствие средств к существованию;
— одиночество и неспособность к самообслуживанию;
— материальный ущерб или физические повреждения (вследствие стихийных бедствий,катастроф, в результате исполнения служебных обязанностей и других).
Наосновании таких критериев по территориальному принципу создается банк данных онуждающихся в адресной помощи и оказывается помощь. Критерии базируются насоциальных нормативах, представляющих собой научно обоснованные показателиуровня потребления важнейших благ и услуг, размера денежных доходов и другихданных, характеризующих условия жизнедеятельности человека.
Адреснаяпомощь должна предоставляться прежде всего следующим группам населения:
 -инвалидам 1-й и 2-й групп;
— одиноким пенсионерам и одиноким супружеским парам, не способным ксамообеспечению;
-престарелымгражданам в возрасте 80 лет и старше;
— детям-сиротам, выпускникам детских домов, школ-интернатов;
— семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста и детей-инвалидов;
— многодетным и неполным семьям;
— семьям безработного;
— лицам, попавшим в экстремальные ситуации (беженцам, бомжам, вынужденнымпереселенцам, лицам, пострадавшим в результате стихийных бедствий, и такдалее);
— лицам, которые не могут получить трудовой доход в достаточном размере пообъективным причинам (уход за нетрудоспособным членом семьи, инвалидность идругие);
— лицам, которые не имеют родственников, обязанных по закону содержать граждан,неспособных к самообслуживанию, и других.
Круглиц, нуждающихся в социальной помощи, может быть расширен по усмотрению местныхорганов власти с учетом демографических, социально-экономических,природно-климатических и других особенностей региона.
Материальноеположение названных категорий нуждающихся тоже необходимо проверять, используясоциальные гарантии.
Адресностьсоциальной защиты позволяет полнее использовать ресурсы социума для оказанияпомощи человеку, учитывая, что именно в социуме проявляется вся совокупностьусловий и факторов, окружающих человека, составляющих поле егожизнедеятельности и влияющих на его социальное самочувствие, образ жизни.
Принципадаптивности  системы социальной защиты населенияозначает, что она должна предусматривать упреждающий пересмотр социальныхнормативов в условиях инфляции и экономической нестабильности, снижениязанятости; своевременное развитие правовой базы организационных структур;обновление методов осуществления и другие. Адаптивность системы социальнойзащиты населения означает ее способность к самосовершенствованию, развитиюсамозащитной активности и инициативы самих социальных субъектов, их способностик самопомощи, проявлению собственных средств социальной защиты. Это особенноважно, когда речь идет о социально-демократических, профессиональных и иныхгруппах населения, региональных общностях.
Принципомсоциальной защиты является ее многосубъектность. Важнейший субъектсоциальной защиты населения – государство. Оно разрабатывает и осуществляетсоциальную политику в области социальной защиты, стремится сделать ее сильной иэффективной, учитывает региональные факторы при ее проведении. Реализуя своиважнейшие функции – целеполагания и организационного воздействия на социальныепроцессы в обществе, эффективного регулирования и контроля социальной сферы, — государство обеспечивает минимальный уровень социальных гарантий, создаетсоциально гарантированные условия для жизнедеятельности людей, поддерживаетоптимальные отношения между доходами активной части населения и нетрудоспособныхграждан, минимальными размерами оплаты труда, пенсий, стипендий, социальныхпособий и величиной прожиточного минимума, создает условия для укрепленияздоровья населения, роста его образованности и культуры, решения жилищныхпроблем. Государство влияет на функционирование системы социальной защитынаселения, утверждая государственный бюджет, а также бюджеты других находящихсяв государственной собственности источников финансирования (в России к нимотносятся внебюджетные социальные фонды – пенсионный, социального страхования,обязательного медицинского страхования и занятости).
Путемкорректировки доходных или расходных статей проектов бюджета законодательныеорганы создают основу финансового обеспечения проектов социальной защиты(например, устанавливая заработную плату занятых на бюджетных предприятиях и ворганизациях, социальные пособия, трудовые и иные виды пенсий и другие). Органызаконодательной власти конкретизируют порядок социальных выплат, подготавливаютнормативные документы, регулирующие деятельность структур, аккумулирующих ииспользующих средства, предназначенные для социальной защиты граждан, и другие.
Государствообеспечивает правовую основу социальной защиты, формирует и организует работуобщественных фондов, использует их возможности для помощи социальнонезащищенным слоям населения.
Вместес тем нельзя не учитывать и опыт экономически развитых стран, свидетельствующийо том, что параметры государственного регулирования проблем жизнеобеспечениянаселения ограничиваются 5 – 10 % населения, находящегося за чертой бедности.Естественно, что в нашей стране, где свыше 30 % населения находится за чертойбедности, государство в одиночку не сможет обеспечить защиту нуждающихся. Дагосударство и не единственная структура гражданского общества, котораяосуществляет защиту населения. Среди субъектов социальной защиты важное местозанимают профсоюзы, развивающие особенно бурную деятельность непосредственно напредприятиях, в учреждениях, трудовых коллективах.
Разработкакомплексных планов социальной защиты; проведение ее единых принципов;обеспечение справедливой оплаты труда с учетом гарантированного минимума;создание дополнительных рабочих мест за счет увеличения сменности, развитияподсобных хозяйств; организация процессов переквалификации персонала иовладение новыми профессиональными функциями, отражающими потребности рыночнойэкономики; формирование фондов на случай чрезвычайных обстоятельств;обеспечение гласности принимаемых решений и результатов хозяйственнойдеятельности – все эти функции профсоюзных организаций делают из в системесоциальной защиты населения заметными и продуктивными.
Эффективнымэлементом их воздействия на решение вопросов социальной защиты населенияявляются коллективные договоры, которые в условиях рыночных отношенийстановятся основным документом хозяйствования. Реализуя социально защитныефункции, профсоюзы обеспечивают необходимые производственные и социальныеусловия для жизнедеятельности членов коллектива их социальной защиты. Практикасоциального партнерства государства с профсоюзными организациями,предпринимателями становится важным условием активизации их роли в социальнойпомощи и поддержке нуждающимся членам.
Субъектомсоциальной защиты населения являются также общественные объединения,обеспечивающие общественную поддержку и заинтересованное участие миллионовграждан в создании и функционировании современной модели социальной защиты.
Потенциалобщественных объединений огромен. По оценкам экспертов, в стране функционируетсвыше 40 000 зарегистрированных и незарегистрированных общественныхобъединений; 49 % общественных организаций осуществляют свою деятельность всоциальной сфере, 37 % являются общественно-гражданскими объединениями, 11 % — общественно-политическими, 15 % — производственными.1
Деятельностьмногих из них направлена на оказание помощи и поддержки конкретным категориямграждан, разработку и реализацию целевых социальных программ и формированиеисточников финансирования, вовлечение в процесс оказания помощи посредствомразвития добровольческого движения.
Отмечаяособую роль в социальной защите населения профсоюзов и других общественныхорганизаций, следует отметить, что их возможности влиять на социальную защитуограничены: они не располагают значимыми финансовыми ресурсами, поэтомунекоторым из них присуща увлеченность популисткими воззрениями и призывами.Требуя высокого уровня социальной защиты, фиксируя достигнутые соглашения сорганами государственной власти и законодателями, они фактически не несутответственности за срыв намеченных мероприятий по социальной защите, поэтому иэффективность работы многих из них низка.
Ещеодин субъект социальной защиты – работодатели.2 Они обеспечиваютобязательные условия социальной помощи и поддержки наемных работников(минимальный уровень заработной платы, обязательное страхование поустановленным нормативам, пенсионное, социальное, медицинское, по безработице,социальные выплаты и компенсации, относимые на фонд оплаты труда, и другие).Возможности работодателей в качестве активных субъектов социальной защитыиспользуются далеко не в полную меру. Располагая значительными финансовымиресурсами, многие из них могут создавать на своих предприятиях рабочие места,развивать социальные блага – бесплатные путевки, выдачу долгосрочныхбеспроцентных кредитов и так далее.
Современнаяконцепция социальной защиты исходит из того, что она не должна сводиться кбесплатной помощи и поощрению ее пассивного ожидания. Ее суть должназаключаться в том, чтобы возрождать и поощрять в человеке чувство хозяина,формировать мотивы к высокопроизводственному труду и вовлекать его в такойтруд; создавать в обществе относительно равные «стартовые возможности» для всехего членов. Вот почему важнейшим субъектом социальной защиты является самчеловек, реализующий свой потенциал и силы, защищающий свои жизненныепотребности и интересы. В обществе должны быть созданы условия – экономические,организационные, правовые, финансовые и другие – для формирования самосознания,системы знаний и ценностных представлений о роли и месте человека в защитесвоих прав и охране коренных жизненных интересов, способах собственнойсамореализации и самоутверждения, взаимодействии с другими субъектами исоциальной защиты.
Названныепринципы выражают объективные закономерности развития общества, егосоциально-экономической жизни, на имеют и субъективную сторону. Они реализуютсяв процессе создания и развития системы социальной защиты, в процессе реализациифункций социальной защиты и обогащения их новым содержанием. Функции – этоотносительно самостоятельные, но тесно связанные между собой виды деятельностипо социальной защите человека, оказавшегося в трудной жизненной ситуации.Важнейшими из них являются:
— экономическая;
— хозяйственно-бытовая;
— психолого-педагогическая;
— социально-медицинская;
— юридическая;
— культурно-досуговая;
— организации труда и другие.
Впроцессе развития системы социальной защите населения функции меняются,наполняются новым содержанием за счет инновационных технологических приемов,комплексности оказываемых услуг и расширения сферы их применения, повышенияпрофессионализма специалистов.
Вэтом находит отражение процесс освоения нового содержания деятельности посоциальной защите, его все более четкая ориентация на оказание многостороннейподдержки нуждающегося человека, обеспечение его личного участия в разрешениивозникших проблем и трудностей, совершенствование отношений между людьми в рамкахразличных систем помощи населению.
3.        ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
Всовременных условиях социальная защита становится важнейшей функцией общества,всех его государственных органов и социальных институтов. Появляются и формысоциальной защиты частного характера – пенсионного обеспечения, медицинскогострахования, социального обслуживания. Это свидетельствует о том, что в нашейстране появляется многоукладная организационная структура системы социальнойзащите населения, в которой используются практически всеорганизационно-правовые формы, существующие в странах с рыночной экономикой,хотя они функционируют не полностью в силу нерешенности ряда теоретических иорганизационных проблем.
Ееведущими, организационно-правовыми формами СЗН в настоящее время являютсяпенсионное обеспечение, обеспечение социальными пособиями, льготами особонуждающихся категорий населения, государственное социальное страхование,социальное обслуживание.
Пенсионноеобеспечение – это государственная регулярная денежная выплата (в расчете замесяц), пенсия, которая выплачивается в установленном порядке определеннымкатегориям лиц из социальных фондов и других источников, предназначенных дляэтих целей.
Пенсионныеотношения в России регулируются законами «О государственных пенсиях», «Овнесении изменений в Закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (вназвании и тексте Закона аббревиатура «РСФСР» замена словами «РоссийскаяФедерация»), «О пенсионном обеспечении лиц, проходящих службу в органах внутреннихдел, и их семей» и другие.
Пенсиивыплачиваются при достижении определенного возраста; наступлении инвалидности;смерти кормильца; длительном выполнении определенной профессиональнойдеятельности – выслуге лет.
Основнымивидами пенсий являются трудовые и социальные. К трудовым относится пенсия постарости (по возрасту); пенсия по инвалидности; пенсия по случаю потерикормильца; пенсия за выслугу лет.
Еслиграждане по каким-либо причинам не имеют права на трудовую пенсию, имустанавливается социальная пенсия.
Правона пенсию на общих основаниях имеют женщины по достижении 55 лет при общемтрудовом стаже не менее 20 лет и мужчины по достижении 69 лет при трудовомстаже не менее 25 лет.
Отдельнымкатегориям граждан трудовая пенсия по старости устанавливается при сниженномтрудовом стаже (льготные пенсии в связи с особыми условиями труда, работой наКрайнем Севере, при неполном трудовом стаже и другие).
Финансированиевыплаты пенсий осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации за счетстраховых взносов работодателей и граждан, а также за счет средств федеральногобюджета России.
Всепенсии индексируются в установленном порядке в связи с повышением стоимостижизни. При повышении минимальных размеров пенсий все пенсии увеличиваютсяпропорционально росту их минимальных размеров.
Развитиепенсионного обеспечения осуществляется на базе концепции реформы системыпенсионного обеспечения России, одобренной Правительством Российской Федерации.
Концепцияпредполагает осуществление плавного перехода к новому накопительному принципупенсионного обеспечения с сохранением пенсионных прав, закрепленных действующейпенсионной системой. Реформа предусматривает:
— введение системы индивидуального (персонифицированного) учета страховых взносовв Пенсионный фонд Российской Федерации;
— обеспечение стабильности реальной стоимости пенсии, достижения справедливойдифференциации размеров пенсии на основе трудового вклада, установлениепостоянного механизма индексации пенсий посредством применения индивидуальногокоэффициента пенсионера, исходя из роста средней заработной платы в народномхозяйстве страны;
— укрепление финансовой устойчивости бюджета Пенсионного фонда России дляобеспечения своевременного финансирования выплаты пенсий.
Реформированиепенсионного обеспечения позволит превратить его в эффективный элемент системысоциальной защите населения.
Другойорганизационно-правовой формой социальной защите населения является обеспечениесоциальными пособиями, льготами особо нуждающихся категорий населения.
Всовременных условиях в стране число социальных выплат и льгот составляет свыше1000, они установлены более чем для 200 категорий граждан, численность лиц,претендующих на их получение, достигает почти 100 миллионов человек (инвалиды,ветераны, дети, безработные и другие). С помощью социальных пособий и льготобеспечивается реализация социальных гарантий граждан, полнее учитываютсяиндивидуальные ситуации и наличие таких обстоятельств, как бедность, сиротство,незащищенное материнство, безработица, продолжительная болезнь и другие.
Вместес тем сложившаяся практика выплаты социальных пособий несовершенна. Не удалосьобеспечить справедливость использования средств, выделяемых на эти цели,предоставлять их адресно, полнее использовать возможности регионов в укреплениифинансовой базы обеспечения социальных гарантий. Поэтому эти вопросы внастоящее время являются центром внимания государственных и других органов,учреждений социального обслуживания.
Обязательноегосударственное социальное страхование – это средствовозмещения социального риска и средство социального перераспределения с учетомпринципа социальной справедливости. Государственное социальное страхование –это установленная государством и регулируемая нормами права системаматериального обеспечения работников в старости, в случае временной илипостоянной утраты трудоспособности членов семей работников (при потерекормильца), а также охраны здоровья работников и членов их семей.
Государственноесоциальное страхование осуществляется за счет специальных фондов, образуемых изобязательных взносов работодателей и (в некоторых случаях) работников, а такжедотаций из федерального бюджета на материальное обеспечение работников и членових семей.
Взносы,предназначенные на государственное социальное страхование, уплачивают предприятия,организации, отдельные граждане, использующие труд наемных работников в личномхозяйстве, а также работники из своего заработка.
Обеспечениепо государственному социальному страхованию подразделяется на денежные выплаты,материальные блага и услуги. В современных условиях стали очевидныминеобходимость реформирования всей системы социального страхования, более полноеиспользование апробированных в различных странах мира принципов:гарантированность помощи застрахованному и обязательный характер условий инорм; платность; солидарность; автоматизация финансирования на основеаккумуляции страховых взносов; строго целевой характер средств и ихвозвратность; определение страхового пространства в сочетании с разграничениемразличных видов страхования и другое. Совершенствование социального страхованияпредусматривает:
— освобождение государственных социальных внебюджетных фондов от несвойственныхим выплат, отделение страховых платежей от налогов;
— введение дифференцированных размеров страховых взносов на государственноесоциальное страхование в зависимости от степени опасности, вредности, тяжестиработы и состояния условий труда;
— усиление личного участия граждан в финансировании и управлении системойсоциального страхования;
— развитие добровольных форм социального страхования за счет средств граждан идоходов предприятий и другое.
Этопозволит превратить социальное страхование в важнейшую надежную составную частьсистемы социальной защиты населения. Социальное обслуживание представляет собойширокий спектр социально-экономических, медико-социальных,психолого-педагогических, социально-правовых, социально-бытовых и иныхсоциальных услуг и материальной помощи, проведение адаптации и реабилитацииграждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, социальная защита в любом государстве– это комплексная система социально-экономических отношений, предназначеннаядля оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченнотрудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых необеспечивают общественно необходимого уровня жизни семьи.
Эффективная социальная защита предполагаетпроведение политики, адекватно реагирующей на социальное самочувствие людей,способной улавливать рост социального недовольства и социальной напряженности,предупреждать возможные конфликты и радикальные формы протеста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.  ПостановлениеПравительства РФ от 26 февраля 1997 г. № 222 «О Программе социальных реформ вРоссийской Федерации».
2.  Социальнаяполитика: Учебник / Под ред. Н.А. Волгина. Москва. 2002.
3.  СмирновС.Н. Региональные аспекты социальной политики. Москва. 1999.
4.  ШвецоваЛ. Строим гражданское общество // Власть. 1996. № 10.
5.  ЯкушевЛ.П. Социальная защита: Учебное  пособие. Москва. 1998.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.