Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Предмет и задачи психологии как науки

Министерствообразования РФ

Институт подготовки научных и научно-педагогическихкадров
Кафедра социологии исвязей с общественностью
Реферат
на тему:
«Предмети задачи психологии как науки»
Москва
2004
Содержание
 TOC o «1-2» h z u Ведение. PAGEREF _Toc72213211 h 3
Что такое психология. PAGEREF _Toc72213212 h 4
Возникновение психологии. PAGEREF _Toc72213213 h 6
Предмет психологии. PAGEREF _Toc72213214 h 9
Задачи структура и методы современнойпсихологии. PAGEREF _Toc72213215 h 13
Место психологии в системенаук. PAGEREF _Toc72213217 h 18
Заключение. PAGEREF _Toc72213218 h 20
Литература. PAGEREF _Toc72213219 h 21
Ведение
На протяжении веков человек является предметом изучения многих и многихпоколений ученых. Человечество познает собственную историю, происхождение,биологическую природу, языки и обычаи, и в этом познании психологии принадлежитсовершенно особое место.
Так, С.Л. Рубинштейн в книге «Основы общей психологии» (1940) писал:«Специфический круг явлений, который изучает психология, выделяется отчетливо иясно – это наши восприятия, чувства, мысли, стремления, желания и т.п., – то естьвсе то, что составляет внутреннее содержание нашей жизни и что в качествепереживания как будто непосредственно нам дано…».
Еще древний мудрец сказал, что нет для человека интереснее объекта, чемдругой человек, и он не ошибся. В основе развития психологии лежит постоянноусиливающийся интерес к природе человеческого бытия, условиям его развития иформирования в человеческом обществе, особенностям его взаимодействия с другимилюдьми.
В настоящее время невозможно осуществление многих видов деятельности напроизводстве, в науке, медицине, искусстве, преподавании, в игре и спорте беззнания и понимания психологических закономерностей. Система научных знаний озаконах развития человека, его потенциальных возможностях необходима для всегообщественного развития.
Чтотакое психология
Что же представляет собой психология как наука? Ответ на этот вопрос нетак прост, как кажется на первый взгляд. Чтобы ответить на него, необходимообратиться к истории психологической науки, к вопросу о том, как на каждомэтапе ее развития трансформировалось представление о предмете научного знания впсихологии. Психология очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнеепрошлое, она, тем не менее, вся еще в будущем.
Само название предмета в переводе с древнегреческого означает, чтопсихология – наука о душе («психе» — душа, «логос» — учение, наука).
Слово «психология» многозначно. В обыденном языке слово «психология»используется для характеристики психологического склада личности, особенностейтого или иного человека, группы людей: « у него (у них) такая психология». [2, 5]
Другое значение слова «психология», которое зафиксировано в егоэтимологии: психология – учение о психике.
Отечественный психолог М.С. Роговин утверждал, что можно выделить триэтапа становления психологии как науки. Это этапы донаучной психологии,философской психологии и, наконец, научной психологии. [2, 8]
Донаучная психология – это познание другого человека и самого себянепосредственно в процессах деятельности и взаимного общения людей. Здесьдеятельность и знание слиты воедино, обусловленные необходимостью пониматьдругого человека и предвидеть его поступки. Источником знаний о психике вдонаучной психологии выступают:
·        
·        
Такое знание не систематизировано, неотрефлексировано, поэтому частовообще не осознается как знание.
Философская психология – знание о психике, полученное с помощьюумозрительных рассуждений. Знания о психике либо выводятся из общих философскихпринципов, либо являются результатом размышления по аналогии. На уровнефилософской психологии первоначально смутное, целостное понятие душиподвергается анализу и мысленному расчленению с последующим объединением. Посравнению с донаучной психологией, которая ей предшествует и, особенно наранних этапах, оказывает на нее большое влияние, для философской психологиихарактерным является не только поиск некоторого объяснительного принципа дляпсихического, но и стремление установить общие законы, которым душа должнаподчиняться так же, как подчиняются им и все природные стихии.
Научная психология возникла относительно недавно – во второй половине XIX века. Обычно ее появление ассоциируется сиспользованием в психологии экспериментального метода. Некоторые основания дляэтого, несомненно, есть: «создатель» научной психологии В. Вундт писал, чтоесли определять разработанную им физиологическую психологию по методу, то ееможно охарактеризовать как «экспериментальную». Однако, сам Вундт неоднократноподчеркивал, что экспериментальная психология — это далеко не вся психология, алишь ее часть.
Знание в научной психологии имеетэмпирическую, фактологическую основу. Факты добываются в специально проводимомисследовании, которое использует для этого специальные процедуры (методы),главными среди которых являются целенаправленное систематическое наблюдение иэксперимент. Теории, конструируемые научной психологией, имеют эмпирическуюоснову, подвергаются (в идеале) всесторонней проверке.
Возникновение психологии
В своемразвитии психология прошла несколько этапов. Донаучный период заканчиваетсяпримерно в VII-VI веках до н.э., то есть до начала объективных, научныхисследований психики, ее содержания и функций. В этот период представления одуше основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках ипервоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живымисуществами (тотемами). Второй, научный период начинается на рубеже VII-VI вековдо н.э. Психология в этот период развивалась в рамках философии, а потому онполучил условное название философского периода. Также несколько условноустанавливается и его длительность — до определения собственно психологическойтерминологии, отличающейся от принятой в философии или естествознании. [1, 15]
В связи сусловностью периодизации развития психологии, естественной практически длялюбого исторического исследования, возникают некоторые разночтения приустановлении временных границ отдельных этапов. Иногда появление самостоятельнойпсихологической науки связывают со школой В. Вундта, то есть с началом развитияэкспериментальной психологии. Однако психологическая наука определилась каксамостоятельная значительно раньше, с осознания независимости своего предмета,уникальности своего положения в системе наук — как науки и гуманитарной иестественной одновременно, изучающей и внутренние и внешние (поведенческие)проявления психики. Такое самостоятельное положение психологии былозафиксировано и с появлением ее как предмета изучения в университетах уже вконце XVIII — начале XIX веков. Таким образом, правильнее говорить о появлениипсихологии как самостоятельной науки именно с этого периода, относя к серединеXIX века становление экспериментальной психологии.
Но в любомслучае необходимо признать, что время существования психологии каксамостоятельной науки значительно меньше, чем период ее развития в руслефилософии. На протяжении более чем 20 веков психологическая наука претерпеласущественные изменения. Изменялись и предмет психологии, и содержаниепсихологических исследований, и взаимоотношение психологии с другими науками.
Появлениепсихологии в Древней Греции на рубеже VII-VI веков до н.э. было связано снеобходимостью становления объективной науки о человеке, рассматривавшей душуне на основе сказок, мифов, легенд, а с использованием тех объективных знаний(математических, медицинских, философских), которые возникли в тот период. В товремя психология входила в науку, изучавшую общие закономерности общества,природы и человека. Эта наука получила название натурфилософии (философии). Отфилософии психология взяла важное для любой науки положение о необходимостистроить свои теории на основе знания, а не веры. Стремление избежатьсакральности, то есть соединения веры со знанием, а не с разумом, стремлениедоказать правильность высказанных взглядов и было самым важным отличиемнаучной, философской психологии от донаучной.
Первыепредставления о душе, возникшие на основе мифов и ранних религиозныхпредставлений, выделили некоторые функции души, прежде всего, энергетическую,побуждающую тело к активности. Эти представления и легли в основу исследованийпервых психологов. Уже первые работы показали, что душа не только побуждает кдействию, но и регулирует активность индивида, а также является главным орудиемв познании мира. Эти суждения о свойствах души и стали ведущими в последующиегоды. Таким образом, важнейшим для психологии в античный период было изучениетого, как душа придает активность телу, как она регулирует поведение человека икаким образом познает мир. Анализ закономерностей развития природы привелмыслителей того времени к идее о том, что душа материальна, то есть состоит изтех же частиц, что и окружающий мир. [3, 19]
Душа нетолько дает энергию для активности, но и направляет ее, то есть именно душаруководит поведением человека. Постепенно к функциям души добавилось познание,и, таким образом, к исследованию активности прибавилось изучение этаповпознания, которое в скором времени стало одной из важнейших проблем психологическойнауки. Сначала в процессе познания выделялось всего две ступени — ощущение(восприятие) и мышление. При этом для психологов того времени не существовалоразницы между ощущением и восприятием, выделение отдельных качеств предмета иего образа в целом считалось единым процессом. Постепенно изучение процесса познаниямира становилось все более значимым для психологов, а в самом процессе познаниявыделялось уже несколько этапов. Платон впервые выделил память как отдельныйпсихический процесс, подчеркнув ее значение как хранилища всех наших знаний.Аристотель, а вслед за ним и стоики, выделили еще и такие познавательныепроцессы, как воображение и речь. Таким образом, к концу античного периодапредставления о структуре процесса познания были близки к современным, хотямнения о содержании этих процессов, конечно, существенно различались.
В это времяученые впервые стали задумываться над тем, как же происходит построение образамира, какой процесс — ощущение или разум — является ведущим и насколькопостроенная человеком картина мира совпадает с реальной. Иначе говоря, многиевопросы, которые и сегодня остаются ведущими для когнитивной психологии, былипоставлены именно в то время. [1, 16]
Началонового этапа в развитии психологии было связано с фактическим изменением еепредмета, так как официальной наукой о душе стало богословие. Поэтому психологиядолжна была либо полностью уступить богословию исследование психики, либо найтисебе некоторую нишу для исследования. Именно в связи с поисками возможности дляизучения единого предмета в разных его аспектах происходили основные измененияво взаимоотношениях богословия и психологии.
Припоявлении христианства ему было необходимо доказать свою уникальность иоттеснить другие религии, не совместимые с ним. С этим связана и нетерпимость кгреческой мифологии, так же как и к психологическим и философским концепциям,которые были тесно связаны с языческой религией и мифами. Поэтому большинство известныхпсихологических школ (Ликей, Академия, Сад Эпикура и др.) были закрыты к VIвеку, а ученые, хранившие знания об античной науке, переехали в Малую Азию, открывв греческих колониях новые школы. Ислам, распространенный на Востоке, не былстоль нетерпим к инаковерию, как христианство в III-VI веках, а потомупсихологические школы там свободно развивались. Позднее, к IX-Х векам, когдагонение на античную науку, особенно на теории Платона и Аристотеля,закончилось, многие концепции вернулись в Европу, некоторые уже в обратномпереводе с арабского.
Такое положение просуществовало несколько веков, однако уже к XII-XIIIвекам оно начало изменяться.
Именно вэто время и зародилась схоластика, которая в этот момент была достаточнопрогрессивным явлением, так как предполагала не только пассивное усвоениестарого, но и активное разъяснение и модификацию готового знания, развивалаумение логически мыслить, приводить систему доказательств и строить свою речь.Тот факт, что это знание уже готовое, то есть схоластика связана сиспользованием репродуктивного, а не творческого мышления, тогда малонастораживал, так как даже репродуктивное мышление направлено на получение идоказательство знания. Однако со временем схоластика начала тормозить развитиеновых знаний, приобрела догматический характер и превратилась в наборсиллогизмов, которые не позволяли опровергнуть старые, неправильные илиневерные в новой ситуации положения.
Посленачального этапа развития психология начала стремиться к тому, чтобы найти своеместо в исследовании души, определить тот круг вопросов, который может быть ейотдан богословием. Естественно, что это привело частично к пересмотру предметапсихологии — в содержании души была выделена особая категория, подлежащаянаучному исследованию. Необходимость выделиться из богословия привела кпоявлению теории двух истин, которая утверждала, что истина знания и истинаверы не совпадают между собой и не противоречат друг другу, как двепараллельные прямые, эта теория была сформулирована в IX-Х веках арабскимученым  Ибн Синой и вскоре получилаширокое распространение в Европе. Несколько позже, в XII-XIII веках, впсихологии возникло направление, получившее название деизм, которое утверждало,что существуют две души — духовная (ее изучает богословие) и телесная, которуюизучает психология. Таким образом, появился предмет для научного изучения. [6,23]
Одним из первых термин «душа» в своих философских рассуждениях сталиспользовать Гераклит Эфесский. Ему принадлежит знаменитое высказывание,справедливость которого очевидна и сегодня: «Границ души тебе не отыскать, покакому бы пути ты ни пошел: столь глубока ее мера». В этом афоризмезафиксирована сложность предмета психологии. Современная наука по-прежнемудалека от постижения тайны человеческой души, несмотря на все накопленныезнания о психическом мире человека.
Первым специальным психологическим трудом можно считать трактатгреческого философа Аристотеля «О душе».        
Сам термин «психология» появляется значительно позднее. Первые попыткиввести термин «психология» могут быть датированы концом XV века. В названиисочинений (тексты которых не дошли до наших дней) далматинского поэта игуманиста М. Марулича впервые, насколько можно судить, употребляется слово«психология», Авторство термина часто приписывают Ф. Меланхтону, немецкомупротестантскому богослову и педагогу, сподвижнику Мартина Лютера. Лексикографияприписывает образование этого слова Меланхтону, который написал его на латыни(psychologia). Но ни один историк, ни один лексикограф не нашел точной ссылкина это слово в его произведениях». [2, 9] В 1590 году вышла книга РудольфаГеккеля (Гоклениуса), в названии которой на греческом языке также используетсяэто слово. Название труда Геккеля, в котором собраны высказывания многихавторов о душе, «Психология, то есть о совершенстве человека, о душе и, преждевсего, о возникновении ее...». Но общепризнанным термин «психология» становитсялишь в XVIII веке после появления работ X. Вольфа. Лейбниц в XVII векеиспользовал термин «пневматология». Кстати, работы самого Вольфа «Эмпирическаяпсихология» (1732) и «Рациональная психология» (1734) принято считать первымиучебниками по психологии, а по истории психологии — труд талантливого философа,последователя И. Канта и Ф.Г. Якоби, Ф.А. Каруса.
Предметпсихологии
В буквальном смысле слова психология — это учение о психике. Психея,   или  Психе,в  греческой  мифологии олицетворение души, дыхания. Психе отождествлялась с живым существом.Дыхание ассоциировалось с ветром, дуновением, полетом, вихрем, поэтому душаобычно изображалась порхающей бабочкой или летящей птицей. По Аристотелю, Психеи есть «душа» и «бабочка». На основе различных мифов о Психее римский писатель Апулейсоздал книгу «Метаморфозы», в которой в поэтической форме представил странствиячеловеческой души в поисках любви.  
Важно отметить, что понятие «душа» у всех «племен и народов»ассоциируется с внутренним миром человека — его сновидениями, переживаниями,воспоминаниями, мыслями, чувствами, желаниями. М.С. Роговин отмечает, чтопонятие души возникает у всех народов как обобщение и сведение к некоторомунаглядному образу того, что мог охватить ум древнего человека в смысле психики.В связи с понятием души человек подошел к понятию движущей причины, источникадействия, к понятию живого в его противопоставлении неживому.   Первоначально   душа  еще   не   была  чем-то   чуждым   телу, какой-то иной сущностью, а выступалакак двойник человека с теми же потребностями, мыслями и чувствами, поступками,как у самого  человека.   «Понятие о душе  как  о совершенно иной сущности возникло впоследствии, когда вместе с развитием общественногопроизводства и дифференциацией общественных отношений,   вместе с   развитием  религии,  а  затем  и философии душа начинает трактоваться как нечто, принципиально отличноеот всего того,  что существует в реальноммире». [2, 10] Постепенно наглядный образ,   служащий  для обозначения души,  бледнеет, уступаяместо понятию бесплотной абстрактной силы, гетерогенной заключающему ее телу.
Таким образом, уже в донаучной психологии завершается отделение духовногоот материального, каждое из которых начинает выступать как некотораясамостоятельная сущность.
В течение многих веков душа являлась предметом рассуждений философов ибогословов. Никаких специальных исследований не проводилось: мыслителиограничивались рассуждениями, подбором соответствующих примеров, подтверждающихих выводы. Самонаблюдение не было систематическим, чаще всего оноиспользовалось для того, чтобы подтвердить справедливость умозрительныхпостроений, хотя справедливости ради, следует отметить, что отдельные авторы,например Августин Блаженный, были удивительно проницательны.
Французский философ Р. Декарт устранил понятие души как посредницы междудухом и телом. До Декарта душе приписывались воображение и чувство, которыминаделяли также животных. Декарт отождествил душу и ум, называя воображение ичувство модусами ума. Таким образом, душа оказалась связанной со способностьюмышления. Животные стали бездушными автоматами. Такой же машиной стало ичеловеческое тело. Устранение души в прежнем смысле (в каком она понималась всредневековой и в античной философии) позволило Декарту противопоставить двесубстанции: мыслящую и протяженную (дух и материю). Декарт вошел в историюфилософии и психологии как создатель дуалистической концепции,противопоставившей телесное и духовное. Позже сформировалось понятие осознании, под которым подразумевалось, согласно Декарту, «все то, чтопроисходит в нас так, что мы сами непосредственно это в себе воспринимаем».Заметим, что самого термина «сознание» Декарт не использовал, предпочитаяговорить про дух. Декарт заложил основы понимания сознания как замкнутого всебе внутреннего мира. Он же предложил идею метода психологии: внутренний мирможет изучаться с помощью интуиции (самонаблюдения). Так появляется метод,получивший впоследствии наименование интроспекция (от латинского «смотрювнутрь, всматриваюсь»). Достоинством этого метода (как полагали сторонникиинтроспекции) является то, что он позволяет получить достоверное, очевидноезнание. Во всяком случае, это следовало из декартовской философии. [4, 11]
Предмет психологии неоднократно менялся. После Декарта психология былапсихологией сознания. Возникшая во второй половине XIX века научная психологиятакже была психологией сознания. Вундт рассматривал психологию как науку онепосредственном опыте. Многие психологи XIX века исходили из того, чтосамонаблюдение, интроспекция является основным методом психологии. Среди них В.Вундт, Ф. Брентано, У. Джемс и др., хотя сам метод они трактовали по-разному.Исторический путь психологии показал, что самонаблюдение все же не может бытьисточником достоверных знаний о психике. Во-первых, оказалось, что процедураинтроспекции чрезвычайно субъективна: как правило,  испытуемый в своем отчете обнаруживал именното, что интересовало исследователя и соответствовало его теоретическимпредставлениям. Во-вторых, после работ французских психиатров Ж.М. Шарко, И.Бернгейма и особенно австрийского психиатра и психолога 3. Фрейда сталосовершенно ясно, что сознание — это не вся психика. Кроме осознаваемогочеловеком существуют многочисленные психические явления, которые им неосознаются, поэтому метод самонаблюдения бессилен перед бессознательным.В-третьих, необходимость исследовать психику животных, маленьких детей,психически больных заставляла обходиться без метода самонаблюдения.В-четвертых, работы психоаналитиков показали: то, что осознается человеком,часто является рационализацией, результатом работы защитных механизмов, то естьискаженным восприятием, а вовсе не достоверным знанием.
Несостоятельность интроспективной психологии сознания побудила однихпсихологов (представителей глубинной психологии, психоанализа) обратиться кисследованию бессознательного, других заняться изучением поведения, а несознания (бихевиористов, представителей объективной психологии).
Возникновение этих школ и направлений в психологии привело к открытомукризису в психологии. Вся психология распалась на несколько школ, междукоторыми не было точек соприкосновения и которые исследовали разные предметы ииспользовали различные методы.
Сходные проблемы стояли перед отечественными психологами. В 1920—1930-х годахзакладываются методологические основы советской психологии,   формулируютсяметодологические  принципы.  Особенно велика заслуга в деле становления отечественной   психологической   науки  таких   ученых,   как  М.Я.   Басов, Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др., в работах которых оформились положения,продуктивно развивавшиеся в течение последующих десятилетий. В монографии М.Г.Ярошевского   «Наука   о  поведении:   Русский   путь»  прослежена история  формирования   отечественной   психологической   школы изучения поведения, во многомповлиявшей на психологические концепции советских психологов. Ограниченностькак субъективной, интроспективной, так и объективной, поведенческой психологиисоветские психологи сумели преодолеть с помощью категории  «деятельность».  В работах С.Л.  Рубинштейна  был сформулирован принцип  «единства сознания и деятельности»,  давший методологическую основу для опосредствованного исследования психики. Большоезначение имели также методологические принципы развития психики в деятельности,детерминизма и др. [6, 34]
Потребовалось значительное время для того, чтобы прийти к выводу:расхождение между школами в мировой психологии имеет частный характер исвидетельствует, что предмет психологии следует понимать более широко, включаяв него и внутренние субъективные феномены, в которых субъект может дать себеотчет, и поведение человека, имеющее психологическую «составляющую», и феноменынеосознаваемой психики, которые также могут проявляться в поведении.
Накопленные психологией XX века данные свидетельствовали также о том, чтоособенности поведения и психического склада человека зависят не только отнервной системы, но и от «конституции» человека, то есть, в конечном счете, отбиохимических процессов в организме. Таким образом, в психологию возвращаласьдавняя мысль, согласно которой между психическим и телесным в живом организмесуществуют неразрывные связи.
К 1960-м годам психологи (как зарубежные, так и отечественные) пришли ккомпромиссу, который явно не формулировался (этому мешали идеологическиеразногласия), но по сути был достигнут: зарубежная психология изучалаповедение, опосредованное психикой; отечественная — сосредоточила основноевнимание на психике, проявляющейся и формирующейся в деятельности.
Психика — сложнейший феномен, возможно, самое сложное, что есть в мире.Поэтому дать исчерпывающее определение психики не представляется возможным.
Психика — субъективный внутренний мир человека, опосредующийвзаимодействие человека с внешним миром. Современными психологическимисловарями психика определяется как «форма активного отображения субъектомобъективной реальности, возникающая в процессе взаимодействиявысокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в ихповедений (деятельности) регулятивную функцию» [7, 291] и как «высшая формавзаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способностиреализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем». [2, 13]
Можно констатировать, что сегодня многие исследователи выражаютнеудовлетворенность существующим положением дел в научной психологии.Становится все более ясно, что понимание психики как чисто индивидуальногофеномена, свойства высокоорганизованной материи не отражает всей реальной сложностипсихического. После работ К.Г. Юнга и его последователей вряд ли приходитсясомневаться в трансперсональной природе психического. «Трансперсональнаяпсихология — это учение о трансперсональных переживаниях, их природе,разнообразных формах, причинах и следствиях, а также о тех проявлениях вобластях психологии, философии, практической жизни, искусства, культуры,жизненного стиля, религии и т.д., которые вдохновляются ими или которыестремятся их вызвать, выразить, применить или понять». Многие исследователиуказывают, что научный подход к изучению психики не является единственновозможным.   
Психология должна оставаться (в соответствии с этимологией) наукой опсихике. Только само психическое должно пониматься несколько иначе. Вообще,весь исторический путь научной психологии, если попытаться выразить его однойфразой, представляет собой расширение предмета психологии и усложнение объяснительныхсхем. Очевидно, в наше время психология в очередной раз должна изменитьпонимание своего предмета. Для этого необходимы преобразования внутри самойпсихологии. В первую очередь требуется новое, более широкое понимание предметапсихологии.
Психология, как мы уже говорили, — очень молодая наука. Поэтому,возможно, она еще не нашла своего подлинного предмета, и его обнаружение —задача психологии XXI века. Не будем забывать, что психология какфундаментальная наука должна внести свой решающий вклад в знание о мире. Безпсихологии невозможно создание научной картины мира. Юнг отмечал: «Мирпсихических явлений есть лишь часть мира в целом, и кое-кому может показаться,что как раз в силу своей частности он более познаваем, чем весь мир целиком.Однако при этом не принимается во внимание, что душа является единственнымнепосредственным явлением мира, а следовательно, и необходимым условием всегомирового опыта».[2, 15]
Задачи структура и методы современной психологии
В настоящее время наблюдается бурное развитие психологической науки,обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих переднею. Основной задачей психологии является изучение законов психическойдеятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительнорасширился фронт психологических исследований, появились новые научныенаправления и дисциплины. Изменился понятийный аппарат психологической науки,непрерывно появляются новые гипотезы и концепции, психология обогащается новымиэмпирическими данными. Б.Ф. Ломов в книге «Методологические и теоретическиепроблемы психологии», характеризуя современное состояние науки, отмечает, что внастоящее время «резко возрастает потребность в дальнейшей (и более глубокой)разработке методологических проблем психологической науки и ее общей теории». [6,38] Область явлений, изучаемых психологией, огромна. Она охватывает процессы,состояния и свойства человека, имеющие разную степень сложности — отэлементарного различения отдельных признаков объекта, воздействующего на органычувств, до борьбы мотивов личности. Одни из этих явлений уже достаточно хорошоизучены, а описание других сводится лишь к простой фиксации наблюдений. Многиесчитают, и это следует особо отметить, что обобщенное и абстрактное описаниеизучаемых явлений и их связей — это уже и есть теория. Однако этимтеоретическая работа не исчерпывается, она включает также сопоставление иинтеграцию накапливаемых знаний, их систематизацию и многое другое. Ее конечнаяцель состоит в том, чтобы раскрыть сущность изучаемых явлений. В этой связи ивозникают методологические проблемы. Если теоретическое исследование опираетсяна нечеткую методологическую (философскую) позицию, то возникает опасностьподмены теоретического знания эмпирическим.
В познании сущности психических явлений важнейшая роль принадлежиткатегориям диалектического материализма. Б.Ф. Ломов в уже упомянутой книгевыделил базовые категории психологической науки, показал их системнуювзаимосвязь, всеобщность каждой из них и, в то же время, несводимость их друг кдругу. Им были выделены следующие базовые категории психологии: категорияотражения, категория деятельности, категория личности, категория общения, — атакже понятия, которые по уровню всеобщности можно приравнять к категориям, —это понятия «социальное» и «биологическое». Выявление объективных связейсоциальных и природных свойств человека, соотношения биологических и социальныхдетерминант в его развитии представляет одну из труднейших задач науки.
Как известно, прежние десятилетия психология была преимущественнотеоретической (мировоззренческой) дисциплиной. В настоящее время ее роль вобщественной жизни существенно изменилась. Она все более становится областьюособой профессиональной практической деятельности в системе образования, впромышленности, государственном управлении, медицине, культуре, спорте и т.д.Включение психологической науки в решение практических задач существенноизменяет и условия развития ее теории. Задачи, решение которых требуетпсихологической компетентности, возникают в той или иной форме во всех сферахжизни общества, определяясь возрастающей ролью так называемого человеческогофактора. Под «человеческим фактором» понимается широкий кругсоциально-психологических, психологических и психофизиологических свойств,которыми обладают люди и которые, так или иначе, проявляются в их конкретнойдеятельности.

     Современная психология — интенсивноразвивающаяся область человеческого знания, тесно взаимодействующая с другиминауками. Поэтому, как и любое развивающееся явление, психология постоянноизменяется: появляются новые направления поиска, проблемы, реализуются новыепроекты, что часто приводит к возникновению новых отраслей психологии. Общимдля всех отраслей психологии является сохранение предмета: все они изучаютфакты, закономерности и механизмы психики (в тех или иных условиях, в той илииной деятельности, на том или ином уровне развития и т.д.).
Современная психология представляет собой не единую науку, а целыйкомплекс научных дисциплин, многие из которых претендуют на то, чтобы считатьсясамостоятельными науками. Различные авторы насчитывают до ста отраслейпсихологии. Эти научные дисциплины находятся на разных стадиях развития,связаны с различными сферами человеческой практики.
Ядром современной психологии является общая психология, которая изучаетнаиболее общие законы, закономерности и механизмы психики. Важнейшейпсихологической дисциплиной стала история психологии, в центре внимания которой— исторический процесс формирования и развития психологического знания.
Многочисленные отрасли психологии выделяются по различным основаниям.
Традиционно для классификации используются следующие основания:
1)                    психология,   психология  искусства,   психология спорта ит.п.);
2)                  (психология животных, сравнительная психология, психология развития,детская психология и т.п.);
3)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.