Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Особенности функциональных и дисфункциональных семей

Московскийгородской психолого-педагогический университет.
                 
            
                         Кафедра — Дифференциальнаяпсихология.
                            Курсовая работа натему:
                Особенности функциональной идисфункциональной  семей.
                                                                                         Выполнила студентка
                                                                                                       группа СП2-2
                                                                                                 Шевченко Вероника
                                                                                      научный руководитель                    старшийпреподаватель
                                                                            ЯкимоваТатьяна Владимировна.
                                    Москва2005год.
Содержание.
Введение                                                                                                            3
1.Основные понятия                                                                                         4
·       Определение семьи                                                                                      4
·       Функции семьи                                                                                             4
·       Структура семьи                                                                                           4
·       Динамика семьи                                                                                             5
2. Семейная система                                                                                                6
·       Законы функционированиясемейных систем                                            6
·       Жизненный циклроссийской семьи                                                           7
3.Нормальнофункционирующая семья                                                             10
·       Признакифункциональной семьи                                                             10
4.Дисфункциональная семья                                                                              11
·       Признакидисфункциональной семьи                                                      12
·       Нарушениежизнедеятельности семьи                                                     12
5.Семья – источник психической травмы                                                         13
·       Семейнаянеудовлетворенность                                                                 14
·       Семейная тревога                                                                                       15
·       Непосильноефизическое и психическое напряжение                             15
·       Состояниесемейной вины                                                                          16
5.Алкогольная семья как пример дисфункциональной семьи                         17
·       Характеристикасемей                                                                               17
·       Психологические особенностидетей                                                       18
·       Типология ролей,принимаемых на себя детьми                                     22
Заключение                                                                                                            25
Списокиспользуемой литературы                                                                       26
Введение.
Каковсмысл выражения «жить по-человечески»? Оно означает – понимать, ценить иразвивать свое тело, считать его красивым и полезным, реально и честнооценивать себя и окружающих, не бояться рисковать, творить, проявлять своиспособности, не бояться что-то изменить, когда ситуация этого требует, уметьприспособиться к новым условиям, сохраняя то старое, что еще мое пригодиться, иотбрасывая ненужное.
Еслисобрать все эти критерии воедино, получиться физически здоровый, умственноразвитый, чувствующий, любящий, веселый. Настоящий, творческий, продуктивныйчеловек. Человек, который способен самостоятельно удержаться на ногах, человек,который может по-настоящему любить и по-настоящему сражаться, совмещающий всебе нежность и твердость и осознающий разницу между ними. А потому успешнодостигающий своих целей. Семья – это фабрика, где формируется такой человек, ивзрослые формируют новых людей.[2]
Традиционномы воспринимаем семью как место, где всегда можно найти любовь, понимание иподдержку. Даже когда вокруг все рушится – семья это пристанище, где можноотдохнуть, освежиться и набраться сил, чтобы лучше справляться с окружающимипроблемами. Но для миллионов неблагоприятных семей это только миф. Возможнопостроение семьи – это самое трудное дело на свете. Она предполагает совместноеусилия двух индивидуальностей, направленные на воспитание одного ребенка.
Традиционнов психологии значительная часть исследований посвящены семье и внутрисемейнымвзаимоотношениям, и день ото дня такие исследования становятся наиболееактуальными. В своей работе я дала краткое описание семьи, ее функций,закономерностей развития, а также как пример рассмотрела алкогольную семью ипсихологические особенности ребенка в такой семье. Я хотела показать, какотрицательно влияет на ребенка неблагоприятная атмосфера в семье, что каждыйродитель несет ответственность за своего ребенка.
 
1.Основныепонятия.
·       Семья  — это ячейка общества, важнейшая формаорганизации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях,т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами идругими родственниками, живущими вместе и ведущее общее хозяйство. Всякоеобразование должно иметь свои функции. Так и для  семьи можно их выделить. Далее приведеныосновные функции, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности семьи.
·       Функциисемьи.
Функциисемьи это  жизнедеятельность семьи,непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей еечленов,
1.     Воспитательная функция состоит в том, чтоудовлетворяется индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; вконтактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут реализоваться вдетях.
2.     Хозяйственно-бытовая функция заключается вудовлетворении материальных потребностей членов семьи; содействует сохранениюих здоровья, обеспечивает восстановление затраченных физических сил.
3.     Эмоциональная функция – удовлетворяет ее членампотребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке,психической защите. Содействует сохранению психического здоровья.
4.     Функция духовного (культурного) общения –удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовномобогащении, она играет роль в духовном развитии членов общества.
5.      Функциясоциального контроля – обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, вособенности теми, кто в силу различных обстоятельств не обладает в достаточнойстепени способностью самостоятельно строить свое поведение в полномсоответствии с социальными нормами.
6.     Сексуально-эротическая функция – удовлетворениесексуально-эротических потребностей членов семьи. Семья осуществляетрегулирование сексуально-эротического поведения ее членов, обеспечиваябиологическое воспроизводство общества.
Стечением времени происходят изменения в функциях семьи; одни утрачиваются,другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями. Функции могутутрачиваться не потому, что это требуют социальные условия, а потому что членысемьи не могут их выполнять.
Нарушениефункционирования семьи – это такие особенности ее жизнедеятельности, которыезатрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Способность нарушенийможет носить широкий круг факторов: особенности личностей членов семьи ивзаимоотношения между ними, определенные условия жизни семьи. Помимо функцийсемья имеет свою структуру и динамику развития.
·       Структура семьи.
Структурасемьи это состав семьи и число ее членов, а также совокупность ихвзаимоотношений.
Сточки зрения структуры можно выделить семьи, где руководство сосредоточено вруках одного члена семьи, и семьи, где явно выражено  равное участие всех членов.
Впервом случае это авторитарная семья, в другом случае демократическая.
Наиболеераспространенная структура семьи в нашем обществе это семья, включающаявзрослых и детей, одного или двух.
Нарушениеструктуры семьи – это такие особенности, которые препятствуют или затрудняютвыполнение семьей ее функций. Например, неравномерность распределенияхозяйственно-бытовых обязанностей между супругами.
Вструктуре семьи выделяют следующие формы:
Ø Ядерная (нуклеарная), объединяющая два поколенияродители- дети.
Ø Расширенная нуклеарная это бабушки, дедушки,родители-дети.
Ø Большая, в которой группа кровных родственников,принадлежащих к разным поколениям и возглавляемых матриархом или патриархом,проживают совместно и имеют общую собственность.
Такжеможет выделить полную семью, если она состоит из двух родителей и детей инеполную при отсутствии одного из родителей, либо функционально неполную принеспособности одного из родителей выполнять свои родительские обязанности.
·       Динамика семьи.
Изучаядинамику семьи в первую очередь изучают различные системы основных этаповжизненного цикла семьи. Исследование жизненного цикла семьи начинается сизучения формирования семьи в период ухаживания и брака. После того как семьясформировалась, в большинстве случаев она расширяется за счет растущих в нейдетей, а затем, позже, сокращается, когда дети покидает дом. Дюваль, первымопубликовавший в 1950 году работу по проблемам развития семьи, подразделилжизненный цикл семьи на 8 стадий, и определил для каждой стадии задачи,связанные с развитием (таблица 1).
Таблица1.
Стадия.
Задачи, связанные с развитием.
1. Супружеские пары без детей
Брак, удовлетворяющий обоих супругов. Урегулирование вопросов, касающихся беременности и желания стать родителями. Вхождение в круг родственников.
2.Появление в семье детей (возраст старшего ребенка 30 месяцев)
Появление детей. Адаптация к ситуации их появления и забота о правильном развитии младенцев.
3.Семьи с детьми-дошкольниками (возраст старшего ребенка от 2 лет и 6 месяцев до 6 лет)
Адаптация к основным потребностям и склонностям детей-дошкольников с учетом необходимости содействия их развитию. Преодоление трудностей, связанных с усталостью и отсутствием личного пространства.
4.Семья с детьми (возраст старшего ребенка от 6 до 13 лет)
Присоединение к семьи с детьми школьного возраста.
Побуждение детей к достижению успехов в учебе.
5.Семьи с подростками (старшему ребенку от 13 до 20 лет)
Установление равновесия между свободой и ответственностью.
Создание круга интересов, не связанных с родительскими обязанностями, и проблемами карьеры.
6.Уход молодых людей из семьи (от ухода первого ребенка до момента, когда младший ребенок покинет дом)
Ритуализация освобождения молодых людей от родительской опеки.
Сохранение духа поддержки как основы семьи.
7.Средний возраст родителей (от «пустого гнезда» до ухода на пенсию)
Перестройка супружеских отношений.
Сохранение связей со старшим и младшим поколениями.
8.Старение членов семьи (от ухода на пенсию до смерти обоих супругов).
Решение проблемы тяжелой утраты и одинокой жизни.
Сохранение семейных связей и адаптация к старости.
Адаптация к уходу на пенсию.
[1]
2.Семейная система.
АннаВарга специалист по семейной системной терапии также занималась изучениемжизненного цикла семьи. В своих работах она пишет:
Семейнаясистема — это открытая система, она находится в постоянном взаимообмене сокружающей средой. Семейная система это самоорганизующаяся система, то естьповедение системы целесообразно, и источник преобразований системы лежит внутриее самой (Черников, 1997). Исходя из этого понятно, что люди, составляющиесемью, поступают так или иначе под влиянием правил функционирования даннойсемейной системы, а не под влиянием своих потребностей и мотивов. Системапервична по отношению к входящему в нее элементу. Ясно, что объектомпсихотерапевтического воздействия является вся семейная система целиком, а неотдельный человек, элемент этой системы. Рассмотрим общие принципыфункционирования семейных систем.
·       Законы функционирования семейных систем
Жизньсемейной системы подчиняется двум законам: закону гомеостаза и закону развития.Закон гомеостаза гласит: всякая система стремится к постоянству, кстабильности. Для семьи это означает, что она в каждый данный момент временисвоего существования стремится сохранить status quo. Нарушение этогостатуса всегда болезненно для всех членов семьи, несмотря на то, что событиямогут быть и радостными, и долгожданными, например, рождение ребенка, распадмучительного брака и т.п. Закон постоянства обладает огромной силой. Какпоказали исследования Джея Хейли (Haley, 1980), благодаря стремлению недопустить ухода повзрослевшего ребенка из семьи и тем самым сохранить семейнуюструктуру родители способны терпеть любое психопатологическое поведение подростка к полному изумлению всех посторонних.Одновременно действует закон развития: всякая семейная система стремится пройтиполный жизненный цикл. Было замечено, что семья в своем развитии проходитопределенные стадии, связанные с некоторыми неизбежными объективнымиобстоятельствами. Одним из таких обстоятельств является физическое время.Возраст членов семьи все время меняется и обязательно меняет семейную ситуацию.Как было показано Эриком Эриксоном, каждому возрастному периоду в жизничеловека соответствуют определенные психологические потребности, которыечеловек стремится реализовать. Вместе с возрастом меняются и запросы к жизнивообще и к близким людям в частности. Это определяет стиль общения исоответственно саму семью. Рождение ребенка, смерть старого человека — всеэто существенно меняет структуру семьи и качество взаимодействия членов семьидруг с другом.
Семья— как река, в которую никогда нельзя войти дважды.
·       Рассмотримжизненный цикл российской семьи.
1. Первая стадия жизненного цикла— это родительская семья со взрослыми детьми. Молодыелюди не имеют возможности пережить опыт самостоятельной, независимой жизни. Всюсвою жизнь молодой человек — элемент своей семейной системы, носитель ее норм иправил, ребенок своих родителей. Обычно у него нет ясного представления о том,что было достигнуто в его жизни лично им самим, ему трудно выработать чувстволичной ответственности за свою судьбу. Он не может проверить на практике теправила жизни, стандарты и нормы, которые получил от родителей, и часто неможет выработать свои правила. Self-made-man, то есть человек, сделавший себясам, — явление редкое.
2. На второй стадии жизненного цикласемьикто-то из молодых людейзнакомится с будущим брачным партнером, женится и приводит его в дом своихродителей. Это существенная ломка правил родительской семьи. Задача оченьсложная — создать маленькую семью внутри большой. Молодые люди должныдоговориться не только друг с другом о том, как они будут жить вместе, по какимправилам (ср. вторую и третью стадии нуклеарной семьи). Они еще должныдоговориться с родителями, вернее, передоговориться о том, как они будут ладитьдруг с другом. Патриархальные правила предлагают вариант такого договора:молодой супруг или супруга входит в большую семью на правах еще одного ребенка— сына или дочери. Родителей мужа или жены предлагается называть “мама” и“папа”. Тогда молодые супруги как бы и не супруги, а вновь обретенные брат ссестрой. Не всякая молодая семья готова к такому сценарию отношений. Хорошо,если супруги не готовы к этому вместе, гораздо хуже, когда к этому не готовкто-то один. Тогда один член пары хочет быть мужем или женой, во-первых, асыном или дочерью, во-вторых, у другого же супруга приоритеты обратные.Конфликт, возникающий в этом случае, всем известен и часто выглядит как ссорамежду свекровью и невесткой или между зятем и родителями жены. На самом же делев основе его лежит конфликт ролевых приоритетов у супругов.
Новаяподсистема, прежде всего, нуждается в сепарации, старая система, подчиняясьзакону гомеостаза, хочет сохранить все, как было. Таким образом, создаетсяпарадоксальная ситуация: брак как бы есть, и в то же время его и нет. Ситуациямучительная для всех. Например, в одной семье мать мужа держала свои вещи встенном шкафу той комнаты, где жил молодой человек еще с той поры, когда он былребенком. Когда он женился, она не изменила своих привычек, да и новый шкафнекуда было ставить, да и денег на него не было. Мать заходила в комнату кмолодоженам в любое время за своими вещами. Неудивительно, что молодые люди несмогли сохранить свой брак. Вторжение в жизнь молодых супругов совсемнеобязательно сопровождается конфликтными, плохими отношениями в семье. Однанежная мать была очень рада женитьбе своего сына и ночью приходила в комнату кмолодым, разумеется, без стука, “чтобы полюбоваться на этих голубков”.
3. Третья стадия семейного цикласвязана с рождением ребенка. Это также кризисныйпериод для всей системы. Опять необходимо договариваться о том, кто что делает,и кто за что отвечает. В семьях с размытыми границами подсистем и невнятнойорганизацией нередко плохо определены семейные роли. Например, не ясно ктофункциональная бабушка, а кто функциональная мама, то есть, кто фактическиосуществляет заботу, уход, выращивание ребенка. Часто эти роли спутаны, иребенок — скорее сын или дочь бабушки, а не матери. Собственные родителиребенку — скорее старшие брат и сестра. Мать и отец работают, а бабушка напенсии. Она много времени проводит с ребенком, а при этом отношения матери ибабушки могут быть совсем не хорошими. Это обстоятельство не может неотражаться на ребенке. Нередко он включается в борьбу. Моя коллегаМ. Арутюнян рассказывала случай из своей практики, прекрасноиллюстрирующий это положение.
Семьяобратилась по поводу плохого поведения девочки одиннадцати лет, которая веласебя агрессивно по отношению к своей бабушке. Семья состояла из трех женщин:бабушки, матери и девочки — идентифицированного пациента. У бабушки и материбыли тяжелые конфликтные отношения. Однажды зимой девочка заперла бабушку набалконе и долго не пускала ее в комнату. После этого эпизода семья решилаобратиться к психотерапевту. Когда мама рассказывала, как дочка обижаетбабушку, глаза ее горели торжеством. Дочь совершила в жизни то, чего мать немогла себе позволить.
4. На четвертой стадиипоявляется второй ребенок в семье. Как и в западном аналоге,эта стадия достаточно мягкая, так как она повторяет во многом предыдущую стадиюи ничего кардинально нового, кроме детской ревности, в семью не вносит.
5. На пятой стадииначинают активно стареть и болеть прародители. Семьяопять переживает кризис. Старики становятся беспомощными и зависимыми отсреднего поколения. Фактически они занимают позицию маленьких детей в семье,сталкиваясь, однако, чаще с досадой и раздражением, чем с любовью. Из стариковполучаются нежеланные и нелюбимые дети, в то время как всем ходом предыдущейжизни они привыкли быть главными, принимать решения за всех, быть в курсе всехсобытий. Это стадия очередного пересмотра договора, мучительная для всех. Вкультуре существует стереотип “хорошей дочери (сына)”: это тот, кто на старостилет поднесет своим родителям стакан воды. Старики, у которых нет близких,достойны сожаления, так как “некому подать им стакан воды”. Упрек плохим детям:“Некого попросить подать стакан воды”. То есть в общественном сознании нетмодели одинокой и самостоятельной жизни стариков. Считается недостойнымпозволить умереть своим старикам вне дома, поместить в дом для престарелых, вовремя болезни особой доблестью считается лечить старого человека дома, неотдавать в больницу.
Нередкоэтот период в жизни старших членов семьи совпадает с периодом половогосозревания детей. В такой семье он проходит иначе, чем в нуклеарной. Могутвозникать коалиции стариков с подростками против среднего поколения; например,старики покрывают поздние отлучки и школьные неуспехи подростков.
Вто же время у среднего поколения есть хорошая управа на подростков. Больныестарики в доме требуют ухода и присмотра. Эту обязанность вполне можно передатьподросткам, привязав их к дому, лишив вредной уличной компании, замедливпроцесс построения их идентичности.
6. Шестая стадияповторяет первую. Старики умерли, и перед нами семьяс взрослыми детьми. Нередко это минимально возможный размер российской семьи.
Основныеособенности российской семьи заключаются в том, что
·семья, как правило, является не нуклеарной, а трехпоколенной;
·материальная и моральная зависимость членов семьи друг от друга очень велика;
·границы семейной системы имеют некоторые особенности; как правило, они неадекватны требованиям оптимальной организации;
·часто все вышеуказанное приводит к явлению слитности, спутанности семейныхролей, невнятному разделению функций, необходимости все время договариваться иневозможности договориться надолго, замещению, когда каждый в семье можетфункционально быть каждым и одновременно никем. Например, в семье, где бабушкавоспитывает ребенка, она фактически является функциональной матерью своемувнуку; муж и жена делят постель, связаны интимными отношениями, но могут бытьпри этом не связаны отношениями заботы и близости, потому что муж духовно иэмоционально ближе к своей матери. Он, прежде всего, заботиться о ее интересах.Функционально этот мужчина — муж своей матери и любовник своей жены. Семьяживет в основном на деньги мужа, но семейный бюджет распределяет та же бабушка,так что функционально она — глава семьи; индивидуальность и суверенностьпрактически отсутствуют. Молодое поколение гораздо теснее и жестче связано спредыдущим поколением, чем на Западе; традиционность, преемственность иодновременно конфликтность выражены очень явно. Каждый член семьи находится вежедневном контакте с большим количеством близких людей. Он включен в разныенепростые отношения, одновременно выполняет много социальных ролей, часто плохостыкующихся друг с другом. Социальная грамотность, в определенном смыслеизворотливость и одновременно диалогичность — это то, что ребенок усваиваеточень рано. При такой семейной организации основным часто является вопрос овласти. Он решается в контексте любого общения: папа запрещает, а мамаразрешает что-то ребенку; все это делается при ребенке и сообщение при этомтакое: “Ребенок слушается меня, а не тебя, значит, я главнее”.
Такимобразом, любая семейная система стремится пройти свой жизненный цикл всоответствии с законом развития систем. В то же время каждая стадия жизненногоцикла семьи стремится остановиться навсегда, никогда не меняться, согласнозакону гомеостаза.[7] Такой цикл обычно проходит нормально-функционирующаясемья.
  3. Нормально функционирующая семья.
·       Нормальнофункционирующая семья это семья, которая ответственно и дифференцированновыполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте иизменениях как семьи в целом, так и каждого члена.
Ледерери Джексон выдвинули такую точку зрения, что хороший брак имеет следующие признаки:
— толерантность.
-уважение друг к другу.
-честность.
-желание быть вместе.
-сходство интересов и ценных ориентаций.
А.Н.Обозовсчитает, что стабильный брак обуславливается совпадением интересов и духовныхценностей супругов и контрастностью их личностных качеств.
·       Признаки функциональной семьи.
üПроблемыпризнаются и решаются.
üПоощряютсясвободы (свобода восприятия, мысли и обсуждения, свобода иметь свои чувства,желания, свобода творчества)
üКаждый член семьиимеет свою уникальную ценность, различия между членами семьи высоко ценятся.
üЧлены семьи умеютудовлетворять свои потребности.
üРодители делаютто, что говорят.
üРолевые функциивыбираются, а не навязываются.
üВ семье естьместо развлечениям.
üОшибки прощаются,на них учатся.
üГибкость всехсемейных правил, законов, возможность их обсуждения.
Но еслифункционирование семьи нарушается. То здесь мы уже будем говорить одисфункциональной семье.
4.Дисфункциональныесемьи.
Дисфункциональнаясемья это такая семья, в которой одна или несколько функций нарушены илиотсутствуют. Дисфункциональная семья оказывается неспособной удовлетворятьпотребности друг друга в духовном личностном росте. В результате исследованиямотивов вступления в брак в дисфункциональных семьях удалось выявить следующуютенденцию.

п/п.
Мотивы вступления в брак в дисфункциональной семье.
Количество опрошенных супругов N=326.
Количество опрошенных.
Процент.
1.
Бегство от родителей.
160
50
2.
Долженствование/вступление в брак из чувства вины.
156
49
3.
Одиночество.
85
26,6
4.
Следование традиции (инициатива родителей)
80
25
5.
Любовь.
31
9,5
6.
Престиж,  поиск материальных благ.
17
5.2
7.
М
Мотивбегство от родителей часто означает пассивный протест против власти родителей,неспособных воспринимать жизнь во всей ее реальной полноте.
В работе с дисфункциональными семьями встречаютсяследующие проблемы.
1.     Ошибочный выбор партнера. Ожидание того, что муж/женабудут напоминать отца/мать.
2.     Незавершенные отношения с родительской семьей. Супругивместо обсуждения проблемы друг с другом обращаются к родителям.
3.     Утрата иллюзий («синдром утопий»). Супруги считают,что женились по любви и ради любви, но счастья нет. На самом деле в ихотношениях преобладает не реальная оценка эмоциональной составляющей, апреувеличение сексуальных фантазий. Потребность в опеке и доминированииоказались важнее реальных сексуальных отношений.
4.     Переживание растерянности. Почему мы живем вместе?Потому что хотим или обязаны?
5.     Супружеская измена и угроза развода.
6.     Гражданский брак как попытка избежать ответственности(юридической, финансовой).
Воспитаниев дисфункциональной семье подчиняется определенным правилам. Вот некоторые изних: взрослые — хозяева ребенка; лишь взрослые определяют, что правильно, чтонеправильно; родители держат эмоциональную дистанцию; воля ребенка,расцениваемая как упрямство, которая должна быть сломлена и как можно скорее.[1]
·       Признаки дисфункциональной семьи.
1.Отрицание проблем и поддержание иллюзий.
2.Вакуум интимности
3.Замороженность правил и ролей
4.Конфликтность во взаимоотношениях
5.Недифференцированность «я» каждого члена («Если мама сердится,то сердятся все»)
6.Границы личности либо смешаны, либо наглухо разделены невидимой стеной
7.Все скрывают секрет семьи и поддерживают фасад псевдоблагополучия
8.Склонность к полярности чувств и суждений
9.Закрытость системы
10.Абсолютизирование воли, контроля. [7].
Дисфункциональнойсемья становится если нарушается ее жизнедеятельность.
·       Нарушение жизнедеятельности семьи.
Напротяжении всего жизненного цикла семья постоянно сталкивается с самымиразличными трудностями и неблагоприятными условиями. Исследования в областифункционирование семьи идут в двух направлениях:
1.     исследование семьи в условиях трудностей, возникающихв силу неблагоприятных воздействий (социальные процессы, войны, стихийныебедствия).
2.     Изучение нормативных стрессоров – трудностей,встречающихся в обычных условиях, связанны с прохождением семьи через основныеэтапы жизненного цикла, а также возникающих, когда что-то нарушает жизнь семьи:длительные разлука, развод, смерть и.т.д.
Всеэти обстоятельства приводят к многочисленным сложным последствиям – кпроявлениям нарушений в жизни семьи. Многочисленные трудности, которыевозникают перед семьей можно разделить, прежде всего, по силе и длительностивоздействия. Особое значение имеют две группы семейных трудностей:
        -острые (в том числе сверхсильные)-  смерть, арест, болезнь
        — хронические  — физические и психические нагрузки,сложности при решении бытовых проблем, конфликт между членами.
Можновыделить следующие группы трудн


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.