Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Предпринимательская деятельность политической партии

МитинГ.Н.
Политическаяпартия – это общественное объединение, целями которого, согласно абзацу 2 ч.4ст. 3 Федерального закона от 1.07.2001 N 95-ФЗ “О политических партиях”[1](Далее Закон о политических партиях), являются:
формированиеобщественного мнения;
политическоеобразование и воспитание граждан;
выражениемнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений досведения широкой общественности и органов государственной власти;
выдвижениекандидатов на выборах в законодательные (представительные) органыгосударственной власти и представительные органы местного самоуправления,участие в выборах в указанные органы и в их работе.
Этоколлективный участник политического процесса, его основной целью являетсяполучение власти, а не прибыли. Однако для обеспечения относительной финансовойсамостоятельности и ведения нормальной политической деятельности политическойпартии необходимо заниматься хозяйственной деятельностью[2], в том числе ипредпринимательской.
СогласноЗакону о политических партиях политическая партия является юридическим лицом.Юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве цели своейдеятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками, являютсянекоммерческими организациями. Предпринимательская деятельность партиирегулируется Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ“О некоммерческих организациях”[3] (Далее Закон о некоммерческих организациях)и соответственно Федеральным законом от 1.07.2001 N 95-ФЗ “О политическихпартиях”. В Законе о некоммерческих организациях дано определениепредпринимательской деятельности некоммерческой организации. Это приносящееприбыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческойорганизации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных инеимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие втовариществах на вере в качестве вкладчика.[4] Законодательством РоссийскойФедерации могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую деятельностьнекоммерческих организаций отдельных видов. Такие ограничения установлены вЗаконе о политических партиях, в частности политическая партия и её структурныеподразделения вправе осуществлять только те виды предпринимательскойдеятельности, которые перечислены в законе, а именно:
а)информационная, рекламная, издательская и полиграфическая деятельность дляпропаганды своих взглядов, целей, задач и обнародования результатов своейдеятельности;
б)изготовление и продажа сувенирной продукции с символикой и (или) наименованиемполитической партии, а также изготовление и продажа издательской иполиграфической продукции. Продажей “сувениров” активно занимаетсяЛиберально-демократическая партия России. На её сайте предлагается большойассортимент товаров – именно товаров – с логотипом партии: от водки до книг. Навстречах с электоратом, конечно, все сувениры раздаются бесплатно – этимзанимаются все политические партии. Продавать своим сторонникам как-тонеудобно, а что-то и даром не возьмут.
в)продажа и сдача в аренду имеющегося в собственности политической партиидвижимого и недвижимого имущества.
Партияне может принимать участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере вкачестве вкладчика, не может заниматься иной производственной деятельностью,кроме как указанной в законе, и оказывать платные услуги, например,организовать бесплатные семинары по обучению политической культуре.
Информационной,рекламной, издательской и полиграфической деятельностью партия может заниматьсялишь для собственных нужд. Она может учредить издательство, информационноеагентство или полиграфическое предприятие, свои СМИ. Как правило, у каждойуважающей себя партии есть газета либо информационный лист, которые являютсядополнительным рупором политических идей. Это и пропагандистский инструмент, иисточник информации положении дел в партии как для её членов и сторонников, таки для остальных людей. В Законе о политических партиях нет ограничения наимущество политической партии. В собственности политической партии можетнаходиться любое имущество, необходимое для обеспечения ее деятельности.Собственником имущества политической партии, в том числе имущества еерегиональных отделений и иных структурных подразделений, является политическаяпартия в целом. Члены политической партии не имеют прав в отношении имуществаполитической партии. Региональные отделения и иные зарегистрированные структурныеподразделения политической партии обладают правом оперативного управленияпартийным имуществом. Как видно из текста закона данные структурныеподразделения должны иметь также статус юридического лица. А.А. Иванов, доцентюридического факультета СпбГУ, в своей статье “Политическая партия какюридическое лицо”[5] пишет, что такое положение “не вполне укладывается в рамкидействующего ГК. Согласно ст. 296 ГК право оперативного управления могут иметьлишь казенные предприятия и учреждения. И список таких субъектов, вроде бы,закрытый”. Хотя статья 296 посвящена только праву оперативного управленияказенного предприятия и учреждения, из её текста не вытекает, что таким правомобладают только данные субъекты. О праве на имущество общественной организацииеё структурных подразделений – юридических лиц, а они, кстати говоря, филиаламии представительствами не являются[6], в Гражданском кодексе ничего не сказано.То никакого противоречия с Гражданским кодексом нет, просто используетсяудобная конструкция для определения вышеуказанного права. И если бы данныйвопрос не был урегулирован нормативными правовыми актами прямо, то, как мыполагаем, использовалась бы эта либо иная существующая конструкция по аналогии,которую Гражданский кодекс разрешает (статья 6 Гражданского кодекса).
Имуществополитической партии используется только для реализации целей и решения задач,предусмотренных уставом и программой политической партии. Оружие и боеприпасы,например, не могут находится в собственности политической партии.
Партияможет приобретать и реализовывать ценные бумаги.
Предпринимательскаядеятельность политической партии выполняет две основные функции:
— финансовую. Партия участвует в хозяйственном обороте, получает доход от продажии сдачи в аренду имущества.
— информационную. Продажа сувенирных изделий, полиграфической продукции создаётрекламу партии. О её существовании узнаёт большее количество людей. Станут лиони сторонниками или членами партии – это зависит уже от содержания продукции.
Доходыот предпринимательской деятельности политической партии, ее структурныхподразделений не могут перераспределяться между членами политической партии идолжны использоваться только в целях, предусмотренных ее уставом.
Имуществои доходы политической партии учитываются на её балансе. Все результатыпредпринимательской деятельности политической партии и её структурныхподразделений должны быть отражены в сводном финансовом отчете политическойпартии и финансовых (бухгалтерских) отчетах ее региональных отделений и иныхзарегистрированных структурных подразделений (п.6 ст. 31 Закона о политическихпартиях). Партия обязана ежегодно не позднее 20 марта года, следующего заотчетным годом, представлять в налоговые органы Российской Федерации сводныйфинансовый отчет о поступлении и расходовании средств в отчетном году. Этотсводный финансовый отчет политической партии должен содержать сведения обисточниках и о размерах денежных средств, поступивших на счета политическойпартии, ее региональных отделений и иных зарегистрированных структурныхподразделений в отчетном году, о расходовании этих средств, а также обимуществе политической партии с указанием его стоимости и сведений о егогосударственной регистрации. Порядок и форма заполнения сводного финансовогоотчета установлены Приказом МНС РФ от 31.01.2003 N БГ-3-06/41[7]. Отчет орезультатах предпринимательской деятельности политической партии являетсячастью сводного финансового отчёта (Приложение № 5 к разделу 3) и заполняетсяприменительно к порядку, установленному Инструкцией по заполнению декларации поналогу на прибыль организаций, утвержденной Приказом МНС России от 29.12.2001 NБГ-3-02/585[8]. Ответственность за состояние учета, своевременное представлениебухгалтерской и статистической отчетности, как правило, возлагается на главногобухгалтера ЦИК политической партии, компетенция которого определяетсязаконодательством Российской Федерации[9].
Проверкусводного финансового отчёта политической партии и финансовых отчётов еёструктурных подразделений, как и контроль за источниками доходов политическихпартий, их региональных отделений и иных зарегистрированных структурныхподразделений, размерами получаемых ими денежных средств и уплатой налоговосуществляют налоговые органы. Сводный финансовый отчет политической партииразмещается федеральным уполномоченным органом на специальном сайтеинформационно-телекоммуникационной сети общего пользования не позднее чем черездва месяца со дня представления политической партией указанного отчета вфедеральный налоговый орган.
Впроцессе осуществления предпринимательской деятельности[10] юридическое лицоможет быть реорганизовано. Реорганизация юридического лица (слияние,присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществленапо решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица,уполномоченного на то учредительными документами. Реорганизация политическойпартии может быть осуществлена только по решению её высшего руководящего органа– съезда. Порядок реорганизации может быть определён уставом политической партии.Например, в Уставе КПРФ о процедуре реорганизации практически ничего ненаписано. В Уставе партии СЛОН и партии “Единая Россия” сказано, что“реорганизация Партии (слияние, присоединение, разделение, выделение,преобразование) может быть осуществлена по решению Съезда Партии, если заданное решение проголосовало не менее двух третей зарегистрированных делегатов.[11]Реорганизация Партии осуществляется в порядке, определяемом действующимзаконодательством”. В Законе о политических партиях практически отсутствуютположения о порядке реорганизации политических партий, в пункте 2 статьи 45Закона о политических партиях дается ссылка на Гражданский кодекс РФ[12]. Всвязи с этим ЦИК РФ полагает, “что при реорганизации политической партии какюридического лица следует руководствоваться положениями статей 57-60Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующими порядок реорганизацииюридических лиц, внесенных в единый государственный реестр юридических лиц.
Этоозначает, в частности, что политическая партия вправе в соответствии свышеуказанными положениями Федерального закона принять решение о слиянии сдругой политической партией или о присоединении к другой политической партии”.Государственная регистрация политической партии или ее регионального отделения,иного структурного подразделения, создаваемых путем реорганизации,осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Огосударственной регистрации юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей», с учетом особенностей такой регистрации, установленныхЗаконом о политических партиях.
Такжепо решению съезда либо по решению суда политическая партия может бытьликвидирована. Следует заметить, что среди оснований для ликвидации партии порешению суда присутствует и “не участие в выборах” в течение 5 лет подряд.Признаки партии, участвующей в выборах даны в пункте 1 статьи 37 Закона ополитических партиях. Это в который раз подчеркивает основное назначениеполитической партии. Особенности государственной регистрации политическойпартии в связи с её ликвидацией расписаны в пункте 7 статьи 41 Закона ополитических партиях.
Вслучае ликвидации политической партии ее имущество после завершения расчетов поее обязательствам передается:
а)на цели, предусмотренные уставом и программой политической партии, еслиликвидация политической партии осуществлена по решению съезда политическойпартии;
б)в доход Российской Федерации, если ликвидация политической партии осуществленапо решению суда.
Любопытно,что политическая партия не может быть признана банкротом. Это обусловлено еёобщественным статусом, дабы не нарушать нормальный политический процесс. Хотяследовало бы ввести особую процедуру банкротства политической партии, когдаликвидация партии вследствие её несостоятельности наступает только после политического“банкротства”, то есть после проигрыша на ближайших выборах; до выборов партияпроходит стадии восстановительных процедур, особого наблюдения и т.п.[13]
Предпринимательскаяи иная хозяйственная деятельность, конечно, не является основной для политическойпартии, которая более озабочена политической борьбой, нежели конкуренцией натоварном рынке. Однако эта деятельность является важной гарантией финансовойсамостоятельности политической партии, а также позволяет оптимальноиспользовать партийное имущество ради достижения “заветной” цели.
Список литературы
[1]«Российская газета», N 133, 14.07.2001
[2]Не все политические партии занимаются таковой. К примеру, по утверждению Н.Злотина (политическая партия “Демократический союз”), “Дс не занимается хозяйственнодеятельностью”
[3]«Российская газета», N 14, 24.01.1996.
[4]п. 2 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях
[5]www.balfort.com
[6]Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 55 Гражданского кодекса.
[7]«Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительнойвласти», N 13, 31.03.2003
[8]«Российская газета», N 23, 06.02.2002
[9]Подобная формулировка прописана в уставах Политической партии “Единая Россия”,политической партии “Союз людей за образование и науку” и некоторых других.
[10]А политическая партия может быть реорганизована и по политическим мотивам.
[11]Для “Единой России” необходимо наличие кворума.
[12]Речь идёт о порядке передачи имущества политической партии в случае еёреорганизации.
[13]Процедуру банкротства можно было применить к Консервативной партии России: пословам её отца основателя, небезызвестного Льва Убожко, “у нас и денег нет”, “упартии нулевой баланс” (Из беседы Льва Убожко с корреспондентом А. Пятковским оситуации в Консервативной партии России // “Партинформ” № 5 (523) за 5 февраля2003 г.)
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта allpravo.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.