Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
Кафедра философии и культурологииРеферат по культурологии
“Особенности отношений междумужчиной и женщиной в цивилизации”Выполнила
Студентка 3-его курса ФСПН
Группы СР-31
Буторина А. А.Проверил
Шустров А. Г.
Ярославль
2001 год
Содержание.
Введение 3 1.Роль женщины и роль мужчины вцивилизации 42.Культура отношений между мужчиной и женщиной в России 113.Особенности отношений между мужчиной и женщиной в 21 в. 16
Заключение 18
Список литературы 20
Введение.
Вопросо том, разные, равноценные иравноправные ли мужчина и женщина или только разные, или только равноценные, а может быть разные, но неравноправные инеравноценные, на протяжении всей истории человечества волновали умы и сердца.Шло время, и менялись представления ороли женщины и роли мужчины в обществе. 20 век – век революций, в том числеи революции в отношениях мужчин иженщин. Это делает проблему взаимоотношений полов как никогда актуальной. Крометого, тема отношений мужчины и женщиныважна и для социальной работы как деятельности по гармонизации человеческихотношений — ее гендерного аспекта.
Поэтому в данной работе ставятся три основныезадачи: проследить, как менялисьотношения мужчины и женщины в цивилизации,каковы они на сегодняшний день, и какие они, возможно, будут в 21 веке.Отдельная глава посвящена особенностям взаимоотношений полов в России.
В качестве цели работы выступаетпоиск ответа на вопрос о равенстве (неравенстве) полов, о роли мужчины и роли женщины в цивилизации.
1. Роль женщины и роль мужчины вцивилизации.
Сразу необходимо отметить, что вся человеческая цивилизация являетсямужской цивилизацией.
Итак, первобытность. Земля ещё не обжиталюдьми. Это время равенства. Женщинагармонично живёт с мужчиной, потому чтоу них одни ценности и созидательные цели – освоить Землю, создать цивилизацию.Женщина в доклассовом обществепользовалась особо почетным положением – она мать, хранительница очага,собирательница плодов. Пока женщина рожала, кормила и занималась своимиженскими делами, мужчина охотился, а для этого изготовлял орудия охоты и многоедругое. Со временем он стал владельцем практически всех средств производства.Так, с развитием технологии и культуры возникает дисгармония в отношенияхполов. Первичное разделение труда и специализация внутри семьи приводят к ростувлияния мужского начала, преобладанияфизической силы и логического мышления над чувственной и образной натуройженщины. Из своего высокого положения хозяйки дома женщина попала в зависимостьк мужчине. Так сформировалась цивилизация мужчин, где женщине отводитсяприниженная роль. Патриархат –“это институализированная система иерархии полов,он связан с маскулинизированным типом экономического господства, который не разменял свое обличье в ходе истории – от феодализма до капитализма и социализма.Все экономические системы по-разному влияют как на зависимых мужчин, так и наженщин, причем женщины всегда оказываются в положении отставших”[1].
Тенденция отношения к женщине каксуществу низшему по рангу, чем мужчина прослеживается с самого зарожденияцивилизации и по сей день.
Еще со времен Платона обсуждалась проблема– что есть женщина? Сам Платон считал, что оба пола должны осваивать одни и теже занятия и ремесла, женщина даже должна наравне с мужчинами участвовать в войнах. Вместе с тем,предоставляя женщине равные права смужчиной, он утверждал, что мужчина во всем превосходит женщину, следовательно,о равноценности полов не могло быть и речи.
Кроме того, церковь выражала по этомуповоду категоричное мнение: Ева сделана из ребра Адама и после Адама и должнаповиноваться ему. Даже десятьзаповедей Ветхого завета предназначеныдля мужчин, а женщина в них упоминается наравне с вещью, скотом (Не желай домаближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни вола его, ниосла его, ни раба…).
В Средние века мужчина был объявленвысшей формой человеческой жизни, женщину, даже крещеную иногда даже непризнавали человеком. Собор христианской церкви более 1400 лет назадбольшинством лишь в один голос принял решение о том, что у женщины, существа,хотя и низшего, все же имеется некое подобие души. Поэтому если она и неполностью человек, созданный по образу и подобию Бога, но все же кое–что отчеловека у нее есть.
Значительно позже появились попыткидоказать с помощью науки приоритет мужчин во всем. Были даже исследователи,которые были твердо убеждены, что материнское чрево – лишь вместилище, гдеразвивается маленький человечек в виде семени-спермы.
К началу 20 века подобное отношение к женщине почти не изменилось. В 1912 годувышла нашумевшая книга О. Вайнингера “Пол и характер”, в которой авторутверждал: “Отношения мужчины к женщине уподобляются отношениям субъекта кобъекту. Она – вещь мужчины или вещь ребенка”.
Под влиянием идеологии патриархата, а,возможно, по причине привычки (или своей психологии) женщины долгое время маловозмущались против такого положения вещей, воспринимая его как должное.
Движение женщин за свои права возникаетотносительно поздно. “Впервые идеифеминизма были изложены О. де Гуж в «Декларации прав женщины и гражданки» (1792) и в книге Т. фонГиппеля «Об улучшении гражданских прав женщин» (1792). Представителифеминизма требовали обеспечения равенства полов посредствомсоциально-экономической и юридической реформ. В развитии идей феминизманемаловажную роль сыграл суфражизм начала 20 в. — движение за предоставление женщинам избирательных прав,которые открыли бы им доступ к политической деятельности, обеспечили социальное равенство.Получение женщинами США и Европыизбирательных прав, а также рост их занятости привели к спаду феминистского движения, которое вновь начинает активизироваться после окончания второймировой войны”[2].
“Ценности и представления, касающиеся роли женщины имужчины в обществе, и связанные с ними гендерные стереотипы и социальныеустановки регулируются на глубинном ментальном уровне общественного сознания.Этот уровень, наиболее стабильный, уходит корнями в далекое прошлое, передаетсяиз поколения в поколение. Он формируется в ходе долгой истории развитияобщества и имеет самые различные аспекты: исторический, социальный,экономический, культурный, религиозный, политический.
Средифакторов, влияющих на формирование гендерного поведения и стереотипов, наиболеесущественными оказываются язык, игры, школа, религия, СМИ. Исследование американских женских журналов с1940-х по 1970-е годы показало, что наиболее пропагандируемой добродетельнойженской ролью в обществе была роль матери, жены, домохозяйки с полной зависимостьюот мужа и безраздельным служением традиционной семье. Под традиционной семьейдаже американцы понимают семью, в которой обязательно есть дети, жена неработает, а материальное обеспечение лежит на отце.
Наличие детей способствует повышению статуса женщины вобществе, свидетельствует о ее личностной зрелости; нежелание иметь детейрассматривается как эгоизм, а готовность пережить трудности, страдания ипожертвовать чем-либо ради детей является свидетельством сильного характера,целостности. Во многих развитых странах быть матерью хотят большинство женщин,это престижно и даже романтично. В Америке с прошлого века сохранилась традицияпраздновать День матери. В России этот праздник был введен не так давно, но и всоветское время женщина могла получить орден «Мать-героиня».
В это жевремя в советской литературе положительным считался образ женщины, обязательноработающей, причем интенсивно и с ориентацией на результат, а не с целью найтисебе мужа. И такая положительная женщина в конце концов обязательновознаграждалась мужем и (или) ребенком, если в начале истории их у нее не было(наиболее яркий фильм про женское счастье в советской стране — «Москваслезам не верит»).
Однако в мире за последнее время отношение к людям,не испытывающим желания иметь детей, значительно изменилось.
Тем не менее, роль жены и матери является основнойдля большинства женщин, а роли незамужней женщины, разведенной, бездетной,делающей карьеру рассматриваются как отрицательные.
Хотя сегодня общество более открыто для женщины, некаждая может позволить себе свободу выбора жизненного сценария. Например, оченьчасто женщины идут работать в силу экономической необходимости и лишь добавляютк своей роли домашней хозяйки дополнительные обязанности. Женщина, сочетающаяработу вне дома с домашней, — распространенное явление (а в России и подавно),однако долг жены и матери всегда оценивается как самый важный”.[3]
В современном обществе женщина, добившись права натруд наравне с мужчинами, все жеиспытывает значительные нападки с их стороны на работе. Таким образом, ещеодним полем битвы между полами стал рынок труда. Здесь борьба женщин ведется заправо на получение работы, равенствовозможностей продвижения по ступеням карьеры, равную оплату за равный труд. Таким образом, феминизмвызывает существенные и необратимые изменения в жизни женщины, во всем, что имеет отношение к еесоциальному статусу, ее месту в обществе. Воздействие политических,экономических, социальных изменений на положение женщин было очень противоречивым. Традиционноженщину возводили на пьедестал, виделиее роль главным образом в создании и сохранении семейного очага, в воспитании детей. Но это не мешалоиспользовать женский труд на тяжелых работах и закрывать глаза на неравенство в заработной плате мужчин иженщин. Когда возросла потребность врабочей силе, женщины пополнили ряды наемных работников. И это притом, что долгое время замужняя женщина не моглавладеть собственностью, подписывать контрактыот своего имени и даже распоряжаться собственной заработной платой. Потребовалисьстолетия, прежде чем в развитых странах Европы и Америки были провозглашены равные права граждан независимоот пола. Общество стало постепенноотходить от жесткой привязки тех или иных экономических и поведенческих норм по признаку пола, от традиционныхпонятий о построенном на гендерном факторе разделения домашних, родительскихобязанностей и трудовой активности вне дома.
Конечно, мужчина и женщина – разные,помимо физиолого-анатомических различий существуют различия и психологические,психические, но разные вовсе не означает неравноценность. Кроме того,большинство признаков, отличающих мужчин и женщин не абсолютны, они присущи втой или другой степени всем. За много столетий сложились стереотипы омужественности мужчин и женственности женщин. Традиционно мужчинамприписываются сила, рациональность, глубокий ум, решительность и т. п. Аженщинам – интуиция, утонченность, эмоциональность, отзывчивость,коммуникабельность. Все это подтверждается исследованиями о функциональнойспециализации правого(образно-двигательная деятельность) и левого (абстрактно-мыслительная0полушарий головного мозга функционально мужчины преимущественно лево-, аженщины – правополушарные существа. Но это говорит лишь о разности полов, но необ их неравнозначности, неравноценности.
Равенство мужчин и женщин – это вопрос равенства человеческогосуществования. Недопустимадискриминация между мужчинами и женщинами. Исторический опыт требует относитьсяко всем, как к людям, соблюдать права человека безотносительно пола.
Древняя восточная мудрость рассматриваетвзаимоотношения полов как «Инь» и «Янь», черное и белое, соединенные воедино видеальный круг. Само слово “пол” означает половину чего-либо, неполноценное,половину целого, и чтобы стать полноценным должны соединиться две половины.Следуя этой логике, мужчина и женщина являются половинками чего-то целого, ичем больше они спорят о том, кто лучше, тем более они неполноценны.
2. Культура отношений междумужчиной и женщиной в России.
На отношения полов в России большое влияние, конечно, оказала идеологияхристианства. Своеобразной регулирующей основой отношений между мужчиной и женщиной был “Домострой”, которыйприписывал женщине повиноваться во всем своему мужу (отцу, брату). В “Домострое”подробно перечисляются обязанности женщин, в основе которых труд в семьенеустанный, и повиновение мужу, отцу, хозяину, и ответственность матерей задетей своих и ведение хозяйства. Но наряду с этим, есть и глава, котораяуказывает мужу почитать свою жену, наставлять ее и любить.
“Если дарует бог жену добрую, получше то камня драгоценного; такая извыгоды не оставит всегда хорошую жизнь устроит своему мужу… Если доброй женоюмуж благословен, число дней его жизни удвоится, хорошая жена радует мужа своегои наполнит миром лета его; хорошая жена да будет наградой тем, кто убоитсябога, ибо жена делает мужа своего добродетельней: во-первых, исполнивбожью заповедь, благословиться богом, аво-вторых, славиться и людьми. Женадобрая, и трудолюбивая. И молчаливая – венец мужу своему, коли обрел муж женусвою добрую – только хорошее выносит из дома своего; благословен муж такой жены и года свои проживут они в добром мире.За хорошую жену похвала мужу и честь”[4].
В этой главе воздается должное женщине как хозяйке дома, хранительницеочага и добродетели в семье, верной помощнице и другу.
Такое отношение к женщине оставило свой след и в русском фольклоре:“холостому помогай Боже, а женатому хозяйка поможет”, “семья воюет – одинокийгорюет”, “муж да жена – одна душа”. Существовало строгое разделение ролеймужчины и женщины, которое складывалось веками. Особенно это наглядно выглядитв труде. Деятельность жены не выходит за пределы семьи. Деятельность мужа,напротив, не ограничивается семьей: он — общественный деятель, и в его лице семья участвует в жизниобщества. Женщина ведала, как говориться, ключами от всего дома, вела учет сену, соломе муке. Весь скот и всядомашняя живность, кроме лошадей, находилась под присмотром женщины. Под ее неусыпным надзором находилось все, чтобыло связано с питанием семьи, забота о белье и ремонте одежды, тканье, баня ит.д.
Хозяин, глава дома и семьи, был, прежде всего, посредником в отношенияхподворья и земельного общества, в отношениях семьи и властью. Он же ведалглавными сельхозработами, пахотой, севом, а также строительством, заготовкойлеса, дров. Всю физическую тяжесть крестьянского труда он вместе со взрослымисыновьями нес на своих плечах.[5]
Только по большой нужде женщина, обычно вдова, бралась за топор, амужчина (тоже чаще всего овдовевший) садился с подойником под корову.
С детства мальчиков учили мужским премудростям, а девочек – женским. Вотношениях парней и девушек вовсе не существовало какого-то патриархальногопедантизма. С самого отрочества знакомства и увлечения менялись, молодые людикак бы “притирались” друг к другу, искали себе пару по душе и характеру.Свидетельством духовной свободы, душевной раскованности в отношениях молодежиявляется множество любовных песен и частушек, в которых женская сторона отнюдьне выглядит пассивной и зависимой. Родители и старшие не были строги к поведениюмолодых людей, но лишь до свадьбы. Но и до свадьбы свобода отношений вовсе неозначали сексуальной свободы. Существовали вполне четкие границыдозволенного, и преступались они весьмаредко. Обе стороны, и мужская и женская, старались соблюдать целомудрие.
Но все же женщина воспринималась как “дополнение” к мужчине, а не каксамостоятельный, полноправный человек. Существовавшая семья была строго патриархальной.
Существенные изменения в положении женщин произошли во многих странахмира уже в XX в., во многом подвлиянием Великой Октябрьской революции. В числе первых декретов советской власти были и изданные в декабре1917 г. Декрет о гражданском браке, одетях и о ведении книг, а также Декрет о расторжении брака. Этими декретамибыли отменены действовавшие до революции законы, ставившие женщину в неравноправное положение смужчиной в семье, в отношении детей, вправах на имущество, при разводе и даже при выборе места жительства. ПослеОктябрьской революции женщины Россиивпервые приобрели право свободно выбирать профессию, получать образование.Равенство женщин с мужчинами в политических, гражданских правах было закрепленопервой советской конституцией. И ныне, когда участие женщин вобщественно-политической жизни развитых государств стало общим явлением,нелишне вспомнить, что Советская Россия оказалась в первой пятерке стран мира,предоставивших женщинам право избирать и быть избранными в представительныеорганы страны. На разных этапах развитияСтраны Советов специфические вопросы, связанные с участием женщин вгосударственной и общественной жизни, охраной материнства и детства, трудовойдеятельностью женщин, повышением их общеобразовательного и профессиональногоуровня, и другие решались в первуюочередь как задачи государственные.
. Конституционное закреплениеравноправия женщин и мужчин было социальным завоеванием социализма. К сожалению, и вданной области, как и в других сферахобщественной, политической и социальной жизни, между провозглашенными в Конституции СССР правамичеловека и их претворением в жизнь,между словом и делом оказался весьма существенный и со временем все увеличивавшийся разрыв. Что касаетсявопроса равноправия мужчин и женщин, тозастой и отсутствие движения вперед фактически обусловили даже известный откат назад [[6] ]
К 1920 годам советская власть столкнулась со сложнымисоциально-демографическими и социально-медицинским проблемами (дезорганизациясемейно-брачных отношений, рост числа нежелательных беременностей и абортов,распространение проституции и т. д.) Не сумев справиться с ними цивилизованнымпутем власть обратилась к репрессивным мерам (рекриминализациягомосексуальности, ограничение свободы развода, запрещение абортов).Идеологическим оправданием такой политики была большевистская сексофобия (“унас секса нет”). Но цель — укреплениесемьи и повышение рождаемости – не были достигнуты. Отношения полов оказались,как и другие сферы жизни человека под контролем государства.
Сексуальная революция произошла в России гораздо позднее, чем в других странах – вначале 1990-х годов. По мнению С.Айвазовой[7]в России женщины «не участвуют в сражении за передел собственности» иих — «считанные единицы в числе представителей крупного бизнеса»(стр. 108). Сегодня в России существует «разительное неравенствошансов для женщин», «явныйперекос» в социальных позициях и возможностях мужчин и женщин, т.е.абсолютно очевидна гендерная асимметрия. Автор обосновано приходит к выводу о том, что «в период реформ вместомодернизации системы гендерных отношений или наряду с ней происходит их архаизация» (стр. 111). Нельзя незаметить, что сегодня в конце 90-хтакже, как и в конце 80-х, о чем пишет С. Айвазова, считается «дурнымтоном» говорить об общественных нуждах женщин, об их политических запросахи карьерных притязаниях. Если бы принятые за последние пять лет документызаработали в полную силу, то в перспективе появилась бы возможность «качественно изменить статусженщин в российском обществе — преодолеть существующую гендерную асимметрию, или неравенство шансов женщин имужчин» (стр. 117).
2.
Во второй половине 20 веке произошли значительные сдвиги в отношенияхмежду мужчиной и женщиной. “Главным субъектом и агентом этих изменений являютсяне мужчины, а женщины, социальное положение, деятельность и психика которыхизменяются сейчас значительно быстрее и радикальнее, чем мужская психика. Делоздесь, вероятно, не только в более широкой адаптивности женщин, сколько в общейлогике социально-классовых отношений. Любые радикальные социальные измененияосуществляют прежде всего те, кто в них заинтересован, в данном случае –женщины. Женщины шаг за шагом осваивают новые для себя занятия и видыдеятельности, что сопровождается их психологическим самоизменением и изменениемих коллективного самосознания, включая представления о том, как должныскладываться их взаимоотношения с мужчинами”[8].
“Глубокие сдвиги в гендерных стереотипах и поведении означают не“феминизацию” мужчин и/или “маскулинизацию” женщин и образование некоего“унисекса”, а ослабление поляризации гендерных различий и связанной с нимисоциальной стратификации. Многие традиционные различия мужского и женского,которые привычно ассоциируются с половым диморфизмом, не столько исчезают,сколько трансформируются и перестают быть обязательной социальной нормой”[9].
Вопреки предсказаниям радикалов, моногамный брак и юридическинеоформленные постоянные партнерские отношения отнюдь не отмирают. Семья кактаковая не исчезает. Однако сами семейные ценности дифференцируются, на первыйплан выходят показатели субъективного благополучия. Если традиционный бракявляется довольно жестким социальным институтом, то современные партнерства ибраки тяготеют к тому, чтобы быть самоценными отношениями, основанными навзаимной любви и психологической интимности, независимо от способа ихсоциального оформления. Такие отношения менее устойчивы, чем нерасторжимыйцерковный брак и даже брак по расчету, основанный на общности имущественныхинтересов. Это приведет к увеличениючисла разводов, и актуальной задачей общества становиться не только укреплениесемьи, но и повышение культуры развода, от недостатка которой больше всегострадают дети.
Типичной формой отношений между юношами и девушками становиться так называемая серийная моногамия, когдачеловек живет только с одним партнером/партнершей, но эти отношенияпродолжаются не всю жизнь, а только какой-то более или менее длительный срок.Такие отношения между мужчиной и женщиной противоречат, с одной стороны, идеепожизненного брачного союза, а с другой – идеям о ненужности брака вообще.Такие отношения делают человека более свободным и менее ответственным, но этаситуация ненадежна, нестабильна.
Таким образом, дальнейшее развитие отношений мужчини женщин предполагает признание обществом их равенства, равноценности иравноправия.
Заключение.
Дав краткое описание особенностей отношений междумужчиной и женщиной в цивилизации, можно сделать следующие выводы.
1. Всяцивилизация — это цивилизация мужчин,патриархальная цивилизация. Женщине отводятся второстепенные роли в семье и вобществе. Истоки этого нужно искать в первичной специализации, в первобытности.Такой уклад жизни поддерживается церковью, СМИ, воспитанием, школой и т. д. втечении столетий.
2. полы неравноценны или неравнозначны, ипоэтому могут быть неравноправными. Кроме того, можно говорить о наличии двухначал – мужского и женского: в женщине больше развито женское начало(феминильность), в мужчине - мужское (маскулинность), хотя бывают иисключения. Таким образом, задачей полов является не война, а поиск общего. Вкаждом из нас есть и мужчина, и женщина, только в разных пропорциях.
3. В связи с этим можно вспомнить, что древняявосточная мудрость рассматривает взаимоотношения полов как «Инь» и «Янь», черное ибелое, соединенные воедино в идеальный круг:
Само слово “пол” означает половину чего-либо,неполноценное, половину целого, и чтобы стать полноценным должны соединитьсядве половины. Следуя этой логике, мужчина и женщина являются половинкамиединого существа, единой системой, где два элемента тесно взаимосвязаны,взаимодействуют и дополняют друг друга. А с точки зрения прав человека можносказать, что равенство мужчин и женщин – это вопрос равенства человеческогосуществования. Недопустимадискриминация между мужчинами и женщинами. Исторический опыт требует относитьсяко всем, как к людям, соблюдать права человека безотносительно пола. Такой подход к пониманию ролей мужчины и женщины вцивилизации, вероятно и будет определяющим в их отношениях в 21 веке.
Список литературы.
1. Айвазова С. «Русские женщины в лабиринтеравноправия. Очерки политической теории и истории. Документальныематериалы». Москва: РИК Русанова, 1998.408с.
2. ВейнингерО. “Пол и характер” — М.: Терра, 1992 – 480стр.
3. ВоронинаО. “Женщина в мужском мире”// Социс, 1988, №2
4. социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990.С. 366 — 367
5. КонИ. С. “Человеческие сексуальности на рубеже 21 века”/Вопросы философии, 2001,№8, стр. 29-41
6. КудринаС.А., А. Н. Филькин “Мужчина – женщина – любовь: печать греха или тайнавечности?” (половая любовь в религиозно-философской мысли). Ярославль, ЯрГУ — 1997, 96 стр.
7. “Культурасемейных отношений” (сборник статей) –2е изд., доп. и перераб. – М.: Знание,1985, 176стр.
8. ЛогиновА. А. “Мужчина и женщина: отношения полов”, Владивосток, 1990 –224 стр.
9. МишлеЖ. “Ведьма. Женщина” – М.: Республика, 1997 – 463 стр.
10. Мольтманн-ВендельЭ. “И сотворил Бог мужчину и женщину(феминистская теология и человеческаяидентичность)//Вопросы философии, 1991, №3, стр92-103.
11. www.owl.ru/eng/womplus/index.htm
12. http://www.womnet.ru/prava/1998/nomer_3/index.htm
13.
14. ШинелеваЛ. Т. “Женщина и общество: декларация и реальность” – Москва, 1990 – 176 стр.
15. “Эволюциясемьи в современном обществе” (реферативный сборник), Москва. 1989 – 173 стр.
[1]Э. Мольтманн-Вендель “И сотворил Бог мужчину и женщину”//Вопросы философии,1991, №3, стр.92
[2]Воронина О. А. Феминизма социологические концепции. / Современная западная
социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990. С. 366 — 367
[3]О. Митина “Гендерное поведение и стереотипы” http: www.owl.ru/eng/wompus/index.htm
[4]Пилипов В. “Так ли плох был Домострой?”, М.: Панорама, 1992 год, 48стр. – стр.21
[5]Семья. Книга для чтения. Кн.1… /Сост. И. С. Андреева, А. В. Гулыга М., 1991–346 стр., стр.310-311
[6]С. Поленина “Развитие института прав женщин во взаимодействии международного инационального права”// Права женщин в России, 1998, №3 www.womnet.ru/prava/1998/nomer_3/index.htm
[7]С. Айвазова. «Русские женщины в лабиринте равноправия. Очерки политической теории и истории. Документальные материалы». Москва: РИКРусанова, 1998.408с.
[8]Кон И. С. “Человеческие сексуальности на рубеже 21 века”//Вопросы философии,2001, № 8, стр.30-31.
[9]Там же, стр.31