Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Моральный конфликт

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
КОНФЛИКТКАК ЕСТЕСТВЕННОЕ УСЛОВИЕ
СУЩЕСТВОВАНИЯЛЮБОГО СООБЩЕСТВА ЛЮДЕЙ………………...5
¾  определение……………………………………………………………...5
¾  причинывозникновения………………………………………………..5
¾  видыконфликтов………………………………………………………..7
МОРАЛЬНЫЙКОНФЛИКТ КАК ОДИН ИЗ
ВИДОВСОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА…………………………………...9
¾  внутриличностныйморальный конфликт……………………………13
¾   межличностный и групповой моральный конфликт………..……….16
¾  международныйморальный конфликт……………………………….18
ПУТИВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТА………………………………………....21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..24
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………….27
ВВЕДЕНИЕ.
     У каждого человека в жизни есть свои цели,связанные с различными областями приложения. Каждый стремится достичь чего-тосвоего или по-своему. Но часто люди, связанные узами совместной деловойактивности, сталкиваются в своих интересах, и тогда происходит конфликт.
На нашвзгляд, конфликт это неотъемлемая часть социальной жизни. Без него невозможнопродвижения вперед, он вносит вклад в отбор новаций, развитие и движениеорганизации вперед. Именно поэтому эта тема весьма актуальна в настоящее время.
Любаяорганизация в своей жизнедеятельности связана с неизбежностью возникновениявнутри нее различного рода конфликтов. Конфликт является естественным условиемсуществования любого сообщества людей, источником и движущей силой развитияэтого сообщества. Такое восприятие конфликта дает возможность использовать егов качестве инструмента воздействия на развитие организации через изменение принеобходимости ее культуры, структуры и создание, тем самым, условий длянаиболее эффективной работы коллектива по достижению организационных целей.
Актуальность темысостоит в том, что в современномобществе мы можем часто наблюдать несоответствие между общественными моральныминормами и индивидуальными; а так же внутренний конфликт человека, который на работе идет вразрез со своимиморальными принципами, поступает так, как дома он никогда не поступил бы. Этодоставляет многим людям нравственные мучения, ибо для русской мысли вопросыморальных действий, нравственных критериев и ценностей всегда находились вцентре пристального внимания, что обусловлено спецификой русской культуры.
Цель работы– научиться определять ипредотвращать моральный конфликт между людьми (в частности, между деловымипартнерами)
Задачинашей курсовой работы состоят в том,чтобы определить, что такое моральный конфликт, выяснить его причины и определитьпути выхода с наименьшими потерями, устранить последствия, которые могутвозникнуть.
Длятого чтобы достичь поставленной задачи нам необходимо понять, что такоеконфликт вообще, какие виды конфликтов существуют, что является их причиной инайти существующие возможности решения конфликтных ситуаций.
КОНФЛИКТ КАК ЕСТЕСТВЕННОЕ УСЛОВИЕСУЩЕСТВОВАНИЯ ЛЮБОГО СООБЩЕСТВА ЛЮДЕЙ
     Конфликт (от лат. conflictus —столкновение) — столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций,мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме.В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивыепозиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства ихдостижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний,влечений оппонентов и т п. Конфликтная ситуация, таким образом, содержитсубъект возможного конфликта. и его объект. Однако, чтобы конфликт началразвиваться, необходим инцидент, при котором одна из сторон начинаетдействовать, ущемляя интересы другой стороны.
Причины конфликтов.

1. Информационные (ИНФОРМ):
И — Искажения (слухи).
Н — Невольная дезинформация.
Ф — Факты (неполные, неточные, посторонние, умышленное сокрытие).
О — Обнародование (нежелательное).
Р — Репрезентативность (ненадежность экспертов, свидетелей, отсутствие кредитадоверия к информации).
М — Многозначность смыслов.

 
2. Структурные (СТРУКТУРА):
С — Статус (столкновение на почве статусных различий или притязаний).
Т — Традиции (столкновение традиционных привычек, ценностей, взглядов).
Р — Ресурсы (столкновения на почве распределения ресурсов).
У — Услуги и товары (столкновения по поводу качеств или цены покупки).
К — Контракты (столкновения по поводу контрактов, договоров, соглашений опокупке, меморандумов о взаимопонимании и обещаний).
Т — Техника и эффективность ее использования (столкновения по этому поводу).
У — Уважение к старшим и другие социальные нормы.
Р — Религия и ритуалы (столкновения на почве нарушения или пренебрежения крелигиозным нормам или ритуалам).
А — Авторитет людей (столкновения на почве пренебрежения к авторитетам).

 
3. Ценностные (ЦЕННОСТИ):
Ц — Ценности (столкновение ценностей).
Э — Этика (нарушение этических норм).
Н — Нужды (ущемление чьих-то нужд).
Н — Нормы (нарушение принятых профессиональных или организационных норм).
О — Опасения (наличие страхов и опасений, отсутствие доверия).
С — Справедливость (ущемление справедливости).
Т — Традиции (нарушение принятых традиционных правил, обычно не писанных).
И — Идеология (нарушение идеологических ценностей).

 
4. Факторы отношений (БОСС):
Б — Баланс силы в отношениях (нарушение баланса сил в отношениях).
О — Ожидания сторон (несоответствие ожиданиям сторон).
С — Совместимость (нарушение совместимости в отношениях).
С — Стоимость вклада в отношения (Кто сколько вкладывает в создание отношений).

 
5. Поведенческие факторы (АБВГДЭ)
Конфликт вызывает поведение, если оно:
А — Агрессивно.
Б — Безответственно.
В — Властно.
Г — Глухое.
Д — Демонстративное.
Э — Эгоистично.
Этапыразвития конфликта.
Конфликтная ситуация-> Конфликт -> Расширяющийся конфликт -> Всеобщий конфликт
Виды конфликтов.
 Основанием для типологии конфликтов выступают:цели участников конфликта, соответствие их действий существующим нормам,конечный результат конфликтного взаимодействия и влияние конфликта на развитиеорганизации. В зависимости от характера влияния выделяются следующие типыконфликтов в организации: конструктивные, стабилизирующие и деструктивные.
Стабилизирующиеконфликты направлены на устранение отклонений от нормы изакрепление признаков устоявшейся нормы.
Конструктивныеконфликты способствуют повышению стабильностифункционирования организации в новых условиях внешней среды за счет перестройкиее функций и структуры и установления новых связей. Деструктивные конфликты способствуют разрушению установившейсянормы и возвращению к старым нормам или углублению проблемной ситуации.Участники деструктивных конфликтов затрачивают свою энергию на то, чтобыконтролировать друг друга или оказывать друг другу противодействие.
Конфликты делятся навнутриличностные и социальные. На внутриличностном конфликте мы остановимсяпозже, а сейчас поговорим о социальных.
 Социальные конфликты в свою очередьподразделяются на:
1.     межличностные.Строгого определения межличностного конфликта не существует. На наш взгляд, этоконфликт между двумя личностями, который характеризуется повышеннойэмоциональной возбудимостью, противоборство людей происходит непосредственно,здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов.
2.     групповые.     Групповой конфликт – противоборство, вкотором хотя бы одна сторона представлена малой социальной группой.
3. межгрупповые.     Противоборствующие стороны – группы(малые, средние и микрогруппы). В основе такого типа конфликтов лежитстолкновение противоположно направленных групповых мотивов. Происхождениеобъясняется природно обусловленной враждебностью к «чужим» и привязанностью к«своим».
Наше обращение к социальнымконфликтам объясняется тем, что в каждом виде социального может присутствоватьморальный конфликт.
МОРАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ
Мораль. Структура. Функции.
Прежде чем обратиться к моральному конфликту, необходимо уточнить,что же такое мораль.
Современная социальнаяфилософия рассматривает мораль как один из важнейших общественных институтов. Втоже время мораль представляет собой особую форму общественного сознания и видобщественных отношений (моральные отношения). В каждом обществе естьобщесоциальные законы, которым оно подчиняется. Эти законы согласовывают всюобщественную жизнь, и функцию таких законов выполняет мораль. Соответственно,нарушение этих законов может привести к возникновению общественного моральногоконфликта.
Моральосуществляет регулятивное воздействие на поведение и деятельность людей во всехбез исключения областях их общественной жизни – в профессиональной деятельностии быту, в политике и науке, в семейных, личных, внутригрупповых и межгрупповых,международных отношениях. В отличие от особых требований, предъявляемых кчеловеку в каждой из этих областей, связанных со спецификой их деятельности,принципы морали имеют социально всеобщее значение и распространяются  на всех людей, фиксируя то общее, основное,что составляет культуру межличностных взаимоотношений.
Такимобразом, термин «мораль» используют для обозначения всей совокупности принциповили правил морального поведения, и это означает, что данный термин по своемуобъему значительно шире правил профессионального поведения.
Мораль – это социальный институт,состоящий из системы стандартов, признанных и разделяемых членами культурнойобщности.
Мораль, таким образом,имеет объективный статус как совокупность правил поведения индивида.
Моральные конфликтынельзя рассматривать в отрыве от структуры морали. Мораль делят на две области,одной из которых является моральное сознание.
Моральное сознаниепредставляет собой специфическийсинтез представлений, чувств, в котором особым образом выражаются глубокие,основополагающие стороны человеческого существования – отношение индивида сдругими людьми, с обществом и природой в целом. Специфика выражается в понятиях«добро» и «зло», «справедливость», «совесть» и т.п.
В зависимости от носителяморальное сознание подразделяется на индивидуальное и общественное.
Моральсуществует не только в виде сознания. Нравственные чувства и представленияпроявляются в самых разнообразных действиях, в которых и выражается отношение кдругим людям, к обществу в целом и, наконец, к себе. Иными словами, можносчитать, что нравственные отношения представляют собой нравственную практику.
Впроцессе этих отношений воплощаются нравственные ценности, жизнь человекасоотносится с высшими ценностями. Нравственные отношения возникают не стихийно,а целенаправленно, сознательно, свободно. Невозможно быть стихийноответственным, добрым или справедливым. Нравственные отношения не существуютсами по себе в чистом виде, а являются компонентом, стороной хозяйственных,политических, семейных отношений. Они зависят от характера отношений личности иобщества, которые существуют в данной эпохе, в конкретной стране, отполитического устройства, основ экономической жизни. На них откладываютотпечаток особенности культуры, той или иной религии (нравственная жизньхристианина и мусульманина не будет одинаковой).
Для понимания сущности моралинемаловажную роль играет и выявление тех функций, которые она выполняет.
1.     В качестве исходной выступает оценочная функция. Ее специфика (отличиеот оценочной функции права, искусства) состоит в том, что оценка производитсячерез призму особых понятий морального сознания (добро, зло, справедливость ит.п). в моральном сознании сущность сопоставляется с должным. Моральные оценкиносят универсальный характер и распространяются фактически на все действиячеловека.
2.     познавательная функцияморали не имеет такого значения, как оценочная, но теснейшемобразом связана с ней. В частности, когда индивид оценивает чужие поступки илисвои собственные, он неизбежно получает известное (не полное, конечно)представление о внутреннем мире – как собственном, так и многих других людей.
3.     мировоззренческая функция морали. Мораль не может быть сведена к к простым нормам. Онадолжна обосновывать, «оправдывать» эти нормы, указывать во имя чего они должнывыполняться, т.е моральное сознание неизбежно выходит на высшие ценности, навопросы, касающиеся смысла жизни.
4.     воспитательная функция – одна из важнейших. Без процесса воспитания – непрерывного,интенсивного и целенаправленного – невозможно существование общества,становление отдельной человеческой личности. Но, необходимо подчеркнуть, что вцентре воспитания стоит воспитание нравственное, которое и формирует духовныйстержень личности.
5.     регулятивная функция морали является своеобразным синтезом всех других функций, ибо, вконечном счете, задача морали состоит в направлении помыслов и действий одногочеловека. Мораль предоставляет человеку наиболее важные и глубинные ориентиры.Только моральные ценности являются центром всего духовного мира личности иоказывают больше воздействие на ее позиции. Специфика регулятивной функциисостоит в том, что мораль регулирует практически все сферы жизнедеятельностичеловека (чего нельзя сказать о праве политике и т.д). Она предъявляет кчеловеку максимальные требования, требует от него четко следовать нравственномуидеалу. Она осуществляется с опорой на авторитет общественного мнения иморального убеждения (прежде всего совесть) человека.
Внутриличностный моральный конфликт.
Исходяиз определения морали, ее структуры, можно выделить первый тип моральногоконфликта.
Какуже было отмечено, исходной точкой исследования морального сознания выступает конкретная личность, и именно потому, чтосама мораль прежде всего обращена к индивиду. Для того, чтобы понять причины внутриличностногоморального конфликта, необходимо рассмотреть внутренний мир отдельногочеловека.
 Со времен античности в человеческой душевыделяли три части: разумную, чувственную и волевую.
Перваяиз них – понятия, представления о добре и зле, долге и совести, высшихценностях и благе. На наш взгляд, конфликт на этом уровне возникает у человекав том случае, если он начинает чувствовать, что те действия, которые онпроизводит, стараясь следовать изначально полученным в детстве принципам, несовсем соответствуют глубинным общественным принципам морали. Причиной этогоможет служить искаженное восприятие моральных принципов родителями, которыепервыми дают представления о высших ценностях ребенку. В раннем возрасте каждыйчеловек постоянно выслушивает наставления о том, что можно и чего нельзяделать. Большая часть этих «можно и нельзя» продиктована соображениями здравогосмысла. Одновременно люди усваивают обязательные правила поведения моральногохарактера. Родители, а потом учителя, говорят, что определенные вещи нельзяделать, поскольку они являются неправильными, а другие нужно делатьобязательно, т.к. они правильны. И вот если взрослый человек понимает, что всеобщество его поступки считает «неправильными», а по его моральным принципам ониверны, наступает внутриличностный моральный конфликт.
Решитьэтот конфликт, на наш взгляд, возможно путем самоанализа и анализа общественныхвысших ценностей и моральных правил. Эти моральные правила направлены нарегулирования поведения, затрагивающие интересы других людей. Взрослый человекучится принимать во внимание интересы других людей и, таким образом,соответствовать социальным стандартам.
Одниидут по жизни с таким пониманием морали, которое навязано им их культурой;других не устраивает простое подчинение общественной морали, и они пытаютсянайти ответы на многие сложные вопросы. В этом случае возникает если не внутриличностныйморальный конфликт, то нечто подобное. Человек задает себе вопросы:представляет ли собой зло то, что запрещено обществом? Являются ли принятые вобществе ценности истинными? В чем смысл морали? Если между нашим поведением иубеждениями возникает конфликт, то каким образом он должен быть разрешен? Чтодолжны делать люди, столкнувшиеся с моральной проблемой, относительно которойобщество еще не выработало правил поведения?
Вторая часть –нравственные чувства. Роль чувств так же велика. В них аккумулируется егонравственный опыт. Именно они улавливают те оттенки поступков, ситуаций,которые «холодный разум» просто не замечает. Они же являются мощнымстимулятором тех или иных действий, перевода намерений в конкретные поступки.Напрашивается вывод, что для  полноценнойнравственной жизни важно гармоничное взаимодействие разума и чувств. Впрочем,они не существуют изолированно друг от друга и вместе образуют моральныеубеждения личности.
Третья часть – воля,которая проявляется в стойкости, решительности, в определенном психическомнастрое и готовности к конкретным поступкам.
Итак, мы рассмотрели триисходных компонента индивидуального морального сознания, которые должнынаходиться в гармоничном сочетании.
Если гармония нарушается,то может возникнуть внутриличностный моральный конфликт.
Однакоследует заметить, что иногда некоторые исследователи, характеризуя структуруморального сознания, выделяют еще и иные ее компоненты – веру в торжестводобра, справедливости, в существовании высших нравственных ценностей, интуициюкак прозрение в понимании сущности моральных явлений, нравственные потребностии другие. Однако, судя по всему, последние проявления нравственной жизни  можно свести к различным сочетаниям первыхтрех компонентов.
Социальный моральный конфликт (межличностныйи межгрупповой конфликт).
Хорошоизвестно, что человек не может существовать, а следовательно развивать своинравственные качества, реализовывать свою свободу, свои нравственные убежденияиначе как в обществе. Редкие случаи воспитания детей дикими животным яркосвидетельствуют об этом.
Междуиндивидуальным и общественным моральным сознанием существует весьма сложноевзаимодействие, взаимообогащение, которое осуществляется в повседневномморальном творчестве, в утверждении тех или иных нравов или привычек, обычаев.Общественное моральное сознание нельзя свести к простой арифметической сумме.Не все проявления индивидуальной нравственной жизни становятся достояниемобщественного сознания, и, наоборот, в индивидуальном моральном сознании явноне может закрепляться весь сложный мир общественных ценностей. К тому жеобщественное сознание в значительно большей степени использует опытнравственных исканий предшествующих поколений, которые уже на ранних этапахчеловеческой истории различных памятниках культуры зафиксировали исходныеморальные принципы.
Такпочему же может возникнуть моральный конфликт между индивидуальным иобщественным моральным сознанием.
Какуже было сказано, большинство моральных принципов, как правило, уже нашло своевоплощение в общественной морали, но зачастую в расплывчатой и неконкретнойформе. Примером этому служит принцип справедливости. В журналах, отражающихпроблемы бизнеса и деловой жизни в целом, часто встречаются статьи, посвященныеанализу справедливости существующей системы налогообложения физических и юридическихлиц и денежного вознаграждения, выплачиваемого руководителями корпораций. Темне менее, глубокий анализ справедливости и законности сложившегося порядкапрактически нигде не встречается. Решение подобных вопросов происходит наинтуитивном уровне, где правильность моральной позиции принимается безрациональных аргументов. Однако именно неспособность привести в защитуморальных принципов что-либо, кроме убеждений, унаследованных от родителей,объясняет, почему люди не могут защитить свою точку зрения по тому или иномувопросу морали, когда возникает такая необходимость.
Моральныйконфликт в коллективе может произойти если руководство или один из членовколлектива использует принцип «цель оправдывает средства». Он отражает  один из аспектов в выборе и оценке средств вцелесообразной деятельности. Эта формула означает, что «благая цель»оправдывает любые действия  для еедостижения. Основной критерий для выбора средств – их эффективность.Нравственная характеристики при этом не имеет никакого значения. В ход можнопустить все – ложь, предательство, обман, лесть, хитрость, лишь бы достичьжелаемого результата.
Еслиуправленец будет использовать сомнительные с нравственной точки зрениясредства, а то и аморальные, то вряд ли его карьера окажется продолжительной.Коллеги и партнеры всегда будут испытывать недоверие к нему и методам егоработы, что неизбежно повлияет на эффективность труда данной организации иморально-психологический климат в коллективе.
Еслиморальный конфликт возник между двумя людьми, то решаться он будет ими самими,без привлечения людей со стороны. Но что делать, если конфликт возник междудвумя отделами, или между персоналом и руководством, использующем принцип «цельоправдывает средства»? Наиболее явным решение будет привлечь внимание руководствак нарушению моральных норм со стороны одного отдела (если речь идет омежгрупповом конфликте), чтобы начальство выработало новый план действий,соответствующий общественным нравственным ценностям. А если «нечестную игру»ведет начальство, то персоналу остается либо смириться с положением вещей, либопросто покинуть кампанию, потом что, как уже говорилось выше, в результатенарушения нравственных норм в кампании будет царить атмосфера постоянногонедоверия и напряжения.
Международный моральный конфликт.
Международныйморальный конфликт имеет место быть в современном обществе. Мы можем видеть каквоюют страны именно на почве международный моральный конфликт.
Практически  каждый проявляющий интерес к морали задаетвопрос: каким образом можно обосновать ту или иную позицию? Самый легкий ответна этот вопрос – сказать, что моральная позиция, занимаемая субъектом,обоснована причинами, которые заставляют ее придерживаться. Однако не стоитзабывать, что моральные позиции различных стран, а точнее различных культур,могут существенно отличаться друг от друга. Если этого не учитывать, товозникает Международный моральный конфликт.
Дело втом, что представления о добре и зле, существующие в рамках данной культуры,будут служить мерой добра и зла только для данной культуры. Так, если шведскаякультура разрешает аборты, то в Швеции аборт на самом деле является моральноприемлемым, а если ирландская культура из поколения в поколение запрещалааборты, то в Ирландии аборт считается аморальным поступком. И не стоит шведам,приезжая жить в Ирландию, надеяться на то, что там их за аборт осуждать небудут только потому, что ты человек другой культуры. Переезжая в другую страну,вы должны придерживаться моральных принципов ее жителей, а не навязывать свои.
Стандартыморали различаются между собой не только в разных странах, но и разныхместностях. Не так давно некоторые представители политической элиты азиатскихстран восставали против действий, которые, с их точки зрения, представлялисобой попытку стран Запада навязать странам Азии западные стандарты морали. Но,несмотря на это международный моральный конфликт продолжают разгораться потому,что и со стороны государственных органов и со стороны транснациональныхкорпораций предпринимаются неоднократные попытки создания международныхкодексов морального поведения.
Одинантрополог описал племя, в котором родители, вырастившие детей и находящиесяеще в хорошем физическом состоянии, взбирались на высокое дерево. Затем их детитрясли дерево до тех пор, пока родители не срывались оттуда и не разбивались насмерть. Для нашей культуры это показалось бы аморальным, как дети могут убиватьтех, кто дал им жизнь и помог встать на ноги! Однако антропологу удалосьвыяснить, что, согласно верованию этого племени, человек уходил в загробный мирв том физическом состоянии, в котором он находился на момент смерти. Такимобразом, дети, желавшие, чтобы их родители жили в загробном мире молодыми,красивыми и здоровыми, проявляли не меньше заботы по отношению к ним, чемжители западных и европейских стран по отношению у своим родителям. И, несмотряна глубокое расхождение во взглядах на жизнь после смерти, в различныхкультурах нет значительных моральных разногласий по вопросу заботы детей ородителях.
Вмешательствопредставителей других культур с целью донести «правильные» моральные устои вкультуру этого племени, привело бы к возникновению Международного моральногоконфликта, который принесет больше ненависти, чем конфликт за ресурсы илитерриторию.
Анализпоказывает, что фундаментальный Международный моральный конфликт можетразгореться там, где существует разногласие в принципах и правилах на самомглубоком уровне представления о морали. Однако из этого еще не следует, что несуществует нормы или группы норм, которые в обязательном порядке разделялись быносителями обеих культур.
Итак,чтобы предотвратить Международный моральный конфликт, необходимо всегдапомнить, что вопреки различным стандартам поведения и убеждениям люди приходятк согласию относительно высших моральных ценностей (приведенный выше пример озаботе детей о родителях). Представители двух культур могут разделять основныеморальные принципы, но иметь различные представления о том, как надо жить всоответствии с этими принципами. Поэтому не в коем случае нельзя пытаться«исправить» то, о чем не имеешь представления. Здесь очень уместна поговорка «Вчужой монастырь со своим уставом не ходят».
ПУТИ ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТА
     Можно рассмотреть несколько типов разрешенияиз конфликтных ситуаций.
     Первый- уход от разрешения возникшего противоречия, когда одна из сторон, к которойпредъявлено «обвинение», переводит тему разговора в другое русло. Приэтом «обвиняемый» ссылается на недостаток времени, несвоевременностьспора, и «оставляет поле брани».
     Уход как вариант исхода конфликта болеевсего свойственен для «мыслителя», который не всегда сразу готов кразрешению сложной ситуации. Ему необходимо время для продумывания причин испособов решения конфликтной задачи. Такой тип разрешения использует и«практик», добавляя при этом элемент взаимности обвинения. Но в общем«практику» более свойственна активность позиции, поэтому она чащевсего избирается в межличностных противоречиях.
     Тактика ухода нередко обнаруживается у«собеседника», что объясняется основным его свойством — «сотрудничествопри любых обстоятельствах». «Собеседник» лучше других понимаетситуацию взаимодействия. Он также более податлив в отношениях и общении,предпочитает уход от конфликта, нежели конфронтацию, и тем более принуждение.
     Второйвариант исхода — сглаживание, когдаодна из сторон либо оправдывает себя, либо соглашается с претензией, но тольков данный момент. Оправдание себя полностью не решает конфликта и даже можетусугублять его, так как внутреннее, мысленное противоречие усиливается.
     Этот прием чаще всего использует«собеседник», так как для него предпочтителен любой, даже самыйплохой, неустойчивый мир, чем самая «хорошая война». Конечно, это неозначает, что он не может использовать прием принуждения ради сохранения взаимоотношений,но с целью устранения, а не усугубления противоречий.
     Третийтип — компромисс. Под ним понимается открытое обсуждение мнений, направленныхна поиск наиболее удобного для обеих сторон решения. В этом случае партнерывыставляют аргументы в свою и в чужую пользу, не откладывают решения на потом ине принуждают в одностороннем порядке к одному возможному варианту.Преимущество этого исхода во взаимности равности прав и обязанностей илегализации (открытости) претензий. Компромисс при соблюдении правил поведения вконфликте действительно снимает напряженность или помогает найти оптимальноерешение.
     Четвертыйвариант — неблагоприятный и малопродуктивный исход конфликта, когда никто изучастников не принимает во внимание позицию другого. Он обычно возникает, когдаодна из сторон накопила достаточно мелких обид, собралась с силами и выдвинуласильнейшие аргументы, которые не сможет снять другая сторона. Единственнымположительным моментом конфронтации является то, что экстремальность ситуациипозволяет партнерам лучше увидеть сильные и слабые стороны, понять запросы иинтересы друг друга.
     Пятыйвариант — самый неблагоприятный — принуждение. Это тактика прямолинейногонавязывания того варианта исхода противоречия, который устраивает егоинициатора. Например, начальник отдела, пользуясь своим административнымправом, запрещает разговаривать по телефону по личным вопросам. Он будто бы иправ, но так ли уж универсально его право? Чаще всего к принуждению прибегает«практик» уверенный в своем абсолютном влиянии и власти надпартнером. Конечно, такой вариант возможен между «собеседником» и«мыслителем», но совершенно исключается в отношениях двух«практиков». Обвиняемый «практик» скорее всего, используетв этом случае конфронтацию и только в крайнем случае уход, но только для того,чтобы «взять реванш» в другой раз".
     Этот исход конфликта в некотором смыследействительно быстро решает и решительно устраняет причины недовольстваинициатора. Но он самый неблагоприятный для сохранения отношений. И если вэкстремальных условиях, в официальных отношениях военнослужащих,регламентированных четкой системой прав и обязанностей, он отчасти оправдан, тов системе современных личных, родственных, супружеских отношений он все большеизживает себя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В результате проведенного анализа понятий «конфликт»,«мораль», «нравственность», мы пришли к выполнению поставленных перед намизадач. Мы установили, что такое моральный конфликт, нашли возможные пути егорешения.   Суть морального конфликта заключается в том,что предпочтение одной нравственной нормы неизбежно ведет к нарушению другой.Речь в данном случае идет не о незнании тех или иных нравственных правил, не онежелании их выполнять, а именно о необходимости разрешить столкновениеморальных требований и установок.
Серьезныеморальные дилеммы (положение, при котором выбор одного из двух противоположныхрешений одинаково затруднителен) постоянно возникают в деловых отношениях, впроизводственной деятельности, в сфере управления.
Как,к примеру, поступить в ситуации, когда руководитель дает  понять подчиненному, что он «не заметит» егонезаконных действий, больше того, тот, в том случае получит хорошеевознаграждение и личное расположение.
Чтолучше, сказать правду или дать неверную информацию, скрыть нежелательные факты?Получить материальные блага за счет других или отказаться? Безоговорочноподчиниться любому требованию начальства, какими бы они неэтичными инесправедливыми ни оказались, или высказать свое несогласие, занять твердуюпозицию?
Переченьподобных ситуаций можно продолжать до бесконечности. Готовых решений выхода изморально-нравственных конфликтов не существует. Каждая проблема требует отсубъекта взвешенного подхода, объективного анализа и учета всех обстоятельств.Важно, чтобы человек вышел из мучительной душевной борьбы с наименьшиминравственными и психологическими потерями.
Впрактической деятельности целесообразно руководствоваться некоторыми общимипринципами разрешения нравственного конфликта, сформулированными в научнойлитературе. Прежде всего, это построение иерархии нравственных ценностей,выделение приоритетных ценностей и моральных требований среди имеющихсяальтернатив. Это и применение принципа «наибольшего добра и наименьшего зла», атакже соблюдение меры компромисса между сталкивающимися вариантами поведения.
Всфере социального управления при разрешении нравственного конфликта необходимопридерживаться таких принципов:
¾  Знаниеи соблюдение закона
¾  Максимальныйсоциальный результат и удовлетворение интересов большинства людей.
¾  Ненарушениеправ, свободы и достоинства других людей.
¾  Справедливоераспределение выгод и издержек среди различных групп и индивидов.
¾  Опорана профессиональные знания и опыт.
Однако следует иметь в виду, что сейчас люди довольно частопытаются рационально обосновать и оправдать свои аморальные действия. С этойцелью используются самые разные аргументы. Вот часто встречающиеся из них:
1.    данныйпоступок не выходит за рамки юридических норм, следовательно не являетсяаморальным (разрешено все, что не запрещено законом).
2.    принятоерешение отвечает интересам организации или полезно для ее отдельных работников.
3.    осовершенных действиях никто никогда не узнает, информация о них не являетсядоступной.
4.    данныедействия поддерживаются начальством, поэтому в неблагоприятной ситуации оновсегда поддержит, защитит.
В настоящие время все больше получают распространениеразличного рода этические тренинги, помогающие управленцам на


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Coreldraw 11 представляет собой мощный редактор векторной графики
Реферат Методика ознакомления детей с иллюстрацией. Формирование представлений о изобразительных средствах иллюстрации
Реферат Роль Русской православной церкви в образовании единого Российского государства
Реферат Космологический смысл учения о биосфере и ноосфере В. И. Вернадского
Реферат Свадебный обряд в Древнем Китае
Реферат Национально-освободительная борьба народов мира в конце XIX - начале XX века
Реферат Административное пресечение (понятие и виды мер пресечения)
Реферат сердечные гликозиды
Реферат Сущность и основные особенности научно-технической революции
Реферат Подготовка специалистов в области конструирования и производства автотрактороной техники
Реферат Редмет, основные понятия и аспекты курса Управление персоналом
Реферат Проблема гуманизации школьного образования
Реферат Martin Luther King And Mass Media Essay
Реферат Xv III международная научная конференция (школа) по морской геологии
Реферат Музей оккупации Латвии