Альфред Адлер (1870 – 1937)
Адлерпредставитель психоаналитического направления в психологии. Создал научнуюшколу «индивидуальной психологии». В своем учении Адлер отстаивал принципвнутреннего единения психической жизни личности, отмечал отсутствие жесткойграницы и антагонизмов между сознанием и бессознательным.
АльфредАдлер родился в обеспеченной семье в одном из пригородов Вены. Его детские годыпрошли под знаком постоянных болезней, зависимости по отношению к старшемубрату и полного неприятия со стороны матери. Сам себя он считал слабым,тщедушным и непривлекательным. Он ощущал большую близость с отцом, нежели сматерью и потому впоследствии не принял фрейдовской концепции эдиповакомплекса, поскольку сам его в детстве не испытал. Ребенком он тратил много силна то, чтобы завоевать признание и популярность в среде сверстников. Ставстарше, он сумел добиться высокой самооценки и был оценен по достоинству окружающими, чего ему так не хватало всобственной семье.
ПоначалуАдлер был настолько слабым учеником, что по мнению учителя мог рассчитывать вбудущем только на место подмастерья сапожника. Однако, благодаря усердию инастойчивости он сумел стать одним из первых учеников в классе. Он смогпреодолеть свои многочисленные академические и социальные недостатки икомплексы, так что сам вполне может считаться хрестоматийным примером своейсобственной теории, созданной им в последствии. В развитии личностисущественную роль играет компенсация личных слабостей и недостатков. Лежащие воснове его системы чувства неполноценности является прямым наследием детскихлет, в чем и сам Адлер охотно признавался.
Ввозрасте 4 лет, едва оправившись от смертельно опасной пневмонии, Адлер решил,что станет врачом. Он получил медицинское образование и свою первую ученую степеньв Венском университете в 1895 году. После специализации в офтальмологии ипрохождения практики по общей медицине он стал заниматься психиатрией. В 1902году Адлер присоединился к еженедельным заседаниям психоаналитическогодискуссионного кружка на правах одного из четырех членов – основателей. Хотя они был близким сотрудником Фрейда, личные отношения между ними так и несложились. Фрейд однажды даже отозвался об Адлере как о зануде.
Втечение нескольких последующих лет Адлер развивал свой вариант психоанализасущественно отличавшийся от фрейдовской системы по целому ряду пунктов. Онтакже позволял себе открыто критиковать Фрейда за переоценку роли сексуальныхфакторов. В 1910 году Фрейд предложил кандидатуру Адлера на пост президентаВенского психоаналитического общества, видимо, до того, чтобы уладить имевшиесямежду ними разногласия. Однако уже в 1911 году неизбежный разрыв состоялся.Расставание было довольно драматичным. Адлер назвал Фрейда мошенником, апсихоанализ – «мерзостью и непристойностью». Фрейд тоже не остался в долгу иохарактеризовал Адлера как «ненормального», «Человека, свихнувшегося на почвесобственных амбиций».
Вовремя первой мировой войны Адлер служил врачом в австрийской армии. Позже онорганизовал детскую клинику в рамках венской школьной системы. В 20-е годы егосоциально-психологическая система, которую он сам назвал индивидуальнойпсихологией, привлекла большое число последователей. В 1926 году Адлерсовершил несколько визитов в США и через 8 лет получил приглашение занять должностьпрофессора медицинской психологии в медицинском колледже в Нью-Йорке. Умер он вШотландии во время одного из напряженных лекционных турне.Индивидуальная психология
Поубеждению Адлера, поведение человека определяется в первую очередь не биологическими, а социальнымифакторами. Он ввел понятие социального интереса, определяя его какврожденный потенциал, нацеленный на кооперацию с другими людьми и на достижениеличных и общественных целей. Подобный интерес развивается в детстве по меренакопления опыта. В противоположность Фрейду, Адлер минимизировал рольсексуальных сил в формировании личности и сконцентрировался в большей степенине на бессознательном, а на сознательных факторах поведения. Если Фрейдполагал, что поведение определяется преимущественно прошлым, то Адлерподчеркивал значение наших целей на будущее. Борясь за достижение целей илиожидая некоторых событий в будущем, мы тем самым оказываем влияние на своенынешнее поведение. Например, человек, который живет в постоянном ожиданиивечного проклятья после смерти, неминуемо будет вести себя иначе, чем тот укоторого таких ожиданий нет.
ЕслиФрейд подразделял личность на несколько частей, то Адлер, наоборот, всяческиподчеркивал единство и согласованность личности. В основе его концепции - представление о единой движущей силе, лежащейв основе структуры личности и направляющей все ее ресурсы на достижение самойглавной цели, предающей смысл всему существу личности. Такой целью, по егомнению, является стремление к превосходству и самоутверждению. Именно эта цельподчиняет себе все движение к более полному развитию и осуществлению реализациинашего Я. Адлер был убежден, что данное стремление к превосходству являетсяврожденным фактором, его следы легко можнообнаружить во всех аспектах проявления личности.
Адлерне принимал утверждение Фрейда о том, что только секс составляет первичный,базовый уровень мотивации. Вместо этого он высказал предположение, чтоподлинной движущей силой личности является генерализованное чувствонеполноценности (как это было в его собственной жизни). Первоначально Адлеротносил это чувство неполноценности к телесным недостаткам. Ребенок снаследственными органическими недостатками попытается их компенсировать за счетболее интенсивного развития дефектной функции. Ребенок – заика, при помощиречевой терапии может стать великим оратором, ребенок – со слабымиконечностями, после интенсивных физических упражнений становиться хорошиматлетом или танцором.
ПозднееАдлер расширил понятие неполноценности, включив в него все виды физических,душевных или социальных недостатков – реальных или мнимых. Он также полагал,что слабость и беспомощность ребенка, его зависимость от окружающей обстановкеведет к появлению чувства неполноценности, столь знакомого каждому человеку.Ребенок осознает свою неполноценность и необходимость преодолеть недостаток, нопри этом им движет врожденное стремление к превосходству. В итоге такой процессволей-неволей движет индивида по направлению ко все большему совершенству иреализации.
Чувствонеполноценности может оказывать и положительное воздействие, как на уровнеиндивида, так и на уровне социума, поскольку именно с ним связано постоянноестремление к превосходству. Однако, если в детские годы в ответ на чувствонеполноценности ребенок наталкивается на слишком мягкое, или же напротивизлишне жесткое отношение, у него в результате может появиться некое аномальноекомпенсаторное поведение. Неспособность в достаточной мере компенсироватьчувство неполноценности может привести к развитию комплекса неполноценности,что приводит человека к серьезным жизненным проблемам.
ПоАдлеру, борьба человека за превосходство носит всеобщий характер, но при этомвозможны разные способы достижения поставленной цели. Мы по-разномуосуществляем эту борьбу, что приводит в итоге к появлению уникальных,характерных только для данного человека методов или форм, которые Адлер назвалстилем жизни. Стиль жизни включает в себя те характерные поведенческие типы илиприемы, при помощи которых мы компенсируем свою неполноценность, реальную илимнимую. В нашем примере с ребенком, у которого присутствуют телесныенедостатки, такой стиль включил бы в себя занятия спортом, что в итоге должнопривести к развитию физической силы и выносливости.
Стильжизни обычно формируется к 4- 5 годам ив дальнейшем с трудом поддается каким-либо изменениям. Он как бы задает рамкидля восприятия и упрорядочивания всего доступного жизненного опыта. И вновь мывидим, что Адлер, как и Фрейд, подчеркивает важность раннего периода жизни. Но,в отличие от Фрейда, он настаивает на том, что мы способны сознательноформировать свой стиль жизни – наше собственное Я.
Концепциятворческой силы Я составляет, безусловно, вершину и кульминацию всей еготеории. Адлер высказал предположение, что мы можем сами формировать своюличность в соответствии с собственным уникальным стилем жизни. Это творческаясила составляет активный принцип человеческого существования. Ее можноуподобить традиционному понятию души. Мы строим свое поведение на основе определенных способностей и того жизненногоопыта, которым обладаем благодаря нашей наследственности и влияния окружающейсреды. Но именно от нас зависит, как именно воспринимать и истолковывать этотопыт, что собственно, и создает основу нашего стиля жизни. А это значит, что мыспособны сознательно влиять на формирование собственной личности и свою судьбу.Адлер считал, что, скорее, мы сами определяем свою судьбу нежели оказываемсяобъектом воздействия прошлого опыта.
Исследуяопыт детских лет своих пациентов, Адлер заинтересовался связью порядка рожденияи личности человека. Он обнаружил, что старшие, средние и младшие дети из-заразличий положения в семье обладают различным социальным опытом, и, какследствие имеют разные структуры личности. Старшие дети в семье некоторое времянаходятся в центре внимания – но только до тех пор пока не появиться следующийребенок, который теперь притянет к себе все внимание родителей. А потомупервенец может начать чувствовать себя неуверенно и враждебно, утратив прежнеечувство безопасности. Результатом этих перемен может также стать авторитарностьи консервативность, жесткое желание поддерживать порядок любыми средствами.Адлер высказал предположение, что преступниками, невротиками и извращенцамичасто становятся именно первенцы в семье.
Помнению Адлера, второй ребенок часто бывает амбициозным, непокорным и ревнивым:ведь перед ним стоит задача не только не отстать, но и превзойти старшего братаили сестру. Адлер считал, что именно второй ребенок лучше приспособлен к жизни,чем старший или младший. Ведь младших детей в семье балуют, а потому у них чащедругих возникают проблемы.
КонцепцияАдлера с пониманием встречена теми, кого не удовлетворял выстраивавшийся вофрейдовской теории образ человека как существа, у которого доминируютсексуальные мотивы, а все самое главное происходит только в детстве. Конечноже, нам куда приятнее считать, что мы в состоянии сознательно контролироватьсобственное поведение, вне зависимости от генетических ограничений иособенностей детского периода жизни. В целом, Адлер давал удовлетворительный иоптимистичный взгляд на природу человека.
Однакои на его долю хватало критиков. Многие психологи считали его построенияповерхностными и основанными всего лишь на здравом смысле, хотя другие,напротив, видели в нем проницательного и талантливого теоретика. По мнениюФрейда, система Адлера слишком проста. Для того, чтобы освоить психоанализможет потребоваться целых 2 года, поскольку он довольно сложен, адлеровские жеидеи можно «освоить за две недели потому, что здесь нет необходимости знатьстоль уж много». Адлер немедленно согласился с такой оценкой. Именно в этом всеи дело: ему потребовалось 40 лет для того, чтобы сделать свою систему стольпростой.
Хотяконцепция Адлера в целом с большим трудом поддается научному подтверждению,отдельные идеи по поводу роли порядка рождения подверглись серьезномурассмотрению. Например, было показано, что первенцы, как правило, обладаютхорошими интеллектуальными способностями и сильной тягой к достижениям. Имтакже свойственно испытывать беспокойства и тревогу после того, как ихотодвигает на второй план следующий ребенок. Дальнейшие исследованияподтвердили, что по особенностям раннего детства можно сделать некоторыезаключения относительно стиля жизни взрослого человека.
Адлероказал значительное влияние на постфрейдовский психоанализ. Можно сказать, чтовсе работы эго-психологов, ориентировавшихся в большей степени на исследованиесознательных, рациональных процессов, нежели бессознательного следуют по пути,проложенному Адлером.
Представленияо творческой способности Я задавать определенный стиль жизни человека оказаловоздействие на теорию Абрахама Маслоу. Акцент, который Адлер делал насоциальных факторах, можно проследить в работах необихевиориста ДжулианаРоттера. В заключении отметим, что многие идеи Адлера значительно опередилисвое время и по-настоящему могут быть оценены лишь на фоне современнойпсихологии.