Я б к психологу пошел…
Несмотря на то, что многие делают вид, будто они полностью западные люди — слово «психология» приводит нас в трепет. Возможно, из-за незнания истории психологии, возможно, из-за множества страшных историй — психолог (или психотерапевт) представляется нам каким-то могущественным человеком с поистине неограниченными возможностями. Захочет — убеждения нам изменит, захочет — в подсознании всё с ног на голову поставит…
Могу уже предсказать, что многие хотели бы возразить — мол, психология уже в России давно, и очень широко известна и популярна. — Полностью согласна. Но вот скажите — кто уже хотя бы раз побывал на индивидуальной консультации у психотерапевта? А у кого есть в записной книжке хотя бы телефон, по которому вы позвоните, если решитесь пойти?
Как определить, что пора?
Чтобы пойти на консультацию, не стоит ждать, пока от нервов начнут трястись руки или агрессия будет подталкивать набить морду каждому прохожему. Помимо того, что такая медлительность не делает нам («продвинутому обществу») чести, она и психологов развращает. Некоторые из наших бедных профессионалов уже начинают привыкать: уж если человек пришел, с ним случилось что-то ужасное. Или же это настолько застарелая проблема, что человек уже сто раз обдумал ее со всех сторон, сконструировал множество формулировок и теперь пришел это обсудить.
Вообще говоря, к психотерапевту имеет смысл пойти тогда, когда вы вдруг заметите, что даже при вполне благополучной жизни вы не становитесь счастливее. Даже если жизнь как отлаженный механизм — и работа любимая, и в личной жизни всё успешно, но повседневные дела не приносят радости — это уже повод обратиться.
Стоит сходить на консультацию и тогда, когда вам почему-то захотелось туда пойти, а почему — пока не знаете. Потому что за каждым желанием стоит какая-то реальная проблема или внутренний конфликт — а ведь это именно то, что нужно психологу! И поверьте, за вашим желанием придти к нему он раскопает все, что нужно проработать для того, чтобы сделать жизнь приятнее.
Чего не надо бояться.
Когда приходишь на индивидуальную консультацию впервые, возникает масса вопросов и опасений. Страшно рассказывать чужому человеку что-то личное — привычки нет, — хотя врачу говорим и о геморроях, и… Но обсуждать наболевшее в душе — кажется странным. Поэтому непроизвольно клиент начинает изучать психолога, чтоб понять и понравиться ему. А этот странный человек ведет себя непредсказуемо… Поэтому предлагаю расшифровку некоторых действий (и бездействия) психотерапевта.
Он не улыбается, когда вы рассказываете что-то смешное — ведет себя как кремень. Полноценная работа с психологом на индивидуальной консультации начинается с того, что клиент рассказывает о себе. Иногда это сложно — и нужно время, чтобы человек почувствовал, что над ним и его проблемой не будут смеяться. Но если он привык, что его слова всё время вызывают смех, он и на приеме у психотерапевта будет смеяться уже сам, первый, стимулируя привычную реакцию. И если психологи не смеется вместе с вами — повод не для огорчения, а для откровенности, потому что он доказывает вам, что готов любую информацию воспринять непредвзято и вместе с вами разбираться в ней.
Он задает странные вопросы типа «что вы чувствуете, когда вам грустно». Вы просто сказали, что грустите — а он… Сразу… Не волнуйтесь! Во-первых, ему надо выяснить, что именно вы подразумеваете под словом «грустно». Истерикой, например, называют и вопли с битьем посуды, и тихий плач, и напряженное молчание. Поэтому грустью вы можете назвать нечто такое, о чем ваш собеседник даже не подозревал! И во-вторых, это вопрос для того, чтобы вы прислушались к чувствам. Если вы увлекаетесь логическими построениями при разговоре с психотерапевтом, ему нужно каким-то образом подключать вашу сферу чувств. Если ваши чувства и логика противоречат друг другу, то проблема, решенная на логическом уровне, никак не облегчит вам эмоциональных страданий. И вполне понятно, что профессионал пытается работать на всех уровнях.
Он часто меняет позы. Вполне возможно, что вы сидите напряженно и закрыто. В психологии есть понятия «подстройка» и «ведение». Подстройка — это когда ваш собеседник, например, садится в позу, максимально похожую на вашу. Это помогает найти взаимопонимание. А ведение — это когда, полностью подстроившись, ваш собеседник меняет позу, и иногда вы тоже ее меняете вслед за ним, даже не замечая этого. Психологи иногда могут использовать это, чтобы собеседник сел в более открытую позу и, следовательно, почувствовал себя более спокойно и раскрепощено.
Он прерывает ваш рассказ. Это может быть по самым разным причинам. Возможно, психолог понял, что эту историю вы рассказывали уже не однажды, и хочет изменить схему вашего рассказа. Возможно, вы начинаете давать объяснения своей проблеме — поскольку у нас принято все объяснять, а он хочет начать разбираться с нуля. Важно доверять профессионализму психотерапевта: если он прерывает вас, то ради вашей пользы, а не потому, что экономит время или ему скучно.
Он назначил высокую цену. В психотерапии важное значение имеет та цена, которую вы платите. Психологическая работа — это всегда сотрудничество клиента и психолога, и давно доказано, что чем человек больше платит, тем активнее он стремится к избавлению от проблемы.
Он просит заплатить за 1 сеанс вперед. Психотерапию нельзя заканчивать вот так, вдруг. Поэтому если вы решили прекратить походы на индивидуальные консультации, важно, чтобы психотерапевт знал об этом заранее, и такая система оплаты — способствует соблюдению правил игры.
Он не хочет отвечать, какого направления придерживается. Сейчас рамки психологических направлений размыты. Единственное, что изменяется меньше всего — это психоанализ, но он не так уж популярен сегодня. А во всех остальных направлениях психотерапевты используют то, что реально работает. Потому что главное для психолога — чтобы вы почувствовали реальные результаты, а не чтобы теория оставалась чистой и неизменной.
Постскриптум для специалистов.
Я намеренно использовала в качестве синонимов слова «психолог» и «психотерапевт»; слова «сеанс» и «консультация». Теперь всё значительно более смешано, чем было когда-то. И психотерапия уже перестала быть медицинской областью психологии, и консультациями теперь свои встречи с клиентами называют не только представители гуманистического направления в психологии. Надеюсь, люди, сведущие в этой области, поймут меня.
Статья Жени Савкиной