Реферат по предмету "Психология"


Юридический конфликт 2

--PAGE_BREAK--2. По природе соответствующих правовых норм. Они подразделяются на уполномочивающие, обязывающие, запрещающие. При уполномочивающей норме конфликт может возникнуть между уполномоченным субъектом и частным лицом (физическим или юридическим), чьи интересы нарушены или могут быть нарушены уполномоченным субъектом[7]. Примером служат конфликты, нередко возникающие между населением и местными властями из-за отведения администрацией под дачи или иные сооружения земельных участков, традиционно используемых жителями для сенокоса, выпаса скота, сбора грибов и т.п.
При нарушении обязывающей нормы возможен конфликт между обязанным лицом и государством (представителем государственного органа). В этом случае не только гражданин обязан соблюдать соответствующую норму, но и государственный служащий должен требовать ее выполнения. Например, если контролер, не желая вступать в конфликт с безбилетником, просто отпустит его, он автоматически вступит в другой конфликт — с государством.
Нарушение запрещающих норм ведет к конфликту госу­дарства с физическим или юридическим лицом, допустившим его (конфликт браконьеров с инспекцией рыбоохраны).
3. По системе государственных правоприменительных или правоохранительных органов, т.е. связанных с работой соответствующих государственных органов. Это судебный конфликт; конфликт по поводу работы прокуратуры, милиции, арбитража и т.п. Деятельность правоприменительных и правоохранительных органов сложна и не исключает случаев бюрократизма, некомпетентности и недобросовестности служащих. Например, замеры уровня правовых знаний работников органов внутренних дел показали, что 30—35% обследованных сотрудников полностью или частично не отвечают требованиям, необходимым для выполнения служебных обязанностей. Результат столь распространенной некомпетентности сказывается на судьбах людей. 46% уголовных дел, изученных рядом исследователей, также показали, что причина следственных ошибок — отсутствие необходимых профессиональных знаний и навыков. Все это снижает меру доверия граждан к институтам, призванным их защищать; возраста­ет вероятность конфликтов между гражданами, обратившимися в милицию или задержанными ею, и представителями ОВД. Далеко не редкостью являются факты взаимного оскорбления участников судебного процесса. Согласно социологическим исследованиям 84,6% следователей из 200 опрошенных наблюдали это[8].
Судебный процесс по своей конструкции содержит значительный элемент состязательности, а следовательно, является по природе конфликтогенным. Однако когда добавляется некомпетентность и взаимное недоверие сторон, то протекание процесса оказывается еще более острым, напряженным.
Большая загруженность следователей и судей, постоян­ный дефицит времени также не способствуют качественной работе. Если в других видах труда напряженность возникает только в «аварийных ситуациях» (перед пуском новой конвейерной линии на заводе; в конце отчетного периода в бухгалтерии и т.п.), то в деятельности сотрудников ОВД подобная об­становка постоянна и считается общепринятой. В этом еще один фактор конфликтности. Следует учитывать также, что деятельность характеризуемых институтов связана с пресечени­ем нарушений законов гражданами и юридическими лицами, что в свою очередь еще более конфликтогенно. В этой связи можно отметить еще одно отличие ОВД от других организа­ций. Правоохранительные и правоприменительные органы функционально имеют антагонистические условия работы. Конфликт здесь — явление закономерное.
4. По противоречивости самого права — нормативно-правовые конфликты. Одни нормы права могут не соответство­вать другим нормам права, что наиболее характерно для не­стабильного общества, меняющего правовую систему в целом. Однако и в относительно благополучных обществах в силу сложности социальных отношений неизбежна «нестыковка» ряда законов и других правовых актов.
По указанному основанию можно выделить конфликты, порожденные[9]:
а) противоречиями между двумя или несколькими норма­тивными актами. Так, активное нормотворчество в России пос­ледних лет на федеральном и региональном уровнях привело к несоответствию конституций республик и уставов краев, областей положениям Конституции России, что в свою очередь вызвало многочисленные конфликты. Конфликтогенно также противоречие между законами и подзаконными актами;
б) противоречиями между нормами права и правоприменительной практикой. Например, законы о языке в ряде республик бывшего СССР в целом отвечают логике права и справедливости, но правоприменение их зачастую дискриминационно по отношению к гражданам некоренных национальностей;
в) противоречиями между двумя или несколькими правоприменительными актами;
г) различием в понимании правовых норм. Известно, что возможно неоднозначное толкование некоторых норм права. Люди склонны интерпретировать формулировки юридических актов таким образом, чтобы меньше всего пострадали их ин­тересы. Когда интересы не совпадают и сталкиваются, возни­кает конфликт в области правопонимания. Например, Саратовская областная Дума приняла закон о свободной продаже и купле земли. На протест Государственной Думы РФ саратовский губернатор заявил, что Конституция Республики узаконила в стране частную собственность на землю[10]. Таким образом, возникла конфликтная ситуация по поводу толкования статьи Конституции.
3. Структура юридического конфликта
Структура социального конфликта может быть выражена следующей формулой: К = КС + С + И, где К — конфликт; КС — конфликтная ситуация; С — стороны (субъекты) конфликта; И — инцидент (прямое столкновение субъектов конфликта).
Конфликтная ситуация — это напряженность в отно­шениях между сторонами, вызванная возникновением реаль­ного жизненного противоречия, затрудняющего реализацию их интересов. Например, в организации, где назрела необходимость перестройки, а следовательно, предстоит сокращение персонала, появляется объективная основа конфликта между сотрудниками. Конфликтная ситуация характеризуется возникновением объекта конфликта, под которым подразумевают ту конкретную материальную или духовную ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся его стороны[11].
Чтобы стать объектом конфликта, эта ценность должна находиться на пересечении интересов различных социальных субъектов, которые претендуют на нее. Зачастую объект является объективно или субъективно неделимым, что становится причиной напряженности в отношениях между людьми, группами или институтами. Так, если на вакантную должность руководителя претендуют несколько человек, то не исключена конфликтная ситуация, а в дальнейшем — конфликт кандидатур. Возможно положение, когда объекта не существует (он является всего лишь плодом воображения участников взаимодействия), а конфликт тем не менее возникает. Например, индивид полагает, что другой человек имеет по отношению к нему агрессивные намерения и, не вникнув в суть дела, принимает превентивные меры. Такой конфликт называют ложным. В нем возможны четыре основные ситуации[12]:
а) сторона полагает, что находится с определенным лицом в правоотношениях, но на самом деле этого нет (арендатор строения не знает, что собственник дома продал его другому);
б) обратный вариант: сторона не осознает, что находится в правоотношениях с другой стороной (скажем, при открытии наследства один из наследников не подозревает о существовании других);
в) сторона полагает, что противник действует незаконно, в то время как действия другой стороны правомерны;
г) обратный вариант: сторона полагает, что противник действует правомерно.
Ложность ситуации здесь относится не столько к ее со­держанию, сколько к юридической форме. На этой основе вполне возможен конфликт.
Стороны юридического конфликта — это физические и юридические лица. Конфликт между юридическими лицами обязательно приобретает юридический характер, так как между ними изначально складываются правовые отношения и разре­шается такой конфликт преимущественно юридическим путем. Конфликт, происходящий между физическими лицами, может и не носить юридического характера. Однако, обладая юридическими правами и имея правовую ответственность, граждане, как правило, соизмеряют собственные поступки с нормами права, а следовательно, в ходе конфликта возможна юридизация отношений и переход участников в положение истца, ответчика, потерпевшего, обвиняемого или свидетеля. В некоторых случаях юридический аспект конфликта остается выборочным, т. е. касается не всех, а лишь отдельных его уча­стников. Например, в случае массовых беспорядков юриди­ческие отношения возникают, согласно Уголовному кодексу, не со всей толпой, а лишь с организаторами и активными участниками событий[13].
По занимаемой участниками позиции в конфликте выде­ляют три группы субъектов: 1) непосредственные участники; 2) принимающие косвенное участие; 3) третьи лица. Непосредственные участники — это основные субъекты конфликта, претенденты на ресурсы или на контроль над ними. Косвенное участие принимают подстрекатели, пособники, организаторы конфликта. Третьи лица (прежде всего посредники) заинтересованы в разрешении конфликта. В юридическом кон­фликте важную роль играют судьи, присяжные заседатели, арбитраж. В отличие от посредничества решение суда имеет обязывающую силу. Наличие третьей стороны является существенной чертой юридического конфликта.
Инцидент — самая драматичная составляющая конфликта, которая может наступить в том случае, когда одна из сто­рон (реже две или несколько) инициирует активные действия против оппонента. В юридическом конфликте это может быть факт подачи иска или выдача ордера на арест.
«Спусковым механизмом» инцидента считается какой-либо повод или провокация как организованный повод. Поводом инцидента в правовом конфликте может стать возникновение юридически значимой ситуации. Например, когда спор между депутатами на заседании спонтанно перерастает в личные оскорбления, тогда теоретические, идеологические и иные отношения мгновенно уступают место прямому столкновению характеров и амбиций людей. Другой пример: когда в колонны мирных демонстрантов внедряется провокатор, инициирующий потасовку, то у властей возникает повод для их разгона.
4. Динамика и разрешение юридического конфликта
Социальный конфликт, развиваясь, проходит ряд стадий от зарождения до угасания (разрешения). На любой из стадий может возникнуть юридически значимая ситуация, превращающая социальный конфликт в правовой. Иногда конфликт с момента зарождения носит юридический характер. Это проис­ходит тогда, когда стороны связаны правовыми отношениями и взаимодействие между ними протекает в области первичных правовых явлений. Однако чаще юридическая форма конфликта приобретается в ходе его развития.
Авторы монографии «Юридическая конфликтология»[14] выделяют следующие стадии юридического конфликта:
а) появление у одной или обеих сторон мотивов юридического характера (например, решение одного из супругов в ходе семейной ссоры подать заявление о расторжении брака);
б) возникновение правовых отношений между сторонами, находящимися в конфликте (в приведенном выше примере они возникли после подачи заявления в суд);
в) развитие (изменение, прекращение) правовых отношений в связи с рассмотрением дела юридической инстанцией;
г) издание правового (правоприменительного) акта, завершающего конфликт (например, вынесение судом решения о разводе).
Это наиболее простая схема динамики юридического конфликта, на практике же последовательность стадий может быть иной, некоторые стадии вообще могут отсутствовать (так, в случае немотивированного убийства первая стадия — мотив правового характера — отсутствует).
Разрешение юридического конфликта. Всякий, в том чис­ле и юридический, конфликт завершается либо гибелью одной или обеих сторон, либо он приостанавливается «до лучших времен», либо получает то или иное конструктивное разрешение[15]. В последнем случае исход конфликта взаимоприем­лем для обеих сторон. Существует два вида механизма разре­шения социального конфликта:
а) разрешение конфликта самими участниками;
б) вмешательство третьей стороны (как уже отмечалось, именно наличие третьей стороны является отличительной чертой юридического конфликта). Правовые нормы предписыва­ют вовлечение в конфликт посредников, судей, других представителей правоприменительных (правоохранительных) орга­нов, миротворческих сил и др.
Достижение консенсуса считается лучшим способом раз­решения конфликта. В этом случае вырабатывается такое решение, которое находит одобрение всех сторон противостоя­ния. Юридический консенсус наиболее применим в международных делах. Правда, в рамках одного государства юриди­ческий консенсус практикуется в различных областях права: конституционном, гражданском и гражданско-процессуальном, семейном. В США юридический консенсус применяется даже в уголовном процессе. Если обвиняемый признает свою вину без наличия в суде объективных доказательств, то судья взамен на признание может переквалифицировать деяние на менее тяжкий состав преступления. Получается, что для ускорения судебного процесса заключается своего рода сделка между обвинением и защитой. Однако юридический консенсус, на наш взгляд, помимо преимуществ имеет свои слабые стороны. Во-первых, из-за большого количества согласований затягивает­ся принятие решений. Во-вторых, может пострадать объек­тивная истина (как в приведенном выше случае американского уголовного процесса).
В «большой политике» для урегулирования и разрешения конфликтов мировой практикой разработаны согласительные и парламентские процедуры. В случае конфликта между ветвями власти предусмотрено создание согласительных комиссий, куда входят представители заинтересованных сторон и независимые эксперты. Практикуется также обращение в конституционный суд для определения соответствия или несоответствия спорного правового акта конституции. Парламентские процедуры включают порядок проведения дебатов, мягкое рейтинговое голосование и т.д.[16]
5. Юридические конфликты в экономической сфере современной России
Считается, что юридические конфликты выполняют инструментальную функцию по отношению к другим конфликтам, возникающим в обществе. Иначе говоря, они выступают в качестве механизма регулирования экономических, полити­ческих, социальных, идеологических конфликтов. Там, где стороны не могут самостоятельно разрешить назревшее между ними противоречие, приходит третья сторона в лице служителей закона, использующая правовой способ регулирова­ния конфликтных отношений. Поэтому имеет смысл рассмотреть юридический конфликт в тесной связи с конфликтами, относящимися к различным сферам общественной жизни. Например, если говорить о правовом и политическом конфликтах, то эти два аспекта анализа, по мнению исследователей, трудно разделить[17].
Современная Россия, находящая в состоянии системного кризиса, где значительно обострились ранее существовавшие противоречия и возникло множество новых, является весьма конфликтогенной. Масса конфликтов раздирает общество как на макро-, так и на микроуровне.
Поскольку в основе конфликтов находятся реальные жизненные противоречия, то важно найти главное противоречие, характеризующее Россию 90-х годов и определяющее характер протекания других противоречий. Таковым является противоречие между осколками советской социалистической системы и насаждаемой капиталистической системой. В эконо­мической сфере это противоречие выражено в коллизиях приватизации государственной собственности. Названное про­тиворечие проходит не только по вертикальной линии «уча­ствующее в приватизации меньшинство — не участвующее большинство», но и по горизонтали — между «приватизаторами». Последнее протекает наиболее остро и поистине сравнимо с минным полем, по которому добровольно курсирует рыночный авангард. В политической сфере это противоречие наиболее наглядно развернулось в отношениях между ветвями власти, а точнее, между «левым» большинством Государственной Думы второго созыва и «правыми» силами, представ­ляющими структуры президентской и правительственной власти. Идеологическая сфера преломляет уже названное проти­воречие таким образом, что на авансцену борьбы выходят две непримиримых ценностных позиции: социалистическая, ори­ентированная на принципы социальной справедливости, и бур­жуазная, нацеленная на идеи либеральной свободы. По мнению некоторых аналитиков, это противоречие чревато наибо­лее драматическими конфликтами[18].
Переход к рыночным отношениям в масштабах всего общества не миновал, разумеется, и правоохранительные органы. Милиция, пущенная в «свободный рынок», создает ком­мерческие стриктуры по оказанию охранных услуг, занима­ется посредничеством при аренде офисов, торговлей и т.п. Основная же ее функция — обеспечение безопасности населения — отходит на задний план[19].
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Определение границ зон экотоксикологической опасности на территории города
Реферат Тема милосердия в современной прозе ("Людочка" Астафьева)
Реферат Договор участия в долевом строительстве
Реферат Принципы уголовного процесса 4
Реферат Устойчивость и изменчивость. Законы развития в сложных системах. Деградация
Реферат Англия 1945-1993 гг
Реферат Особенности украинского телевидения
Реферат I Am Daivd Essay Research Paper I
Реферат Аудиторская фирма «правовая инициатива» (ооо)
Реферат Організація проведення комплексних та тематичних перевірок митного органу за участю регіональної митниці
Реферат Англия Правление Эдуарда II
Реферат 2011 Вопросы гак для направления «культурология» магистерской программы «Теория и практика межкультурных коммуникаций»
Реферат Компьютерное моделирование сенситометрических характеристик формирователей сигналов изображения
Реферат Англия Покорение Уэльса
Реферат Современная дипломатия как средство регулирования международных отношений