Реферат по предмету "Культура и искусство"


Анализ деятельности художника А.А. Борисова

План
Введение……………………………………………………………...……………2
1.        Биография А. А. Борисова……………………………………...………….3
2.        Творчество А. А. Борисова……………………………………....………...8
3.        Картина «Лунная ночь. Медведь на охоте». 1899 г……………...……..15
Заключение…………………………………………………………………...…..17
Списокиспользованной литературы………………………………………..….18

Введение
Александр Алексеевич Борисов — художник, которомупринадлежит первопроходческая роль в становлении традиций изобразительногоискусства в Архангельске. Он был неутомимым исследователем Русского Севера,побывавшим на Новой Земле, островах Канцев и Вайгач, в Баренцевом и Карскомморях. Это был человек, обладавший неуемной энергией, огромнойцелеустремленностью, страстным желанием послужить на пользу Отечеству.
Его с ранних лет привлекал к себе Север. Художник пишет:«Крайний Север, с его мрачной, но мощной и таинственной природой, с его вечнымильдами и долгой полярной ночью всегда привлекал меня к себе. Северянин порождению и по душе, я всю жизнь с ранней юности только и мечтал о том, чтобыотправиться туда, вверх, за пределы Архангельской губернии».
Вслед за Александром Алексеевичем Борисовым многиехудожники посетили крайний Север: В. Серов, К. Коровин, Е. Столица, В.Переплетчиков, — но для них северный мотив был лишь эпизодом творческойбиографии. Борисов Крайнему Северу посвятил всего себя с ученических лет и доконца своих дней. Его по праву называют пионером живописного освоения Арктики иее певцом.

1. Биография А. А. Борисова
Александр Алексеевич Борисов (1866-1934) известен какпервый живописец Арктики, исследователь полярных земель и общественный деятель,внесший значительный вклад в разработку вопросов транспортно-экономическогоосвоения Севера. Его разносторонняя и плодотворная деятельность была одухотвореналюбовью к земле отцов, к Русскому Северу. Родился А. А. Борисов 2 (14) ноября1866 года в деревне Глубокий Ручей Сольвычегодского уезда Вологодской губернии(ныне Красноборский район Архангельской области) в семье крестьянина.
Мальчиком он был отправлен «по обету» вСоловецкий монастырь, где его художественные способности были замечены и он былопределен учеником в иконописную мастерскую. Благодаря поддержке меценатовБорисов поступает в рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге,а затем и в Академию художеств. Здесь, занимаясь под руководством такихмастеров, как И. И. Шишкин и А. И. Куинджи. Александр Борисов формируется каксамобытный и оригинальный художник. Полярные земли и моря, арктические пейзажизахватили воображение художника еще в юности. «Крайний Север с его мрачнойи таинственной природой, с его вечными льдами и почти бессменной ночью всегдапривлекал меня к себе. Северянин по душе и по рождению, я всю жизнь с раннейюности только и мечтал о том, чтобы отправиться туда, вверх за пределыАрхангельской губернии», — писал позднее А. А. Борисов. Первое путешествиепо Северу России и Кольскому полуострову юный художник совершил еще будучистудентом, сопровождая в качестве рисовальщика и фотографа министра финансов С.Ю. Витте в 1834 году. Весну и лето 1896 года Борисов, уже по собственнойинициативе, проводит на побережье Белого и Баренцева морей, а затем, в составеэкспедиции Казанского университета, посещает Новую Землю. Из этой поездки онпривёз около 150 этюдов, часть которых экспонировалась в 1897 году наакадемической выставке в Петербурге. Эти работы вызвали восхищение В. М.Васнецова, одобрительные отзывы В. В. Стасова. А И. Е. Репин так отозвался оработах молодого художника: «Это все превосходные и верные, как зеркало, картинки,строго нарисованные и необыкновенно правдиво написанные. В них ярко выразиласьлюбовь этого русского Нансена к черной воде океана с белыми льдинами, свежестьи глубина северных тонов, то мрачных, то озаренных резким светом низкогосолнца. Горы, наполовину покрытые снегом во время самого жаркого лета, берега,дали, лодки, самоеды в оленьих шкурах… — всё это дышит у него особеннойкрасотой Ледовитого океана и производит впечатление живой правды».
Владелец знаменитой картинной галереи П. М Третьяковприобретает для своей коллекции работы А. Борисова на крупную по тем временамсумму — 8 тыс. рублей.
Получив 11 ноября 1898 года академический диплом,художник тотчас же начинает подготовку к новой продолжительной экспедиции наКрайний Север. По заказу Борисова было построено одномачтовое деревянное судно«Мечта» водоизмещением 40 тонн, а на Новую Землю был перевезёнпросторный жилой дом. Дом бил собран и установлен на берегу Поморской губы — там, где экспедиция предполагала провести зимовку. В 1900 году А. А. Борисов ивосемь его спутников отправились на Новую Землю. Экспедиция длиласьчетырнадцать месяцев, и за это время Борисову и его товарищам пришлосьперенести немало лишений; лишь благодаря счастливой случайности они избежалигрозившей им гибели. Организуя экспедиции на Север, Борисов ставил перед собойне только художественные, но и научно-практические цели. В 1897 году он писалП. П. Семёнову, возглавлявшему Русское Географическое общество: «Япредполагаю исследовать восточное побережье Новой Земли к северу от МаточкинаШара и составить подробную карту этих мест, ныне обозначенных на карте лишьпунктиром. Я хочу послужить науке, насколько позволяют умение и силы». Вапреле 1901 года, успешно завершив зимовку, Борисов с двумя помощниками на собачьихупряжках отправились из губы Поморской на карскую сторону Новой Земли. Втечение ста шести дней они обследовали и наносили на карту берега заливовЧекина, Незнаемый и Медвежий, давая бухтам, проливам, горным вершинам и мысамимени художников, ученых, людей, способствовавших освоению Севера. Кроме того,путешественники вели метеорологические наблюдения, собирали геологические,ботанические и зоологические коллекции. Одним из главных результатов экспедициистали сотни эскизов и этюдов, послуживших темой монументальных полотен,созданных Борисовым по возвращении с Новой Земли. Работы художника,экспонировавшиеся на весенних Петербургских выставках 1900 — 1905 гг. привлекливнимание ценителей искусства не только в России, но и за рубежом. В 1902 годупо приглашению Венского общества художников А. А. Борисов устраивает выстилку встолице Австрии. Шумный успех работ Борисова, названных венским профессоромЛанглем «гениально правдивыми», открыл перед ними двери выставочныхзалов Праги и Берлина, Гамбурга, Кельна, Дюссельдорфа и Парижа. Французскоеправительство наградило художника орденом Почётного легиона. Однако прием,оказанный Борисову в 1907 году в Лондоне, превзошёл ожидания даже самых большихдоброжелателей художника. Выставку в Лондоне посетил знаменитый полярныйисследователь Фритьоф Нансен, вручивший Борисову от имени правительств Швеции иНорвегии орден Св. Олафа. А Британское правительство наградило художникаорденом Бани.
В начале 1908 года Борисов приехал в Соединенные ШтатыАмерики. Выставка его картин в Вашингтоне была развернута в резиденцииПрезидента — Белом Доме. Борисов стал первым русским художником, принятымПрезидентом США.
В Европе и Америке о Борисове много писали и говорили,высоко оценивая мастерство художника, новаторство его тематики. Вернувшись вРоссию, Александр Алексеевич в течение пяти лет не участвует в выставках. Онпоселился на родине, близ Красноборска и в мастерской, устроенной здесь,продолжал работать. В эти годы Борисов создает произведения, посвященные нетолько Арктике, но и Соловкам, Печоре, северодвинским землям. В феврале 1914года художник устраивает в Петербурге выставку, на которой вместе с ужеизвестными работами, такими, как «Страна смерти», экспонировались иновые картины, среди которых особое внимание привлекли северодвинские пейзажицикла «Зимняя сказка». Художник Н. И. Кравченко, высоко оцениваяновые работы Борисова, писал: «Этот художник также силен, как и темогучие, вековые ели, что вновь заставили его взяться за кисть».
Но деятельность А. А. Борисова, его интересы неограничивались живописью. В 1907 году были опубликованы его путевые очерки«У самоедов. От Пинеги до Карского моря», в 1909 году — " Встране холода и смерти". В этих работах он пишет о несметных природныхбогатствах края и о бедственном положении коренного населения, высказываетпредложения по разумной организации промыслов, строительству консервныхзаводов, научному ведению оленеводства. В сочинениях «ВеликийСеверо-Восточный путь. Великий речной путь из Сибири о Европу» (1910 г.), «Обь-Мурманская железная дорога» (1915 г), в научных докладах и проектах онисследует экономическую жизнь Севера, обосновывает мнение о необходимостистроительства Северного железнодорожного пути и соединения северных и сибирскихрек каналами. В 1915 — 1916 годах А. А. Борисов на свои средства производилизыскательские работы на трассе проектируемой им Обь-Мурманской железнойдороги, призванной соединить Сибирь через Котлас с Мурманской незамерзающейгаванью, с Петроградом и Москвой и дать выход огромным сибирским богатствам намировой и внутренний рынки. Строительство этой дороги, признанное царскимправительством первоочередной задачей, было поддержано и сменившим его послереволюции Совнаркомом. Однако гражданская война и разруха отодвинули реализациюэтого проекта на десятки лет.
В 20 — 30-е годы Борисов принимает самое активное участиев разработке проекта железной дороги Обь — Котлас — Сорока, совершенствует своипредложения по комплексному освоению Европейского Севера и Сибири. Много сил иэнергии вложил он и в решение местных проблем. По инициативе АлександраАлексеевича и при его активном участии в 1922 году на базе соляного источника ввосьми километрах от Красноборска был открыт курорт «Солониха»,первым управляющим которого стал сам художник. Последняя персональная выставкапри жизни А. А. Борисова состоялась в 1929 году в Москве.
17 августа 1934 года художник скоропостижно скончался всвоём доме близ Красноборска.
Трудно составить точное представление о всём объёмехудожественного и графического наследия А. А. Борисова. Оно огромно. Часть егонаходится в Государственной Третьяковской галерее, часть — в Русском музее,есть работы Борисова и в других центральных и многих областных музеях страны.Картины и этюды художника-северянина хранятся и в музеях и частных собранияхЗападной Европы и Америки. После смерти художника более четырёхсот полотен былопередано Архангельскому краеведческому музею; имеются его работы и в музеяхВологды, Великого Устюга, Красноборска. Высокой оценкой вклада, который внёсБорисов в освоение и изучение Арктики, стало принятое в 1973 году постановлениеСовета Министров «О наименовании в честь полярного исследователя-художникаА. А. Борисова безымянного полуострова, расположенного в восточной частиСеверного острова Новая Земля между заливами Чекина и Незнаемый, полуостровомБорисова». В наше время осуществлены многие инженерно-экономические идеихудожника. Построена железная дорога, связывающая Котлас с Мурманским портом, сМосквой и Петербургом через Вельск — Вологду, а также Котлас с Сибирью черезВоркуту — Салехард.
Имя Александра Алексеевича Борисова чтут на родине. В1974 году в Красноборске был установлен бюст художника. Его именем названыулицы в Архангельске, Красноборске и Великом Устюге. Картины А. А. Борисовазанимают почётное место в постоянных экспозициях музеев Архангельска, Вологды,Великого Устюга, Красноборска и Нарьян-Мара.
2. Творчество А. А. Борисова
Произведения А. А. Борисова находятся во многих городахнашей страны: в Государственной Третьяковской галерее в Москве, вГосударственном Русском музее и музее Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге,в картинных галереях, краеведческих музеях и музеях изобразительных искусствАрхангельска, Вологды, Великого Устюга, Владивостока, Казани, Ельца,Петрозаводска, Свердловска, Хабаровска, Краснодара, Якутска, Томска,Сольвычегодска и частных собраниях. Картины и этюды А. А. Борисова хранятсятакже в крупнейших музеях и частных коллекциях Франции, Англии, США, Норвегии,Берлина. Список произведений Борисова далеко не полный, так как не все каталогиудалось найти. Кроме того, многие картины и этюды у Борисова получиливпоследствии иное название.
Произведения Борисова говорят о его большомколористическом даре. Живописец сумел уловить тончайшие цветовые оттенки вприроде Крайнего Севера. Наблюдая плывущие льдины при солнечном освещении, онсравнивал их с гигантским калейдоскопом, «в котором картина представляетвсё новое и новое до бесконечности сочетание линий и пятен». Эта сложнаяигра освещения, богатство цветовых рефлексов нашли отражение в этюдах«Карское море. Вид Новой Земли» (1901) и «В Карском море»(1901). Север не раз удивлял Борисова своими необычайными красками. Талантливыйученик Куинджи, он любил передавать эффекты освещения, смелые цветовыеконтрасты- «Ночь в Большеземельной тундре» (1898), «На промыселза оленем».
Коллекция произведений Борисова включает в себя восновном этюды. Почти в каждом из них художник вместе с подписью указывал год,месяц и точное число. Написанные по свежему впечатлению и сохранившие всюпрелесть живой природы этюды Борисова перерастают рамки этого жанра. По своемуэпическому размаху, широкому обобщенному видению, продуманности композиции онивоспринимаются как вполне завершенные произведения Список картин:
1895 год
Натюрморт. Грибы
На севере
Ствол сосны
Берёзовая аллея осенью
Лес
1896 год
Мурманская гавань
В Мурманской гавани весной
Мурманская гавань в марте
Териберский водопад весной
Весенняя ночь в Мурмане
В Кандалакшском заливе. Белое море
Летняя ночь на Белом море
Становище Териберка на Мурмане
Белое море к весне
На Мурмане близ Печенегского монастыря
Екатерининская гавань в начале марта
Рыбацкие промысловые лодки
Ловля трески на Мурмане
Ночь на Мурмане при отливе
Горы Мурманского побережья
Прибой на Мурмане
Кекурский мыс на Мурмане
На Мурмане близ гавани
Бухта на Мурманском побережье
Становище на Мурманском берегу
Над Кандалакшским заливом. Белое море
Птичий базар на Новой Земле
Чум самоедов на Новой Земле
В ожидании морского зверя
Река Маточка на Новой Земле
Карское море. Начало Маточкина Шара
После зимовья на Новой Земле
Мальчик самоед
Устье реки Чиракина. Место зимовки Пахтусова.
Полярные льды в Карском море
У берегов Новой Земли
Среди льдов. Могила капитана Франклина
Замение солнца на Новой Земле в 1896 году
Полярный пейзаж
В гостях у самоеда
На моржа — этюд
1897 год
В области вечного льда
Весенняя полярная ночь
Летняя ночь
В торосах
Полуночное солнце в Ледовитом океане
1898 год
Дом в Пустозерске после снежной метели
Селение Усть-Цыльма
Судно жителя из пустозерска
Церковь в Пустозерске
Селение Никольское в летнюю пору
В Большеземельской тундре
Тундра
Ночь в Большеземельской тундре
Льды на Югорском шаре
Погибшая норвежская шхуна
Остров Вайгач
Льды в море
Карские ворота. Священное место самоедов
Ледяные торосы
Туман в торосах. Остров Вайгач
Мой привал на берегу Карского моря
Житьё бедного самоеда в тундре под лодкой
Жильё самоедов на берегу Карского моря
Группа самоедских идолов на о. Вайгач
1899 год
Плывучие льды у берегов Новая Земля
Остатки человеческих костей в низовьях реки
Лунная ночь. Медведь на охоте
Сталактитовая пещера
Ледник Третьякова. Новая земля
Берег Карского моря
Скалистый берег Новой Земли
Судно во льдах
Перед вьюгой
Маточкин Шар
Яхта «Мечта»
1900 —1901 гг.
Гигантские полярные ледники
Берег и скалы
Зимний полдень
Солнечный день зимой
На промысел за оленем
Тюлени
Зловещая тишина
Вечерние облака. Новая Земля
Берег моря. Март
Вечер на Маточкином Шаре
Морозный вечер
Самоед Устин перед отъездом на охоту
Карское море перед сильным ветром
Покойницкий мыс на Новой Земле
Ледник Витте. Новая Земля
Ледяная мельница. Новая Земля
Скоро буран
Тихое утро во льдах
Замечтался о родине
Белужья губа на Новой Земле
Залив Чекина. Новая Земля
Заливы тают
Мороз крепчает
Остановка во время путешествия на шлюпке
Отдых собак. Июнь
Собаки на нартах
Могила Чиракина на берегу Карского моря
Самоедский посёлок
В заливе Незнаемый
Дождливый день
1902 — 1905 гг.
Айсберг
Заблудившийся олень
Полярные льды
Олени
Страна смерти. Августовская полночь в ледовитом океане
Пароходы у пристани на Северной Двине
Белая ночь. Новая Земля
Ледяной лабиринт
1906 — 1908 гг.
Закат
Полярные льды
Остатки после зимовья
Пароход «Лузитания»
Белые медведи
Северное море
Торосы у берегов Новой Земли
Медведи у берегов Новой Земли
Мороз 40 градусов. Новая Земля
1911 — 1912 гг.
Соловецкий монастырь
Кресты вблизи Соловецкого монастыря
У озера
Сельдяные заливчики
На крепостной стене монастыря
Над озером
Соловки
Часть монастыря со стороны гавани
Монастырские башни
Интерьер Соловецкого монастыря
Монастырский пароход «Вера»
В конце озера
Полночь на Соловецких островах
В Бергене (Норвегия)
Молодой монах
Гавань в Архангельске
Под осень
На Белом море
Порт
1913 — 1914 гг.
Хвойный лес зимой
Зимня сказка
Первый снег
Лес осенью
Зимний пейзаж
Вид на Северную Двину вечером
На севере
Под снегом
Первый снег
Медвежий угол
Дорога в лесу
Темнеет
Тает
В серебре
К вечеру
Сумерки
Лесные дали
Иней
После метели
В чаще леса
Ранней весной
Серый день
1932 — 1934 гг.
В Екатерининской гавани в марте
Полярная ночь. Августовская полночь в Ледовитом океане
3. «Лунная ночь. Медведь на охоте»
Едва ли не самой тонкой по настроению работой Борисоваявляется его «Лунная ночь. Медведь на охоте», написанная в 1899 году. Ровныйхолодный свет луны рассеивает мглу, придавая ночному небу пепельно-голубойоттенок. Призрачно мерцают, растворяясь вдали, ледяные скалы; голубыми искрамипоблескивает свет. На нем ясно отпечатались следы крупного зверя. А вот и самполярный житель – большой белый медведь! Он голоден и вышел на охоту. Шея егосильно вытянута вперед, ноздри жадно втягивают морозный воздух.
Трудно передать ощущение, которое возникает при взглядена этот этюд. Прежде всего он вызывает у зрителя эстетическое наслаждение. Этюдвыдержан в изысканной жемчужно-голубой гамме, которая многократно варьируется вработах Борисова, неизменно свидетельствуя о его крупном живописном даровании.Цветовыми акцентами являются лишь ярко-синий силуэт медведя и его резкая тень.Мастерство выполнения и тонкий художественный вкус придали этому в достаточноймере обыденному для севера мотиву почти фантастическое звучание.
Этюд покоряет не только своими колористическими икомпозиционными достоинствами, но и теплым, любовным отношением кизображаемому. Это взгляд не зоолога, пристально изучающего животного, непромышленника, интересующегося медведем ради его дорогостоящей шкуры, нетрусливого путешественника, видящего в огромном звере лишь хищника, вышедшегона охоту.
Подолгу наблюдая за полярными птицами и животными,Борисов великолепно изучил их повадки, привычки и движения. В их обществехудожник не чувствовал себя посторонним. Поэтому с трогательной любовьюизображал он птичьи базары и белых медведей, то плывущих в прозрачно-зеленыхволнах океана, то собирающихся прыгнуть в воду, то резвящихся на снежной поляне,залитой лунным светом.
В том же году парижский художник Генри Гусе в дружескомшарже на Борисова изобразил его за работой на льдине в окружении удивленных ивосхищенных полярных жителей – медведей и моржа.
Картина «Лунная ночь. Медведь на охоте» хранится всобрании Архангельского музея изобразительных искусств. Поступила в 1961 годуиз Архангельского областного краеведческого музея, ранее (до 1934 года)мастерская художника в селе Евда Красноборского района Архангельской области.Картина экспонировалась на выставках:
1955 – произведений А. А. Борисова, Архангельск,Архангельский областной краеведческий музей.
1966 – произведений А. А. Борисова. К 100-летию со днярождения. Архангельск.
1981 – Старейшие художники Севера. Петрозаводск.
1982 – Старейшие художники Севера. Мурманск.
1984 – Север в творчестве русских и советских художников.К 400-летию Архангельска (из собраний 29 музеев страны). Архангельск.
1986 – произведений А. А. Борисова. К 120-летию со днярождения. Архангельск.
1988 – Архангельский художники. К 50-летию Архангельскойорганизации СХ РСФСР, Москва.
1991 – А. А. Борисов. Учителя и товарищи по мастерской. К125-летию со дня рождения художника, Архангельск.
2001 – Портрет музея. Поиски и находки, Москва.

Заключение
После первых шагов в художественном освоении Севера,совершенным Борисовым, прошло более ста лет. Были художники, которыеотправлялись с кистью и палитрой за полярные широты. И тем не менее, никого изхудожников, писавших заполярный Север, мы не можем поставить рядом с АлександромБорисовым.
Мы не можем это сделать потому, что на рубеже XIX – XXвеков отправиться в Ледовитый океан на небольшом суденышке с малочисленнойгруппой людей было великим подвигом. Эта страна была неизведанной стихией, всеравно что космос во второй половине ХХ века.
Мы не можем поставить рядом с Борисовым никого изхудожников еще и потому, что в художественном освоении края вечных льдов врусской живописи ему до сих пор нет равных. Все сказанное дает право назватьАлександра Борисова русским национальным художником.

Список использованной литературы
1.        Александр Алексеевич Борисов. 1866 – 1934: Альбом-каталог. –Архангельск: ГМО «Художественная культура Русского Севера», 2006. – 136 с.
2.        Борисов Н. П. Художник вечных льдов. – Л.: Художник РФСР, 1983. – 268с.
3.        Мунин А. Александр Борисов: (К 100-летию со дня рождения). – Вологда:Северо-западное книжное издательство, 1967. – 120 с.
4.        Назимова И. В. Александр Алексеевич Борисов: Жизнь и творчество. –Архангельск: Книжное издательство, 1959. – 60 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Early American Lit Essay Research Paper American
Реферат The Hobbit 2 Essay Research Paper
Реферат Администрация Калининского района
Реферат Великобритания праздники
Реферат Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности
Реферат Гадамер Истина и метод
Реферат «Ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский физико-химический институт имени Л. Я. Карпова»
Реферат Ахматова а. - я научила женщин говорить. .. 1
Реферат Финансовый контроль и его роль
Реферат Основы фотографии. Фотохимические реакции
Реферат Информационное неравенство в социологии массовой коммуникации
Реферат Останній дюйм
Реферат Управление развитием предприятия
Реферат Алабушева Наталья Петровна Учитель химии Верхневская оош использование информационных технологий на урок
Реферат Расходы федерального бюджета РФ, их состав, структура, динамики в 90-е годы