Реферат по предмету "Психология"


Эмперические методы в психологии

МОСКОВСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУММАНИТАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТим. М.А.ШОЛОХОВА

Факультетпсихологии
Кафедрапрактической психологии

Контрольнаяработа по экспериментальной психологии
«Эмпирическиеметоды в психологии»
Москва
2007

Содержание:
Введение
Глава 1. Эмпирическиеметоды в психологии
1.1. О методологии
1.2. Классификацияметодов психологического исследования
1.3. Неэкспериментальныепсихологические методы
1.3.1. Наблюдение
1.3.2. Беседа
1.3.3. «Архивный метод»
Заключение
Библиография

Введение
 
Экспериментальнаяпсихология —область психологии, упорядочивающая знания обобщих для большинства психологических направлений проблемах исследований испособах их решения. Экспериментальную психологию называют научной дисциплинойо методах психологических исследований.
Активно формироватьсяэкспериментальная психология начала в 19в, как следствие приведения психологиик удовлетворению основных требований, предъявляемых науке. Введение научногометода в психологию было изначальной задачей экспериментальной психологии.Основателем экспериментальной психологии считается Вундт, немецкий психолог ифизиолог, который превратил доэкспериментальную психологию в экспериментальную.До этого эксперимент в психологии применялся, но В.Вундт дал теоретическоеобоснование его применению.  Он создал первую в мире научную психологическуюшколу. Экспериментальная психология развивалась постепенно и по мере развития расширяла область своих интересов. Первоначальноглавным объектом экспериментальной психологии считались внутренние психическиепроцессы нормального взрослого человека, анализируемые с помощью специальноорганизованного самонаблюдения (интроспекции), то в дальнейшем экспериментыпроводятся над животными (К. Ллойд-Морган, Э. Л. Торндайк), исследуютсядушевнобольные, дети. Экспериментальная психология начинает охватывать нетолько исследование общих закономерностей протекания психических процессов, нои индивидуальные вариации чувствительности, времени реакции, памяти, ассоциацийи т. д. (Ф. Гальтон, Д. Кеттел). Тем самым в недрах экспериментальнойпсихологии зарождается новое направление — дифференциальная психология, предметкоторой — индивидуальные различия между людьми и их группами.
Экспериментальнаяпсихология превратилась в научную дисциплину, которая стремится обобщить знанияо методах исследования для всех направлений психологии (эксперимент при этомстановится лишь одним из доступных методов). Она не занимается толькоклассификацией исследовательских методов, но и изучает их эффективность иразвивает их.

Глава 1.Эмпирические методы в психологии.
 
1.1. Ометодологии.
О.Конт всередине 19 в., предложил концепцию развития человеческого знания.  Рассматривалтри последовательно сменяющие друг друга формы знания: 1) Религиозное –основано оно на традиции и индивидуальной вере; 2) Философское – основано наинтуиции автора той или иной концепции.; 3) Позитивное – научное знание,основано на фиксации фактов в ходе целенаправленного наблюдения. Старые формычеловеческого знания (религиозное и философское) должны неизбежно отмереть,став предметом исследования историков культуры.
Различныеформы знания существуют и развиваются параллельно.
К разнымвидам человеческой практики и знания может применяться термин «Психология».
1. Существуетпсихология как система обыденных знаний людей о «психике» («обыденнаяпсихология). Обыденное знание зафиксировано в естественном языке в значенияхслов, которые описывают особенности психики человека, а так же его поведение,мотивы, способности и др. Содержится такое знание в поговорках и пословицах.
2. Существует«философская психология». Большинство философов придумывали концепции психики,создавали свои представления о личности, об особенностях ее развития, осоотношении объективной и субъективной реальности («теория отражения), одетерминантах поведения человека и групп людей.
3. Подтермином «психология» понимают науку, которая возникла в 19 в., — науку опсихики как некой самостоятельной реальности, имеющей материальную основу, т.е.является механизмом отражения и регуляции человеческого поведения, она можетбыть исследована объективными методами. Психология как наука, принявшаяметодологию естествознания, сложилась в конце 19 начале 20 в.
Немецкийфилософ В.Дильтей, определил психологию как фундаментальную науку, из которойберут начало все науки о духе. Из этой науки вырастает основной метод «наук одухе» — метод понимания. Он считал, что природа эмпирического знания в психологиииная, чем в естественных науках. В. Дильтей противопоставлял метод пониманияметоду объяснения. Понимание своего внутреннего опыта человек осуществляетпомощью интроспекции. Чужой опыт понимается путем вживания и вчувствования вовнутренний мир другого человека.
Психологиюотносят к поведенческим наукам, наблюдение и измерение и эксперимент впсихологии называют методами исследования поведения. Поведение подразделяетсяна вербальное (речь) и невербальное (предметное действие, неречевая коммуникация).Исследовательские приемы – методики, регистрирующие вербальное и невербальноеповедение.

1.2.Классификация методов психологического исследования.
Существуетнесколько взглядов на классификацию методов психологического исследования.
С.Л.Рубенштейн в «Основах общей психологии» наблюдение и эксперимент выделил вкачестве главных методов. Наблюдение подразделялось на «внутреннее» и«внешнее», эксперимент – на лабораторный, естественный ипсихолого-педагогический плюс вспомогательный метод – физиологическийэксперимент (метод условных рефлексов). Беседа  и анкета являлись приемамиизучения продуктов деятельности.
Болгарскийпсихолог Г.Д. Пирьов  выделил как самостоятельные методы: наблюдение(объективное – непосредственное и опосредованное, субъективное –непосредственное и опосредованное), эксперимент (лабораторный, естественный ипсихолого-педагогический), моделирование, психологическую характеристику,вспомогательные методы (математические, графические, биохимические и др.),специфические методические походы (генетические, сравнительный и др.). Каждыйиз методов подразделяется на ряд других.
Б.Г. Ананьеввсе методы разделил на: 1) организационные– лонгитюдный, сравнительный икомплексный; 2) эмпирические – обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение),эксперимент (лабораторный, полевой, естественный) и др.), психодиагностическийметод, анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы),моделирование и биографический метод; 3) способы обработки данных – методыматематико-статического анализа данных и качественного описания; 4)интерпретационные – генетический (фило- и онтогенетический) и структурныеметоды (классификация, типологизация и др.).
М.С. Роговини Г.В. Залевский сводят число основных психологических методов к шести: 1)герменевтический – соответствующий нерасчленному состоянию науки (субъект иобъект не противопоставлены, мысленная операция и метод науки тождественны); 2)биографический – выделение целостного объекта познания в науке о психике; 3)наблюдение – дифференциация объекта и субъекта познания; 4) самонаблюдение –превращение субъекта в объект на основе предшествующей дифференциации; 5)клинический – на первый план выходит задача перехода от внешненаблюдаемого квнутренним механизмам; 6) эксперимент как активное противостояние субъектапознания объекту, при котором учитывается роль субъекта в процессе познания.
Существуют идругие походы к описанию и классификации методов психологического исследования.По аналогии с другими науками целесообразно в психологии выделить три классаметодов:
1. Эмпирические– осуществляется внешнеереальное взаимо
2. действиесубъекта и объекта исследования. /> /> /> /> /> /> /> /> /> />

1-ягруппа                          2-я группа                                     3-я группа
/>Неэкспериментальные  Методы измерения          Экспериментальные методы
методы: Измерение в психологии  наблюдение оценка выраженности у          Эксперимент -
 беседа    изучаемогосубъекта      проведение исследования
«архивный метод»  различных   в специально созданных психологических качеств    управляемых условиях,  вцелях проверки экспериментальной гипотезы о причинно-следственной связи.
2. Теоретические – субъект взаимодействует смысленной моделью объекта (предметом исследования).
3. Интерпретация и описание– субъект «внешне»взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (графиками,таблицами, схемами).
Теоретические методы психологического исследования:
1.Дедуктивный – восхождение от общего к частному, от абстрактного кконкретному. Результат – теория, закон и др.
2.Индуктивный – обобщение фактов, восхождение от частного к общему. Результат– индуктивная гипотеза, закономерность, классификация, систематизация.
3.Моделирование – конкретизация метода аналогий, «трансдедукция»,умозаключения от частного к частному, когда в качестве аналога более сложногообъекта берется более простой и/ или доступный для исследования. Результат –модель объекта, состояния, процесса.
Виды моделирования
Структурно-функциональное
Функционально-структуроное Исследователь для выявления структуры отдельной системы по ее внешнему виду, выбирает или конструирует ее аналог – другую систему, обладающую сходным поведением. Это основной метод психологического исследования и единственный в естественнонаучном психологическом исследовании. Исследователь по сходству структуры модели и образа судит об имеющих что-то общее функциях, внешних проявлениях и др. Метод распространен во многих науках, в сравнительной анатомии, палеонтологии, _ультурологи и др.
Важную роль вцелостном психологическом исследовании играют интерпретационно-описательныеметоды. Подробно изложены эти методы в монографии В.А. Ганзена.
Так жепсихологические эпмерические методы можно разделить по двум основаниям, которыесвязаны с познавательной деятельностью: активности – пассивности,непосредственности – наличием средств.
Всепсихологические эмпирические методы удобно располагать в двухмерномпространстве, оси которого обозначают два специфических признакапсихологического исследования. 1-й – наличие или отсутствие взаимодействиямежду испытуемым и исследователем или же интенсивность этого взаимодействия.2-й – объективированность и субъективированность процедуры. Тестирование ичистое понимание поведения другого человека  путем «вчувствования», эмпатии,сопереживания, являются крайними вариантами. Во втором случае исследовательиспользует «внутренние» средства – личный опыт, индивидуальные смыслы, приемы интерпретации.В первом – исследователь использует внешние средства (приборы, тесты).
В квадратахобразованными этими осями, можно расположить основные психологические эмпирическиеметоды.
          
/>                         Взаимодействие(субъект-объект)
            
                  Эксперимент                        Беседа
/>Измерение                                                                                  Понимание
                  Наблюдение                    Анализ продуктов      
                                                              деятельности («архивный метод»)
                                          
                                             Один субъект

1.3.Неэкспериментальные психологические методы.
 
1.3.1.Наблюдение.
 
Наблюдением называетсяцеленаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятиеисследуемого объекта. Наблюдение как научный эмпирический метод широкоприменяется с конца 19 в. в клинической, социальной, педагогической психологии,психологии развития, с начала 20 в.- в психологии труда.
Виды наблюдения:
1.Систематическое и несистематическое.
Несистематическое – не предполагаетразработки детального плана наблюдения, важно создание некоторой обобщеннойкартины поведения индивида либо группы в определенных условиях. Применяется вэтнопсихологии, психологии развития, социальной психологии.
Систематическое –  предполагаетразработку детального плана, в котором четко описываются единицы наблюдения ипроцедуры их фиксирования. Исследователь выделяет регистрируемые особенностиповедения (переменные) и классифицирует условия внешней среды.
2.  «Сплошное» и «выборочное».
При сплошномнаблюдении исследователь фиксирует все особенности поведения, доступные длямаксимально подробного наблюдения.
Привыборочном наблюдении исследователь обращает внимание на определенные параметрыповедения или типы о поведенческих актов.
3. Непосредственное и опосредованное.
Приопосредованном наблюдении используют наблюдательные приборы и средства фиксациирезультатов (аудио-, фото-, видеоаппаратуры, особые карты наблюдения и др.).
4. Включенное и внешнее.
Включенноенаблюдение –наблюдатель сам является членом группы, поведение которойон исследует. При исследовании ребенка наблюдатель находится в тесноместественном общении с ним.
1 видвключенного наблюдения: Наблюдаемые знают о том, что их поведение фиксируетсяисследователем; 2 вид – наблюдаемые не знают, что их поведение фиксируется(дети, играющие в комнате, одна стена которой – зеркало Гезелла).
Этапыпроцедуры исследования методом наблюдения:
1.Определение предмета наблюдения (поведение), объекта  (отдельные индивиды илигруппы), ситуаций.
2. Выборспособов наблюдения и регистрации данных.
3. Построениеплана наблюдения (ситуации – объект – время).
4. Выборметода обработки результатов.
5. Обработкаи интерпретация полученной информации.
Предметомнаблюдения могут быть различные особенности вербального и невербальногоповедения.
А.А. Ершоввыделяет типичные ошибки наблюдения:
1. Гало-эффект.Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения,игнорированию тонких различий.
2. Эффектснисхождения. Тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.
3. Ошибкацентральной тенденции. Стремление дать усредненную оценку наблюдаемомуповедению.
4. Ошибкакорреляции. Оценка одного признака поведения дается на основании другогонаблюдаемого признака.
5. Ошибкаконтраста. Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.
6. Ошибкапервого впечатления. Первое впечатление об индивиде определяет и оценку егоповедения в дальнейшем.
1.3.2. Беседа.
Беседа – диалог между двумялюдьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенностидругого.
Какдополнительный метод беседа включается в структуру эксперимента на первомэтапе, при сборе первичной информации об испытуемом, которому дается инструкцияи на последнем этапе – в форме экспериментального интервью. Различаютклиническую беседу и целенаправленный опрос «лицом к лицу» — интервью.
Клиническаябеседа – способ исследования целостной личности, исследователь стремится получитьмаксимально полную информацию об индивидуально-личностных особенностях,жизненном пути, содержании сознания и подсознания испытуемого. Чаще проводитсяв специально оборудованном помещении, не обязательно с пациентом клиники, также может включаться в контекст психологической консультации илипсихологического тренинга.
В ходеклинической беседы исследователем выдвигаются и проверяются гипотезы обособенностях и причинах поведения личности, он может давать испытуемомузадания, тесты, для проверки этих гипотез. Данные полученные в ходе беседыфиксируют, либо сам экспериментатор, либо – ассистент или исследователь,записывающий информацию после беседы по памяти. Недостаток – часть информациитеряется или искажается.
Целенаправленныйопрос – интервью, определяется как «псевдобеседа». Широкое распространениеполучила в социальной психологии, психологии личности, психологии труда,главная сфера его применения – социология. Задачи интервьюера – не упускать извнимания план, вести разговор в нужном русле, сохранение нейтральной позиции впроцессе интервью, стараться не демонстрировать свое отношение к содержаниюответов и вопросов, к собеседнику.
1.3.3. «Архивный метод».
Для анализовдневниковых записей, заметок, архивных материалов, продуктов трудовой, учебной,творческой деятельности в американской научно литературе применяют термин«архивный метод». Отечественными психологами используется другой термин дляобозначения этого метода – «анализ продуктов деятельности», илипраксиметрический метод.
К разновидностям «архивного метода» относят:
— биографический метод, в ходе которого изучаются особенности жизненного путиодной личности или группы людей;
— техникаконтинент-анализа.
Континент-анализиспользуется в политической психологии, психологии рекламы и коммуникации, егоможно рекомендовать для анализа исторических документов, материалов беседы.Исследователь выделяет единицы содержания и квантифицирует полученные данные.
Достоинствоконтинет-анализа: Нет эффекта воздействия исследователя на поведение испытуемых;данные проверены на надежность.
Анализпродуктов деятельности – метод представляющий важный материал для клиническихпсихологов: при определенных заболеваниях (маникально-депрессивном  психозе,шизофрении и.т.д.) резко меняется характер продуктивности, проявляется вособенностях тестов, рисунков, поделок больных; метод, широко распространенныйв исторической психологии, в антропопсихологии.
«Промежуточным»между психологическим измерением (тестированием) и анализом продуктовдеятельности является проективный метод.Где акцент переносится на процедуруанализа и интерпретации продуктов деятельности испытуемых. Проективный методпредполагает наличие некоторого внешнего инструментария (рисунков, вопросника,материалов), общение испытуемого с исследователем и интерпретацию его  ответов,которая минимально стандартизирована.
Заключение.
Сейчас экспериментальнаяпсихология на практике рассматривается как дисциплина, отвечающая за постановкукорректных экспериментов в рамках многих направлений прикладной психологии, — кпримеру, для определения целесообразности, эффективности того или иногоизменения, нововведения (например, в психологии труда). Большие успехи виспользовании её методов достигнуты при изучении психофизиологии и психологии ощущенийи восприятия. Однако достижения экспериментальной психологии в продвижении фундаментальнойпсихологии на данный момент менее значимы и находятся под вопросом. Границыприменимости экспериментальных методов в психологии — предмет обсуждения средипсихологов и поныне.

Библиография.
1. ДружининВ.Н. Экспериментальная психология. – М., 1997. – 254 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.