Реферат по предмету "Психология"


Характер межличностных отношений в коллективе

Содержание
Введение
Основная часть
Выводы
Приложение 1
Приложение 2
Введение
Я проходил педагогическую практику в ООО«ПиК-Полис» в течение 5-х недель (200 рабочих часов).
В ходе практики у меня была возможностьознакомиться с системой управления персоналом организации и принять участие вработе менеджера по персоналу. Во время практики я выполняла обязанностипомощника менеджера по персоналу.
В мои обязанности входила:
разбирать почту, приходящую на отделкадров;
подбирать и систематизировать приходящиерезюме и другие документы.
Педагогическая практика проходила вотделе кадров организации в течение 3-х недель.
Целью педагогической практики явиласьвыявление особенностей работы психолога в отделе кадров организации, а такжеисследование психологии межличностных отношений (психологического климата) ООО«ПиК-Полис».
Однако, помимо научной цели работы, входе педагогической практики проходило ознакомление с основными функциональнымиобязанностями отдела кадров: прием на работу и увольнение, ведение кадровойдокументации, деятельность по аттестации, профессиональному и карьерному росту.
Психология отношений в трудовомколлективе исследуется частично и в курсе менеджмента персонала и в курседеловой психологии. Помимо этого, многие вопросы, касающиеся психологиитрудового коллектива исследуются и в дисциплине «социальная психология»,поскольку трудовой коллектив представляет собой с точки зрения социологии –организованную социальную группу.
Эти категории обычно и исследуются,когда оцениваются социально психологические закономерности, свойственныеколлективу.
Объем данной работы не позволяетисследовать подробно все разнообразие психологических характеристик коллектива,поэтому мы остановились на исследовании характера межличностных отношений в ООО«ПиК-Полис». Исследование проводилось преимущественно в виде опросов ианкетирования 0 сотрудников данной фирмы.
Основная часть
Во время прохождения педагогическойпрактики постепенно обрисовался круг вопросов, которыми следует заниматьсяпсихологу, работающему в отделе кадров крупной организации.
Это следующие виды деятельности:
1.                 Участие в подборе персонала.
2.                 Изучение профессиональныхнавыков сотрудников.
3.                 Участие в разработке должностныхинструкций.
4.                 Проведение адаптационной работы.
5.                 Психоконсультирование.
6.                 Выявление лидерских качествсотрудников.
Понятно, что в течение недель практикиневозможно принять участие в деятельности по всем этим пунктам, поэтому мыостановились на исследовании межличностных отношений в коллективе ООО «ПиК-Полис».
К характеристике психологии коллективаможно отнести межличностные отношения в нем, настроения, мнения коллектива,традиции и психологический климат.
Психологический климат коллектива вопределенном смысле – интегральная характеристика его психологии, в нем отражаютсяи межличностные отношения, и настроения, и мнения и традиции коллектива.
Психологический климат производственногоколлектива определяется характером деловых взаимоотношений и взаимодействий ииндивидуальным характером и свойствами личности.
Психология деловых взаимоотношенийобусловлена целями и задачами коллективного труда; психология межличностныхотношений задается особенностями взаимного восприятия и оценкой индивидадругими, психологической совместимостью членов коллектива в деловых и межличностныхконтактах.
В трудовом коллективе формируется особыйтип межличностных отношений, для которых характерны:
§   высокаясплоченность;
§   коллективистскоесамоопределение в противовес конформности или нонконформности, проявляющимся вгруппах низкого уровня развития;
Межличностные отношения в коллективе ООО«ПиК-Полис» диагностировались по методике Т. Лири, которая создана при участии Г.Лефоржа и Р. Сазека и предназначена для исследования представлений субъекта осебе и идеальном «я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. Спомощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям всамооценке и взаимооценке.[1]
При исследовании межличностных отношенийнаиболее часто выделяются два фактора: доминирование–подчинение идружелюбие–агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление очеловеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числеглавных компонентов при анализе стиля межличностного поведения и по содержаниюмогут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциалаЧ. Осгуда: оценка и сила. В многолетнем исследовании, проводимом американскимипсихологами под руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается подвум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве,образованном тремя осями: дружелюбие – агрессивность, эмоциональность –аналитичность.
Для представления основных социальныхориентации Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного насекторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыреориентации: дружелюбие – враждебность. В свою очередь эти секторы разделены навосемь – соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкогоописания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определеннымобразом ориентированные относительно двух главных осей.
Опросник содержит 18 оценочных суждений,из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 6 пунктов, упорядоченных повосходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные навыяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом:они группируются по 17 и повторяются через равное число определений. Приобработке подсчитывается число отношений каждого типа.
Т. Лири предлагал использовать методикудля оценки наблюдаемого поведения людей, т. е. поведения в оценке окружающих(«со стороны»), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального«я». В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция дляответа.
Максимальная оценка уровня – 16 баллов,но она разделена на четыре степени выраженности отношения:
0-4 балла – низкая
5-8 баллов — умеренная адаптивное поведение
9-12 баллов – высокая
13-16 баллов — экстремальная экстремальное поведение до патологии
Разные направления диагностики позволяютопределить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам.Например, «социальное «я»», «реальное «ты»», «мои партнеры»и т. д.
Методика может быть представленареспонденту либо списком (по алфавиту или в случайном порядке), либо наотдельных карточках. Ему предлагается указать те утверждения, которыесоответствуют его представлению о себе, относятся к другому человеку или егоидеалу.
В результате производится подсчет балловпо каждой октанте с помощью специального приложения к опроснику. Полученныебаллы переносятся на дискограмму, при этом расстояние от центра кругасоответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 9). Концы векторовсоединяются и образуют личностный профиль
По специальным формулам определяютсяпоказатели по основным факторам: доминирование и дружелюбие.
Доминирование = (I — V) + 0.7 * (VIII +II — VI). Дружелюбие = (VII — III) + 0.7 * (VIII — II — IV + VI). Качественныйанализ полученных данных проводится путем сравнения дискограмм, демонстрирующихразличие между представлениями разных людей. С.В. Максимовым приведены индексыточности рефлексии, дифференцированности восприятия, степени благополучностиположения личности в группе, степени осознания личностью мнения группы,значимости группы для личности.
В результате обследования межличностныхотношений по методике Лири было выявлено, что типы отношения к окружающимраспределились в ООО «ПиК-Полис» следующим образом:
/>
Рис 2. Типы отношения кокружающим в ООО «ПиК-Полис»

Большинство сотрудников чувствуют себяподчиненными, это означает что в организации велика зависимость от руководстваи сотрудники обладают лишь незначительными возможностями личной инициативы. 50% сотрудников чувствуют себя зависимыми, возможно они опасаются потерять работуи не представляют себе, как они будут обходиться без работы в подобнойорганизации.
Нам представляется, что в фирме свысоким уровнем организационной культуры, должны преобладать дружелюбныеотношения с окружающими как рядовыми коллегами, так и руководителями. Этонаглядно демонстрирует недостаточную развитость организационной культуры в ООО«ПиК-Полис», что может объясняться отсутствием устоявшихся традиций, обычаев,преимущественной мотивацией сотрудников на заработок, а также преимущественноавторитарным стилем руководства, сложившимся в ООО «ПиК-Полис». /> 
Выводы
В ходе педагогической практики менеприходилось выполнять обязанности помощника менеджера по персоналу, и этопомогло мне узнать виды и направления работ, свойственные отделу кадров.
Я приобрёл навыки работы с кадровойдокументацией, умение правильно говорить с кандидатами на различные должности.Мне удалось также познакомиться с характером работы психолога в кадровой службеи перечнем обязанностей и работ, с которыми сталкивается психолог в своейповседневной деятельности в отделе кадров.
На примере ООО «ПиК-Полис» я попыталсяоценить некоторые показатели, которые свидетельствуют осоциально-психологических закономерностях, свойственных коллективу.
Я исследовал характер межличностныхотношений. Исследования проводились при помощи опросов 70 сотрудников с помощьюопросных листов.
По результатам исследования можносделать следующий вывод.
Большинство сотрудников чувствуют себяподчиненными, это означает, что в организации велика зависимость отруководства, начальников подразделений и сотрудники обладают лишьнезначительными возможностями личной инициативы. 80 % сотрудников чувствуютсебя зависимыми, возможно они опасаются потерять работу и не представляют себе,как они будут обходиться без работы в подобной организации./> 
Приложение А
Типы отношения кокружающим
I. Авторитарный
13–16 – диктаторский,властный, деспотический характер, тип сильной личности, которая лидирует вовсех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремитсяполагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других. Окружающиеотмечают эту властность, но признают ее.
9–12 – доминантный,энергичный, компетентный, авторитетный лидер, успешный в делах, любит даватьсоветы, требует к себе уважения.
0–8 – уверенный в себечеловек, но не обязательно лидер, упорный и настойчивый.
П. Эгоистичный
13–16 – стремится бытьнад всеми, но одновременно в стороне от всех, самовлюбленный, расчетливый,независимый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, но самотносится к ним несколько отчужденно, хвастливый, самодовольный, заносчивый.
0–12 – эгоистическиечерты, ориентация на себя, склонность к соперничеству.
0-8 — критичный поотношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям.
V. Подчиняемый
13–16 – покорный,склонный к самоуничижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем,всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину,пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.
9–12 – застенчивый,кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учетаситуации.
0–8 – скромный, робкий,уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеетсобственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности.
VI. Зависимый
13–16 – оченьнеуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любомуповоду, поэтому зависим от других, от чужого мнения.
9–12 – послушный,боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, чтодругие всегда правы.
0–8 – конформный,мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищениюокружающими, вежливый.
VII. Дружелюбный
9–16 – дружелюбный илюбезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремитсяудовлетворить требования всех, «быть хорошим» для всех без учета ситуации,стремится к целям микрогрупп, имеет развитые механизмы вытеснения и подавления,эмоционально лабильный (истероидный тип характера).
0–8 – склонный ксотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и вконфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружающих,сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам «хорошеготона» в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы,стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание илюбовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях.
VIII. Альтруистисческий
9–16 – гиперответственный,всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем,навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим,неадекватно принимает на себя ответственность за других (может быть это внешняя«маска», скрывающая личность противоположного типа).
0–8 – ответственный поотношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людямпроявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоитьокружающих, бескорыстный и отзывчивый.
Приложение Б
Текст опросника
Поставьте знак «+»против тех определений, которые соответствуют вашему представлению о себе (еслинет полной уверенности, знак «+» не ставьте).
1. Другие думают о немблагосклонно.
2. Производитвпечатление на окружающих.
3. Умеет распоряжаться,приказывать.
4. Умеет настоять насвоем.
5. Обладает чувствомсобственного достоинства.
6. Независимый.
7. Способен сампозаботиться о себе.
8. Может проявитьбезразличие.
9. Способен бытьсуровым.
10. Строгий, носправедливый.
11. Может бытьискренним.
12. Критичен к другим.
13. Любит поплакаться.
14. Часто печален.
15. Способен проявитьнедоверие.
16. Часторазочаровывается.
17. Способен бытькритичным к себе.
18. Способен признатьсвою неправоту.
19. Охотно подчиняется.
20. Уступчивый.
21. Благородный.
22. Восхищающийся исклонный к подражанию.
23. Уважительный.
24. Ищущий одобрения.
25. Способен ксотрудничеству.
26. Стремится ужиться сдругими.
27. Дружелюбный,доброжелательный.
28. Внимательный и ласковый.
29. Деликатный.
30. Одобряющий.
31. Отзывчивый кпризывам о помощи.
32. Бескорыстный.
33. Способен вызватьвосхищение.
34. Пользуетсяуважением у других.
35. Обладает талантомруководителя.
36. Любитответственность.
37. Уверен в себе.
38. Самоуверен инапорист.
39. Деловит ипрактичен.
40. Любитсоревноваться.
41. Строгий и крутой,где надо.
42. Неумолимый, нобеспристрастный.
43. Раздражительный.
44. Открытый ипрямолинейный.
45. Не терпит, чтобы имкомандовали.
46. Скептичен.
47. На него трудно произвестивпечатление.
48. Обидчивый,щепетильный.
49. Легко смущается.
50. Неуверен в себе.
51. Уступчивый.
52. Скромный.
53. Часто прибегает кпомощи других.
54. Очень почитаетавторитеты.
55. Охотно принимаетсоветы.
56. Доверчив истремится радовать других.
57. Всегда любезен вобхождении.
58. Дорожит мнениемокружающих,
59. Общительный иуживчивый.
60. Добросердечный.
61. Добрый, вселяющийуверенность.
62. Нежный имягкосердечный.
63. Любит заботиться одругих.
64. Бескорыстный,щедрый.
65. Любит даватьсоветы.
66. Производитвпечатление значимости.
67.Начальственно-повелительный.
68. Властный.
69. Хвастливый.
70. Надменный исамодовольный.
71. Думает только осебе.
72. Хитрый ирасчетливый.
73. Нетерпим к ошибкамдругих.
74. Своекорыстный.
75. Откровенный.
76. Часто недружелюбен.
77. Озлобленный.
78. Жалобник.
79. Ревнивый.
80. Долго помнит обиды.
81. Склонный ксамобичеванию.
82. Застенчивый.
83. Безынициативный.
84. Кроткий.
85. Зависимый,несамостоятельный.
86. Любит подчиняться.
87. Предоставляет другимпринимать решения.
88. Легко попадаетвпросак.
89. Легко попадает подвлияние друзей.
90. Готов доверитьсялюбому.
91. Благорасположен ковсем без разбору.
92. Всем симпатизирует.
93. Прощает все.
94. Переполненчрезмерным сочувствием.
95. Великодушен итерпим к недостаткам.
96. Стремитсяпокровительствовать.
97. Стремится к успеху.
98. Ожидает восхищенияот каждого.
99. Распоряжаетсядругими.
100. Деспотичный.
101. Сноб (судит олюдях по рангу и личным качествам).
102. Тщеславный.
103. Эгоистичный.
104. Холодный,черствый.
105. Язвительный,насмешливый.
106. Злобный, жестокий.
107. Часто гневливый.
108. Бесчувственный,равнодушный.
109. Злопамятный.
110. Проникнут духомпротиворечия.
111. Упрямый.
112. Недоверчивый иподозрительный.
113. Робкий.
114. Стыдливый.
115. Отличаетсячрезмерной готовностью.
116. Мягкотелый.
117. Почти никогда иникому не возражает.
118. Ненавязчивый.
119. Любит, чтобы егоопекали.
120. Чрезмернодоверчив.
121. Стремится снискатьрасположение каждого.
122. Со всемисоглашается.
123. Всегда дружелюбен.
124. Всех любит.
125. Слишкомснисходителен с окружающими.
126. Старается утешитькаждого.
127. Заботится о другихв ущерб себе.
128. Портит людейчрезмерной добротой


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.