Реферат по предмету "Юридическая психология"


Юридическая психология (лекции-шпора)

«Юридическая психология»

1.     Предмет,задачи юридической психологии, ее взаимодействие с другими науками.
2.     Научныеосновы юридической психологии.
3.     Системаюридической психологии.
4.     Методыюридической психологии.
5.     Ощущениеи восприятие. Их роль и значение в профессиональной деятельности юриста.
6.     Память.Учет юристом закономерности памяти участников процесса.
7.     Мышлениеи воображение. Их роль в деятельности юриста.
8.     Вниманиев профессиональной деятельности юриста.
9.     Эмоции,состояния, чувства.
10.    Состоянияэмоциональной напряженности, их роль и значение в уголовном и гражданскомпроцессе.
11.    Способыпреодоление отрицательных психических состояний в профессиональной деятельностиюриста.
12.    Темперамент:понятие, структура.
13.    Способности:понятие, структура.
14.    Характер:понятие, структура.
15.    Понятиеи структура деятельности. Психологическая характеристика преступнойдеятельности.
16.    Понятиеличности. Структура личности.
17.    Личностьпреступника. Причины формирования личности преступника.
18.    Типыличности преступника.
19.    Психологиягруппового преступного поведения.
20.    Общаясоциально – психологическая характеристика деятельности юриста.
21.    Психологическаяструктура, психограмма личности юриста.
22.    Психологияосмотра места происшествия.
23.    Психологияобыска.
24.    Психологияпредъявления для опознания.
25.    Психологическиеособенности проведения следственного эксперимента и проверки показаний наместе.
26.    Психологическаясущность допроса и задачи допроса.
27.    Психолого-криминалистическаяклассификация допрашиваемых обвиняемых. Тактические приемы допроса лицрационального и эмоционального типов.
28.    Психологиядопроса малолетних свидетелей и потерпевших.
29.    Психологиядопроса несовершеннолетних.
30.    Психологиядопроса свидетелей и потерпевших.
31.    Психологиядопроса на очной ставке.
32.    Психологическиеособенности организационно-управленческой деятельности юриста.
33.    Психологическиеособенности судопроизводства.
34.    Судебно-психологическаяэкспертиза: компетенция, организация, проведение.
35.    Интуициякак форма творческого мышления. Характерные черты интуиции.
36.    Путипреодоления конфликтов посредством общения.
37.    Выборстиля поведения как средства предотвращения и/или преодоления конфликтов(конкуренция, уклонение, подчинение, компромисс, сотрудничество).
38.    Системыпсихологической защиты: проекция, идентификация, рационализация.
39.    Системыпсихологической защиты: отрицание, подавление, вытеснение.
40.    Системыпсихологической защиты: отчуждение, замещение, сновидение, сублимация,катарсис.


41.            ПРЕДМЕТ,ЗАДАЧИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДРУГИМИ НАУКАМИ.
Психология– это наука, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности людей.Название науки «психология» происходит от греческих слов: «психе» (душа), «логос»(учение), то есть наука о душе, точнее, о внутреннем, субъективном мире человека.
Предметом юр-кой психологии являютсяпсихологические явления в сфере правоприменительной деятельности или точнее психологическиеособенности и закономерности психики личности и психологии групп людей, деятельностькот-х связана с нормотворчеством, нормоприменением и следованием правовым нормам(или нарушением норм права).
Юридическаяпсихология-отрасль науки, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности людейв сфере регулируемых правом отношений.
Общейзадачей юрпсихологии явл изучение основных закономерностей и психологических особенностейправоохранительной деятельности. К числу частных задач относят использованиевыявленных общих психол-х особенностей применительно к отдельным стадиям и видамправоохранительной деятельности. Юр-кая психология решает проблемы псих-кого обеспеченияправоохранительной деятельности. Под психол-м обеспечением работы сотрудников органовправопорядка понимается система сознательного, целенаправленного, правильного иоперативног оиспользования возможностей психологии, психол-х методов и ср-в, обеспечивающихуспешное решение задач различных видов правоохранительной деятельности.
Такое психол-еобеспечение выполняет ряд ф-ций: а) образовательную (вооружение юристов необходимымобъемом психологических знаний, умений и навыков); б) концептуальную (достижениеправильного отношения юристов к учету психологии своей деятельности, преодолениевнутренних барьеров и установок); в) научно-ориентирующую формирование у юристовадекватных современным знаниям научных принципов психологического подхода, нормповедения,критериев оценки других людей, учитываемых в юридической деятельности; г) регулятивную(создание соответствующей рабочей мотивации и побуждений к использованию психологическиэффективных форм, методови приемов деятельности юриста); д) превентивную (обеспечениепредупреждения юристов от психологических ошибок, отрицательных психол-х последствий).Эффективное психологическое обеспечение деятельности юристов необходимо сочетатьс преодолением у части из них внутренних барьеров: барьера негативного отношенияк возможностям юридической психологии; барьера предубеждения к науке и научным данным;барьера пассивностик инновациям и новым методам работы и др.
Объектом психол-кой науки выступаетпсихика как свойство высокоорганизованной материи, являющейся особой формой отражениясубъектом объективной реальности, построения неотчуждаемой картины мира, саморегуляциина этой основе поведения и деятельности. Основные учебники психологии длявузов трактуют предмет психологии как закономерности возникновения, развития и проявленияпсихики вообще и сознания человека — конкретно-исторической личности в частностиили психологические факты, закономерности и механизмы психики. Ратинов в первыхработах указывал, что предметом судебной психологии выступают психическиеявления, связанные с участием в уголовном производстве, закономерности человеческойпсихики. В работах последнего времени Ратинов в качестве предмета юр психологиивыделяет психические явления, механизмы, закономерности, связанные с возникновением,изменением, исполнением, нарушением и применением права. В качестве предметаюр психологии Васильев выделяет психологические основы личности и деятельностив условиях правового регулирования, систему «человек – право». Главное звено в этойсистеме- человек или личность как субъект деятельности.
Предмет юридическойпсихологии –это не сумма предметов психологии и юриспруденции, т.е. не психические явления,процессы, состояния плюс государственно-правовые явления, не отдельные фрагментыдействительности в психологическом окрасе, а психология гос-но-правовых явленийкак целостность, в которой нельзя механически отделить психологическое от юридического,а возможно лишь выделение психол-й и юр-кой подсистем, находящихся в движении, развитии,непрерывной связи. В эту совокупность включаются или в перспективе включатся психологияличности в праве, психология правового поведения, психология деятельности юр-х органови полномочных лии, наделенных правами и обязанностями, личность юриста и др. В тоже время в предмете с помощью системного подхода можно выделить психологическиесоставляющие – процессы, состояние, явления, деятельность, поведение личности, общениеи т, д. или юридические – правоспособность, дееспособность, вменяемость, вину, умысел,мотив и т. п.
К задачам юр-й психологии можно отнести:
1. Исследованиеструктурных элементов предмета этой науки: личности юриста, его деятельности, правомерногои противоправного поведения, личности законопослушного человека и правонарушителя,психологии социально-правовой ресоциализации правонарушителя (в том числе и в ИТУ),психол-х особенностей юр-й процедуры и профилактики правонарушений.
 2. Изучение методологических и теоретических ееоснов, разработка методики и методов теоретических и прикладных исследований, адаптированиедля целей юридической психологии методик и методов, разработанных в других науках,в т.ч. и в отраслевых психологических.
3. Разработкапрактических рекомендаций для юристов-практиков по осуществлению ими правоприменительной,правоохранительной и правотворческой функций, совершенствованию и улучшению их собственнойработы, стимулирование совместной деятельности, разработка методики профориентации,профотбора, профконсультации юристов, профессиограмм и психограмм юридических профессийи др.
4. Теоретическоеи методическое обеспечение учебной дисциплины «Юридическая психология» и связанныхс нею спецкурсов.
5. Обеспечениепрактики специальным психологическим знанием, разработки теории и методики судебно-психологическойэкспертизы, психологической консультации и т. д.

42.            НАУЧНЫЕОСНОВЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.
Юридическаяпсихология-отрасль науки, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности людейв сфере регулируемых правом отношений.
Юридическаяпсихология включает в себя различные области научных знаний, является прикладнойнаукой и в равной мере принадлежит как психологии, так и юриспруденции. В областиобщественных отношений, регулируемых нормами права, психическая деятельность людейприобретает своеобразные черты, которые обусловлены спецификой человеческой деятельностив сфере правового регулирования.
Психология– единственная наука, способная обеспечить не только познание психической деятельности,но и управление ею.
43.            СИСТЕМАЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.
Юр психологияимеет свою систему, состоящую из следующих разделов: *правовая психология, изучающаяправо как фактор социальной регуляции поведения, а также психологию правосознания;*криминальная психология, предметом изучения которой является психология совершенияпреступного деяния, вины и ответственности; *психология уголовного судопроизводства,изучающая психологию следственных действий в обшей системе расследования и судебно-психологическуюэкспертизу в уголовном процессе; *психология судебной деятельности, состоящая изпсихологических особенностей судебного следствия, его участников и психологии судебныхпрений; *исправительная психология, задачами которой являются изучение психологическихпроблем самого наказания, психологии осужденных к лишению свободы я социальной адаптацииосвобожденных; психология гражданско-правового регулирования — состоит из психологиигражданских правоотношений и психологических особенностей организации судебногорассмотрения гражданских дел; Структураюр-кой психологии состоит из: *Криминологическая /криминальная/ психология изучаетособенности личности преступника и преступного поведения, вскрывает психологическиепричины отклоняющегося поведения и разрабатывает рекомендациипо предупреждению правонарушений.*Судебно-следственная психология анализирует психологические особенности деятельностисудебно-следственных работников иорганов дознания по сбору доказательств в уголовномили гражданском процессе и формулирует предложения по психологически эффективнойтактике проведенияразличных процессуальных действий (осмотра места происшествия,допроса, опознания, очной ставки и др.). Отдельное направление этого раздела юридическойпсихологии составляет диагностика ложных показаний и борьба с лжесвидетельством.Оперативно-розыскная (оперативная) психология исследуетпсихологические закономерностираскрытия преступлений, поиска виновных и их оперативного задержания. Это направлениеюр-кой психологии ориентированона психологическое обеспечение работы оперативногосостава МВД, ФСБ, налоговой полиции и других спецслужб России. В качестве отдельныхразделов юридическойпсихологии можно выделить: психологию охраны общественного порядкаи безопасности; психологию охранной деятельности. К указанным структурным элементамюридической психологии примыкает психология частной детективной и охранной деятельности.Пенитенциарная психология изучает психологические особенности отбывания наказанияосужденными и организацию работы администрациитюрем, следственных изоляторов и исправительныхколоний. Психология управления персоналом правоохранительных органов раскрываетпсихологические аспектыподбора и расстановки кадров, принятия управленческих решенийпо кадрам, совершенствования стиля и методов руководства персоналом, формированияличногомастерства работников и организации их повседневной деятельности, психологическиеметоды обеспечению личной профессиональной безопасностисотрудников органов правопорядка.В этом разделе юр-кой психологии рассматриваются особенности деятельности руководителейправоохранительныхорганов и даются рекомендации по совершенствованию управленияперсоналом. В юридической психологии используются методы, присущие общей и социальнойпсихологии. Наряду с этим, для юридическойпсихологии присущи методы, которые невстречаются в других отраслях психологических знаний.
В Общей части юр-кой психологии излагаютсяпредмет, история, система, принципы, методы и связь ее с другими научными дисциплинами,а также основы общей и социальной психологии. Особенная часть юридической психологии, кот-ую часто называют судебнойпсихологией, состоит из следующих разделов: правовая психология, криминальная психология,психология потерпевшего, психология правонарушений несовершеннолетних, психологияпредварительного расследования, психология судебного процесса, судебно-психологическаяэкспертиза и исправительная (пенитенциарная) психология. Юридическая психология – это самостоятельная психологическая дисциплина,изучающая человека во всей полноте. Наряду с развитием криминальной психологии,психологии правонарушения, а также психологии потерпевшего, психологии предварительногорасследования и других проблем, входящих в структуру Особенной части юр-кой психологии,получили развитие исследования психологии юридического труда, в частности отдельныхее сторон, профессиограмм юридических профессий, профессионального отбора и профессиональнойориентации в области юриспруденции.

44.            МЕТОДЫЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.
К числу специальных методов: 1) метод составленияпсихологического портрета преступника; 2) метод психологического анализа уголовногодела и составления рекомендаций следственно-оперативным работникам; 3) метод судебно-психологическойэкспертизы; 4) «следственный» или «розыскной» гипноз; 5) методвыявления скрываемых обстоятельств, лжесвидетельства и др. Указанные методы вооружаютюристов эффективным оружием в сфере раскрытия и расследования преступлений. Рядэтих методов даетсядля отработки студентами в практикуме данного учебно-методического.
По целямисследования методы юридической психологии делятся на три группы: 1. Методы научногоисследования. С помощью них изучаются психические закономерности человеческих отношений,регулируемых нормами права, а также разрабатываются научно обоснованные рекомендациидля практических работников, занимающихся работой по борьбе или предупреждению преступности.2. Методы психологического воздействия на личность. Они осуществляются должностнымилицами, ведущими борьбу с преступностью. Эти методы преследуют цели предупрежденияпреступной деятельности, раскрытия преступления и выявления его причин, перевоспитанияпреступников, приспособления их к условиям нормального существования в нормальнойсоциальной среде. Данные методы, помимо их уголовно-процессуальной регламентации,основаны на научных методах психологии и тесно связаны с криминологией, криминалистикой,исправительно-трудовой педагогикой и т. д. 3. Методы судебно-психологической экспертизы.Целью этих методов является наиболее полное и объективное исследование, проводимоеэкспертом-психологом по постановлению следственных или судебных органов. Диапазонприменяемых в этом исследовании методов ограничен требованиями законодательства,регламентирующего производство экспертизы. К своеобразным методам юридической психологииотносится психологический анализ уголовного дела. Актуальным является и метод психоанализа,кот-й способствует более глубокому и всестороннему исследованию личности, в особенностисферы подсознания. Применительно к способам исследования судебная психология располагаетследующими методами: Метод наблюдения. Ценность его заключается в том, что в процессеисследования не нарушается обычный ход деятельности человека. Для получения объективныхрезультатов необходимо соблюдать ряд условий:1) определить заранее, какие закономерности наблюдения нас интересуют; 2) составитьпрограмму наблюдения; 3) правильно фиксировать результаты исследования; 4) определитьместо самого наблюдающего и его роль в среде изучаемых лиц. Для регистрации результатовнаблюдения могут быть использованы технические средства, в первую очередь записиречи наблюдаемого на магнитофонную пленку. В отдельных случаях полезно применятьфотосъемку и киносъемку. В условиях предварительного следствия технические средствамогут быть применимы только в рамках процессуального закона. Наблюдение может проводитьсяне только исследователем-психологом, но любым должностным лицом, которому необходимополучить соответствующую информацию для использования данных ее анализа в борьбес преступностью. Большее значение для получения информации о возможной причастностидопрашиваемого к событию преступления может иметь наблюдение за мимикой и жестамиэтого лица. А чтобы избежать предвзятой субъективной оценки результатов такого наблюдения,оно должно вестись строго объективно, с регистрацией всех фактов, полученных принаблюдении и при достаточной научной интерпретации результатов наблюдения. Анкетныйметод. Этот метод характеризуется однородностью вопросов, которые задаются относительнобольшой группе лиц для получения количественного материала об интересующих исследователяфактах. Этот материал подвергается статистической обработке и анализу, В областиюридической психологии анкетный метод получил распространение при исследовании механизмаобразования преступного умысла. В настоящее время анкетный метод начал применятьсяпрактическими работниками для исследования некоторых аспектов причин преступности.Параллельно с анкетированием применяется «автомат общественного мнения». Главноедостоинство этого метода – его полная анонимность. Благодаря этому на целый ряд«критических» вопросов испытуемые дают автомату иные ответы, нежели в анкетах. Методинтервью (беседы). Как вспомогательный метод активно используется в самом началеисследования с целью общей ориентировки и создания рабочей гипотезы. Его применениехарактерно при исследовании личности на предварительном следствии. Свободная, непринужденнаябеседа, в ходе которой следователь изучает основные особенности личности собеседника,вырабатывает индивидуальный подход и вступает в контакт с допрашиваемым; такая беседачасто предшествует основной части допроса и достижению его главной цели – получениюобъективной и полной информации о событии преступления. При подготовке к беседеследует большое внимание уделять формулировке вопросов, которые должны быть краткими,конкретными и понятными. Метод эксперимента. При использовании этого метода экспериментаторизучает зависимость особенностей психических процессов от особенностей действующихна испытуемого внешних стимулов. Эксперимент строится таким образом, чтобы внешняястимуляция изменялась по строго определенной программе. Отличие эксперимента отнаблюдения заключается в том, что при наблюдении исследователь должен ожидать наступлениятого или иного психического явления, а при эксперименте он может с помощью изменениявнешний ситуации преднамеренно вызвать нужный психический процесс. В практике судебно-психологическихисследований получили распространение лабораторный и естественный эксперименты.Лабораторный эксперимент в основном распространен в научных исследованиях, а такжепри проведении судебно-психологической экспертизы. К недостатком лабораторного экспериментаследует отнести трудность использовании техники в условиях практической деятельностиправоохранительных органов, а также отличие протекания психических процессов в лабораторныхусловиях от их протекания в обычных условиях. Эти недостатки и преодолеваются прииспользовании метода естественного эксперимента. В целом системный подход в сочетаниис различными методами психологии и юриспруденции позволяет достаточно глубоко проанализироватьвзаимодействие и выявить основные психологические закономерности процесса деятельности,структуры личности и системы правовых норм, дать точное описание этого взаимодействияс учетом всех участвующих элементов.
Методыюр психологииК методам юр психологии относятся следующие методы ее исследования: метод структурногоанализа — направлен на выявление структурно-функциональных зависимостей в явлении,которое надлежит исследовать. При помощи этого метода изучается личность преступника.метод структурно-генетического анализа — направлен на исследование возникновенияи развития изучаемого объекта; метод естественного эксперимента — направлен на изучениеиспытуемым лицом обстановки эксперимента, кот-й воспринимается им как подлинноесобытие; метод беседы, т.е, доверительного общения с исследуемым лицом при помощикосвенных вопросов; метод изучения гражданских и уголовных дел, а также следственныхи судебных ошибок с целью полного исследования личности различных субъектов правоотношений;биографический метод — с его помощью из биографии исследуемого лица и ему принадлежащихдок-тов исследуется личность; метод обобщения независимых хар-тик позволяет прийтик обоснованным выводам в результате исследования служебных и других хар-к личности;метод изучения отдельного случая — состоит в углубленном исследовании соц-но-психол-гоявл-я на одном конкретном объекте.

45.            ОЩУЩЕНИЕИ ВОСПРИЯТИЕ. ИХ РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА.
Ощущения, восприятия, представления, память относятся к чувственнымформам познания. Ощущением называется простейший, далее уже не разложимыйпсихический процесс. В ощущениях отражаются объективные качества предмета (запах,цвет, вкус, температура и др.) и интенсивность воздействующих на нас раздражителей(напр, более высокая или низкая температура). Накопление и обработка информацииначинаются с ощущения и восприятия, физиологическую основу которых составляет деят-стьорганов чувств, называемых в физиологии анализаторами. Но воспринимают не анализаторы,а конкретная личность со своими потребностями, интересами, стремлениями, способностями,собственным отношением к тому, что воспринимается. Поэтому восприятие зависиткак от объекта восприятия, так и от индивидуальных особенностей воспринимающегочеловека, В жизни восприятие окружающих предметов — динамический процесс. Человекпроизводит множество перцептивных действий чтобы сформировать адекватный образ объектавосприятия. Эти действия состоят в движении глаза в зрительном восприятии, движениируки при осязании, движении гортани, воспроизводящей слышимый звук, и т. п. На практикетакое отражение действительности делает формирование показаний более продуктивным.Психология уделяет большое внимание изучению скорости и точности восприятия человекомпоказаний различных приборов и сигналов современных средств связи. При анализе наблюдательныхкачеств следователя, при исследовании процесса формирования показаний свидетелей,потерпевших о быстротечных событиях юр психология может использовать положения инженернойпсихологии.
Полноценноевосприятие предполагает, что будущий участник его правильно охватывает объект вего частях и в целом, верно отражает его смысл и назначение. Это обстоятельствосвязано с единством ощущений и мышления. Чтобы правильно оценить показания допрашиваемого,допрашивающему нужно вычленить в них чувственные данные, которые явились «материалом»восприятия, и проанализировать интерпретацию его самим свидетелем, потерпевшим,подозреваемым и обвиняемым. Психика человека развивается как результат его практическоговзаимодействия с внешним миром. Только деятельность и определяет дальнейший прогрессвсех психических процессов. Согласно принятой в отечественной психологии теориидеятельности, высшие психические процессы –ощущение, восприятие, внимание, память,мышление, эмоции – рассматриваются как особые формы действий

46.            ПАМЯТЬ.УЧЕТ ЮРИСТОМ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПАМЯТИ УЧАСТНИКОВ ПРОЦЕССА.
В деят-стиюриста, где ведущим явл-ся коммуникативный процесс, получение информации и ее запоминание- основа, на которой строятся все практические действия. Тренировка умений и навыковзапоминания является одной из основных в системе психол-й подготовки к юр-кой деят-сти.Эта тренировка должна организовываться и проводиться с учетом главных закономерностейпамяти. Память- сложный психический процесс,включающий в себя: 1) запоминание предметов, явлений, лиц, действий, мыслей,информации и т. д.; 2) сохранение в памяти того, что было запомнено; 3) узнаваниепри повторном восприятии и воспроизведение запомненного. Физическая основа памяти-следы нервных процессов, сохраняющихся в коре больших полушарий головного мозга.Воздействие среды на мозг человека осуществляется или путем воздействия предметови явлений на органы его чувств, или же опосредованно через слово: рассказ, описаниеи т. д. Эти воздействия оставляют в коре головного мозга соответствующие следы,которые потом м.б. оживлены повторным восприятием (узнавание) или же путем припоминания.Память – это интегративный психический процесс, охватывающий результаты ощущений,восприятия и мышления. В психологии различают 4 типа памяти. Наглядно-образная памятьпроявляется в запоминании, сохранении и воспроизведении зрительных, слуховых, вкусовых,температурных и т.п. образов. Это может быть зрительное представление объекта наблюдения,собеседника, участка местности, знания, процесса общения и т. д. Наглядно-образнаяпамять имеет большое значение в учебной и творческой деятельности человека. Словесно-логическаяпамять выражается в запоминании и воспроизведении мыслей. Этот тип памяти тесносвязан с речью, так как любая мысль обязательно выражается словами. Особенностиэтого типа памяти учитываются в процессе обучения. Чтобы запоминание было болееэффективным, используются образная речь и интонация. Двигательная память зависитот мышечных ощущений, от возбуждения и торможения соответствующих проводящих путейи нервных клеток. Эмоциональная память – это память на эмоциональные состояния,имевшие место в прошлом. Как правило, яркие эмоциональные образы быстро запоминаютсяи легко воспроизводятся. Отличительной особенностью эмоциональной памяти являютсяширота общения и глубина проникновения в сущность пережитого когда-то чувства. Свойстваэмоциональной памяти зависят от особенностей работы органов чувств. Различаютвиды памяти: зрительную, слуховую, двигательную и смешанную. В соотв-вии с этимработник юриспруденции должен представлять, какой вид памяти присущ ему самому,а также людям, с кот-ми ему придется работать. Это необходимо для того, чтобы привосприятии и описании событий вносить соответствующие коррективы для принятия правильногорешения. Различают также долговременную и кратковременную память. Кратковременнаяпамять удерживает информацию в неполном виде. Долговременная память служит для запоминанияинформации надолго, нередко на всю жизнь. Этот вид памяти наиболее важен и наиболеесложен. Сведения о кратковременной и долговременной памяти весьма значимы для следственнойработы. Протекание процессов запоминания, сохранения и последующего воспроизведенияопределяется тем, какое место занимает данная информация в деятельности субъекта,какова ее значимость, что он делает с этой информацией. Наиболее продуктивно запоминаетсяматериал, связанный с целью деятельности, с ее основным содержанием. В этих случаяхдаже непроизвольное запоминание может быть более продуктивным, чем произвольное.Следует учитывать влияние эмоций на процесс запоминания. Оно будет более продуктивным,если восприятие осуществляется на фоне повышенных эмоциональных состояний. Когдаявление и событие затрагивают чувства, то мыслительная деятельность свидетеля, потерпевшего,подозреваемого и обвиняемого будет более активна, заставляя неоднократно возвращатьсяк пережитому. Забывание представляет собой процесс, противоположный запечатлениюи сохранению. Забывание – явление физиологически вполне нормальное. Если бы всяинформация, накапливаемая в памяти, одновременно всплывала в сознании человека,то практически было бы невозможно продуктивное мышление. Таков и механизм воспроизведенияпоказаний свидетелем, потерпевшим, подозреваемым, обвиняемым. Большую роль при запоминанииматериала играет установка на запоминание. Как показывает практика и экспериментальныеисследования, люди, которые воспринимают материал лишь для того, чтобы записатьего, намного быстрее забывают этот материал, в отличие от тех, кто этот же материалзапоминает с установкой «запомнить надолго». Особое значение здесь имеет важностьматериала. Если человек явно осознает, что запоминаемый материал решает успех важнойоперации, то установка на прочное запоминание формулируется легко. Отсюда следуетвывод: запоминаемый материал должен быть классифицирован по степени важности, Вюр деят-сти целесообразно запоминать воспринимаемую информацию по плану: 1) основнаямысль (осмысливание запоминаемого): 2) факты и события (что, когда и где происходит);3) причины происходящих событий; 4) выводы и источник информации. Для правильнойоценки показаний свидетеля, потерпевшего, подозреваемого. обвиняемого работникамправоохранительных органов и судьям важно знать закономерности процесса развитияпамяти человека, Память развивается и совершенствуется в течение всей жизни человека.На нее влияют развитие нервной системы человека, условия воспитания и обучения,выполняемая деятельность. Отметим, что воспоминание и припоминание не являются процессами,изолированными друг от друга. Между ними сущ-вует двухсторонняя взаимная свя


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.