Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
НовгородскийГосударственный Университет имени Ярослава Мудрого
Институтнепрерывного педагогического образования
Кафедрапрофессионального педагогического образования и социального управления
«Целии задачи психологической службы»
Содержание
Введение
1. Цель психологической службы образования
2. Психологическое здоровье детей ишкольников
3. Задачи психологической службыобразования
Вывод
Список литературы
Введение
Со днярождения следует организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы у него былиусловия для полноценной реализации возможностей развития на каждом возрастномэтапе. Это предполагает пробуждение интереса к познанию окружающего мира исобственную активность ребенка, включение его в ведущую для данного возрастасовместную со взрослым деятельность, формирование психологическихновообразований, для которых данный возраст является сензитивным и которыестанут основой его дальнейшего индивидуального развития.
1. Цельпсихологической службы образования
Чем вышеуровень профессионализма, тем более отчетливо и осознанно специалист понимаетцель а, следовательно, и смысл своей деятельности.
Основываясьна изучении отечественной и зарубежной литературы по проблемам детства, наанализе основных проблем, трудностей, практических психологов, можноутверждать, что целью психологической службы, а следовательно и практическогопсихолога является психическое и психологическое здоровье детей.
Практическийпсихолог оценивает современное образование, любую учебно-воспитательнуюпрограмму и систему с точки зрения того, обеспечивают ли они условия,необходимые для сохранения и укрепления психического и психологическогоздоровья детей и школьников. Только в этом случае он действительно представляети защищает интересы ребенка как развивающейся личности и индивидуальности.
Здоровьеребенка зависит от многих факторов: правильное питание, режим дня, пребыванияна свежем воздухе, двигательная активность, закаливающие процедуры,психологический комфорт в семье и детских образовательных учреждениях и многоедругое. Поэтому проблема здоровья детей — проблема комплексная имногоаспектная. Она привлекала и привлекает внимание исследователей из самыхразных областей науки и практики: медиков, философов, социологов, экологов,педагогов, психологов, физиологов и др. Существуют разные подходы к пониманию ирешению этой проблемы. В целом все признают, что здоровье человекахарактеризуется полнотой проявления жизненных сил, радостного ощущения жизни,всесторонностью и долговременностью социальной активности и гармоничностьюразвития личности.
2. Психическоездоровье детей и школьников
Самтермин «психическое здоровье» неоднозначен, он как бы связывает двенауки и две области практики — медицинскую и психологическую. В одних случаяхпсихические состояния становятся причиной заболевания, в других — они являютсякак бы толчком, ведущим к болезни, иногда особенности психики воздействуют напротекание болезни, иногда физические недуги вызывают психические переживания ипсихологический дискомфорт.
В медицинскойлитературе и в медицинской практике широко употребляется термин «психическоездоровье». При этом состояние психического здоровья объясняется условиямипсихосоциального развития детей. В «Кратком словаре по социологии»(1989, с. 76-77) дается подробное толкование термина «здоровье населения»,который означает:
1) Состояние,противоположное болезни, полноту жизненных проявлений человека.
2) Состояниеполного физического, духовного и социального благополучия, а не толькоотсутствие болезней пли физических дефектов.
3) Естественноесостояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающейсредой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.
4) Состояниеоптимальной жизнедеятельности субъекта (личности и социальной общности),наличие предпосылок и условий его всесторонней и долговременной активности всферах социальной практики.
5) Количественно-качественнуюхарактеристику состояния жизнедеятельности человека и социальной общности.
Здоровьеотдельного человека характеризуется полнотой проявления жизненных сил, ощущенияжизни, всесторонностью и долговременностью социальной активности игармоничностью развития личности.
Изучаяпроблему здоровья всех стран мира, специалисты Всемирной организацииздравоохранения (ВОЗ) пришли к выводу об особой роли психического развития вздоровье ребенка. В докладе Комитета экспертов ВОЗ «Психическое здоровье ипсихосоциальное развитие Детей» (1979) отмечается следующее: а) Нарушенияпсихического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектамифизического развития, так и с различными неблагоприятными факторами истрессами, воздействующими на психику и связанными с социальными условиями. б)Основным условием нормального психосоциального развития ребенка (помимоздоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка,создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих их лиц,которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют ииграют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение иобеспечивают семью необходимыми материальными средствами.
Здесьтакже подчеркивается, что следует предоставлять ребенку большесамостоятельности и независимости, давать ему возможность общаться с другимидетьми и взрослыми вне дома и обеспечивать соответствующие условия дляобучения. «Многие дети не имеют таких условий», — констатируется вдокладе.
Наоснове анализа результатов многочисленных исследований в различных странахэксперты Всемирной организации здравоохранения убедительно показали, чтонарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которыестрадают от недостаточного общения с взрослыми и их враждебного отношения, атакже у детей, которые растут в условиях семейного разлада. Эти же исследованияобнаружили, что нарушения психического здоровья в детстве имеют две характерныечерты: 1) они представляют собой лишь количественные отклонения от нормальногопроцесса психического развития 2) многие их проявления можно рассматривать какреакцию на специфические ситуации. Так, дети часто испытывают серьезныезатруднения в одной ситуации, но успешно справляются с другими ситуациями.Например, у них могут наблюдаться нарушения поведения в школе, а дома они ведутсебя нормально, или наоборот.
Убольшинства детей в те или иные периоды под влиянием определенных ситуациймогут появиться нарушения эмоциональной сферы или поведения. Например, могутвозникнуть беспричинные страхи, нарушения сна, нарушения, связанные с приемамипищи, и пр. У некоторых же детей эти нарушения проявляются часто, упорно иприводят к социальной дезадаптации. Такие состояния могут быть определены какпсихические расстройства.
Особоевнимание эксперты ВОЗ обратили на то, что именно в детстве проблемыпсихического здоровья имеют более прямую связь с окружающей обстановкой, чем вдругие возрастные периоды. Исследования представителями ВОЗ в разных странахмира проблемы воспитания детей родителями, поведение которых отклоняется отнормы, показали, что среди детей преступников и лиц, страдающих психическими расстройствами,чаще встречаются нарушения психического здоровья. Генетические факторы могутиграть некую роль в этой связи, замечают эксперты, однако совершенно очевидно,что основная причина этих нарушений связана с неблагоприятной обстановкой всемье и уродливым отношением родителей к детям.
Интереснымявляется еще один вывод экспертов ВОЗ: повышение уровня благосостояниянеобязательно способствует психосоциальному развитию детей. Должны бытьпредприняты специальные усилия, чтобы социально-экономические достиженияспособствовали улучшению психосоциального развития, а не приводили квозникновению новых проблем.
Указывается,что детский возраст характеризуется повышенной чувствительностью к средовымвлияниям, и здесь ряд дополнительных факторов делает некоторых детей особенноподверженными нервно-психическим расстройствам. Установленным считается факт,что в основе патогенеза невроза у детей и подростков лежит деформация системыотношений развивающейся личности. Это приводит ее к невротическому развитию, понимаемомув рамках концепции неврозов В. Н. Мясищева как нарушение особо значимыхотношений личности, образующих целостную систему. А. И. Захаров подчеркивает: «Успешнолечить невроз ребенка можно, только поняв источники его происхождения, которыенеразрывно связаны с личностными особенностями родителей, неправильнымвоспитанием и нарушенными отношениями в семье».
Впсихологическую литературу понятие психического здоровья стало входитьсравнительно недавно. Психическое здоровье рассматривается как состояние душевногоблагополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений иобеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведенияи деятельности.
В рядепсихологических работ психическое здоровье соотносится с переживаниемпсихологического комфорта и психологического дискомфорта. Психологическийдискомфорт возникает в результате фрустрации потребностей ребенка, приводящей кдепривации. Фрустрация одной или нескольких детских потребностей лежит в основетак называемых школьных неврозов, проявляющихся в виде различных заболеванийпсихосоматического генеза (бронхиальные астмы, приступы рвоты, головные боли ит. п.).
Определяющуюроль в патогенезе играет психологический, т. е. внутренний, конфликт, которыйпредставляет собой несовместимость, столкновение противоречивых отношенийличности. Присущие конфликту переживания становятся источниками заболеваниялишь в том случае, когда занимают центральное место в системе отношенийличности и когда конфликт не может быть переработан так, чтобы исчезлопатогенное напряжение, и был найден рациональный, продуктивный выход извозникшего положения. Чешские психологи И. Лангмейер, 3. Матейчик подчеркивают,что лишь в виде исключения депривация может вызываться воздействием всегоодного фактора, практически для каждой деприва-ционной ситуации характернонеудовлетворение нескольких важных потребностей ребенка, которые у разных детейи в разные периоды развития находятся в различных взаимоотношениях. Поэтомуважно установить, какие психические потребности являются в определенный периодразвития ребенка особенно сильными и каковы те потребности, недостаточноеудовлетворение которых является особенно вредным. При этом следует помнить, чторазные дети, испытывающие воздействие одной и той же «депривационнойситуации», будут вести себя различно. Каждый ребенок для своего здоровогоразвития нуждается в первую очередь в теплоте чувств, в любви. Если он окружендостаточной симпатией и обладает эмоциональной опорой, то это возмещаетотсутствие иных психических элементов. Основное патогенное значение длянарушений развития и характера имеет недостаточное удовлетворение аффективныхпотребностей, т. е. эмоциональная, аффективная депривация.
Научныеданные последних лет и анализ опыта практической работы психологов вучреждениях образования свидетельствуют, что основным фактором, предупреждающимразличные психические нарушения в развитии ребенка, является полноценноепсихическое развитие детей на каждом этапе онтогенеза. Реализация потенциальныхвозможностей развития детей зависит от создания условий, соответствующихсензитивности возрастного периода.
Почемуже психическое развитие ребенка имеет такое значение для его психическогоздоровья? Потому что в каждом возрастном периоде жизни у ребенка возникают определенныепотребности в деятельности, общении, познании и пр. Нарушения в развитии егопсихических способностей мешают удовлетворению этих потребностей, так кактормозят поступательное взаимодействие ребенка с окружающим миром людей,культуры, природы и этим провоцируют депривациоиную ситуацию.
Условиядля здорового развития детей — это целостная медико-психолого-педагогическаясистема, включенная в социальный и культурный контекст эпохи. Основнойхарактеристикой такой системы является понятие социальной ситуации развития. Основусоставляет переживание ребенком среды своего обитания и себя в этой среде. Еслиэти переживания позитивны, среда обладает развивающим эффектом и в ней возможнареализация потенциального психического здоровья ребенка.
Такимобразом, основу психического здоровья составляет полноценное психическоеразвитие ребенка на всех этапах онтогенеза. Именно развитие высших психическихфункций обеспечивает психическое здоровье. Нарушения психического здоровья а,следовательно, и необходимость в коррекционной работе возникают тогда, когдасвоевременно не реализуются возрастные и индивидуальные возможности, несоздаются условия для формирования возрастных психологических новообразований иярких индивидуальных особенностей у всех детей и школьников, находящихся на томили ином этапе онтогенеза. Поэтому создание психолого-педагогических условий,обеспечивающих такое развитие, является целью психологической службыобразования, но не единственной.
Психическоездоровье детей требует постоянного анализа и в случае необходимостикорректировки окружающей среды, имеющей специфические особенности для каждоговозрастного периода и для каждого конкретного ребенка, вступившего в данныйпериод.
Еслитермин «психическое здоровье» имеет отношение прежде всего к отдельнымпсихическим процессам и механизмам, то термин «психологическое здоровье»относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениямичеловеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспектпроблемы здоровья человека в отличие от медицинского, социологического,философского и других аспектов.
Психологическоездоровье заключается в том, что человек находит достойное с его точки зрения,удовлетворяющее его место в познаваемом, переживаемом им мире, отношения скоторым гармонизируются на каждой возрастной ступени.
Так, дляздоровья ребенка важно не только то, что удовлетворяются его познавательныепотребности, но и социальные потребности в общении, психологические потребностив уважении к своему человеческому достоинству, к его чувствам и переживаниям,интересам и способностям.
Психологическоездоровье позволяет личности стать постепенно самодостаточной, когда она всебольше ориентируется в своем поведении и отношениях не только на извнезадаваемые нормы, но и на внутренние осознанные самоориентиры. Оно предполагаетинтерес человека к жизни, свободу мысли и инициативу, увлеченность какой-либообластью научной или практической деятельности, активность и самостоятельность,ответственность и способность к риску, веру в себя и уважение другого,разборчивость в средствах достижения цели, способность к сильным чувствам ипереживаниям, осознание своей индивидуальности и радостное удивление по поводусвоеобразия всех окружающих людей, творчество в самых разных сферах жизни идеятельности.
Однакопринципиальная ориентация ребенка на развитие активности, самодеятельности, ане на следование внешним рекомендациям сама собою не возникает, а требуетспециальной работы взрослых в этом направлении.
Такимобразом, главной целью деятельности психологической службы образования являетсяпсихологическое здоровье детей дошкольного школьного возраста. Психологическоездоровье предполагает здоровье психическое, основу которого составляетполноценное психическое развитие ребенка на всех этапах онтогенеза.
3. Задачипсихологической службы образования
Ориентацияна развитие ребенка определяет основные задачи психологической службыобразования:
1) Реализация в работе сдетьми возможностей, резервов развития ребенка каждого возраста.
2) Развитиеиндивидуальных особенностей детей — интересов, способностей, склонностей,чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.
3) Cозданиеблагоприятного для развития ребенка психологического климата (в детском саду,интернате, школе и пр.), который определяется, с одной стороны, организациейпродуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками, с другой — созданиемдля каждого ребенка на всех этапах онтогенеза ситуаций успеха в тойдеятельности, которая является для него личностно значимой.
4) Оказаниесвоевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям,воспитателям, учителям.
Основнымисредствами достиженияглавной цели психологической службы образования являются создание и соблюдениепсихологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностноеразвитие каждого ребенка. Нарушение этих условий мешает своевременнойреализации возрастных и индивидуальных возможностей детей, что ведет кухудшению их психологического здоровья и вызывает необходимость коррекционнойили специально развивающей работы с ними.
Такимобразом, психологическая служба образования — один из компонентов целостнойсистемы образования страны. Целью ее деятельности является психологическоездоровье детей дошкольного и школьного возраста.
Основнойзадачей — содействие психическому, психофизическому и личностному развитиюдетей на всех возрастных ступенях дошкольного и школьного детства. Основнымсредством — создание благоприятных психолого-педагогических условий дляполноценного проживания ребенком каждого возрастного периода, для реализациизаложенного в соответствующем этапе онтогенеза возможностей развитияиндивидуальности.
Практическийпсихолог работаетв конкретном учебном заведении — детском саду, общеобразовательной школе,гимназии, детском доме и др. Здесь он осуществляет в первую очередь следующуюработу: психологическое изучение детей для индивидуального подхода к ним напротяжении всего периода обучения, обеспечения полноценного развития каждогоребенка, раннего выявления, преодоления и профилактики неуспеваемости инедисциплинированности детей; консультирует воспитателей, учителей,администрацию образовательного учреждения, родителей по проблемам обучения ивоспитания; повышает уровень психологических знаний, помогает решению проблемпедагогов как профессионалов.
Психологическиекабинеты (отделы)при районных (муниципальных),
областных,городских (в зависимости от структуры органов управления народного образованияв конкретном регионе) сосредоточивают свою деятельность на следующем:
1) Ведутнепосредственную работу с психологами образовательных учреждений.
2) Контролируюти организуют их деятельность.
3) Оказываютметодическую и иную профессиональную помощь.
4) Пропагандируютпсихолого-педагогические знания.
5) Проводятпсиходиагностику и психокоррекцию особо сложных случаев.
6) Участвуютв работе медико-психолого-педагогических комиссий и комиссий по деламнесовершеннолетних.
7) Консультируютадминистрацию образовательных учреждений по социально-психологическим проблемамуправления, создания оптимального социально-психологического климата впедагогическом коллективе и другим вопросам профессиональной деятельности.
В штаткабинета помимо психологов входят также социальные работники, педагог,врач-психоневролог. Главной целью деятельности психологической службыобразования является психологическое здоровье детей дошкольного и школьноговозраста. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, основукоторого составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапахдетства. Основные задачи психологической службы образования:
1) Реализацияв работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста.
2) Развитиеиндивидуальных особенностей детей — интересов, способностей, склонностей,чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.
3) Созданиеблагоприятного для развития ребенка психологического климата (в детском саду,интернате, школе и пр.), который определяется, прежде всего, организациейпродуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками.
4) Оказаниесвоевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям,воспитателям, учителям.
Основнымисредствами достиженияглавной цели психологической службы образования являются создание и соблюдениепсихологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностноеразвитие каждого ребенка.
Вывод
Забота опсихологическом здоровье включает в себя внимание к внутреннему миру ребенка, кего чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям,его отношению к себе, сверстникам, к окружающему миру, происходящим семейным иобщественным событиям, к жизни как таковой.
Взрослымследует помочь ребенку овладеть средствами самопонимания, самопринятия исаморазвития в контексте гуманистического взаимодействия с окружающими еголюдьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологическихреальностей окружающего мира, помочь ребенку увидеть красоту и сложность этогомира, научить радоваться жизни как таковой, стать хозяином самого себя.
Списоклитературы
1. БрунерДж. Психология познания. — М.,1977.
2. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. — М.,1984. Т. 4.
3. Давыдов В. В. Личности надо «выделаться»// С чего начинается личность. — М., 1979.
4. Лангмейер Й., Матейчек 3. Психическаядепривация в детском возрасте. — Прага, 1984.
5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание.Личность. — М., 1977.
6. Мухина В. С. Возрастная психология. — М.,1997.
7. Фельдштейн Д. И. Психология развивающейсяличности в онтогенезе. — М., 1989.
8. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизациипсихического развития в детском возрасте // Вопросы психологии, 1971. — № 4.