Реферат по предмету "Педагогика"


Лекция по Истории для детей с умственной отсталостью

--PAGE_BREAK--
Запад и Восток как противоположные модели

                  культурной   идентичности
ВВЕДЕНИЕ
1. Культура Запада и Востока
2.Западно-европейская эпоха Возрождения
3.Возникновение христианства в Византийской империи
 4.Культура Китая
5. Развитие книгопечатания
6. Вывод
7. Список литературы
                Культура Запада и Востока.

Запад есть запад, восток есть восток, не встретиться им никогда.

Лишь у подножья Престола Божья  в день страшного суда.

 Строки, принадлежащие великому английскому писателю Редьярду Киплингу, и сейчас привлекают внимание. Кто то  соглашается с Киплингом и считают, что Востоку и Западу  не понять друг друга. Кто то, наоборот придерживается мнения, что Восток европеизируется, а Запад начинает проявлять все больший интерес к традициям востока ( философии, искусствам, медицине).

Когда культуры  разделяются на  западные и восточные, то это подразумевает  не  только  их географическое расположение, но  и  различную  ментальность народов  населяющих  эти территории, то есть различие способов  и  методов познания  мира,  научных,  художественных,    эстетических  , религиозных и духовных ценностей, основных мировоззрений, общественно  –  экономических  и    политических структур.

    Под  понятием  «Запада»  в  современной   культурологии    подразумевается  культура Америки и Европы,  а  под  «Востоком»,    культуры  стран Центральной, Юго-Восточной Азии, северной Африки, стран  Ближнего Востока.   Оценивая Восток   подразумевались  культуры  Византии,  Египта,  Сирии и Палестины, под Западом подразумевались культуры развитых  государств Европы – Франции,  Италии,  Германии,  Англии,  Испании.  Для  мировой  культуры   Восток – это Япония,  Китай,  Индия,  Персия в первую очередь.  К   западным  относят европейскую культуру и преемственную ей византийскую.

      Культуры   Запада и Востока во многом различны и даже противоположны.   Можно выделить присущие им черты

Западная культура ориентированна на динамический образ жизни, на ценности технологического развития, совершенствование общества и культуры, активное развитие всех сфер человеческой деятельности. Социальная динамика западной культуры волнообразна и неравномерна. Продвижение от старого к новому идёт  как ломка устаревших  ценностей, политических  и  общественно – экономических структур.Так как  Запад, является  носителем творческого начала, постоянного поиска,  перемен и, в то же время, проявляя стремление к постоянному, всестороннему познанию окружающего мира и Вселенной чаще занимает сторону земного материалистического бытия, тем самым, разрушая гармонию, постоянство и органичность собственной духовной и материальной жизни, ее устоев, канонов и устоявшихся норм.
 Устойчивость  Восточной   цивилизации  -  первая особенность Востока. Культура запада развивается   как бы рывками, и  каждый рывок  -античность, средневековье и другие  периоды  сопровождаются крушением старой системы ценностей,   также  политических  и экономических структур.  А  развитие Востока, наоборот, предстает как сплошная линия. Новые веяния здесь не разрушают  устои  цивилизации, они напротив органично вписываются в старое и растворяются в нем.

Восток  гибок, он способен вобрать и переработать многие чуждые себе элементы. Так, по замечанию одного из крупнейших востоковедов, нашествия «варваров», живших  на границах  Китая и переживавших  период  разложения первобытнообщинного строя,  не только не уничтожили китайское государство, но и  не прервали его существования.  И даже в северной части страны,  где образовались «варварские» королевства,  очень скоро перестали быть «варварскими», превратившись в  китайские.  Коренное китайское население этой части страны ассимилировало пришельцев и привило  им свою цивилизацию.

 В отличие от Европы,   на Востоке сосуществовало множество религий,  ислам, непримиримый в отношении западного христианства  , спокойно уживался с традиционными восточными верованиями. Какие бы потрясения не  происходили,  основы цивилизации оставались незыблемыми.

Ещё одной  важной особенностью Востока  являлось то, что общество здесь не утеряло связи с природой.

Любимым  доводом европейских  колонизаторов  в пользу завоеваний  было  утверждение, что они  облагодетельствовали  людей  Востока  тем, что те были неспособны создать сами   ( машинами, новейшим оружием и т.д.). Это скорее  всего лишь примитивная  попытка  оправдаться. И  большинство европейцев были в свое время свято в этом убеждены. Так в чем же здесь дело? Разгадка  в принципиальной разнице психологии представителей двух цивилизаций.

Европейцы в своем развитии пошли самым простым путем. Свое несовершенство и слабость перед силами природы они начали возмещать созданием громоздких  машин. Они резко выделили себя из природы, перестали чувствовать себя ее частью. Более того, природа в их понимании стала чем-то вроде врага. Ее надо было одолеть, победить, поставить себе на службу. Убедив себя, что человек есть венец творения и все в этом мире создано исключительно для него, европейцы принялись перекраивать природу на свой лад и расхищать ее богатства, не считаясь ни с загрязнением окружающей среды, ни с другими потерями. В отличие от европейцев  люди Востока никогда  не теряют  связи со средой обитания. Свои помыслы он направил не на создание механизмов, возмещающих собственное несовершенство, а на то, чтобы усовершенствовать свои душу и тело. Мир воспринимался им, как единое целое, и человек в этом целом не господин, а лишь одна из составных частей. А раз так, то цель человека — не вражда, а стремление быть с природой в гармонии и, познав основные ее законы, постараться не противоречить им. Философы Востока считали,  что народы  и государства  должны развиваться  естественным (природным) образом,  беря  пример с растений  и  животных,  в  жизни которых  нет ничего лишнего, случайного.

Стили  боевых  искусств  Востока  сложились в  результате наблюдений за движениями диких зверей (тигра, медведя, обезьяны и т.д.) Тщательно изучая  окружающую среду, люди   Востока  знали, как она воздействует на  организм человека. Например: эффективность ударов  в боевых искусствах  в различные точки тела рассчитывалась в зависимости от времени дня.

Люди Востока были убеждены в том, что человек может совершенствовать мир только тогда, когда путем совершенствования обретет гармонию и цельность в себе самом. Ибо ему полностью чужды зло и стремление разрушать.

Ещё одной  особенностью Востока  является приверженность традиции. Традиция встречалась и в Европе, но  в цивилизациях  Востока велась из  далеком прошлом,  в мифическом «золотом» веке, и  все новое получало оправдание только тогда, когда можно было подыскать, что-нибудь подобное в древности.

Все здесь повторяется, несколько видоизменяясь,  но сохраняя обязательно черты сходства. Человек   европейского Средневековья не стал бы писать в стиле Гомера. А на Востоке на протяжении 3000 лет можно встретить в стихах одни и те же размеры, мелодии и т.д.

Любое неоправданное нарушение традиций ( даже самых незначительных) на Востоке воспринималось как сущий кошмар. Великий китайский философ Конфуций повествует об одном сановнике, устраивавшем «в храме танцы, в которых танцоры выстраивались в восемь рядов». Поскольку в древности такие праздники мог давать только император, Конфуций с возмущением заявляет: «Если это можно вынести, то что же тогда нельзя выносить?!». Он же создал целую теорию ( до сих пор имеющую на Востоке огромное влияние) о том, что общество должно жить по раз и навсегда установленному ритуалу поведения. Без ритуала, по его мнению, обесценивается все. «Почтительность без ритуала приводит к суете. Осмотрительность без ритуала превращается в боязнь. Смелость без ритуала выглядит грубостью». Ритуал властвует не только в человеческом обществе, но и в природе. Ему подчинены смена времен года, расцвет и увядание. Свою теорию Конфуций также воспринимал не чем-то новым, а лишь возрождением учений прежних веков. «Излагаю, но не создаю. С любовью и верой отношусь к древности».

Отношение к  религии было одним из важнейших показателей в характеристике цивилизации. На  Востоке оно весьма отличается от западного.  Да и сами религии здесь отличаются разнообразием  и непохожи на христианство. Вот, к примеру, конфуцианство. Его называют религией, но это скорее набор правил и норм, определяющих жизнь человека в обществе.

Конфуцианство уделяло большое внимание вопросам   гуманного  управления, опираясь на идею  обожествления власти правителя, существовавшую до конфуцианства,  но им развитую и обоснованную.  Государь объявлялся «сыном неба» (тяньцзы), правившим по повелению неба и выполнявшим его волю. Власть правителя признавалась конфуцианством священной,  дарованной свыше,  небом. Считая, что «управлять — значит исправлять», конфуцианство придавало большое значение учению чжэн мин (об «исправлении имен»), которое призывало ставить всех в обществе на свои места, строго и точно определять обязанности каждого, что было выражено словами Конфуция: «Государь должен быть государем, подданный — подданным, отец — отцом, сын — сыном». Конфуцианство призывало государей управлять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, примером высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременять народ тяжелыми налогами и повинностями.

Боги не властвуют над природой, а являются ее частью и находятся в зависимости от нее. Пример: на Западе монахи вели праведный аскетический образ жизни, так как он угоден Богу и обеспечивает райское блаженство. В индуизме же аскетизм способ сравняться с богами, а иногда и превзойти их. Отшельник-аскет благодаря ему приобретал от Вселенной такую силу, что мог налагать на богов проклятье и насылать на них всяческие несчастья. Зная могучую силу аскетизма, ему нередко следуют и сами боги. Только в индуизме можно встретить такую, с точки зрения европейца, комичную картину: могущественнейший бог Шива, способный одним дыханием стереть всю Вселенную в порошок, ведет жизнь аскета и побирается по дорогам. На это подаяние и существует его семья. Периодически такая жизнь становится ему в тягость, и он горько жалуется на свою несчастную долю (остальные, мол, боги живут в довольстве, а он нищенствует). Однако понимая, что в аскетизме источник его сверхъестественной силы, он не отказывается от него. В довершение всех несчастий у него возникают скандалы с женой, потому что подаяний он приносит мало и т.д.

Существеннейшую часть мировоззрения людей Востока составляла вера в бесконечную цепь смертей и возрождений каждого человека в разных обликах, причем будущий человеческий облик надо было заслужить праведной жизнью. В противном случае можно было возродиться кем угодно. Подобная теория породила представление о вечном движении всего живого в замкнутом цикле ( все когда-то уже было и когда-нибудь повторится вновь).

Полностью отсутствует на Востоке столь ценимое  на Западе  понятие свободы. Так же, как и демографический образ правления. Восточный человек не свободен, а обязан. Причем обязанностью этой не тяготится, а признает ее вполне естественной. Обязан соблюдать традиции, ритуалы, системы подчинения (родители — дети, муж — жена, вышестоящий — нижестоящий). Долгом этим связаны все, от государя до самого последнего из его подданных. Человек обязан жить строго определенным образом, в противном случае лучше ему умереть. В этом плане показателен пример японских самураев — военного сословия. При любом нарушении самураем «кодекса чести» он обязан был покончить жизнь самоубийством, сделав себе харакири. Таким образом, человек тут был не волен ни жить, ни умереть иначе, чем по установленному обычаю.

Несмотря на общие для всей восточной цивилизации моменты, между странами, входящими в нее, были и существенные отличия в традициях, образе мышления, путях развития. Даже общий для всех стран Востока буддизм и даосизм (Китай, Япония) в каждой из стран принимали свои особые, неповторимые формы. Что общего между японским самурайством, презиравшим нижестоящие сословия, и странствующими рыцарями Китая, считавшими своим долгом вступаться за обиженных и отстаивать справедливость?

Межкультурные контакты нередко заканчиваются сильным влиянием взаимодействующих культур друг на друга. Посредством заимствований происходит проникновение культурных новаций из одних культур в другие, где подобные новации по объективным причинам возникнуть не могли. Для любого общества подобные культурные контакты имеют как положительное, так и отрицательное значение. С одной стороны, они способствуют взаимообогащению культур, сближению народов, демократизации общества. С другой, — интенсивное и слабо контролируемое заимствование повышает потенциальную опасность утраты той или иной общностью своей культурной самобытности. Одним из проявлений подобных процессов являются изменения культурной идентичности.

В отношении России и русской  культуры эти процессы и явления сегодня наиболее глубоко и разносторонне изучены. Пограничное положение России и русской   культуры между Востоком  и 3ападом, вызванные этим внутренние противоречия русского  национального  характера, менталитета, непредсказуемость  социокультурной   истории явились источником вековых идеологических  споров и конфликтов западников и славянофилов, сторонников и противников реформ, либералов и консерваторов, демократов и коммунистов. Характеризуя противоречивость русской   культуры,  Бердяев называл Россию Востоко-Западом и утверждал, что в России “сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории — Восток и Запад”.

Обе эти  модели русской культуры, развивающейся между Востоком  и 3ападом  при всей видимой противоположности отнюдь не исключают друг друга: культурно-исторические  процессы западного  и восточного  происхождения и сталкиваются между собой в русской  культуре, и отталкиваются друг от друга; собственно национально-русские   тенденции в культурном развитии России то и дело раздваиваются, устремляясь одновременно на 3апад  и Восток.

Но Россия и русская  культура — не единственное  на земном шаре  место, где “отрабатываются” универсальные модели западно-восточного  культурного синтеза. Своеобразный  синтез  культур осуществляется в Америке (соединение зап.-европ. традиций с негритянскими, индейскими и лат.-амер.); феномен “дальневосточного  чуда” (Япония, Юж. Корея, Гонконг, Тайвань, Сингапур) также демонстрирует различные   варианты восточно-западного  социокультурного синтеза.

Сегодня границы «своего» и «чужого» постепенно стираются, среди различных групп распространяются однообразные стандарты и символы.Средства массовой информации, миграционные потоки, глобализация распространения культурного продукта привносят альтернативные стили, образы, символы, ценности, стандарты поведения, сформировавшиеся как элементы чужеродных культур. В процессе заимствования они вытесняют многие традиционные элементы культуры, кажущиеся непривлекательными и невостребованными. Закономерно происходит стирание различий не только в одежде или пище, но и в культурных и поведенческих стереотипах, которые нередко навязываются чужеродной культурой. Ориентация на инородные образцы изменяет «культурный» облик отдельных социальных групп и общества. Само общество при этом распадается на множество слабо интегрированных групп, отличающихся различными критериями идентичности.

Изменения могут касаться базовых элементов культуры — языка, ценностей, стандартов поведения, традиций. Когнитивное пространство традиционной культуры трансформируется, теряются прежние знакомые и понятные ориентиры, появляется чувство нестабильности и неопределенности, порождающее тревогу и фрустрацию. Все более актуальными становятся поиски ответов на вопросы «кто мы такие?», «куда идем?».

В противовес движению к обезличенной однородности ставится задача сохранения культурных, национальных особенностей, происходит усиление первичной идентичности. Долгое время считалось, что традиционные ценности противостоят развитию традиционных обществ. Однако современное положение вещей снимает это противоречие: первичная идентичность приобретает качественно новые характеристики, пересматриваются и приспосабливаются к новой реальности традиционные установки, а этническое возрождение многими рассматривается как одна из черт развития человечества на современном этапе.

Наконец, если Индия и Китай развивались исключительно самобытно, то Япония во многом шла путями заимствования и преобразования на свой лад их философии, военного искусства, традиций, наук и т.д.

Подведем итоги: цивилизация Востока была жизнеспособна, пока ей приходилось сталкиваться с варварскими народами. Она защищалась от них пассивно, поглощая и переустраивая на свой лад. Однако, встретившись с цивилизацией Европы, технически более развитой, несущей совершенно иную программу и стремящейся к разрушению всего непохожего на нее, Восток не устоял.
                               Западно-европейская эпоха Возрождения

То, что принято называть Возрождением, было утверждением преемственности великой античной культуры, утверждением новых идеалов. В эпоху Возрождения возникло экспериментальное естествознание, произошло открытие и изучение памятников античной культуры, развивались искусства и светское мировоззрение, ослабившее духовный диктат церкви, возникли литературы на новых современных языках и появился профессиональный театр.

Изменения коснулись всех сторон духовной жизни. Эти явления казались возрождением науки, философии, литературы и искусства, существовавших в античном мире, особенно у греков. Сам термин «Возрождение» возник как следствие убеждения, что только через возрождение античной культуры после тяжкого средневековья можно прийти к истинному познанию и изображению самой природы.

Искусство становится неотъемлемой частью общественной жизни. В эпоху средневековья художник считался ремесленником, его место было на низших ступенях социальной иерархии, а личность стушевывалась перед заказчиком. Во времена Возрождения, когда человеческая личность была высоко вознесена во всеобщем сознании, творческая индивидуальность художника стала привлекать внимание всех, кто интересовался его творчеством.

Культура Возрождения нашла свое выражение прежде всего в произведениях итальянских живописцев, скульпторов, поэтов. Но в отличие от идеалов античного мира, где человек представляется игрушкой рока, они возвеличивают человека, считают его властелином своей судьбы, отдают должное его качествам (личным) и воле. В этом заключается основное величие эпохи возрождения, совершившей переворот в сознании людей.

В период с 30-х годов до конца XVI века формируется искусство позднего возрождения, которое представляет собой сложную картину борьбы различных течений. Воинствующая католическая церковь понимала какое большое значение имело искусство в глазах общества, и поэтому старалась использовать его в своих целях.

Рассматривая эпоху Средневековья как простой перерыв в развитии культ. Еще Джордано Вазари — живописец и первый историограф итальянского искусства, автор прославленных«Жизнеописаний» наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих (1550 г.) писал о«возрождении» искусства Италии. Это понятие возникло на основе широко распространенной в то время исторической концепции, согласно которой Эпоха Средневековья представляла собой период беспросветного варварства и невежества, последовавший за гибелью блестящей цивилизации классической уры, историки того времени полагали, что искусство некогда процветавшее в античном мире, впервые возродилось в их время к новой жизни. Термин«Возрождение» означал первоначально не столько название всей эпохи, сколько самый момент возникновения нового искусства, который приурочивался обычно к началу XVI века. Лишь позднее понятие это получило более широкий смысл и стало обозначать эпоху, когда в Италии, а затем и в других странах сформировалась и расцвела оппозиционная феодализму культура. Энгельс охарактеризовал Возрождение как«величайший прогрессивный переворот из всех, пережитых до того времени человечеством».

Непререкаемое в средние века первенство богословия над наукой поколеблено верой в неограниченные возможности человеческого разума, который становится высшим мерилом истины. Подчеркивая интерес к человеческому в противовес божественному, представители новой светской интеллигенции называли себя гуманистами, производя это слово от восходящего к Цицерону понятия«studia humanitanis», означавшее изучение всего, что связано с природой человека и его духовным миром. При всей сложности и неоднозначности эстетики возрождения в качестве ее одного из основных принципов можно выделить абсолютизации человеческой личности в ее целостности. Для эстетических трактатов и произведений искусства Возрождения характерно идеализированное представление о человеке как о единстве разумного и чувственного, как о свободном существе с беспредельными творческими возможностями. С антропоцентризмом связано в эстетике Возрождения и понимания прекрасного, возвышенного, героического. Принцип прекрасной артистически — творческой человеческой личности сочетался у теоретиков Возрождения с попыткой математического исчисления всякого рода пропорций симметрии перспективы. Эстетическое и художественное мышление этой эпохи впервые опирается на человеческое восприятие как таковое и на чувственно реальную картину мира. Здесь бросается в глаза также субъективистски -индивидуалистическая жажда жизненных ощущений, независимо от их религиозного и морального истолкования, хотя последнее, в принципе, не отрицается. Эстетика Возрождения ориентирует искусство на подражание природе. Однако на первом месте здесь не столько природа, сколько художник, который в своей творческой деятельности уподобляется Богу. В постепенно освобождающемся от церковной идеологии создателе произведения искусства больше всего ценится острый художественный взгляд на вещи, профессиональная самостоятельность, специальные навыки, а его создания приобретают уже самодовлеющий, а не священный характер. Одним из важнейших принципов восприятия произведений искусства становится наслаждение, что свидетельствует о значительной демократической тенденции в противовес морализаторству и схоластической «учености» предшествующих эстетических теорий. Эстетическая мысль Возрождения содержит не только идею абсолютизации человеческого индивида в противовес надмировой божественной личности в средние века, но и определенное осознание ограниченности такого индивидуализма, основанного на абсолютном самоутверждении личности. Отсюда мотивы трагизма, обнаруживающиеся в творчестве У.Шекспира, М.Сервантеса, Микеланджело и др. В этом противоречивость культуры, отшедшей от античносредневековых абсолютов, но в силу исторических обстоятельств еще не нашедших новых надежных устоев.

Изобразительное искусство Возрождения во многих отношениях представляет контраст средневековому. Оно знаменует становление реализма надолго определившего развитие европейской художественной культуры. Это сказалось не только в распространении светских изображений, в развитии портрета и пейзажа или новой, иногда почти жанровой интерпретации религиозных сюжетов, но и в радикальном обновлении всей художественной системы.

Связь искусства и науки составляет одну из характернейших особенностей культуры Возрождения. Правдивое изображение мира и человека должно было опираться на их познание, поэтому познавательное начало играло в искусстве этой поры особенно важную роль. Естественно, что художники искали опору в науках, нередко стимулируя их развитие. Эпоха Возрождения отмечена появлением целой плеяды художников-ученых, среди которых первое место принадлежит Леонардо да Винчи.
Искусство античности составляет одну из основ художественной культуры Возрождения. Известно, что античное наследие было использовано и в средние века, например, во времена каролингского Ренессанса, в живописи оттоновского периода в Германии, в готическом искусстве. Но отношение к этому наследию было различным. В средние века воспроизводились отдельные памятники и заимствовались отдельные мотивы. А представители Возрождения находят в античной культуре то, что созвучно их собственным устремлениям, — приверженность к реальности, жизнерадостность, преклонение перед красотой земного мира, перед величием героического подвига. Вместе с тем, сложившись в иных исторических условиях, впитав в себя традиции романского стиля и готики, искусство Возрождения несет в себе печать своего времени. По сравнению с искусством классической древности духовный мир человека становится все более сложным и многогранным.

В архитектуре особенно большую роль сыграло обращение к классической традиции. Оно проявилось не только в отказе от готических форм и возрождении античной ордерной системы, но и в классической соразмерности пропорций, в разработке в храмовом зодчестве центрического типа зданий с легко обозримым пространством интерьера. Особенно много нового было создано в области гражданского зодчества. В эпоху Возрождения получают более нарядный облик многоэтажные городские здания (ратуши, дома купеческих гильдий, университеты, склады, рынки и т.д.), возникает тип городского дворца (палаццо) — жилище богатого бюргера, а также тип загородной виллы. Разрешаются по-новому вопросы, связанные с планировкой городов, реконструируются городские центры.

В отличие от средневековья, когда главными заказчиками произведений были церковь и крупные феодалы, теперь значительно расширяется круг заказчиков и изменяется их социальный состав. Наряду с церковью нередко заказы художникам дают и цеховые объединения ремесленников, и купеческие гильдии, и городские власти, и частные лица — как знать, так и бюргеры.
Наряду с монументальными все более широкое распространение получают станковые формы — живопись на дереве и холсте, скульптура из дерева, бронзы, рерракоты и майолики.
Хронологические границы развития искусства Возрождения в разных странах не вполне совпадают. В силу исторических обстоятельств Возрождение в северных странах Европы запаздывают по сравнению с итальянским. И все же искусство этой эпохи, при всем разнообразии частных форм, обладает важнейшей общей чертой — стремление к правдивому отражению реальности. Эту черту в прошлом столетии первый историк эпохи Возрождения Якоб Буркхард определил как«открытие мира человечества». Искусство Возрождения делится на четыре этапа: Проторенессанс (конец XIII — I половина XIV века), Раннее Возрождение (XV век), Высокое Возрождение (конец XV века первые три десятилетия XVI века), Позднее Возрождение (середина и вторая половина XVI века). В литературе о Возрождении часто употребляют итальянские наименования столетий: дученто — XIII век, треченто XIV век, кватроченто — XVI век.

Основные этапы и жанры литературы эпохи Возрождения связаны с эволюцией гуманистических концепций в периоды раннего, Высокого и позднего Возрождения. Для литературы раннего Ренес­санса характерна новелла, особенно комическая (Бокаччо), с антифеодальной направленностью, прославляющей предприимчивую и свободную от предрассудков личность. Высокое Возрождение отмечено рассветом героической поэмы: в Италии — Л. Пульчи, Ф. Верни, в Испании — Л. Камоэнса, авантюрно-рыцарская сюжетика которой поэтизирует представление Возрождения 6 человеке, рожденном для великих дел. Самобытным эпосом Высокого Возрождения, всесторонней картиной общества и его героических идеалов в народной сказочной и философско-комической форме явилось произведение Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». В позднее Возрождение, характеризующееся кризисом концепции гуманизма и созданием прозаичности складывающегося буржуазного общества, развивались пасторальные жанры романа и драмы. Высший взлет позднего Возрождения — драмы Шекспира и романы Сервантеса, основанные на трагических или трагикомических конфликтах между героической личностью и недостойной человека системой общественной жизни.­­­­­­­­­

Прогрессивное гуманистическое содержание культуры Возрождения получило яркое выражение в испытавшем значительное воздействие античной драматургии. Его ха­рактеризует интерес к внутреннему миру человека, наделенного чертами мощной индивидуальности. Отличительными особенностями театрального искусства эпохи Возрождения явилось развитие традиций народного искусства, жизнеутверждающий пафос, смелое сочетание трагических и комических, поэтических и буффонно-площадных элементов. Таков театр Италии, Испании, Англии. Высшим достижением итальянского театра стала импровизационная комедия дель арте (XVI в.). Наибольшего расцвета театр Возрождения достиг в творчестве Шекспира.­ театральном искусстве,­­­

В эпоху Возрождения профессиональная музыка теряет характер чисто церковного искусства и испытывает влияние народной музыки, проникаясь новым гуманистическим мироощущением. Появляются различные жанры светского музыкального искусства — фроттала и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал, возникший в Италии, но получивший повсеместное распространение. Светские гуманистические устремления проникают и в культовую музыку. Складываются новые жанры инструментальной музыки, выдвигаются национальные школы исполнения на лютне, органе. Эпоха Возрождения завершается появлением новых музыкальных жанров — сольных песен, ораторий, оперы.­­­­­
    продолжение
--PAGE_BREAK--




      Возникновение христианства в Византийской империи
Государственное образование, которое позднее стали называть Византией, возникло в результате раздела Римской империи в 395 г. между сыновьями Феодосия Великого на восточную и западную части. В состав Восточной Римской империи первоначально вошли Балканский полуостров, Малая Азия, Сирия, острова Эгейского моря, Палестина, Египет, Киренаика, Кипр, Крит, части Месопотамии и Армении, некоторые районы Аравии, земли в Крыму и на Кавказе. Затем границы неоднократно менялись, были несколько десятилетий существования Латинской империи, восстановление власти православных монархов, потом войны с османами, завершившиеся падением Константинополя в 1453 г.
Административно-экономическим и культурным центром Византии стала провозглашенная в 330 г. императором Константином древняя мегарская колония на берегах Босфора — Византий. Новая столица была названа в честь ее основателя Константинополем. По Миланскому эдикту 313 г. императоров Константина и Лициния христианам давалось право на свободу вероисповедания, что послужило началом для утверждения христианства, позднее ставшего государственной религией Византии.
           Роль религии в византийской цивилизации
Одним из характерных признаков средневековых цивилизаций является господство мировых религий. Впервые идеология в её религиозной форме становится доминирующем фактором развития общества.

В Византии господствующей идеологией являлось христианство. Которое возникло в 1 веке. Христианство дало новое представление о мире. Мир состоит из двух частей:
мир земной (греховный) мир небесный (идеальный, чистый)
В 4 веке Византия принимает христианство в качестве официальной религии. И можно сказать, что языческое сознание уступило христианскому. Христианское сознание обращено к внутреннему миру человека. Входе утверждения христианства в Византии появились сритски (иные толкования основных догматов), А каких же именно Церковь не допускала инакомыслия. Она стремилась укрепить свои позиции. И средневековое сознание было ориентированно на авторитеты. Церковь предписывала постигать божественные истины, а не менять их. Предметом споров на долгое время был догмат о святой троице. Которая включала Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого духа. Шли споры особенно на ранних этапах Византийской цивилизации природе Христа.

. В античном обществе достоинство человека определялось его родовой честью, выполнением долга, богатством и статусом. Многое выше человеческой жизни; боги, смеясь, вершат судьбы людей и народов, а герои, выполняя их волю, бесстрашно идут на смерть. В христианстве же высшей ценностью был сам человек, любовь к другому человеку, к ближнему.
Античная философия такого понимания любви не знала. Она признавала любовь чувственную и любовь как безличную космическую силу; в христианстве же «Бог есть любовь».

Византийская цивилизация также, в своем развитие, проходит несколько этапов. Первый период — ранний — это 4-7 века. Второй период — средний — это 7-12 века. Третий период — поздний — это 13-15 века. В ранний период формируется византийское государство, христианство превращается в главенствующую религию. В средний период оформилась симфония церкви и государства. Произошло разделение западной и восточной церквей. Завершилось кодификация права. Греческий язык стал официальным. Это период расцвета византийской цивилизации. В поздний период обнаруживаются черты стагнации и наступает закат цивилизации.

После этого на обширной территории Византийской империи было много религиозных и религиозно-философских школ, возникали ереси, шла богословская полемика. В сознании большинства подданных восточных императоров новые верования и обряды долго соседствовали со старыми.

Какие же ериси возникли.  Основная ересь — арианство. Ей были подвержены многие варварские, германские народы. Ариаие  считали, что Христос  является человеком.  А его божественность была передана ему Богом Отцом.  На ряду с этой  имела  место в Византии  и такая ересь, как меккорианство.  Меккариане утверждали,  что имеется разница между Христом  верхним человеком и сыном Божием, и связь их была только временной. И ещё существовала такая ерссь как монофизитство. Монофизиты   считали природу  Христа божественной.  Византийская церковь утверждала, что Христос  совмещает в себе 2 сущности,  человеческую  и божественную.  На  этом была основа надежды на спасение.  Византийцы получили возможность открыть в себе божественное начало.

Не только споры о сущности Христа вызывали ожесточённые  споры и вызывали такие еретические движения как арианство, меккорианство, монофизитство. Но также существовали другие очень важные споры. Следующий из них это о соотношение духовного и физического человека. Но для Византии этот спор был очень важен. Византийская церковь утверждала что тело не может помешать развитию в себе божественного начала. Оно создано богом ибо еще апостол Павел утверждал что тело это храм духа святого.

Именно христианство открыло дисгармонию человека (красота телесная, красота духовная).

В Византии церковь утверждала, что путь к спасению,  путь к богу мог происходить и без участия церкви, человек мог через молитву  на прямую обратится к богу соединившись с ним. В христианстве преобладает эмоциональное индивидуальное начало. А значит и система ценностей, и поведение, и несколько иной идеал личности. Она  начала формироваться в Византии, а потом Византия передала эту систему России. Таким образом формирование русского типа — очень эмоционального человека с мистическими взглядами формировалось на протяжение многих столетий. Религия  Византии выполняла также стабилизирующею функцию — являлась единой оболочкой формирования Византийской духовности и культуры, но культурные ценности языческой античности Византийской церковью не отрицались. Изучение античности, философии, литературы поощрялось. Византийская школа отличалась от западно-европейской школы. В отличие от запада обучение в Византии проходило под влиянием церкви, но оно не было так жестко привязано к церкви. Византийская наука развивалась под сильным влиянием античности и успехи, достижения византийцев были связанны с потребностями хозяйственного развития и управления страны.

Таким образом Византийская цивилизация  — это христианская цивилизация. Основными её достижениями можно считать следующие: доминирующим фактором в обществе становится  религия. Православие выступает  идеологической основой Византийской религии " исключительное сочетание жизни Византии с христианской религией, эллинистической культурой и римской государственностью сделали Византийскую цивилизацию не похожей ни на одну другую. " Византийская цивилизация оказала влияние на развитие русских, формирование русской идеи. Идеи всеединства, идеи государственности.
Новая вера привлекала и еще одной своей особенностью: она предполагала всех людей равными перед Богом. Для Бога нет ни эллина, ни иудея, ни плебея, ни патриция, ни раба, ни рабовладельца, ни мужчины, ни женщины — все равны перед Ним.
Человек слаб, греховен, раздираем противоречиями. Христианство выявляло мучительное раздвоение внутри человека. Но земной жизнью не заканчивается человеческое бытие. Есть еще и другая жизнь, и человек верит в нее, зная, что никогда не поздно раскаяться в содеянном, спасти свою грешную душу и заслужить вечное блаженство.
В таком отношении к человеку и в четко сформулированной надежде на спасение — существенные причины распространения христианства и его жизненности.
Христианство становилось носителем новой этики, нового понимания человека и его места в мире.





                                                 Культура Китая

   Культура  Китая  восходит  к  очень  глубокой  древности  и отличается  не  только  богатством  своих  материальных  и  духовных ценностей, но  и  огромной  жизнестойкостью. Несмотря  на  бесчисленные войны, мятежи, разрушения, производимые  завоевателями  страны, культура

Китая  не  только  не  ослабевала, а  наоборот, всегда  побеждала  культуру  завоевателей.

Китайская культура  не  утрачивала своей  активности, сохраняя  монолитность. Каждая  из  культурных  эпох оставляла  для  потомков  неповторимые  по  красоте, самобытности  и

разнообразию  ценности. Произведения  зодчества, скульптуры, живописи  и ремёсел  представляют  собой  бесценные  памятники  культурного  наследия   Китая.

 В древнем Китае существовали матриархальные и патриархальные общества. Культура Яньшаю, которая процветала примерно 6000 лет назад, возможно представляла собою матриархальное общество. Луньшанская культура, существовавшая приблизительно 5000 лет назад, являла собою пример патриархального общества. В этот период люди усовершенствовали навыки изготовления каменных орудий и керамики. В дополнение к охоте и рыболовству получило развитие земледелие и скотоводство.

Первая полная история Древнего Китая «Исторические записки» («Шнцзи») была составлена в 104—91 гг. до н. э.

История Китая, зафиксированная в письменных источниках, насчитывает около 3600 лет и ведет свое начало с династии Шан, которая была основана в 16 веке до н. э.

Сведения о династии Шан сохранились в надписях на щитах из панцирей черепах и костях животных, предназначавшихся для предсказаний. Тысячи таких реликвий, были найдены в земле начиная с 1899 г. Обнаружено несколько бронзовых сосудов с надписями, изготовленных в период династии Шан.

Согласно традиционной китайской историографии, была не Шан, а Ся, которая, предположительно, правила с 21 по 16 век до н. э. Ни археологических, ни документальных свидетельств о ней не имеется, тем не менее, большинство историков считает, что эта династия действительно существовала. Во времена правления династии Ся, были возведены городские стены, создана армия, тюрьмы и введен уголовный кодекс. Династия Ся рассматривается как первое в истории рабовладельческое государство. Из достижений Китая в это время следует отметить: создание календаря, заслужившего высокую оценку последующих поколений как важный вклад в развитие астрономии.

При династии Шан-Инь (16-11 века до н. э.) достигли высокого уровня развития шелководство и шелкоткачество, появились гадательные надписи и бронзовые сосуды. На рубеже ІІ-І тыс. до н. э. государство Шан было завоевано чжоусцами, пришедшими с запада. Созданная ими цивилизация носит название «Западного Чжоу», это было не единое государство, а совокупность отдельных, более или менее крупных государств. Династия «Западная Чжоу» (11 век — 770 г до н. э.) была сравнительно развитым обществом. Процветало сельское хозяйство, были усовершенствованы земледельческие орудия труда, появилось множество сельскохозяйственных культур. Создано много высокохудожественных памятников литературы и искусства, а также трудов по философии политике и истории («Книга песен»). Регулярная хроника событий не велась вплоть до 841 г до н. э., когда правящий дом Западной Чжоу стал вести и сохранять ежегодные записи событий.

Из-за частых военных конфликтов с полукочевыми племенами жунов  правитель Пин-ван переносит столицу государства в 770 г. до н. э. на восток, и этот период получил название — «Восточное Чжоу». Период правления династии «Восточная Чжоу» (770-221 гг до н. э.) был отмечен упадком рабовладельческого строя. В это время были изобретены технологии выплавки железа. Зародился обычай использовать рогатый скот при обработке земли. На смену рабовладельческому пришел феодальный строй.

В IV-III вв. до н. э. обостряется борьба за власть между различными царствами. В 230 г. до н. э. царство Цинь наносит сначала серьезное поражение царству Хань и захватывает его территорию, а в 228 — 221 гг. до н. э. захватывает и другие царства (Чжао, Вэй, Чу и т. д.). Цинь было первой централизованной империей на территории Китая. В его эпоху были осуществлены многочисленные реформы: деление страны на административно-территориальные округа, создание централизованных органов управления, унификация монет, мер и весов, упорядочение письменности и многие другие. В этот же период начинается строительство Великой китайской стены.  Империя Цинь просуществовала только 14 лет, а затем пала в результате народного восстания. В междоусобной борьбе между руководителями повстанцев в конечном итоге одержал победу  Лю  Ба, в 206 г. до н. э. он получил титул «вана Хань» и стал основателем новой династии Хань, просуществовавшей до 220 г. н. э.

До VI в. длится период  раздробленности, в этот период существуют Южные и Северные династьи. Объединение севера и юга происходит  в  конце  четырнадцатого века нашей эры  под властью династии  Суй (589-628 гг.)  В VII в. возникает могущественная Танская империя (618-907 гг.)

За падением Танской династии последовала новая 50-летняя эпоха раздробленности, затем произошло еще одно объединение — уже при династии Сун (960-1279 гг.). Эпохи Тан и Сун — это время наиболее яркого расцвета средневековой китайской культуры.

Китай был завоеван монголами, основавшими династию Юань (1280-1368 гг.), впервые  он оказался подчиненным чужеземцам,  китайцам удалось «китаизировать» своих захватчиков, которые в значительной степени переняли не только нравы и обычаи, но и систему государственного управления, законодательство. Столицей Юаньской империи стал Пекин (Дада).

Китайцам удалось освободиться от иностранного владычества  в конце XIV в., начинается период Мин (1368-1644 гг.). Ситуация в стране была очень сложной, одно за другим следовали массовые крестьянские восстания. После того, как одним из восставших удалось захватить столицу, правители были вынуждены обратиться за помощью к маньчжурам, признав свою вассальную зависимость от них. Еще до провозглашения империи начал составляться новый свод законов. Усиленная централизация императорской власти в первые десятилетия сопровождалась массовыми репрессиями и созданием карательно-сыскных учреждений. Атмосфера подозрительности и доносительства стала нормой  в ту эпоху. Правительством искоренялись монгольские обычаи и одежда, возрождались черты домонгольского быта. В литературе это нашло отражение в течении «Приверженцев древней литературы», С 1384 по 1396 г. преследуются и подвергаются казням неугодные литераторы. Указом 1398 г, от пьес, предназначенных к постановке, требовалась строгая нравственность.

Династия Мин стимулировала развитие «высоких» жанров. В драматургии это прежде всего историческая драма «Дворец бессмертия» Хун Шэна; романтическая история о любви, побеждающей смерть, в «Пионовой беседке» Тан Сяньцзу.

С конца XIV — начала XV в. наметилась хозяйственная специализация отдельных районов Китая. В Китае начали выращивать хлопчатник. Позднее появился многоцветный фарфор, блюда и вазы украшались пейзажами. Возврат к домоногольской традиции наблюдался и в живописи. Возрожденная в первой половине XV в. Академия живописи стимулировала прежде всего развитие жанра «цветов и птиц», сформировались две школы пейзажной живописи. Некоторая новизна стиля проявилась в творчестве художников Сюй Вэй (1521-1593 гг.) и Чжу Да (1630-1707 гг.). Они отчасти разрушили привычное созерцательное мировоззрение, приблизили природу к человеку, цветы и плоды на их картинах стали ярче и реалистичнее. Еще монголы в 1264 г. перенесли столицу Китая в Пекин.

В 1421 г. Пекин снова стал столицей, и активное строительство городов после изгнания монголов отразилось прежде всего на его архитектуре. Через центр города — «Запретный город» — с севера на юг протянулась главная улица. На юг были обращены фасады дворцовых зданий, стоящих на двухметровых платформах из белого мрамора. Круглые красные лакированные колонны служили главной опорой для двухъярусных черепичных крыш, напоминающих крылья летящего фазана. Стены часто представляют ажурные решетки. Здания расположены вокруг мощенных белым камнем площадей, соединены лабиринтом лестниц, украшенных резьбой, коридорами и переходами, окружены парками и садами. Главным зданием дворца считается «Павильон Высшей гармонии». Наиболее известным храмовым комплексом Пекина считается храм Неба (1420 г.)

Царские усыпальницы династии Мин представляют собой башни,  храмы и подземные дворцы, искусно вписанные в окружающий горный пейзаж. К ним ведет обрамленная скульптурами Дорога духов. Эти  массивные изваяния людей и животных представляют наибольший интерес. Вообще же храмовая скульптура того времени грубо подражала   древним образцам. С XV в. получили распространение погребальные портреты, отличавшиеся точностью в отображении индивидуальности.

Развитие производства требовало расширения рынков сбыта, но государство,  обладавшее монополией на внешнюю торговлю, либо не способно было к дальнейшему  расширению торговли, либо не было в этом заинтересовано. Маньчжурская династия Цин проводила политику самоизоляции, способствуя только развитию сельского хозяйства. На рубеже XVI—XVII вв. закрывались  ремесленные мастерские. Мыслители того времени осознавали, что источником зла являлась централизация власти в руках императора. Наряду с литературой на «высоком» книжном языке вэньянь появляются и произведения на разговорном бэйхуа. На основе устных театральных жанров в XVI—XVII вв. произошло второе рождение жанра городской повести. Но если в эпоху Сун авторами были люди простые, то теперь сюжеты обрабатывались талантливыми и образованными литераторами. Наиболее популярны собрания повестей Фэна Мэнлуна, изданные в 1621—1627 гг., и Лина Мэнчу. Повести сохранили черты фольклорно-сказового характера. Китайская средневековая литература чрезвычайно богата по содержанию. Большое влияние на китайскую литературу оказали религиозные идеи конфуцианства и даосизма, а позднее и буддизма, особенно чань-буддизма.

Говоря о культуре Китая нельзя обойти вниманием музыку. Китайская музыка — одна из древнейших в мире. Она насчитывает много местных вариантов. В ней  преобладает одноголосие. В основе ее 5-ти звуковая система (пентатоника), но встречаются образования, построенные на 7-ступенных ладах. Музыкальные инструменты: цисяньцинь, пипа, хуцинь или эрху, ди, шэн… Изучением китайской музыки занимались древние китайские философы, богословы, математики. Конфуций отводил в своем учении большое место музыке и занимался собиранием народных песен. В VIII в. в Китае была создана первая школа музыки и танца — «Консерватория грушевого сада». В XIV  в. складываются  северная и южная школы музыки,  причем для северной школы более характерна героическая тематика, а для южной — лирическая.

В XVII в. возникает опера. В эпоху монгольского владычества (Юань) возникает классическая катайская драматургия. У ее истоков, как и в других странах, фарс и другие ранние драматические формы; выступления в театре считались недостойными занятиями. Ведущими жанрами в драматургии были комедия и драма, хотя известно и несколько трагедий. Монологи и диалоги писались прозой, тексты песен (арий) — стихами.

Великая Китайская стена — одно из самых больших и искусных строительно-технических сооружений всех времен. ЕЕ строили примерно десять лет начиная с 220 года до н.э. при императоре Цинь Шихуанди. Некоторые участки оборонительной стены были построены еще до того в разных воевавших друг с другом маленьких царствах на севере. Цинь Шихуанди набрал целую армию крестьян, солдат, преступников и политических заключенных, чтобы обновить поврежденные места и соединить эти участки. Так возник сплошной крепостной вал, идущий через горы вдоль границы его империи. Стена была задумана как укрепление против набегов воинственных кочевников монголов с севера, а также, по всей вероятности, как доказательство власти и величия императора...

Изобразительное искусство Китая представляли тяжеловесные бронзовые сосуды, служившие для жертвенных  возлияний  духам. О том, какой важный смысл придавался изготовлению бронзовых изделий, свидетельствует виртуозное мастерство их литья. Огромные сосуды весом свыше 600 кг обрабатывались с такой же тщательностью, как и маленькие. Геометрический узор отличался графической точностью, разнообразием ритмических сочетаний. Предназначенные для привлечения к человеку добрых знамений, сосуды зачастую сами принимали форму зверей или птиц — оберегов. Кроме бронзовых сосудов  появились  круглые бронзовые зеркала, инкрустированные с оборотной стороны серебром и золотом, украшенные росписью музыкальные инструменты и мебель, яркая расписная лаковая утварь, предметы из резного дерева и камня. В гибких плетениях их узоров отразилось более многоплавное осмысление мироздания, воспринимаемого как стихия бесконечного космического движения и противоборства света и тьмы. В Х веке при императорском дворце была создана Академия живописи, где художники заняли почетные места.

Древнем  Китае  развивались  научные знания, прежде всего математики. С развитием математики были тесным образом связаны значительные достижения древних китайцев в области астрономии и календаря.

Значительное развитие получила в Древнем Китае медицина. Древне-китайские врачи еще в IV — III вв. до н.э. стали применять метод лечения, получивший в последствии широкое применение в традиционной китайской медицине — иглоукалывание, или акупунктура. Чрезвычайно интересны рукописи медицинских сочинений, найденные недавно в одном из  ханьских  погребений  начала ІІ в до н.э… Они включают трактат по диетологии, руководство по лечебной гимнастике, пособие по лечению методом прижиганий и, наконец, сборник различных рецептов. Последний содержит 280 предписаний, предназначенных для лечения 52 болезней (в том числе судорог, нервных растройств, лихорадки, грыжи, глистных заболеваний, женских и детских болезней и.т.д.). К ІІІ в относится применение знаменитым врачом Хуа То местной анестезии при полостных операциях.

За период от зарождения цивилизации и примерно до XII в. в Китае было сделано больше открытий и изобретений, чем в любой другой стране, а может быть, даже и больше, чем во всем остальном мире. К важнейшим открытиям Средневековья относятся (X — XIII вв.) изобретения пороха и компаса.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Активные методы обучения как средство повышения качества образовательного процесса в красноярском медицинском техникуме шарайкина Е. Ю., Лушникова Д. В., Корнева Н. М
Реферат История развития делопроизводства
Реферат Безопасность информационныхтехнологий
Реферат Концепция независимой жизни как философия и методология социальной работы Подходы к
Реферат Штурм Белого дома в Москве: история конфликта
Реферат Использование библейских сюжетов в проектной деятельности учащихся старших классов средней школы (на примере немецкого языка)
Реферат Адрес места нахождения организации
Реферат Международные товарные биржи: организационная структура и функции
Реферат @заголовок = Мировая экономика вступила в "ледниковый период"
Реферат Ломоносов и основание Академии художеств
Реферат Tom Garrison Character Analysis
Реферат Планирование в рыночной экономике
Реферат Генерал Врангель: "Умирали одиночные огни родного берега..."
Реферат Международная маркетинговая стратегия конкуренции на внешних рынках
Реферат Сотрудничество России со странами СНГ и мировыми экономическими организациями