рЕФЕРАТ
на тему: Теориястановления личности Э. Эриксона
Многие сторонники Фрейда пыталисьглубже изучить психоанализ, с целью выявления значения эго-процессов инаблюдения за их развитием. Наиболее ярким таким последователем был — ЭрикЭриксон, расширивший теорию психоанализа. Однако он изучал процесс взросленияребенка в более обширной среде социальных отношений. Он считал, что спецификастановления личности зависит от степени культурного и экономического развитияобщества, в котором находится ребенок, от того в какой исторический период онпопал.
Современный ребенок из Нью-Йорка,например, развивается абсолютно иначе, чем маленький индеец из резервации, гдевсе еще преобладают древние культурные обычаи, и время как будто стоит наместе. Моральные и духовные ценности данного общества передаются из поколения впоколение. Дети, относящиеся к социальным группам примерно одного уровнясоциально-экономического развития, получают различные черты личности и из-заразницы в культурных традициях, связанных с преобладающим родом занятий, ипринятых норм воспитания. К примеру, в разных индейских резервациях Э. Эриксонизучал два племени — Сиу, бывших охотников на бизонов, и Юрок — рыболовов исобирателей желудей.
В племени Сиу детей пеленаютнеплотно, продолжительное время кормят грудным молоком, не особенно следят зачистотой, да и в принципе почти не ограничивают свободу их действий. Детиравняются на исторический образ своего племени — одинокого, храброго охотника вбезграничных степях — и приобретают такие качества, как активность,решительность, отвага, доброта в отношении соплеменников и беспощадность поотношению к чужакам.
В племени Юрок, напротив, дети раноотнимают от груди, крепко пеленают, с ранних лет приучают к опрятности,сдержаны в общении с ними. С возрастом они становятся молчаливыми, мнительными,расчетливыми, склонными к накопительству. Само по себе развитие личностиопределяется ожиданиями общества от человека, идеалами и ценностями этоговремени, задачами, которые общество ставит перед ним на разных возрастныхэтапах.
Однако порядок этапов взросленияребенка подчиняется биологическому началу. Ребенок, развиваясь, в обязательномпорядке проходит ряд последовательных этапов, на каждом из которых он получаеткакое-либо качество (личностное новообразование), которое откладывается вструктуре личности и остается на всю оставшуюся жизнь. ИДЕНТИЧНОСТЬ — психосоциальная синонимичность — помогает личности воспринимать себя во всеммногообразии своих взаимоотношений с обществом и определяет ее набор ценностей,идеалы, жизненные стремления, потребности, социальные позиции ссоответствующими нормами поведения. Идентичность — условие психическогоздоровья: если ее нет, человек не найдет себя, свою роль в социуме, станет«потерянным». Идентичность закладывается вподростковом периоде и является чертой вполне зрелой личности. До этого этапаребенку нужно пройти через ряд идентификаций — отождествление себя сродителями, половая идентификация и т.д. Этот процесс определяется воспитаниемребенка, потому что с момента его появления на свет родители, а потом и болеераспространенное окружение приобщает его к своей социальной группе, показываютребенку свойственное ей мировоззрение. Определенные Эриксоном восемь возрастныхэтапов человека представляют его важнейшую лепту в теорию личности. Основнымэлементом данной теории служит положение о том, что человек во время жизнипроходит через несколько универсальных для всех стадий. Эти стадии есть результат расширения плана личности, которыепередаются на генетическом уровне и определенная стадия жизненного цикла приходитв свое время. Личность складывается за счет прохождения в своем развитии каждойстадии по порядку. Помимо этого, согласно Эриксону, каждой стадии сопутствуеткризис — переломный момент в жизни человека, появляющийся вследствие достижениянекоторого уровня психологической зрелости.
ВОСЕМЬ СТАДИЙ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГОРАЗВИТИЯ: (возраст, психосоциальный кризис)
o Младенчество (до1 года, базальное доверие — базальное недоверие)
o Раннее детство (1– 3, автономия — стыд и сомнение)
o Возраст игры (3-6инициативность – вина)
o Школьный возраст(6-12, трудолюбие – неполноценность)
o Юность (12-19эго-идентичность — ролевое смешение)
o Молодость (20-25достижение близости – изоляция)
o Зрелость (26-64продуктивность – инертность)
o Старость (65 — смерть целостность эго – отчаяние)
Мы рассмотрим первую часть егоразделения становления личности — до 17-20 лет. В это время происходитмедленное, постепенное развитие основного ядерного образования — идентичностиличности.
Личность эволюционирует за счетвключения в разные социальные группы (национальность, социальный класс,профессия и т.д.) и переживания своей незыблемой связи с ними. В каждойличностной черте, которая проявляется в определенном возрасте, скрыто глубинноемироощущение ребенка. Это ощущение может быть положительным, связанным спрогрессом развития личности, и отрицательным, вызывающим регресс в развитии. Ребенок вынужден выбрать одно из противоположных отношений — доверие или недоверие к окружающим, активность или бездействие, компетентностьили неполноценность и т.д. Когда ребенок определился и зафиксировал какую-либоособенность личности, например, положительную, противопоставленная сторонапо-прежнему скрыто существует и может выйти наружу гораздо позднее, когдазрелый человек столкнется со значительным жизненным затруднением. Порядокпроявления этих противоположных личностных новообразований показан в таблице,которая называется: психосоциальный становлениеличность культурный