Реферат по предмету "Психология"


Темперамент, его понятие и типы

Министерствообразования и науки российской федерации
Государственноеобразовательное учреждение
Высшегопрофессионального образования
«Стерлитамакскаягосударственная Педагогическая Академия им. Зайнаб Биишевой»
Институтпедагогики и психологии
Кафедрапедагогики и психологии
Контрольная работа
по методике преподавания психологии
на тему: «Темперамент, его понятие и типы»
Стерлитамак 2011

Лекционное занятие
Тема:Темперамент, его понятие и типы.
Тип занятия:лекционное.
Цель:дать общие понятия о темпераменте, изучить его психологические характеристики.
Задачи:
· развиватьумение систематизировать получаемые знания;
· воспитыватьвнимательность, прилежность;
· стимулироватьстудентов к самопознанию.
Оборудование: баннер –плакат со схематическим изображением типов темперамента (Приложение 1) на доску,схема с типами темпераментов.
Ход занятия:
— Здравствуйте! Темасегодняшней лекции «Темперамент, его понятия и типы». Мы разберем наэтом занятии общие понятия темперамента, его физиологическую основу, а так жерассмотрим психологические характеристики темпераментов.
Очень часто мы, в отношениикакого либо человека, употребляем такое понятие как темперамент для определениячеловеческой индивидуальности — того, что отличает данного человека от всехостальных, что делает его уникальным. Вместе с тем мы заранее предполагаем в этойуникальности черты, общие с другими людьми, иначе всякая классификация, да исамо употребление понятия, потеряла бы смысл. Какие же именно черты, стороны, качества,особенности человека отражает это понятие? Слово «темперамент»,употребляется нами постоянно и повсеместно, оно нужно и свою роль выполняет. В повседневномобщении в него вкладывается достаточно определенный смысл и с его помощьюдостигается взаимопонимание.
Темперамент — этоиндивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания егопсихических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм,продолжительность, интенсивность психических процессов, в частностиэмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведениячеловека — подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т. д.
Темперамент характеризуетдинамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов ит.д. Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент.
1. Общая активностьпсихической деятельности и поведения человека выражается в различной степени стремленияактивно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность,проявлять себя в разнообразной деятельности. Выражение общей активности уразличных людей различно.
Можно отметить двекрайности: с одной стороны, вялость, инертность, пассивность, а с другой — большая энергия, активность, страстность и стремительность в деятельности.Между этими двумя полюсами располагаются представители различных темпераментов.
2.Двигательная, илимоторная, активность показывает состояние активности двигательного иречедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости,интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности (или,наоборот, сдержанности), говорливости (или молчаливости).
3.Эмоциональнаяактивность выражается в эмоциональной впечатлительности (восприимчивость ичуткость к эмоциональным воздействиям), импульсивности, эмоциональнойподвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начала и прекращение их). Темпераментпроявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение.По внешним устойчивым признакам можно до известной степени судить о некоторыхсвойствах темперамента.
Психологическаяхарактеристика темпераментов
По мнению И.П. Павлова,темпераменты являются «основными чертами» индивидуальных особенностейчеловека. Их принято различать следующим образом: сангвинический, флегматичный,холерический и меланхолический.
Сангвиническийтемперамент.
Сангвиник быстро сходитсяс людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности надругой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстроосваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Его речьгромкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой и жестами.Но этот темперамент характеризуется некоторой двойственностью. Еслираздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений,у сангвиника создается состояние активного возбуждения и он проявляет себя какчеловек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны иоднообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения исангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость.
У сангвиника быстровозникают чувства радости, горя, привязанности и недоброжелательности, но все этипроявления его чувств неустойчивы, не отличаются длительностью и глубиной. Онибыстро возникают и могут так же быстро исчезнуть или даже замениться противоположными.Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение.
Флегматическийтемперамент.
Человек этого темпераментамедлителен, спокоен, нетороплив,
уравновешен. В деятельностипроявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатоедо конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувствафлегматика внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Причина этого — уравновешенностьи слабая подвижность нервных процессов. В отношениях с людьми флегматик всегдаровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствиечеловека флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиями явлениям жизни флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально. Учеловека флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие.Но у флегматика следует развивать недостающие ему качества — большую подвижность,активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость,инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях.Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное отношение ктруду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе.
Холерическийтемперамент.
Люди этого темпераментабыстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психическиепроцессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения надторможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности,порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительнаямимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерическоготемперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногдарезко меняется. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко связывается и вего деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая приэтом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности.Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстроистощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъеми воодушевление исчезают, настроение резко падает. В общении с людьми холерик допускаетрезкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не даетему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создаетконфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость,резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание вколлективе таких людей.
Меланхолическийтемперамент.
У меланхоликов медленнопротекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители;длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленнуюдеятельность, а затем и прекращение ее. В работе меланхолики обычно пассивны, частомало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана с сильным нервнымнапряжением). Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темпераментавозникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхоликилегко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все этипереживания у них выражаются слабо. Представители меланхолического темпераментасклонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с малознакомыми, новымилюдьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Всеновое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние. Но в привычной испокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно иработают очень продуктивно. У меланхоликов легко развивать и совершенствоватьсвойственную им глубину и устойчивость чувств, повышенную восприимчивость квнешним воздействиям.
Психологи установили,что слабость нервной системы не является отрицательным свойством. Сильнаянервная система более успешно справляется с одними жизненными задачами, аслабая — с другими. Слабая нервная система — нервная система высокой чувствительности,и в этом ее известное преимущество. Знание темперамента, знание особенностей прирожденнойорганизации нервной системы, оказывающей влияние на протекание психической деятельностичеловека, необходимо учителю в его учебной и воспитательной работе. Следуетпомнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно.Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераментечеловека соединяются черты разных темпераментов.
«Чистые»темпераменты встречаются относительно редко.
Мы изучили понятиетемперамента и его основные характеристики.
Спасибо за занятие.

Практическое занятие
Тема:Темперамент, его понятие и типы.
Тип занятия:практическое (семинарское)
Цель:научить студентов определять и учитывать индивидуальные особенности темпераментов.
Задачи:
· развиватьумение анализировать и классифицировать факты, делать обобщенные вывозы
· воспитыватьжелание применять теоретические знания на практике.
Оборудование:Текст методики по одной на каждого студента в группе, рисунки для определениятипов темперамента, бланки с заданиями для самостоятельной работы.
Ход занятия:
1. Актуализацияопорных знаний студентов.
Показываютсяиллюстрации к типам темперамента (Приложение 1). Студенты определяют типтемперамента и дают краткую характеристику. Иллюстрация вывешивается на доску ис помощью прилагательных (определений) под ними в таблицу записываютсяхарактеристики темперамента.сангвиник холерик меланхолик флегматик Общительный Вспыльчивый Угрюмый Пассивный Открытый Неспокойный Тревожный Осторожный Разговорчивый Агрессивный Пессимистичный Рассудительный Доступный Импульсивный Замкнутый Мирный Беспечный Активный Тихий Сдержанный Живой Оптимистичный Робкий Надежный Беззаботный Переменчивый Ранимый Ровный лидирующий     Спокойный

Итак, мывспомнили характеристику типов темперамента.
2. Мотивация учениястудентов
Вам предложен текст (Приложение2) методики по определению типа темперамента Вам необходимо:
а) выбратьвысказывания, которые характеризуют ваши особенности и обвести эти порядковыеномера кружочком;
б) почему высказыванияразделены на 4 блока?
Определите, о какомтипе темперамента идет речь в каждом блоке, и название запишите внизу подкаждым блоком.
– проверяем ....
в) Посчитайте, сколькокружочков у вас в каждом блоке отдельно и результат по каждому блоку запишитерядом с названием типа темперамента. Наибольший результат по одному, двумблокам характеризует ваш тип темперамента.
– Поднимите руку:
· Холерики
· Сангвиники
· Меланхолики
· Флегматики
Итак, в вашей группе преобладаютстуденты __________ темперамента.
3. Самостоятельнаяработа в группах.
Студенты делятся намикро группы.
Каждой группенеобходимо составить рекомендацию по учету индивидуальных особенностейпроизвольно выбранного типа темперамента, согласно его характеристикам.
– Выполняем.
– Проверка: каждаягруппа зачитывает рекомендации, объясняет.
Задание для остальныхстудентов: слушать, проверять, быть готовым дополнить,исправить.
Такимобразом, мы узнали, как можно опираться и учитывать сильные и слабые сторонытипа темперамента.
4. Подведение итоговурока
Оценка работы группы изнаний отдельных студентов.
5. Домашнее задание
1. Выбрать испытуемогои провести диагностику типа его нервной системы.
2. Проанализироватьрезультаты диагностики и написать рекомендации на основе полученных знаний.
Спасибо за занятие.

Сравнительный анализсеминарского и практического занятий
Составив и рассмотревдва плана занятий, считаю, что у лекционного занятия преимущества больше вплане охвата учебного материала. За тот же промежуток времени можно изучитьбольшее количество теоретического материала, но во время семинарского занятия,по-моему, происходит более углубленное усвоение знаний, апробируются методикиприменения знаний на практике, что тоже является не маловажным аспектом в процессахобучения. Во время лекционного занятия сложнее проверить понимание материаластудентами, а так же, на сколько усвоились знания, полученные от лектора, этоговозможно достичь во время практического занятия.
Таким образом, делаювывод, что у практического занятия преимуществ больше, чем у лекционного.Конечно, сам процесс лекции полностью зависит от мастерства лектора, от егоораторских способностей, а так же от слушателей, ведь если лекция насыщенаисключительно научными терминами, а среди слушателей будут находиться студентыдалекие от научных понятий выдаваемых лектором, лекция станет скучной инеинтересной, что понизит уровень понимания и усвоения материала. В такомслучае спасательным кругом может выступить практическое занятие, где болееуглубленно и возможно в игровой форме будет повторяться данный материал. Практическоезанятие уступает лекционному по количеству теоретического материала, затопоявляется возможность применения на практике полученных знаний. Появляетсявозможность опросить студентов индивидуально, т.е. проверить их пониманиематериала.
Из всего вышесказанного, считаю, что лучше проводить сначала лекционное занятие, а потомпрактическое. Оба занятия тесно взаимосвязаны, очень сложно проводить занятияавтономно, лучше в паре, за счет этого можно достаточно эффективно повыситьуровень знаний у студентов.

Список литературы
1. ВыготскийЛ.С.Психология. – М., 2000., – 1008 с.
2. КовалевА. Г. Психология личности, изд. 3. М., «Просвещение», 1970.
3. КрутецкийВ.А.Психология. – М., 1986. – 336 с.
4. КулагинаИ.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М., 2002, –464 с.
5. НемовР.С.Психология, В 3 кн. – М.: 2002, 688 с.
6. ПидкасистыйП.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. – М., 1999,212 с.
7. Психологияразвития. Под редакцией Т.Д. Марцинковской. – М, 2001, 352 с.
8.  Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность, изд. М., «Наука», 1984.

Приложение 1
/>
/>
/>

Приложение 2
Определение своеготемперамента
Итак, если вы:
1. не усидчивы,суетливы;
2. не выдержаны,вспыльчивы;
3. нетерпеливы;
4. резки и прямолинейныв отношениях с людьми, 5. решительны и инициативны,
6. упрямы:
7. находчивы в споре;
8. работаете рывками;
9. склонны к риску;
10. незлопамятны инеобидчивы;
11. обладаете быстрой,страстной со сбивчивыми интонациями речью;
12. неуравновешенны исклонны к горячности;
13. агрессивныйзабияка,
14. нетерпимы кнедостаткам;
15. обладаетевыразительной мимикой;
16. способны быстродействовать и решать;
17. неустанностремитесь к новому;
18. обладаете резкими ипорывистыми движениями;
19. настойчивы вдостижении поставленной цели;
20. склонны к резким;сменам настроения,
то вы чистый….
Если вы:
1. веселы ижизнерадостны;
2. энергичны иделовиты;
3. часто не доводитеначатое дело до конца,
4. склонныпереоценивать себя,
5. способны быстросхватывать новое; 6. неустойчивы в интересах и склонностях;
7. легко переживаетенеудачи и неприятности;
8. легкоприспосабливаетесь к разным обстоятельствам;
9. с увлечениемберетесь за любое дело;
10. быстро остываете,если дело перестает вас интересовать;
11. быстро включаетесьв новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую;
12. тяготитесьоднообразием, будничной, кропотливой работой;
13. общительны иотзывчивы, не чувствуете скованности с новыми для вас людьми;
14. выносливы иработоспособны;
15. обладаете громкой,быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительноймимикой;
16. сохраняетесамообладание в неожиданной, сложной обстановке;
17. обладаете всегдабодрым настроением;
18. быстро засыпаете ипробуждаетесь;
19. несобранны,проявляете поспешность в решениях;
20. склонны иногдаскользить по поверхности, отвлекаться, то вы, конечно, чистый….
Если вы:
1. спокойны ихладнокровны;
2. последовательны иобстоятельны в делах;
3. осторожны ирассудительны;
4. умеете ждать;
5. молчаливы и нелюбите попусту болтать;
6. обладаете спокойной,размеренной речью, с остановками без резко выраженных эмоций;
7, сдержанны итерпеливы;
8. доводите начатоедело до конца;
9. не растрачиваетепопусту сил;
10. строгопридерживаетесь выработанного распорядка жизни, системы в работе;
11. легко сдерживаетепорывы;
12, мало восприимчивы кодобрению и порицанию;
13. незлобивы,проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес;
14. постоянны в своихотношениях и интересах;
15. медленновключаетесь в работу и переключаетесь с одного дела на другое;
16. ровны в отношенияхсо всеми;
17. любите аккуратностьи порядок во всем;
18. с трудомприспосабливаетесь к новой обстановке;
19. обладаетевыдержкой;
20. чувствуетескованность в общении с новыми людьми,
то вы, вне сомнения,чистый…..
Если вы:
1. стеснительны и застенчивы;
2. теряетесь в новойобстановке;
3. затрудняетесьустановить контакт с незнакомыми людьми;
4.не верите в своисилы,
5. легко переноситеодиночество,
6. склонны ходить всебя;
7. чувствуетеподавленность и растерянность при неудачах;
8. быстро утомляетесь;
9. обладаете слабой,тихой речью;
10. невольноприспосабливаетесь к характеру собеседника;
11, впечатлительны дослезливости;
12. чрезвычайновосприимчивы к одобрению и порицанию;
13. предъявляетевысокие требования к себе и к окружающим;
14. склонны кподозрительности, мнительности;
15. болезненночувствительны и легко ранимы;
16. скрытны инеобщительны 17 чрезмерно обидчивы;
18. малоактивны иробки.
19, безропотно покорны;
20. стремитесь вызватьсочувствие и помощь у окружающих,
то вы, конечно, чистый…..


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.