Реферат по предмету "Психология"


Творческая личность и информация

СОДЕРЖАНИЕ
Введение… 2
1. Понятие и структура творчества… 3
2. Особенности работы творческой личности с информацией… 7
Заключение… 14
Список литературы… 15

ВВЕДЕНИЕ
Проблема творчества стала в наши дни настолькоактуальной, что по праву считается «проблемой века». Творчество далеко не новыйпредмет исследования. Оно всегда интересовало мыслителей всех эпох и вызывалостремление создать «теорию творчества».
З.Фрейд считал творческую активность результатомсублимации (смещения) полового влечения на другую сферу деятельности: втворческом продукте опредмечивается в социальноприемлемой форме сексуальнаяфантазия.
А.Адлер считал творчество способом компенсации комплексанедостаточности (неправильный перевод — неполноценности). Наибольшее вниманиефеномену творчества уделил К. Юнг, видевший в нем проявление архетиповколлективного бессознательного.
Р.Ассаджиоли (отчасти вслед за А. Адлером) считалтворчество процессом восхождения личности к «идеальному Я», способом еесамораскрытия.
Психологи гуманистического направления (Г. Олпорт и А.Маслоу) считали, что первоначальный источник творчества — мотивация личностногороста, не подчиняющаяся гомеостатическому принципу удовольствия; по Маслоу — это потребность в самоактуализации, полной и свободной реализации своихспособностей и жизненных возможностей.
Ситуация научно-технической революции начала ХХI векасоздала условия, открывающие новый этап развития исследований творчества.
Актуальность изучения психологии творчества возникла всвязи с потребностью оптимизации и интенсификации принципов организации научнойдеятельности и управления ею.

1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ТВОРЧЕСТВА
Творчество определяется как деятельность человека,создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие новизной иобщественной значимостью, то есть в результате творчества создается что-то новое,до этого еще не существующее.
Понятию «творчество» также можно дать и более широкоеопределение.
Философы определяют творчество, как необходимое условиеразвития материи, образование ее новых форм, вместе с возникновением которыхменяются и сами формы творчества.
Творчество — это процесс создания субъективно нового,основанный на способности порождать оригинальные идеи и использоватьнестандартные способы деятельности.
По сути дела, творчество — это «способность создаватьлюбую принципиально новую возможность».
В том числе отличительным признаком интеллектуальноготворчества является усовершенствование способов решения уже известных проблем.В исследовании А. Г. Виноградова было показано, что способность отыскивать(открывать) способы собственной деятельности в разных типах проблемных ситуацийявляется следствием организации индивидуального понятийного знания, котороеможет выступать в качестве одного из источников индивидуальных различий вспособности к процедурному творчеству.
Важную роль в интеллектуальном творчестве играетвозможность трансформировать интуитивные, выраженные в необычном, частодостаточно смутном виде субъективные представления в пригодные длячеловеческого общения формы (словесно-речевые, категориальные,коммуникативные)./>[1]
Понятие природы творчества связано с вопросом о критерияхтворческой деятельности. Творчество может быть рассмотрено в различныхаспектах: продукт творчества — это то, что создано; процесс творчества — каксоздано; процесс подготовки к творчеству — как развивать творчество.
Продукты творчества — это не только материальные продукты- здания, машины и т.д., но и новые мысли, идеи, решения, которые могут и ненейти сразу же материального воплощения. Другими словами, творчество- этосоздание нового в разных планах и масштабах.
При характеристике сущности творчества важно учитыватьразнообразные факторы, признаки, свойственные процессу создания.
Творчество имеет признаки технические, экономические(снижение себестоимости, повышение рентабельности), социальные (обеспечениеусловий труда), психолого-педагогические — развитие в творческом процессепсихических, нравственных качеств, эстетических чувств, интеллектуальных способностейчеловека, приобретение знаний и др.
С точки зрения психологии и педагогики особенно ценнымявляется сам процесс творческой работы, изучение процесса подготовки ктворчеству, выявление форм, методов и средств развития творчества.
Творчество является целеустремленным, упорным,напряженным трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальныхспособностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности.
Творчество характеризуется как высшая форма деятельностиличности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальныхспособностей. Творчество является основой человеческой жизни, источником всехматериальных и духовных благ.
Общие проблемы исследования механизмов творчества можносформулировать следующим образом:
1. Анализ творчества, как конкретного явления с цельювыявления в нем специфических сторон и указания на общий характерсоответствующих им закономерностей.
2. Синтез итогов специальных исследований каждой из выделенныхсторон с целью создания возможностей рационального управления ходом конкретнойтворческой деятельности, расчетом творческого потенциала.
В общей структуре творческой деятельности,рассматриваемой, как системе, можно выделить несколько основных подсистем.
Это — процесс творческой деятельности, продукт творческойдеятельности, личность творца, среда и условия, в которых протекает творчество.В свою очередь в каждой из названных подсистем можно выделить их составляющие.
Процесс деятельности может иметь такие основныесоставляющие, как формирование замысла и его реализация.
Личность творца характеризуется способностями ума,темпераментом, возрастом, характером и т.д.
Среда и условия представляют собой физическое окружение,коллектив, стимуляторы и барьеры в творческой деятельности и т.д.
Творчество издавна делят на научное и художественное.
Построение общей теории творчества, то есть переход от эмпирическихк более фундаментальным исследованиям этого сложного феномена привел к тому,что все настойчивые стали искать общие черты, присущие как научному, так и художественномутворчеству.
Составления многих схем позволяют заключить, чтотворческий акт и обычное решение проблем имеют одинаковую психологическуюструктуру, которая выражается в виде этапов, включающих в себя цепьмыслительных задач.
Процесс творческой деятельности можно разбить на этапнахождения принципа решения и этап применения решения.
Причем считается, что наиболее выраженным предметомпсихологического исследования являются события первого этапа, так как научноетворчество нельзя свести к логическим операциям «применение решения».
Более подробно можно выделить следующие этапы творческойдеятельности:
1. Накопление знаний и навыков, необходимых для четкогоизложения и формирования задачи, возникновение проблемы (постановка задач).
2. Сосредоточения усилия и поиски дополнительнойинформации, подготовка к решению задачи.
3. Уход от проблемы, переключение на другие занятия(период инкубации).
4. Озарение или инсайт (гениальная идея и простая догадкаскромных масштабов — то есть логический разрыв, скачок в мышлении, получениярезультата, не вытекающего однозначно из посылок)
5. Проверка и доработка замысла, его воплощение.
Можно выделить также и основные звенья творческогопроцесса:
— звено столкновения с новым;
— звено творческой неопределенности;
— звено скрытой работы;
— звено эврика;
— звено развития решения;
— звено критики;
— звено подтверждения и воплощения.
Представленные этапы можно назвать и по-другому, да исамо число этапов можно увеличить или уменьшить, но в принципе творческийпроцесс характеризуется именно такой структурой./>[2]
Творчеству должны быть присущи адекватность, то естьрешение должно быть действительно решением, новизна и оригинальность, доработанность.
Решением считается не просто хорошая идея, а непременноосуществленная идея, изящество и простата.
Творчество — несплошное и непрерывное движение. В немчередуются подъемы, застои, спады. Высшей точкой творчества, его кульминациейявляется вдохновение, для которого характерен особый эмоциональный подъем,ясность и отчетливость мысли, отсутствие субъективного переживания, напряжения.
Творческие решения меняют существенные методы, режетрадиции, еще реже основные принципы и совсем редко — взгляд людей на мир.
2. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ С ИНФОРМАЦИЕЙ
Культурный уровень современного человека определяется егоинформационной культурой. А информационная культура личности, как культуравообще, отражает активную творческую деятельность человека и, следовательно,развитие самого человека, как субъекта этой деятельности. Так как речь идет окультуре информационной, значит деятельность человека связана с информацией. Тоесть, информационная культура предполагает не только определенные знания, но иопределенное приложение этих знаний для чего-либо, в связи с чем-либо, исовершенствование их в процессе той или иной деятельности, в том числедеятельности, связанной с информацией. Причем само приложение исовершенствование знаний значимо лишь в творчестве, реализованном в любой сфережизнедеятельности человека. А потому мотивы творчества, мотивы этойдеятельности человека являются естественной психологической компонентой такойхарактеристики личности, как ее информационная культура.[3]
Творчество есть прерогатива свободной, способной ксаморазвитию личности, есть способ «личностного» существования в противоположностьобезличенному действованию, которое в своем предельно «очищенном» виде убиваетличность. Не существует обезличенной деятельности, это абстракция. В условияхжизни личностное и деятельностное начала взаимно обогащают друг друга, и могутразвиваться только друг через друга.
Вопрос о внешнем проявлении творческого начала личностифактически представляет собой вопрос об одной из сторон внешнего проявлениякреативности мышления личности. Думается, что интеллектуальная активность иесть одно из проявлений творческого начала в деятельности личности. Длявозникновения и реализации творческой деятельности необходимо формироватьспособность к такой деятельности, что в свою очередь предполагает воспитаниекреативного стиля мышления, наличие которого отличает информационно-культурногочеловека.
Благодаря быстрому развитию компьютерных технологий людиимеют доступ к самой разнообразной информации в любой точке планеты,обмениваются информацией, общаются в режиме реального времени. Для свободнойориентации в информационных потоках современный специалист любого профилядолжен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощьюкомпьютеров, телекоммуникаций и других средств связи. Но для этого необходимознать правила навигации по огромному количеству доступной информации и обладатьопределенной информационной культурой.
Информационная культура — это новый тип общения, дающийвозможность свободного выхода личности в информационное бытие; свобода выхода идоступ к информационному бытию на всех уровнях от глобального до локального,поскольку внутринациональный, внутригосударственный тип информационного бытиятак же несостоятелен, как и национальная наука; новый тип мышления,формирующийся в результате освобождения человека от рутинной информационно-интеллектуальнойработы, среди черт, определяющих его, уже сегодня ярко проявляется ориентацияпоследнего на саморазвитие и самообучение.
В понятии «информационная культура» ведущим являетсяслово «культура», именно оно заключает в себе наибольшую смысловую нагрузку.Исследования виднейших отечественных культурологов позволяют определитькультуру как сложное понятие, означающее результат, процесс, способ, отношение,норму, систему деятельности, единственным субъектом и преимущественным объектомкоторой является человек.
Информационная культура – это[4]:
· новый тип общения, дающий возможность свободного выходаличности в информационное бытие;
· свобода выхода и доступ к информационному бытию на всехуровнях от глобального до локального, поскольку внутринациональный,внутригосударственный тип информационного бытия так же несостоятелен, как инациональная наука;
· новый тип мышления, формирующийся в результатеосвобождения человека от рутинной информационно-интеллектуальной работы, средычерт, определяющих его, уже сегодня ярко проявляется ориентация последнего насаморазвитие и самообучение.
Информационная культура творческой личности [Каракозов С.Д.] представляет собой составную часть базисной культуры личности как системнойхарактеристики человека, которая позволяет ему эффективно участвовать во всехвидах работы с информацией: получении, накоплении, кодировании и переработке,создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическомиспользовании.
Информационная культура включает грамотность икомпетентность в понимания природы информационных процессов и отношений;гуманистически ориентированную информационную ценностно-смысловую сферу(стремления, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации); развитуюинформационную рефлексию, а также творчество в информационном поведении исоциально-информационной активности.
Один из важнейших элементов информационной культурычеловека — знание информационных ресурсов. В нашей стране многие организациизанимаются сбором, обработкой, хранением и распределением информации:библиотеки, статистические центры, информационные службы, СМИ.[5]
Впервые понятие «информационная грамотность» было введенов 1977 году в США и использовано в национальной программе реформы высшегообразования. Ассоциация Американских библиотек информационно грамотнымчеловеком назвала личность, способную выявить, разместить, оценить информацию инаиболее эффективно ее использовать.
Академик А. П. Ершов понимает под компьютернойграмотностью «владение навыками решения задач с помощью ЭВМ, умение планироватьдействия и предвидеть их последствия, понимание основных идей информатики,представление о роли информационных технологий в жизни общества».[6]
Информационная компетентность творческой личности — этоособый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющий приниматьэффективные решения в соответствующей области деятельности. Компетентность –составляющая не только профессиональной культуры, она также может быть общей,допрофессиональной. Отличие профессиональной информационной компетентности отобщей состоит в круге решаемых задач, проблем, а также уровне их решения.
В работе Моляко В.А.[7]приводится следующее определение информационной компетентности. Это:
· мотивация, потребность и интерес к получению знаний,умений и навыков в области технических, программных средств и информации;
· совокупность общественных, естественных и техническихзнаний, отражающих систему современного информационного общества;
· знания, составляющие информативную основу поисковойпознавательной деятельности;
· способы и действия, определяющие операционную основупоисковой познавательной деятельности;
· опыт поисковой деятельности в сфере программногообеспечения и технических ресурсов;
· опыт отношений «человек — компьютер».
Понятие информационной культуры характеризует одну изграней культуры, связанную с информационным аспектом жизни людей.Информационная культура предполагает, что человек использует информационныетехнологии при решении задач, которые ставит для достижения цели своейдеятельности.
При рассмотрении сущности информационной культурынеобходимо учитывать представления исследователей об информационных процессах внауке. Так при рассмотрении психолого-педагогической науки в информационнойпарадигме как системе сбора, переработки и хранения информации, все большеезначение приобретают информационные модели:
· совокупность сигналов, несущих информацию об объектеуправления и внешней среде, организованная по определенным правилам и имеющаязначение для принятия решений;
· схема потоков информации, обращающейся в процессеуправления объектом (чаще всего, в форме графов, схем, планов с включениемпрямых и обратных информационных связей);
· система упорядоченных по особым правилам сигналов,генерируемых средствами переноса и отображения информации и несущих информациюоб объекте управления, контроля, исследования внешней среды в самой системеуправления;
· совокупность понятий и их семантических связей винформационном поле, если само понятие – информационная модель объекта,процесса, явления или системы на естественном языке.
Основы информационной культуры творческой личностивключают и самостоятельную работу с информацией. Так работа с источникамиинформации предполагает;
· поиск необходимой информации (ориентация винформационных потоках и коммуникациях, умение пользоваться справочнымаппаратом электронных библиотек, проведение первичного и вторичного отбораинформации и т.д.);
· знание основ библиографии в электронных библиотеках(умение пользоваться источниками библиографической информации – каталогами,картотеками, знание системы научно-вспомогательной и рекомендательной,отраслевой и межотраслевой, текущей, ретроспективной и перспективной библиографии:навыки библиографического описания документов, составления библиографическихсписков и т.д.);
· умение работать с источником информации (владениеразличными методиками чтения, а также методиками конспектного, тезисного,реферативного изложения материала и т.д.);
· работа с различными видами и типами литературы(справочной, учебной, методической, научной, научно-популярной, художественной,книгами, периодикой);
· использование технических средств (в частности,компьютеров) в учебных, научных и практических целях.
В содержание информационной культуры входит:
· анализ и синтез полученной информации;
· умение выделять главное из множества второстепенного;
· переработка (осмысление) информации;
· запоминание информационных единиц;
· дальнейшее восстановление в памяти;
· превращение полученной информации в собственное знание;
· процесс создания новой информации и нового знания(эвристика) и т.д.
Формирование информационной культуры творческой личностиимеет свои особенности:
· инициативность, умение самому находить решение своихпроблем;
· интеллектуальная, технологическая, экономическая,экологическая, нравственная, политическая, социально-психологическая,организованное чтение, организаторские качества;
· умение самостоятельного анализа информационной ситуации;
· ориентация в информационном потоке, умение организацииоптимального хранения и использования документов;
Информационная культура вбирает в себя знания из технаук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному видудеятельности (кибернетика, информатика, теория информации, математика, теорияпроектирования баз данных и ряд других дисциплин).
Неотъемлемой частью информационной культуры являетсязнание новой информационной технологии и умение ее применять как дляавтоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующихнетрадиционного творческого подхода. Следовательно, информационная культура –это новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности винформационное бытие; свобода выхода и доступ к информационному бытию на всехуровнях от глобального до локального, поскольку внутринациональный,внутригосударственный тип информационного бытия так же несостоятелен, как инациональная наука; новый тип мышления, формирующийся в результате освобождениячеловека от рутинной информационно-интеллектуальной работы, среди черт,определяющих его, уже сегодня ярко проявляется ориентация последнего насаморазвитие и самообучение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Творческие возможности человека неограниченны инеисчерпаемы, а творческая деятельность является одним из главных определенийчеловеческой сущности. Именно способность к творческой деятельности характеризуетчеловека, подчеркивает превосходство и своеобразие его психики. Человек создалнастолько сложные и совершенные машины, что стали поговаривать о возможностипостроения машины, которая могла бы превзойти самого человека, котораяоказалась бы в состоянии мыслить и творить. Но творить, создавать новое машинане в состоянии. Способность к творчеству присуща только человеку.
Творческими личностями не рождаются, а становятся.Креативная способность, которая во многом носит врожденный характер, выступаеткак ядро творческой личности, но последняя – продукт социального, культурногоразвития, влияния социальной среды и творческого климата. Вот почемусовременная практика тестирования креативной способности как таковой не можетудовлетворить социальный заказ, возникший с началом постиндустриальной фазы вразвитии общества, на выявление творческих личностей. Творческая личностьхарактеризуется не просто высоким уровнем креативной способности, но особойжизненной позицией человека, его отношением к миру, к смыслу осуществляемойдеятельности. Важное значение имеет духовное богатство внутреннего мираличности, ее постоянная направленность на творческое действие во внешнем мире.Проблема творческой личности – это не только проблема психологическая, но ипроблема гуманитарная и социокультурная.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. О психологических методах изучения творчества.-М.: Наука, 1971.
2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер Ком, 1999.
3. Моляко В.А. Психология творческой деятельности. — М. Высшая школа, 1998.
4. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы, исследования. – Томск:Изд-во Томск. ун-та. Москва: Изд-во «Барс», 1997.
5. Михайловский В. Н. Формирование научной картины мира и информатизация. –СПб.: Питер, 2004.
6. Медведева Е. А. Основы информационной культуры // Социс, 2002. — № 11.
7. Ершов А. П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся кинформационной культуре общества. – М.: ИНФРА-М, 2000.
8. Овчинникова К.Р. Информационно-компьютерная культура в контекстеготовности личности к самообразованию. Материалы научной конференции. – М.:МГУ, 2004.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.