Содержание
Введение… 3
1. Характеристикакреативности, как личностной способности к творчеству 5
1.1 Понятие креативности… 5
1.2 Креативность итворческая фантазия… 7
2. Основные концепции исследования креативности… 12
2.1 Общая характеристикаисследований… 12
2.2 Концепциякреативности как универсальной познавательной творческой способности… 13
2.3 Креативность спозиции своеобразия личностных особенностей креативов 17
3. Проблемы развития креативности как личностнойспособности к творчеству 20
3.1 Понятие творческойкомпетенции… 20
3.2 Анализ основныхпроблем развития креативности… 23
Заключение… 26
Список литературы… 28
Введение
Внутренняясущность человека, со всеми её изгибами и неожиданностями, до сих пор остаётсясамой неразгаданной загадкой, поэтому раскрыть глубины этой тайны — сложнейшаязадача. Даже если только чуть-чуть удастся приоткрыть дверь в необъятныеглубины человеческой сущности, то это будет значить выйти на дорогу, на дорогупонимания процесса становления человека, его исторического предназначения, егопредыстории, и соответственно его будущего.
Как внастоящем, так и в прошлых столетиях творческая активность человека несёт всебе не просто его личностное развитие, но и прогресс, создаёт культуру всегочеловечества в целом. Термин «творчество» указывает, и на деятельность личности,и на созданные ею ценности, которые из фактов ее персональной судьбы становятсяфактами культуры. Творчество— это, прежде всего отображение сущности человека, его отношения к окружающемумиру, его желания, мечты, чувства, которые и двигают человечество вперёд нисмотря, ни на что. В основе творчества лежит открытость к возможностям мира.Творчески направленная личность более открыта для получения внешней информации,она переживает проблемы мира, как свои, её энергия не терпит смирения, ищетвыход, пути решения.
Креативность —это способность к творчеству, способность порождать необычные вещи,придумывать, находить, видеть мир как-то по особенному. Это творчество, котороеполезно и на работе, и в жизни. Креативный человек — это выдумщик. Это тот, ктопридумывает и фантазирует, делая жизнь ярче, интереснее, превращая всё вочто-то новое, неповторимое.
Сейчас какраз то время, когда общество осознало это, и стремится развивать в человекетворческую нить. И ведь не зря современные руководители, работодатели, педагогинезависимо от рода деятельности,
Требуют от своихколлег, сотрудников, учеников творческого подхода, находчивости,разносторонности, оригинального новаторства, иными словами креативности. И незря именно сейчас на наших глазах идёт не просто развитие прогресса, а егостремительный бег. Только и успеваешь следить, как на страницах газет мелькаютзаголовки «новое изобретение», «решение проблемы найдено», «новейшие модели…» ит. п.
Актуальностькреативности в наше время очевидна, она повсюду: и в анкете по трудоустройству,и в реализации ваших планов, и в карьерном росте, и в творческойсамореализации, и в культуре цивилизации, и в неумолимом беге прогресса.… Такчто, я думаю, стоит потратить некоторое время на изучение этого, иностранногопроисхождения, слова, и если я вас убедила, то прошу пройтись со мной вместедалее по страницам курсовой работы.
Осмыслениемтемы «Креативность как личностная способность к творчеству», и конечно другимитемами по психологии занимались многие исследователи, как отечественные (тоесть Российского и Советского гражданства), так и заграничные (то естьиностранцы). Вот список тех из них, которые больше всего мне приглянулись: С.Л. Рубинштейн, А. Маслоу, Б. М. Теплов, Д.Б. Богоявленская, В.Ф. Вишнякова, Р. Мэй.
Целью даннойработы является: изучение креативности, как личностной способности ктворчеству.
В процессе приближенияк цели встали следующие задачи:
1. Охарактеризоватьпонятие креативности, как личностная способность к творчеству.
2. Рассмотретьосновные концепции исследования креативности.
3. Проанализироватьпроблемы развития креативности как личностной способности к творчеству.
Практическая значимостькурсовой работы заключается в том, что её материалы могут быть использованы впсихологической и педагогической деятельности, в социально-культурной деятельностипри организации мероприятий, разработке сценариев, экранизациинаучно-популярных фильмов и т.д.
1. Характеристика креативности, как личностной способности ктворчеству
1.1 Понятие креативности
«Креативность» (от английского слова«creativity») — уровень творческой одаренности, способности к творчеству,составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Креативность —это способность творить, создавать, привносить что-то новое в этот мир. Впоследние годы этот термин получил в отечественной психологии широкоераспространение. И для того, чтобы как можно лучше в нём разобраться следуетдать понятия и ещё нескольким терминам:
«Личность»— эточеловек, как носитель каких-либо свойств. Личность — результат процесса воспитанияи самовоспитания. « Личностью не рождаются, а становятся», — писал А.Н.Леонтьев. Личность — это человек,осознающий свою уникальность, неповторимость, индивидуальность(индивидуальность — особенности характера и психического склада, отличающиеодного индивидуума (индивидуум — отдельный живой организм, особь) от другого). Личность— это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой итонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черти особенностей человека, определяющие повседневное поведение.
«Способности» — в толковом словаре В.Даля «способный» определяется как годный к чему-либо или склонный, ловкий,пригодный, удобный; в толковом словаре С. Ожегова «способность» это природнаяодарённость, талантливость. Однако считать способности врожденными, данными отприроды является ошибкой — врожденными могут быть лишь анатомо-физиологическиеособенности, т. е. задатки, которые лежат в основе развития способностей.Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе жизнедеятельностичеловека, вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек,какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым кинорежиссёром,актёром, журналистом, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорносоответствующей деятельностью. На основе одних и тех же задатков могутразвиваться неодинаковые способности, в зависимости от характера деятельности,от условий жизни, окружающих людей и многих других факторов и нюансов отдельнойличности. Способности — это индивидуально-психологические особенности личности.
«Творчество»— процесссоздания новых по замыслу культурных и материальных ценностей.
«Творческаяличность» —это личность с определенным набором нравственных, эмоциональных и волевыхкачеств, а также задатков, способностей и талантов. Существуют две основныеточки зрения на творческую личность:
1. «Креативность»(творческая способность) свойственна каждому нормальному человеку. Она так женеотъемлема от человека, как способность мыслить, говорить и чувствовать. Приэтом ценность результата творческой деятельности не имеет особенного значения,главное, чтобы результат был новым и значимым для самого «творца».Самостоятельное, оригинальное решение школьником задачи, имеющей ответ, будеттворческим актом, а самого его следует оценивать как творческую личность.
2. Согласновторой точке зрения, не всякого человека следует считать творческой личностью.Так как, определяющим фактором творческого акта является ценность новогорезультата, он должен быть общезначим, являться непременно культурной,технологической или какой-либо другой ценностью для человечества в целом.
Как видите,общего мнения нет, поэтому решать для себя кто действительно являетсятворческой личностью, вам придётся самим.
Ну вот, всёещё больше запуталось, давайте обобщим. Итак, в настоящее время многиеисследователи креативности приходят к противоречивым выводам. Поэтому Ф.Баррон и Д. Харрингтон, подводя итоги исследований в этой области, сделалиследующие обобщения того, что известно о креативности:
«Креативность— это способность реагировать на необходимость новых подходов и новыхпродуктов. Создание нового творческого продукта во многом зависит от личности творцаи силы его внутренней мотивации.
Специфическимисвойствами креативного процесса, продукта и личности являются ихоригинальность, состоятельность, валидность, адекватность задаче. Креативныепродукты могут быть очень различны по природе: новое решение проблемы вматематике, открытие химического процесса, создание музыки, картины или поэмы,новой философской или религиозной системы, инновация в юриспруденции, свежеерешение социальных проблем и др.»
На основеэтого обобщения возникает ещё вопрос (во всяком случае, у меня): «А в чем жевсё-таки заключается сама креативная способность, суть этого процесса?»(смотрите ниже).
1.2 Креативность и творческая фантазия
Различныеисследования и тестирования подводят к выводу, что психологическую основу креативнойспособности составляет творческая фантазия, понимаемая как синтез воображения иэмпатии (перевоплощения). Потребность в творчестве как важнейшая чертатворческой личности есть не что иное, как постоянная и сильная потребность втворческой фантазии. К.Паустовский писал: «…будьте милостивы к воображению. Неизбегайте его. Не преследуйте, не одергивайте и, прежде всего не стесняйтесьего, как бедного родственника. Это тот нищий, что прячет несметные сокровищаГолконды». Процесс творческого (а, по моему мнению, всякое таким является, дажеэротическое) фантазирования сводится к уходу от реальной действительности ксвоему воображаемому «Я» и таким же условиям (разница же между творческойфантазией творческой личности и творческой фантазией нетворческой личности,состоит в том, что у первой идёт непреодолимое стремление к реализации вреальности своих выдумок, а у второй наоборот, возможно даже она боится проявитьсреди других
личностейсвои выдумки; примером здесь может быть серийный маньяк — убийца, которыйизобрёл — нафантазировал и воплотил в реальность новый способ убийства, и человек,так скажем с такой же нездоровой фантазией, но никогда в реальности непроявляющий её, хотя возможно кое-что зависит и от обстоятельств; или менеекровожадный пример: писатель-фантаст, сказочник и др. (какой угодно) фантазируети реализовывает свои выдумки в реальность, перенося их на бумагу, очевидно длятого, чтобы другие личности и не только могли его выдумки прочесть, окунуться вних, как будто побывать в его писателя голове, и другой, скажем, парень лет 16,который все ночи напролёт бывает в ещё более невероятных приключениях, однако унего не возникает такой потребности, чтобы другие могли узнать о его «ночныхсказках», и у него даже в голову не приходит то, что их можно записать,рассказать и т.д.… но опять же это только моё субъективное мнение).
Что жепобуждает творческую личность постоянно обращаться к творческой фантазии? Чтоявляется ведущим мотивом в поведении творческой личности? Творческая личностьпостоянно испытывает неудовлетворенность, напряжение неясную тревогу,обнаруживая в реальной действительности отсутствие ясности, простоты,упорядоченности, завершенности и гармонии. Она подобна барометру, чуткореагирующему на противоречия, дискомфорт, дисгармонию. С помощью творческойфантазии творец устраняет в своем сознании (и в бессознательном) тудисгармонию, с которой он сталкивается в реальности. Он создает новый мир, вкотором чувствует себя комфортно и радостно. Вот почему сам процесс творчестваи его продукты доставляют творцу наслаждение и требуют постоянноговозобновления. Это объясняет, почему творческие люди постоянно живут внеудовлетворенности и радости.
Следуетпризнать тот факт, что творческие способности могут сочетаться с некоторымипсихопатологическим чертами. Двойственность творца предполагает феномен«естественного раздвоения Я» на реальное «Я» и творческое (воображенное) «Я».Поведение творца в обыденной жизни нередко кажется «странным», «чудаковатым».Сильная потребность в деятельности воображения и сосредоточенность на ней, чтонеразрывно связано с любознательностью и потребностью в новых впечатленияхпридает творческим личностям черты «детскости». Например, биографы Эйнштейнапишут, что он был мудрый старец со всепонимающими глазами, и вместе с тем в нембыло что-то детское, он навсегда сохранил в себе удивление пятилетнегомальчика, впервые увидевшего компас. «Игровой» компонент в акте воображения,по-видимому, объясняет нередкую любовь творцов, как и детей, к играм и шуткам.А многие из них даже сравнивают жизнь с игрой, стоит только вспомнить известныефразы: «Что наша жизнь — игра!» (А.С. Пушкин), «Мир — театр. В нем женщины,мужчины — все актеры. … И каждый не одну играет роль» (В. Шекспир).
Тут, дабы вызапутались окончательно, следует сказать, что существует такое понятие кактворческая игра.
«Творческаяигра» —это не род занятий, не одно из качеств личности, а стиль жизни, высшаяпотребность человека. Стремление и способность быть играющим «творцом» —неотъемлемые, но зачастую не используемые, свойства личности. Развитие этихсвойств, приобщение к вдохновению, внесение творческой игры в основу жизнедеятельностипреображает мир человека, расцвечивает его невероятными красками, превращаяжизнь в захватывающее, волшебное приключение. Ведение творческой игры — способосуществления жизни, в основе которого: вдохновение, азарт, увлекательность,интенсивность переживаний. Не путайте, пожалуйста, творческую игру соспортивной, азартной игрой и др., так как эти игры проводятся в специальносозданной обстановке (спортивного сооружения, казино и др.). Творческая играсущественно отличается от всех прочих, у этой игры нет специально устраиваемогополя. Ее стадионом является жизнь, как таковая (просто не может быть творческойличности, не вовлечённой в творческую игру, ведь игра это прямой мостик выдумокиз воображения в реальность, но так как творческую игру лучше всего могутоценить только сами игроки «творческие личности», то подробно об этой игре расспросителучше их самих, а я возвращаюсь к креативности…).
Но, несмотряна размышления об игре необходимо понимать, что детская или «наивная»креативность отличается от креативности взрослого, она имеет другую структуру исодержание. Детская креативность – это естественное поведение ребенка на фонеотсутствия стереотипов. Свежий взгляд ребенка на мир – от бедности его опыта иот наивного бесстрашия его мысли: «все действительно может быть». Наивнаякреативность — характеристика возраста и присуща большинству детей. Напротив,креативность взрослых — явление далеко не массовое. Бесстрашие мысли творца неносит наивный характер, оно предполагает богатый опыт, глубокие и обширныезнания. Это бесстрашие творческой смелости, дерзости, готовности к риску.Творца не пугает необходимость усомниться в общепризнанном. Он отважно идет наразрушение стереотипов во имя создания лучшего, нового, не боясь конфликтов ит.п. А.С.Пушкин писал: «Есть высшая смелость: смелость изобретения».
Творческаясмелость — это черта творческого «Я», и она может отсутствовать у реального «Я»в обыденной жизни. Так импрессионист Марке — смелый новатор в живописи, в жизнибыл довольно робким человеком. Примером двойственности творческих натур такжеможет служить известная «профессорская» рассеянность: погруженность человека всвой воображенный творческий мир иногда делает его поведение в быту не вполнеадекватным, про таких людей нередко говорят, что они «не от мира сего», однакорассеянный в жизни человек в творчестве является очень сосредоточенным,внимательным и точным. Такая двойственность может быть обнаружена и в отношениидругих личностных качеств.
Отчетливовыраженное стремление к самоутверждению творческого «Я» может принимать неприятныеформы на уровне поведения в реальной жизни: зависть к чужим успехам,надменно-агрессивная манера излагать свои суждения и т.п. Стремление кинтеллектуальной независимости, характерное для творческих личностей, частосопровождается самоуверенностью, склонностью давать высокую оценку собственнымспособностям и достижениям. Такая склонность отмечается уже у «творческих»подростков. Известный психолог К. Юнг утверждал: «Творческая личность не боитсявыявить в поведении противоположные черты своей натуры. Не боится потому, чтонедостатки своего реального Я она компенсирует достоинствами творческого Я».
И всё жетворческими личностями могут быть люди с любым характером и любым темпераментом.Творческими личностями не рождаются, а становятся. Креативная способностьвыступает как ядро творческой личности. При этом творческая личностьхарактеризуется не просто высоким уровнем креативной способности, но особойжизненной позицией человека, его отношением к миру, к смыслу осуществляемойдеятельности, постоянной направленностью на творческое действие вдействительном жизни.
2. Основные концепции исследования креативности
2.1 Общая характеристика исследований
В этой главея хочу рассказать, возможно, самую скучную «ботанированную» на ваш взгляд,часть моей курсовой работы. Зачем? А известны ли вам имена тех творческих инаучно подкованных личностей, которые и изучили, и как говорится, привели впорядок, осмыслили творчество всего человечества в целом? И что же они вывели(да и вообще, каким образом креативность можно расценивать по научному)? А какони это сделали??? Если вы знаете ответы на эти вопросы или они вам кажутся недостойными внимания, то прошу не заморачиваться и сразу переходить к третейглаве…, а тех, кому интересно — приветствую.
Итак, креативностьс научной точки зрения рассматривается как сложное, многоплановое, неоднородноеявление, что выражается в многообразии теоретических и экспериментальныхнаправлениях ее изучения. За период от первых попыток изучения творческихспособностей до настоящего времени исследователями создана обширная детальнаякартина феноменологии креативности. С изучением креативности связаны такие умнейшиеличности как 3игмунд Фрейд, К. Роджерс, Дж. Гилфорд, Э. Торренс, Р. Стернберг,Т. Амабайл, Я.А. Пономарев, Д.Б. Богоявленская, A.M. Матюшкин, С. Л.Рубинштейн, А. Маслоу, Б. М. Теплов, В.Ф. Вишнякова, Р. Мэй, Ф. Баррон, Д.Харрингтон и другие (жаль, но всех перечислить невозможно). Не смотря на этипышные триады понятие креативности в данный момент нельзя назвать четкоопределенным и устоявшимся как в зарубежных, так и в отечественных исследованиях,так что ещё у каждого есть свой шанс прояснить эту не менее загадочную сущностьчеловека, чем сама жизнь.
Всеисследования, посвященные изучению креативности, можно разделить на двеобласти:
1. Перваяиз них составляют исследования, базирующиеся на концепции креативности как универсальнойпознавательной творческой способности. Представители «познавательного»направления исследуют взаимосвязи между креативностью, интеллектом,когнитивными способностями и реальными достижениями. Наиболее яркимипредставителями данного направления являются: Дж. Гилфорд, С. Тэйлор, Э.Торренс, А.Я. Пономарев, С. Медник. В их работах представлено, в основном,влияние интеллектуальны познавательных характеристик на способностьпродуцировать новые идеи.
2. Другое направлениеизучает креативность с позиции своеобразия личностных особенностей креативов. Многиеэкспериментальные исследования посвящены созданию «портрета творческой личности»,выявлению присущих ей характеристик, определению личностных, мотивационных и социокультурныхкоррелятов креативности.
Наиболее яркимипредставителями этого (второго) направления являются: Ф. Баррон, А. Маслоу,Д.Б. Богоявленская.
2.2 Концепция креативности как универсальной познавательной творческойспособности
Творческиекомпоненты интеллектуальных процессов всегда привлекали внимание многих ученых.Однако в большинстве исследований творчества фактически не учитывалисьиндивидуальные различия в этих же творческих способностях, хотя и признавалось,что разные люди наделены этими способностями не в равной мере. Интерес к индивидуальнымразличиям в творческих способностях обозначился в связи с очевиднымидостижениям в области тестометрических исследований интеллекта, а также с неменее очевидными упущениями в этой области.
К началу 60-хгодов ХХ века был уже накоплен масштабный опыт тестирования интеллекта, что всвою очередь поставило перед исследователями новые вопросы. В частности,выяснилось, что профессиональные и жизненные успехи вовсе не напрямую связаны суровнем интеллекта, вычисляемым с помощью тестов IQ. Опыт свидетельствовал, чтолюди с не очень высоким IQ оказываются способны на незаурядные достижения, амногие другие, чей IQ значительно выше, нередко от них отстают. Было высказанопредположение, что здесь решающую роль играют какие-то иные качества ума,которые не охвачены традиционным тестированием. Поскольку сопоставлениеуспешности решения проблемных ситуаций с традиционными тестами интеллекта вбольшинстве случаев показало отсутствие связи между ними, некоторые психологипришли к выводу, что эффективность решения проблем зависит не от знаний и навыков,измеряемых интеллектуальными тестами, а от особой способности «использоватьданную в задачах информацию разными способами и в быстром темпе». Такуюспособность назвали креативностью.
Гилфорд внёс незаменимый вклад висследование креативности, он выделил 16 интеллектуальных способностей,характеризующих креативность. Среди них — беглость (количество идей, возникающихза некоторую единицу времени), гибкость (способность переключаться с одной идеина другую) и оригинальность (способность продуцировать идеи, отличающиеся отобщепринятых) мышления, а также любознательность (повышенная чувствительность кпроблемам, не вызывающим интереса у других), иррелевантность (логическаянезависимость реакций от стимулов).
В 1967 годуГилфорд объединил эти факторы в общем понятии «дивергентное мышление», котороеотражает познавательную сторону креативности: — «Под креативностью следуетпонимать способность отказываться от стереотипных способов мышления. Основойкреативности является дивергентное мышление…» (дивергентное мышление — это типмышления, идущего в различных направлениях). Так же как и Гилфорд рассматриваеткреативность Тэйлор — не как единый фактор, а как совокупностьспособностей, каждая из которых может быть представлена в той или иной степени.
Торренс определяет креативностькак способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях,недостающих элементов, дисгармонии, осознание проблем, поиск решений, догадки,связанные с недостающим для решения, формирование гипотез, проверка иперепроверка этих гипотез, их модификация, а также сообщение результатов.Модель креативности Торренса включает три фактора: беглость, гибкость,оригинальность. В данном подходе критерием являются характеристики и процессы,активизирующие творческую продуктивность, а не качество результата.
Но вернёмсяопять к истории. Гилфорд впервые предложил исследовать креативность с помощьюобыкновенных тестов «карандаш-и-бумага». Одним из таких тестов был его «ТестНеобычного Использования», а также «Тесты творческого мышления» Э. Торренса.Впервые стало возможным проведение исследований на обыкновенных людях,сравнивая их по стандартной «креативной» шкале. Однако был и негативный эффект.Ряд исследователей критиковали быстрые тесты « карандаш-и-бумага « как неадекватныеспособы измерения креативности. Некоторые же считали, что беглость, гибкость,оригинальность не улавливают сущности креативности, и что исследованиетворческих способностей обычных людей не может помочь понять природу исключительныхпримеров креативности.
ПервоначальноГилфорд включал в структуру креативности помимо дивергентного мышленияспособность к преобразованиям, точность решения и прочие собственноинтеллектуальные параметры. Тем самым постулировалась положительная связь междуинтеллектом и креативностью. Но в экспериментах выявилось, чтовысокоинтеллектуальные испытуемые могут не проявлять творческого поведения прирешении тестов, но не бывает низкоинтеллектуальных креативов. Позже Е.П.Торренссформулировал на основе фактического материала модель отношения креативности иинтеллекта: при IQ до 120 баллов интеллект и креативность образуют единыйфактор, при IQ свыше 120 баллов креативность становится не зависимым отинтеллекта фактором.
В нашейстране в исследованиях, проведенных сотрудниками лаборатории способностейИнститута психологии РАН, была выявлена парадоксальная зависимость:высококреативные личности хуже решают задачи на репродуктивное мышление (к нимотносятся практически все тесты интеллекта), чем все прочие испытуемые. Это, вчастности, позволяет понять природу многих затруднений, которые испытываюттворчески одаренные дети на школьной скамье. Поскольку, согласно данным этогоисследования, креативность противоположна интеллекту как способности куниверсальной адаптации (творчество антиадаптивно), то на практике возникаетэффект неспособности креативов решать простые, шаблонные интеллектуальныезадачи. Следовательно, креативность и общий интеллект являются способностями, определяющимипроцесс решения мыслительной задачи, но играющими разную роль на различных его этапах.
В другомподходе к концепции креативности как универсальной познавательной творческой способностиПономарева, креативность исследуется как процесс, в котором выделяютсяразличные фазы, уровни и типы творческого мышления: 1 фаза — сознательнаяработа (подготовка интуитивного проблеска новой идеи); 2 фаза — бессознательнаяработа (инкубация направляющей идеи); 3 фаза — переход бессознательного всознание (перевод идеи решения в сферу сознания); 4 фаза — сознательная работа(развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка). В качестве «ментальнойединицы» измерения творчесткости мыслительного акта, «кванта» творчестваПономарев предлагает рассматривать разность уровней, доминирующих припостановке и решении задачи (задача всегда решается на более высоком уровне структурыпсихологического механизма, чем тот, на котором приобретаются средства к еерешению).
Медник также рассматриваеткреативность как процесс. Согласно этой концепции креативность являетсяпроцессом переконструирования элементов в новые комбинации, согласнопоставленной задаче, требованиям ситуации и некоторым специальным требованиям.Суть творчества по Меднику заключается в способности преодолевать стереотипы наконечном этапе мыслительного синтеза и в широте поля ассоциаций.
2.3 Креативность с позиции своеобразия личностных особенностей креативов
Многиеисследования креативности «личностного» направления, а среди них следуетвыделить Баррона, изучают роль мотивации в творческом процессе, а такжевлияние различных факторов социальной среды на развитие креативности. Посколькупсихологические исследования до сих пор не выявили наследуемости индивидуальныхразличий в креативности, в качестве детерминанты творческих способностейназывают факторы внешней среды, которые могут оказать на их развитие как позитивное,так и негативное влияние. Баррон выделяет основные параметры социальноймикросреды, способствующие формированию креативности: низкая обоснованность поведения,высокая степень неопределенности, наличие образца креативного поведения,создание условий для подражания творческом поведению, предметно-информационнаяобогащенность, социальное подкрепление творческого поведения.
Другоенаправление, автором которого является Маслоу, способность к творчеству,рассматривает как установку на самореализацию личности. Главную роль вдетерминации творческого поведения здесь играют мотивация, ценности, личностныечерты. Творческий процесс связан с самоактуализацией, полной и свободнойреализацией своих способностей и жизненных возможностей. По Маслоу свобода,спонтанность, самопринятие и другие черты позволяют личности наиболее полнореализовать свой потенциал.
Богоявленская определяет креативностькак глубинное личностное свойство, которое выражается в оригинальной постановкепроблемы, наполненной личностным смыслом. Изучение творчества как продуктивногои спонтанного явления осуществлялось с помощью метода, названного автором «Креативноеполе». В этих исследованиях было установлено, «что процесс познания детерминированпринятой задачей только на первой стадии. Затем, в зависимости от того,рассматривает ли человек решение задачи как средств для осуществления внешнихпо отношению к познанию целей или оно само есть цель, определяется и судьбапроцесса. В первом случае он обрывается, как только решается задача. Во втором возникаетфеномен самодвижения деятельности. Богоявленская подчеркивают, что креативностьявляется общей особенностью личности и влияет на творческую продуктивностьнезависимо от сферы проявления личностной активности.
Отсутствиеобщей крупной теории при многообразии выявленных новых закономерностях ифакторах указывает на трудность этой темы. Хотя исследования креативностиактивно ведутся вот уже несколько десятилетий, накопленные данные не столькопроясняют, сколько запутывают понимание этого явления. Достаточно сказать, чтоеще сорок лет назад было дано более 60 определений креативности, а к настоящемумоменту их уже невозможно сосчитать. При этом некоторые исследователи ироничноотмечают: «Процесс понимания того, что такое креативность, сам требуеткреативного действия».
К сожалению,до настоящего времени ученые не достигли согласия даже по поводу того,существует ли вообще креативность, или она является научным конструктом?
Впрочем, теже сомнения высказываются и в адрес традиционного понятия «интеллект». Неприходится удивляться, что соотношение этих понятий вызывает еще больше споров.По мнению некоторых американских психологов, большинство полученных данных о соотношениикреативности и интеллекта дают возможность для выделения креативности «какпонятия того же уровня абстракции, что и интеллект, но более смутно и неопределенноизмеряемого».
3. Проблемы развития креативности как личностной способности ктворчеству
3.1 Понятие творческой компетенции
Вот и пришёлчерёд последней главы моей курсовой работы. В этой главе следует, прежде всего,подвести итоги предыдущим главам, рассказать о пользе полученных и получаемыхзнаний, дать практические рекомендации к теме и т. д.… Поэтому логично будет,если я всё обобщу и немного расскажу о влиянии этой самой креативности натворческое развитие личности (наверное, это всё как-то тоскливо звучит, но,поверьте, не оттого, что мне скучно, а оттого, что мне грустно в очень скоромвремени расставаться и с моей курсовой работой и с вами, с теми, у коговызывает интерес данная тема и кто не против моего вольного стиля, эх…эх…эх, новедь ещё целая глава впереди, так чего ждать — вперёд)…
По мнению Е.Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам,к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем,по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменениюгипотез, по формулированию результата решения.
Креативность— это творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью кпорождению принципиально новых необычных идей, отклоняющихся от традиционныхили принятых схем мышления, а так же способность решать проблемы, возникающиевнутри статичных систем. Многим людям, обладающим творческой потребностью, нехватает творческой компетентности. Можно выделить три аспекта такойкомпетентности:
1. Во-первых,насколько человек готов к творчеству в условиях многомерности иальтернативности современной культуры.
2. Во-вторых,насколько он владеет специфическими «языками» разных видов творческойдеятельности, так скажем, набором кодов, позволяющих ему дешифровать информациюиз разных областей и перевести на «язык» своего творчества (например, какживописец может использовать достижения современной музыки, илиученый-экономист открытия в области математического моделирования). Пообразному выражению одного психолога, творцы сегодня похожи на птиц, сидящих наудаленных ветках одного и того же дерева человеческой культуры, они далеки отземли и едва слышат и понимают друг друга.
3. Третийаспект творческой компетентности представляет собой степень овладения личностьюсистемой «технических» навыков и умений (например, технологией живописногоремесла, особенностью работы с фотографией), от которой зависит способностьосуществить задуманные и «придуманные» идеи.
Разные видытворчества предъявляют разные требования к уровню творческой компетентности.Невозможность реализовать творческий потенциал из-за недостаточной творческойкомпетентности породило массовое любительское творчество, то есть «творчествона досуге», хобби. Эти формы творчества доступны практически всем и каждому,людям, утомленным монотонной или сверхсложной профессиональной деятельностью.
Так яувлеклась и забыла, что вы, возможно, не знаете, что такое творческаякомпетентность.
«Творческаякомпетентность» — это всего лишь условие проявления креативной способности. Ктаким же условиям относятся наличие общих интеллектуальных и специальныхспособностей, превышающих средний уровень, а также увлеченность выполняемойзадачей, ну и конечно, жизненные определённые факторы, именуемыеобстоятельствами, которыми так любят прикрываться нереализовавшие себя личности.
Творчество всовременном мире все больше и больше начинает рассматриваться уже не какпроцесс и даже не как деятельность, но как характеристика личности, образ или стильжизни, способ отношений с миром. Судьба творчества в индивидуальном развитииопределяется взаимодействием, диалогом личности с культурой. Г. Олпорт ещё всвоей первой фундаментальной книге «Личность» писал: — «У каждого художникаесть свой стиль, как и у каждого композитора, пианиста, скульптора, танцора,поэта, драматурга, артиста, оратора, фотографа, акробата, домохозяйки имеханика. Лишь по одному стилю мы можем узнать сонаты Шопена, картины Ван Гогаи пироги тети Салли. Стиль проявляется всегда, когда задействовано хорошоинтегрированное и зрелое поведение личности».
Другимисловами, творчество как выражение своей индивидуальности в ограниченных сферахпрактики не обязательно означает писать картины, оно может выражаться и в такихбытовых и обыденных, на первый взгляд, делах как приготовление ужина, ремонтавтомобиля и даже мытья полов. Опять же, к примеру, многие люди всё жизньсчитают пирожки своей матери лучшими в мире, что и говорит о проявлениитворческого подхода некоторых матерей к приготовлению этих самых пирожков идругих блюд, а соединённое ещё с любовью не только к детям, но и к своему делупревращает обед в незабываемое и неповторимое. Если всё ещё сомневаетесь, топодумайте о новом коронном рецепте салата, изобретённом шеф-поваром ресторана,это же самое настоящие творчество…
Хорошо, пустьтак, но с чего стоит начать развитие этой чудесной способности? Много и много, абсолютноразличных и наоборот абсолютно схожих существует мнений и трактатов. Так, что япредлагаю вам это решить на своё усмотрение, и для большей определённостивыявить вместе со мной основные проблемы развития этой самой креативности вследующем подпункте.
3.2 Анализ основных проблем развития креативности
Наша жизньсвязана с множеством правил и законов. Часть из них (например, чистка зубов поутрам, правила этикета, дорога от дома до работы или до учебы, постоянный распорядокдня и многое другое) выполняется автоматически и рефлекторно. Шаблонностьдействий, скука от повторяемости и похожести бытия вступают в противоречие сданной человеку способностью быть «творцом». Человек стремятся разрешить любоепротиворечие (так было испокон веков, постоянные вопросы и поиски ответов). Вавтоматизме действий и обыденностью жизни это противоречье разрешается путемподавления способности к творчеству, то есть подавления креативности (вот однаиз самых главных проблем развития креативности).
Поэтому чтобыразвить креативность, прежде всего, необходимо научиться видеть вещи в новомракурсе, то есть, например, искать необычные способы применения обычных вещей.При этом способность к творчеству расцветает и это дает сильный толчок длядальнейшего развития креативности. Не нужно запирать себя за общественныестереотипы. А чтобы креативность развивалась достаточно применять игровоймомент: играйте, выдумывайте, фантазируйте, переносите выдумки (конечнопозитивные) в реальность.
Задаткитворческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку.Нужно суметь раскрыть их и развить. Проявление творческих способностейварьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных. Но сущностьтворческого процесса одинакова для всех. Разница лишь в конкретном материалетворчества, масштабах достижений и их общественной значимости.
Притрадиционных формах обучения, ребенок, приобретая и усваивая некоторуюинформацию, становится способен воспроизвести указанные ему способы решениязадач, доказательства теорем и т.п. Однако он не принимает участия в творческомпоиске путей решения поставленной проблемы и, следовательно, не приобретает иопыта такого поиска. Чем больше отличается от знакомой подлежащая решениюпроблема, тем труднее для обучающегося сам процесс поиска, если он не имеетспецифического опыта. Поэтому нередки случаи, когда выпускник средней школы,успешно овладевший материалом школьной программы, не справляется с конкурснымиэкзаменационными задачами в вузе (построенными на том же материале), посколькуони требуют нестандартного подхода к их решению.
Креативныеспособности во многом зависят и формируются в деятельности самих обучающихся,об этом никогда не стоит забывать педагогам. Никакой рассказ о роли гипотезы несможет заменить в развитии способностей человека путь к исследованию, пусть дажемаленькой, но самостоятельно выдвинутой гипотезы. Известно также, что длярешения ряда проблем приходится отбрасывать все традиционные пути и рассмотретьих под совершенно новым, неожиданным углом зрения. Однако знание этого необеспечивает нахождение нового угла зрения в процессе конкретного исследования.Только практический опыт исследования развивает данную способность. Чтобыпередать творческий опыт, необходимо конструировать специальные ситуации,требующие творческого решения и создающие для него условия.
Дети вподавляющем большинстве не создают новых ценностей для общества. Онивоспроизводят ценности уже обществу известные и только в отдельных случаях, наопределенном уровне своего развития и в зависимости от организующейдеятельности старших, могут создавать новые ценности и для общества. Поэтомуприменительно к процессу обучения творчество следует определить как формудеятельности человека, направленную на создание качественно новых для негоценностей, т.е. важных для формирования личности как общественного субъекта.
Ещё однойпроблемой для развития креативности является то, что само по себе решение задач(как жизненных, так и различных других) для большинства людей не являетсяприоритетным в их жизни. Возможно, наиболее прагматическое объяснение этомусостоит в том, что значительную часть нашей жизни мы отдыхаем на диване, вночном клубе и т.д., вместо того, чтобы упорно размышлять о какой-нибудьпроблеме, требующей творческого решения.
Так чтотворческие акты часто следуют за периодами сна или безделья, скорее всего,просто потому, что эти периоды занимают много времени. Творческая личность можетпочувствовать порыв возбуждения, когда все кусочки и крупицы идеи вдруг встаютна место. Все относящиеся к делу идеи согласуются друг с другом, анесущественные мысли игнорируются. Примеров просветления в истории творческихпрорывов множество: открытие строения молекулы ДНК, изобретение телефона,завершение симфонии, неожиданный даже для режиссёра конец фильма и многоедругое. Все это примеры того, как в момент просветления в разум приходиттворческое решение старой назойливой задачи.
Именнооттого, что человек не использует даже четверти своих возможностей, можноговорить о существовании такого явления как творческая закостенелость или олюдях без каких-либо способностей, хотя в действительности такого быть неможет.
Развитиекреативности имеет свои особенности в каждом возрастном периоде, причемразличные факторы, влияющие на ее динамику, в том или ином периоде, могутприобретать первостепенное значение. Основными проблемами развития креативности как личностнойспособности к творчеству являются: обыденность жизни человека, закостенелостьобщественных стереотипов, подавление творческой потребности; типичность системыобучения, основанной на рассказах, а не на предоставлении ученикам возможностиполучать знания через собственный опыт; не приоритетность нахождения решениязадач, или назовём это не желанием человека работать в силу своих возможностей.
Заключение
Воспитаниеподрастающего поколения составляет важную задачу любой социальной системы. Но вразвитом обществе формирование нового человека как личности, обладающейвысокими нравственными качествами, творческим отношением к действительности,общественной активностью, превращается в главную задачу, являясь необходимымусловием его построения.
Важнейшимэлементом культуры и цивилизации человечества является творчество. Апредпосылкой творчества является креативность, которая в современном мирерасценивается как личностная способность к творчеству.
Необходимостьучитывать в воспитании поколений креативности очевидна, ведь универсальныйпотенциал креативности может быть реализован как на путях созидания, так и напутях разрушения. Среди современных технических устройств практически неттаких, которые не могли бы использоваться во вред человеку, хотя многие, иразрабатывались, казалось, лишь для его блага.
Пути и судьбытворческого потенциала определяются, прежде всего, тем, как личность обращаетсясо своим творческим потенциалом. Особенности личности могут стать непреодолимойпреградой для реализации даже самого грандиозного творческого потенциала, носильная и внутренне богатая личность может и в какой-то мере компенсироватьнедостаток одаренности. Так, в американских исследованиях креативности встречаетсятакая характеристика знаменитого писателя первой половины ХХ века Томаса Вулфа:гений без таланта. Анализ жизненного пути выдающихся творцов все большеприводит исследователей к выводу о том, что труд, обучаемость и увлеченностьсвоим делом играют более важную роль, чем собственно одаренность. Креативностьэто всего лишь фактор личности, совершенно не гарантирующий её успех, но приопределённых условиях она может привести к грандиозным достижениям. И в целом трудноне согласиться с Богоявленской, которая писала: «когда мы говорим о великихтворцах, мы говорим и о великих личностях». Поэтому не стоит разделять эти трипонятия (личность, креативность, творчество), а необходимо найти ихвзаимодействие, гармонию, как в воспитании наследуемых поколений, так и ввоспитании самих себя…
Список литературы
1. Альтшуллер Г.С.,Верткин И.М. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности. Минск:Беларусь, 1994.
2. Асмолов А.Г.Психология личности. М.: Смысл, 2001
3. Богоявленская Д.Б.Вчера и сегодня психологии творчества // Дорфман Л., Мартиндейл К., Петров В.,Махотка П., Леонтьев Д., Купчик Дж. (ред.) Творчество в искусстве — искусствотворчества. М.: Наука; Смысл, 2000.
4. Богоявленская Д.Б.Психология творческих способностей. М.: ИЦ «Академия», 2002.
5. Борисова Н.Б. Развитиефункции самореализации личности (статья, электронный вариант).
6. ВишняковаВ.Ф. Креативная психология. Психология творческого обучения. – Минск, 1995.
7. Выготский Л.С. Собраниесочинений: В 6 тт. М.: Педагогика, 1983. Т. 3.
8. Галин, А.Л. Личность итворчество: психологические этюды. – Новосибирск: Кн. изд-во, 1989.
9. Дружинин В.Н.Диагностика общих познавательных способностей (статья, электронный вариант).
10. Кружецкий, В.А.Психология: учебник для учащихся педучилищ. – М.: Просвещение, 1980.
11. Кулагина, И.Ю.Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет): учебноепособие. – М.: Изд-во УРАО, 1997.
12. Лук А. Н. Психология творчества.- М.:1978.
13. Маслоу А. Новые рубежи человеческойприроды. М.: Смысл, 1999.
14. Мэй Р. Мужествотворить: очерк психологии творчества. Львов: Инициатива, 2001.
15. Пономарев, Я.А.Психология творчества и педагогика / Я.А. Пономарев. – М.: Педагогика, 1976.
16. Рубинштейн С. Л.Основы общей психологии, 1946. (книга электронный вариант).
17. Теплов Б. М. Проблемыиндивидуальных различий. М, 1961.
18. Чудновский В.Э. Воспитаниеспособностей и формирование личности. – М.: Знание, 1986.
19. Шадриков В. Д. Психологиядеятельности и способности человека: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп.М.: Изд. корпорация «Логос», 1996.
20. Яковлев В.Я.Философские принципы креативности / Вестник Московского Университета. 2005.(статья, электронный вариант).