Реферат по предмету "Психология"


Стратегии мышления

Введение
Мыслительная деятельностьчеловека всегда была тайной за семью печатями. Еще со времен Аристотеля ученыемужи пытались раскрыть особенности процесса мышления, определить его истоки ирезервы.
Каждая историческая эпохаподарила нам своих гениев, глубина мысли которых до сих пор поражает нашихсовременников. Так многие открытия, свершения и находки древнего мира и еще исегодня удивляют многих великих ученых. Какими путями наши предки дошли дотаких открытий, что помогло им создать такие великие ценности, дискуссии надкоторыми не утихают и в наш век научно-технического прогресса?
Достижения современнойнауки покоряют все новые и новые горизонты, каждый день человек познает новые,ранее не доступные ему вещи, теперь становящиеся для него истинами. Чтопозволяет человеческой мысли быть такое безграничной и безмерной?
Я думаю, что ответ на всеэти вопросы прост. Всё это возможно лишь в одном случае – умелой организации ируководстве своей мыслительной деятельности, умения настроить свой мозг наработу в нужном русле, в необходимом направлении.
Руководстводеятельностью, с греческого, означает стратегия. То есть знание и грамотноеприменение основных стратегий человеческого мышления приводит нас к желаемымрезультатам, порою просто удивляющих нас своей новизной и необычностью.
В данной работе мырассмотрим сущность понятия стратегии мышления. Раскроем их основные виды,особенности и недостатки. Определим значение умения мыслить стратегически вжизни современного человека, а так же попробуем узнать секреты великихстратегов и понять суть эффективного использования стратегий человеческогомышления в нашей жизни.
1.        Понятиемышления и стратегии
Дляболее глубокого понимания рассматриваемой темы дадим определение основным понятиям.
Прежде всего, необходимо отметить, что традиционноопределение мышления фиксирует два признака: обобщенность и опосредованность.По этим признакам мышление обычно отделяют от восприятия. Мышление в отличие отвосприятия выходит за пределы чувственного данного и расширяет границы познания.В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические ипрактические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей,явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которыечаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны [6, с. 125].Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщеннойформе, в виде законов, сущностей.
На практике мышление какотдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всехдругих познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти,речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степеньего участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития.
Болееконкретное определение понятия мышление мы находим в «Кратком психологическомсловаре» А.В. Петровского. Здесь мы находим ответ на наш вопрос: что такоемышление?
Итак,мышление –это «процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенными опосредованным отражением действительности» [4, с. 212]. Различаютследующие виды мышления: словесно-логическое, наглядно-образное,наглядно-действенное. Выделяют также мышление теоретическое и практическое,теоретическое и эмпирическое, логическое (аналитическое) и интуитивное,реалистическое и аутистическое (связанное с уходом от действительности вовнутренние переживания), продуктивное и репродуктивное, непроизвольное ипроизвольное.
Мышлениеявляется составной частью и особым объектом самосознания личности, в структурукоторого входит понимание себя как субъекта мышления, дифференциация «своих» и «чужих»мыслей, осознание еще не решенной проблемы как именно своей, осознание своегоотношения к проблеме [5, с. 306].
К формулировкеосновной сути понятия мышления у Петровского можно дополнить, что мышление – это,прежде всего, движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является необраз, а некоторая мысль, идея.
Что же такоестратегия? Прежде всего, выявим этимологию данного понятия. Слово стратегияимеет греческие корни. Оно происходит от слова «strategia», что означает умелоеруководство. Ваша стратегия – это то, что вы делаете, во многих отношениях этото, куда вы руководите своими ресурсами, в данном случае ресурсами мыслительнойдеятельности.
Стратегия – этодолгосрочный план действий, разработанный для того, чтобы достичь определеннойцели, в основном победы. Понятие стратегия отличается от понятия тактики инемедленных действий. Стратегия рассчитана на то, чтобы сделать существующуюпроблему более легкой для понимания с целью её конечного разрешения.
В заключенииданного пункта работы отметим следующее.
По сути, мышление –это умственный процесс, позволяющий человеку представлять себе картину мира иэффективно работать с ним в соответствии со своими целями, планами и желаниями.Стратегически мыслить – это нескучное и нужное размышление, это умениечеловека, позволяющее ему обезопасить себя от неизвестности будущего путемпринятия определенных решений и действий.
2.        Классификациястратегий мышления
Американскиеисследователи Д.С. Брунер и К. Левин изучали различные приемы, к которымприбегали испытуемые при решении тех или иных мыслительных задач. Оказалось,что можно выделить три подхода, различающиеся как по эффективности, так и поуровню сложности.
Однимиз подходов, указанный Брунером и Левином является «случайный перебор» [2, с. 364]. При такой стратегиислучайным образом формулируется гипотеза либо осуществляется выбор, а затемоценивается их правомерность, и в случае отрицательной оценки выдвигается новоепредположение; так продолжается до тех пор, пока не будет найдено решение.
Необходимоотметить, что такая стратегия осуществляется по методу проб и ошибок, и ееиспользуют, как правило, дети и субъекты со слабо структурированным мышлением.
Главныйнедостаток данной стратегии мышления состоит в том, что поиск ведетсянесистематично и поэтому может оказаться неполным и привести либо к отказу отдальнейших попыток, либо к неприятным последствиям (особенно если речь идет,например, о распознавании ядовитых грибов).
Следующаястратегия мышления – рациональный перебор. При такой стратегии исследуют некое центральное, промежуточноеили наименее рискованное предположение, а затем, изменяя каждый раз по одномуэлементу, «отсекают» неверные направления поиска [2, с. 365].
Рассмотримочень простой пример. Ясно, что если меня попросят отгадать неизвестную мнебукву алфавита, задавая вопросы, на которые мне будут отвечать «да» или «нет»,то логичнее всего будет сначала спросить, расположена ли она в алфавите между аи m или между n и z. Если верным окажется второй вариант, то можно будетспросить, располагается ли она между n и s или между t и z. При такихпоследовательных приближениях круг поиска постепенно сужается, пока не будутнайдены ключевые элементы искомой категории или поставленной задачи. Именно такмы чаще всего узнаем животное, которое видели во время прогулки, или находимместо поломки в двигателе автомобиля. Интересно отметить, что именно такработает и «искусственный интеллект» компьютера.
Систематическийперебор. При этой стратегиимышления субъект охватывает своим умом всю совокупность возможных гипотез исистематически анализирует их одну за другой, пытаясь прийти таким образом к каким-товыводам.
Можносказать, что такая стратегия, разумеется, самая строгая, но в то же время исамая скучная. Неудивительно поэтому, что в повседневной жизни она используетсяредко. Однако это единственная стратегия, позволяющая действительно наиболееадекватно разрабатывать планы долговременных или сложных действий.
Внауке, например, очень многие эксперименты бывают заранее обречены на неудачу,из-за того, что исследователь с самого начала не предусмотрел все возможныепоследствия различных манипуляций и меры строгого контроля всех переменных,кроме независимой. С другой стороны, всегда хочется верить, что диагноз,поставленный нам врачом, явился результатом систематического, а нерационального и тем более не случайного перебора.
Всеэто касается самых различных сторон нашей жизни. Определенную стратегиюиспользует студент, когда решает, что именно надо выучить к экзамену,просмотрев список вопросов, которые могут быть заданы.
Остратегиях мышления важно помнить и родителям, выбирающим какой-то методвоспитания, не оценив предварительно возможные последствия такого воспитаниядля человека, который когда-то станет взрослым и за которого они несутответственность. Поскольку люди обычно не располагают всеми необходимымиданными для решения своих проблем и не могут оценить все последствия того илииного выбора, они довольно редко в своей повседневной жизни выбираютдействительно наиболее адекватные формы поведения. Впрочем, как сказали быоптимисты, именно это, может быть, и делает нашу жизнь столь красочной инеповторимой.3.        Разделениестратегий по глобальности
Итак,мы выяснили, что у мышления есть некоторые стратегии и человек мыслит по темстратегиям которые заложены в его мозг.
Тоесть можно сказать, что стратегия – это некая последовательность фильтроввосприятия человека или последовательность мыслительных действий, в результатекоторых происходит переработка входящей в человека информации в некийрезультат. Причем необходимо отметить, что в зависимости от назначениястратегии результат бывает разный: решение, реакция, изменение состояния и такдалее.
Оказывается,стратегии бывают разными и по размеру, то есть глобальности.
Итак,по глобальности разделяют три вида стратегий [1, с. 216]:
– микростратегии– это совсем маленькие стратегии которые, как правило просто переводят получаемуюинформацию в удобную для мозга человека информацию или наоборот выводят решениечеловека в приемлемой внешней форме;
– макростратегии– это средние стратегии которые, как правило, состоят из множествамикростратегий и имеют на выходе некоторые сложные решения;
– метастратегии– это совсем большие и сложные конструкции мыслительной деятельности, и с нимиработать совсем сложно.
Причем,что интересно, метастратегии полностью управляют макростратегиями и состоят изних. А макростратегии в свою очередь состоят из микростратегий и управляют ими.Отсюда мы можем предположить, что изменения макростратегий неизбежно менютмикростратегии. Но, изменения микростратегий не меняют макростратегии [1, с. 219].
Тоесть можно сделать вывод, что более крупные стратегии меняют и управляют болеемелкими. И только так и не наоборот.
Такимобразом, чтобы изменить микростратегии нужно менять макростратегии. Чтобыизменить макростратегии нужно менять метастратегии. И в результате имеем, чтодля изменения стратегий нужно менять метастратегии.4.        Основы стратегического мышления
Разобрав основыпонятий мышления и стратегии, проведя основную классификацию стратегий мышлениячеловека, мы приходим к понятию, которое также необходимо рассмотреть в рамкахданной работы в силу логичности его вытекания из ранее приведенных рассуждений.Это понятие о стратегическом мышлении.
Прежде всегонеобходимо отметить, что стратегическое мышление представляет собой особенныйтип системного мышления, который объединяет рациональный и творческийкомпоненты, объективный и субъективный аспекты, основывается на определенныхпринципах, интегрирует разнообразные концепции и методы в сложном процессестратегической деятельности человека.
Существуют двепротиворечивые позиции по поводу природы стратегического мышления.
Перваяосновывается на том, что стратегическое мышление – одно из продвинутых форманалитического обоснования, которая требует последовательного и точногоиспользования логики и формальных методов [1, с. 232].
Вторая позицияосновывается на том, что суть стратегического мышления – способность сломатьтрадиционные представления, что требует использования творческих методов инеформального подхода (креативный аспект стратегического мышления) [1, с. 254]. Сторонники этого подхода убеждены: стратегия без творческого подхода – не стратегия, аплан, программа действий, сформированная на основе соответствующего анализа.
На самом деле,необходимым является компромисс – конструктивное объединение обоих аспектовмышления на ситуативной основе.
Причем бесспорно,что логика и формализованные подходы необходимы для выявления набора элементовсистемы взаимосвязей решаемой проблемы, для обеспечения системного перехода отцелей до вариантов решения, обоснованных с учетом выбранных критериев [1, с. 266].
Творчество исвобода мысли должны обеспечивать инновационность и прорыв к новымвозможностям, учитывание противоречивых позиций, интеграцию ценностей иинтересов, синтез всех аспектов проблемы и предусматривание последствий еерешения в будущем.
Что должнопреобладать в стратегическом мышлении – рациональное или креативное, зависит отцелей человека, его жизненныхпозиций и конкретной жизненной ситуации. Но без творческого подхода, по моемумнению, в жизни сегодня добиться успеха практически невозможно. Поэтому основойстратегического мышления, прежде всего является творческий подход и креативноемышление, особенно если речь идет о личности, стремящейся к развитию.
Стратегическоемышление является от части наукой и от части искусством. Чтобы научитсяэффективному стратегическому мышлению необходимо использовать как левое, так иправое полушарие мозга; навык, который требует практики и уверенности.
Так Анисимов О.С. в своейкниге «Мышление стратега: Стратегическое управление в схемах» приводит навыки, которыми владеют и ежедневнопользуются самые лучшие стратеги:
1.        Прежде всего, люди,обладающие стратегическим мышлением, имеют видение. Они отлично умеют, какмыслить стратегическими целями, так и формировать видение будущего. В ихинструментарии имеются оба этих инструмента, где один дополняет другой. Этаформа мышления и представления будущего создает такой образ мышления и развитиестратегии, которые одновременно являются целенаправленными, и в тоже времяширокими [1, с. 303].
2.        Не спешат. Ключ кпониманию стратегического мышления заключается в его описании. Стратегическоемышление не имеет отношение к сегодня, завтра или следующей неделе. В тесномсочетании с наличием ясного видения своего будущего, эти два элементаопределяют все будущие «завтра». Не только одно «завтра»! Это процессформирования и наладки качественных результатов деятельности на многие годывперед. Большие мастера-стратеги выделяют время на то, чтобы отлаживать,пересматривать и разрабатывать качественное будущее!
3.        Понимают и принимаютво внимание. В любом жизненной ситуации есть нити, часто очень тонкие,внутренние и внешние, помогающие руководить будущим и обнаруживать новыевозможности. Эффективные стратеги хватаются за все эти нити, так чтобы когдаони приступят к обдумыванию стратегии, у них был полный набор необходимойинформации. Иногда, в определенный момент времени наступает прозрение, что-товроде момента «эврика», когда они замечают что-то, что захватывает их; произойтитакое может во время утренней прогулки, или в тот момент, когда кто-либо имчто-либо скажет, например, в кафе.
4.        Часто проверяют. Успешныестратегические мыслители проверяют, оправдалось ли их стратегическое мышление.Сработает ли оно в условиях мира регулярных, постоянных и иногда непостоянных изменений?Эта деятельность является перемещающейся целью, поэтому, чтобы построить болеесовершенное понимание, очень полезными инструментами оценки состоятельностистратегического мышления являются краткие обзоры ситуации, эталоны и регулярныйкритический анализ.
5.        Учатся на опыте. Современем, эти стратеги при обдумывании стратегических вопросов пользуются своимопытом, будь он большим или небольшим. Это позволяет им наиболее рационально иэффективно использовать выделенное на стратегическое планирование время. Опытслужит своего рода кратчайшим путем к более формализованному процессу стратегическогопланирования.
6.        Определяютпромежуточные этапы. Проводя проверки состоятельности своего стратегическогомышления, у них имеется возможность внести в него коррективы. У них естьврожденная способность улавливать необходимые тонкости. Так например, 8 000-километровыйполет реактивным самолетом достигает места назначения только при условиирегулярных и последовательных проверок и корректировок направления полета [1, с. 318].
Такимобразом, мы приходим к выводу о том, что способность человека мыслитьстратегически позволяет ему эффективно построить и организовать своюдеятельность, спланировать и распределить свои силы и способности, тем самымнаиболее удачным образом, повлияв на свое будущее.
Заключение
В результате анализа литературы инаписания данной работы мы можем сделать следующие выводы.
Процесс мышления – это, преждевсего, движение идей, раскрывающее суть вещей. И то, как мы управляем даннымдвижением идей, насколько эффективно строим свой мыслительный процесс, и естьвыбранная нами стратегия мышления. Стратегия мыслительной деятельности рассчитанапрежде всего на то, чтобы сделать существующую проблему более легкой для пониманияс целью её конечного разрешения.
Выделяюттри подхода, различающиеся как по эффективности, так и по уровню сложности встратегиях мыслительной деятельности.
Однимиз подходов является «случайный перебор». При такой стратегии случайным образом формулируется гипотезалибо осуществляется выбор, а затем оценивается их правомерность, и в случаеотрицательной оценки выдвигается новое предположение; так продолжается до техпор, пока не будет найдено решение.
Следующаястратегия мышления – рациональный перебор. При такой стратегии мышления исследуют некое центральное,промежуточное или наименее рискованное предположение, а затем, изменяя каждыйраз по одному элементу, «отсекают» неверные направления поиска.
Систематическийперебор. При этой стратегиимышления субъект охватывает своим умом всю совокупность возможных гипотез исистематически анализирует их одну за другой, пытаясь прийти таким образом к каким-товыводам.
Всеэто касается самых различных сторон нашей жизни. Определенную стратегиюиспользует студент, когда решает, что именно надо выучить к экзамену,просмотрев список вопросов, которые могут быть заданы. О стратегиях мышленияважно помнить и родителям, выбирающим какой-то метод воспитания, не оценивпредварительно возможные последствия такого воспитания для человека, которыйкогда-то станет взрослым и за которого они несут ответственность. Посколькулюди обычно не располагают всеми необходимыми данными для решения своих проблеми не могут оценить все последствия того или иного выбора, они довольно редко всвоей повседневной жизни выбирают действительно наиболее адекватные формыповедения. Впрочем, как сказали бы оптимисты, именно это, может быть, и делаетнашу жизнь столь красочной и неповторимой.
Список использованных источников
1.  Анисимов, О.С. Мышление стратега:Стратегическое управление в схемах. Выпуск 7 / Сост. В.Н. Верхоглазенко.– М., 2009. – 421 с.
2.  Годфруа, Ж. Чтотакое психология / Ж. Годфруа. Том I. – М., 2005 г. – 562 с.
3.   Гурова, Л.Л. Психология мышления / Л.Л. Гурова.– М.: Просвет, 2005. – 272 с.
4.   Краткий психологический словарь / Под общ.ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Феникс, 1999. – 678 с.
5.   Петровский, А.В. Введение впсихологию / А.В. Петровский. – М.: Издательский центр «Академия», 1995. –456 с.
6.   Рубинштейн, С.Л. О мышлении и путях егоисследования / С.Л. Рубинштейн. – М., 1958. – 712 с.
7.   Тихомиров, О.К. Психология мышления /О.К. Тихомиров. – М.: Академия, 2005. – 488 с.
8.   Юлов, В.Ф. Мышление в контекстесознания / В.Ф. Юлов. – М.: Академический проект, 2005. – 495 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.