Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Учет и аудит

--PAGE_BREAK--
1.3. Организация складского хозяйства

Организация работ на складах предусматривает приемку, размещение,  хранение, подготовку к выдаче и выдачу материалов, а также учет движения материалов.

За  порядок  на  складе,  сохранность  и  учет  движения  материалов  несет ответственность заведующий складом (кладовщик). Его  обязанности  описаны  в спец.  инструкциях.      Завоз   материалов   на   склад производится по оперативным месячным или декадным планам ОМТС.

Осуществляемые на материальных  складах  работы  можно  свести  к  следующим основным операциям: приемка материалов, размещение их, хранение,  подготовка к производственному потреблению, отпуск производственным и  другим  участкам предприятия и учет материальных ценностей.

Поступающие  на  склад  материалы  проходят  количественную  и  качественную приемку.  Количественная  приемка  заключается   в   проверке   соответствия фактического наличия материалов указанному  в  сопроводительных  документах.

Первоначальная    проверка    поступающих    извне    грузов    производится

представителем предприятия на  железнодорожной  станции.  Здесь  проверяется число  прибывших  мест,   целость   упаковки,   иногда   вес   груза.   Если устанавливается  расхождение  между  фактическим  наличием  и  тем,  которое указано  в  сопроводительных  документах,  то  на  железнодорожной   станции составляется так называемой  коммерческий  акт  для  предъявления  претензий виновнику недостачи — поставщику или транспортной организации.

Если же количество поступившего материала по наружному осмотру  не  вызывает сомнения, то вес его  на  станции  прибытия  обычно  не  проверяется.  Такой материал  выборочным  путем   проверяется   на   складе   предприятия.   При обнаружении  в  результате  проверки  расхождения   между   количеством   по документам и фактическим наличием  составляется  акт  для  предъявления  его поставщику.

Наряду  с  количественной  проверкой  на  складах  проводится   качественная приемка. Она осуществляется органами технического контроля с привлечением  в необходимых  случаях  лабораторий.  Качественной  проверкой  устанавливается соответствие полученных материалов стандартам или техническим условиям.  При несоответствии  материала  стандарту  или  техническим  условиям  вызывается представитель поставщика и составляется акт о непригодности материала.  Если же партия непригодного материала невелика или  представитель  поставщика  не может прибыть, то акт о непригодности составляется комиссией  предприятия  с привлечением представителя незаинтересованной организации. Акт  направляется поставщику  с  одновременным  запросом,  как   поступить   с   забракованным материалом. Последний, до указания  владельца  находится  у  потребителя  на ответственном хранении в особо отведенном месте. Как  правило,  качественная проверка  материалов   и   полуфабрикатов   проводится   только   по   особо ответственным их видам,  так  как  громадное  большинство  поставщиков  само проверяет  качество  своей  продукции  перед ее  отправкой.  Требования   к хранению и транспортировке пищевых продуктов. Принятые  на  склад  материалы  размещаются   с   соблюдением   определенных требований учета и хранения. При этом каждый материал должен размещаться  на складе с учетом того, чтобы  обеспечить  сохранение  количества  и  качества материалов.  Материалы  одинакового  наименования   размещаются   на   одном участке, материалы тяжелые и громоздкие должны  размещаться  ближе  к  месту выдачи.

На большинстве промышленных предприятий при материальных складах  существуют специальные  участки  подготовки   материалов   к   производству.   Так,   в централизованном порядке на многих заводах и  фабриках  организован  раскрой черных металлов, леса  и  других  материалов.  Это  дает  возможность  более экономно использовать материал, применяя  методы  комбинированного  раскроя, используя отходы для производства более мелких деталей и т. д.

Одним из видов подготовки материалов к производству является  комплектование материалов  и  полуфабрикатов  перед  отпуском  их  производственным  цехам.

Отпуск материала цехам осуществляется  на  основании  установленных  лимитов для каждого цеха. В зависимости от типа производства и характера  материалов применяется разный порядок отпуска материалов.

Основные материалы в массовом и крупносерийном производстве  отпускаются  по планкартам. Планкарта представляет документ, составляемый отделом  снабжения или планово-производственным отделом, в  котором  указывается  установленный цеху месячный лимит по каждому  виду  материала,  а  также  сроки  и  партии подачи. В соответствии с планкартами склад своими  транспортными  средствами доставляет  каждому  цеху  в  установленные  сроки   партии   материалов   и полуфабрикатов. Отпуск материалов оформляется приемо-сдаточными накладными.

На   предприятиях   серийного   и   единичного   производства   основные   и

вспомогательные материалы, а также вспомогательные материалы  в  массовом  и крупносерийном   производстве   отпускаются   по   разовым   требованиям   в соответствии  с  лимитными  картами  и   ведомостями.   Отпуск   оформляется накладными или расписками получателя в лимитных картах или ведомостях.

Для обеспечения  нормальной  работы  предприятия  очень  важно  организовать оперативное регулирование запасов. С этой целью устанавливается контроль  за состоянием гарантийных запасов на складах. Если  часть  гарантийных  запасов начинает выдаваться в цехи, то это служит сигналом того, что нормальный  ход производства может быть нарушен.  Об  этом  ставятся  в  известность  органы материально-технического снабжения. Такую же реакцию должны  вызывать  факты превышения  размеров  запасов,  установленных  по  категориям   материальных ресурсов. Таким образом, склады  не  только  выполняют  функции  хранения  и подготовки материалов к выдаче их в производство, но и  помогают  оперативно регулировать их потребление.

Мы  рассмотрели  функции  склада  как  посредника  между  производителями  и потребителями.  Но  раз  уж  нам  нужны  склады,  они  должны  быть  разумно организованы  (спроектированы).  Ниже  мы   рассмотрим   основные   принципы проектирования складов. Идет  ли  речь  о  небольшом  складе,  обслуживаемом ручным трудом,  или  о  крупном  автоматизированном  хозяйстве,  неизменными остаются  следующие  три  принципа:  критерии   проектирования,   технология грузопереработки и планировка зон хранения. Разберем эти принципы подробно.

Критерии  проектирования.   Критерии   проектирования   склада   связаны   с

физическими характеристиками складских помещений  и  движения  грузопотоков.

Процесс   проектирования   определяют   три   фактора:   этажность   склада, использование высоты складских помещений и особенности грузопотока.

Идеальный склад имеет только один этаж, что позволяет обойтись  без  лифтов, использование  которых  требует  времени   и   энергии.   Подъемники   часто оказываются   «узким   местом»,   рядом   с   которыми   возникает   очередь автопогрузчиков. Так  что  лучше,  когда  склад  размещается  в  одноэтажном здании, хоть это и не всегда  возможно,  особенно  в  деловых  центрах,  где свободной земли мало и она дорогая.

При любом размере складского  помещения  нужно  стремиться  к  максимальному заполнению кубатуры каждого этажа. Высота  большинства  складских  помещений составляет  примерно  6-9  метров,   хотя   современное   автоматизированное оборудование позволяет  использовать  помещения  с  высотой  потолка  до  30 метров. Благодаря стеллажам  или  другим  подобным  приспособлениям  удается продуктивно  эксплуатировать  весь  объем   склада,   до   самого   потолка.

Максимальная  высота   складских   помещений   ограничена   конструкционными возможностями автопогрузчиков, а также требованиями  пожарной  безопасности, обуславливаемыми возможностями противопожарных систем.
Планировка  склада,  кроме  того,  должна   обеспечивать   беспрепятственное

движение грузов независимо от того — подлежат они хранению или нет. В  общем это  означает,  что  груз  должен  поступать  с  одной  стороны   складского помещения,  складироваться  в  середине  и  отгружаться  с  другой  стороны.

Прямой  грузопоток  сводит  к  минимуму  вероятность  заторов  и   путаницы. Технология  грузопереработки.  Второй  принцип   относится   к   эффективной организации  грузопереработки.  Главные  требования  здесь  -  непрерывность грузопотока и достижение экономии за счет масштабов грузопотока. Непрерывность грузопотока  означает,  что  лучше,  когда  один  грузчик  или погрузочное средство перемещает груз  до  предназначенного  ему  места,  чем когда  несколько  человек  или  единиц  оборудования  обслуживают  отдельные участки маршрута. Передача груза с рук  на  руки  или  перегрузка  с  одного погрузчика на другой ведет не только к потере времени, но  и  повышает  риск повреждения  груза.  Так  что  в   общем   случае   на   складских   работах предпочтительнее более длинные и менее частые  маршруты.  Экономия  за  счет масштабов грузопотока означает, что при  каждой  операции  нужно  перемещать максимально большое количество груза:  не  по  одной  упаковке,  а  пакетами упаковок — паллетами  или  контейнерами.  Результатом  такого  пакетирования может стать  одновременное  перемещение  разных  продуктов  или  компонентов нескольких  разных   заказов.   Разумеется,   это   создает   дополнительные сложности, но тем не менее следует стремиться к  сокращению  числа  операций и, соответственно, расходов.

Планировка зон хранения.  Согласно  третьему  принципу,  при  проектировании склада необходимо учитывать  физические  характеристики  грузов,  подлежащих складированию, — прежде всего объем, вес и условия хранения.

Основным  фактором,  определяющим  выбор  того  или   иного   планировочного решения, является  объем  (размер)  груза.  Крупные  грузовые  отправки  или транзитные  грузы  следует  хранить  рядом  с  самыми  короткими  маршрутами загрузки-выгрузки, то есть рядом с главными проходами  и  на  нижних  полках стеллажей. Это сокращает дистанции  перемещения  грузов.  Грузовые  отправки небольших объемов, напротив, можно размещать вдали от главных проходов и  на верхних полках стеллажей

Сходным образом при планировке складских помещений следует  учитывать  такие характеристики грузов,  как  вес  и  условия  хранения.  Относительно  более тяжелые грузы следует размещать как можно ниже,  чтобы  минимизировать  риск их  повреждения  при  подъеме  и  требуемые  для  этого  усилия.  Размещение насыпных грузов или грузов с низкой плотностью требует  большого  свободного пространства,  поэтому  для  них  нужно  предусмотреть  открытое  место  или стеллажи  с  высокими  бортами.  С   другой   стороны,   для   складирования малогабаритных грузов требуются стеллажи с мелкими ячейками. Стало  быть,  в планировке склада должны получить отражение особенности всех видов  хранимой продукции.

Однако в некоторых ситуациях эти принципы вступают в  противоречие  друг  с другом. Возможно, например, что по  технологическим  причинам  для  подборки грузов из мест хранения и для комплектования заказов  выгоднее  использовать одно оборудование, а для загрузки их в трейлер — другое. Это  означает,  что грузы нужно передавать с одного погрузчика на  другой,  на  что  расходуется дополнительное  время.  Но  при  этом  может   оказаться,   что   применение специализированного оборудования в  каждой  из  этих  операций  обеспечивает более  низкие  общие  издержки.  Важным  аспектом  являются  противопожарные мероприятия, особенно если на складе хранятся  ГСМ  и  легковоспламеняющиеся вещества.  Впрочем,  все  это  не  умаляет  роли  общих принципов.
2. Синтетический и аналитический учет производственных запасов

2.1. Документирование оформления поступления и расхода производственных запасов

Все операции, связанные с движением производственных запасов, в первую очередь, находят отражение в складском учете. Этот учет обычно называют оперативным, и он имеет важное значение для всего бухгалтерского учета на ОАО «ТОРА». Поэтому работники бухгалтерии должны осуществлять систематический контроль за правильным и своевременным документированием движения материалов на складе и записями в регистрах складского учета материалов, за соответствием фактических остатков материалов данным текущего бухгалтерского учета, проводить фактические проверки наличия ценностей, а также осуществлять сверку складского учета с бухгалтерским.

На производственных предприятиях для хранения материалов могут создаваться как специализированные общезаводские склады, так и кладовые, выполняющие функции промежуточных складов. Каждому складу приказом по предприятию присваивается постоянный номер, который в дальнейшем указывается на всех документах, относящихся к операциям данного склада.

Учет материалов на складах осуществляют заведующие складами (кладовщики), с которыми заключается типовой договор о полной индивидуальной материальной ответственности. На мелких предприятиях обязанности заведующего складом (кладовщика) могут быть возложены на заведующего производством.

Для эффективного ведения складского учета материальные ценности целесообразно размещать по секциям, а внутри них – по партиям, группам, подгруппам и сортам в штабелях, контейнерах, ящиках, на стеллажах, полках, ячейках и поддонах. Кроме того, на каждый номенклатурный номер материалов материально ответственным лицам необходимо заполнять материальный ярлык и прикреплять его к месту хранения материалов. В нем необходимо указать наименование материалов, номенклатурный номер, единицу измерения, цену и лимит наличия материалов. Такая организация складского учета обеспечит оперативность и быстроту приемки и отпуска материалов, а также контроль за соответствием фактического их наличия установленным нормам запаса (лимиту).

На производственных предприятиях в связи с разными производственными условиями потребления материалов и их физическими свойствами существуют несколько вариантов складского учета материалов.

На мелких предприятиях с ограниченной номенклатурой материальных ценностей складской учет материалов ведут в специальных книгах, которые объединяют складской учет и отчетность кладовщика. Записи в книгу производятся в двух экземплярах, из которых первый отрывной служит в качестве отчета заведующего складом. В книге записывают остатки материалов на начало отчетного периода, данные о поступлении и выбытии ценностей по каждому документу и выводят остатки на конец отчетного периода. Затем первый лист книги со всеми приходными и расходными документами сдают в бухгалтерию. В случае обнаружения ошибок в оба экземпляра листов книги вносятся исправления.

На большинстве предприятий пищевой промышленности, где ежедневно производится много записей по движению материалов, рекомендуется использовать книгу (карточки) партионного учета материалов. Кладовщик открывает в ней счета на каждую партию поступивших материалов. Так как по каждой партии материалов по приходу может быть только одна запись, а по расходу – несколько, записи по их приходу и расходу производятся в одной графе.

На крупных предприятиях складской учет материалов целесообразно вести не в книгах, а на карточках складского учета. Карточки открывают в бухгалтерии на каждый номенклатурный номер материала и передают на склад. В них указывают номер склада, наименование материала, номенклатурный номер, сорт, единицу измерения, учетную цену и т.д. Кладовщики заполняют в них колонки прихода, расхода и остатка материалов в натуральном выражении. Записи в карточках кладовщик производит на основании первичных документов по мере совершения хозяйственных операций. После каждой записи в ней обязательно выводится остаток материалов. Благодаря этому склад располагает оперативными сведениями о состоянии запасов материалов.

Ведение складского учета материалов на карточках составляет основу сортового аналитического учета материалов.

В условиях функционирования автоматизированного складского хозяйства вместо карточек и книг применяют машинограммы-ведомости, отражающие остатки и движение материалов. В них на основании первичных документов отражают те же данные, что и в карточках и книгах складского учета, однако в отличие от них машинограммы-ведомости составляют в разрезе складов и материально ответственных лиц. Использование машинограмм усиливает контроль за движением и состоянием материалов на складе и повышает эффективность оперативного управления производством.

В установленные сроки заведующие складами на основании первичных приходных и расходных документов составляют отчеты о движении материальных ценностей, которые сдаются в бухгалтерию для последующей проверки и обработки. Начальники цехов (мастера) могут составлять производственные отчеты. Формы и порядок составления отчетов зависят от отраслевых особенностей, производственных мощностей предприятий, степени автоматизации учетно-вычислительных работ и других факторов. Однако, несмотря на имеющиеся различия, все отчеты составляются в двух экземплярах, имеют общие черты и назначение. Во-первых, большинство отчетов составляется преимущественно в натуральном выражении, во-вторых, во всех отчетах указываются остатки материальных ценностей на начало и конец отчетного периода, а также их движение, т.е. поступление и выбытие (расход). В производственных отчетах наряду с фактическим расходом материалов указывают их расход по норме. Первый экземпляр представленного отчета с приложенными документами остается в бухгалтерии производственного предприятия, а второй – с распиской бухгалтера возвращается материально ответственному лицу и служит подтверждением сдачи отчета с документами. Кроме того, отчет заменяет складской учет.

В бухгалтерии поступившие отчеты подвергаются тщательной проверке. При проверке обращается внимание на правильность оформления документов, законность и целесообразность отражаемых операций; соответствие дат, документов тому периоду, за который составлен отчет; на правильность перенесения остатков с предыдущего отчета. Затем проверяются итоги по приходу и расходу и точность определения остатков материалов на конец отчетного периода.

Если при проверке в отчете будут обнаружены какие-то ошибки, то отчет возвращается материально ответственному лицу для исправления. Факт проверки и приемки отчета подтверждается подписью бухгалтера.

По окончании проверки отчета бухгалтер приступает к его бухгалтерской обработки. Ее сущность заключается в составлении бухгалтерских проводок по каждой хозяйственной операции и подготовке документов и отчета для записи в учетные регистры.    продолжение
--PAGE_BREAK--
2.2. Синтетический и аналитический учет производственных запасов

Синтетический учет производственных запасов ведется на счете 10 «Материалы». Этот счет имеет следующие субсчета:

·         «Сырье и материалы»;

·         «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»;

·         «Топливо»;

·         «Тара и тарные материалы»;

·         «Запасные части»;

·         «Прочие материалы».

·         «Материалы, переданные в переработку на сторону»;

·         «Строительные материалы»;

·         «Инвентарь и хозяйственные принадлежности».

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета синтетический учет производственных запасов на счете 10 «Материалы» разрешается вести двумя способами:

·         по фактической себестоимости;

·         по учетным ценам.

При первом способе на счете 10 «Материалы» отражаются все расходы по их приобретению и заготовлению.

При втором способе дополнительно используют счета: 15 «Заготовление и приобретение материалов» и 16 «Отклонение в стоимости материалов».

Применение того или другого способа определяется предприятием самостоятельно и указывается в его учетной политике.

Традиционным и более упрощенным является первый способ учета материалов. В этом случае на поступившие материалы в бухгалтерском учете дебетуют счет 10 «Материалы» и кредитуют счета:

76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» – на стоимость услуг, оплачиваемых чеками транспортным (железнодорожным, водным) организациям, а также информационные и консультационные услуги, таможенные пошлины и др.;

71 «Расчеты с подотчетными лицами» – на стоимость сырья и материалов, приобретенных и оплаченных из подотчетных сумм;

23 «Вспомогательные производства» – на расходы по доставке материалов собственным транспортом и на фактическую себестоимость материалов собственного производства;

20 «Основное производство» – на стоимость полученных из производства возвратных отходов и др.

Если при приемке обнаруживается их недостача или порча, то эти операции на материальных счетах не отражаются. В случае, когда недостача сырья и материалов не превышает норму естественной убыли в пути, она списывается на общехозяйственные расходы производственного предприятия. При обнаружении же недостачи и порчи сырья и материалов по вине поставщика последнему предъявляется претензия. Эта операция в учете отражается по дебету счета 76-2 «Расчеты по претензиям» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

При ведении синтетического учета материалов по фактической себестоимости в рамках счета 10 «Материалы» целесообразно открыть два аналитических счета:

·         материалы по учетным ценам;

·         транспортно-заготовительные расходы или отклонение в стоимости материалов.

Отпуск сырья и материалов из центральных складов в кладовые производственных цехов рассматривается как внутренние перемещения и в бухгалтерском учете отражается записью: дебет счета 10 «Материалы», аналитический счет «Центральный склад»; кредит счета 10 «Материалы», аналитический счет «Производственный цех».

Производственный расход сырья и материалов в бухгалтерском учете отражается путем списания с кредита счета 10 «Материалы» в дебет счетов:

·         20 «Основное производство» – на стоимость сырья и материалов, израсходованных в основном производстве;

·         23 «Вспомогательные производства» – на стоимость материалов, израсходованных во вспомогательных производствах;

·         25 «Общепроизводственные расходы» – на стоимость материалов, израсходованных на общепроизводственные нужды;

·         26 «Общехозяйственные расходы» – на стоимость материалов, израсходованных на общехозяйственные нужды;

·         28 «Брак в производстве» – на стоимость материалов, израсходованных на исправление бракованной продукции и др.

В течение месяца списание сырья и материалов производится по твердым учетным ценам. В конце месяца определяют разницу между фактической себестоимостью израсходованных материалов и стоимостью их по твердым учетным ценам. Разницу списывают на те же счета затрат, на которые были списаны материалы по твердым учетным ценам. При этом если фактическая себестоимость выше твердой учетной цены, то разницу между ними списывают дополнительной бухгалтерской проводкой, обратную же разницу – способом «сторно», т.е. отрицательными числами.

При втором способе учета материалов на их фактическую себестоимость на основе поступивших расчетных документов поставщиков и других организаций дебетуется счет 15 «Заготовление и приобретение материалов» и кредитуются счета: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»; 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»; 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и др. Записи на счетах производятся независимо от того, когда сырье и материалы поступили на склад производственного предприятия – до или после получения расчетных документов поставщиков и других организаций.

На учетную стоимость оприходованных материалов в бухгалтерском учете дебетуется счет 10 «Материалы» и кредитуются счета:

15 «Заготовление и приобретение материалов» – на фактическую стоимость сырья и материалов, если она ниже учетной стоимости;

16 «Отклонение в стоимости материалов» – на сумму разницы между стоимостью материалов по учетным ценам и их фактической себестоимостью.

В случае же превышения фактической себестоимости оприходованных материалов от стоимости их по учетным ценам, на имеющуюся разницу в бухгалтерском учете дебетуют счет 16 «Отклонение в стоимости материалов» и кредитуют счет 15 «Заготовление и приобретение материалов».

Остаток счета 15 «Заготовление и приобретение материалов» показывает стоимость оплаченных, но не поступивших на склад производственного предприятия от поставщиков материалов за отчетный месяц.

Учтенные в течение месяца на счете 16 «Отклонение в стоимости материалов» разницы между фактической себестоимостью приобретенных материалов и стоимостью их по учетным ценам в конце месяца списываются на счета затрат пропорционально стоимости израсходованных материалов по учетным ценам. В случае превышения фактической себестоимости материалов от стоимости их по учетным ценам в бухгалтерском учете дебетуют счета затрат и кредитуют счет 16 «Отклонение в стоимости материалов». В противном случае в бухгалтерском учете делается сторнировочная запись.

При реализации материалов на сторону, синтетический учет которых ведется по фактической себестоимости, в бухгалтерском учете производятся следующие записи:

1. Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» — на фактическую себестоимость реализованных материалов.

Кредит счета 10 «Материалы».

2. Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» — на продажную стоимость материалов.

Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».

3. Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» — на сумму НДС по реализованным материалам.

Кредит счета 68 «Расчеты с бюджетом».

Финансовый результат от реализации материалов списывается со счета 91 «Прочие доходы и расходы» на счет 99 «Прибыли и убытки».

В случае же реализации материалов на сторону, синтетический учет которых ведется по учетным ценам, списание учетной стоимости материалов отражают по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 10 «Материалы». На сумму разницы между фактической себестоимостью материалов и стоимостью их по учетным ценам дебетуют счет 91 «Прочие доходы и расходы» и кредитуют счет 16 «Отклонения в стоимости материалов». При этом производится либо обыкновенная, либо сторнировочная запись.

В бухгалтерии производственного предприятия, наряду с синтетическим учетом материалов, параллельно ведется аналитический учет. Существуют разные варианты аналитического учета материалов: сортовой, партионный, оперативно-бухгалтерский и др.

Сортовой способ учета материалов предусматривает ведение учета в натурально-стоимостном выражении по видам и сортам материалов.

На каждый вид и сорт материалов в бухгалтерии открывают карточки аналитического учета, в которых на основании первичных документов записывают операции по поступлению и расходу материалов. Эти карточки отличаются от карточек складского учета материалов лишь тем, что учет материалов в них ведут не только в натуральном, но и в денежном выражении. По окончании месяца по итоговым данным всех карточек по каждому складу и в целом по предприятию составляют сортовые количественно-суммовые оборотные ведомости аналитического учета и сверяют их с оборотами и остатками синтетического счета 10 «Материалы» и данными карточек складского учета.

Партионный способ учета материалов в основном применяют на предприятиях пищевой промышленности по тем видам сырья и материалов, по которым необходим строгий контроль за соблюдением сроков хранения и использования. Этот способ предусматривает составление по каждой партии поступивших материалов партионной карты. В ней в отличие от складской партионной книги (карты) указывается стоимость материала. Записи в партионной карте ведутся линейно-позиционным способом. В конце месяца партионные карты сверяются с регистрами складского учета и их данные обобщают путем составления оборотной ведомости. Итоги последней сопоставляют с данными синтетического учета.

Оперативно-бухгалтерский способ учета материалов предусматривает ведение натурального учета материалов на складе. Работник бухгалтерии, осуществляя прием отчетов от материально ответственных лиц непосредственно на складах, проверяет по первичным документам правильность отражения их данных в регистрах складского учета. В бухгалтерии натурально-стоимостный учет не ведут, а применяют суммовой учет движения материалов.

В конце месяца на основании данных складского учета бухгалтер выписывает количественные остатки материалов по их отдельным видам в специальную сальдовую ведомость учета остатка материалов на складе (без оборотов прихода и остатка). Затем бухгалтер осуществляет таксировку и подсчет итогов остатков материалов по твердым учетным ценам по отдельным учетным группам материалов и в целом по складу.

Оперативно-бухгалтерский (сальдовый) способ учета материалов – один из наиболее эффективных, особенно в условиях ручной обработки учетных данных и малой механизации учета. Его применение позволяет избегать ведения громоздкого натурально-стоимостного учета в бухгалтерии и не допускает его дублирования с записями складского учета.

На мелких производственных предприятиях в качестве регистров натурально-стоимостного учета можно использовать материальные отчеты. В этом случае значительно сокращается трудоемкость учетно-вычислительных работ, достигается тождественность складского и бухгалтерского учета и упрощается сверка данных синтетического и аналитического учета.

Суммовой аналитический учет материалов на производственных предприятиях в зависимости от применяемой формы бухгалтерского учета может вестись в книгах, карточках, ведомостях, журналах-ордерах и машинограммах.

Наибольший эффект в организации учета материалов достигается при применении автоматизированной формы бухгалтерского учета, использовании персональных компьютеров и прогрессивных программ.



3. Аудит и анализ производственных запасов

3.1. Цели, задачи и источники информации аудита производственных запасов

         Вторым элементом материального производства является использование предметов труда, из которых под влиянием живого труда и средств труда создаются новые продукты — готовая продукция предприятия. Материалы, используемые предприятием, являются носителями прошлого труда, вложенного на предыдущих стадиях добычи и обработки. Одной из отличительных особенностей промышленного потребления предметов труда является то, что они сразу в одном производственном цикле входят в состав продукции и стоимость их целиком включается в затраты на производство. При этом предметы труда меняют свою натурально-вещественную форму. Предметы труда приобретаются у поставщиков и оплачиваются из оборотных средств.

         Таким образом, ежедневная потребность в предметах труда на функционирующем предприятии позволяет зачислить их в состав материальных оборотных средств предприятия и рассматривать как текущие активы.

         В состав предметов труда входят:

–       топливо;

–       полуфабрикаты;

–       сырье;

–       материалы;

–       энергия.

         Их приобретение, хранение и использование имеют особенности. Некоторые предметы труда не имеют вещественной формы и не могут храниться на складе. Некоторые предметы, имеющие вещественную форму, не хранятся из условий их поставки: магистральный газ, вода.

         Те производственные запасы, которые подлежат хранению, должны быть запасены в размере минимальных потребностей. То есть предприятие должно стремиться работать «с колес».

         Хранение предметов труда в виде запасов на складе сопряжено с дополнительными затратами. Приобретение материалов в запас приводит к иммобилизации оборотных средств.
         Перед бухгалтерским учетом производственных запасов стоят следующие задачи:

–       контроль за сохранностью запасов на складах;

–       контроль за состоянием складских запасов;

–       документальное оформление всех операций по поступлению и расходу производственных запасов;

–       выбор обоснованной учетной политики в отношении метода оценки материалов;

–       определение всех затрат, связанных с приобретением запасов;

–       списание стоимости израсходованных материалов на затраты предприятия и в себестоимость продукции.

Для обеспечения учета материалов на должном уровне должны соблюдаться определенные условия:

–       хранение материалов должно осуществляться в складских помещениях, приспособленных к определенным их видам;

–       прием и отпуск ценностей должны измеряться, для чего склады должны обеспечиваться весоизмерительными приборами;

–        с работниками складов необходимо заключать договоры о материальной ответственности.
Все запасы предприятия можно разделить на три группы:




В зависимости от роли, которую играют производственные запасы, они могут подразделяться на группы:

–       сырье и материалы;

–       покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия;

–       топливо;

–       тара и тарные материалы;

–       строительные материалы;

–       материалы, переданные в переработку;

–       запасные части;

–       отходы.

Классификация производственных запасов осуществляется по многим признакам. Есть общая классификация, отражающая единые признаки группировки. Самый общий классификационный признак — по функциональной роли материалов.

         Сырье составляет основу продукта и является основой сельского хозяйства (хлопок, шерсть, зерно и др.) и продукцией добывающих отраслей.

         Материалы — это продукция перерабатывающих отраслей. Они делятся на основные и вспомогательные.

         Основные — являются составляющей готовой продукции, то есть их использование предусмотрено технологией. Они занимают значительный удельный вес в себестоимости.

         Вспомогательные материалы не входят вещественно в состав продукции, а способствуют процессу производства, обеспечивают обслуживание оборудования или предают внешний вид продукции, не влияя при этом на технические параметры.

         Полуфабрикаты — материалы, прошедшие часть обработки или даже сборки, они целиком входят в изготавливаемую продукцию, могут быть собственного производства и покупными (чугун, шины).

         Топливо — это своеобразный вид вспомогательных материалов, но выполняющий специфическую функцию. То есть оно может быть:

–       технологическим (участвующим в технологическом процессе);

–       двигательным;

–       хозяйственным.
Виды топлива: твердое, жидкое, газообразное.

         Тара и тарные материалы предназначаются для упаковки готовой продукции (мешки, ящики). Тара, используемая для измерения и хранения ценностей в цехах, к этой группе не относятся и являются инвентарем.

         Запасные части имеют особое назначение и используются для замены отдельных частей оборудования в процессе ремонта.

         Отходы своего производства — это остатки материалов, которые могут быть использованы в производстве, в подсобных хозяйствах или реализованы на сторону (обрезки, стружка, лоскут). Отходы учитываются по пониженным ценам в том случае, если имеют потребительскую стоимость. Отходы, не имеющие потребительской стоимости или не поддающиеся оценке, не являются объектом бухгалтерского учета.

         Классификация по функциональному признаку лежит в основе учетных группировок.

         В плане счетов на основании этой группировки построены субсчета по счету 20 «Производственные запасы».

         На крупных предприятиях информация по субсчетам детализируется по группам материалов (черные и цветные металлы) и по номерам складов, где они хранятся. Каждая группа, в свою очередь, состоит из определенных видов, типов, размеров и марок. Каждая такая разновидность может иметь разную натуральную единицу измерения и разную цену, поэтому каждой марке, типа, размера материала присваивается номенклатурный номер по определенной системе нумерации.

         Осуществляющаяся таким образом классификация по субсчетам, укрупненным группам, складам производится на ОАО «ТОРА» в виде определенной номенклатуры.

         Этот систематизированный справочник сочетается, если возможно с закрепленной оценкой, носящей название учетной цены. Такой справочник называется «Номенклатура-ценник». Разделяется он с учетом конкретных особенностей предприятия.

         В соответствии с этой группировкой ведется сортовой учет производственных запасов, то есть учет по каждому типоразмеру, сорту только в натуральном или натурально-стоимостном выражении.

         На любом предприятии существует особая форма МБП. К ним относятся:

–       хозяйственный и производственный инвентарь;

–       спецодежда, спецобувь, срок использования которых менее одного года.

По своей экономической природе они являются средствами труда, однако в целях упрощения учета, они приравниваются к оборотным средствам и составляют особую группу производственных запасов. Их учитывают по однородным группам, которые шифруются в номенклатуре-ценнике также как остальные виды производственных запасов.

         Основы оценки производственных запасов определены в П(С)БУ 9 «Запасы». Запасы признаются активами, то есть отражаются в балансе если:

–       стоимость их может быть достоверно определена;

–       если существует вероятность того, что предприятие в будущем получит экономические выгоды от их использования.

         Согласно П(С)БУ 9 выделяются два момента в оценке производственных запасов:

–       на дату составления баланса;

–       оценка при выбытии запасов.

         На дату составления баланса производственные запасы должны отражаться по наименьшей из двух оценок:

–       первоначальная стоимость (себестоимость заготовления);

–       чистая стоимость реализации.

         Отражение в балансе запасов по чистой стоимости реализации используется в торговле, а на промышленных предприятиях запасы отражаются по первоначальной стоимости.

         Первоначальная стоимость складывается по-разному в зависимости от источника поступления запасов (приобретение за плату, взнос в уставной капитал, результат собственного производства, обменные операции и безвозмездное получение).

         Первоначальная стоимость, приобретенных за плату производственных запасов включает покупную стоимость ТЗР, комиссионные, уплаченные посредникам, таможенные сборы и пошлины.

         Если запасы приходуются как взнос в уставный капитал, в результате обменных операций, или в связи с бесплатным получением, то первоначальная стоимость таких запасов устанавливается на уровне справедливой стоимости. Справедливая стоимость — это согласованная стоимость, которая признана заинтересованными осведомленными и независимыми сторонами, участвующими в этой сделке.

         Текущая оценка или оценка по учетным ценам используется для ежедневного отражения движения материалов. Она используется при таксировке количественных данных в первичных документах по движению материалов.

         Таким образом, текущая оценка необходима для денежного выражения движения материалов в течение месяца. Согласно П(С)БУ 9 оценка материалов при их выбытии (отпуск в производство, продажа, бесплатная передача) может осуществляться по одному из следующих методов:

–       метод идентифицированной себестоимости соответствующей единицы запасов;

–       метод средневзвешенной себестоимости;

–       метод FIFO;

–       метод LIFO;

–       метод нормативных расходов.

         Первый метод применяется при отпуске запасов, предназначенных для выполнения специальных заказов и проектов. Он используется в отношении тех материалов, которые могут быть заменены другими. Этот метод применяется в отношении запасных частей и комплектующих изделий.

         Метод средневзвешенной себестоимости. При этом методе оценка производится по каждой единице запасов путем деления себестоимости полного объема запасов в суммарном выражении с учетом сальдо начального на общее количество запасов и поступивших за месяц.

         Метод FIFO базируется на предположении, что запасы используются в той последовательности, в которой они поступают на предприятие, это значит, что запасы, которые отпускаются в производство, оцениваются по себестоимости первых по времени поступления запасов. То есть по принципу «первым пришел, первым ушел».

         Метод LIFO является противоположным методу FIFO. Он базируется в последовательности обратной их поступлению на предприятие. Это значит, что запасы, которые отпускаются в производство, оцениваются по себестоимости последних по времени поступления запасов, т.е. действует принцип «последним пришел, первым ушел».

         Метод нормативных расходов базируется на применении норм расходов материалов на единицу продукции. Он удобен в машиностроении, мебельной, швейной, кожевенной, пищевой промышленности при массовом и серийном производстве разнообразной и сложной продукции, с большим количеством деталей и узлов. Условием применения этого метода является постоянно пересматриваемые технологическим и плановым отделом нормы расхода и разработка нормативных калькуляций.

         В отношении первого и последнего метода оценки существуют строгие ограничения. Выбор удобного метода оценки, который будет записан в учетную политику предприятий, может быть сделан из 2, 3, 4 метода.

         Оценка материалов по средневзвешенной себестоимости является традиционной для отечественной учетной практики, т.е. он удобен и привычен.

         Метод FIFO отличается простотой, однако может привести к неоправданному завышению прибыли, если это повлияет на величину налогооблагаемой прибыли, то данный фактор, многими предприятиями рассматривается как препятствие в применении метода FIFO.

         На тех предприятиях, где используется скоропортящееся сыре и материалы, применение данного метода оправдано. Многие предприятия в условиях инфляции этот метод не используют.

         Метод LIFO позволяет наиболее достоверно определять прибыль, исходя из реальных экономических условий функционирования предприятия. То есть этот метод удобен в условиях инфляции.

         Использование методов FIFO и LIFO требует организации партийного учета производственных запасов. Для большинства предприятий это сложно.

         Все предложенные П(С)БУ методики оценки исходят из того, что оценка базируется на всех издержках, понесенных в тот или иной период времени, т.е. на прошлых издержках.

         Оценка по фактическим издержкам, определяемым по прошлым затратам в условиях рынка может не соответствовать реальной сегодняшней стоимости не только остатков, но и израсходованных материалов. Особенно это может проявляться в условиях инфляции, но не менее важно, когда происходит снижение стоимости запасов из-за их старения.

         МСБУ предусматривают оценку по ценам, которые были бы не ниже рыночной стоимости. Для установления таких цен нужны специальные расчеты. Эти расчеты помогают закрепить стандартную учетную цену, для текущего отражения движения материальных ценностей не должна быть выше их рыночной стоимости. В этом проявляется действие принципа осторожности.    продолжение
--PAGE_BREAK--
3.2. Аудит состояния и сохранности производственных запасов

   Обеспечение  сохранности  собственности  —  одна  из   основных   задач

документальной ревизии.  В  процессе  ревизии  сохранности  производственных запасов проверяется состояние складского  хозяйства,  подбор  и  расстановка кадров  материально  ответственных  лиц,  организация  пропускной   системы, контроля за своевременным проведением  инвентаризации  и  выполнением  плана внезапных проверок наличия производственных запасов.

    Прежде всего, ревизор устанавливает степень обеспеченности  предприятия складскими помещениями, в пределах,  необходимых  для  надлежащего  хранения производственных запасов, а также, не хранятся ли  материальные  ценности  в неприспособленных  помещениях,  под  открытым  небом.   Проверяя   складские помещения,  ревизор  обращает  внимание  на  их  пригодность  для   хранения производственных запасов.

    Сохранность производственных запасов зависит  не  только  от  состояния

складских помещений, но и от соблюдения правил хранения. В  местах  хранения материалы должны быть размещены таким образом, чтобы к  ним  в  любое  время был  доступ,  обеспечивающий  складирование  вновь  поступающих   ценностей, отпуск ценностей, проверку нормативного запаса и  их  наличия.  При  ревизии нужно выяснить, не  было  ли  случаев  порчи  материальных  ценностей  из-за нарушений правил хранения; имеются ли на местах хранения  материалов  ярлыки (по форме № М-16), полностью ли они заполнены и, в частности,  указан  ли  в них  номенклатурный  номер,  наименование  и  норма  запаса   данного   вида материальных ценностей; обеспечена ли противопожарная защита  и  установлены ли надежные запоры и сигнализация.

    Ревизор  должен  проверить  весовое  хозяйство  и  другие   контрольно-

измерительные приборы, выяснить время клеймения и выверки приборов, а  также сроки  дератизации  (уничтожения  грызунов)   и   дезинфекции   (уничтожения насекомых) в складских помещениях.

    Правильность показаний весов устанавливается путем взвешивания гирь  на десятичных  весах  и  одинаковых,  по  весу  предметов  на   разных   весах.

Результаты  такой  проверки  отражаются  в  промежуточном  акте.  В   случае выявления расхождений в весах или показаниях других  измерительных  приборов необходимо потребовать объяснение у материально ответственного лица.

    Обеспечение сохранности собственности во многом зависит  от  подбора  и

расстановки кадров материально ответственных  лиц.  В  отделе  кадров  нужно проверить наличие обязательств о материальной ответственности, есть ли  виза главного бухгалтера, разрешающая зачислить данного работника  на  должность, связанную с материальной ответственностью. Отсутствие  такой  визы  означает либо несогласие главного бухгалтера на прием на paбoтy  данного  материально ответственного лица, либо несоблюдение  утвержденного  Положения  о  главных (старших) бухгалтерах государственных предприятий, в соответствии с  которым перемещения  материально  ответственных  лиц  могут  осуществляться  лишь  с согласия главного бухгалтера.

    В  бухгалтерии  предприятия  нужно  проверить  правильность  оформления передачи складов (кладовых) при  смене  материально  ответственных  лиц,  их болезни или уходе в отпуск и отражения выявленных  при  этом  расхождений  в бухгалтерском учете.

    Важным условием обеспечения сохранности  собственности  является  четко организованная  охрана  производственных  запасов  и   пропускная   система. Внезапной проверкой на  месте  ревизор  может  установить,  как  организован контроль за вывозом материальных ценностей  на  предприятии.  Затем  следует проверить,  соблюдается  ли  принятый  порядок  оформления   и   регистрации пропусков работниками охраны. Пропуска  должны  быть  подписаны  начальником отдела сбыта  и  главным  бухгалтером  пли  его  заместителями.  Образцы  их подписей должны находиться у работников охраны.

    Бюро пропусков (охрана) на  следующий  день  возвращает  в  бухгалтерию использованные пропуска с отметкой о провозе груза.  Получив  эти  пропуска, работник  бухгалтерии,  ответственный  за  этот   участок   работы,   обязан проверить  полноту  возврата  выписанных  пропусков  и  установить,  те   ли материальные  ценности  по  наименованию  и  количеству  были   вывезены   с территории предприятия. Задача ревизора заключается в том,  чтобы  выяснить, не допускается ли вывоз производственных запасов по  пропускам,  подписанным лицами, которые  не  имеют  на  это  право,  или  по  устным  разрешениям  и запискам; осуществляется ли контроль за вывозом грузов,  а  также  внезапные проверки  правильности  вывоза  производственных  запасов  (по  актам  таких проверок); не было ли случаев вывоза производственных  запасов  по  одним  и тем же пропискам дважды и т. д.

    Действенным  методом  проверки  сохранности  производственных   запасов является проведение внезапной полной  или  выборочной  их  инвентаризации  в период   производства   документальной    ревизии,    а    также    проверка своевременности,   полноты   и   правильности   проведенных   инвентаризаций предприятием.

    Как правило, сплошная инвентаризация материальных ценностей  проводится во время ревизии лишь в тех случаях, когда имеются  данные  о  хищении  этих ценностей  или  их  недостач,  образовавшихся  в  результате  каких-то  иных причин. При обычных  условиях  наличие  материальных  ценностей  проверяется путем выборочной инвентаризации у различных материально ответственных лиц.

    Инвентаризация материальных ценностей осуществляется в  соответствии  с правилами,   изложенными   в   Основных   положениях   по    инвентаризации.

Единственным дополнением к правилам является лишь то, что наряду  с  членами инвентаризационной комиссии,  созданной  для  проведения  инвентаризации  во время ревизии, и материально ответственными лицами инвентаризационные  описи подписывает и ревизор (член ревизионной бригады  по  проведению  комплексной документальной ревизии).

    При  выборочной  инвентаризации  также   создается   инвентаризационная

комиссия,  и  проверка   наличия   материальных   ценностей   проводится   в

присутствии  материально  ответственного  лица.  Отличительной  чертой  этой инвентаризации является проверка наличия лишь тех производственных  запасов, которые выбирает  ревизор  (например,  краски,  молочные  бутылки,  фартуки, строительные материалы, спецодежда, спецобувь,  пищевые  продукты  и  т.д.). Результаты  проверки  оформляются  актом,   который   прилагается   к   акту документальной ревизии.

    В процессе ревизии  следует  установить:  полностью  ли  были  охвачены

инвентаризацией производственные запасы,  соблюдаются  ли  сроки  проведения инвентаризации,  установленные  действующим   Положением   о   бухгалтерских отчетах и балансах, правильно ли были оформлены инвентаризационные  описи  и сличительные ведомости (нет ли в них неоговоренных исправлений и  подчисток, подписаны ли они всеми членами инвентаризационной комиссии,  имеются  ли  на них  подписи  материально  ответственных  лиц  и  их  расписки  о   принятии перечисленных в описи ценностей  на  ответственное  хранение,  правильно  ли записаны наименования и количество производственных запасов  в  сличительные ведомости, правильно ли определена разность в остатках между  данными  учета и по результатам инвентаризации  и  т.  д.).  Одновременно  нужно  выяснить, своевременно ли подводились итоги инвентаризации (результаты  инвентаризации должны быть отражены  в  учете  в  течение  10  дней  после  ее  окончания), правильно ли были  приняты  решения  по  выявленным  инвентаризацией  фактам недостач и излишков и, в частности, не было  ли  случаев  сокрытия  недостач под видом пересортицы (путем перекрытия недостач  одних  видов  материальных ценностей  излишками  по  другим  видам  ценностей),   не   допускались   ли необоснованные решения о списании  недостач  на  издержки  производства  или отнесении их на убытки прошлых лет и на другие счета вместо  взыскания  сумм недостач  с  виновных  лиц  и  т.  д.  Для  ревизии   используются   решения инвентаризационных комиссий,  зафиксированные  в  приветствующих  протоколах заседаний, и записи по счетам бухгалтерского учета  в  журналах-ордерах  или табуляграммах.

    Нередко инвентаризационные комиссии обнаруживают материалы,  малоценные и  быстроизнашивающиеся  предметы,  запасные  части   и   другие   ценности, непригодные к использованию. В этих случаях  нужно  проверить,  составляются ли   на   них    отдельные    инвентаризационные    описи,    приводит    ли инвентаризационная  комиссия  эти  ценности  в  состояние,  непригодное  для дальнейшего использования (лом, отходы и др.), при списании их с  разрешения администрации, приходуются ли полученные от них отходы  по  цене  возможного использования.

    В акте инвентаризационной комиссии должно быть указано,  что  списанные производственные запасы уничтожены и полученные при этом  отходы  сданы  на склад, а в решении  инвентаризационной  комиссии  отмечается,  за  чей  счет нужно списать эти материалы. Правильность отнесения материального ущерба  на виновных лиц или списания их  за  счет  производства  ревизор  провернет  по записям в журнале-ордере № 10/1 и другим учетным регистрам.

    Одной из задач ревизии сохранности  производственных  запасов  является

проверка организации контроля  за  деятельностью  материально  ответственных лиц. Такой контроль проводится работниками бухгалтерии  предприятия,  отдела снабжения и отдела сбыта, а также членами постов и групп народного  контроля предприятия.

3.3. Контроль за отпуском запасов в производство

Материалы хранятся на складе под ответственностью кладовщика, с которым заключен договор о полной материальной ответственности.

         Приобретение материалов у поставщиков осуществляется на основе заключенных договоров.

         Выполнение договоров поставки по срокам, количеству, ассортименту учитывается службой МТС (материально-технического снабжения). Поставщик отпуск или отгрузку сопровождает выпиской счетов фактур и транспортных документов (товаротранспортные накладные).

         На складе покупателя кладовщик проверяет, взвешивает и пересчитывает принимаемые ценности. На фактическое количество поступивших материалов кладовщик составляет приходный ордер (однострочный, многострочный).

         При недостаче материала составляется приемный акт. Для составления акта создается комиссия. В ее состав должен входить представитель поставщика, транспортные организации или третьей незаинтересованной стороны (исполкома).

         В том случае, если обнаружена недостача по вине поставщика или транспортной организации, этот акт является основанием для предъявления претензии.

         Прием ценностей кладовщиком может осуществляться у экспедитора (работника данного предприятия) или у представителя поставщика. Предварительно экспедитору выписывается доверенность, по которой он получает грузы на складе поставщика или от транспортной организации.

         Принятые по приходным ордерам или актам материалы, кладовщик отражает в карточке складского учета. Карточка складского учета является регистром аналитического учета производственных запасов. Для каждого отдельного вида, марки, типоразмера материала заводится отдельная карточка.

         Карточка выписывается бухгалтером материального отдела и передается на склад кладовщиком. Записи в карточку делаются на основании первичных документов. По поступившим ценностям, их количество отражается в графе приход и тут же по этой строке выводится сальдо.

         Материалы, хранящиеся на складе, постоянно отпускается на производственные и прочие нужды предприятия. Каждая операция отпуска обязательно фиксируется в первичном документе.

         Существует два основных вида расходных документов: требование, лимитно-заборная карта.

         Требование используется для оформления разового отпуска материалов, чаще всего — вспомогательных материалов, а также запасных частей. Требования могут быть однострочными и многострочными.

         Требования выписываются цехом в двух экземплярах. Затем они проверяются в отделе снабжения, с целью уточнения номенклатурного номера.

         При отпуске кладовщик в двух экземплярах требования отражает фактически отпущенное количество товара. Один экземпляр требования остается у кладовщика, а другой — у представителя цеха.

         Лимитно-заборную карту используют для многократного отпуска одного и того же материала в течение месяца. Она выписывается плановым отделом до начала месяца в двух экземплярах для цеха и склада. Исходя из производственной программы, в ней определен месячный лимит отпуска или забора материалов. Каждая операция отпуска фиксируется в двух экземплярах карты и тут же отмечается остаток лимита. Удобство лимитно-заборных карт в том, что сокращается количество выписываемых расходных документов и контролируется фактический отпуск материалов.

         Если при отпуске материалов возникают разного рода отклонения (замена одного материала другим, сверхлимитный отпуск для ликвидации аварий), то выписывается «сигнальное» требование с визой главного инженера.

         Отпуск материалов на сторону в порядке реализации отражается в накладных, которые выписываются отделом сбыта. Накладная выписывается в трех, четырех или пяти экземплярах, два из которых остаются на данном предприятии: один у кладовщика, а второй на проходной.

         Карточка складского учета является регистром аналитического учета материалов, она может вестись кладовщиком только в количественном или количественно-суммовом выражении.

         Из карточек составляется картотека, которая находится на складе у кладовщика.

         Ежедневно или раз в пять дней кладовщик сдает в бухгалтерию для проверки все первичные документы, которые оправдывают его действия с материалами.

         Документы передаются в бухгалтерию при реестре.

         В конце месяца кладовщик заполняет сальдовую ведомость, в нее заносятся по каждому виду, типоразмеру материалов (то есть по каждому номенклатурному номеру) количественные остатки из карточек складского учета.

         Сальдовая ведомость заводится на год и заполняется один раз в месяц. Если на складе ведется учет в количественно-стоимостном выражении, то вместо сальдовой ведомости кладовщик заполняет оборотную ведомость.

         Сальдовая ведомость передается бухгалтеру материального отдела для контроля.

3.4. Аудит учета производственных запасов

Если организация проводит переоценку материалов, то ее результат по мере выявления (то есть после окончания переоценки и утверждения руководителем организации результатов) списывается непосредственно на счет 91 «Прочие доходы и расходы»: в дебет — суммы уценки, в кредит — суммы дооценки. В аналитическом учете по этому счету открывается отдельный субсчет для накопления данных о проведенной переоценке. В дальнейшем результат от переоценки материалов попадает на счет прибылей и убытков в составе сальдо прочих доходов и расходов. Таким образом он участвует в формировании конечного финансового результата деятельности организации.

В общем виде переоценка материалов отражается на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

Дебет 10 Кредит 91 — дооценка материальных ценностей;

Дебет 91 Кредит 10 — уценка материальных ценностей.

Снижение стоимости материалов

В новом Плане счетов установлен порядок отражения на счетах сумм снижения стоимости материалов. Для этого применяется синтетический счет 14, который назван «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей». Этот счет является контрарным; он предназначен для уточнения оценки материалов. Механизм использования его похож на действие счетов учета других оценочных резервов (резервов по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги).

Перед составлением бухгалтерского баланса (как правило, годового) фактическую себестоимость заготовления (приобретения) материалов сравнивают с текущей рыночной стоимостью (стоимостью возможной продажи). Такое сопоставление проводят по испорченным материалам и сырью, а также, если запасы полностью или частично морально устаревают или рыночные цены на них устойчиво снижаются. Когда фактическая себестоимость оказывается ниже текущей рыночной стоимости, в качестве балансовой оценки материалов принимается фактическая себестоимость. Если текущая рыночная стоимость ниже фактической себестоимости, то материалы показывают в балансе по текущей рыночной стоимости, а в отчете о прибылях и убытках признают убыток от снижения стоимости запасов. Тем самым в соответствии с требованием осмотрительности в отчетном периоде организация, с одной стороны, не допускает завышения стоимости материалов, а с другой страхуется к данному периоду.

Под текущей рыночной стоимостью, или стоимостью возможной продажи материалов, понимают ту сумму денежных средств, которую организация может получить в случае продажи запасов. При определении текущей рыночной стоимости следует основываться на доступной в момент оценки, наиболее надежной информации. Во внимание принимают колебания цен, связанные с событиями, произошедшими после отчетной даты и подтверждающими условия, существовавшие на конец отчетного периода.

Сопоставление фактической себестоимости с текущей рыночной стоимостью проводят по каждому номенклатурному номеру. В отдельных случаях сравнение целесообразно вести по группам однородных материалов. Однако недопустимо априори уменьшать стоимость, например, всех основных материалов или всех запасов топлива.

Признание стоимости возможной реализации в качестве балансовой оценки материалов не меняет их стоимости в бухгалтерском учете. На суммы снижения стоимости материалов образуются резервы за счет прибыли отчетного года. Операции с переходящими остатками материальных ценностей в следующем периоде записывают без учета снижения их стоимости в балансе.

В учете на сумме резервов под снижение стоимости материалов делается запись по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей». В начале следующего отчетного периода остаток по счету 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей», переходящий с предыдущего периода, закрывается путем обратной записи.

Таким образом, остаток на счете 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей» представляет разницу между фактической себестоимостью и текущей рыночной стоимостью, относящуюся исключительно к материалам на конец отчетного периода. При закрытии этого счета исходят из предположения, что все переходящие остатки материальных ценностей будут полностью израсходованы в течение следующего отчетного периода.

На счете 10 «Материалы» из МБП учитываются следующие:

предметы со сроком службы менее 12 месяцев независимо от стоимости;

орудия лова (в зависимости от срока службы);

многолетние насаждения, выращиваемые в питомниках в качестве посадочного материала.

Если какие-то из названных предметов приходуются на счет 10 «Материалы», то к нему открывается субсчет «Инструменты и приспособления хозяйственного назначения». После передачи этих предметов со склада в эксплуатацию и списания стоимости их со счета 10 «Материалы» контроль их наличия и движения должен вестись в оперативном порядке.

Основными задачами учета материалов на предприятиях и стройках являются:

правильное и своевременное документальное отражение операций и обеспечение достоверных данных по заготовлению, поступлению и отпуску материалов;

контроль за сохранностью материалов в местах хранения и на всех этапах их движения;

контроль за использованием материалов в производстве;

своевременность выявления ненужных и излишних материалов для их реализации в соответствии с существующим порядком.

Исходя из задач, аудитору необходимо проверить:

правильность оценки материалов в учете;

правильность применения первичных документов по учету материалов;

правильность организации работы складского хозяйства;

имеется ли приказ предприятия об установлении круга лиц, которым дано право затребовать материалы, разрешить их отпуск со склада (образцы подписей этих лиц должны находиться на складе);

разработана ли на ОАО «ТОРА» номенклатура-ценник;

назначены ли приказом материально-ответственные лица, заключены ли с ними договоры о полной материальной ответственности;

производится ли приемка продукции производственно-технического назначения по количеству и качеству, соответствует ли она требованиям Инструкции о порядке приемки продукции по количеству и качеству;

составляются ли коммерческие акты, предъявлялись ли по ним претензии;

правильно ли оформлены документы по приходу и расходу материалов, их внутреннему перемещению;

правильно ли осуществляется бухгалтерский учет материалов в бухгалтерии предприятия;

правильно ли осуществляются получение, расходование, учет и хранение драгоценных металлов и драгоценных камней;

правильно ли осуществляется учет при заготовлении материалов;

правильно ли отражены в учете неотфактурованные поставки и материальные ценности, находящиеся в пути;

правильно ли отражен учет операций по реализации материалов;

выделяется ли в платежных документах и в первичных учетных документах НДС;

правильно ли произведено списание материалов в случае их порчи или недостач (приняты ли меры к взысканию недостачи с виновных лиц);

проводилась ли на ОАО «ТОРА» инвентаризация материальных ценностей; оформлены ли ее результаты; правильно ли отражены в учете результаты инвентаризации;

правильно ли отражались в учете операции с тарой;

правильно ли осуществляется учет товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение;

правильно ли осуществляется учет строительных материалов открытого хранения;

правильно ли осуществляется учет материалов, принятых в переработку.

Аудит использования материальных ресурсов

Анализ материальных ресурсов предполагает анализ состояния складских запасов, с одной стороны, и изучение показателей использования материальных ресурсов — с другой.

Излишки сырья и материалов могут образовываться также в результате:

необоснованного составления коммерческих и внутренних актов на недостачу, бой, утечку и порчу товарно-материальных ценностей при приеме, погрузке, транспортировке и разгрузке их на складах, базах, пристанях и железнодорожных станциях;

завоза сырья и материалов от поставщиков в больших количествах, чем указано в сопроводительных документах, или завоза ценностей вообще без документального оформления (сторонние товары);

завоза от поставщиков доброкачественного сырья и материалов вместо отходов, показанных в сопроводительных документах;

завышения веса тары при составлении актов на ее завес;

внесения в сырье и материалы посторонних или более низкого качества однородных веществ с целью увеличения их количества или веса.

В ходе проверки в первую очередь выясняются состояние складского хозяйства, подбор и расстановка материально ответственных лиц; организация пропускной системы; своевременность проведения инвентаризации и выполнение плана внезапных проверок наличия материальных ценностей и др.

Проверка предусматривает обследование складов и мест хранения материальных ценностей в целях выяснения их пригодности для использования по назначению; соблюдения правил хранения ценностей и правил противопожарной безопасности; наличия сигнализации, весового хозяйства, других измерительных приборов и т.д.

В соответствии с установленными правилами материальные ценности на складах хранятся по группам, видам, артикулам и сортам на стеллажах, в ячейках или в специализированной таре. Номенклатурные номера материальных ценностей указываются на прикрепляемых ярлыках.

Одновременно проверяются система отпуска материалов в производство (цехи основного и вспомогательного производства), правильность определения их количества с помощью весоизмерительных приборов, а также состояние контроля со стороны руководителей цехов, своевременность и точность отражения отпуска в соответствующих первичных и сводных документах.

Неотъемлемой частью контроля сохранности материальных ценностей на складах предприятия является проверка складского учета. Практика работы показывает, что основные нарушения в ведении складского учета состоят в наличии отрицательных переходящих остатков («красное сальдо») по видам материальных ценностей, отсутствии записей о поступлении материалов по отдельным приходным документам, расхождении между данными картотек складского учета и бухгалтерского учета.

«Красное» сальдо свидетельствует о неполном или несвоевременном оприходовании поступивших материальных ценностей, списании завышенного количества материалов в производстве против фактически отпущенного, оформлении бестоварных документов на расход материалов, неправильном подсчете переходящих остатков и т.д.

Отрицательные переходящие остатки того или иного материала после очередного поступления этого вида материала временно закрываются, а количество материальных ценностей на эту величину уменьшается. Отрицательные остатки показывают размер неучтенных материалов и являются резервом для хищения.

Отдельные приходные документы, особенно по неотфактурованным поставкам, могут не отражаться в карточках складского учета. Для их выявления необходимо внезапно проверить все первичные документы кладовщика.

Расхождения между данными складского и бухгалтерского учета выявляются путем сопоставления остатков по сальдовой книге с остатками, подсчитанными бухгалтерией в оборотных ведомостях по группам материалов.

Обеспечение сохранности материальных ценностей во многом зависит от подбора и расстановки материально ответственных лиц. На такие должности не должны приниматься лица, имевшие судимость за растраты, хищения и не оправдавшие доверия на прежних работах.

Встречаются и такие нарушения, как: вывоз материальных ценностей по одним пропускам дважды; вывоз материальных ценностей по пропускам, подписанным лицом, не имеющим на это права; вывоз материальных ценностей по устным разрешениям и запискам и т.д.

Хищение сырья и материалов в условиях обработки учетных данных на ЭВМ

Основные способы искажения учетных данных в целях хищения сырья и материалов в условиях обработки учетных данных на ЭВМ:

искажение данных учета путем занижения прихода или завышения расхода материальных ценностей в машинограммах;

умышленные ошибки и подлоги в процессе кодирования первичных документов (проставление кода в документах по приходу материалов более дешевых видов ценностей, а в документах по расходу — более дорогих);

искажение учета сырья и материалов путем введения в ЭВМ данных документов, ранее прошедших обработку, или подложных документов;

искажение шифров номенклатурных номеров в первичных документах;

искажение данных учета в момент перфорирования первичных документов (пропуск отдельных первичных документов, непробивка какой-либо цифры) и т.д.

Для выявления ошибок, допущенных при перенесении данных на машинные носители информации, рекомендуется использовать первичные документы, а также выпускаемые ЭВМ контрольные машинограммы, являющиеся учетным регистром хронологической записи. К признакам, свидетельствующим о возможных хищениях при учете материалов на ЭВМ, относятся:

отсутствие требуемых реквизитов и наличие исправлений в первичных документах, направленных на обработку в ЭВМ;

противоречия данных первичных документов и машинограмм;

исправления в машинограммах (оговоренные и неоговоренные);

несоответствие итогов дебетовых и кредитовых оборотов контрольных машинограмм;

наличие противоречий внутри документа и машинограммы.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.