--PAGE_BREAK-- Глава 3. Эмпирическое исследование. 3.1 Развитие памяти.
Чтобы совершенствовать и развивать память, вы можете использовать следующие приемы:
1. Повторение заученного. Руководитель должен периодически освежать в памяти все запомненное (перечитывать, продумывать, перелистывать и т. д.).
2. Целенаправленные упражнения. Путем специальных упражнений можно развить все виды памяти. Здесь можно предложить: заучивание цифрового материала, заучивание текстов прозы и стихов, запоминание образов.
К примеру, на прогулке вы залюбовались поразившим вас пейзажем. Чтобы запечатлеть его в памяти, надо взглянуть на пейзаж внимательно несколько раз подряд, закрывая и открывая глаза и сравнивая при этом то, что вы видите, с тем, что вы представляете, когда ваши глаза закрыты. При известной тренировке зрительное впечатление будет становиться все полнее и ярче. При мгновенной оценке обстановки или когда вам понадобится в считанные секунды запомнить большой объем зрительной информации, навыки запоминания, приобретенные этим методом, очень пригодятся.
3. Тренировка наблюдательности. Чтобы запомнить виденное, надо развивать наблюдательность. Наблюдательность способствует улучшению непроизвольного запоминания. Для этой цели можно рекомендовать регулярные упражнения по обдумыванию того, что имело место за день, неделю, месяц и т. д.
4. Гигиена памяти. Память является важнейшей функцией интеллекта. Можно вполне уверенно сказать: есть память — есть человек, нет памяти — нет человека. Поэтому каждый человек должен соблюдать гигиену памяти. В этом отношении можно рекомендовать следующее:
при утомлении и переутомлении нельзя постоянно «взбадривать» себя тонизирующими напитками (чай, кофе, курение, алкоголь). Вред этих взбадриваний заключается в том, что, избавляя себя от чувства усталости, человек не снимает утомления и переутомления;
при интенсивных занятиях умственного характера (чтение, письмо, составление документов, подготовка к важным мероприятиям) целесообразно через 40-45 минут делать небольшие разминки; не более, чем через два часа желательны перерывы в работе на 10-15 минут; необходима научная организация рабочего дня; крайне важен полноценный сон;
существенное значение для памяти имеет правильное питание; людям, занятым активным умственным трудом, рекомендуется ритмичное питание не реже 3-х раз в день при обязательном употреблении жиров и сахара;
благотворное влияние на развитие всех интеллектуальных функций, том числе и памяти, имеют хорошие, человеческие взаимоотношения в семье и на службе.
То, что мы можем выразить словами, обычно запоминается легче и лучше, чем то, что может быть воспринято только зрительно или на слух. Если, кроме того, слова не просто выступают как вербальная замена воспринятого материала, а являются результатом его осмысления, т.е. если слово не название, а понятие, содержащее в себе связанную с предметом существенную мысль, то такое запоминание является наиболее продуктивным. Чем больше мы думаем над материалом, чем активнее мы стараемся представить его зрительно и выразить словами, тем легче и прочнее он запоминается.
Если предметом запоминания является текст, то наличие заранее продуманных и четко сформулированных к нему вопросов, ответы на которые могут быть найдены в процессе чтения текста, способствует его лучшему запоминанию. В этом случае текст в памяти хранится дольше и точнее воспроизводится, чем тогда, когда вопросы к нему ставятся уже после его прочтения.
Сохранение и припоминание как мнемические процессы имеют свои особенности. Многие случаи забывания, связанные с долговременной памятью, объясняются не столько тем, что воспроизводимый материал не был как следует запомнен, сколько тем, что при воспоминании к нему был затруднен доступ. Плохая память человека может быть больше связана с трудностями припоминания, чем запоминания как такового. Попытки что-либо вспомнить, извлечь это в нужный момент из долговременной памяти, где обычно хранится колоссальное количество информации, аналогичны поискам небольшой книги в огромной библиотеке или цитаты в собрании сочинений, насчитывающем десятки томов. Неудача в отыскании книги или цитаты в данном случае может оказаться связанной не с тем, что их вовсе нет в соответствующих хранилищах, а с тем, что мы, быть может, ищем их не там, где нужно, и не так, как требуется. Наиболее показательные примеры удачного припоминания дает нам гипноз. Под его влиянием человек неожиданно может припомнить давно забытые события далекого детства, впечатления о которых, казалось бы, навсегда утрачены.
Если двум группам людей предложить запомнить одинаковый список слов, которые можно сгруппировать по смыслу, и если, кроме того, обе группы людей снабдить разными обобщающими словами-стимулами, с помощью которых можно облегчить припоминание, то окажется, что каждая из них в состоянии будет вспомнить больше именно тех слов, которые связаны с предложенными ей словами-стимулами.
Чем богаче и разнообразнее стимулы-средства, которыми мы располагаем для запоминания, чем более просты и доступны они для нас в нужный момент времени, тем лучше произвольное припоминание. Два фактора, кроме того, повышают вероятность успешного припоминания: правильная организация запоминаемой информации и обеспечение при ее воспроизведении таких психологических условий, которые идентичны тем, в которых происходило запоминание соответствующего материала.
Чем больше умственных усилий мы прилагаем к тому, чтобы организовать информацию, придать ей целостную, осмысленную структуру, тем легче она потом припоминается. Организация запоминаемого материала в подобного рода структуры способствует его лучшему воспроизведению потому, что значительно облегчает последующий поиск необходимой информации в «кладовых» долговременной памяти, а этот поиск требует системы продуманных, экономичных действий, наверняка ведущих к нужному результату. При предварительной структурной организации запоминаемого материала вместе с ним в долговременную память закладывается и сама схема, с помощью которой материал был организован.
В настоящее время разработано и на практике используется немалое количество разнообразных систем и методов практического влияния на память человека с целью ее улучшения. Одни из этих методов основаны на регуляции внимания, другие предполагают совершенствование восприятия материала, третьи базируются на упражняемости воображения, четвертые — на развитии у человека способности осмысливать и структурировать запоминаемый материал, пятые — на приобретении и активном использовании в процессах запоминания и воспроизведения специальных мнемотехнических средств, приемов и действий. Все эти методы в конечном счете основаны на установленных в научных исследованиях и подтвержденных жизнью фактах связи памяти с другими психическими процессами человека и его практической деятельностью.
Поскольку от внимания к материалу непосредственно зависит его запоминание, то любые приемы, позволяющие управлять вниманием, могут оказаться полезными и для запоминания. На этом, в частности, базируется один из способов улучшения запоминания дошкольниками и младшими школьниками учебного материала, который стараются сделать таким, чтобы он вызывал к себе непроизвольный интерес со стороны учащихся, привлекал их внимание.
На вспоминание материала влияют и связанные с ним эмоции, причем в зависимости от специфики ассоциированных с памятью эмоциональных переживаний это влияние может проявляться по-разному. О ситуациях, оставивших в нашей памяти яркий, эмоциональный след, мы думаем больше, чем об эмоционально нейтральных событиях. Связанные с ними впечатления мы лучше организуем в своей памяти, больше и чаще соотносим с другими. Положительные эмоции, как правило, способствуют припоминанию, а отрицательные препятствуют.
Эмоциональные состояния, сопровождающие процесс запоминания, являются частью запечатленной в памяти ситуации; поэтому, когда они воспроизводятся, то по ассоциации с ними восстанавливается в представлениях и вся ситуация, припоминание облегчается. Опытным путем было доказано, что если в момент запоминания человек находится в приподнятом или подавленном настроении, то искусственное восстановление у него соответствующего эмоционального состояния при припоминании улучшает память.
На технике улучшения восприятия материала базируются различные приемы обучения так называемому «ускоренному» чтению. Человека здесь учат быстро обнаруживать в тексте наиболее важное и воспринимать главным образом это, сознательно пропуская все остальное. В немалой степени такому обучению, а следовательно, и совершенствованию запоминания могут помочь психолингвистические знания о смысловой структуре текстов.
Показано, что воображением можно управлять. При наличии продуманных и систематических упражнений человеку становится легче представлять видимое в своем воображении. А так как способность что-либо зрительно представить положительно влияет на запоминание, то приемы, направленные на развитие воображения у детей, одновременно служат совершенствованию их образной памяти, а также ускорению процесса перевода информации из кратковременной и оперативной памяти в долговременную.
Привычка к осмысленному восприятию материала также связана с улучшением памяти. Особенно большую пользу в совершенствовании памяти учашихся оказывают упражнения и задания по пониманию различных текстов, составлению к ним планов. Использование записей (например, стенографирование), составление схем различных объектов с целью их запоминания, создание определенной обстановки — все это примеры употребления различных мнемотехнических средств. Их выбор обусловлен индивидуальными особенностями и личностными возможностями человека. Лучше всего человеку опираться при совершенствовании памяти на то, что у него больше всего развито: зрение, слух, осязание, движения и т.п.
Рассмотрим некоторые конкретные приемы улучшения памяти, которыми мог бы воспользоваться любой человек независимо от того, как развиты у него" отдельные психические функции и способности. Один из них основан на более активном использовании при запоминании и воспроизведении материала образного мышления и воображения. Чтобы что-либо запомнить быстро и надолго, рекомендуется в отношении материала выполнить следующую последовательность действий:
A. Мысленно связать запоминаемое с каким-либо хорошо известным и легко представимым в воображении предметом. Этот предмет далее связать с каким-нибудь другим, который окажется под рукой именно тогда, когда нужно будет вспомнить запоминаемое.
Б. Оба предмета в воображении соединить каким-либо причудливым образом друг с другом в единый, фантастический предмет.
B. Мысленно представить себе, как будет выглядеть этот предмет. Данных трех действий практически достаточно для того, чтобы в нужный момент времени вспомнить запоминаемое, причем благодаря описанным выше действиям оно сразу же переводится из кратковременной памяти в долговременную и остается там надолго.
К примеру, нам необходимо запомнить (не забыть выполнить) следующий ряд дел: позвонить кому-либо, отправить написанное письмо, взять в библиотеке книгу, зайти в прачечную, купить на поезд билет (этот ряд может быть достаточно большим — до 20— 30 и более единиц). Предположим также, необходимо сделать так, чтобы очередное дело мы вспомнили сразу после того, как выполнено предыдущее. Чтобы это произошло, поступим следующим образом. Придумаем для каждого дела какой-либо знакомый, легко представимый, связанный с ним по смыслу предмет, который обязательно в нужное время и в нужном месте попадется нам на глаза. В соответствии с обозначенным выше рядом дел такими предметами могут быть следующие: телефонная трубка, почтовый ящик, книга, пакет с бельем, деньги.
Теперь действуем в соответствии со вторым и с третьим из сформулированных выше правил: попарно связываем друг с другом перечисленные предметы в необычные ассоциации и мысленно представляем придуманное. Первым таким предметом может стать, например, почтовый ящик, изготовленный в виде телефонной трубки; вторым — набитый книгами огромный почтовый ящик; третьим — завернутая в белье длинная рука; четвертым — огромные денежные купюры, уложенные и связанные в форме бельевой пачки. После этой процедуры достаточно последовательно представить, как будут выглядеть придуманные нами предметы, чтобы в нужный момент, когда данные предметы попадутся на глаза, вспомнить о связанных с ними делах.
Следует иметь в виду один прием, основанный на формировании ассоциаций. Если, например, необходимо как можно лучше запомнить текст, или доказательство теоремы, или какие-либо иностранные слова, то можно поступить следующим образом. Поставить перед собой дополнительную задачу нахождения ответа на вопросы: «Что это мне напоминает? На что это похоже?»
Читая далее текст или доказательство теоремы, мы должны будем ответить на следующие конкретные вопросы: «Какой другой текст или эпизод из жизни мне напоминает данный текст? Какое другое доказательство напоминает способ доказательства данной теоремы?» Знакомясь с новым словом, мы тут же должны мысленно отвечать на такой, например, вопрос: «Какое иное слово или событие напоминает мне данное слово?»
Здесь действует следующая закономерность: чем больше разнообразных ассоциаций при первом знакомстве с ним вызывает материал и чем больше времени мы уделяем мысленной разработке этих ассоциаций, тем лучше запоминается и сам материал.
Основной принцип, лежащий в основе многих мнемотехнических приемов, состоит в использовании образов, связывающих между собой запоминаемый материал со знаком, или формирование такого рода связей внутри самого запоминаемого материала. Для того чтобы хорошо запомнить последовательность не связанных между собой слов, достаточно бывает проделать следующее. Представим себе путь, который проходим ежедневно, идя на учебу или на работу. Последовательно проходя его в уме, «расставим» по пути то, что нужно запомнить в виде предметов, связанных с запоминаемым по смыслу. Однажды проделав такую работу, мы потом, идя по данному пути, сможем вспомнить все что нужно. Достаточно будет для этого даже просто представить себе соответствующий путь.
Важным средством улучшения памяти, как показали исследования отечественных психологов, может стать формирование специальных мнемических действий, в результате освоения которых человек оказывается способным лучше запомнить предлагаемый ему материал за счет особой, сознательной организации самого процесса его познания с целью запоминания. Развитие подобных действий у ребенка, как показали специальные исследования, проходит через три основных этапа. На первом из них (младшие дошкольники) мнемические познавательные действия ребенка организуются у него взрослым человеком во всех существенных деталях. На втором этапе старшие дошкольники уже способны самостоятельно классифицировать, распределять предметы на основании общих признаков по группам, причем соответствующие действия выполняются еще во внешней развернутой форме. На третьем этапе (младшие школьники) наблюдается полное овладение структурой и выполнением познавательного мнемического действия в уме.
Для лучшего запоминания материала рекомендуется повторять его незадолго до нормального времени отхода ко сну. В этом случае запоминаемое лучше отложится в памяти, поскольку не будет смешиваться с другими впечатлениями, которые обычно в течение дня накладываются друг на друга и тем самым мешают запоминанию, отвлекая наше внимание.
Однако в связи с данной и другими рекомендациями по улучшению памяти, в том числе и теми, о которых речь шла выше, следует помнить, что любые приемы хороши лишь тогда, когда они подходят данному человеку, когда он сам их для себя выбрал, придумал или адаптировал, исходя из собственных вкусов и жизненного опыта.
Эффективность запоминания иногда снижает интерференция, т.е. смешение одной информации с другой, одних схем припоминания с другими. Чаще всего интерференция возникает тогда, когда одни и те же воспоминания ассоциируются в памяти с одинаковыми событиями и их появление в сознании порождает одновременное припоминание конкурирующих (интерферирующих) событий. Интерференция нередко имеет место и тогда, когда вместо одного материала заучивается иной, особенно на стадии запоминания, где первый материал еще не забыт, а второй недостаточно хорошо усвоен, например когда запоминаются слова иностранного языка, одни из которых еще не отложились в долговременной памяти, а другие в это же время только начинают изучаться. Умение запоминать важную информацию, даты, приятные моменты и другие события жизни – важный навык. Он позволяет нам адекватно воспринимать себя, как личность, накапливать опыт, учиться на собственных ошибках и бороться со стрессом. С возрастом или под влиянием некоторых обстоятельств память часто ухудшается. Человек замечает, что с трудом может вспомнить, что делал накануне, где был в прошлые выходные и что собирался сделать завтра. Этого говорит о переутомлении, о сильном стрессе, возможных проблемах с кровообращением или щитовидной железой. Но сохранить память можно на долгие годы, если регулярно тренировать её.
Для тренировки и улучшения памяти, существует множество способов. Вы можете наклеивать яркие стикеры на стены, зеркала и дверцы шкафов, то есть, на тех предметах, на которых ваш взгляд останавливается чаще всего. Такой способ не позволяет забыть о том, что необходимо помнить.
Другой вариант – электронные программы, обычные ежедневники, где можно хранить записи. Эти способы работают только в том случае, если вы не забываете заглянуть в них.
Найдите для себя именно тот способ напоминания о важных событиях, который работает. Если вам проще вспоминать что-то, увидев крестик на запястье, значит, придётся пачкать чернилами руки. Во всяком случае, до тех пор, пока вы не научитесь запоминать основные события самостоятельно. Если вам проще хранить все напоминания в компьютере или в ежедневнике – вы будете зависеть от них.
Если же зависимость от чего-либо вас не привлекает, память придётся тренировать.
Повторение – залог успеха. Начните с малого. В конце дня постарайтесь припомнить все события и встречи, которые произошли с вами сегодня. Вспоминайте лица людей, их мимику, жесты, тембр голоса, слова. Обязательно старайтесь вспомнить какие-то мелочи – запах духов, цвет сумки или галстука собеседника.
Если вы получаете какое-то задание или слышите номер телефона, который важно запомнить, повторяйте их про себя до тех пор, пока не убедитесь, что легко воспроизводите их вслух и через 5, и через 15 минут. Есть простой приём – для того, чтобы запомнить имя и отчество незнакомого человека, его нужно повторить вслух или про себя сразу же, как только он представится, и ещё несколько раз во время разговора.
Учите наизусть. Если спросить у людей, когда они обладали самой острой памятью, большинство скажут, что это было во время учёбы в школе или институте. Это связано с тем, что тогда им приходилось очень многое запоминать наизусть. Память сохраняет свою остроту лишь в том случае, если её регулярно тренировать.
Возьмите на вооружение старый приём педагогов – каждое утро или вечер учите наизусть какое-то стихотворение. Если стихи перестанут интересовать, можно пересказывать близко к тексту прочитанную книгу или статью. В этих занятиях важна регулярность, а результаты будут уже через месяц. Визуализация. Мы хорошо помним то, что легко представляем себе. Например, море. Даже те люди, которые никогда не видели моря, легко воссоздают в воображении цвет, могут представить себе запах, ветер и свежесть. Это происходит потому, что за свою жизнь мы видели тысячи картинок и сюжетов о море, читали множество описаний и слышали истории о нём. Любой предмет или ситуацию, которую можно представить столь же чётко и ярко, забыть сложно.
Поэтому начните с игры в ассоциации. Допустим, вы собираетесь пойти на день рождения через несколько дней, но не уверены, что вспомните о нём. Можно, конечно, оставить запись в ежедневнике об этом событии, но это действие никак не поможет в тренировке памяти. Гораздо лучше, если вы разместите около своего рабочего места фотографию именинника и картинку с праздничным тортом. Будьте уверены, этого хватит, чтобы вы не забыли ни день, ни час.
Таким же образом можно поступать с любыми другими ситуациями – вы помогаете взгляду зацепиться за что-то, что косвенно указывает вам на то, что вы должны помнить. Через какое-то время такие подсказки уже не потребуются. Кроме этого, очень полезно тренировать мышцы глаз или слух. Мы лучше запоминаем то, что видим или то, что слышим. Поэтому полезно найти для себя удобную гимнастику для глаз или слуха и делать её один раз в день.
--PAGE_BREAK--
7. Этот способ используют почти все участники чемпионата по запоминанию.
Итак, человек может удерживать внимание на объекте до тех пор, пока он ему интересен и пока он может находить в нем что-то новое. Потом внимание ослабевает и переключается. Это доказанный факт. Суть упражнения: представьте себе любой предмет, например, ноутбук, и удерживайте мысль на нем. При этом с воображаемым предметом нельзя ничего делать, только представлять статичное изображение. Через несколько минут вы уже будете думать о чем-то другом, но не о предмете, причем, если сначала вы думали о ноутбуке, затем вы начинаете думать какая модель, затем какой производитель и т.д. Все думаю что-то свое, но у всех получается логическая цепочка. В тот момент, когда вы понимаете, что думаете уже не о предмете, вы должны пройти по вашей цепочке обратно, вспоминая каждое звено и в результате вернуться к предмету. Затем повторяем. Упражнение нужно делать ежедневно, с учетом специфики — почти где угодно.
Исследования опосредованного запоминания.
Цель исследования: определить влияние системы вспомогательных средств на запоминание конкретных понятий.
Материал и оборудование: наборе слов теста для запоминания.
Опыт 1.
Задача опыта: определить объем памяти испытуемого при запоминании словесного материала, не предусматривающего заранее заданной системы связей.
В опыте используется классический метод удержания членов ряда. Экспериментальный материал состоит не связанных между собой простых слов, состоящих из 4-6 букв. Перед испытуемым ставиться задача запомнить предъявляемые слова и по команде воспроизвести их на бумаге для записей. Слова экспериментатор должен читать четко и быстро с паузами в 2с. После окончания чтения через 10с. испытуемому предлагается воспроизвести вслух или записать на бумаге запомнившиеся слова в любом порядке.
Слова для запоминания:
1.Рыба 6.Власть 11.Белка 16.Чулки
2.Фунт 7.Огонь 12. Песок 17.Волк
3.Бант 8.Кофта 13.Зубы 18.Завод
4.Нога 9.Хлеб 14.Окно 19.Лилия
5.Сено 10.Совок 15.Ручка 20.Пирог
По окончании опыта испытуемый дает словесный отчет о том, каким способом он старался запоминать слова.
Опыт2.
Задача опыта:определить объем памяти испытуемому при запоминании словесного материала с заранее заданной системой смысловых связей.
В опыте используют метод удерживания пар слов. Так же, как и в первом опыте, слова состоят из 4-6 букв. Перед испытуемым ставится задача прослушать пары слов и запомнить вторые слова каждой пары. Интервал чтения экспериментатором пар слов – 2с. После окончания чтения нижеприведенных пар слов для запоминания, через 10с. он снова читает первые слова каждой пары, а испытуемому предлагает вспомнить вторые слова этой же пары.
Слова для запоминания:
1.Курица-яйцо 11.Перо-бумага
2.Кофе-чашка 12.Закон-декрет
3.Стол-стул 13.Грамм-мера
4Земля-трава 14.Солнце-лето
5.Ложка-вилка 15.Дерево-лист
6.Ключ-замок 16.Очки-газета
7.Зима-снег 17.Туфли-обувь
8.Корова-молоко 18.Полка-книга
9.Вино-стакан 19.Голова-волосы
10.Печка-дрова 20.Голос-певец
Анализируя результаты запоминания двух опытов и сравнения количественные показатели, важно обратить внимание на словесные отчеты испытуемого и наблюдения экспериментатора.
Если запоминания в первом опыте было у испытуемого непосредственным, то его объем будет находиться в пределах 5-9 запомнившихся слов. Но если он запомнил более 9 слов, то использовал какие-то мнемотехнические приемы и успел за столь короткий интервал придумать некую систему связей. Облегчающих воспроизведение.
Одним из моментов анализа может стать сравнение правильности воспроизведенного материала в зависимости от порядка предъявления слов в первом и втором опытах. Большинство испытуемых запоминают лучше начало, конец или середину ряда. Учитывая это, желательно составить рекомендации по улучшению памяти.
Если в исследовании приняло несколько человек, то после предупреждения о правилах соблюдения этики, можно предложить участникам поделиться теми приемами, которые были использованы им для запоминания, выделив более и менее успешные из них. Среди таких приемов наиболее вероятны визуализация соответствующего предмета, представление ситуации образующих связи между словами, например: «фунт рыбы связан бантом».
Эти приемы как раз и могут послужить началом составления рекомендаций и овладений мнемотехникой.
Исследования преобладающего типа памяти.
Цель исследования: выявить преобладающий объем памяти при разных типах предъявления словесного материала.
Материал и оборудование: четыре набора слов, выражающих конкретные понятия.
Процедура исследования: Преобладающий тип памяти устанавливают методом по-разному предъявленных слов. Исследование состоит из четырех опытов. В первом опыте слова для запоминания предъявляют на слух. Во втором- зрительно, причем каждое слово должно быть четко записано на отдельной карточке. В третьем опыте используют моторно – слуховую форму предъявления и в четвертом – комбинированную, которая сочетает в себе слуховое, зрительное и моторное восприятие материала.
Чтобы не было перезагрузки при определении памяти, для каждого опыта достаточно подготовить ряд из 10 слов.
Опыт 1.
Экспериментатор четко с интервалом 3с. читает испытуемому слова для запоминания.
Слова для запоминания: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, воробей.
Опыт2
Второй опыт можно проводить после 5 – минутного перерыва после окончания первого.
В этом опыте экспериментатор последовательно предъявляет испытуемому слова, написанные на отдельных карточках. Экспозиция каждого слова должна соответствовать длительности чтения слова первого опыта, интервал между словами 3с.
Слова для запоминания: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, орех, сковорода, утка, молния.
Опыт3
Третий опыт аналогично второму, проводят после 5- минутного перерыва.
Испытуемому предлагается слушать слова и прописывать их ручкой в воздухе, чтобы обеспечить моторную форму восприятия материала. Интервал между читаемыми словами 3с., а скорость чтения та же, что и в первом опыте.
Слова для запоминания: пароход, слива, линейка, лето, фонарь, река, гром, ягода, тарелка, гусь.
Опыт4
Спустя 10мин. После третьего опыта проводят опыт четвертый. Темп чтения экспериментатором слов и паузы между словами остаются теми же, что и в предыдущих опытах. Чтобы обеспечить комбинированный тип восприятия материала, испытуемому не только читают слова, но и предлагают вслед за чтением записывать их на отдельном листе, а после записи последнего десятого слова лист переворачивают и по сигналу «Пишите» на обратной стороне он может воспроизвести запомненное
Слова для запоминания: поезд, вишня, тетрадь, осень, люстра, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.
Показателем объема памяти в этих опытах является количество правильных воспроизведенных слов.
Преобладающий тип памяти при разных типах предъявления словесного материала определяют путем сравнения количества правильно воспроизведенных слов в каждом из четырех опытов.
Нормальным объемом непосредованной памяти следует считать запоминание 5-9 слов. Если в каком-либо опыте испытуемый запомнил 10 слов, значит он использовал какую-то систему средств о которой желательно узнать из самоотчета и наблюдений.
Ведущий тип памяти связан с соответствующей репрезентативной системой представлений человека. Ее выявление поможет сделать многоплановые рекомендации испытуемому, особенно в плане запоминания им наиболее значимой информации.
Долговременная и кратковременная память.
Цель:определить оббьем кратковременной и долговременной памяти.
Материал и оборудование: Бланк 15 тестовыми словами
Процедура исследования: исследователь зачитывает 15 произвольно выбранных слов. Не должно быть слов, которые обозначают предметы, окружающие испытуемого в данный момент. Испытуемый производит слова после каждого зачитывания в любом порядке.
Оценка кратковременной памяти: для оценки памяти рекомендуется построить график. На оси ординат откладывается число запомнившихся слов, по оси абсцисс – число повторений. Если к 5-му зачитыванию обследуемый запомнил 15 слов — удовлетворительно, если к 3-му-хорошо. Если число слов нарастает и к третьему зачитыванию, устанавливается максимум, это означает, что психической истощаемости не отмечается. Если обследуемый воспроизводит мало слов и после 2-4 повторений количество их уменьшается, то это свидетельствует об истощаемости. Вплетение лишних слов расценивается как один признаков ослабления психической деятельности.
Проверка кратковременной памяти. Примерно через 0,5 часа просят повторить эти слова. Воспроизведение 2/3 слов, удовлетворительно. Затем производится запоминание текста со смысловой связью. Сравнивают это воспроизведение сразу после зачитывание и через ½ часа с запоминанием 15 слов без смысловой связи. В протоколе и на классной доске в виде таблицы записывают результаты исследования у разных испытуемых и делают вывод об индивидуальных различиях памяти и значения ассоциативной (смысловой) памяти у человека.
Оценка продуктивности запоминания.
Цель:определение средней продуктивности запоминания информации.
Материал и оборудования:бланк заданиями, ручка, бумага, секундомер.
Процедуре исследования:проводиться три опыта.
Опыт 1
За сорок секунд постарайтесь запомнить 20 предлагаемых слов и их порядковые номера. Закройте текст, на листке напишите слова с их порядковыми номерами.
1.украиней 11.масло
2.экономика 12.бумага
3.каша 13.пироженное
4.татуировка 14.логика
5.нейтрон 15.стандарт
6.любовь 16.глагол
7.ножницы 17.прорыв
8.совесть 18.дезертир
9.глина 19.свеча
10.словарь 20.вишня
Продуктивность запоминания вы сможете вычислить по формуле:
количество правильно воспроизведенных слов 100 = %
количество предлагаемых слов
Опыт 2
Проделайте то же самое числами и их порядковыми номерами время на запоминание – 40сек. Процент правильных ответов вычислите по той же формуле.
1. 43 11. 37
2. 57 12. 18
3. 12 13. 87
4. 33 14. 56
5. 81 15. 47
6. 72 16. 6
7. 15 17. 78
8. 44 18. 61
9. 96 19. 83
10. 7 20. 73
Опыт 4
В течение 60 сек. Прочитайте текст. В нем выделены жирным шрифтом и пронумерованы 10 главных мыслей. Попытайтесь воспроизвести их, сохраняя указанную последовательность.
В 1912 году в Атлантическом океане произошла катастрофа. Огромный пассажирский пароход «Титаник», шедший первым рейсом из Европы в Америку, столкнулся в тумане с плавающей ледяной горой – айсбергом. Получил пробоину и стал тонуть. «Спустить шлюпки!» — с командовал капитан. Но шлюпок оказалось недостаточно. Рх1 хватило только на половину пассажиров. «Женщины и дети – к сходням, мужчинам надеть спасательные пояса», — раздалась вторая команда. Мужчины молча отошли от борта. Пароход медленно погружался в темную холодную воду. Вот началась посадка в последнюю шлюпку. И вдруг к сходням крича бросился какой-то толстяк с перекошенным от страха лицом. Расталкивая женщин и детей, он пытался вскочить в шлюпку. Послышался щелчок – это капитан выстрелил из пистолета. Трус упал на палубу мертвым. Но никто не оглянулся на его сторону.
Формула:
количество правильно воспроизведенных мыслей 100= %
количество выделений в тексте
Обработка анализа результатов:
Сложив цифры, полученные по трем тестам, а затем разделив сумму на три, среднюю продуктивность запоминания.
90-100 – отличный результат
70-90 – очень хороший результат
50-70 – хороший
30-50 – удовлетворительный
10-30 – плохой
0-10 – очень плохой
Оценка долговременной памяти
Цель:оценка долговременной памяти.
Материал и оборудование:текст с вопросами.
Инструкция:отмете каждый вопрос, на которой вы можете дать положительный ответ.
1. Можете ли вы вспомнить, что у вас было на обед в прошлое воскресенье?
2. Помните ли, как прошел ваш 18- ый день рождения?
3. можете ли вы вспомнить название первой понравившейся вам книги?
4. на какую тему была последняя увиденная вами телепередача?
5. Как вы были одеты на школьном выпускном балу?
6. Помните ли вы имя молодого человека, впервые назначившим вам свидание?
7. В каком возрасте вы в первые самостоятельно ехали поездом?
8. Можете ли вы вспомнить, как назвали вашего первого учителя?
9. Когда вы последний раз были в театре?
Подсчитайте количество положительных ответов. Если вы положительно ответили на 8-9 вопросов. Можете считать, что у вас великолепная долговременная память. Ответы на 6-7 вопросов свидетельствуют о довольной хорошей памяти. Положительные ответы на 4-5 вопросов говорят о том, что вы имеете среднюю память.
Игры и упражнения на развитие памяти.
Цель:тренировки и развитие памяти.
Метод образной визуализациипозволяет повысить эффективность кратковременной памяти. Для развития способности к воссозданию мысленных образов проведем несколько упражнений.
Упражнение 1.Закройте глаза и представьте соответствующие картины. Названия которых произносит экспериментатор: лев нападающий на антилопов; собака, виляющая хвостом; муха в вашем супе; миндальное печенье в коробке; молния в темноте; пятно на ваше любимой одежде; бриллиант, сверкающий на солнце; крик ужаса в ночи; радость материнства; друг, ворующий деньги из вашего кошелька.
А теперь вспомните и запишите названия визуализированных картинок. Проверьте, какие образы вспомнили правильно. Если вспомнили 8 образов, упражнение выполнено успешно
Упражнение 2. С закрытыми глазами представляйте себе внешний вид предметов, их вкус, запах, звуки и прочие ощущения, связанные с теми предметами, названия которой читает экспериментатор: бумага, шерсть, ликер, ваниль, сапог, гнездо, телега, палец, кот, волосы, колесо, слон, шелк, поцелуй птица. А затем вспомните и запишите по памяти эти слова, проверте, сколько слов из 15 предъявленных вы запомнили. Если вы запомнили более 9 слов (что выше объема кратковременной памяти), то упражнения выполнено успешно.
Упражнения 3.С открытыми или лучше закрытыми глазами создайте в уме образ каждого предмета (названия, которых произносит экспериментатор), затем мысленно объедините оба предмета в одной четкой картине и обратите внимание, какие ассоциации, эмоции (радость, грусть, удивление и т.п.) возникли: горшок/коридор; ковер/кофе; кольца/лампа; ноготь/словарь, гамма/жевательная резинка; солнце/палец; двор/ножницы; бифштекс/песок; зубной врач/туалет. Запишите по памяти и затем проверьте, какие образы, пары слов запомнились.
Упражнения 4.Слуша слова, которые произносит экспериментатор, представляйте их образы и соединяйте в единый сюжет, в единый сказочный мультипликационный фильм. Например, составьте образный фильм из слов: дом, павлин, трава, платье, очки, скрепки, ножницы, окно, клей, дерево, гвоздь. Запишите по памяти слова, проверьте их, расскажите каой сюжет вы придумали из этих слов. Через 1-2 недели вспомните эти слова и сюжет, обычно это удается легко, если вы успешно применили метод визуализации.
Метод мест позволяет запомнить слова в требуемой последовательности. Например, выделим последовательность мест в квартире, а затем мысленно объединим в единую образную картину места в квартире и требуемые слова
Места в квартире Список запоминаемых слов
1.входная дверь 1. станция техобслуживания
2.коридор 2. банк
3.гостиная 3.почта
4.спальная 4.химчитка
5.кухня 5.магазин
6.ванная 6. детсад
7.туалет 7. кинотеатр
8.кладовая 8.больница
Например, образно представим первые ассоциации: поломанная машина загораживает входную дверь, банковские чеки и деньги разбросаны в коридоре и т.п. Затем, мысленно проходя по местам в квартире, вспомните запоминаемые слова, проверьте правильность их последовательности.
3 Комплекс игр и упражнений на развитие памяти.
Игра 1 «Бабушка собрала свой чемодан»
Каждой из участников (а их неограниченное количество) называет по одной вещи, которую бабушка положил в чемодан. Причем игру начинает первый игрок, второй повторяет за предыдущим его игроком слово, потом говорит свою вещь. Цель последнего играющего назвать все предметы, сказанные до него.
Игра 2.«Второе слово»
Возьмите лист чистой бумаги и проставьте порядковые номера от 1 до 50. Попросите кого – нибудь прочитать следующие 50 пар слов:
1.палец-ноготь 26.голова-волосы
2.мак-красный 27.уголь-черный
3.степень-колокол 28.спичка-голод
4.похвала-порицание 29.толстый-тонкий
5.ветер-буря 30.дождь-грязь
6.часы-стрелка 31.горд-улица
7.сахар-сладкий 32.колесо-круглое
8.окно-буква 33.камин-толпа
9.громкий-тихий 34.любовь-ненависть
10.порх-взрыв 35.солнце-свет
11.глаз-зрачок 36.поезд-вагн
12.трава-зеленая 37.василек-синий
13.ягода-свечка 38.дым-пар
14.награда-наказание 39.высокий-низкий
15.мороз-холодно 40.работа-усталость
16.книга-страница 41.инситут-аудитория
17.бритва-острая 42.пух-легкий
18.тетрад-парус 43.папироса-абажур
19.светлый-темный 44.храбрость-трусость
20.лето-тепло 45.ученик-знание
21.дом-крыша 46.редька-ладонь
22.снег-белый 47.путь-длиный
23.забор-лампа 48.паравоз-стеллаж
24.покой-движение 49.холодный-горячий
25.яд-смерть 50.рана-боль
После этого пуст будут прочитаны повторно только первые слова, а вам следует под соответствующим номером написать второе слово. Затем проводиться проверка. Рядом с правильно написанным словом ставится «плюс», если неправильно или вообще не написано, ставится «минус».
Пары № 1, 6, 11, 16, 21, 26, 31, 36, 41, 46 имеют смысловую связь целое-часть
№ 4, 9, 14, 19, 24, 29, 34, 39, 44, 49 – подобраны по контрасту
№ 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 50 – выражают причинно-следственные связи
№ 3, 8, 13, 18, 23, 28, 33, 38, 43, 48 – необычное сочетание. На основе подсчета плюсов и минусов проводиться сравнение различных видов смысловых ассоциаций в процессе вашей памяти. Хорошая ли у вас память?
продолжение
--PAGE_BREAK--