Реферат по предмету "Психология"


Социально-психологические проблемы подготовки юношей и девушек к семейно-брачным отношениям

КУРСОВАЯРАБОТА
подисциплине «Психология»
потеме: «Социально-психологические проблемы подготовки юношей и девушек ксемейно-брачным отношениям»

Оглавление
Введение
1. Психологические и социальныеосновы современного брака
2. Формирование адекватныхсемейно-брачных представлений юношей и девушек
3. Примерная программакурса для старших классов общеобразовательных учреждений «Подготовка юношей идевушек к семейно-брачным отношениям»
Заключение
Список использованнойлитературы

Введение
Целенаправленнаясистематическая подготовка подрастающего поколения к жизни, трудовой иобщественной деятельности неотделима от подготовки его к семейно-брачнымотношениям. Дорога в большую жизнь берет свое начало в семье и снова ведет всемью. Школа как ведущее звено в системе формирования всесторонне развитойличности должна нести ответственность за подготовку своих питомцев ксамостоятельной семейной жизни, к выполнению супружеских и родительскихобязанностей. Актуальность формирования личности семьянина обусловленанеобходимостью упрочения семьи как важнейшей ячейки демократического общества,гуманизацией семейно-брачных отношений, повышением ответственности родителей завоспитание детей.
В современномроссийском обществе разрушаются общечеловеческие гуманные духовно-нравственныеосновы семьи и брака. Кризис семейно-брачных отношений является следствиемкоренных изменений, которые произошли в жизни народа России после распада СССР.
НачальникУправления статистики населения Федеральной службы государственной статистики(Росстат) И.Забарская в беседе с корреспондентом газеты «Труд» приводит данныео том, что Россия в период между двумя переписями (1989-2002 гг.) перешла намалодетную модель семьи. Разрушается институт брака (реже женятся, чащеразводятся). Растет число «гражданских» браков. Каждый третий ребенок рождаетсявне зарегистрированного брака. Увеличилось число людей, которые не стремятсяобзавестись семьями. Сегодня примерно 13,6 миллионов мужчин никогда не состоялив браке. Плюс четыре миллиона разведенных и почти два миллиона вдовцов. Около11 миллионов женщин никогда не были замужем, семь миллионов – разведенных исвыше 11 миллионов вдов.
Кризиссовременной семьи признается не только видными учеными страны – исследователямиГосНИИ семьи и воспитания РАО С.В.Дармодехиным, О.И. Волжиной – но иобщественными организациями. 23 января 2005 г. Патриарх Московский и всея РусиАлексий II на Международных Рождественских чтениях «Школа, семья, церковь –соработничество во имя жизни» говорил об опасностях, которые грозят нашемуобществу из-за невнимания к проблемам семьи.
ПатриархАлексий II подчеркнул, что формирование идеала крепкой и благополучной семьидолжно быть важнейшей задачей средств массовой информации, многие из которых, ксожалению, сеют в душах людей семена вседозволенности, распущенности, эгоизма,стремления к наживе любой ценой. Он напомнил об ответственности всех, ктопричастен к воспитанию. Основой решения проблемы нравственной готовностимолодых людей к семейно-брачным отношениям он считает духовно-нравственноевоспитание совместными усилиями семьи, школы, Церкви и государства.
Противоречиясоциального, педагогического характера, отсутствие современных исследований врешении задач подготовки учащихся к семейной жизни заставляют копироватьпрограммы подготовки из зарубежных педагогических систем, не соответствующиероссийской культурной специфике и социальным условиям. Эти противоречиясвидетельствуют об актуальности исследования рассматриваемой проблемы инеобходимости разработок современных программ, направленных на выработкуадекватных семейно-брачных представлений у юношей и девушек.

1. Психологические и социальные основы современногобрака
Конец двадцатого века был ознаменованкризисом типичной патриархальной семьи, для которой было характерна жесткаяиерархия, безусловное подчинение мужчине, тесная межпоколенная связь.
Одно из событий, радикально повлиявшеена изменение качества семейных отношений, – это автономизация брачности,сексуальности и прокреации[1].В научном плане становится все более очевидным, что явления в брачной,сексуальной и репродуктивной сферах, вскрытые к середине XX столетия, уже не могутинтерпретироваться однозначно, как отклонения от нормы, а должны, скорее,рассматриваться как признак существенных и необратимых эволюционных сдвигов всамом институте семьи. Таковы тенденции к снижению рождаемости, малодетности исознательной бездетности, характерные для индустриально развитых стран, всостав которых, несомненно, входит и Россия. К числу подобных же явлений можноотнести и массовое распространение добрачной практики сексуального поведениямолодежи, по своим мотивам непосредственно не связанного ни с прокреативными,ни с брачными интересами.
Одно из следствий этой тенденции (при отсутствии твердых навыковсознательной регуляции) – рост доли добрачных зачатий нередко единственногоребенка. Часть этих зачатий приводит к браку и, вероятно, не сказываетсянегативно ни на супружестве, ни на родительстве. Другая часть порождает «материнские»семьи.
Основноенормативное требование, предъявлявшееся к традиционной (патриархальной)моногамии, сводилось к непременной слитности и строго заданнойпоследовательности брачности, сексуальности и прокреации. В самом деле,сексуальные отношения до брака, рождение ребенка вне брака и самоценностьсексуального общения мужа и жены считались нарушением социокультурных норм. Кнарушителям этих обычаев применялись различные по жесткости, санкции.
В Новое времясперва постепенно, а с начала XX в. интенсивно переосмысляется значимостьсексуальности. Во-первых, становится тривиальным понимание несводимостисупружеской сексуальности к деторождению. Как справедливо отмечает Э. Гидденс[2], теперь, когда зачатие можно нетолько контролировать, но и осуществлять искусственно, сексуальность. наконецстала полностью автономной. Освобожденная сексуальность может стать свойствоминдивидов и их взаимоотношений друг с другом.
При изучениисовременного типа прокреативного поведения исследователи столкнулись спарадоксальным фактом. Сегодня одна женщина, состоящая в браке, на протяжениивсего репродуктивного периода (границы которого, не секрет, расширилисьпримерно до 35 лет) могла бы родить десять-двенадцать детей (эта величина полученав результате наблюдения за населением с самой высокой рождаемостью). Реально жеевропейская женщина рожает в среднем одного — двух. В чем же дело? Оказывается,за резким снижением рождаемости скрываются огромные перемены в структуредемографического поведения. Массовое репродуктивное поведение обособилось отполового и брачного, стало автономным.
На рубеже XIX-XX вв. общество медленно, но неотвратимо шло попути защиты интересов ребенка, удлиняя срок обязательного обучения, отодвигаямомент его вступления в ряды профессиональных работников и устанавливая право подросткана плоды своего труда. Социальной эмансипации ребенка сопутствовалоформирование нового типа семьи – детоцентристского. Ему присуще возвышение роличастной жизни, интимности и ценности детей. Более или менее равноправныеотношения между мужем и женой привели, с одной стороны, к возникновениюустойчивой зависимости экспрессивной удовлетворенности от супружества в целом,а с другой – к осознанию того, что сексуальность, практикуемая в браке, несводима к прокреации, эротизм, по меньшей мере, столь же значим.
Все это наводит супругов на мысль о необходимости регулироватьсроки и частоту зачатия, в силу чего ограничивается репродуктивный периодпределами десяти лет. Решение о количестве детей принимают по преимуществу самисупруги, возможность экстернального давления, как показала практикадемографической политики (скажем, французской после второй мировой войны),предельно мала. Исчерпал себя и обычай многодетности. Социализация приобретаетиной смысл. Во-первых, нарушаются горизонтальные отношения. В семье либо нетбрата (сестры), либо есть, но того же пола, мало кузенов и с теми (благодарямобильности) редко или никогда не контактируют. Во-вторых, желанный ребенокпревращается в объект родительской забота и стойкой привязанности.
Что касаетсяРоссии, то здесь со второй половины текущего столетия даже в деревенской семье,согласно выборочным опросам, многие родители, в том числе и те, кто сам смогокончить лишь начальную школу, стремились дать ребенку максимально возможноеобразование. Молодое поколение пользуется намного большим числом материальных идуховных благ, чем в прошлые годы. На них уходило в 60-х годах от однойчетверти до половины бюджета семьи. Дети, по словам большинства родителей, –главный смысл семьи. По наблюдениям специалистов, в Латвии «дети все чащеслужат объектом творческой воспитательной деятельности — формирования новойличности». В свою очередь, в киргизской семье, сколь бы скромным ни был бюджет,изыскиваются средства не только на покупку одежды, но и на посещение кино идругие развлечения. Многие родители стремятся дать им образование испециальность. Представленные случаи ярко иллюстрируют идею общности глубинныхисторических изменений – эмансипацию детей от родителей – у далеких друг отдруга в этническом и конфессиональном отношении народов. Детоцентристский тип,несомненно, существенный шаг в трансформации моногамии, ибо повышаетсяматериальная и духовная забота о детях, поддерживается стремление ребенка кразностороннему развитию.
Многиеспециалисты (У. Гуд, А. Мишель, Р. Рапопорт, Л. Руссель, Р. Флетчер, А. Харчев,Н. Шимин)[3]склонны связывать перемены, происходящие с семьей (и в семье) в текущемстолетии, в большей мере с изменяющимся экономическим и культурным статусомженщин. И с этим, в общем, трудно не согласиться уже в силу того, чтопатриархальная семья зиждется на двух видах зависимости: жены от мужа и детейот родителей. Преодоление первой из них впрямую связано с действенностьюпроцесса социальной эмансипации женщин.
Вовлечение в XIX веке женщины в профессиональную деятельностьспособствовало ее общественно-политической активности и отразилось насоциально-экономическом статусе мужчин – все это, вместе взятое, положилоначало кризису патерналистских ценностей. Женщины стали осваивать новые сферыдеятельности: общественно-трудовую и политико-культурную, а такжепреобразовывать семейную. Мужчины же, утратив профессиональную монополию, неспешили расставаться с традиционными семейными «привилегиями».
Брак и семья– разновидность групповой или коллективной жизни, и все закономерностипсихологии малых групп в той или иной степени подходят к анализубрачно-семейных отношений, и именно личные взаимоотношения мужчины и женщины,не регулируемые более системой патриархальной этики, стали одной из важнейшихпричин кризиса семьи.
Сейчас брачныепартнеры, как правило, действуют на основе неписаных правил, которые неявляются четкими и тем более жесткими. Часто супруги сами договариваются овзаимных обязанностях, о разделении труда в семье, о распределении семейногобюджета. Так постепенно складывается система взаимодействия и сотрудничества.
Естественно,что поступки мужа и жены определяются тем, как они понимают основные цели,задачи семейной жизни. Каждый из супругов вносит свой вклад в семейнуюкооперацию. Поведение мужа или жены организуется в ответ на те требования,которые предъявляет брачный партнер. Если же это поведение не соответствуетэтим ожиданиям и требованиям, то возникают конфликтные ситуации, взаимныеобвинения в том, что обязательства не выполняются.
Совместнаяжизнь требует от каждого члена семьи постоянной оценки собственных поступков сточки зрения того, как их оценивают другие. Ожидаемые реакции заранеевключаются в поведение другого брачного партнера. С годами супруги четкопредставляют, какова будет реакция другого партнера на те или иные поступки илидействия. Гибкая координация в семье становится возможной лишь в том случае,если каждый из его членов постепенно меняют свое поведение в зависимости отповедения других членов семьи, их намерений, желаний. Успешная жизнь в семьетребует высокой пластичности, гибкости и, что особенно важно, высоко развитыхадаптационных способностей.
Муж и женаспособны координировать свои действия и поступки только в той степени, в какоймежду ними существует согласие. Иными словами, успешность брачной жизни вомногом определяется тем, что у супругов имеется какой-то минимум общих представлений.Взаимное непонимание часто возникает потому, что муж и жена могут оцениватьразличные явления, исходя из своей системы ценностей. Например, разные проблемысемейного быта иногда имеют неодинаковое значение для супругов.
Межличностныеотношения в браке формируют постепенно общие для обоих супруговсоциально-психологические установки, взгляды, вкусы и привязанности.Согласование потребностей супругов – задача сложная, так как, с одной стороны,возникают совместные потребности, достаточно хорошо сопряженные с желаниямикаждого из брачных партнеров, с другой – определенная часть потребностейсохраняет индивидуальный, автономный характер. Таковы, например, потребности вполучении образования, профессиональной деятельности, в проведении досуга ит.д.
Супружествопредполагает определенные требования к поведению и поступкам партнеров, оноограничивает индивидуальную свободу. Возникновение обид, упреков происходит всилу сложности согласования обязанностей, которые должны быть распределены сучетом возможностей и желаний партнеров.
 
2.Формирование адекватных семейно-брачных представлений юношей и девушек
Готовностьк семейной жизни – важнейший показатель социальной зрелости и психическогоздоровья молодежи. Отсутствие этой готовности у человека – источник еголичностной и общественной нестабильности. Предварить эту проблему необходимоеще на ступени раннего юношеского возраста, наиболее восприимчивого дляформирования ценностных установок. В учебном заведении, наряду с решением другихзадач, важно осуществлять задачу педагогического обеспечения становленияготовности старших учащихся к семейной жизни.
Становлениеготовности старших учащихся к семейной жизни является одной из составляющихпроцесса взросления и личностного роста учащихся, условием стабилизации будущихсупружеских отношений и общества в целом. Осмысливая основу становленияготовности старших учащихся к семейной жизни, можно определить ее какформирование ценностного содержания представления о семье.
Семья, попризнанию ученых, – одна из величайших ценностей, созданных человечеством завсю историю своего существования. Семейные ценности обусловлены уникальностью исоциальной значимостью семьи. Отношения супругов, детей и родителей в течениепоследних десятилетий стремительно менялись, все большую ценность приобреталаэмоционально-психологическая сторона семейно-брачных отношений. Это значительноосложняло семейную жизнь, так как резко повышало уровень ожиданий по отношениюк семейной жизни, реализовать которые многие супруги не в состоянии в силукультурных традиций общества и индивидуальных особенностей самих супругов.
Ценностно-смысловыеориентации личности формируются и развиваются в процессе социализации. Наразных этапах социализации их развитие неоднозначно и определяется факторамисемейного и институциализированного воспитания и обучения, профессиональнойдеятельностью, общественно-историческими условиями.
Исходя израссмотренного понятия семьи и опираясь на теоретическое обоснование понятияценности, можно выделить основные ценности семьи: ценности, связанные ссамоутверждением личности среди ближайшего окружения; ценности, удовлетворяющиепотребность в отцовстве и материнстве; ценности, связанные с удовлетворениемпотребности в любви и признании; ценности, удовлетворяющие физиологическиепотребности (сексуально -интимные  отношения супругов); ценности, позволяющиечувствовать относительную стабильность и защищенность; ценности,удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг; ценности, дающиевозможность удовлетворять прагматические потребности.
Проведякачественный анализ ценностей, необходимо подчеркнуть их гуманистическуюсущность. Именно гуманистический идеал – человек как высшая ценность –определяет смысл и назначение семейной жизни, а ее ценности отражают признаниегуманистических общечеловеческих идеалов (добра, справедливости, взаимопомощи,милосердия и т. д.). В семье и браке ориентация на человека как высшую ценностьможет реализоваться в развертывании различных личностных смыслов, связанных сидеей служения другому человеку, с самореализацией человека как личности вовзаимодействии с другими людьми.
Осознаниеценностей порождает ценностные представления, а на основе ценностныхпредставлений создаются ценностные ориентации, которые, в свою очередь, ипредставляют собой осознаваемую часть системы личностных смыслов. Задачаподготовки юношей и девушек к семейным отношениям – помочь им осознать этиценности, сформировать личностную мотивацию семейного поведения.
Такимобразом, для дальнейшего развития современной семьи как ценностного социальногоинститута, ее стабильности и благополучия необходимо систематически ицеленаправленно педагогически воздействовать на ценностное содержаниепредставления о семье у старших учащихся и тем самым формировать общуюготовность к семейной жизни.
Анализценностного содержания представления о семье как основы становления готовностистарших учащихся к семейной жизни явился основанием для вывода о необходимостипедагогического обеспечения этого процесса в целях повышения эффективностиподготовки молодежи к будущей семейной жизни.
При этомстановление готовности рассматривается, с одной стороны, как внешний процессорганизации деятельности учащихся, а с другой – как внутриличностный процессформирования готовности к семейной жизни.
Педагогическоеобеспечение как служба сопровождения личности рассматривается Т.М. Афанасьевой.В контексте его исследований воспитательная и образовательная системыпространства учебного заведения представляют собой мощный механизм, благодаря которомуактуализируется мотивация, потребности, личностные и духовные силы учащихся,воля для осознания ценностей будущей взрослой жизни.
Сущностью жепедагогического обеспечения становления готовности к семейной жизни являетсявключение педагогами таких побудительных механизмов, действия которых повлекутза собой результативную ответную реакцию со стороны внутренне-индивидуальныхпроявлений каждой личности.
Педагогическоеобеспечение становления готовности старших учащихся к семейной жизни – этосистема помогающих действий педагога в логике 1) актуализации рефлексииучащимся ценности семейного образа жизни, 2) прямого включения учащихся впроцесс расширения собственных представлений о семейной жизни и освоениянавыков конструктивного поведения во взаимодействии с другими, 3) мобилизациисамим учащимся приобретенного на занятиях опыта для решения жизненных задач исоответственного закрепления готовности к семейной жизни.
Концептуальныеположения педагогического обеспечения становления готовности старших учащихся ксемейной жизни основываются на идее саморазвития как основополагающей длясоздания поддерживающей и «вдохновляющей педагогики», помогающей«духовно-нравственному становлению человека, когда он сам захочет – и тогдасможет – сделать свою жизнь иной, наполненной высокими смыслами»[4].
Решениепроблемы становления готовности старших учащихся к семейной жизни в большейстепени зависит от раскрытия сущности феномена «становление готовности ксемейной жизни», так как данное личностное новообразование, характерное дляюношества, является сложным, динамичным, многогранным по содержанию и формампроявления. Термин «готовность» обозначает такой момент в процессе развития,когда человек достаточно созрел, чтобы освоить определенное  поведение.Готовность становится, то есть развивается в ходе взаимодействующих ивзаимообусловливающих процессов педагогического обеспечения и личностногосаморазвития.
Деятельностьпедагогов должна быть направлена на создание ситуаций точечного взаимодействияс учащимися, при  которых процесс личностного становления будет иметьличностно-ориентированный характер и будет протекать самостоятельно,обеспечивая накопление учащимися положительного личностно-значимого опыта,анализируя который, они будут постоянно утверждаться в ценности семейногообраза жизни.
Выбор раннегоюношеского возраста для педагогического обеспечения становления готовности ксемейной жизни обусловлен несколькими причинами.
Во-первых, всвязи с тем, что ранний юношеский возраст является началом включения молодогочеловека в самостоятельное освоение всего многообразия явлений окружающейдействительности. И хотя обучение как элемент этой действительности по-прежнемуприсутствует, оно носит уже другой характер.
Во-вторых,именно в этот возрастной период приобретается та степень психической, идейной игражданской зрелости, которая позволяет человеку в известной мере бытьспособным к самостоятельной трудовой жизни и деятельности и служит надежнойосновой его дальнейшего развития.
В-третьих,данный возрастной диапазон определен как очень важный, а во многом и решающийпериод в психическом развитии ребенка, особенно в формировании его личности.Исследуемый возраст – решающий период в формировании личности будущих мужчин иженщин.
Спецификазадач, стоящих в настоящее время перед системой образования в целом, а такжеособенности становления готовности к семейной жизни обусловили выборвзаимосвязанных факторов, обеспечивающих действенность и успешность становленияготовности к семейной жизни. Анализ работ Кериг П. К., Кона И.С. и др., вкоторых убежденность определяется как направленность личностной позиции,позволяет нам вывести первый важный фактор становления готовности к семейнойжизни – убежденность в ценности семьи.
Опираясь наконцепции В.Г. Алексеева и др., в которых потребность в преобразующейдеятельности выделяется как ведущая характеристика человека, влияющая напроцессы творческого самовыражения и личностного роста, созревания рефлексивныхспособностей, мы выводим второй фактор, способствующий эффективному становлениюготовности старших учащихся к семейной жизни, – способность учащихся ктворческому восприятию, пониманию, преобразованию действительности и самогосебя в ней.
Анализируяработы педагогов-классиков К.Н. Вентцеля, Я. Корчака, А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинского[5]и др., а также педагогов-современников О.С. Газмана, Е.В. Бондаревской, Л.Н.Куликовой, В.В. Серикова[6]и др., рассматривающих организацию педагогически целесообразной средывоспитания, в условиях которой возможно духовно-нравственное саморазвитие, мывывели третий фактор исследуемого нами процесса – ориентированностьобразовательно-воспитательного процесса психолого-педагогического отделения наличностное развитие старшего учащегося.
Взаимообусловленностьи взаимодействие названных факторов  является основой для становленияготовности старших учащихся к семейной жизни.
Становление готовностик семейной жизни – это сложный интегративный процесс, вбирающий в себямножество спонтанных и, при желании, волевых усилий не только самой личности,но и ее окружения. Следовательно, должны быть созданы социально-педагогические условия, активизирующие процесс становления готовности старших учащихся ксемейной жизни в условиях деятельности психолого-педагогического отделенияреабилитационного центра.
У современныхподростков и юношей  семейные ценности не входят в число приоритетных,представления о них достаточно скудные и искаженные. Это дает основаниепредположить: педагогическое обеспечение процесса становления готовности ксемейной жизни должно начинаться с обеспечения актуализации у старших учащихсяценностного содержания представлений о семье.
Работа пообеспечению актуализации ценностного содержания представлений о семейной жизнипереводит семейные ценности в разряд актуальных, но их содержание останетсяпривнесенным извне, навязанным, если не будут организовываться специальныеситуации, в которых произойдет интериоризация этих ценностей. Это дало делаетнеобходимым организацию модельных ситуаций, предполагающих выбор учащимисястратегии поведения будущего семьянина на основе творческой интерпретациисемейных ценностей.
Опираясь наидеи П. Рикёра об интерпретации как основе понимания и идеи Г. П.Звенигородской о суждении как особом способе организации личностного знания, можновыявить еще одно требование к созданию модельных ситуаций: они должныпредполагать лексическую и содержательную интерпретацию предъявляемого влекциях, беседах, дискуссиях, учебных и научных текстах содержания семейныхценностей, то есть стимулировать личностную, интеллектуальную и коммуникативнуюрефлексию.
Созданные наоснове таких требований модельные ситуации станут условием внешнегопедагогического влияния на становление готовности старших учащихся к семейнойжизни, однако необходимо создать дополнительные гарантии запускавнутриличностного процесса становления этой готовности, в связи с чемопределяем третье условие – обеспечение взаимосвязи внешнегосоциально-педагогического воздействия с внутриличностным процессом становленияготовности старших учащихся к семейной жизни.
Указанныевыше условия успешности становления готовности старших учащихся к семейнойжизни взаимодейственны и взаимодополнительны. Успешная реализацияпедагогических условий возможна только на основе создания педагогическихпредпосылок становления готовности старших учащихся к семейной жизни.
Необходимаспециальная работа с педагогическим коллективом и родителями учащихся,направленная на «разморозку» (К. Левин) стереотипов, на проблематизациюситуации, сложившейся в плане подготовки к семейной жизни, на совместнуюразработку личностно-ориентированной идеологии педагогического обеспечениястановления готовности к семейной жизни. Поэтому одной из предпосылокстановления готовности старших учащихся к семейной жизни мы считаемактуализацию для педагогов и родителей учащихся проблемы подготовки молодежи ксемейной жизни, получения новых специальных знаний.
Другой важнойпредпосылкой становления готовности к семейной жизни является созданиедоверительных отношений между взрослыми (специалистами) и старшими учащимися. Cоздаваемая какпредпосылка, благоприятная психологическая атмосфера, основой которой являетсявзаимопонимание, сопереживание, поддержка, взаимное доверие, взаимоуважение,стимулирует процесс становления готовности старших учащихся к семейной жизни.Таким образом, создание данных предпосылок помогает нам построить инуюпсихологическую основу образовательного процесса учебного заведения иактивизировать процесс становления готовности старших учащихся к семейной жизнив нем.
Анализпредставленных слагаемых позволяет определить готовность к семейной жизни какинтегративное личностное и социально-психологическое образование сдиалектически развивающимися внутренними и внешними связями, предопределяющимиподготовленность в данной области жизнедеятельности человека, представляющеесобой единство ценностного отношения к семье и браку, а также определенныхзнаний и умений, базирующихся на психологической основе. В структуре готовностик семейной жизни отмечается взаимосвязь следующих компонентов:мотивационно-ценностного, интеллектуально-познавательного,действенно-практического, эмоционально-волевого.
Оценкауспешности становления готовности старших учащихся к семейной жизниосуществляется с использованием критериев диагностики этого процесса:личностного осмысления ценности семьи и брака; наличия системы знаний и уменийв области семейной жизни; установки на создание и сохранение отношений всистеме «индивид-семья-социум».
Выявленныенами взаимосвязи между условиями и факторами, предпосылками, критериями ипоказателями становления готовности старших учащихся к семейной жизни вусловиях деятельности психолого-педагогического отделения реабилитационногоцентра позволяют сформулировать следующие частные педагогическиезакономерности: чем шире пространство диалога между всеми субъектамиобразовательного процесса (учащимися, педагогами и родителями), тем эффективнеевзаимосвязь внешнего социально-педагогического воздействия и внутриличностногостановления готовности старших учащихся к семейной жизни; чем выше степеньдоверия во взаимоотношениях педагогов и учащихся, тем сильнее ориентацияучащегося на самосовершенствование как ресурс семейного строительства; чембольше в деятельности психолого-педагогического отделения реабилитационногоцентра возможности для творчества, тем выше уровень авторства старших учащихсяв  учебных ситуациях, моделирующих семейные коллизии.
Подводяитоги, можно сформулировать основные педагогические принципы становленияготовности старших учащихся к семейной жизни: принцип единства внешних ивнутриличностных компонентов становления готовности, принцип «взращивания»,принцип творческой активности. Все эти принципы использованы при разработкепрограммы курса «Подготовка юношей и девушек к семейно-брачным отношениям», рассчитаннойна юношей и девушек, обучающихся в 10-11 классах. В следующем разделе приведенпоурочный план этого курса, включающий ролевые и экономические игры, тренингнавыков межличностного общения, рекомендации по содержанию лекций./>

3.Примерная программа курса для старших классов общеобразовательных учреждений«Подготовка юношей и девушек к семейно-брачным отношениям»
Настоящаяпрограмма разработана как курс, рассчитанный на 1 год обучения (10 или 11классы), 1 час в неделю, всего 34 часа в год. Программа включает в себяэтический, семьеведческий, медико-гигиенический, и экономический блоки. В зависимостиот творческой позиции педагога материал можно проходить поблочно, иличередовать занятия из разных блоков.
I.Этический блок (6 ч.)
Занятие 1-3. Понятиелюбви (3 ч.)
Цель:Актуализация знаний по теме, формирование у школьников представлений о трактовкепонятия «любовь» в различных философских течениях, формирование личностноговосприятия любви.
Основныепонятия: любовь как этическое понятие.
Методическиерекомендации
Вначале занятия педагог знакомит школьников с пониманием любви в различныхфилософских течениях. Знакомство проводится в форме лекции с элементами беседы(для лучшего восприятия материала желателен исторический подход в егоизложении). Далее рекомендуется провести обсуждение перечисленных подходов кпониманию любви (среди способов обсуждения можно рекомендовать следующие: «неоконченное предложение», «телефон доверия», « обращение с вопросом к самомусебе»).
Педагогв ходе обсуждения подводит школьников к осознанию необходимости в собственномпонимании любви.
Длядальнейшего проведения занятия рекомендуется организация игровой ситуации.Одним из вариантов может быть игра-упражнение «стихи о любви». Для егопроведения выбираются двое молодых людей и две девушки. Они, как лидеры,выбирают себе команду: девушка-лирик набирает себе лиричных девушек. Страстныйюноша выбирает страстных ребят. Сформированные команды садятся в круг, впереди– лидеры.
Комнатазатемняется, ее центр освещает свеча. Задача: все команды по кругу должнычитать по одному стихотворению о любви. Это должны быть непременно стихи, икаждый участник не может читать более двух раз. Не обязательно читать до конца,но обязательно выражая личностное отношение к описываемой ситуации.
Послеэтого возможен ролевой розыгрыш житейских ситуаций.
Возможнаследующая схема игры:
·          педагог предлагает ситуацию, понятнуювсем;
·          ситуация разыгрывается в парах; играютвсе;
·          ситуация обсуждается в микрогруппах вформе доклада;
·          доклады перерастают в живую игру, идетпоказ для общей группы;
·          обсуждение разных выходов из этойситуации, их плюсов и минусов.
Возможныетемы: «опоздал и забыл билеты...», «прости меня, пожалуйста!», «а ты опятьсегодня не пришла» и т. д.
Занятие 4-6. Религиозныеучения о сущности любви (3 ч.)
Цель:Сформировать представления школьников о понимании сущности любви в различныхрелигиозных учениях, показать христианское понимание любви, христианскуюфилософию понимания человека, мира и Бога.
Основныепонятия: Мировые религии, христианство, как основа русской культуры, любовь.
Методическиерекомендации
Занятиепроводится в форме лекции с элементами беседы. Аудиторию необходимо оформитьрепродукциями картин на религиозную и библейскую тематику. Занятие начинается свступительного слова педагога раскрывающего основные понятия темы(предварительно педагог сам обязан наиболее полным образом ознакомиться срекомендуемой литературой). Далее педагог организует обсуждение различныхподходов к пониманию сущности любви. Домашнее задание может заключаться внаписании сочинения-рассуждения по изучаемой теме.
Второйчас занятия посвящается восприятию философии христианства, т.к. именно этафилософия легла в основу европейской и русской культуры, а значит, и в основунашего понимания любви.
Класснаякомната оформляется репродукциями картин, фотографиями храмов и святых мест,звучит духовная музыка. Педагог знакомит школьников с традициями христианства,обрядами, философией понимания человека, мира и Бога. Затем организуетдискуссию, в ходе которой показывает понимание любви в христианстве.
Третийчас занятия рекомендуется посвятить практическому ознакомлению с обрядамихристианства. Следует познакомить школьников со свадебным обрядом на основекраеведческого материала (через посещение музея или приглашение фольклорнойгруппы).
II. Психологический блок (12ч.)
Занятие 7-8 Межличностноеобщение (2 ч.)
Цель:Создание предпосылок для более свободного выражения своих чувств.
Основныепонятия: расслабление; правила поведения в тренинговой группе.
Методическиерекомендации
Проводитсятренировка различных способов расслабления, установление зрительного контакта.
Занятиеследует начать с того, что каждый назовет свое имя и скажет несколько слов осебе. Перед этим предлагается написать свое имя на табличке. Не обязательно этобудет настоящее имя, можно назвать себя по-другому. Если решили взять другое имя,то, представляясь, следует сказать и настоящее, а потом попытаться объяснитьпочему вы решили его сменить.
Упражнение«Учимся расслабляться»
Ведущийрассказывает о том, что в случаях, когда испытываешь напряжение, «зажатость»,тревогу, можно помочь себе расслабляясь с помощью простых приемов, которыепомогают не только почувствовать себя комфортнее и спокойнее, но и создатьусловия для более взвешенного, обдуманного поведения, не наносящего ущербинтересам общения.
Прием№ 1.
Сестьпоудобнее. Спина расслаблена, опирается на спинку стула, руки спокойно лежат наколенях. Можно закрыть глаза. Сделать по десять глубоких медленных вдохов ивыдохов. Чтобы замедлить их, вдыхая, сосчитать про себя до семи, а выдыхая – додевяти. Можно и без счета.
Поокончании открыть глаза и рассказать, что чувствовали, выполняя это упражнение.
Прием№ 2.
Этотспособ расслабления называется «Волшебное слово». Когда мы волнуемся, можемпроизнести про себя это «волшебное слово», и почувствуем себя немного увереннееи спокойнее. Это могут быть разные слова: «покой», «тишина», «нежная прохлада»и любые другие. Главное, чтобы они помогали вам.
Поокончании ведущий спрашивает, какие «волшебные слова» подобрал каждый изучастников и что он почувствовал.
Прием№ 3.
Ещеодин способ успокоиться и расслабиться. Вспомните, вообразите себе ситуацию,которая обычно вызывает у вас волнение, напряжение. Произнесите про себянесколько утверждений о том, что вы чувствуете себя уверенно, спокойно. Но этиутверждения должны быть положительными. Например, не «я не волнуюсь», а «яспокоен» и т.д. Начнем.
Данноеупражнение способствует не только усвоению подростками простых навыковсаморегуляции и созданию комфортной и доверительной атмосферы в группе, но итому, что участники группы начинают более открыто и полно выражать своичувства.
Занятие 9-10 (2 ч.)
Цель:Развитие умения вести разговор.
Основныепонятия: субличности, общение, наблюдательность.
Методическиерекомендации
Проводитсятренировка анализа собственных реакций в ситуации взаимодействия с другимилюдьми.
Упражнение.Ведущий говорит о том, что в обычной жизни зачастую люди довольствуютсяповерхностными, неглубокими контактными друг с другом, не пытаясь увидеть, чточувствует, переживает другой. Затем ведущий предлагает участникам занятия втечение 3-5 минут смотреть в глаза друг другу, стараясь установить контакт скаждым членом группы. По окончании ведущий спрашивает о чувствах.
Обсуждаютсяправила поведения в группе. Вывешивается плакат.
Формапроведения: Игровые занятия.
Занятие 11-12. (2 ч.)
Цель:Отработка умения слушать собеседника.
Основныепонятия: анализ субличностей, наблюдательность.
Упражнения:
«Частимоего Я»
Ведущийпредлагает детям вспомнить, какими они бывают в разных случаях, в зависимостиот обстоятельств (порой настолько непохожими на себя самих, будто это разныелюди), как они, случается, ведут внутренний диалог с собой, и попытатьсянарисовать эти разные части своего «Я». Это можно сделать так как получится,быть может, символически.
Послевыполнения задания участники, в том числе ведущий, по очереди показывая своирисунки группе, рассказывают, что на них изображено.
Подросткиобмениваются впечатлениями, трудно ли было выполнить задание, трудно лирассказать, что изобразили.
Игра–тренинг«Таможня».
Ведущий:«Предлагаю попрактиковаться в наблюдательности. Итак, наша группа – пассажиры,идущие на рейс самолета. Один из них контрабандист. Он пытается вывести изстраны уникальное ювелирное изделие» (в качестве «предмета контрабанды»используется реальный маленький предмет: ключ, монета). Кто хочет бытьтаможенником?»
Взявшийна себя роль таможенника, выходит. Один из участников группы, по желанию,прячет у себя ключ, после чего впускают «таможенника». Мимо него по одномупроходят «пассажиры», он пытается определить, кто из них «проноситконтрабанду». Чтобы облегчить задачу, «таможеннику» предоставляют 2-3 попытки.После того, как в роли «таможенника» побывали два подростка, ведущий просит ихрассказать, на что они ориентировались, определяя «контрабандиста». Желательно,чтобы сам ведущий тоже побывал в роли и «таможенника», и «контрабандиста».
Помимоповышения интереса к занятию, создания атмосферы непринужденности и веселья,игра способствует формированию навыков тонкого анализа невербальных проявленийв поведении другого человека.
«Умениевести разговор»
Ведущийговорит о том, что за неумением вести разговор, поддерживать беседу частоскрывается отсутствие интереса к другому человеку, недостаток сопереживания,живого участия по отношению к нему, боязнь тесных контактов с людьми. Преодолеватьэти черты начинают с развития навыков ведения и поддержания разговора.
Группаделится на пары, Темы для беседы выбираются самостоятельно, но несколькопримеров подсказывает ведущий. Например: что беспокоит в школе; что трудно вотношениях с родителями; какие качества хотелось бы развить в себе, участвуя вгрупповых занятиях.
Напервом этапе разрешается задавать только «открытые» (т.е. такие, на которыенельзя ответить просто «да» или «нет» ) вопросы, например, не «Ты любишьпоболтать с Олегом?», а «Почему тебе нравится болтать с Олегом?»
Ответырекомендуется давать также подробные, развернутые. После 3-5 минут диалогапартнеры меняются ролями.
«Слушалимолча»
Ведущий,напомнив окончание предыдущего упражнения говорит, что в жизни важно уметь нетолько поддерживать разговор, проявляя собственную активность, но и молчавыслушивать собеседника, что является подчас не менее важным проявлениемучастия, сопереживания другому.
Группаделится на пары. В паре сначала один из участников рассказывает о себе то, чтоего волнует, беспокоит, на что он не находит ответа. Партнеру разрешаетсятолько невербальное выражение чувств по отношению к словам собеседника. Потомпартнеры меняются ролями и, выступавший в роли слушателя, говорит о себе. Обменчувствами, возникшими во время упражнения, можно провести и при работе в парах,но лучше сделать это в конце упражнения, когда группа собирается в полномсоставе.
Занятия 13-15. Женские имужские особенности, женственность и мужественность.(3 ч.)
Цель:Дать учащимся понятие о специфике женского и мужского организма, опсихологических особенностях мужчин и женщин, различии их социальных функций.Развить ощущение принадлежности к своему полу.
Основныепонятия: мужественность, женственность, маскулизация женщин, феминизация мужчин.
Методическиерекомендации
Занятияпроводятся в форме ролевой игры «Планета мужчин и планета женщин». Учащиесяделятся на 2 группы: «планету мужчин» и «планету женщин». Затем происходит«парад» планет: каждая «планета» рассказывает  о своих достоинствах, ценностях.Затем происходит смена планет. Планету мужчин представляют юноши, а планетуженщин – девушки. Проводится «антипрезентация» планет: каждая планета говорит освоих недостатках слабостях. Далее «планеты»  обсуждают, что мешает ихсближению, взаимодействию.
Поокончанию игры преподаватель рассказывает о типичных противоречиях сложностяхвзаимоотношений, проблеме непонимания, раскрывает, понятия мужественности иженственности.
Занятие 16-18. Знакомствои установление отношений. Культура взаимоотношений юношей и девушек (3 ч.).
Цель:Дать знания о взаимоотношениях полов: знакомство и ухаживание. Обучить правиламзнакомства с противоположным полом.
Основныепонятия: Знакомство, способы знакомства.
Методическиерекомендации
Напервом занятии проводится анализ эффективности различных способов знакомств.Такой анализ можно провести на основе анкетирования «Мой идеал юноши(девушки)». Далее педагог обучает школьников основным элементам техникизнакомства.
Навтором занятии целесообразно разыграть ситуации знакомства. Например: Ситуация1 «Знакомство в поезде (при активной позиции юноши)»; ситуация 2 «Знакомство втроллейбусе (предполагает активную роль девушки в знакомстве)»; ситуация 3«Знакомство в парке на скамейке (юноша настаивает на знакомстве, а девушкаотказывается)». Проводится групповой анализ ситуаций, обсуждение наиболееэффективных приемов знакомства и ухаживания.
Последнеезанятие желательно провести в виде ролевой игры. По сюжету игрокам необходимопознакомиться с представителями страны, язык которой они не знают.
III. Семьеведческий блок (9ч.)
Занятия 19-20. Семья и еефункции.(2 ч.)
Цели:Познакомить с характером и особенностями развития семьи на протяжении веков.Помочь в анализе особенностей семейных отношений в различных общественно-экономическихформациях.
Помочьосознать функции семьи как важнейшего фактора формирования человека. Помочьусвоению содержания психологической функции семьи.
Освоитьтехники психологической поддержки в семье. Проанализировать содержание и рольхозяйственной функции семьи.
Методическиеподходы:  первое теоретическое занятие рекомендуется проводить в виде беседы.Важно обсудить проблему значения семьи; особенности современной молодой семьи;трудности с которыми встречается молодая семья. Обсуждение этих вопросов можетпроводится в форме дискуссии «Зачем человеку семья? Мужской и женский взгляд напроблему». Преподаватель, подводя итоги дискуссии, обозначает и раскрываетважнейшие функции семьи: психологическую, воспитательную, хозяйственную.
Учащиесязаполняют анкету «Функции семьи»
Анкета
Вампредлагаются различные семейные дела, занятия. Определите, какие из нихотносятся к хозяйственным (Х), воспитательным (В), психологическим (П)функциям.
Соответственнопоставьте напротив каждой функции знак (Х), (В), или (П)№ п/п Название функции Вид функции 1. Уборка квартиры 2. Проверка домашнего задания у ребенка 3. Мытье посуды 4. Обсуждение с членами семьи событий дня 5. Приготовление обеда 6. Игры с ребенком 7. Сочувствие тому, у кого неприятности 8. Чтение книги (сыну, дочери) 9. Доставка продуктов 10. Разговор с сыном (дочерью) о взаимотношениях со сверстниками  11. Уход за цветами 12. Благодарность супруга за помощь 13. Просмотр и обсуждение с ребенком телефильма 14. Уход за домашними животными 15. Похвала за хорошо выполненное дело
Наследующем занятии педагог после подведения итогов анкетирования предлагаетучащимся подробнее познакомится с функциями семьи.
Психологическаяфункция, как реализация в семье комплекса потребностей в нежности, понимании,заботе, моральной поддержке. Семья как «психологическое убежище» современногочеловека. Выполнение супругами психотерапевтических способов общения.
Воспитательнаяфункция: семья как соединение в одно целое, для появления новой жизни. Обоснованиевысказывания «Семья начинается с детей». Дети как фактор, укрепляющий семью.Значение семьи, в воспитании детей. Различные факторы, воздействующие наличность ребенка: наследственность, среда, воспитание. Проблема «отцов идетей». Творческий подход к воспитанию. Игра и сотрудничество как средствавоздействия на ребенка.
Неоднозначнаяроль членов семьи в воспитании: роль мамы и женского влияния на ребенка;проблема дефицита мужского воспитания и роль отцовского воздействия. Бабушки идедушки. Их роль в воспитании.
Хозяйственнаяфункция: быт как важнейшая сфера семейного уклада, в которой формируется ивоспитывается человек. Составные элементы быта: уклад жизни, обычаи, нравы,привычки и нормы общежития; различные формы и способы удовлетворения потребностейчеловека. Распределение домашних обязанностей в семье. Проблемы ведениядомашнего хозяйства и их влияние на нравственно-психологический климат семьи.Значение разумного распределения обязанностей, учета возможностей ипотребностей каждого члена семьи. Оптимальное сочетание хозяйственных семейныхобязанностей с обязанностями оп работе. Проблема сочетания женщинойпрофессиональных и семейных ролей.
Наследующем занятии педагог предлагает школьникам определение семьи как малойсоциальной группы, выполняющей определенные функции.
Проводитисторический обзор возникновения и развития семейных отношений мужчин и женщинв первобытном обществе. Знакомит с первой формой брачных отношений – групповой,затем родовым браком и возникновением парного брака. Вводит понятиепатриархальной семьи – переход к моногамии. Характеризует понимание семейныхотношений в различных религиозных учениях: буддизм, ислам, православие,протестантство. Дает определение семьи как ячейки общества. Объясняет влияниеобщественного строя на проявление семейных отношений.
Далеехарактеризует черты современной семьи: биархатный характер отношений,двупоколенность и молодежность, усиление нравственно-эстетических ипсихологических сфер семейной жизни, повышение авторитета и влияния женщины –матери, ослабление авторитарных рычагов влияния; более симметричноераспределение обязанностей мужа и жены; демократизация взаимоотношений;изменение взглядов на главенство в семье, усиление, эмоциональных мотивоввступления в брак (любовь, симпатия, уважение); повышение уровня притязаний ксемье и брачному партнеру; экологическая независимость супругов; свобода исамостоятельность в решении вопросов выбора брачного партнера, создания семьи,развития семейных взаимоотношений. Семья как любовный, духовный, родительский ихозяйственно-бытовой союз.
Напрактических  занятиях можно провести ролевые игры «Психологическая поддержка всемье», «Распределение домашних обязанностей», диспут «Женщина на работе идома», проанализировать педагогические ситуации «Родители и дети».
Занятие 21-23. Проблемысемьи и одиночества. Личные интересы супругов и общие интересы семьи. (3 ч.)
Цель:Познакомить с кругом проблем современной молодой семьи, помочь осмыслитьфакторы преодоления данных проблем. Найти способы оптимального сочетания личныхи семейных интересов.
Основныепонятия: личность – семья; одиночество.
Методическиерекомендации
Напервом занятии педагог раскрывает содержание темы. Семья в настоящее время.Современное состояние российской семьи: статистика рождаемости, разводов,количества конфликтных и кризисных семей. Проблема одиночества и статистика.Причины одиночества и пути решения проблем одиноких людей.
Помощьв поиске спутника жизни и создании семьи: клубы общения, службы знакомства,вечера знакомств, тренинги общения и уверенности.
Причинытрудностей семейной жизни: проблема совмещения семейных обязанностей с учебойили трудовой деятельностью, недостаточная подготовка к семейной жизни,отсутствие хозяйственных навыков, недостаток знаний в области педагогики,психологии, медицины.
Напоследующих занятиях организуются диспуты на темы «Возможно ли одиночествовдвоем?», «Семейная жизнь: за и против?»,«Одиночество: вина или беда?», «Нужно ли учиться умению жить в семье?»
Занятие 24-25. Этикаобщения в семье (2 ч.)
Цель:Показать значение общения в жизни семьи. Познакомить с техникой супружескогообщения, помочь в овладении конкретных приемов общения.
Основныепонятия: психологический климат семьи; семейное общение; законы семейногообщения.
Методическиерекомендации
Напервом занятии педагог раскрывает содержание темы. Психологический климат семьи– основа семейных отношений. Эмоциональная общность супругов: сопереживание,сочувствие, взаимопонимание, культура речи.
Комплименти его значение. Виды комплиментов: акцент на внешних данных, характере,общении.
Похвала.Одобрение. Поддержка.
Критика.Правила конструктивной критики: доброжелательность, выделение позитивныхмотивов поведения, индивидуальный подход к личности критикуемого, положительнаяоценка личности в целом, эмоциональная поддержка, помощь в исправлениинедостатков.
Спор.Определение и значение споров для развития семейных отношений. Ссора как проявлениенеконструктивного спора. Признаки ссоры. Способы профилактики и разрешениясемейных ссор.
Навтором занятии происходит разыгрывание и анализ конкретных ситуаций. Школьникиобучаются выбору оптимального стиля поведения.
Проводятсяупражнения «Комплимент», «Критика по кругу», «Горячий стул».
Заданиена дом — «Овладение словарем разрешенных и запрещенных выражений в семейнойжизни».
IV. Экономический блок (3 ч.)
Занятие 26-28. Семейныйбюджет (3 ч.)
Цель:Показать значение семейного бюджета, научить составлять бюджет.
Основныепонятия: семейный бюджет; планирование, контроль и учет семейного бюджета.
Методическиерекомендации
Напервом занятии педагог раскрывает теорию вопроса: необходимость ведения бюджетас психологической, экономической и воспитательной точки зрения. Влияниеналаженного денежного хозяйства на психологический климат семьи.
Основынаучного ведения бюджета. Учет динамики зарплаты, реальных доходов. Составлениесемейного бюджета. Определение суммы годового дохода. Статьи расходов: текущие,одноразовые, фонды на приобретение вещей длительного пользования. Планированиерасходной части.
Режимэкономии в семье. Бережность и умеренность желаний, целесообразностьрасходования средств. Рациональное удовлетворение потребностей членов семьи.Распределение семейного бюджета. Формы возможного контроля за бюджетом. Участиевсех членов семьи в составлении, ведении и контроле семейного бюджета.
Практическоезадание: анализ бюджета собственной семьи: сколько человек в семье, суммаежемесячных доходов, кто ведет финансовые дела, сколько тратится на питание иодежду; деньги на мелкие расходы, как решается вопрос о покупке крупной вещи ит.д.
Упражнение:составление примерного бюджета семьи.
Навтором занятии проводится ролевая игра «Планирование бюджета молодой семьи».
Ролевая игра «Планирование бюджета молодой семьи»
Роли:муж, жена, их родители.
Эксперты:(взрослые люди):
Экспертэкономист должен следить за тем, чтобы цены, которые будут «молодые» и их«родители» оперировать в игре были реальными… В начале игры опросить всехчленов семьи по следующему плану:
·          кто вы, сколько вам лет, возраст жены иродителей.
·          чем занимаетесь, где и кем учитесь(работаете).
·          каков ваш вклад в семейный бюджет.
Послеопроса «экономист» объявляет сумму, которой располагают молодые ежемесячно.
·          молодым необходимо решить где они будутжить.
·          сумма на оплату жилья
·          траты на питание (примерное меню надень – его стоимость на месяц)
·          расходы на покупки самого необходимого
Послеэтого экономист подводит итоги: какая сумма осталась молодым на покупки.Определить смету на 12 месяцев, учитывая необходимость покупки сезонной одеждыи обуви и затрат на развлечения.
На третьемзанятии обсуждаются результаты игры, подводятся итоги.
V. Медико-гигиеническийблок (4 ч.)
Занятие 29. Анатомия ифизиология пола. Мужская репродуктивная система (1 час, раздельно)
Цель:Дать четкую информацию об отделах мужской репродуктивной системы и функцияхкаждого отдела. Научить правильно и свободно пользоваться терминологией.
Основныепонятия: знакомство с греческим, латинским, древнеславянским обозначениемфаллоса. Длина фаллосов. Отношение древних к половым органам мужчины. ОбычаиЕгиптян. Краткое повторение анатомического строения. Обряд обрезания.Зависимость сперматогенеза от температурного режима. Сперматозоид.Наследственная информация. Половые гормоны. Система желез. Система протоков.
Методическиерекомендации
Чтобызанятие не выглядело как урок анатомии необходимо заинтересовать учащихсяисторическими сведениями и обычаями разных народов по отношению к мужскимполовым органам. Использование медицинских примеров поможет приблизитьобсуждаемую тему к каждому из учащихся. После лекции преподавателя с помощьюкарточек или схем для программированного контроля закрепить полученные знания.
Оборудование:схемы и плакаты, иллюстрирующие строение мужской репродуктивной системы,карточки с названием органов, схемы для контроля знаний.
Занятие 29. Анатомия ифизиология пола. Женская репродуктивная система (1 час, раздельно).
Цель:дать четкую информацию об отделах женской репродуктивной системы и функцияхкаждого отдела. Научить правильно и свободно пользоваться терминологией.
Основныепонятия: отделы женской репродуктивной системы; девственность; бог Гименей;строение внешних и внутренних половых органов; половая клетка; овуляция;маточная и внематочная беременность; менструальный цикл; зависимостьпсихо-эмоционального состояния от фазы менструального цикла; женские половыегормоны.
Методическиерекомендации
Длятого чтобы занятие не выглядело как урок анатомии необходимо заинтересоватьучащихся историческими сведениями и обычаями разных народов по отношению кженским половым органам. Использование медицинских примеров поможет приблизитьобсуждаемую тему к каждому из учащихся. После лекции преподавателя с помощью карточекили схем для программированного контроля закрепить полученные знания.
Оборудование:схемы и плакаты, иллюстрирующие строение женской репродуктивной системы,карточки с названием органов, схемы для контроля знаний.
Занятие 30. Проблемыздорового образа жизни(1 ч.)
Профилактика венерическихзаболеваний и ВИЧ-инфекции
Цель:В доступной форме объяснить учащимся о вреде, наносимом здоровью венерическимизаболеваниями, их профилактике.
Основныепонятия: венерические болезни; СПИД; профилактика.
Методическиерекомендации
Рекомендуетсяпровести занятие школьному врачу. Целесообразно разбить класс на 2 группы(мальчиков и девочек) и адресно объяснить материал. Рекомендуется использоватьнаглядные пособия.
Контрацепция.
Цель:Дать достоверную информацию о современных методах контрацепции и показать, чтолегче не допустить нежелательной беременности, чем решать проблему аборта.
Основныепонятия: противозачатие; контрацепция, как альтернатива аборту; ответственностьмужчины и женщины за нежелательную беременность.
Методическиерекомендации
Занятиепредставляет собой лекцию преподавателя или медицинского работника, в ходекоторой используются отрывки из видеофильмов и демонстрация средствконтрацепции. С целью закрепления полученных знаний можно предложить учащимсяделовую игру: «Реклама контрацептивных средств».
Оборудование:схемы строения мужской и женской репродуктивной систем. Образцыпротивозачаточных средств. Видеофильмы «Антианна», «Что ты знаешь о себе», «Ненадо бояться», «Клипы о контрацепции» и другие.
Аборт.
Цель:Сформировать представление об аборте, как о сложной медицинской операции,проводимой вслепую, которая может привести к тяжелому нарушению не толькорепродуктивного здоровья, но и здоровья в целом. Показать влияние аборта на всюдальнейшую судьбу.
Основныепонятия: аборт, история аборта в России, виды абортов, цель аборта, техникапроведения; медицинские осложнения (ранние, поздние, отсроченные); аборт – какуничтожение жизни; психологические проблемы.
Методическиерекомендации
Входе занятия необходимо с максимальной убедительностью показать разрушительноедействие аборта на организм женщины. На примере конкретных ситуаций подвестиучащихся к пониманию возможности принятия решения об аборте только помедицинским показаниям. Акцентировать внимание школьников на том, что аборт –это не прожитая человеческая жизнь.
Оборудование:Схемы строения женской репродуктивной системы, плакаты, демонстрирующие этапывнутриутробного развития ребенка, медицинские инструменты, использующиеся припроведении аборта.Видеофильм «От этого можно свихнуться».
Занятие 31. Интимностькак нравственное понятие. Особенности полового влечения юноши и девушки. (1 ч.)
Цель:Сформировать ответственное отношение к интимности. Дать понятие об особенностяхи различии полового влечения юношей и девушек. Развить навыки культурывзаимоотношений полов.
Основныепонятия: интимность, половое влечение.
Методическиерекомендации
Входе доверительной беседы с подростками  педагог раскрывает основные понятиятемы. Понятие интимности как сокровенности и доверительности отношений.Интимность и ее связь с бережностью и заботой о другом человеке. Интимность илюбовь. Таинство интимной жизни. Особенности полового влечения юноши:гиперсексуальность, быстрое возбуждение, роль физической привлекательностипартнерши. Особенности полового влечения девушки: более позднее пробуждениевлечения; гиперэротика, романтизация отношений; акцент на внутренние(личностные) качества юноши; потребность в ухаживании, знаках внимания.
Совместносо школьниками формулирует проблемы, связанные с различиями полового развитияюношей и девушек. Показывает, что уважение, понимание, принятие особенностейдругого могут являться факторами решения указанных проблем.
Занятие 32. Воспитаниедетей как раскрытие собственного личностного потенциала (1 ч.)
Цель:Сформировать ответственное отношение репродуктивной функции семьи. Дать понятиеоб особенностях протекания беременности, родах, уходе за ребенком первых леижизни. Развить навыки педагогической культуры.
Основныепонятия: беременность, роды.
Методическиерекомендации
Занятиястроятся как лекция в ходе которой раскрывается особенности индивидуальногоразвития человека, значение здорового образа жизни. Особый упор делается наценностных аспектах материнства и отцовства, формировании ответственности забудущего ребенка. Необходимо в общих чертах сформировать представление означимости первого года жизни для развития полноценной личности.
Самостоятельнаяработа: самостоятельно подготовить реферативное исследование об уходе заребенком от 1мес до 3-4 лет.
Итоговыезанятия
Занятие 33.Моя будущая семья.
Учащиесяпишут сочинение на тему «Моя будущая семья», моделируя желательные для нихсемейные отношения, прогнозируя проблемы и радости, которые ожидают их присоздании семьи.
Занятие 34.Подведение итогов.
Обсуждениесочинений. Коллективная дискуссия на тему «Традиционные и мои личные семейныеценности». Побудить учащихся оторваться от идеальной модели и рассказать, какойтип брачного и репродуктивного поведения желателен для них, отстаивать своюточку зрения.

Заключение
Социально-политическиепреобразования в России, начавшиеся в последней четверти ХХ века, вызвалидеформацию многих культурных и духовных ценностей, накопленных веками. Этообстоятельство сказалось и на российской семье. Наблюдается трансформациясемейного образа жизни, растёт число разводов, снижаются показателирепродуктивного здоровья, расшатываются поведенческие нормы в сфере семьи ибрака, наблюдается неудовлетворённость многих супругов эмоционально-психологическимклиматом в семье. Демографический кризис в стране достиг апогея и сталпроблемой национальной безопасности. Вот почему сегодня одним из приоритетныхнаправлений развития страны является укрепление семьи.
Эффективныминструментом для предотвращения дальнейшего обострения кризиса семьи являетсявоспитание у подрастающего поколения осознанного ценностного отношения кбудущей семейной жизни. Готовность молодежи к семейной жизни – важнаяхарактеристика ее социальной зрелости и психического здоровья.  Между темприходится констатировать, что взгляды о должном брачно-семейном поведенииформируются стихийно, под воздействием массовой культуры и традиций ближайшегоокружения, часто деструктивных по содержанию. Низкий уровень ценностногоотношения к браку у молодежи не может не вызывать тревогу у специалистов.
Проанализированныев работе проблемы имеют перспективы разрешения, в случае направленнойразработки программ не только для подготовки юношей и девушек, но и подготовкипедагогов для ведения специальных курсов. Подготовка молодежи к семейной жизнитребует не только подготовки специалистов, но и развитияматериально-технической базы для проведения тренингов и ролевых игр,совместного просмотра видеофильмов, получения навыков, необходимых для гармоничнойсемейной жизни.

Список использованной литературы
1.       АфанасьеваТ.М. Семья. – М.: Просвещение, 1988.
2.        Газман О. Педагогикасвободы. Педагогика необходимости // Учительская газета. 1997. 13 мая
3.       ГноеваяО.Н. Проблемы становления готовности молодежи к семейной жизни и деторождению.// Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования: сб.докладов научно-методической конференции, состоявшейся 7-9 февраля 2000 г. –Петропавловск-Камчатский: изд-во КГПУ, 2000. – С. 47-70
4.        ГолодИ.С. Семья и брак: историко-социологический анализ. – СПб.: Петрополис, 1998.
5.        ГолодИ.С. ХХ век и тенденции сексуальных отношений в России. – СПб.: Алетейя, 1996.
6.       ЗабарскаяИ. [Интервью] // Труд. 2005. 16 июня
7.        КеригП.К. Семейный контекст: удовлетворенность супружеством, родительский сталь иречевое поведение с детьми // Вопросы психологии. 1990. №2.
8.        КонИ.С. Ребенок и общество. – М.: Наука, 1988.
9.        НикандровН.Д. Православные традиции, семья и школа в современной России // Педагогика,№1, 2005.
10.      РудестамК. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. –М.: Академия, 1990.
11.      СатирВ. Как строить себя и свою семью. – М.: Педагогика, 1992.
12.      СловоПатриарха Московского и всея Руси Алексия II при открытии XIII МеждународныхРождественских Образовательных чтений 23 января 2005 г. // Педагогика. 2005.№1.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.