Реферат по предмету "Психология"


Система саморазвития человека

Министерствонауки и образования Украины
Национальныйгорный университет
Кафедра Менеджмента
Индивидуальнаяробота:
«Системасаморазвития человека»
 
Выполнила:
Репникова М.В.
Ст. гр. ЕМ-07-4
Проверил:
Моисеев А.С.
Днепропетровск
2010

Содержание роботы
 
Вспупление
1. Самоопределение(самоотождествение человка)
2. Становлениеграниц как способ осмыслить наше восприятие
3. УровеньМаски: начало открытия себя
4. Следующийуровень развития – уровень «кентавра»
5. Путьпревосхождения себя
Вывод
Список литературы
 

Вступление
самоопределение саморазвитиестратегия
Почти каждый человек,понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести этуидею до какого-то конкретного результата. Чаще всего либо из-за того, что непонятно, с чего начать, либо выбираемые способы самосовершенствованияоказываются трудными и не дают быстрых результатов. Знание методов саморазвитияпозволяет начать и поддерживать активность даже при наличии умеренной мотивациик росту.
В своей роботе япривожу поэтапные стратегии развития человека на основании исследований ученыхи мудрецов Востока и Запада стремящихся к развитию личности врамках схемы, названной «спектром сознания».
Знакомство со спектромсознания, – с различными его уровнями, возможностями и проблемами этих уровней,– поможет человеку, лучше ориентироваться на пути самопознания и саморазвития.Он сможет также осознать, с какими уровнями и возможностями ему хотелось бысоприкоснуться
 

1. Самоопределение. (самоотождествение человка)
Самоопределение важныйэтап саморазвития человека. Под тем как мы понимаем «себя» кроется наш уровень развития.
«Кто я?» Этотвопрос, волновавший человечество, вероятно, еще на заре цивилизации, и сегодняпродолжает оставаться одним из самых «проклятых» человеческихвопросов. Ответы на него давались очень разные – сакральные и профанные,сложные и простые, научные и романтические, политические и личные. Но вместотого, чтобы изучать эти многочисленные ответы, давайте лучше рассмотрим особыйфундаментальный процесс, который разворачивается в ходе ответа на вопрос «ктоя?»
В основе любых ответовна вопрос «кто я?» лежит именно эта фундаментальная процедура –процедура проведения пограничной линии между собой и не-собой. После того какосновная пограничная линия проведена, на этот вопрос можно давать как очень сложные,развернутые, так и очень простые, невнятные ответы. Но любой возможный ответобусловлен проведенной ранее пограничной линией.
С точки зрения биологиинет ни малейшего основания для такого радикального раскола между умом и телом,психикой и соматикой, эго и плотью, но на психологическом уровне подобнаярасщепленность носит повальный характер.
Человек непосредственноотождествляет себя не с организмом как целым, а лишь с одной из сторонэтого организма, – со своим эго. То есть он отождествляет себя с более или менееточным образом себя, а также с интеллектуальными и эмоциональнымипроцессами, связанными с этим образом. Таким образом, мы имеем дело другимосновным типом пограничной линии, устанавливающей личное тождествопреимущественно с эго, с образом себя.
Иногда человек сдвигаетграницу между собой/не-собой, включая в «себя» лишь какую-то частьтенденций, свойственных его эго. Такой суженный образ себя условно назовем«маской» (лат. persona).Поскольку индивид отождествляет себялишь с одной из сторон своей психики (маской), остальная ее частьвоспринимается как «не-я», как заграничная территория. Человекперекраивает карту своей души, чтобы отмежеваться от каких-то своихнежелательных сторон и, по возможности, исключить их из сферы сознания.
В рамках такого безоценочногоподхода мы можем упомянуть по крайней мере еще один тип пограничной линии,привлекающий сейчас к себе большое внимание, – границу, связанную с такназываемыми трансперсональными явлениями.
Термин«трансперсональный» означает «надличный», «более чемличный» и указывает на то, что некий процесс, протекающий в индивиде,выходит в каком-то смысле за пределы индивида. Простейшим примеромтакого процесса может служить экстрасенсорное или сверхчувственное восприятие.
Суть данного обсужденияграниц между собой/не-собой состоит в том, что человеку доступен не один, амного уровней самотождественности. Эти уровни самотождественностиявляются не теоретическими постулатами, а наблюдаемыми реалиями – вы самиможете убедиться, что они в вас существуют. В связи с этим создаетсявпечатление, что хорошо знакомое и все же в высшей степени таинственноеявление, называемое сознанием, представляет собой как бы спектр, нечто вродерадуги, состоящей из нескольких диапазонов или уровней самоотождествления.
Давайте расположим этиуровни в определенном порядке – в виде спектра. Уровни различаются взависимости от того, в каком «месте» проводится граница.
Различные уровниспектра отличаются не только в плане самоотождествления, но и в планехарактеристик, прямо или косвенно связанных с самоотождествлением. Возьмем, кпримеру, такую широко распространенную проблему, как «конфликт ссобой». Очевидно, что поскольку существуют разные уровни «себя»,существуют и разные уровни конфликта с собой. Например. Человек, пребывающий науровне организма, например, находит потенциально враждебной свою окружающуюсреду, ибо она представляется ему заграничной, пребывающей вне его и посемутаящей в себе угрозу его жизни и благополучию. Но для человека, пребывающего науровне эго, заграничной представляется не только окружающая среда, но исобственное тело, в связи с чем природа его конфликтов и расстройствоказывается совершенно иной.
Итак, разные уровниспектра сознания отличаются по характеристикам, симптомам и возможностям.Человек, искренне стремящийся к самопознанию, сталкивается с огромнымразнообразием психологических и религиозных систем, крайне затрудняющимпроблему выбора.
Если это так, мы моглибы существенно упорядочить эту, казалось бы, безумно сложную область.Выяснилось бы, что разные религиозные и психологические школы представляютсобой не столько взаимоисключающие подходы к рассмотрению человека и егопроблем, сколько дополняющие друг друга подходы к рассмотрению разных уровнейчеловеческого сознания.
Знакомство со спектромсознания, – с различными его уровнями, возможностями и проблемами этих уровней,– поможет человеку, как непрофессионалу, так и психотерапевту, лучшеориентироваться на пути самопознания и саморазвития. Он сможет также осознать,с какими уровнями и возможностями ему хотелось бы соприкоснуться, и какиепроцедуры могли бы ему в этом наилучшим образом способствовать.
Рост означает по сутидела расширение горизонтов, расширение своих границ вовне и в глубину. Врезультате перехода на низлежащий уровень спектра человеку приходитсяпеределывать карту своей души, чтобы включить в нее новую территорию. Рост –это постоянное редактирование карты; признание, а затем включение в себя всеболее глубоких и всеобъемлющих уровней сознания.
2. Становление границ как способ осмыслить нашевосприятие
Поскольку каждыйуровень спектра представляет собой последовательное ограничивание и сужениепределов сознания единения, исследование появления этих границ нужно будетначать с самого начала, с первопричины, с первой границы как таковой. Перваяграница называется исходной границей: это разделение на зрящего и зримое, напознающего и познаваемое, субъект и объект. Возникновение исходной границывлечет за собой цепь неизбежных следствий. Появляется множество других границ,каждая из которых возводится на предыдущей.
Религия, философия,мифология и даже наука предлагают свои объяснения этого начала, этойпервопричины, этого импульса к творению как таковому. Исходная граница, этавечно действенная первопричина, есть то, что мы делаем в данныймомент.
Исходная границавозникает сама собой, как наличная деятельность человека, но деятельностьбеспричинная. Это движение в сознании единения человека, движение самого этогосознания, движение, которое влечет за собой многочисленные следствия, но самотаковым не является.
Естественная линиямежду организмом и средой – линия кожи, которую нельзя отрицать, – становитсяиллюзорной границей, оградой, разделением того, что на самом деле неразделимо.И, как говорит Кришнамурти, «в этом интервале, в этом промежутке междузрящим и тем, что он видит, заключен весь конфликт человека».
С появлением исходнойграницы наше обособленное теперь «я» кажется отделенным, навсегдаотделенным непреодолимой пропастью от «окружающего» мира. Мы ужебольше не мир, мы предстоим перед ним… Внешняя среда становится потенциальнойугрозой, так как в ее власти уничтожить то, что я теперь чувствую«подлинным» собой, а именно, мой организм, мое тело-ум.
Давайте посмотрим наэто следующим образом: все, что только что родилось, что только что началосуществовать, не имеет прошлого. Иными словами, рождение есть состояние отсутствияпрошлого. И, соответственно, все, что только что умерло, что только чтоперестало существовать, не имеет будущего. Смерть есть состояние отсутствиябудущего. Но мы уже видели, что этот настоящий момент не имеет нипрошлого, ни будущего. То есть рождение и смерть в настоящий момент едины.Таким образом, настоящее оказывается совпадением противоположностей, единствомрождения и смерти, бытия и небытия, жизни и умирания. Как говорил Иппен,«Каждое мгновение – последнее, и каждое мгновение – рождение вновь».
Но человек,отождествляя себя только со своим организмом (исходной границей), принимаетлишь половину процесса рождения-смерти. От другой половины – от смерти –он отказывается. По существу, смерть – это именно то, чего он теперь боится. Ипоскольку смерть представляет собой состояние отсутствия будущего, то когдачеловек отказывается от смерти, это означает на самом деле, что он отказываетсяжить без будущего. Его страх смерти заставляет его искать будущего,тянуться к будущему и двигаться по направлению к будущему. Одним словом, егострах смерти порождает в нем сильное ощущение времени.
Вечное и вневременное«сейчас» – это сознавание, которому неведомо ни прошлое, ни будущее.У вечно настоящего нет будущего, нет границы, нет завтра – нет ничего передним, ничего после него.
Но с появлениемисходной границы человек отказывается от смерти и, следовательно, отказываетсяжить без будущего. Иными словами, человек отказывается жить без времени. Онтребует времени, создает время, живет во времени. Выживание становится егонадеждой, время – самым драгоценным достоянием, а будущее – единственной целью.Таким образом время, конечный источник всех его проблем, становится воображаемымисточником его спасения.
Требуя будущего, мыживем каждый миг в ожидании и неосуществленности. Мы живем каждый миг впреходящем. Мы хотим встретить себя в будущем. Мы не хотим этого«сейчас» – мы хотим следующего «сейчас», и следующего, иследующего, завтра, завтра, завтра. Таким образом, как это ни парадоксально,наше убогое настоящее мимолетно именно потому, что мы требуем, чтобы онозакончилось. Мы хотим, чтобы оно закончилось и тем самым могло перейти кследующему мгновению, будущему мгновению, которое в свою очередь явится лишьзатем, чтобы уйти.
Человек живет лишь ввоспоминаниях и ожиданиях, ограничивая и очерчивая пределы своего настоящегогорько-сладостной грустью по былым временам и щемящей надеждой на то, чтобудет. Он хочет, чтобы настоящий момент окружало что-то еще, что защищало быего от смерти, и для этого обносит настоящее границами прошлого и будущего.
Отметим, обратившись,что сейчас человек отождествляется с организмом как целым, который существует впространстве и времени. (Следует напомнить, что большая диагональная линия нарисунке представляет границу между собой/не-собой, перемещение которой мырассматриваем. Только что мы видели, как она сместилась от Вселенной котдельному организму.)
Вернемся на уровеньорганизма как целого и продолжим историю развития спектра сознания. На этомуровне человек отождествлен только со своим организмом, существующим вовремени, и спасается бегством от смерти. Тем не менее, он по-прежнемусоприкасается со всем своим психофизическим существом. Вот почему мы обычноназываем уровень организма как целого «кентавром». Кентавр –мифическое существо, наполовину человек, наполовину лошадь, – может служитьсимволом гармоничного союза психического и физического. Это не всадник, которыйправит своей лошадью, а всадник, который един с нею.
Теперь мы подходим кглавному событию. С возникновением следующего уровня спектра – уровня эго –кентавр буквально распадается. Ибо человек отказывается и далее оставаться вконтакте со всем своим организмом; он отказывается включать в свои границы всесвои органические отправления; он отказывается ощущать собой всего себя. Вместоэтого он сворачивает свою самотождественность до пределов одной из сторонорганизма как целого. Он отождествляет себя только со своим эго, своим образомсебя, чисто психической личностью, отвлеченной частью кентавра. Это означает,что он отказывается от тела и фундаментальным образом отвергает его, превращаяв свою собственность.
Почему это происходит?Человек знает, что тело его смертно. Тело бескомпромиссно недолговечно; человекже в своем бегстве от смерти устремляется лишь к тому, что обеспечило бы емузавтрашний день, – точнее, бессмертие бесконечных завтра. А тело этимтребованиям явно не отвечает.
Итак, человек начинаетлелеять тайное желание, чтобы его «я» было постоянным, статичным,неизменным, невозмутимым, вечным. Но именно таковы символы, понятия,идеиСтремясь к этому статичному бессмертию, человек начинает центрировать своюсамотождественность вокруг идеи себя, – мысленной абстракции, называемой«эго». Человек не хочет жить со своим телом, ибо оно подверженотлению, и поэтому живет только как эго, как образ себя для себя, – образ,лишенный любых упоминаний о смерти.
Так появляется уровеньэго Естественная линия между умом и телом становится иллюзорной границей,крепким забором, крепостной стеной, разделяющей то, что на самом деленеразделимо. И так как появление каждой новой границы ведет к возникновениюборьбы, начинается новая война противоположностей. Желания плоти выступаютпротив желаний души. Организм противостоит самому себе, утрачивая тем самымсвою глубинную цельность. Человек утрачивает связь со своим организмом какцелым, и самое большее, что он может себе позволить, – это мысленноепредставление, образ себя как целостного организма. Он теряет контакт с единствомтела и ума, с характерным для кентавра единством чувства и внимания.
Так мы обнаруживаемсебя на уровне эго: человек отождествляет себя с мысленным отражением своегоцелостного организма, с образом себя. Более-менее точный образ себя – этооткрытый, незафиксированный образ себя. В нем есть место для всей общепринятойистории организма. Ему известны сильные и слабые стороны всего организма.Здоровое эго включает в себя и согласует между собой все разнообразные сторонорганизма.
Когда человек теперьбольше не соприкасается со всеми склонностями своего эго. Он не только не можетсоприкасаться со своим организмом как целым (такова судьба всех эго поопределению), он не может даже подумать обо всех возможностях своегоорганизма, потому что некоторые мысли оказываются вне закона. Иными словами, онне может найти точный и приемлемый образ себя. В попытке сделать его болееприемлемым, человек исказил свой образ себя, и в конце концов пришел котрицанию каких-то его сторон. Человек создает ложную картину, неточный образсебя. Короче говоря, он создает маску (лат. persona), и всенеприемлемые аспекты его эго воспринимаются теперь как внешние, заграничные,как «не-я». Они проецируются, то есть отбрасываются вовне в качестве тени.Внутри эго возводится граница, вследствие чего сфера «я» у индивидаеще более сужается, а сфера угрожающего ему «не-я» вырастает. Так и появляетсяуровень маски.
Итак, мы увидели, как входе последовательного возведения границ разворачивается спектр сознания. Всякийраз, когда проводится новая граница, чувство самотождественности у человекауменьшается, сжимается, становится менее вместительным, более узким иограниченным.
Но все эти«внешние объекты» являются просто проекциями собственногосущества человека, и могут быть заново открыты им как составляющие собственногоЯ. Именно через процесс такого открытия себя для себя мы разсмотрим дальше. Уберемграницы, чтобы мы могли вновь прикоснуться к нашим теням, нашим телам и нашемумиру, сознавая при этом, что все, с чем мы соприкасаемся, есть по сути своейподлинное лицо нашего истинного Я.
 
3. УровеньМаски: начало открытия себя
Движениенисхождения по спектру и открытия себя для себя начинается в тот момент, когдавы сознаете, что не удовлетворены жизнью. Человек, который начинает ощущатьстрадание жизни, начинает вместе с тем и пробуждаться к более глубоким,истинным реалиям. Ибо страдание вдребезги разбивает благодушие наших«нормальных» вымыслов насчет реальности, заставляя становиться вопределенном смысле более живым – смотреть внимательнее, чувствовать глубже,обращаться к тем путям познания себя и мира, которых мы доселе избегали.
Появлениестрадания само по себе не благо, а благой знак, указующий на то, что человекначинает сознавать: жизнь, проживаемая вне сознания единения, в конечном счетемучительна, ничтожна и плачевна. Жизнь в пределах границ протекает в борьбе,страхе, тревоге, боли и кончается смертью. Мы начинаем страдать, потому чтонаше сознание обращается наконец к конфликтообразующей природе ложных границ иподдерживаемой ими фрагментарной жизни.
Переживаниестрадания не приносит плодов, если мы не знаем, что оно значит, почемувозникает. Познакомившись в общих чертах со спектром сознания и различнымислоями нашего существа, нам легче определить уровень, на котором мы сейчасживем, равно как и уровень, с которым связано наше нынешнее страдание, еслитаковое имеется и ликвидировать его.
Создатьопределенную границу значит создать определенную проекцию – некую грань себя,которая теперь кажется не-собой. И наоборот, присвоить свою проекцию значитрастворить границу. Когда вы осознаете, что проекция, которая кажетсясуществующей «там», это на самом деле ваше собственное отражение,часть вас, вы тем самым сносите эту границу между собой и не-собой. При этомполе вашего сознавания становится гораздо более широким, открытым, свободным инезащищенным. Искренне подружиться и в конечном счете объединиться с бывшим«врагом» – все равно, что ликвидировать линию фронта и расширитьтерриторию, по которой вы можете свободно перемещаться. Тогда проецировавшиесяранее грани больше не будут угрожать вам, потому что они – это вы. Такимобразом, нисхождение по спектру сознания означает 1) растворение границы путем2) присвоения проекции. Это происходит на каждом этапе нисхождения.
Начнем с тогоместа, в котором обнаруживают себя большинство людей, когда сознают, что неудовлетворены жизнью: они обнаруживают себя в ловушке маски. Маска представляетсобой неточный и ущербный образ себя. Она создается, когда индивид пытается отрицатьсамому себе факт наличия у себя каких-то черт, например, гнева,самоуверенности, радости, враждебности, мужества, агрессивности, влечения,интереса и т.д. Отрицать сам факт существования этих черт ему не удается, емуудается отрицать лишь факт обладания этими чертами. Благодаря этому человекдействительно начинает воспринимать эти черты как не-себя, как нечто чуждое,внешнее. Он сужает свои границы, чтобы исключить из них нежелательныечерты. Теперь эти отчужденные черты проецируются, отбрасываются вовне словнотень, и индивид отождествляет себя только с тем, что осталось: со суженным,ущербным и неточным образом себя, с маской. Возводится новая граница иначинается очередная битва противоположностей: маски со своей тенью.
Понять идеюпроецирования как отбрасывания тени просто; но принять ее на вооружение дляработы над собой .
Принципиальныймеханизм проекции крайне прост. Импульс (такой как побуждение, эмоция илижелание), который возникает в вас, и нацелен, естественно, на среду,будучи спроецирован, выглядит как импульс, возникающий в среде инацеленный на вас. Это эффект бумеранга
Итак, мыможем видеть, что отбрасывание тени влечет за собой два главных последствия.Во-первых, вы чувствуете, что у вас совершенно отсутствует проецируемыйимпульс, черта или склонность. И, во-вторых, вам кажется, что этот импульснаходится «снаружи
Большинстволюдей испытывают очень сильное сопротивление принятию своей тени,сопротивление признанию того, что отбрасываемые ими импульсы и чертыпринадлежат им. Собственно говоря, сопротивление – главная причина проекций.
Элементыокружающей среды (люди или вещи), которые вызывают у нас сильные чувства,а не просто информируют о чем-то, обычно являются нашими собственнымипроекциями.
Поняв природутени в целом, мы можем теперь разобраться с некоторыми другими типичнымипроекциями.
Отбрасываемаянами тень искажает не только нашу картину „внешнего“ мира, но иощущение „внутреннего“ себя. Когда я отбрасываю как тень некоторуюэмоцию или черту, то продолжаю и далее воспринимать ее, но теперь уже вискаженно-иллюзорном виде: она представляется мне „внешним объектом“.Точно так же продолжаю ощущать я и свою тень, но теперь уже в искаженнойи замаскированной форме: после того как тень отброшена, я ощущаю ее лишьв качестве симптома.
Итак, каждыйсимптом – содержит в себе какую-то грань тени, отброшенной эмоции, черты илиособенности.
В качествешага на этом уровне нужно дать волю своим симптомам, создать для нихпространство, подружиться с теми неудобными чувствами-симптомами, которые мыпрежде презирали. Мы должны сознательно соприкоснуться с ними и принять их совсей открытостью, на которую способны. А это значит позволить себеиспытывать их.
Если симптомустойчив, мы переходим ко второму шагу уровня маски — начать сознательно переводитьсимптом в его первоначальную форму. В качестве словаря для такого перевода выможете использовать общие указания (см. Табл.1). Суть этого второго шага в том,чтобы осознать, что любой симптом – это просто сигнал (или символ),свидетельствующий о какой-то несознаваемой теневой склонности.
Таблица1. ТИПИЧНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАЗНЫХ ТЕНЕВЫХ СИМПТОМОВ
Словарьдля перевода симптомов в их первоначальную теневую форму
СИМПТОМ
ТЕНЕВАЯ ФОРМА Давление Побуждение (тяга, влечение) Отверженность (»Никто меня не любит") «Не стоит тратить на них время» Вина («Вы заставляете меня испытывать чувство вины») «Я возмущен вашими требованиями» Тревога Возбуждение Неловкость («Все на меня смотрят») «Люди интересуют меня больше, чем я предполагал» Импотенция/фригидность «Я не смог/ла бы удовлетворить ее/его» Страх («Они хотят причинить мне боль») Враждебность («Я сержусь на них, не подозревая об этом») Уныние Гнев! Замкнутость «Я буду гнать вас прочь» Я не могу «Не буду я этого делать!» Обязанность («Я должен») Желание («Я хочу») Ненависть («Я презираю вас за ...») «Мне не нравится во мне ...» Зависть («О, вы великолепны!») «Я немного лучше, чем предполагал»
 
Перевод – это ключ кпониманию своегоподсознания своей тени.
При такомподходе симптомы отнюдь не нежелательны, – они представляют собой возможностидля роста. С помощью симптомов вы находите тень, а с помощью тени находите путьк росту, расширению своих границ, к более точному и приемлемому образу себя.Так вы спускаетесь с уровня маски на уровень эго. Это почти так же просто, какформула:
маска + тень = эго
Тень – этопросто ваши несознаваемые противоположности. Поскольку противоположности всегдаедины, их можно разделить лишь при помощи бессознательного – путемизбирательной невнимательности.
Начав исследоватьсвои противоположности, свою тень, свои проекции, вы обнаружите, что начинаетебрать на себя ответственность за свои чувства и состояния ума. Вы начнетепонимать, что борьба между вами и другими людьми на самом деле есть борьбоймежду вами и вашими спроецированными противоположностями. Вы начнете понимать,что ваши симптомы вызываются не окружающим миром, а вами. Вы обнаружите, чтолюди и события не расстраивают вас, а служат только поводом для того, чтобырасстроиться. Это огромное облегчение – впервые понять, что вы сами производитесвои симптомы и, следовательно, можете остановить это производство путемперевода их в первоначальную форму. Вы становитесь причиной своих чувств, а неих следствием.
 
4. Следующий уровеньразвития – уровень «кентавра»
«Приспособленный»в целом человек давно уже спроецировал свое тело в качестве «внешнегообъекта» или, можно было бы сказать, «низлежащего объекта».Человек отказывается быть кентавром (уровень организма как целого) и отождествляетсебя с эго, противопоставляя его телу.
Каждая граница создаетдве непримиримые противоположности, это происходит, разумеется, также в случаеграницы между эго и телом. С нею связано появление множества важныхпротивоположностей, но одну из самых существенных составляет противоположностьмежду произвольным и непроизвольным. Эго служит средоточиемконтроля, манипулирования, волевой активности и произвольных действий.Соответственно эго отождествляет себя как правило только с произвольнымипроцессами. А тело представляет собой не что иное, как хорошо организованнуюсовокупность непроизвольных процессов.
Чтобы вновь обнаружитьэто единство противоположностей, спящее в глубинах нашего существа, мырассмотрим способы растворения границы между умом и телом. Как бы просто это низвучало, это та самая сложность, с которой сталкивается почти каждый человек,пытаясь соприкоснуться со своим телом. Вместо того, чтобы в самом деле чувствоватьотдельные части тела он просто представляет их себе, избегая таким образомуделять им непосредственное внимание-ощущение. Это, конечно же, один изпервоочередных механизмов, которые обеспечивают разобщенность с телом. Этойсклонности к абстрагированию ощущений следует уделить особое внимание, а такжеприложить особые усилия для прекращения, по крайней мере временного, привычногоперевода внимания-ощущения в мысли и образы. В этом помогает медитация и конечноже дыхательные упражнения, йога.
Сейчас мы переходим крассмотрению тех особенностей нашего организма, которые обнаруживаются в ходедыхательных упражнений. Зачастую удается почувствовать жизненное удовольствие ивнимание-ощущение, легко циркулирующие по вашему телу-уму. Но на каждом этапеэтого упражнения вы могли обнаружить также какие-то оцепеневшие, недостаточночувствительные или омертвевшие зоны, с одной стороны, или зажатые, напряженные,малоподвижные, болезненные, – с другой. Иными словами, вы ощущали блоки(мини-границы) на пути свободного течения потока внимания-ощущения. Точноопределив эти блоки, вы можете начать процесс их растворения. Но сперва мымогли бы рассмотреть, что означают эти блоки. Мы видели, что на уровне эгочеловек может сопротивляться порывам или эмоциям, отрицая, что они принадлежатему. С помощью эгоического механизма проецирования человек может предотвращатьсознавание той или иной своей теневой склонности.
А что во времяпроецирования враждебности происходит в теле? На психическом уровне имеет местопроекция, но на физическом уровне одновременно с нею тоже должно что-топроисходить, так как тело и ум нераздельны.
Следует отметь, что этиблоки и зоны напряжения возникают в результате борьбы двух групп мышц,создающих таким образом мини-границу. При этом одна группа стремится разрядитьимпульс, другая – сдержать его. Это активное сдерживание представляет собойподавление в полном смысле слова: вы буквально давите себя в определенныхобластях тела вместо того, чтобы дать выход импульсу, связанному с этойобластью.
Общее значениетого или иного блока легче всего определить исходя из его местоположения втеле. Как правило, определенные эмоции находят выход в определенных областяхтела. Если вы более-менее определили местоположение ваших главных эмоциональныхблоков в теле, можете перейти к следующему интересному этапу: попыткесамостоятельно снять и растворить эти блоки.
Рассмотримчем обусловлена живучесть блоков.
Каждыйблок – это на самом деле сокращение, зажатость, спазм какой-то мышцы или группымышц. Причем речь идет о группах скелетных мышц, а любой скелетноймышцей мы можем управлять по своей воле.
Но это значит, чтоупомянутые блоки не непроизвольны. Они возникают не случайно. Они представляютсобой нечто такое, что мы активно создаем в себе сами. Короче говоря, мыумышленно, намеренно и добровольно создаем эти блоки, так как они состояттолько из произвольно сокращающихся мышц. Поэтому самый важный вопрос нев том, «как мне убрать или расслабить эти блоки», а в том, «какмне увидеть, что я сам активно создаю их.
Первый способ контроляблоков, состоит в намеренном повышении давления или напряжения путем ещебольшего сокращения задействованных мышц. Тем самым мы начинаем сознательноделать то, что прежде делали бессознательно. Эти блоки были и остаются формами сопротивленияопределенным эмоциям. Поэтому если их упорно растворять, вам в конце концовпридется открыть себя тем эмоциям, которые упрятаны под мышечным спазмом. Какбы там ни было, когда вы начнете сознательно брать на себя ответственность заповышение степени мышечного напряжения в разных телесных блоках, как правилосама собой происходит такая эмоциональная разрядка.
Благодаря такомупростому исцелению разрыва между умом и телом, произвольным и непроизвольным,намеренным и спонтанным, происходит важная перемена в ощущении себя иреальности. В той мере, в какой вы можете ощущать свои непроизвольные телесныепроцессы как себя, вы можете начать принимать как совершенноестественные те многообразные процессы, которые вы не можете контролировать.Вы можете узнать, что чтобы принимать себя, вам вовсе не нужно себяконтролировать. На самом деле ваше более глубокое „я“, ваш кентаврнаходится вне контроля эго.
Принятиенепроизвольного в качестве себя не означает, что вы можете его контролировать.Парадоксально, но с этим осознанием приходит более широкое ощущение свободы.Ваше эго может сознательно иметь дело от силы с двумя-тремя вещамиодновременно. Однако ваш организм как целое в этот самый момент без какой-либопомощи со стороны эго координирует буквально миллионы процессов сразу. Этотребует мудрости бесконечно большей, нежели те поверхностные трюки, которымитак гордится эго. Чем больше мы способны оставаться на уровне кентавра, тембольше можем полагаться в своей жизни на этот кладезь естественной мудрости исвободы.
Большинство нашихкаждодневных проблем и тревог происходит из попыток управлять илиманипулировать процессами, с которыми организм отлично справился бы сам, еслибы не вторжение эго.
Вернуться к кентаврузначит осознать, что психическое и физическое благополучие уже циркулирует внашем целостном психофизическом организме. „Энергия – это вечноенаслаждение, и она в нашем теле“, – говорил Блейк. Это наслаждение,которое не зависит от внешних приманок и наград. Оно проистекает изнутри, и егоможно свободно получить прямо сейчас. В отличие от эго, которое живет вовремени, стремясь к будущим достижениям и оплакивая прошлые потери, кентаврвсегда живет в nunc fluens, в преходящем конкретном настоящем, живомнастоящем, которое не цепляется за вчера и не воздыхает о завтра, а находитсвое свершение в щедрых дарах данного момента.
Самым важнымрезультатом любого самоусовершенствования как анализа себя, нацеленной на этотуровень, является тонкое, но всеобъемлющее изменение в сознавании человека,который начинает воскрешать кентавра и открывать свое прежнее тождество с ним.Кентавр – это не просто сумма возможностей эго и тела, но целостность, котораянамного превосходит сумму частей. Как говорил Ролло Мэй, „ни эго, ни тело,ни бессознательное не могут быть “самостоятельными», но могутсуществовать лишь в качестве частей совокупного целого. И именно в этом совокупномцелом должны иметь свою основу воля и свобода".
Расширенныевозможности, присущие только этому «совокупному целому», широкоизвестны под именем самоактуализации (Голдстейн, Маслоу), самостоятельности(Фромм, Рисман) или смысла жизни (Мэй). Уровень кентавра – это высшийуровень сознания, к которому стремится Движение за осуществление возможностейчеловека.
Во всех нас живетстремление к дальнейшему воплощению своих возможностей в действительность,стремление к самоактуализации, то есть достижению полной человечности иличеловеческой завершенности. Это усилие, направленное на утверждение полностьюраскрывшегося и подлинного себя..., делает все больший упор на роль интеграции(или единства, целостности). Растворение двойственности в более высоком, болееобъемлющем единстве равнозначно исцелению расщепленности человека, повышениюего цельности. Это также стремление быть лучше, воплотить в действительностьсамое лучшее из того, что в ваших силах.
Как полагает Маслоу,самоактуализация и смысл жизни тесно связаны. Не эгоистического смысла, ночего-то, пребывающего за его пределами.
Для эго найти в жизнисмысл значит что-то делать, и до какого-то момента это вполне приемлемо.Но выйти за пределы эго значит выйти за пределы такого смысла, – к смыслу,связанному не столько с действием, сколько с бытием. Как сказал Э.Э.Каммингс,«Если можете быть, будьте. Если нет, не унывайте, и живите так, какостальные люди, занимаясь теми же делами, что они, пока не придет конец».
Найти основополагающийсмысл жизни на этом уровне значит открыть, что сам процесс жизни производитрадость. Смысл обнаруживается не во внешних действиях или обретениях, но вовнутренних светоносных потоках вашего собственного существа, в явлении иналаживании отношений этих потоков с миром, с друзьями, человечеством вцелом и самой бесконечностью.
Вобщем, уровень кентавра есть обитель самоактуализации, смысла, и
экзистенциальныхвопросов жизни и смерти. Решение всех их требует сознавания, которое бывключало в себя полностью и тело, и ум, требует потока внимания-ощущения,который заполняет тело-ум и использует все психофизическое существо. На самомделе отождествляться с эго и телом значит изменять и то и другое,помещая каждое из них в новый контекст. При этом эго может спуститься на землю,обретя под собой почву и опору, а тело – достичь небес, их света ипространства. Граница между ними растворилась, борьба прекратилась, очереднаяпара противоположностей воссоединились и открылось более глубокое единство.
 

5. Путь превосхождениясебя
Перейдем отуровня кентавра к трансперсональным, надличным диапазонам спектра сознания.
Вместо того,чтобы прямо перейти к обсуждению надличного Я, мне хотелось бы для началавкратце рассказать о воззрениях Карла Юнга, самого выдающегося из учениковФрейда. Фрейд ограничился своими новаторскими исследованиями в области эго,маски и тени. А Юнг, полностью признавая эти верхние уровни, смог продвинутьначатые им исследования ниже, вплоть до надличных диапазонов спектра. Юнг былпервым крупным европейским психологом, который открыл и исследовал существенныеаспекты надличной сферы сознавания человека. Фрейд, будучи ограничен верхнимиуровнями, этого постичь не смог, и таким образом их пути разошлись.
Юнг заключилв своих исследованиях гипотезу что поскольку человеческому мозгу миллионы лет,и в течение этого огромного периода времени он обязательно выработал какие-тоосновополагающие способы восприятия и «схватывания» действительности,подобно тому, как наши руки выработали особые способы хватания физическихобъектов. Поскольку же они у всех людей общие, Юнг назвал этот глубинный слойпсихики «коллективным бессознательным». Иными словами, это неиндивидуальный, не личный, а запредельный ему надындивидуальный, надличныйуровень психики.
Некоторыеобласти бессознательного (соответствующие уровням маски, эго и кентавра)содержат личные воспоминания, личные желания, идеи, опыт и потенциальныевозможности. Но заключенные в вас более глубокие области коллективногобессознательного ничего личного не содержат. Они вмещают в себя коллективныемотивы знаем мы о том или нет, но, по Юнгу, они живут своей жизнью и продолжаютоказывать глубокое влияние на нашу жизнь, причем влияние это может быть каксозидательным, так и разрушительным.
Цельюнгианской и некоторых других видов психотерапии, связанных с надличнымидиапазонами, состоит в том, чтобы помочь нам сознательно признать этимогущественные силы, подружиться с ними и использовать их вместо того, чтобынаходиться под их влиянием помимо своей воли. При этом мы, в определенномсмысле, учимся вести мифологический образ жизни. Учиться вестимифологический образ жизни значит начать улавливать запредельное, надличное,видеть, как оно проявляется во мне, моей жизни, моей работе, моих друзьях иокружающей меня среде. Именно такому миру трансцендирования и открывает насмифология. Поскольку реальный мир без-граничен, язык и образность мифологииоказываются гораздо ближе этой реальности, чем линейная логика и отвлеченноемышление.
Такимобразом, жить мифологически значит начать открывать себя обширному миру безграничного.Развитие мифологического видения – не просто внушение.
Та или инаяформа открытия себя, пребывающего за пределами своих проблем, выступает главнойцелью всех направлений психотерапии, связанных с надличными диапазонамиспектра. К каждому из уровней спектра существует ряд путей, так что индивиду,возможно, придется немного поэкспериментировать с ними, чтобы выяснить, какойиз них больше ему подходит.
Существуют иболее простые подходы к запредельному себе, – не обязательно более быстрые илилегкие, просто не такие сложные и утонченные. Человек может обращаться к нимсамостоятельно и работать над собой сам. Именно эти подходы мы сейчас ирассмотрим.
Отметимпрежде всего самую общую отличительную черту запредельного Я: это центрсознавания, независимый от ума, тела, эмоций, мыслей и чувств личности. Мыговорим пока только о надличном Я или свидетеле и не касаемся чистого сознанияединения. Мы находим этого надличного свидетеля, рас-тождествляясь со всемичастными объектами, – умственными, эмоциональными или физическими, – и выходятем самым за их пределы, трансцендируя их.
Такимобразом, если вас беспокоит какое-то чувство, ощущение, мысль, воспоминание илипереживание, – значит вы в данный момент просто о-тождествили себя сним, и поэтому радикальное решение проблемы беспокойства состоит в том, чтобыпопросту рас-тождествиться с ним. Т.е. последовательно дать отпасть отсебя всему этому, осознавая, что это не вы: поскольку вы можете их видеть, онине могут быть истинным Зрящим и Субъектом.
Продолжая эту«прийомы» растождествления, вы можете обнаружить, что все ваше индивидуальное«я» (маска, эго, кентавр), за которое вы прежде боролись, пытаясьзащищать его, начинает становиться прозрачным и исчезать.
Сноварассмотрим Рис.1 и обратим внимание, как происходит нисхождение, скажем, суровня маски на уровень эго. В данном случае происходят две вещи. Во-первых,индивид о-тождествляет себя со своей тенью. Но, во-вторых, он рас-тождествляетсебя с маской, или разрывает свою исключительную привязанность к ней. Его«новая» самотождественность, эго, выступает соединением маски и тени.Подобным образом мы «расширяем» себя и до более широкого тождества снадличным собой, осторожно избавляясь или позволяя уйти ощущению более узкоготождества делаем это для дальнейшего самоуглубления и саморасширения.
Вместо того,чтобы бороться с душевным страданием, мы просто занимаем по отношению к немунезависимо-беспристрастную позицию. Мы просто отражаем любые возникающиеощущения или мысли, не цепляясь за них и не отворачиваясь от них, – подобнозеркалу, которое беспристрастно отражает все, что перед ним происходит. Пословам Чжуан Цзы, «совершенный человек использует свой ум как зеркало. Онничего не притягивает; он ничего не отталкивает; он принимает, но неудерживает».
Если выуспешно развиваете способность к такому независимому свидетельствованию, товаши отношения с умом-и-телом становятся такими же, как ваши отношениясо всеми остальными объектами. Прежде вы использовали ум-и-тело как нечто,с помощью чего взирали на мир. Поэтому вы привязались к ним и связали себя ихограниченным кругозором. Вы отождествили себя с ними и только с ними, тем самымприковав себя к их проблемам, болям и несчастьям. Но внимательно присмотревшиськ ним, вы осознаете, что они суть всего лишь объекты сознавания –объекты надличного свидетеля.
Важноподчеркнуть, что когда человек начинает соприкасаться с надличными диапазонами,или даже полностью переходит на этот уровень, он отнюдь не утрачивает доступ кверхним уровням спектра или контроль над ними. Но он больше не зафиксирован вэтой роли. Он по-прежнему способен сознавать их. Однако он больше не привязанык ним, не зависит от них и не ограничен ими. Так что когда человек начинаеттворчески преодолевать свое отождествление с изолированным организмом и только,он никоим образом не перестает заботиться о своем организме. На самом делепроисходит обратное. Человек начинает больше заботиться о своем уме-и-теле и вбольшей мере принимать их. Организм как целое становится совершенно приемлемымвыражением надличного Я.
Как ужеупоминалось ранее, с точки зрения запредельного свидетеля ум-и-тело начинаютвосприниматься так же, как любой другой объект сознавания. Мы начинаемобращаться с окружающей средой и всеми ее объектами так, как если бы они быличастью нас самих. По сути, это отношение отражает интуитивное ощущение того,что на самом деле мир – мое тело, и относиться к нему нужно соответственно. Нанадличном уровне мы начинаем любить других не потому, что они любят нас,одобряют нас или разделяют наши иллюзии, но потому что они – мы. На этом уровневаши отношения с окружающей средой не отличаются от ваших отношений со своиморганизмом.
На уровненадличного свидетеля, можно начать восстанавливать ту фундаментальную интуицию,которой, возможно, обладают, будучи ребенком. А именно, – поскольку сознаниекардинальным образом трансцендирует отдельный организм, оно едино и бессмертно.
Любой, ктоначинает на систематической основе интуитивно проникать в надличного себя,может постичь, что есть лишь одно Я, принимающее разные внешние формы,ибо каждый человек обладает одинаковым интуитивным ощущением той же самойвнутренней я-естьности, запредельной его телу. Это единое Я безусловнопребывает за пределами не только тела, но и ума, так что по сути оно одно ито же во всех сознательных существах.
Но чтокасается этого внутреннего Я… в самом деле, что это? Оно не родилось с вашим теломи не умрет с его смертью. Оно не признает времени и не участвует в егонесчастьях. Не имея ни цвета, ни очертания, ни формы, ни размера, оно созерцаетвсе великолепие мира, которое проходит перед вашими глазами но, оно неуловимо.Нужно просто начать настойчиво сбрасывать с себя свои ложные отождествления своспоминаниями, умом, телом, эмоциями и мыслямиДля начала требуется понять лишьодно: все, что может быть зримо, не может быть Зрящим. Следовательно, все,что вы узнаете о себе, определенно не может быть Познающим, внутреннейя-естьностью, которую невозможно воспринять, определить или каким-то инымобразом превратить в объект. Ошибочное отождествление Зрящего с тем, чтоможет быть зримо, есть не что иное, как рабство. А освобождениеначинается с простого исправления этой ошибки.
Это простая,но трудная практика; однако результатом ее становится не что иное, какосвобождение при жизни, ибо запредельное Я всегда считалось лучомБожественного. По сути, запредельное Я имеет общую с Богом природу.
 

Вывод
В завершениехотелось бы подвести итоги исследования стратегии само — развития. Первый шагусовершенствования себя – это самопознание и самоотождествение, благодарякоторому можно определить собственный уровень осознания себя. Каждый уровеньоснован на определенной школе в рамках которой можно ознакомится с основнойпроблематикой. И так на уровне маски мы боремся с подавлением наших эмоцийчувств и желаний не пытаясь их сдержать а освобождая их для созерцания. Начависследовать свои противоположности, свои проекции (в которых заключены этичувства, эмоции желания, порывы и т.д.), вы обнаружите, что начинаете брать насебя ответственность за свои чувства и состояния ума, ответственность за своюжизнь. На следующем уровне, почву для которого подготовили ранее, человеккасается сомоактуализации поисков смысла жизни.
Последнийуровень – превосхождения себя это познание запредельного, вечного в себе. Таковасуть идей Юнга; а также святых, мудрецов и мистиков, индейских ли, даосских,индуистских, исламских, буддийских или христианских: Фундаментом вашей душислужит душа человечества, – душа божественная, запредельная, ведущая от рабствак освобождению, от помрачения к пробуждению, от времени к вечности, от смерти кбессмертию и осознание этого поистине высшая ступень самоусовершенствованиячеловека.

Список литературы
 1. Кен Уилбер «БЕЗГРАНИЧНОЕВОСТОЧНЫЕ И ЗАПАДНЫЕ СТРАТЕГИИ САМОРАЗВИТИЯЧЕЛОВЕКА»
2. Rollo May « Love andWill»
3.Карл Роджерс «Становясь личностью»
4.Е.Т.Гедлин «Сфокусируйся»
5. Lowen, A. «ТheBetrayal of the Body»
6.Стенли Келман «Твое тело говорит это»
7.Маслоу«Toward a Psychology of Being»
8. Huston Smith, «TheForgotten Truth»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Банковская система Российской федерации
Реферат Специфика молодежной политики занятости в Омской области
Реферат Основные направления экономической мысли ХХ века
Реферат Парижское соглашение по промышленной собственности
Реферат Патристика: суть учения и основные представители
Реферат Лавр Георгиевич Корнилов (1870—1918)
Реферат Экологические общественные движения в зарубежных странах
Реферат Современные проблемы табакокурения
Реферат Должностная инструкция заместителя главного бухгалтера
Реферат Критерии выбора эффективных решений
Реферат Культура речи менеджера: теоретические аксиомы и прикладные вопросы программы обучения
Реферат Африканская чума свиней (ачс) контагиозная вирусная болезнь, характеризующаяся сверхострым, острым, подострым, реже хроническим течением и большой летальностью
Реферат Особенности методов современного экспериментально-математического естествознания. Системный подход как его важнейшая парадигма
Реферат Лексико-семантическое направление и его основные идеи
Реферат Кобо Абэ. Человек-ящик