Введение
Семья определяется как социальныйинститут, как ячейка общества, как малая группа совместно проживающих и ведущихобщее хозяйство родственников. Однако психологический подход к пониманию семьи(в отличие, например, от социологического и экономического подходов) имеет своюспецифику. В рамках этого подхода семья рассматривается как пространствосовместной жизнедеятельности, внутри которого удовлетворяются специфическиепотребности людей, связанных кровными и родственными связями. Это пространствопредставляет собой достаточно сложно устроенную структуру, состоящую изразличного рода элементов (ролей, позиций, коалиций и т. п.) и системывзаимоотношений между ее членами. Так структура существует в соответствии сзаконами живого организма, поэтому имеет закономерную динамику, проходя в своемразвитии целый ряд фаз и этапов.
С точки зрения известного семейногопсихолога Г. Навайтиса, определение психологической сущности семьи должносоотноситься с целями исследования семьи и целями взаимодействия психолога ссемьей. Г. Навайтис обсуждает понятие семьи, которое целесообразно исследоватьпри консультировании семьи психологом. Он предлагает ввести понятие семьи какмалой группы, которая получает профессиональную психологическую помощь со стороныспециалистов. Содержание понятия «семья» раскрывается через ряд положений.
Семья — группа, удовлетворяющаяпотребности своих членов. Эти потребности наиболее успешно удовлетворяются вуникальном взаимодействии конкретных людей.
Главная особенность семейноговзаимодействия — объединять удовлетворение различных потребностей.
· Дляудовлетворения связанных с семьей потребностей создается структура семейныхролей.
· Семейнаяструктура и функции семьи закономерно развиваются.
· Психологическоеконсультирование семьи помогает согласовывать и удовлетворять потребности,связанные с семьей, оптимизировать семейную структуру и способствует развитиюсемьи.
· Потребностьв консультировании семьи возрастает в моменты перехода семьи с одного этапаразвития на другой.
· Периодизацияразвития семьи может определяться по совокупности отношений, связанных ссемьей, и их значимости.
· Накаждом этапе развития семьи существуют специфические задачи, без решениякоторых невозможно перейти на новый этап.
Известный отечественный психолог В.Дружинин предлагает простую систему своеобразных координат, относительнокоторых происходит самоопределение психолога в выборе семьи как объектапсихологического исследования. Он говорит о том, что исследовательские подходык семье можно расположить на двух условных шкалах:
· «нормальная— аномальная семья»;
· «идеальная— реальная семья».
Рассматривая первую шкалу, Дружининопределяет понятие «нормальная семья» как семью, которая обеспечивает требуемыйминимум благосостояния, социальной защиты и продвижения ее членам и создаетпотребные условия для социализации детей до достижения ими психологической ифизической зрелости. Таковой является семья, где ответственность за семью какцелое несет отец. Все остальные типы семей, где это правило не выполняется,Дружинин считает аномальными.
В рамках второй шкалы понятие «идеальнаясемья» определяется как нормативная модель семьи, которая принимается обществоми отражается в коллективных представлениях и культуре, главным образомрелигиозной.
Это, в частности, обозначает, чтопсихологическая структура нормативной православной семьи (в структуру входятособенности распределения власти, ответственности и эмоциональной близостимежду отцом, матерью и детьми) значительно отличается от структурыкатолической, протестантской и мусульманской семей. Типы идеальных семейисследуются, главным образом, культурологами. Под реальной семьей понимаетсяконкретная семья как реальная группа и объект исследования. Дружининподчеркивает, что при упоминании семьи как предмета исследования необходимоясно осознавать, о каком типе семьи идет речь. Таким образом, психологиисследуют реальные семьи с точки зрения их отклонения от нормы.
СЕМЬЯ КАК ПРОСТРАНСТВОЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слово «жизнь» используется в различныхзначениях. Им обозначается вся органическая (живая) природа, в отличие отнеорганической (неживой) природы. Жизнь, являясь противоположностью смерти,представляет собой совокупность всех процессов жизнедеятельности человека.
Осознание того, что жизнь может бытьопределена соотносительно с человеком, а конкретно — с личностью, пришло вконце XIX — начале XXвв. Это осознание связано с философией индивидуализма.
Именно тогда появляется и юридическизакрепляется понятие «частной жизни». Иллюстрируя это явление, автор ссылаетсяна художественную литературу того времени, упоминая, в частности, роман Д. Голсуорси«Сага о Форсайтах».
Этот роман является своеобразнойхроникой одной английской семьи на протяжении нескольких поколений. Рождение,брак, разводы, похороны, сделки становятся частным делом этого семейного клана,жестко отделяемым от жизни «других». Типичным представителем семьи являетсяСоме Форсайт. Его семейная трагедия — непоправимая трагедия человека, невызывающего любовь у своей жены и понимающего это. Жена страдает из-за смертилюбовника — и все поведение Сомса Форсайта в этой ситуации определяется лишьжеланием наглухо закрыть двери своего дома, чтобы урегулировать драматическуюсемейную ситуацию.
Выделение частной жизни в качествебазового понятия неизбежно влечет за собой представление о границах семьи какособого пространства жизнедеятельности.
Очень точную иллюстрацию внутрисемейныхграниц, разделяющих пространство семьи на мужскую и женскую сферу влияния(точнее на сферы, где распространяется власть отца и матери), можно найти уизвестного писателя Ф. Искандера в рассказе «Большой день Большого дома». Он сюмором и любовью описывает жизнь большой абхазской семьи, живущей в горнойдеревне и сохранившей все обычаи и традиции патриархального уклада.
Жизнедеятельностьпонимается вдвух аспектах: как проживание различных эмоционально значимых жизненных событийи как жизнетворческая деятельность по воспроизведению жизни. Выдающийся философи психолог Э. Фромм, говоря о любви как об активной силе, отмечает, что длятворческой личности «давать — радостнее, чем брать» не потому, что это лишение,а потому, что в процессе «давать» есть высшее проявление индивидуальнойжизнеспособности.
Существование в пространстве семьипозволяет человеку удовлетворять потребность в символическом продолжении жизнипосле смерти. В экзистенциальной психологии существует представление о том, чтосознание смерти («ужас смерти») является важным детерминантом человеческогоопыта и поведения.
Есть несколько путей, которыми человекпытается достичь символического бессмертия.
Первый путь — биологический. Онпредполагает продолжение собственной жизни через потомство, через бесконечнуюцепочку биологических связей. Семья, как пространство совместного проживаниямужчины и женщины, уменьшает тревогу смерти, позволяя преодолевать иммучительный страх небытия через рождение детей и внуков.
Второй путь — «творческий». Онпредставляет собой символическое продолжение жизни через свои труды, черезустойчивое личное воздействие на других людей. Родители, черпая личностнуюподдержку из семьи, передают свой опыт, убеждения своим детям, давая началобесконечной цепи трансляции интересов и ценностей.
Третий путь — трансцендентный путьвнутреннего опыта. Этот путь предполагает обретение символического бессмертияза счет глубокого погружения как в собственные эмоции, так и в эмоции,разделенные с «другим». Человек как бы теряет себя благодаря переживанию стольинтенсивному, что время и смерть исчезают, и он остается жить в «непрерывном»настоящем. Семья, устанавливая границы частной жизни, обеспечивает возможностьполучения телесного и эмоционального опыта слияния с другим человеком (так,например, мать «теряет» себя в симбиозе с ребенком, а супруги «проживаютнастоящее» во время любовного слияния).
По существу, семья позволяетудовлетворять потребности, лежащие в основе развития личности. Наиболее известнойклассификацией этих потребностей является классификация, предложенная одним изосновоположников гуманистической теории личности А. Маслоу. Согласно Маслоу,существует пять групп потребностей человека, которые объединяются виерархическую структуру:
· физиологическиепотребности (потребности в пище, одежде, жилье, сне, отдыхе, сексе и т. п.).Для взаимного удовлетворения этих потребностей в семье существуют условия:территория совместного проживания, общее хозяйство, сексуальные отношения междусупругами и др.;
· потребностив безопасности и защите. К ним относятся потребности в организации,стабильности, предсказуемости событий, избегании контактов со страхами,болезнями и хаосом. Для удовлетворения этих потребностей ребенку, например,необходимо жить в семье, где существует определенный, стабильный распорядокжизни.
При попустительском, разрешающемотношении родителей в отношении времени сна, приема пищи, а также отсутствиичетко сформулированных запретов ребенок утрачивает ощущение стабильности, начинаеттревожиться, искать более устойчивую среду обитания. Наиболее разрушительнымифакторами, блокирующими удовлетворение потребности в безопасности, являютсятакие события, как ссоры, разводы, разлуки, смерть;
· потребностьв принадлежности и любви. Именно семья впервые в жизни дает человеку ощущениепринадлежности к группе людей, объединенных с ним кровными узами иэмоциональными связями, обеспечивающими любовь и психологический комфорт. Людис депривированной потребностью в любви, выросшие в проблемной, дисфункциональнойсемье (либо вне семьи в условиях детского дома), оказываются неспособными вбудущем к установлению глубоких близких отношений, чувствуя себя одинокими и покинутымивсеми. Важнейшим условием формирования чувства принадлежности к семье являетсясоздание отношений интимности, существующих внутри семейного пространства.Отношения интимности создаются на первых этапах семейной жизни за счет особоготипа коммуникации семейной пары (например, использования особого внутрисемейногоязыка, значение слов которого известно лишь членам семьи), существованиянекоторой семейной «тайны» и маркирования границ частной жизни. Благодаря этомукаждая реальная семья приобретает свою уникальность;
· потребностьв уважении (самоуважении). Семья может прямо и косвенно удовлетворятьпотребность человека в самоуважении и уважении со стороны других. Сам факт наличияу человека семьи делает его социально успешным. Люди, не имеющие семьи, детей,а также не сохранившие семью (разведенные), традиционно воспринимаются как социальнонеэффективные. Иллюстрацией этого социально-психологического феномена является,например, любая избирательная компания: человек, рассчитывающий на победу ввыборах в целях занятия социально значимого поста, не может позволить себе неиметь семьи.
Прямое удовлетворение потребности вуважении возможно благодаря тому, что каждый из членов семьи может ощущать своюполезность и значимость в данной группе. В гармоничных, функциональных семьяхкаждый человек знает свое место, роль и имеет возможность влиять на семейнуюсистему в целом;
· потребностьв самоактуализации. Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желаниечеловека стать тем, кем он может стать, чтобы полностью реализовать собственныйтворческий потенциал. По Маслоу, дети, воспитывающиеся в дружной, любящей, безопаснойатмосфере, стремятся к личностному росту. Родители получают возможность реализовыватьсебя в воспитании детей. Семья может стать именно той средой, в которойраскрываются способности ее членов. Для этого она должна обладать рядомхарактеристик: в семье должны быть любовь, взаимное уважение, не должны иметьместо симбиозы и коалиции, внутри которых один из членов семьи эксплуатируетдругого.
Можно отметить, что субъективно ценностьсемьи определяется тем, насколько существующие в ней взаимоотношения позволяютвоспроизводить эмоционально-значимые для человека ситуации. Эти ситуациипозволяют ему переживать те или иные желанные и привычные для него состояния.Причем, для одних людей в этой роли будут выступать позитивные, конструктивныесостояния и эмоции (например, такие, как нежность, радость, слияние, близость),а для других — негативные, диструктивные состояния и эмоции (такие, как гнев,обида, вина, страх). Именно потому могут создаваться и долго существоватьсемейные союзы, внутри которых супруги создают условия для взаимногоудовлетворения так называемых «невротических потребностей». Например, женапозволяет мужу чувствовать себя время от времени беззаботным, неконтролирующимсебя «ребенком», наказываемым за сексуальные связи с другими женщинами. Такоеповедение мужа, в свою очередь, позволяет жене реализовать ее скрытуюпотребность в доминировании и моральном превосходстве над мужчиной.
Достаточно полно и психологически точнотакого рода взаимодействия описаны и проанализированы американскимпсихотерапевтом и теоретиком психоаналитического направления, основателемтрансактного анализа Э. Берном.
Основные положения теории Берна можнопредставить как еще один подход к пониманию основных видов потребностейчеловека, которые могут быть удовлетворены внутри семейного пространстважизнедеятельности. С точки зрения Берна, основными потребностями являютсяследующие.
· Потребностьв признании (« голод по признанию ») удовлетворяется в семье за счет«поглаживаний». Автор называет поглаживанием любое действие, предполагающее признаниеприсутствия другого человека. Оно может реализовываться в любых формах: отинтимного физического контакта и прикосновения до ласкового словесногообращения и т. п., В гармоничной, функциональной семье создается особаяатмосфера интимности и эмоциональной близости, полностью удовлетворяющая «голодпо признанию». В дисфункциональной семье ее члены при взаимодействииобмениваются не поглаживаниями, а «ударами». В качестве ударов выступаютдействия, предполагающие игнорирование, обесценивание партнера (побои,оскорбления, критика, высмеивание, отказ от физического контакта и т. п.).Подобного рода семейная атмосфера, блокирующая удовлетворение потребности впризнании, является источником страданий и многих психологических проблем учленов семьи.
· Потребностьв структурировании времени («структурный голод», удовлетворение которогопозволяет избегать скуки) может удовлетворяться в различных формах: ритуалах,времяпрепровождении, деятельности, играх, близости. Пространство семьи позволяетреализовывать все, выделяемые Берном, формы взаимодействия между людьми. Каждаяреальная семья будет характеризоваться тем, какая из вышеперечисленных формструктурирования времени ею предпочитается больше других. Например,«структурный голод» может удовлетворяться за счет соблюдения семейных ритуаловв виде неизменных, формализованных традиций. Например, это могут бытьтрадиционные воскресные обеды, обязательные посещения родственников,стандартные словесные обороты и поцелуи, которыми жена ежедневно провожает мужана работу и т. п. Даже секс в такой семье становится ритуализированным иосуществляется в соответствии «с раз и навсегда установленным» порядкомдействий.
Времяпрепровождение не такоеформализованное и предсказуемое взаимодействие, как ритуал, но оно имеетнекоторую повторяемость. Например, в семье принято проводить выходные вместе надаче.
Каждый член семьи хорошо знает, что онбудет делать и что говорить и что будут делать и говорить остальные (мама опятьбудет подшучивать над папиным аппетитом, дедушка заснет за газетой, детиподерутся из-за велосипеда, но помирятся во время купания, бабушка будетжаловаться на здоровье и т. д.). Времяпрепровождение как форма утоления«структурного голода» требует соблюдения некоторого правила — говорить можнотолько на допустимые темы и в разрешенном стиле. Общение членов семьиприобретает поверхностный, «светский» характер, не предполагающий обменареальными и глубокими переживаниями. Тем не менее, оно позволяет семьечувствовать свою стабильность.
В основе семейной жизни могут такжележать разные варианты игр. Под игрой Берн понимает суррогат истинной близости.Все игры представляют собой некоторую манипуляцию состоянием и поведениемдругого человека. Они содержат в себе «приманку», использующую одну изчеловеческих слабостей (зависть, жадность, вспыльчивость, сексуальную невоздержанность,глупость и др.). Обычно опытные игроки хорошо осведомлены о слабостях своегосемейного партнера. Берном описано большое количество супружеских игр, наиболееизвестные из которых такие, как «Если бы не ты», «Фригидная женщина»,«Загнанная домохозяйка», «Видишь, как я старался», «Ну что, попался, негодяй!»,«Алкоголик».
Деятельность — это то, что Берн называетработой. Существуют семьи, выстраивающие общение вокруг определенной формыактивности. Например, все члены семьи являются сотрудниками одной частнойфирмы. Все свободное время семья посвящает совместному решению производственныхзадач. Это может происходить и тогда, когда супруги являются коллегами, делаютодно дело, работают, например, над одним научным проектом.
Близость определяется Берном какискреннее отношение между людьми со свободным взаимообменом, исключающимманипулирование. Истинная близость, существующая в гармоничных семьях, неиспытывающих страха перед искренним общением, позволяет полностью удовлетворитькак «структурный голод», так и «голод по признанию» всех членов семьи.
Библиографическийсписок
семья социальнаяпсихологическая
1.Абулъханова-СлавскаяКМ, Стратегии жизни. — М., 2010.
2.Агеев B.C.Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. — М., 2008.
3.Аккерман Н,Семейный подход к супружеским расстройствам. // Семейная психотерапия. — СПб.,2009.
4.Аккерман Н.Семья как социальная и эмоциональная единица. // Семейная психотерапия. — СПб.,2010.
5. АлексеевМ.Ю., Крылов КА. Особенности национального поведения. — М., 2008.
Размещено на www.