Реферат по предмету "Психология"


Синдром эмоционального выгорания и его диагностика

Синдром эмоциональноговыгорания и его диагностика
О синдроме эмоционального выгорания впервые заговорилиза рубежом около 40 лет назад, в то время его обозначили словом «burnout», что переводится как сгорание,затухание горения, выгорание.
Термин «синдром эмоционального выгорания» ввёл X. Фрейнденберг в 1974 году дляхарактеристики здоровых людей, находящихся в интенсивном общении с клиентами вэмоционально — загруженной атмосфере организации. Первоначально под термином«выгорание» подразумевалось состояние изнеможения. Позже симптоматика всёбольше расширялась, и учёные стали связывать это явление с психосоматическимсостоянием. В настоящее время исследователи выделяют более 100 симптомовэмоционального выгорания.
В нашей стране понятие «синдром эмоциональноговыгорания» введено в психологическую практику не так давно, и, проблема, каксчитается, не получила должного внимания.
Существуют разные определения выгорания. Например, М.Буриш считает, что «Выгорание — психологический термин, обозначающийсимптомокомплекс последствий длительного рабочего стресса и определенных видовпрофессионального кризиса» [Орел В.Е., с. 16].
В. Бойко определяет эмоциональное выгорание как«…выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного иличастичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избирательныепсихотравмирующие воздействия» [Бойко В.В., с. 20].
В соответствии с подходом американских психологов К.Маслач, С. Е. Джексона синдром выгорания представляет собой трёхмерныйконструкт, включающий эмоциональное истощение; деперсонализацию (тенденциюразвивать негативное отношение к клиентам); редуцирование личных достиженийпроявляется либо в тенденции к негативному оцениванию себя в профессиональномплане, либо в редуцировании собственного достоинства, ограничении своихвозможностей, обязанностей по отношению к другим, снятие с себя ответственностии перекладывание её на других [Орел, с. 17].
Японские исследователисчитают, что для определения эмоционального выгорания к трёхфакторной модели К.Маслач следует добавить четвертый фактор «Involvement» (зависимость, вовлечённость),который характеризуется головными болями, нарушением сна, раздражительностью, атакже наличием химических зависимостей (алкоголизм, табакокурение) [РонгинскаяТ.И., с. 85].
Большинство специалистовпризнает необходимость учёта именно трёх составляющих для определения наличия истепени «выгорания». При этом вклад каждого из факторов различен [Кордуэлл.М., с.44].
Описываяпроявления синдрома профессионального выгорания, Н. Самоукина разделяет их на 3группы: психофизические, социально — психологические и поведенческие…
 Психофизиологические симптомы.
1.Непроходящее чувство усталости утром, вечером.
2. Ощущение эмоционального и физического истощения.
3. Снижение восприятия и реактивности изменениевнешней среды: притупление любопытства, страха.
4. Общая слабость, снижение активности, ухудшениебиохимии крови, гормональных показателей.
5. Частые головные боли.
6. Снижение или увеличение веса.
7. Полная или частичная бессонница. Быстрое засыпаниеи отсутствие сна ранним утром, или наоборот: трудно заснуть ранее 2-3 часовночи, и трудно проснуться утром.
8. Постоянная заторможенность, сонливое состояние, ижелание спать в течении всего дня.
9. Одышка, нарушение дыхания при физических нагрузках.
10. Заметное снижение внутренней и внешней сенсорнойчувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния, осязания. Потеря внутренних,телесных ощущений.
Социально — психические симптомы выгорания.
1. Безразличие, скука, пассивность и депрессия. Понижениеэмоций, чувство подавленности.
2. Повышение раздражительности на незначительные,мелкие события.
3. Частые нервные срывы (вспышки гнева или уход в себя- отказ от общения).
4. Постоянное переживание негативных эмоций: вины,обиды, стыда, подозрительности, скованности, для которых во внешней ситуациипричин нет.
5. Чувство неосознанного беспокойства и повышеннойтревоги:« что-то не так».
6. Чувство гиперответственности и постоянное чувствостраха, что «не получится».
7. Общая негативная установка на жизнь ипрофессиональные перспективы.
Поведенческие симптомы.
1. Ощущение, что работа всё тяжелее, а выполнять еёвсё труднее.
2. Сотрудник заметно меняет свой режим. Рано приходити поздно уходит или наоборот.
3. Руководитель отказывается от принятия решений,формулируя разные причины себе и другим.
4. Чувство бесполезности, неверие в улучшение,снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам.
5. Невыполнение важных приоритетных задач изастревание на мелких деталях. Трата большого количества времени наэлементарные действия.
6. Дистанцированность от сотрудников и клиентов, ростнеадекватной критичности.
7.  Злоупотреблениеалкоголем, наркотиками, табаком [Самоукина Н.В., с. 7 — 13].
В. Бойко говорит о внешних и внутренних предпосылкахразвития эмоционального выгорания.
Внешние предпосылки это:
1) Хронически напряжённая психо-эмоциональнаядеятельность (интенсивное общение, целенаправленное восприятие партнёров,подкрепление общения эмоциями).
2) Дестабилизирующая организация деятельности:нечёткая организация и планирование труда, плохо структурированная ирасплывчатая информация. Всё это отрицательно сказывается на взаимодействиисубъектов общения.
3) Повышенная нравственная или юридическаяответственность за выполняемую работу.
4) Неблагоприятная психологическая сфера профессиональнойдеятельности: конфликтность по вертикали (с руководством), с партнёрами.
5)  Психологическитрудный контингент. У врачей это тяжёлые и умирающие больные. У педагогов — дети с отклонениями в психике. У руководителей — подчинённые с акцентированнымичертами характера. У обслуживающего персонала капризные и грубые клиенты.
Внутренние предпосылки, это, прежде всего темперамент,стиль общения, точнее его интенсивность, к которой привык человек,экстравертированность или интравертированность. Люди замкнутые, необщительныевыгорают быстрее и их способность к защите ниже. Так как эмоциональные нагрузкиот общения действуют на них более пагубно в силу того, что их психическиефункции настроены на менее бурное изменение эмоциональной энергетики.
Вследствие этих причин, постепенно срабатываетмеханизм эмоциональной отстранённости, игнорируются какие-то конкретные люди.Однако у этого инструмента есть дисфункциональная сторона, когда эмоциональнаяэкономия направлена не по адресу, а на всех окружающих [Акиндинова И.А.,,с. 34 — 35].
Методики исследования и их краткаяхарактеристика. Методика диагностики синдрома эмоционального выгорания В.В.Бойко.
Цель: изучение особенностей проявления синдромаэмоционального выгорания у медицинских работников
Методика представляет собой опросник, содержащий 84вопроса. Предполагаемые варианты ответа: «да» или «нет». Время, отведённоеиспытуемым на заполнение бланка, строго не ограничивается, но выноситсярекомендация, что не стоит долго размышлять над текстом вопроса. Проводитьопрос можно как коллективно, так и индивидуально. Методика позволяетдиагностировать 3 фазы процесса. Такое разделение обусловлено динамическойприродой выгорания.
Первая фаза — «напряжение».
Вторая — «резистенция».
Третья — «истощение».
Автор [Бойко] указывает: каждой из трёхфаз соответствуют 4 симптома, составляющие её симптоматическую картину придиагностике.
Симптомы фазы «напряжение».
1. Переживание психотравмирующих обстоятельств.Проявляется усиливающимся осознанием проблем. Если человек не региден, тонедоверие и раздражение усиливается. Накапливается негодование, недовольствоситуацией.
2. Неудовлетворённость собой. Должностью,обязанностями. В результате неудач, расстройств, действует механизмэмоционального переноса. Энергетика направляется не только и не столько вовне,сколько не себя. Происходит противопоставление себя обстоятельствам.Систематически переживаются трудности.
3. Загнанность в клетку. Это состояние интеллектуально- эмоционального затора, тупика. У человека возникает вопрос: «когда всё этокончится»?
4. Тревога и депрессия. Возникает разочарование всебе, избранной профессии, в конкретном месте службы. Этот симптом являетсякрайней точкой в формировании тревожного напряжения при развитии эмоциональноговыгорания.
Симптомы фазы резистенции:
1) Неадекватное эмоциональное избирательноереагирование. Человек не чувствует разницы в своих реакциях. На одних событиях экономитэмоции, на других излишне тратит. Действует часто по — принципу «хочу — нехочу». Партнёры начинают чувствовать чёрствость и равнодушие. Иногда понимаютэто как неуважение.
2. Эмоционально — нравственная дезориентация.Происходит ещё большее усугубление неадекватных реакций на партнёров.Происходит разделение на хороших и плохих.
3. Расширение сферы экономии эмоций. Это одно издоказательств эмоционального выгорания. Особенно когда эмоции экономятся внепрофессиональной деятельности: в кругу семьи, с друзьями. Человек срываетсяобычно дома. Поэтому домашние становятся первыми жертвами.
4. Редукция профессиональных обязанностей. Подредукцией понимается упрощение, сокращение, попытки облегчить профессиональныеобязанности, которые требуют эмоциональных затрат. Например, специалист даётупрощённую консультацию — врач может не пояснить подробности действия лекарстви т. д.
Симптомы фазы истощения. Фаза характеризуетсяистощением нервной системы. Защита в форме СЭВа становится неотъемлемой частьюжизни.
1. Симптом эмоционального дефицита. Личность осознаётизменения. Понимает некоторую утрату профессиональных способностей. Частоположительные эмоции заменяются отрицательными. Люди становятся резкими,грубыми, обидчивыми, капризными.
2. Эмоциональная отстранённость. Почти полноеисключение эмоций из сферы деятельности. Почти ничего не волнует, не вызываетэмоционального отклика. Причём это не признак ригидности, а приобретённыезащиты. В других сферах человек может жить вполне благополучно. Реагированиебез чувств наиболее яркий симптом выгорания — профессиональная деформацияличности. Ущерб наносится субъектам общения. Особенно опасна демонстративнаяформа эмоциональной отстранённости: «мне наплевать на вас».
3. Симптом личностной отстранённости(деперсонализация). Это широкий диапазон умонастроений и поступков в процессеобщения. Прежде всего, полная или частичная утрата интереса человека кчеловеку, субъекту профессиональной деятельности. Тяготит его присутствие,проблемы, потребности. Партнёр или клиенты воспринимаются как объект дляманипуляций. Это проникает в установки, принципы. Систему ценностей. Появляетсяантигуманистический настрой. Личность утверждает, что работа с людьми неинтересна, не представляет социальной ценности. Формируется философия отношения«ненавижу и презираю». Выгорание смыкается с психопатологическими проявлениямиличности, с неврозоподобными или психопатическими состояниями.
 4. Симптом психовегетативных и психосоматическихнарушений. Образуется по условно-рефлекторной связи. Иногда мысль о субъектахобщения вызывает у человека плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу,сосудистые реакции, обострение хронических заболеваний. Переход с эмоций науровень психосоматики свидетельствует о том, что самостоятельно защитныемеханизмы уже не справляются. Нагрузки слишком велики, и энергия эмоцийперераспределяется между другими системами индивида, спасая себя отразрушительной мощи эмоций.
При подсчёте баллов считается, что:
·       симптом несложился, если сумма равна 9 или менее;
·       симптом на стадииформирования — 10-15 баллов;
·       сложившийсясимптом — 16 и выше баллов.
2.  Опросникна «выгорание» Maslach Burnout Inventory (MBI).
Авторы –американские психологи К. Маслач и С. Джексон (адаптация Н.Е. Водопьяновой).Методика предназначена для измерения степени «выгорания» в профессиях типа«человек-человек», в настоящее время признана базовой методикой выявления«эмоционального выгорания». Испытуемым необходимо ответить, как часто онииспытывают чувства, перечисленные в опроснике. Для этого на бланке для ответовнадо отметить по каждому пункту позицию, которая соответствует частоте мыслей ипереживаний испытуемого: «никогда», «очень редко», «иногда», «часто», «оченьчасто», «каждый день». Всего опросник имеет три шкалы:
1)  «эмоциональноеистощение» (проявляется в переживаниях сниженного эмоционального тонуса, утратеинтереса к окружающему или эмоциональном перенасыщении; в агрессивных реакциях,вспышках гнева, появлении симптомов депрессии),
2)  «деперсонализация»(проявляется в деформации (обезличивании) отношений с другими людьми: повышениизависимости от других или, напротив, негативизма, циничности установок и чувствпо отношению к реципиентам (пациентам, подчиненным, ученикам)
3)  «редукция личныхдостижений» (проявляется в тенденции к негативному оцениванию себя, вуменьшении значимости собственных достижений, ограничении своих возможностей,негативизме относительно служебных обязанностей, в снижении самооценки ипрофессиональной мотивации, в ре-дуцировании собственного достоинства, в снятиис себя ответственности или отстранении («уходе») от обязанностей по отношению кдругим). Обработку результатов осуществляют путем сопоставления с «ключом». Чембольше сумма по каждой шкале в отдельности, тем больше у обследуемого выраженыразличные стороны «выгорания».
 
Опросник психического выгорания Автор-разработчик: FarberB.A. Автор адаптации: Рукавишников А.А.
Методика предназначена для диагностики «психическоговыгорания», т.е. устойчивого, прогрессирующего, негативно окрашенногоявления, которое характеризуется психоэмоциональным истощением, развитиемдисфункциональных установок и поведения на работе, а также потерейпрофессиональной мотивации.
Измеряемые параметры:
Шкала психоэмоционального истощения
Психоэмоциональное истощение — процесс исчерпанияэмоциональных, физических, энергетических ресурсов профессионала, работающего слюдьми.
Истощение проявляется в хроническом эмоциональном ифизическом утомлении, равнодушии и холодности по отношению к окружающим спризнаками депрессии и раздражительности.
Проявления психического «выгорания» на межличностномуровне:
психическое истощение, раздражительность, агрессивность,повышенная чувствительность к оценкам других.
Проявления психического «выгорания» на личностномуровне:
низкая эмоциональная толерантность, тревожность.
Проявления психического «выгорания» на мотивационномуровне:
нежелание идти на работу, желание скорее окончитьрабочий день, появление прогулов.
Шкала личностного отдаления
Личностное отдаление — специфическая форма социальнойдезадаптации профессионала, работающего с людьми.
Личностное отдаление проявляется в уменьшенииколичества контактов с окружающими, повышении раздражительности и нетерпимостив ситуациях общения, негативизме по отношению к другим людям.
Проявления психического «выгорания» на межличностномуровне:
нежелание контактировать с людьми, циничное,негативное отношение к людям.
Проявления психического «выгорания» на личностномуровне:
критичное отношение к окружающим и некритичность воценке самого себя, значимость своей правоты.
Проявления психического «выгорания» на мотивационномуровне:
снижение включенности в работу и дела других людей,безразличие к своей карьере.
Шкала снижения профессиональной мотивации
Профессиональная мотивация — уровень рабочей мотивации иэнтузиазма по отношению к работе альтруистического содержания.
Состояние мотивационной сферы оценивается таким показателем,как продуктивность профессиональной деятельности, оптимизм и заинтересованностьв работе, высокая самооценка профессиональной компетентности и степениуспешности в работе с людьми.
Проявления психического «выгорания» на межличностном уровне:
неудовлетворенность работой и отношениями в коллективе.
Проявления психического «выгорания» на личностном уровне:
заниженная самооценка, неудовлетворенность собой какпрофессионалом, чувство низкой профессиональной эффективности и отдачи.
Проявления психического «выгорания» на мотивационном уровне:
снижение потребности в достижениях.
Индекс психического выгорания
2. Диагностическаячасть
 
Цель исследования —сравнить особенности характера, темперамента, тревожности, самооценки и уровняпритязаний работника руководящего звена и работника подчиненного статуса.
В исследовании принималиучастие две испытуемые одинакового возраста:
1.   Перминова Наталья Алексеевна 43 года. Образование высшее. Долгоевремя имела свой бизнес. На данный момент работает в должности заместителядиректора крупного ООО. Разведена. Дети: дочь 20 лет.
2.   Брайловская Татьяна Владимировна. 43 года. Образование среднееспециальное. На руководящих должностях никогда не работала. В данный моментработает на одном из заводов г. Кирова в должности контролер ОТК. Замужем.Дети: сын 22 года, дочь 20 лет.
 
Перминова НатальяАлексеевна
Результаты исследованияМетодика исследования темперамента Айзенка EPQЭкстра-интраверсия нейротизм психотизм искренность 7 10 8 9  ТестКетелла (16 PF— FormС)МD A B C E F G H I L M N O
Q1
Q2
Q3
Q4 6 3 6 9 9 5 7 4 10 11 9 5 6 9 10 6 5
Личностныйпрофиль по тесту Кетелла
Качество -
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Качество +
/>Обособленность, отчужденность
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Доброта, сердечность
Низкий интеллект
 
 
 
 
 
/>
 
 
 
 
Высокий интеллект
Эмоц. неустойчивость
 
 
 
 
 
 
 
 
/>
 
Эмоц. устойчивость
Зависимость
 
 
 
 
/>
 
 
 
 
 
Независимость
Озабоченность
 
 
 
 
/>
 
 
 
 
 
Беспечность
Недобросовестность
 
 
 
/>
 
 
 
 
 
 
Совестливость
Робость
 
 
 
/>
 
 
 
 
 
 
Смелость
Жесткость
 
 
 
 
 
 
 
 
 
/>
Мягкосердечность
Доверчивость
 
 
 
 
 
 
 
 
/>
 
Подозрительность
Практичность
 
 
 
 
/>
 
 
 
 
 
Мечтательность
Безыскусственность
 
 
 
 
/>
 
 
 
 
 
Искусственность
/>Самоуверенность
 
 
 
 
 
 
 
 
/>
 
Склонность к чувству вины
Ригидность
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Гибкость
Зависимость от группы
 
 
 
 
 
/>
 
 
 
 
Самодостаточность
Отсутствие самоконтроля
 
 
 
 
/>
 
 
 
 
 
Высокий самоконтроль
Расслабленность
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Напряженность
Шкала тревожности СпилбергераСитуативная тревожность Личностная тревожность 54 40
Уровень притязаний В. Гербачевского1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 21 9 8 6 17 3 4 14 11 19 15 4 18 16
1.   Внутренний мотив
2.   Познавательный мотив
3.   Мотив избегания
4.   Состязательный мотив
5.   Мотив смены деятельности
6.   Мотив самоуважения
7.   Значимость результатов
8.   Сложность задания
9.   Волевое усилие
10.  Оценкауровня достигнутых результатов
11.  Оценкасвоего потенциала
12.  Намеченныйуровень мобилизации усилий
13.  Ожидаемыйуровень результатам
14.  Закономерностьрезультатов
15.  Инициативность

Шкала самооценкиДембо-Рубинштейназдоровье ум доброта честность общительность проницательность искренность смелость привлекательность счастье 5 6,5 5,5 5 3,5 4 5,5 5 5 5
Общая характеристика испытуемой
К предложенномуисследованию отнеслась с любопытством, проявила активный интерес. Задавалавопросы о цели исследования, попросила показать результаты в целяхсамопознания.
На протяжении всегоисследования была сосредоточена, эмоциональный фон не менялся, был ровным испокойным. Тревожности, суетливости во время исследования не наблюдалось, Кконцу исследования чувствовалось легкое утомление и сама испытуемая искренне обэтом говорила. Во время исследования делала небольшие перерывы междуметодиками, в это время задавала вопросы, касающиеся методик, результатовисследования и работы психолога.
По результатам наблюденияНаталья Алексеевна эмоционально устойчива, сдержанна, искрення, в общениитактична, вдумчива, умеет слушать, проявляет эмпатию и доброжелательность.Умеет ставить цели, выделять главное из множества фактов, обладает интернальнымконтролем, не ищет социальной поддержки, чаще сама поддерживает окружающих
Методика исследованиятемперамента Айзенка EPQ
Результат по шкалеэкстра- интроверсии в пределах нормы, но близки к нижней границе, что можетуказывать на некоторую склонность к интровертированности.
Результат по шкаленейротизма в норме, т.е. эмоциональная стабильность в норме.
Значение по шкалепсихотизма в норме.
Показатель по шкалеискренности не превышает нормативных данных, т.е. Испытуемая отвечала навопросы достаточно откровенно.
По матрице темпераментову испытуемой выявлено преобладание меланхолического темперамента.
Тест Кетелла (16 PF — Form С)
Наталья Алексеевнахарактеризуется отсутствием сильных эмоциональных проявлений, довольно холоднаи формальна в контактах. В делах, обычно, точна и аккуратна, может бытьнедостаточно гибкой. Малообщительна, общению предпочитает чтение книг. Сниженноестремление к общению подтверждается высокоразвитым чувством самодостаточности.
Интеллект высокий, хорошообучаема, способна решать абстрактные задачи.
Эмоционально уравновешена,спокойна, понимает свои чувства и находит адекватные способы для их выражения,хорошо осознает требования действительности, признает собственные недостатки ине расстраивается из-за пустяков.
Моральная регуляцияповедения и социальная смелость в норме.
Энергична, активна,склонна доминировать, командовать, критиковать и контролировать других людей, честолюбива,стремится к самоутверждению, самостоятельности и независимости. Склоннак осторожности, ожидает подвоха, держится обособленно. Вероятно это связано с тем,что Наталья Алексеевна полагается только на самих себя в решении ответственныхзадач.
Но вместе с тем онамягкая, утонченная, склонна к художественному восприятию мира, ранима вовзаимоотношениях с людьми, в неблагоприятных бытовых условиях, на работе. Отличаетсянапряженным внутренним миром, богатым воображением, нтересуется абстрактными имировоззренческими вопросами. Сочетание с высоким интеллектом указывает натворческой потенциал. независимо от сферы профессиональной деятельности.
Хорошо ориентируется всоциальных ситуациях, понимает мотивы поступков других людей, хитро и умелостроит свое поведение, умеет держаться корректно, отстраненно и вежливо, неподдается эмоциональным порывам. Очень хорошо ьумеет скрывать свои переживания.
Склонна к тревожному,подавленному настроению, печальным размышлениям в одиночестве, не верит в себя,склонна к самоупрекам и недооценке своих возможностей. Настроение и самооценкасильно зависят от одобрения или неодобрения окружающих. В обществе чувствуетсебя неуютно. Нуждается в заботе и внимании со стороны других людей. Обладаетразвитым чувством долга в связи со склонностью испытывать чувство вины.
Имеет разнообразныеинтеллектуальные интересы и широкий кругозор. Отличается критичным мышлением,никакую информацию не принимает на веру. Отличается гибкостью, восприимчива кновым идеям и взглядам, терпима к противоречиям. Аналитик. Не доверяетавторитетам, не имеет абсолютных принципов.
Самодостаточна,предпочитает работать одна и самостоятельно принимать решения. По собственнойинициативе не ищет контактов с другими людьми, не нуждается в «чувствелоктя», поддержке и одобрении окружающих. Нельзя считать, что она не любитлюдей, однако жизненный опыт подсказывает ей, что она бывает более продуктивна,работая самостоятельно.
Самоконтроль поведения внорме.
Шкала тревожностиСпилбергера
Ситуативная тревожность повышена, личностная в норме.
Уровень притязаний В. Гербачевского
Внутренний мотив – показатель на верхней границе нормы, т.е. выражает относительновысокую степень увлеченности тестированием.
Компонент познавательный мотив выражен очень сильно, что говорит о характеризуетНаталью Алексеевну, как проявляющеую интерес к результатам своей деятельности.
Мотив избегания, состязательный мотив и мотив к смене текущейдеятельности ниже нормы, т.е. испытуемая не боится показать низкий результат совсеми вытекающими из этого последствиями и не придает значение высокимрезультатам в деятельности других субъектов, не стремится к прекращению работы,которой она занята в данный момент.
Мотив самоуважения высокий, говорит о стремлении испытуемой ставить передсобой все более и более трудные цели в однотипной деятельности.
Компоненты, связанные с достижением достаточно трудных целей, относящиесяк текущим делам выражены следующим образом:
Наталья Алексеевна не придает личностной значимости результатамдеятельности и уровень сложности задания для нее низкий. Для выполненияприлагает нормальной степени волевое усилие, оценикает свои возможности вопределенном виде деятельности, как средние. Но вместе с тем оценка своегопотенциала очень высока.
Прогнозные оценки деятельности оценены испытуемой следующимобразом: намеченный уровень мобилизации усилий, необходимых для достиженияцелей деятельности средний, а ожидаемый уровень результатов деятельности низкий.
Причинные факторы деятельности выражены следующим образом:
Закономерность результатов – высокий уровень Выражает понимание собственныхвозможностей в достижении поставленных целей при отеосительно высоком уровненициативности и находчивости при решении поставленных перед собой задач.
Компонент самоуважения, адекватный экспериментальной оценкеуровня притязаний, высокий, т.е. Можно говорить о высоком уровне притязанийНатальи Алексеевны.
Шкала самооценки Дембо-Рубинштейна
Общая сумма баллов по всем параметрам = 49 баллов, чтосоответствует адекватно высокой самооценке. Высота самооценки по всемпоказателям без больших расхождений в пределах от 3,5 до т6,5 баллов, чтоподтверждает адекватность самооценки в целом.
Оценивая качественное своеобразие самооценки необходимозаметить, что наиболее высоко из всех показателей испытуемая ценит свой ум, навтором месте — доброта и искренность, на третьем — здоровье, честность,смелость, привлекательность, счастье, на предпоследнем — принципиальность и напоследнем — общительность. Из этого следует, что Наталья Алексеевна оцениваетсебя как умную, добрую и искреннюю, но менее принципиальную и не всегдаобщительную.

Выводы:
Проведена диагностика попяти методикам, исследующим выраженность свойств темперамента, особенностихарактера, уровень личностной и ситуативной тревожности, уровень притязаний истепень адекватности и особенности самооценки. В результате диагностики сделаныследующие выводы:
1.   Наталья Алексеевна интеллеектуальноразвита, может решать сложные абстрактные задачи, стремится к познаниюмировоззренческих вопросов, мотив познания выражен сильно. Сама испытуемаявысоко оценивает свои интеллектуальные способности. Так же стремится и ксамопознанию, ей небезразличны результаты исследования. Высокий интеллектпомогает в руководящей работе.
2.   Самостоятельность, независимость отгруппы, отсутствие стремления к общению, независимость от чужого мнения,развитая внутренняя мотивация и отсутствие мотивов избегания сложностейспособствуют развитию умения принимать самостоятельные решения, нести за нихответственность, ставить цели и достигать их.
3.   Не смотря на более эффективнуюдеятельность в одиночку, Наталья Алексеевна хорошо осознает собственные мотивыпоступков и понимает особенности поведения окружающих, может манипулироватьподчиненными, находя их «слабые места». Высокий уровень подозрительности инедоверчивости соответствует развитому контролю поведения и деятельностиподчиненных, но вместе с тем и своего поведения и своей деятельности.
4.   Высокий уровень эмоциональнойстабильности, нормальный уровень личностной тревожности и дистанциированноеотношение к окружающим способствуют ровному внешнему настнроению, НатальяАлексеевна хорошо умеет скрыть свое внутреннее беспокойство.
5.   Самооценка адекватная, уровеньпритязаний высокий, что в целом для руководящего работника необходимо.
6.   Вместе с тем иногда проявляетсяжелание поддержки, одобрения и повышенное чувство вины. Такие данные являютсяпоказателем внутренней напряженности на момент исследования. Это подтверждаетсяповышенным уровнем ситуативной тревожности. Из беседы стало ясно, что на моментисследования Наталью Алексеевну беспокоит ситуация, которая сложилась у нее наработе.
Рекомендации:
1.   Для снятия внутреннего напряжения,стабилизации эмоционального фона необходимо разрешить тревожащую ситуацию наработе.
2.   Для более эффективного разрешениятревожащей ситуации возможно обратиться к психологу за личной консультацией илипройти тренинг для руководителей, где Наталья Алексеевна сможет принятьнеобходимые решения, опираясь на опыт других руководителей.

Кузнецова ТатьянаВладимировна
Результаты диагностики: Методикаисследования темперамента Айзенка EPQЭкстра-интраверсия нейротизм психотизм искренность 18 7 6 7 ТестКетелла (16 PF— FormС)МD A B C E F G H I L M N O
Q1
Q2
Q3
Q4 7 10 4 7 4 9 5 7 8 3 5 7 2 6 2 7 3
Личностныйпрофиль по тесту Кетелла
Качество -
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Качество +
/>Обособленность, отчужденность
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Доброта, сердечность
Низкий интеллект
 
 
 
/>
 
 
 
 
 
 
Высокий интеллект
Эмоц. неустойчивость
 
 
 
/>
 
 
 
 
 
 
Эмоц. устойчивость
Зависимость
 
 
 
/>
 
 
 
 
 
 
Независимость
Озабоченность
 
 
 
 
/>
 
 
 
 
 
Беспечность
Недобросовестность
 
 
 
 
/>
 
 
 
 
 
Совестливость
Робость
 
 
 
 
 
 
/>
 
 
 
Смелость
/>Жесткость
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Мягкосердечность
Доверчивость
 
 
/>
 
 
 
 
 
 
 
Подозрительность
Практичность
 
 
 
 
/>
 
 
 
 
 
Мечтательность
Безыскусственность
 
/>
 
 
 
 
 
 
 
 
Искусственность
/>Самоуверенность
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Склонность к чувству вины
Ригидность
 
/>
 
 
 
 
 
 
 
 
Гибкость
Зависимость от группы
 
/>
 
 
 
 
 
 
 
 
Самодостаточность
Отсутствие самоконтроля
 
 
/>
 
 
 
 
 
 
 
Высокий самоконтроль
Расслабленность
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Напряженность
Шкала тревожности СпилбергераСитуативная тревожность Личностная тревожность 33 47
 
Уровень притязаний В. Гербачевского1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 10 17 9 11 14 11 13 7 15 8 10 12 7 15 13
16.  Внутренниймотив
17.  Познавательныймотив
18.  Мотивизбегания
19.  Состязательныймотив
20.  Мотивсмены деятельности
21.  Мотивсамоуважения
22.  Значимостьрезультатов
23.  Сложностьзадания
24.  Волевоеусилие
25.  Оценкауровня достигнутых результатов
26.  Оценкасвоего потенциала
27.  Намеченныйуровень мобилизации усилий
28.  Ожидаемыйуровень результатам
29.  Закономерностьрезультатов
30.  Инициативность
Шкала самооценки Дембо-Рубинштейназдоровье ум доброта честность общительность проницательность искренность смелость привлекательность счастье 4 6 5,5 5,5 7 5 5,5 4 6 6 Общая характеристика испытуемой
Татьяна Владимировнавыглядит намного моложе своих лет. Выражение лица приветливое, внимательное. Кпредложенному исследованию отнеслась спокойно, без особого интереса. Ей неособо интересно было узнать результаты исследования. Она руководствоваласьпринципом «ну раз надо, значит буду».
Во время диагностикиТатьяна Владимировна хорошо понимала инструкции к тестам, задавала уточняющиевопросы. Разговорчива, общительна, проявляла доброжелательное отношение.Начитана, но создается впечатление, что хорошо развита память, но процессыанализа и синтеза развиты недостаточно хорошо (не делает выводов, преподноситпрочитанное без собственных выводов). В общении была очень легка, но иногда нечувствует отсутствие интереса у собеседника. В общении не обдумывает словасобеседника, чаще воспринимает их безусловно. Такая манера общения наблюдаласьна протяжение всего исследования. Напряжения и тревожности не чувствовалось нив начале ни в конце исследования. Эмоциональный фон в целом не менялся. К концуисследования лишь снизился темп работы.
Результаты диагностикиоказались следующими:
Методика исследованиятемперамента Айзенка EPQ
По шкале экстра-интроверсия значение выше нормы, что указывает на экстравертированный типличности.
По шкале нейротизмазначение ниже нормы, что свидетельствует об эмоциональной стабильности.
По шкале психотизмазначение в пределах нормы.
Результаты достоверны,т.к. значение по шкале искренности не превышает допустимых пределов.
Тест Кетелла (16 PF — Form С)
Характеризуется богатством и яркостьюэмоциональных проявлений. Общительна, любит работать с людьми, готова ксотрудничеству. В общении открыта, доброжелательна, легко уживается с людьми,склонна к оказанию помощи. Сильная потребность в общении подкрепляетсясоциабельностью, зависимостью от группы.
.Интеллект в норме.
Эмоциональнаяустойчивость и чувствительность вегетативной нервной системы к угрозе средняя,моральная регуляция поведения в норме, энергичность, активность, зависимость отмнения окружающих и смелость в общении средняя,
Значение по факторам F и I повышено, чтоуказывает на простой и оптимистичный характер. Татьяна Владимировнасравнительно легко относится к жизни, верит в удачу, мало заботится о будущем,живет по принципу «авось пронесет». Эмоциональна, общительна, мягка,неконфликтна. нуждается в любви, внимании и помощи окружающих.
Сниженная оценка пофактору L говорит о доверчивости,откровенности, уживчивости, необидчивости, отсутствии склонности к зависти,проявлению заботы о людях.
Факторы М, N, Q1, Q3 впределах нормы. Татьяна Владимировна вмеру здравомыслящий человек, иногдапредающийся мечтам, интеллектуальные предпочтения и стремление к переменам невыражены. Нормально ориентируется в социальных ситуациях. Ведет себя просто иестественно. Самоконтроль поведения в норме.
Оценка по факторам O, Q2 и Q4 понижена.Испытуемаялегко переживает неудачи, не склонна к страхам, самоупрекам и раскаянию, спокойна,невозмутима, в целом удовлетворена существующей ситуацией. Не смотря на нечувствительностьк оценкам окружающих, Татьяна Владимировна проявляет зависимость и привязанностьк группе, предпочитает жить и работать вместе с другими, потому что нуждается вподдержке, одобрении и советах окружающих.
Шкала тревожностиСпилбергера
Не смотря на повышенный уровень личностной тревожности, наданный момент ситуативная тревожность в норме.
Уровень притязаний В. Гербачевского
Увлеченность заданием средняя, мотив избегания, состязательный мотив имотив к смене текущей деятельности развиты в средней степени, не смотря навысокий познавательный мотив.
Мотив самоуважения выражен в средней степени, т.е. стремление ставитьперед собой все более и более трудные цели на среднем уровне, что соответствуетсреднему уровню притязаний.
Компоненты, связанные с достижением достаточно трудных целей выраженыследующим образом:
Татьяна Владимировна в средней степени склонна к приданию личностнойзначимости результатам деятельности и к проявлениям волевого усилия в ходеработы над заданием. Свой потенциал оценивает, как средний.
Уровень сложности задания воспринимает, как низкий, оценка уровня достигнутыхрезультатов в исследовании низкая.
Прогнозные оценки деятельности выражены следующим образом:
Намеченный уровень мобилизации усилий, необходимых для достижения целейдеятельности средний, но ожидаемый уровень результатов деятельности низкий.
Значения компонентов, отражающих причинные факторыдеятельности, выраже в следующих пределах:
Закономерность результатов выражена на среднем уровне, т.е. степень пониманиясобственных возможностей в достижении поставленных целей средняя, чтоподкрепляется средним уровнем инициативности, как проявления инициативы инаходчивости при решении поставленных перед собой задач.
Шкала самооценки Дембо-Рубинштейна
Сумма всех показателей = 54,5, что соответствует адекватновысокой самооценке в целом.
Среди исследуемых показателей наиболее высоко оценивает своюобщительность, чуть ниже ум, привлекательность и счастье, средние оценки задоброту, честность, искренность, более низкие за инципиальность и самые низкие— за здоровье и смелость.

Выводы
Проведена диагностика свойствтемперамента, характера, особенностей уровня притязаний и самооценки, а так жеуровня личностной и ситуативной тревожности. По результатам диагностики можносделать следующие выводы. Главной особенностью личности Татьяны Владимировныявляется выраженное стремление к общению и взаимодействию. Эти особенностисопряжены с доброжелательным отношением к людям, выраженной эмпатией, умениемнайти общий язык с различными категориями людей. Это способствует хорошейинтеграции в группе, умению работать и жить в коллективе.
1.   Лидерские качества не развиты, скореевыражена зависимость от группы, поиск социальной поддержки, в некотором смыслеопора на чужое мнение.
2.   Эмоциональная стабильность,спокойствие, нормальный эмоциональный фон, искреннее адекватное выражениеэмоций так же способствуют развитию высокого уровня общительности.
3.   Татьяна Владимировна адекватнооценивает себя, осознает свои особенности, высокий уровень общительностивоспринимает как достоинство.
4.   Такие качества как самостоятельность,независимость не развиты. Не развита и мотивация достижения высокихрезультатов. Испытуемая не ставит перед собой глобальных целей. Уровеньпритязаний средний. Более развит экстернальный контроль поведения.
5.   Благодаря желанию и умению рассказатьо своих возникающих проблемах, Татьяна Владимировна постоянно получает туподдержку, которая ей необходима. Это способствует здоровому эмоциональномуфону, отсутствию внутреннего напряжения, эмоциональной стабильности. В целомТатьяна Владимировна довольна своим положением и сложившейся ситуацией и ненуждается в рекомендациях.
Литература
 
1.  Акиндинова И.А., Баканова А.А.Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления ипрофилактика. [Текст] / И.А. Акиндимова, А.А. Баканова // Педагогические вести.– СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – № 5. – С. 34.
2.  Бойко В.В. Синдром «эмоциональноговыгорания» в профессиональном общении. [Текст] / В. В. Бойко. — СПб.: Питер,1999. – 434 с.
3.  Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С.Синдром выгорания: диагностика и профилактика. [Текст] / Н. Е. Водопьянова –СПб.: Питер, 2005. – 336 с.
4.  Кордуэлл. М. Психология А-Я. Словарьсправочник. [Текст] / М. Кордуэлл. — М.: ИНФО, 1998. – 246 с.
5.  Орел В.Е. Феномен выгорания взарубежной психологии. Эмпирическое исследование [Текст] / В.Е. Орел //Психологический журнал. – М.: Наука, 2001. – Т. 20. – № 1. – С. 16–21
6.  Ронгинская Т.И. Синдром выгорания всоциальных профессиях. [Текст] / Т.И. Ронгинская // Психологический журнал. – М.: Наука, 2002. – Т. 23. – № 3. – С. 85–95.
7. Рукавишников А.А.Опросник «психического выгорания» для учителей. Руководство. НПЦ«Психодиагностика». Ярославль 2001.
8.  Самоукина Н.В. Синдром профессиональноговыгорания [Текст] / Н. В. Самоукина // Управление персоналом, российский опыт.– М.: МГУ, 2000. – с. 201 – 215.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Что такое жизнь с точки зрения физической химии
Реферат John Donne Essay Research Paper 10100EnglishJohn DonneJohn
Реферат Определение рыночной стоимости нежилого помещения части здания
Реферат Nike Essay Research Paper IntroductionFormer University of
Реферат Айлин Гросман
Реферат Полномочия РФ и субъектов
Реферат Казачество в революции и гражданской войне 1917 — 1922 гг.
Реферат А. Файоль общее и промышленное управление
Реферат Суддя як гарант законності та обґрунтованості проведення слідчих дій
Реферат Разработка технологического процесса сборки шпиндельной бабки и технологического процесса изготовления шлицевого вала
Реферат Региональная политика регулирования уровня жизни населения в условиях постсоветской трансформации общества
Реферат 1. Сведения, содержащиеся в заключении служебной проверки, оформленной приказом работодателя, не могут быть оспорены работником в порядке ст. 152 Гк РФ
Реферат Формы организации социального воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования
Реферат Leadership Essay Research Paper Leadership
Реферат Вселенная, которую я выбираю Модель Вселенной Лео Шарка