Реферат по предмету "Психология"


Арттерапия в работе с детьми

Оглавление

Глава № 1… 3
Введение… 3
Арттерапия.… 4
Цели арттерапии.… 8
Изотерапия.… 9
Проективный рисунок… 11
Этапы работы с детьми по методу В. Окдендер.… 14
Глава № 2… 17
Устранение страхов с помощью изотерапии… 17
 
 

/>/>Глава№ 1Введение
В работе с детьми очень важноиспользовать гибкие формы психотерапевтической работы. Арттерапия предоставляетребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию,какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом.Арттерапевтические методики позволяют погружаться в проблему на стольконасколько человек готов к ее переживанию. Сам ребенок, как правило, даже неосознает то, что с ним происходит.
Я в своей работе не берусьописать все многообразие арттерапевтических форм работы с детьми. Но нанекоторых я остановлюсь более подробно, и особое внимание я уделю проблемеразрешения, переживания страхов. Страхи являются неотъемлемой частью каждогочеловека. В определенные моменты страхи могут разрастаться и в какие-то моментызахватывать человеческое существо целиком. Уход от страхов другими словамиизбегание, на мой взгляд, не является конструктивным выходом из ситуации.Страхи теряют силу, когда мы смотрим им в лицо. Это сложно сделать взросломучеловеку, а ребенку почти невозможно в большинстве случаев. Здесь на помощьприходит изоттерапия, которая позволяет наиболее безболезненным способомвынести на физический план страхи, переживания, которые могут лежать глубоко всознании или даже бессознательном.
/>/>Арттерапия.
Термин«арттерапия» ввел в употребление Адриан Хилл (1938) при описаниисвоей работы с туберкулезными больными в санаториях. Это словосочетаниеиспользовалось по отношению ко всем видам занятий искусством, которыепроводились в больницах и центрах психического здоровья.
Арттерапия – это специализированная формапсихотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной итворческой деятельности.
Первоначально арттерапия возникла в контекстетеоретических идей З. Фрейда и К.Г. Юнга, а в дальнейшем приобретала болееширокую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личностиК. Роджерса и А.Маслоу.
Основная цель арттерапии состоит в гармонизацииразвития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Сточки зрения представителя классического психоанализа, основным механизмомкоррекционного воздействия в арттерапии является механизм сублимации. По мнениюЮнга, искусство, особенно легенды и мифы и арттерапия, использующая искусство,в значительной степени облегчают процесс индивидуализации саморазвития личностина основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным«Я».
Важнейшей техникой арттерапевтического взаимодействияздесь является техника активного воображения, направленная на то, чтобыстолкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их междусобой посредством эффективного взаимодействия.
С точки зрения представителя гуманистическогонаправления, коррекционные возможности арттерапии связаны с предоставлением клиентупрактически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации впродуктах творчества, утверждением и познанием своего «Я».Создаваемые клиентом продукты, объективируя его аффективное отношение к миру,облегчают процесс коммуникации и установления отношений со значимыми другими.
В качестве еще одного возможного коррекционногомеханизма, по мнению сторонников обоих направлений, может быть рассмотрен сампроцесс творчества как исследование реальности, познание новых, прежде скрытыхот исследователя, сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения.
Арттерапия может использоваться как в виде основногометода, так и в качестве одного из вспомогательных методов. Выделяют дваосновных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных дляметода арттерапии.
Первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической формереконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение черезпере структурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта.
Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие«аффекта от мучительного к приносящему наслаждение».
В психотерапевтическом контекстеможно сказать, что занятия изобразительным искусством носят спонтанный характер– в отличие от тщательно организованной деятельности по обучению пациентоврукоделию или рисованию. При проведении арттерапии важен творческий акт кактаковой, а также особенности внутреннего мира творца, которые выявляются врезультате осуществления этого акта. Руководители поощряют участников выражатьсвои внутренние переживания как можно более произвольно и спонтанно исовершенно не беспокоиться о художественных достоинствах своих работ.
Обзор литературы по арттерапии свидетельствует о том,что это сборное понятие, включающее множество разнообразных форм и методов.
Кратохвин [6; ст. 278] разделяет арттерапию насублимационную, деятельную и проективную, однако, это разделение основано  навнешнем характере метода и касается только экспрессивного компонента. Взарубежной психотерапии выделяют 4 основных направления в примененииарттерапии:
1.Использование для лечения уже существующегопроизведения искусства путем их анализа и интерпретации пациентом (пассивнаяАрттерапия).
2.Побуждение пациентов к самостоятельному творчеству,при этом творческий акт рассматривается как основной лечебный фактор (активнаяАрттерапия).
3.Одновременное использование первого и второгопринципов.
4.Акцентирование роли самого психотерапевта, еговзаимоотношения с пациентом в процессе обучения его творчеству, классификация,приводимая в книге Хайкина «Художественное творчество глазами врача»,включает в себя роль эстетического компонента и представления о лечебнойнаправленности фактора и уровня адаптации, на которой это действие проявляется:
1.Социально-личностный уровень адаптации: в основеадаптирующегося действия лежит неосознаваемая созидательная гармонизация,интегрирующая сила, некоего эстетического и творческого начала, заложенного вискусстве.
2.Личностно-ассоциативный уровень адаптации:облегчение и компенсация достигаются за счет не столько  эстетическогодействия, сколько вследствие снижения напряжения.
3.Ассоциативно-коммуникативный уровень адаптации:лечебное действие арттерапии достигается подключением интеллектуальных операций(проекция, обсуждение и  осознание конфликта), облегчением психотерапевтическихконтактов и доступа врача к психопатологическим переживаниям, не требующимэстетического компонента, ибо результат достигается даже при простейшем проективномизображении проблем.
4. Социально-коммуникативный уровень адаптации: вкачестве адаптирования используются прикладные возможности творчества,арттерапия рассматривается упрощенно, как один из видов занятости, варианторганизации и время провождения, принципиально не отличающегося от другиханалогичных методов.
5.Физиологический уровень адаптации: учитываетсяфизическое, физиологическое и координационно-кинетическое влияние пластическогоизображения, творчества на организм и психику.
Каждый из элементов классификации допускаетиспользование искусства и в экспрессивном творческом  варианте, когда творятсами больные, и в импрессивном, когда используется восприятие уже готовогопроизведения изобразительного творчества.
Согласно взглядам Гольдштейна, творчество-это одно изсредств, преодоления страха, возникающего в связи с конфликтом, формирующимся учеловека, поведением которого управляет стремление к реализации личности.Творческие люди лучше концентрируют свою энергию, свои силы для преодоленияпрепятствий и решения внутренних и внешних конфликтов. По мнению Маслоу,основной источник человеческой деятельности лежит в непрерывном стремлении ксамоактуализации и самовыражению, которое имеется, однако, только у здоровыхлюдей. У невротиков эта потребность нарушена, и искусство может быть способомее восстановления. Говоря о способах, ведущих к самоактуализации, Маслоууказывает на мгновение высшего переживания красоты и экстаза. Задачапсихотерапевта-помочь людям ощутить эти мгновения, создать условия для ихвозникновения, научить пациента высвобождать подавленное, познавать собственноеЯ. Сдерживание творческих сил является причиной неврозов, и смысл психотерапиив ее высвобождении, поэтому стимуляция творчества может служить ипсихопрофилактическим средством.
Широко распространены взгляды наарттерапию как на особую форму реагирования и сублимации.
Художественная сублимация возникает тогда, когдаинстинктивный импульс человека заменяется визуальным художественно-образнымпредставлением. Творчество рассматривается как средство максимальногосамовыражения, позволяющее пациенту проявлять себя ярче, чем в письме или речи,а врачу обеспечивает прямой доступ к бессознательному.
Некоторые исследователи считают рисование средствомснятия напряжения, за счет возврата к примитивным формам функционирования иудовлетворения бессознательных желаний. Осуществляется это путем сознательнойтворческой деятельности и происходит в процессе ее сублимации через выражение всимволическом виде внутренних конфликтов и неосознанных стремлений.Произведение способствует вытеснению, прорыву содержания комплексов в сознаниеи переживание сопутствующих им отрицательных эмоций. Это особенно важно длятех, кто не может «выговориться», выразить свои фантазии в творчествелегче, чем рассказать о них. Фантазии, которые изображены на бумаге иливыполнены в глине, нередко ускоряют и облегчают вербализацию переживаний. Впроцессе работы ликвидируется или снижается защита, которая есть привербальном, привычном контакте, поэтому в результате арттерапии больнойправильнее и реальнее оценивает свои нарушения. Рисование, как и сновидение,снимает барьер «эго-цензуры», затрудняющий словесное выражение конфликтныхбессознательных элементов. Творчество открывает путь к выражениюбессознательных идей и фантазий, которые проявляются в значимой для пациента инеобычной для всех остальных форме. Как один из вариантов арттерапиииспользуются зарисовки сновидений и возникающих во сне чувств.
Физическое и физиологическоевлияние арттерапии заключается в том, что изобразительное творчествоспособствует улучшению координации, восстановлению и более тонкомудифференцированию идеомоторных актов. Нельзя недооценивать такженепосредственное воздействие на организм цвета, линий, формы. В своих работахДе Фере открыл зависимость скорости кровообращения и силы мускульных сокращенийот цвета и освещения. Например, в странах, каллиграфического письма (Китай,Япония) с давних времен для лечения нервных потрясений применяется рисованиеиероглифов. В настоящее время выяснилось, что при этом человек полностьюрасслабляется и заметно снижается частота его пульса.
Цели арттерапии.
1.  Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативнымчувствам. Работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопаснымспособом выпустить «пар» и разрядить напряжение.
2.  Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты ипереживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чемвысказать их в процессе вербальной коррекции. Невербальное общение легче ускользаетот «цензуры» сознания.
3.  Получить материал для интерпретации и диагностических заключений.Продукты художественного творчества относительно долговечны, и клиент не можетотрицать факт их существования. Содержание и стиль художественных работ даютвозможность получить информацию о клиенте, который может помогать винтерпретации своих произведений.
4.  Проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять. Иногданевербальные средства являются единственно возможными для выражения ипрояснения сильных переживаний и убеждений.
5.  Наладить отношения между психологом и клиентом. Совместное участие вхудожественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии ивзаимного принятия.
6.  Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинамиили лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.
7.  Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятияизобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментированияс кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к ихвосприятию.
8.  Развить художественные способности и повысить самооценку. Побочнымпродуктом арттерапии является чувство удовлетворения, которое возникает врезультате выявления скрытых талантов и их развития.
В арттерапии очень многоразновидностей подходов. Например, музыкотерапия, сказкотерапия,телесно-ориентированая терапия и т.д. Но мне хочется остановиться болееподробно на изотерапии.
Изотерапия.
Теоретические основы терапии спомощью изобразительного искусства исходят из психоаналитического воззренияФрейда, аналитической психологии Юнга, который использовал собственноерисование для подтверждения идеи о первоначальных и универсальных символах, издинамической теории терапевтической помощи графическим самовыражениемНаумбургх. В дальнейшем большое влияние на развитие арттерапии оказалипсихотерапевты гуманистической направленности.[2; ст.216]
Рисование – это творческий акт, позволяющий ребенкуощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства,освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самимсобой, свободно выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознаниидетей окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование,выражение отношения к ней. Некоторые ученые склонны рассматривать рисование какодин из путей выполнения программы совершенствования организма.
Рисование развивает чувственно-двигательнуюкоординацию. Его достоинство заключается в том, что оно требует согласованногоучастия многих психических функций.
Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям,мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и болезненносоприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами.Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей иокружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений ивыражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных.Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения,стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов.
«Художественноесамовыражение» так или иначе, связано с укреплением психического здоровьяребенка, а потому может рассматриваться как значительный психологический икоррекционный фактор. Использование изотерапии во многих случаях выполняет ипсихотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своимипсихологическими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие илиустранить имеющиеся у него нарушения поведения. В настоящее время формыарттерапевтической  работы с детьми разнообразны. В некоторых случаях этаработа имеет явно «клинический» характер. Как, например, в случаеумственной отсталости, аутизма, грубых эмоциональных и поведенческих нарушенийу ребенка и осуществляется в медицинских учреждениях или в специальных школах,или школах-интернатах. В других случаях арттерапевтическая работа имеет скореепрофилактический или “развивающий” характер, как, например, в случае наличия уребенка легких эмоциональных и поведенческих расстройств, или определенныхпроблем психологического порядка, и проводится в обычных школах или присоциальных центрах. Ребенок использует изобразительную деятельность как способосмысления  действительности и своих взаимоотношений с нею. По рисунку можносудить об уровне его интеллектуального развития и степени психической зрелости.
Следует учитывать, чтоизобразительный материал и образ является для ребенка средством психологическойзащиты, к которому он прибегает в трудных для себя обстоятельствах. Это связанос возможностью образа более-менее длительное, время «удерживать „переживания, не давая им “выплеснуться» наружу, а так же с ихспособностью «дистанциировать»  переживания за счет механизмапроекции. Поэтому образ может выступать для ребенка своеобразным«контейнером»(«накопителем») внутри которого, сложныепереживания ребенка, могут сохраняться до тех пор, пока он не сможет осознатьили «принять» их. «Защитная»  функция игровогопространства, материала и  изобразительного образа предлагает также  то, чтоони обеспечивают возможность регресса психики и тем самым необходимую степень«открытости» ребенка для психотерапевтической работы. Регрессия иотражение регрессивного материала (опыта, ролей, ситуаций) в изобразительномпроцессе ведут к  взаимодействию с этим материалом  и его  постепеннойреинтеграции. При всем многообразии различных форм арт-терапевтической работы изначительных различиях между отдельными группами детей, им всем присущинекоторые общие особенности, которые необходимо учитывать. Одна из этихособенностей заключается в том, что дети в большинстве случаев затрудняются ввербализации своих проблем и переживаний. Невербальная экспрессия в том числе,изобразительная, для них более естественна. Следует принимать во внимание и то,что дети более спонтанны и менее способны к рефлексии своих чувств и поступков.Их переживания «звучат» в изображениях более непосредственно, непройдя «цензуры» сознания. Поэтому их переживания, запечатленные визобразительной продукции, легко доступны для восприятия и анализа.
Следует учитывать живость ибогатство детской фантазии, предлагая ребенку сказочные, фантастические сюжетыдля их разработки в изобразительной работе. Немаловажна и «ролеваяпластичность» ребенка, естественная склонность к игровой деятельности. Привсем многообразии различных форм арт-терапевтической работы и значительныхразличиях между отдельными группами детей, им всем присущи некоторые общиеособенности, которые необходимо учитывать. Одна из этих особенностейзаключается в том, что дети в большинстве случаев затрудняются в вербализациисвоих проблем и переживаний. Невербальная экспрессия в том числе,изобразительная, для них более естественна. Следует принимать во внимание и то,что дети более спонтанны и менее способны к рефлексии своих чувств и поступков.Их переживания «звучат» в изображениях более непосредственно, непройдя «цензуры» сознания. Поэтому их переживания, запечатленные визобразительной продукции, легко доступны для восприятия и анализа.
Следует учитывать живость ибогатство детской фантазии, предлагая ребенку сказочные, фантастические сюжетыдля их разработки в изобразительной работе. Немаловажна и «ролеваяпластичность» ребенка, естественная склонность к игровой деятельности.
         Хочется обратить особое внимание на одну изметодик изотерапии – это проективный рисунок. Эта методика интересна тем, чтоносит двоякий характер. С одной стороны это замечательная диагностическаяметодика, с другой она обладает всеми необходимыми техниками для того, чтобыоказывать психокорреционное воздействие.Проективный рисунок
Может использоваться как в индивидуальной форме, так ив групповой работе. Основная задача проективного рисунка состоит в выявлении иосознании трудновербализуемых проблем и переживаний клиентов. Управляя инаправляя тематику рисунков, можно добиться переключения внимания ребенка,концентрации его на конкретных значимых проблемах. Это особенно эффективно прикоррекции детских страхов.[4; ст. 191]
Проективное рисование рассматривается некоторымиавторами как вспомогательный метод в групповой работе. Он позволяетдиагностировать и интерпретировать затруднения в общении, эмоциональныепроблемы и т.д. темы рисунков подбираются так, чтобы предоставить участникамвозможность выразить графически или рисунком свои чувства и мысли. Методпозволяет работать с чувствами, которые субъект не осознает по тем или инымпричинам.
Темы, предлагаемые для рисования, могут быть, самымиразнообразными и касаться как индивидуальных, так и обще групповых проблем.Обычно тема рисования охватывает:
1.  Собственное прошлое и настоящее(«Моя самая главная проблема в общении с детьми», «Ситуации вжизни, в которых я чувствую себя неуверенно», «Мой обычныйдень»);
2.  Будущее или абстрактные понятия(«Кем бы я хотел быть», «Три желания», «Островсчастья», «Страх»);
3.  Отношения в группе («Что даламне группа, а я ей», «Что я ожидал, что получил от общения вгруппе»).
В проективном рисованиииспользуются следующие методики (классификация Кратохвила):
ü Свободное рисование (каждый рисует, что хочет). Рисунки выполняютсяиндивидуально, а обсуждение происходит в группе. Тема или задается, иливыбирается членами  группы самостоятельно. На рисование выделяется 30 мин.,затем рисунки вывешиваются, и начинается обсуждение. Сначала о рисункевысказываются члены группы, а затем сам автор. Обсуждаются расхождения в интерпретациирисунка.
ü Коммуникативное рисование. Группа разбивается на пары, у каждой парысвой лист бумаги, каждая пара совместно рисует на определенную тему, при этом,как правило, вербальные контакты исключаются, они общаются с помощью образов,линий, красок. После окончания процесса рисования происходит обсуждениепроцесса рисования. При этом обсуждаются не художественные достоинствасозданного произведения, а те мысли, чувства по поводу процесса рисования,которые возникли у членов диад, и их отношение друг к другу в процессерисования.
ü Совместное рисование. Несколько человек (или вся группа) молча рисуютна одном листе (например, группу, ее развитие, настроение, атмосферу в группе ит.д.). по окончании рисования обсуждается участие каждого члена группы, характерего вклада и особенности взаимодействия с другими участниками в процессерисования.
ü Дополнительное рисование. Рисунок посылается по кругу – один начинаетрисовать, другой продолжает, что-то добавляя, и т.д.
Существуетдва способа работы с готовыми рисунками:
4.  Демонстрация всех рисунководновременно, просмотр и сравнение, нахождение совместными усилиями общего иотличительного содержания.
5.  Разбор каждого рисунка отдельно(он переходит из рук в руки, и участники высказываются о его психологическомсодержании).
Проективный рисунок способствует самопознанию,взаимопониманию и активизации группового процесса.
При интерпретации проективного рисунка вниманиеобращается на содержание, способы выражения, цвет, форму, композицию, размеры,повторяющиеся в различных рисунках одного ребенка специфические особенности.
В проективном рисунке находятотражение непосредственное восприятие человеком той или иной ситуации,различные переживания, часто неосознаваемые и не вербализуемые.
Основными этапами коррекционного процесса сиспользованием метода проективного рисования являются:
1.  Предварительный ориентировочныйэтап. Исследование ребенком обстановки, изобразительных материалов, изучениелимитов и ограничений в их использовании.
2.  Выбор темы рисования,эмоциональное включение в процесс рисования.
3.  Поиск адекватной формы выражения.
4.  Развитие формы в направлении всеболее полного, глубокого самовыражения, ее конкретизация.
5.  Разрешение конфликтно травмирующейситуации в символической форме.
Этапы работы с детьми пометоду В. Окдендер.
Число методов, облегчающих детямвыражение их чувств, при использовании рисования, бесконечно. Независимо оттого, что ребенок и терапевт выбирают для своих занятий, основная цельтерапевта всегда одна и та же: помочь ребенку начать осознавать себя исуществование в своем мире. Каждый психотерапевт находит собственный стиль,собственный путь к достижению равновесия между руководством и, направлениемзанятий в нужное русло, с одной стороны, и следованием туда, куда ведет ребенокс другой стороны. Работа с ребенком – это процесс, который требует осторожностии деликатности. Процесс, при котором то, что происходит в душе психотерапевта,взаимодействует с происходящим в душе ребенка. Картинки можно использоватьбесконечным числом способов и для самых разнообразных целей. Рисование кактаковое, даже без какого либо вмешательства терапевта, – это мощное средствосамовыражения, которое помогает осуществить самоидентификацию и обеспечиваетпуть для проявления чувств. С этого момента психотерапевтический процесс можетпроходить следующие стадии.[5; ст. 79]
1.  Предпринимаютсядействия, направленные на то, чтобы ребенок делился своими ощущениями,возникающими при рисовании чувствами, касающимися подхода к выполнению ирешению задачи, к самой работе, к процессу рисования. В результате ребенокначинает лучше осознавать себя.
2.  Психотерапевтстремится к тому, чтобы ребенок поделился впечатлениями о самом рисунке,описывая картинку присущим ему образом. Это следующий этап осознания себя.
3.  На болееглубоком уровне самопознание ребенка углубляется благодаря обсуждению вопросов,относящихся к разработке частей картинки, их более четкому выделению,достижению большей ясности путем описания формы, цвета, образов, предметов,людей.
4.  Психотерапевтпросит ребенка описать картинку так, как будто картинкой является он сам, сиспользованием слова Я.
5.  Выбираютсяспецифические предметы на картинке, для того чтобы ребенок их идентифицировал счем-нибудь.
6.  В случаенеобходимости задают ребенку вопросы, чтобы облегчить ему выполнение задачи:«Что ты делаешь?», «Кто пользуется тобой?», «Кто тебеближе всех?». Эти вопросы помогают входить в рисунок вместе с ребенком иоткрывают различные пути установления отношений и реализации терапевтическогопроцесса.
7.  На этом этапедостигается дальнейшая концентрация внимания ребенка обострение  осознанияпутем выделения и детально побуждается к максимально углубленной работе соспецифической частью картинки, особенно если у него достаточно энергии  ивдохновения или если отмечается необычный недостаток их.
8.  Ребенкупредлагается вести диалог между двумя частями его картинки или двумясоприкасающимися либо противоположными точками (такими, как дорога и автомобильили линия вокруг квадрата, или счастливая и печальная сторона образа).
9.  Психотерапевтпросит ребенка обратить внимание на цвета, излагая свои предложения о том, какнарисовать картинку.
10.   Осуществляетсянаблюдения за внешними проявлениями поведения: особенностями оттенка голосаребенка, положением тела, выражением лица, жестами, дыханием, паузами. Молчаниеможет означать контроль, обдумывание, припоминание, репрессию, тревогу, страхили осознание чего-либо.
11.   Психотерапевтработает над идентификацией, помогая ребенку «отнести к себе» то, чтоон говорит, описывая картинку или ее части.
12.  На этом этаперисунок откладывается, и прорабатываются реальные жизненные ситуации илирассказы, вытекающие из рисунка.
13.  Психотерапевтвыясняет, нет ли пропусков или пустых мест на картинках, и обращает внимание наэто.
14.  Психотерапевтостанавливается на тех вещах, которые выходят на первый план для ребенка, илизаостряет внимание на том, что ему самому кажется наиболее важным.
Составной частью рабочей моделиВайолет Оклендер является содействие нормальному развитию и личностному ростуребенка. Здоровое непрерывное развитие ощущений, тела, чувств и интеллектаребенка – это основа его чувства Я. Сильное чувство Я позволяет устанавливатьхорошие контакты с окружением и людьми в этом окружении. Взрослея, детиубеждаются, что жизнь далека от совершенства, что мы живем в мире, полном хаоса,в мире противоречивом и двойственном. Более того, люди, которые растят детей,имеют свои собственные трудности, с которыми они борются. Дети учатсяпреодолевать трудности и использовать свои компенсаторные возможности.
По мнению В. Оклендер большинстводетей, нуждающихся в помощи, обычно имеют одну особенность: выраженное в тойили иной степени нарушение способности к установлению контактов. Дляустановления контактов необходимы: осязание, слух, обоняние, вкус и зрение,мимика, жесты и слова. Дети с болезненными явлениями не могут эффективноосуществлять одну или более функций обеспечивающих возможность их контакта свзрослыми людьми, другими детьми и своим окружением в целом.
Дети в какой-то степени самизащищают себя. Некоторые из неприятной ситуации стремятся уйти. Другие, чтобыподдержать себя и сделать свою жизнь легче и уютнее, создают фантастическиеобразы. Некоторые играют, работают, учатся, как ни в чем не бывало, игнорируясвои болезненные переживания. Некоторые защищаются, стремясь выделятьсякаким-то образом; такие дети стараются привлечь к себе внимание, что частосопровождается тенденцией к усилению тех самых поведенческих проявлений,которые более всего не переносят взрослые.
В следующей главе мы разберем,как можно избавиться то страхов с помощью изотерапии. В пример, я хочу привеститехнику А.И. Захарова.
Глава № 2Устранение страхов спомощью изотерапии
Рисование предоставляетестественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичностимышления. Действительно, дети, которые любят рисовать, отличаются большейфантазией, непосредственностью в выражении чувств и гибкостью суждений. Онилегко могут представить себя на месте того или иного человека или персонажарисунка и выразить свое отношение к нему, поскольку это же происходит каждыйраз в процессе рисования. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам ипереживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различныхситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными итравмирующими образами. [2; ст. 129]
Повторное переживание страха при отображении нарисунке приводит к ослаблению его травмирующего звучания. Отождествляя себяположительными и сильными, уверенными в себе героями, ребенок борется со злом:отрубает дракону голову, защищает близких, побеждает врагов и т.д. здесь нетместа бессилию, невозможности постоять за себя, а есть ощущение силы,геройства, то есть бесстрашия и способности противостоять злу и насилию.
Рисование неотрывно от эмоций удовольствия, радости,восторга, восхищения, даже гнева, но только не страха и печали.
Рисование, таким образом, выступает как способпостижения своих возможностей и окружающей действительности, моделированиявзаимоотношений и выражения эмоций, в том числе и отрицательных, негативных.Однако это не означает, что активно рисующий ребенок ничего не боится, просто унего уменьшается вероятность появления страхов, что само по себе имеетнемаловажное значение для психического развития.
В любом возрасте психологическим препятствием длярисования страхов может быть страх сделать что-либо неправильно, когда ребенокзаранее переживает свою неудачу, то есть представляет ее, проигрывает ввоображении. Обычно его так настраивают родители, и не следует ожидать, что ихотпрыск без колебаний выполнит задание. Из специально проведенного анализаследует, что если оба родителя имеют тревожно-мнительный характер, то эффект отрисования страхов у детей снижается вдвое; если только один родитель с такимхарактером, то эффект хуже в 1,5 раза.
Отрицательно влияют на результаты рисования страховневрозы и заболевания внутренних органов на нервной почве у родителей. Причина– отсутствие жизнерадостности в семье, бесконечные разговоры о самочувствии,тревожно-мнительная фиксация на болезненном состоянии. В подобной атмосфере детименьше рисуют и играют, н6а рисунках заметно преобладание черного и серогоцвета.
Чем менее строги и ограничительны родители ввоспитании детей, тем более успешно рисование страхов, в то время как излишняястрогость и повсеместные запреты могут снизить его эффект от страха неоправдать ожиданий родителей, нарисовать плохо или не нарисовать вообще. Впоследнем случае необходимо не только изменить отношение взрослых, но истремиться всячески, поощрять рисование детей, поддерживать и хвалить при этом,даже за сам факт рисования.
Если семья неполная по разным причинам, тогда эффектот рисования страхов менее выражен из-за отсутствия отца, историческизащищавшего семью от внешней опасности. В полной семье эффект от рисованияможет быть подорван конфликтами между родителями, особенно если они не склонныпризнавать сам факт их существования. Наличие постоянных и непредсказуемыхугроз семейному благополучию или, другими словами, отсутствие чувствабезопасности и уверенности в прочности семейных отношений повышает, как мызнаем, количество страхов у детей. К тому же страхи оживают вновь, поскольку неменяется отрицательная эмоциональная атмосфера в семье. Поэтому, какие быусилия ни прилагали конфликтные между собой родители к устранению страхов удетей через рисование, результат всегда один и тот же: в 4-5 раз хуже, чем вдружных семьях.
В первую очередь, посредством рисования удаетсяустранить страхи, порожденные воображением, то есть то, что никогда непроисходило, но может произойти в представлении ребенка. Затем по степениуспешности идут страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, нопроизошедших достаточно давно и оставивших не очень выраженный к настоящемувремени эмоциональный след в памяти ребенка.
Недостаточный эффект от рисования страхов наблюдается,когда то или иное пугающее событие, например застревание в лифте, укус собаки,избиение, пожар и т.д., было недавно. По этическим соображениям нельзя проситьребенка отобразить страх смерти родителей.
Не нужно бояться некоторого оживления страхов, происходящегов процессе рисования, поскольку это одно их условий полного их устранения.Гораздо хуже, если они останутся тлеть в психике, готовые вспыхнуть в любоймомент.
Страхи рисуются карандашами, фломастерами иликрасками. Последние больше подходят для дошкольников, так как позволяют делатьширокие мазки. Фломастерами охотнее пользуются младшие школьники. Подростки12-13 лет предпочитают карандаши, что дает возможность детализироватьизображение и стирать то, что не нравится. Хотя большинство детей всепредпочитают набор фломастеров, им должна быть предоставлена возможностьвыбора, облегчающая саму процедуру рисования.
Теперь хочется сказать несколько слов о том, кто даетзадание нарисовать страх. Если это посторонний и доброжелательно настроенычеловек, то эффект от рисования оказывается более высоким, чем когда заданиедают родители. Особенно это заметно, когда родители дискредитировали себя впредставлении детей и пытаются устранить их страхи, скрывая собственные.
Роль психолога должна быть понятна ребенку, а времябеседы для выявления страхов согласованно заранее. Для нее нужны не менее 20-30минут и спокойная обстановка. Окружающих следует предупредить о недопустимостипрерывания беседы. Если дети не достигли подросткового возраста, целесообразно предложитьв качестве своеобразной психологической разминки поиграть немногосамостоятельно. Реквизит для игры самый разнообразный: домик из большихкубиков, в нем кровать, столик, шкаф; теремок, в котором обитают различныеживотные; елочки, имитирующие лес, оставленная Бабой-Ягой метла; барабан, танк,пушка, робот; тряпичные куклы, надеваемые на руку, обычные куклы, изображающиелюдей, животных и сказочных персонажей; предметы медицинского обихода и т.д.отношение к ним позволит обнаружить те страхи, которые будут забыты или скрытыпри беседе. Скованность и неестественность поведения, напряженность говорят,как о неумении играть, так и о страхе, который выражается соответствующеймимикой и избеганием в игре различных персонажей или предметов.
После установления контакта переходят к беседе, целькоторой – выявить страхи. Начать спрашивать о страхах можно у дошкольников и впроцессе самой игры, как бы между прочим вкрапливая вопросы в игровые паузы.Психолог не сидит за столом, а находится рядом с играющим, присев на корточки,если это маленький ребенок. Избежать усталости и пресыщения вопросами помогаюточередная смена предметной игры и непосредственное участие в ней. В разговорестараются не превышать голос, не делать эмоциональных или смысловых акцентов впроизношении. После небольшой паузы переходят к выяснению следующего страха.Все выявленные страхи сообщаются родителям при отдельной беседе, с тем, чтобыони могли организовать рисование страхов дома. Поясняется, как можно отобразитьотдельные страхи, если ребенок спросит об этом.
После диагностики страхов следует поиграть с ребенкоми родителем в подвижные игры типа бросания мяча, пятнашек, игры в кегли. Всемэтим создается жизнерадостная атмосфера, противостоящая эмоциональноотрицательному воздействию страха.
В конце игры нужно обязательно отметить успехи детей,похвалить, пожать руку и преложить нарисовать страхи дома, сказав:«Нарисуй то, чего ты боишься, каждый страх на отдельном листе». Удошкольников список страхов находится у родителей, школьники записывают их поддиктовку. Во всех случаях не говорится о необходимости рисовать себя,достаточно на первый раз, чтобы ребенок изобразил сам объект страха. Отводитсяна задание обычно две недели, и ребенок опять со всеми домочадцами приходит наигровое занятие, на которое он заодно приносит свои рисунки. Тем самымустраняется лишняя фиксация на страхах и на самой работе по их преодолению. Всеидет как бы параллельно, вместе с доставляющей удовольствие игрой. Тогдаисключается только вербальное воздействие, голый рационализм, бескомпромиссныйпринцип нарисовать страхи, во что бы то ни стало. К тому же взрослымдополнительно сообщается о необходимости как можно больше играть с детьми вподвижные, эмоционально насыщенные игры. Не нужно требовать от детей быстрогорисования всех страхов, как и стопроцентного выполнения плана рисования.Гораздо лучше поддержать, посочувствовать, напомнить и при затрудненияхподсказать детям свои варианты.
Когда дается задание, то не говориться, что этообязательно избавит от страхов, так как повышенные ожидания в отношениирезультатов могут послужить препятствием для преодоления страхов. Особеннонужно быть осторожным при навязчивых страхах, возникающих на фоне заостренногочувства долга, когда любые неудачи переживаются крайне болезненно и ведут кухудшению общего состояния. Лучше всего сказать, что рисование страхов поможетих преодолению и что не важно, как они будут изображены, главное – нарисоватьих все без исключения фломастерами, красками или цветными карандашами, каждыйстрах на отдельном листе. Рисовать лучше совершенно самостоятельно, без помощивзрослых.
Сам факт получения задания, таким образом, организуетдеятельность детей и мобилизует их на борьбу со своими страхами. Весьманепросто начать рисовать страхи. Нередко проходит несколько дней, пока ребенокрешится приступить к выполнению задания. Так преодолевается внутреннийпсихологический барьер – страх страха. Решиться рисовать – это значитнепосредственно соприкоснуться со страхом, встретиться с ним лицом к лицу и целенаправленным,волевым усилием удерживать его в памяти до тех пор, пока он не будет изображенна рисунке. Вместе с тем осознание условности изображения страха на рисунке ужесамо по себе способствует уменьшению его травмирующего звучания. В процессерисования объект страха уже не представляет собой застывшее психическоеобразование, поскольку сознательно подвергается манипуляции и творческипреобразуется как художественный образ. Проявляющийся при рисовании интереспостепенно гасит эмоцию страха, заменяя ее волевым сосредоточением иудовлетворением от выполненного задания. Незримую поддержку оказывает и самфакт участия психолога, давшего это задание, которому можно затем доверить своирисунки и тем самым как бы освободиться от изображенных на них страхов.
Если ребенок не нарисовал все страхи к назначенномудню, визит или отодвигается на неделю, или проводится обсуждение уже имеющихсярисунков. Похвалить за успехи и проиграть некоторые страхи в увлекательной,захватывающей воображение игре гораздо лучше, чем ругать или стыдить заневыполненное задание. Тогда и психолог будет восприниматься не как указующийперст, а как взрослый, верящий ребенку и готовый всегда прийти к нему напомощь.
На беседе существенно присутствие обоих родителей идругих участвующих в воспитании взрослых. Положительное действие будет и отучастия в обсуждении рисунков и игре братьев и сестер. Подобная эмоциональноположительно натронная группа повышает ответственность за принимаемые решения оналичии или отсутствии страха и заодно действует мобилизующим образом. Беседе,как и первый раз при выявлении страхов, предшествует игра, имеющая болеединамичный, эмоционально насыщенный характер. Обычно в качестве такойэмоциональной разминки выступают пятнашки, преодоление каких-либо препятствий иигры с мячом.
Затем все садятся полукругом так, чтобы удобно былорассматривать рисунки, находящиеся в руках психолога. Порядок предъявленных дляобсуждения рисунков не имеет значения. Однако можно начинать и с более легкоустранимых страхов – воды (у мальчиков и девочек), открытого пространства икрови (у мальчиков), врачей, болезней, страшных снов и животных (у девочек).Практически мы рассматриваем страхи, предварительно перемешав их, как колодукарт.
Каждый рисунок показывается всем присутствующим, в то времякак ребенок рассказывает о том, что изображено на рисунке, то естьконкретизирует свой страх. Раньше это было трудно осуществимо, страх возникалот одного лишь представления и не мог быть обозначен словами. Подобная преградатолько повышала внутреннее напряжение и удерживала страх в фиксированномсостоянии. Теперь же ребенок достаточно свободно говорит о страхе, осознанноуправляя им в разговоре с человеком, которому он верит и который может понятьего переживания. Важно не стесняться и говорить, как есть страх все равно будетустранен – если не рисунками, то другими способами.
После просмотра первого рисунка следует репликапсихолога: «Ты нарисовал этот страх, а теперь скажи, боишься его илинет?». В дальнейшем фраза постепенно укорачивается: «Боишься илиперестал?» – и ближе к концу звучит как: «Боишься – небоишься?». Все слова произносятся ровным, но не монотонным голосом.Скорее, он имеет эмоционально приподнятый и как бы «торжественный»оттенок. Вместе с тем следует избегать искусственного внушения отсутствиястраха: «Теперь не боишься?». Поскольку эта фраза носит слишкомобязывающий характер, то ребенок может согласиться, лишь бы не противоречить иблагополучно пережить данный момент. Если внимательно проанализироватьприведенный первый раз фразу «Ты нарисовал этот страх, а теперь скажи,боишься ты его или нет?», то в ней и так можно обнаружить один внушающийфрагмент, а именно сочетание "…а теперь…". В какой-то мере этопризыв, выражение надежды, ободрение и оптимистический настрой при обсуждении рисованиястрахов.
Такое же воздействие будет и от привлечения вниманияприсутствующих к самому характеру изображения страха. «Как это сделаноинтересно, с выдумкой. Взрослый не смог бы так нарисовать. И цвета подобраныкак надо, и расположение фигур подходящее» и т.п. этим немудреным способомудается повысить активность и заинтересованность ребенка в совместном совзрослыми предприятии по устранению страхов. Тем более, что после каждогорисунка, вопроса психолога и ответа ребенка выражается одобрение: «так»,«хорошо», «что дальше?».
После окончания обсуждения страхов называются ипоказываются те рисунки, в отношении которых достигнут положительный эффект.Автора надо похвалить, дружески похлопать по плечу, пожать руку, подаритьигрушку. Далее надо сказать, что рисунки с его бывшими страхами останутся навсе время у психолога, который, таким образом, «принял их к себе»,освободив о них ребенка. Если это дошкольник, то упоминается, что страхи отнынебудут «находиться» в ящике стола или шкафу, «закрыты» тамнавсегда, подобно джину в бутылке.
После обсуждения снова предлагается игра, в которойвсе активно участвуют. Она имеет подвижный характер, требует выдержки исодержит некоторый риск, например игра в кегли, сражение на деревянных шпагах,стрельба присосками из пистолета или лука. Игра строится так, что бы ребенокобязательно сумел выиграть, что еще больше повышает его уверенность в себе.
С согласия детей можно поиграть некоторые из толькочто «снятых с повестки дня» страхов, скажем, спрыгнуть с тумбочки,пролезть через несколько стульев, воспроизвести обстановку медицинскогокабинета и т.д.
В конце встречи рисунки, на которых изображеныоставшиеся страхи, отдаются обратно со словами: «А теперь нарисуй так, чтобы было видно, что ты не боишься, и принеси мне опять свои рисунки». Этоподразумевает, что нужно нарисовать не только объект страха, как в первый раз,но и обязательно себя не боящимся. Скажем, не ребенок убегает от Бабы Яги, аона от него; он уже не плачет от боли; сражается с драконом; плывет по воде илетит на самолете. Здесь очевиден эффект внушения – установки на преодолениестраха в воображении путем его определенного, заданного графическогоизображения. Происходит мобилизация всех психических ресурсов ребенка надеятельное противодействие страхам в жизнеутверждающей, активной позициитворца. Срабатывает и феномен групповой поддержки. Ребенок уже не один на одинсо своими страхами – они вышли наружу, потеряли свой ореол исключительности, даи поблекли после их предыдущего изображения. К тому же психолог родителисоздают психически благоприятное поле поддержки и веры в его способностьсправиться со страхами.
Новый сделанный дома рисунок с изображением себя какпобедившего страх прикрепляется к старому, и, когда все рисунки или большинствоиз них готовы, организуется встреча с психологом. В среднем на рисование себякак не боящегося уходит 2 недели, и нужно заранее назначить встречу. До нееорганизуется как можно больше подвижных, спортивных игр, прогулок, экскурсий ипо возможности не допускаются конфликтные ситуации в семье.
Помимо рисунков страхи могут быть воплощены в видеспециально сделанных дома масок, фигурок из пластилина, конструкций изподручных материалов. Например, паука можно сделать из проволочки и материи,дракона – из веревочек на палке и т.д. когда подобные поделки – плод совместнойдеятельности детей и родителей, результаты устранения страхов, как правило,лучше, особенно при участии отца.
На данной третьей, по счету встрече, (первая –диагностическая) так же предлагается вначале игра, но уже с учетом прошедшихранее страхов. Для этого на игровой площадке среди различных предметовнаходятся отражающие прежние страхи маски, куклы. Ненавязчиво предоставляетсявозможность поиграть с ними, что усиливает достигнутый эффект.
После игры разминки проводиться обсуждение задания сустановкой: «Сейчас мы будем смотреть твои рисунки и спрашивать, боишьсяли ты теперь или не боишься». Положительный результат каждый разподкрепляется похвалой: «так», «хорошо», «молодец».За обсуждением следует опять игра, успехи в которой поощряются наградой в видеигрушки, книжки или значка.
Эффект устранения страхов достаточно выражен иустойчив (А.И. Захаров) и составляет 50 % при изображении страхов по типу«боюсь» и 80-85 % от оставшихся страхов – при изображении себя вактивной, противостоящей страху позиции. Если ребенок и первый раз рисует себя,а не только источник страха, то эффект сразу выше. Если же автор не включаетсебя и на втором рисунке, где он «обязан» быть по инструкции, то этоуказывает или на исключительную интенсивность страха, или на его навязчивыйхарактер, что обычно сочетается при фобии.
Возникает вопрос: а нельзя ли сразу предложить детямрисовать себя как не боящихся, сэкономить, так сказать, время? Да, можно, ноэффект будет ниже и не такой стойкий. Нужно время, чтобы ребенок сам преодолелвнутренний психологический барьер неуверенности и страха своих страхов, тогдапроизойдет постепенная дезактуализация страха в его сознании и разовьется верав свои силы, возможности, способности.
Оставшиеся страхи можно проиграть по сочиненным на ихтему историям.

Библиография
 
1.  Д. Аллан«Ландшафт детской души»; СПб – Минск, 1997
2.  А.И. Захаров«Дневные и ночные страхи у детей»; СПб, 2000
3.  А.И. Копытин«Основы арттерапии»; СПб, 1999
4.  А.А. Осипова«Общая психокоррекция»; М, 2000
5.  В. Оклендер«Окна в мир ребенка»; М, 1997
6.  Психотерапия. Подред. Б.Д. Карвасарского; СПб, 2000
7.  Проективнаяпсихология.; М, 2000
8.  К. Рудестам«Групповая психотерапия»; СПб, 1998


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.