Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
«Тамбовскийгосударственный университет им Г.Р.Державина»
Институтпсихологии
Кафедра общейпсихологии
Курсовая работа
Ролевые ожиданияи ролевые притязания студентов в браке
Битюкова МарияВладимировна
Научный руководитель:
профессор, к.пс.н.,
В.Н. Косырев
Тамбов 2009
План
Введение
Глава 1. Ролевые ожидания и ролевыепритязания студентов в браке
1.1 Психология семьи и брака
1.2 Мотивы заключения брака
1.3 Ролевая структура брака
1.4 Факторы, влияющие на прочность иудовлетворенность браком
1.5 Факторы, неблагоприятновоздействующие на брак
1.6 Место ожиданий и притязаний вразличных сферах
1.6.1 Интимно – сексуальная сфера
1.6.2 Личностно – идентификационнаясфера
1.6.3 Хозяйственно – бытовая сфера
1.6.4 Родительско – воспитательная сфера
1.6.5 Социальная активность
1.6.6 Эмоционально – терапевтическаясфера
1.6.7 Значение внешней привлекательности
Глава 2. Анализ представлений о семейныхценностях и ролевых установках супружеских пар
2.1 Описание проведенного исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатовисследования
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Для молодых браковхарактерны первоначальное вхождение в мир друг друга, распределение труда и обязанностейв семье, решение жилищных, финансовых и связанных с ведением общего хозяйства ибыта проблем, вхождение в роли мужа и жены, процесс приобретения жизненногоопыта, взросление. Сложности во взаимоотношениях молодых супругов могут бытьобусловлены, прежде всего тем, что в современной семье образцы поведения мужа ижены становятся все менее жесткими. Наблюдается отход от регламентированныхформ ролевого взаимодействия: отношения в семье и способностей организациизачастую определяются ситуацией и зависят от склонностей, возможностей испособностей каждого члена этой общности.
В основе семьи лежатбрачные отношения, в которых находят проявления как естественная, так исоциальная природа человека, как материальная (общественное бытие), так идуховная (общественное сознание) сфера социальной жизни. Современное обществозаинтересовано в устойчивости брачных отношений, поэтому оно осуществляетвнешний социальный контроль над функционированием брака. Поэтому изучениепредставлений об иерархии семейных ценностей и согласованности ожиданий ипритязаний в жизни супругов сегодня является достаточно актуальным.
В данной работе, темакоторой «Ролевые ожидания и ролевые притязания студентов в браке», былапоставлена цель: выявить роль ожиданий и притязаний в развитиибрачно-семейных отношений. В связи с этим была обозначена гипотеза: длямолодоженов характерна определенная согласованность представлений о семейныхценностях. Объектом исследования выступил уровень развития уже имеющихсяпредставлениях о семейных ценностях., а предметом исследования – ролевыеожидания и ролевые притязания в браке.
Чтобы выполнитьпоставленную цель был разработан целый ряд задач для более конкретногорассмотрения темы. Первая задача – выявить и уточнить сущность ролевых ожиданийи притязаний, т.е. было дано определение этих понятий и их место в семейныхотношениях. Вторая задача — выделить главные и второстепенные мотивывступления в брачные отношения. Третья задача – охарактеризовать ролевуюструктуру семьи, т.е. прежде чем вступить в брак оценивается общностьинтересов, серьезность намерений, уровень развития и глубина уважения и любвидруг к другу. Четвертая задача — определить и выявить факторы,оказывающие неблагоприятное воздействие на брак и влияющие на прочность иудовлетворенность браком. Сюда же включено место ожиданий и притязаний в такихсферах как интимно–сексуальная, личностно–идентификационная,хозяйственно–бытовая, родительско-воспитательная, эмоционально –терапевтическая, а так же социальная активность и внешняя привлекательность. Пятаязадача – экспериментально проверить, насколько согласованы (или напротиврассогласованы) ожидания и притязания супругов в браке. В ходе проведенияисследования была использована методика «Ролевые ожидания и притязаниястудентов в браке (РОП)», разработанная А.Н. Волковой. Полученные результатыпозволяют делать выводы о том, каковы представления супругов о желаемомраспределении ролей.
Таким образом,представления супругов о значимости в семейной жизни интимно-сексуальной,личностной общности мужа и жены, родительских обязательств, профессиональныхинтересов каждого из супругов, хозяйственно-бытовое обслуживание, моральная иэмоциональная поддержка и внешняя привлекательность партнеров отражают основнуюфункцию семьи и составляют в совокупности шкалу семейных ценностей.
Структура данной работысостоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Также работаиллюстрирована таблицами.
Методами исследованияявляется методика, разработанная А.Н. Волковой, которая направлена на выявлениесоответствия ролевых ожиданий и притязаний в браке.
Глава 1. Ролевыеожидания и ролевые притязания студентов в браке
1.1 Психология семьи ибрака
Брак и семью с давнихпор считают общественными формами, целью которых является регулирование отношениймежду людьми. Несмотря на близость понятий семьи и брака, следует отметить, чтоони не являются тождественными.
Брак относится к числутаких явлений интерес, к которым был всегда устойчивым и массовым, также онпредставляет собой начало и «ядро семьи». Являясь особым социальным институтом,брак это социально-регулируемая форма отношений между мужчиной и женщиной. Приэтом устанавливаются права и обязанности (как мужа, так и жены) по отношениюдруг к другу, к детям и быту. [8; 32]
Семья, как малая социальнаягруппа и важнейшая форма организации личного быта, основана на супружескомсоюзе и родственных связях (в данном случае наблюдаются брачные отношения междумужем и женой, т.е. супругами).
Понимание семьи, какмалой социальной группы подразумевает под собой её функционирование: общениемежду членами семьи, распределение власти, лидерства, полномочий, разрешениеконфликтов и многое другое. Семья – это коллектив, где на одном полюсе –отношения любви/ принятия/ привязанности/ ожидания, а на другом – отношение ненависти/отвержения/ зависимости и притязаний.
На протяжении последнихдесятилетий в итоге сложился супружеский тип семьи. Это прогрессивный типсемьи, где на первом плане выступает забота о развитии каждого из супругов (идетей! при их наличии) как автономной личности в системе межличностных,эмоциональных, материальных, духовных и интимных отношений. Цель воспитаниядетей уже не доминирует, это место заменяют ценности личностного роста исамореализации всех членов семьи, симметричность прав и обязанностей, уважениеправа выбора партнера. [3; 94]
Цель брака –организация совместной деятельности для наиболее полного удовлетворенияматериальных, духовных и сексуальных потребностей супругов, предполагающаяобъединение материальных, физических, духовных и сексуальных возможностейбрачных партнеров. Для этого требуется сложнейшее согласование этихпотребностей и интересов, которые ранее они удовлетворяли отдельно друг отдруга. В браке проявляется сложнейшая сеть взаимной зависимости, начинаютсяпроцессы не только взаимного приспособления, взаимных уступок, но и многогодругого.
1.2 Мотивы заключениябрака
Зачастую характерсупружества зависит от того, какие мотивы обусловили заключение данногобрачного союза. Мотивы заключения брака отражают отношение личности к миру,реализуют потребность любить самому и быть любимым партнером, самоутвердиться исамореализоваться.
Заключение бракапобуждается системой мотивов, образовавших определенную иерархию, в рамкахкоторой можно говорить о смыслообразующих мотивах и мотивах – побудителях. [1;152] Мотивы различаются степенью осознанности, варьируясь в широком диапазоне отсознательных намерений до бессознательного побуждения. Наконец, мотивы могутреализовывать направленность на достижение и направленность на избегание.Например, мотивом заключения брака может стать желание всегда быть с любимымчеловеком (мотив, направленный на достижение) и таким образом избежатьодиночества. Сюда же можно отнести мотив продолжения рода, стремление креализации роли родителя, сексуальное влечение к партнеру и желание иметьстабильные сексуальные отношения.
Мотивация вступления вбрак у каждого своя. То, что в настоящее время юноши и девушки, считая любовныеотношения самоценными, далеко не в каждом любовном партнере видят будущегоспутника жизни, было подтверждено многими исследованиями.
В числе возможныхмотивов предбрачных интимных отношений «любовная» мотивация явственнопреобладает над «брачной»: и у мужчин и у женщин на первое место вышла взаимнаялюбовь, а на второе – приятное времяпрепровождение. Правда, дальнейший порядокмотивов оказался различным, в зависимости от пола опрошенных. У женщин натретьем месте оказались ориентация на брак, а далее – стремление к получениюудовольствия и желание эмоционального контакта, у мужчин же — стремление кполучению удовольствия, желание эмоционального контакта и лишь затем — ориентация на брак.
Интересные данные былиполучены при анализе зависимости между мотивами вступления в брак искрепляющими его факторами. Оказалось, что те, кто вступил в брак на основелюбви, последовательно считают главным привычку супругов друг к другу, духовнуюобщность, долг и сексуальное созвучие; те же, кто при вступлении в бракориентировался на общность взглядов, обращают главное внимание на духовную общность,привычку, сексуальное созвучие и долг. Таким образом, основные мотивы созданиясемьи соответствуют четырем видам адаптационных отношений: психологические — привычка,нравственные — долг, духовные — общность, сексуальные. Причем благоприятнеевсего складывается брак у людей с преимущественно духовной ориентацией на выборспутника жизни. Следует полагать, что мотивация вступления в брак включает, покрайней мере, пять типов: любовь, духовную близость, материальный расчет,психологическое соответствие и моральные соображения. Разочарование семьей ибраком оказалось более вероятным у тех, кто ориентировался исключительно насвои чувства без необходимой для их сохранения духовной общности супругов. [24;224]
Рассмотрим один измотивов — прагматичный мотив (или материальный расчет): улучшение жилищныхусловий и материального положения за счет партнера. Брак по расчету, основанныйна материальных и прагматических мотивах в наше время пользуется большойпопулярностью. По данным социологического опроса 33% опрошенных осуждают бракпо расчету; 50% относятся к нему с пониманием; 17% заявили, что они хотели быиметь такую «возможность».
При выборе будущегосупруга/супруги обычно действует принцип дополнения противоположностей исходств потребностей. Для будущего развития супружеских отношений оказываетсякрайне важной степень совпадения мотивов каждого из партнеров, котораяопределяет меру совпадения желаний в отношении брака. Таким образом, брак порасчету может удовлетворить обоих супругов, при совпадении у них прагматичныхмотиваций. [9;76]
Большую роль можетиграть фактор «вынужденности» заключения брака; здесь проскакивает мотивация иличностный смысл каждого из партнеров. Специального внимания заслуживаетситуация ожидания ребенка: развитие семьи носит неоднозначный характер, т.к.может выступать как фактор риска для молодой семьи, поскольку резко сокращаетпродолжительность стадии «семья без детей» и ограничивает во времени периодвзаимной адаптации и формирование взаимной системы.
Процесс выбора партераможет определятся многими факторами: физическая привлекательность партнера,особенность и манера поведения, профессия, социальный статус и предполагаемыеперспективы. Важное значение имеет оценка достоинств друзьями, родителями идругими окружающими людьми.
Период поиска брачногопартнера и ухаживания (вплоть до принятия решения о регистрации брака) имеет особоезначение для последующего развития семьи и её функционирования. История семьиначинается с момента знакомства будущих супругов. Значимыми характеристикамипериода выбора партнера и ухаживания является, то как и когда произошлознакомство (место и ситуация знакомства), характер первых впечатлений друг одруге (положительные или отрицательные эмоции). Первые впечатления формируютсяна основе самопредъявления партнеров, т.е. происходит как бы самоподача, это плавноперетекает в неосознанное преувеличение собственных качеств и достоинств. Укаждого из партнеров существует своя «стратегия» (иными словами линияповедения); целью такого поведения является вызов симпатии/положительныхэмоций, нахождение общих интересов и прочих вещей, которые впоследствии могутсблизить обоих партнеров. [6;44]
Даже после регистрациибрака не прекращается исследование совместимости ролей и интересов. Общение иустановка межличностных отношений супругов помогают подчеркнуть сходство своихпотребностей и характеров, как возможность взаимодействия друг с другом.
Любовь, как один измотивов брака.
Любовь можетрассматриваться по-разному: как эмоциональный процесс, имеющий свой объект иликак предметное чувство, имеющее свою динамику развития. В отношениях междумолодой парой супругов любовь представляет собой высшую форму близости.Межличностные отношения, как до брака, так и во время брака строятся осознаннои произвольно. Открывается возможность установления подлинной близости иинтимности, которые формируются в процессе совместной жизни. Возможно, напервых ступенях любви формируется способность отдавать и принимать.
По мнению некоторыхисследователей, в большом числе случаев любовь оказывается фактором,препятствующим сохранению семейного союза. Во-первых, как пишет С.В. Ковалев:«В нетерпении любви мы ищем не супруга, а любимого, забывая о том, что жить нампридется не с одним этим прекрасным чувством, а с его объектом – вполне конкретнымчеловеком, обладающим уникальным психическим миром, образом своего «я»,темпераментом, характером и личностными особенностями, отчего слияние двух «я»не всегда приводит к проявлению одного «мы». Во-вторых, под романтическимпокровом любви мы очень часто забываем, что, сколь бы супруги не любили другдруга, в своей семье они просто обязаны будут выполнять обычные для каждойсупружеской пары функции. [25; 392]
Любовь к человекудругого пола представляет собой феномен внутреннего мира личности и реализуемыев процессе общения в любовной диаде. Любовь выявляется через отношение кдругому человеку. Отмечается потребность в ответном чувстве той жеинтенсивности, напряженности и устойчивости. Любовь – это отчасти восхищение отобраза и радость от общения с любимым человеком.
Впрочем, любовь это нетолько влечение к другому человеку, и кроме чувств – наслаждений (чувств длясебя) в ней и чувства – понимание (чувство для другого). Недаром говорят:любить значит понимать, быть любимым значит быть понятым. Любовь как бы рождаетв людях сверинтуицию, способность чувствовать другого человека, ощущать егоощущения. [12; 380]
Что касается, спецификилюбви в ранней юности определяется ее романтичным характером, в силуразобщенности романтических и эротических компонентов. В ранней юностипроявляется ожидание любви, неосознаваемая готовность к переживаниювлюбленности, активное эмоциональное отношение к вопросам общения юношей идевушек. Эмоциональное содержание юношеской любви носит сложный характер,выражая желание эмоционального контакта, понимания, душевной близости спредметом любви. [7;168]
Период юности особеннаяпора, когда раскрывается сущность отношения к любви. Так в другом человекезачастую что-то привлекает наше внимание, заставляет остановиться и почувствоватьвосхищение. Как следствие может наблюдаться преувеличение достоинств,происходит оборачивание недостатков в достоинства, в итоге можно наблюдатькартину идеализации образа.
Идеализации образа –это своеобразный «кредит доверия», выдаваемый любимому человеку и в первые годыбрака может сыграть негативную роль. Идеализация необоснованно завышаетожидания, предъявляемые к партнеру и к взаимодействию с ним. Осознание того,что реальный человек не соответствует идеальному образу, играет деструктивнуюроль, приводит к глубокой неудовлетворенности партнером, собой, отношениями вцелом. В дальнейшем все это при неумении или нежелании наладить взаимодействиес учетом нового, уже более реального образа партнера приводит к распадуотношений.
1.3 Ролевая структурасемьи
Семья определяетсяхарактером главенствования и распределения ролей в соответствии с решаемымизадачами. Главенство, как таковое определяет организацию семьи, еефункционирование, меру участия членов семьи в управлении ее жизнедеятельности.В основном управлением и принятием решений занимается один из членов семьи.Изначально в молодой семье может обговариваться равноправие между обоимисупругами. По мере обеспечения безопасности семьи, материального обеспечения,планирования семейного бюджета выявляется доминирование одного из партнеров.Как правило, обеспечением безопасности и материальным обеспечением занимаетсямужчина (супруг), а с планированием семейного бюджета и распределением доходовлучше справляется женщина (супруга).
Принятие семейных ролейопределяется влиянием особенностей мотивационно-потребностной иценностно-смысловой сферами членов семьи, а также их личностными особенностями.Репертуар, усвоенных ролей в детстве или подростковом возрасте межличностныхролей и опыт их исполнения переносится молодоженами в свою семейную жизнь,таким образом, определяется характер межличностного общения. [10;112]
Как правило, всчастливых семьях мнение супругов о главенстве в семье совпадает, так жесовпадают ролевые ожидания, ролевые соответствия уровень понимания ролевыхожиданий каждого из супругов. Структура семьи так же включает число и состав еечленов, совокупность взаимоотношений между ними. Можно выделить такие семьи,где руководство и организация всех ее функций сосредоточена в руках одногочлена семьи. В других семьях имеется явно выраженное равное участие вуправлении семьей всех ее членов. В первом случае говорят об авторитарнойсистеме отношений, во втором – о демократической.
Роль может рассматриватьсякак нормативно одобряемая модель поведения, ожидаемая от человека, занимающегоопределенную социальную позицию и позицию в межличностных отношениях.Содержание роли и ее выполнение регулируется нормами и принятыми правилами.Роли соотносятся в соответствии с занимаемым статусом: так женщина играет рольматери, а мужчина роль отца и ситуация наоборот (когда женщина играет роль отца,а мужчина роль матери) невозможна. Выделяется роль «кормилец семьи»,хозяин/хозяйка дома, воспитатель детей. Что касается биологически обусловленныхролей, то кормление грудью исключительно выполняется матерью.
Характер супружескихотношений во многом зависит от степени согласованности семейных ценностей мужаи жены и ролевых представлений о том, кто и в какой степени отвечает зареализацию определенной семейной сферы. Адекватность ролевого поведения супруговзависит от соответствия ролевых ожиданий (установка мужа и жены) на активноевыполнение партнером семейных обязанностей и ролевых притязаний (личнаяготовность каждого из партнеров выполнять семейные роли). [2; 73]
В основном, супружескиероли подразделяются на три основных вида: традиционные, товарищеские и ролипартнеров. Первичная ролевая адаптация обязательно включает согласованиепредставлений о характере и распределении семейных обязанностей. Первая особенностьадаптации заключается в том, что супруги выбрали один и тот же тип роли, авторая – чтобы каждый из крупных компонентов, необходимого для этой роли внутри- и внесемейного поведения соответствовал у мужа и жены.
Традиционные ролипредполагают со стороны жены рождение и воспитание детей, создание иподдержание дома, обслуживание семьи, преданное подчинение собственныхинтересов интересам мужа, приспособленность к зависимости и терпимость кограничению сферы деятельности. Со стороны мужа для сохранения гармониисемейных отношений в этом случае необходимы: преданность матери своих детей,экономическая безопасность и защита семьи, поддержание семейной власти иконтроля, принятие основных решений, эмоциональная благодарность жене запринятие приспособленности к зависимости, обеспечение алиментов при разводе.
Товарищеские ролитребуют от жены сохранения внешней привлекательности, обеспечения моральнойподдержки и сексуального удовлетворения мужа, поддержание полезных для мужасоциальных контактов, живого и интересного духовного общения с мужем и гостями,а так же обеспечение разнообразия жизни и устранение скуки. От роли мужатребуется восхищение женой и рыцарского отношения к ней, ответная романтическаялюбовь и нежность, обеспечение средств для приобретения нарядов и других вещей,развлечений, поддержания социальных контактов, проведения досуга с женой.
Роли партнеров требуюти от жены и от мужа экономического вклада в семью в соответствии с заработком,общей ответственности за детей, участия в домашней работе и распределенияправовой ответственности. Но помимо этого общего от мужа необходимо еще ипринятие равного статуса жены и согласия с ее равным участием в принятии любыхрешений, а от жены – готовность к отказу от рыцарства, равной ответственности заподдержание статуса семьи, а в случае развода и отсутствия детей – отказ отматериальной помощи.
Для стабильностимолодой семьи важна согласованность мнений о том, в какой степени жена должнапосвятить себя профессиональной деятельности, а в какой семейным обязанностям.От его решения зависти стиль отношений в семье – традиционный или современный.[30; 167]
1.4 Факторы, влияющиена прочность и удовлетворенность браком
Супружескоеудовлетворение браком есть не что иное, как субъективное восприятие супругамисквозь призму социокультурных норм эффективности функционирования в планеудовлетворения их индивидуальных потребностей.
В социологической наукесуществует следующая интерпретация понятия удовлетворенности браком.Удовлетворенность браком чаще рассматривается как характеристика «субъективнойоценки каждым из супругов характера их взаимоотношений». Семья при этомрассматривается как малая группа. Часто употребляемыми синонимами термина«удовлетворенность браком» являются «успешность брака», «сплоченность семьи»,«совместимость супругов» и др. [13;141]
Понятия прочности иудовлетворенности хоть и не являются тождественными, но тесно связаны друг сдругом, ведь именно от степени удовлетворенности и согласованности отношенийзависит прочность и продолжительность брака.
Конкретно на прочностьбраком может повлиять продолжительность периода ухаживания до заключения брака.Здесь трудно говорить об оптимальном времени продолжительности этого периода,поскольку решающее значение имеет не продолжительность, а качество отношений,их интенсивность содержание, насыщенность жизненно важными событиямипредбрачного периода, т.е. психологическое время знакомства. Статистическиерасчеты показывают, что как правило, оптимальный период ухаживания составляет1-1.5 года. Период ухаживания свыше трех лет до заключения брака приводит кснижению устойчивости брачного союза. Как правило, вступая в брак, человекстремится обогатить и наполнить свою жизнь новым смыслом, надеясь на то, чтопосле того как они поженятся, их жизнь станет лучше и интересней. Эти надеждылежат в основе предполагаемой семьи. В итоге надежды начинают рушиться, ипроявляется реальная угроза браку, хотя большинство людей, если их спросить,ответят, что женились по любви. [17;459]
Еще одним важнымфактором, влияющим на прочность брака, является инициирование брачного союза.Традиционная точка зрения прерогативу отдает мужчине. В патриархальном обществеситуация складывается именно таким образом; на сегодняшний день женщина всебольше утверждает свое равноправие с мужчиной, в частности и в семейно-брачныхотношениях. Реальным инициатором брачного союза в равной мере может быть какмужчина, так и женщина. В роли «озвучивающего» брачное предложение в нашейкультуре выступает мужчина.
После того, какофициальное согласие на брак уже дано его заключение в данном случае не можетбыть отложено, несмотря на незавершенность образования, отсутствия статуснойзрелости, или другие сдерживающие факторы.
Успешность брака такжеподтверждает уровень совпадения оценок супругов относительно выполнениясемейных ролей, т.е. стабильность брака зависит в большей степени отпоказателей уровня сходных ориентаций супругов в различных сферах семейнойжизни.
В более общих чертах науспешность и прочность брака положительно влияет: высокий уровень образования,низкий уровень невротизма, более зрелый возраст при вступлении в брак,эмоциональное здоровье, высокий уровень развития навыков межличностногообщения, адекватная самооценка, достаточно длительное знакомство супругов передвступлением в брак, положительная оценка собственного детства, хорошиеотношения с родителями, благополучие в родительской семье. Следует отметитьотсутствие добрачной беременности, наличие адекватной мотивации вступления вбрак, соответствие поведения респондента в области интимных отношений егособственным представлениям о допустимом поведении. [11;285]
Огромную роль встабильности супружеских отношений играют хорошее социально-экономическоеположение семьи: высокий статус мужа, стабильность экономического положения семьи,положительное отношение мужа/жены к работе жены/мужа, удовлетворенностьжены/мужа работой; включенность супругов в более широкую сеть социальныхвзаимоотношений – наличие у супругов общих друзей, участие пары в работеобщественных организаций.
Не следует забывать о личностныхфакторах: легкость общения, сексуальная, физическая, интеллектуальнаяпривлекательность партнера, совпадение ценностных ориентаций, выражение любвидруг к другу, уважение, взаимная помощь личностному росту каждого из супругов,равноправие в отношениях, выполнение предписываемой социально-эмоциональнойроли, наличие удовлетворенности в сфере интимных отношений, соответствие образасупруга образу идеального мужа/жены, ощущение супругами себя единым целым.
Отдельную группуфакторов образовывают параметры общения между супругами: глубина самораскрытияпартнеров, точность невербальной коммуникации, наличие общих символов, общностьожиданий, частота общения в паре, сходство восприятия супружеских ролей,взаимопонимание и эмпатия в общении.
Интеллект сталценностью современного общества. Об этом свидетельствует ряд фактов: запоследнее время значительно увеличился конкурс в Вузы, при приеме на работуприоритетное право имеют кандидаты с высшим образованием и ученой степенью. Этолишь одна часть жизни современного общества, по другую сторону медали –взаимоотношения в семье. Мы рассмотрим интеллект как фактор, влияющий наудовлетворенность браком. [27; 248]
В современной наукенакоплен обширный материал по различным факторам, осталась за кадром проблемавлияния интеллекта супругов на удовлетворенность браком. Фактор интеллекта неизучался с точки зрения его возможного влияния на удовлетворенность браком. Науровне общественного сознания существуют различные представления о том, каквлияет интеллект супругов на качество семейного союза. Одни полагают, чтоинтеллект помогает супругам налаживать эффективное воздействие и в этом планеименно наличие высокого уровня интеллекта у супругов обеспечивает успешностьсемейного союза. Другие же, наоборот, проявляют интерес к интеллекту как ксредству повышения личностной эффективности в браке с точки зрения возможнойманипуляции другим супругом. Исходя из этого, они полагают, что высокой уровеньинтеллекта должен сочетаться с не удовлетворенностью хотя бы одного из супруговв браке, поскольку манипулирование другим супругом всегда приводит ксупружескому неблагополучию. Есть так же третьи, которые полагают, чтоинтеллект вообще не имеет отношения к качеству семейных взаимоотношений иудовлетворенности браком. [5;61]
1.5 Факторы,оказывающие неблагоприятные воздействия на брак
Зачастую, молодые людивступают в брак, будучи не полностью зрелой личностью. Так у одного из супруговможет возникать преувеличение потребности в эмоциональной привязанности. Любовьтакой личности не разборчива, не насыщаема и навязчива; человеку постояннотребуются подтверждения своей значимости и исключительности для партнера,доказательство любви словом или действием. Чтобы вызвать к себе вниманиепартнера, личность может прибегнуть к провокации, скандалу, в ход идут угрозы,шантаж, вызывание жалости.
В молодой семьенеизбежно распределение обязанностей, поэтому также неизбежны разногласия в бытовойсфере. Конфликты могут возникать из-за перегруженности одного из супругов всилу отсутствия физических ресурсов. Например, у супруги может не хватитьвремени на приготовление полноценного ужина, из-за того, что много времени исил отдается работе.
Помимо распределенияобязанностей в семье неизбежны трудности в общении. Факторами, оказывающиминеблагоприятное влияние на прочность молодой семьи может являться: раннийвозраст, вступающих в брак; отсутствие экономической самостоятельности идостаточной материальной обеспеченности. Юные супруги часто не готовыпреодолеть все трудности семейной жизни в первые годы семейной жизни.
Супруги неодинаковоотносятся ко многим вопросам и проблемам, а это значит, что при решениипроблемы могут возникнуть разногласия из-за того, что супруги плохо понимаютчувства друг друга; говорят слова, совершают поступки, которые раздражаютдругого; чувствуют себя нелюбимыми, т.к. партнер стыдится выразить своичувства; чувствуют неудовлетворенную потребность в доверии; редко делают другдругу комплименты и т.д… [4; 137]
В психологической наукесуществует мнение, что супружеская неудовлетворенность является следствиемнеудовлетворенности потребностей, среди которых:
— неудовлетворенностьпотребности в ценности и значимости своего «Я», нарушается чувство собственногодостоинства со стороны партнера, его пренебрежительное отношение, обиды,критика или оскорбления;
— неудовлетворенностьпотребности одного или обоих супругов в положительных эмоциях из-заотчужденности супругов или эмоциональной холодности;
— финансовыеразногласия супругов по поводу бюджета, содержания семьи, вклада каждогопартнера в материальное обеспечение (взависимости оттого, какое место виерархии ценностей занимает материальное обеспечение и насколько сходнымиявляются ожидания супругов в этом плане);
— неудовлетворенностьпотребности во взаимопомощи, потребности в сотрудничестве, связанной сразделением обязанностей в семье;
— разные мнения поповоду проведения отдыха и досуга;
— разные взгляды навоспитание детей;
Помимо всего вышеперечисленного причинами конфликтов могут являться:
— разная профессиональнаяи социальная принадлежность супругов;
— ранний возраствступления в брак (до 21 года);
— неуспешность бракародителей.
Вступая в брак, человекожидает, что семья повысит его уровень потребления, организует его быт и досугв более комфортабельных, интересных и престижных формах. Такие ожидания делаютзаключение брака в большей степени корыстным шагом. При столкновении с трудностямии лишениями (которые наряду с удовольствиями приносит с собой семья), эти небескорыстные, малосознаваемые расчеты на лучшую жизнь с неизбежностьюобнаруживают себя в форме претензий к партнеру, к его родителям, к ребенку, кудачливым коллегам и т.д.
Особое внимание следуетуделить общению между супругами. Наиболее проблематичным для общения являетсясовременный ритм жизни, нехватка времени, отсутствие между супругами духовнойблизости, эмоционального контакта, общности взглядов и жизненных ценностей.Главной функцией общения является обеспечение взаимопонимания для прочногооснования семьи. Но часто приходится сталкиваться с явлением, характерным длямногих семей. Речь идет о том, что в силу определенных обстоятельств, членысемьи могул либо вообще не общаться, либо общаться крайне мало. [22; 301]
В таких семьяхнеобходимы эмоциональная насыщенность контактов, особая значимость пониманияжестов, пауз, сдержанности или интенсивности речи. Особая роль отводитсянеобходимости постоянного самосовершенствования, в том числе в области музыки,искусства, психологии, техники и т.п. Если все выше перечисленное не будетосуществляться, то в семье неизбежны постоянные конфликты, разлады инедопонимания.
1.6 Место ожиданий ипритязаний в различных сферах
1.6.1Интимно-сексуальная сфера
Зачастую молодоженыпринижают значение данной сферы. Сексуальная дисгармония, утрата интимных чувств– вещь действительно неприятная и чревата различными последствиями: отразочарования до номинального распада брака. Прежде всего, потому, что сами посебе интимные отношения – неотъемлемая принадлежность жизни любого человека.Сам по себе сексуальный контакт утратил для человека свое прямоефизиологическое значение и стал букетом разнообразных личностных смыслов. Дажепри условии, когда супруги стараются не обращать внимание на столь печальныйфакт, что в своих отношениях, она незаметно по закону круговой причинностибудет подтачивать все остальные их области.
Легкая доступность,чрезмерная близость и однообразие сексуальных отношений могут приводить кпресыщению, снижению взаимной привлекательности и падению активностисексуальных потребностей. Нередко это интерпретируется с точки зрения присущихпартнеру недостатков в плане возможных измен.
С другой стороны,гармония сексуальных отношений далеко не главное условие счастливогосупружества. Достаточно большое количество женщин, никогда не получавших сексуальноеудовлетворение в браке, тем не менее, признали его счастливым.
Семейное счастьеодинаково покоиться на умственном, душевном и половом приспособлении людей.Сила физических радостей часто зависит от силы душевных радостей. Чем большесимпатия, привязанность или психологическое влечение, тем ярче бывают телесныерадости. Когда над физическим влечением нет увеличивающей линзы психологическихтяготений, телесные радости как бы проходят сквозь фильтры эмоциональногобезразличия – тускнеют и теряют яркость. [20; 73]
1.6.2 Личностно –идентификационная сфера
Первичное влечениечасто основано на трех стадиях: первая — интерес (а так же симпатия, иливлечение), поэтому мы говорим: «Он (она) мне нравится». Этого вполне достаточнодля первого приближения. Вторая – страсть, влюбленность (а так же восхищение ивосторженность) создают определенный накал, выбивают из ритма. Жить в состояниистрастного возбуждения человеку трудно, от этого, страсть либо должнапогаснуть, либо получить удовлетворение. Третья стадия – уважение, преданностьи любовь. Любовь, прошедшая через все три фазы развития и есть чувство на всюжизнь. [30; 261]
Но это достаточнообобщенная картина, если рассматривать данную тему подробнее, то можнозаметить, что завязавшиеся отношения укрепляются благодаря реакциям окружающих,получению статуса пары, ощущению уюта и спокойствия в присутствии друг друга. Витоге, пара вступает в стадию взаимных обязательств и близости, что еще большепритягивает партнеров друг к другу. Связав себя взаимными обязательствами, ониизучают взгляды и ценности друг друга. На этой стадии пара часто готова к тому,чтобы принять решение о вступлении в брак.
Предбрачный периодотражает процесс взаимодействия брачных партнеров до вступления в брак, включаяприобретение молодыми людьми опыта общения с противоположным полом, а так жеэмоциональное, деловое взаимодействие и выбор брачного партнера. Желания,стремления, ведущие потребности и личные предпочтения выступают как основаформирования новой брачной пары.
Самостоятельность современныхмолодых людей способствует ранней психологической и моральной зрелости, откоторой зависит личностное взаимодействие в браке. Ухаживание и добрачнаясоциализация – период, когда отношения становятся особой сферой и ценностью вжизни людей.
В развитии отношенийособое значение приобретает предбрачное знакомство и ухаживание. 2/3 знакомствпроисходят во время проведения досуга, в транспорте, магазинах и т.п. Самаситуация знакомства влияет на информативность и продолжительность предбрачногоухаживания. Информативность зависит от процесса узнавания партнерами другдруга, что важно для возникновения близких отношений и благополучия всупружеской паре. Длительность предбрачного ухаживания может быть связана спсихологическим смыслом данного периода – накоплением совместных переживаний ивпечатлений. [11; 270]
1.6.3 Хозяйственно-бытоваясфера
Хозяйственно-экономическиеотношения служили, и будут служить материальной основой бытия семьи. Весьмазаземленные материально-бытовые отношения при удачной их организации служатчрезвычайно весомым фактором, препятствующим духовной общности супругов. Можетбыть горько слышать: «Любовная лодка разбилась о быт», но эта поэтическаяметафора превращается в констатацию факта. Материально- бытовые отношения –зеркало семьи, в котором отражается все то, что составляет основу семейногосчастья.
Равное участие вдомашних делах предполагает не столько одинаковость дел и ролей мужа и жены вдомашних делах, сколько соразмерность равного участия в них. В случаях, когдапреимущественно домашние обязанности выполняет жена, брак оказывается неудачнымв 40% и счастливым только в 21%. Если муж и жена несут одинаковуюответственность – 5% браков оказываются неудачными и 60% удачными. Преимуществаравного участия супругов в выполнении домашних обязанностей видны здесь сполной определенностью. Остается только порекомендовать супругам поровнураспределять домашние хлопоты. К сожалению, еще существуют семьи, в которых мужсчитает, что его обязанности полностью исчерпываются забиванием гвоздей встенку, а жена твердо уверена, что вершиной кулинарного искусства являетсяприготовление яичницы. [21;240]
Среди домашних трудовесть такие, которые ближе мужчинам: ремонт, починки, и те, которые ближеженщинам: приготовление еды, стирка. Деление таких работ на женские и мужскиеабсолютно нормально: оно никого не ущемляет и отвечает естественнымособенностям мужской и женской психологии, и поэтому помогает в семейной жизни.
Досемейная любовь частокажется праздником: она отделена от быта, соединяет людей в часы свиданий,когда они лучше, чем обычно, когда они друг для друга пылкие источникистрастей. Взрослая любовь – будни; сначала праздничные, потом все менеепраздничные. Входя в повседневность, любовь заражает ее своей праздничностью,но и сама заражается от нее своей будничностью и чем дальше, тем больше.Взрослая любовь – радостное богатство для человека, но она несет с собойнеизбежные утраты. В ней нет юношеской романтики, юношеской неустроенности.Здесь любовь потеснили материальные и бытовые заботы.
Молодые девушки,вступая в брак, не всегда осознают реальность: отныне добывать счастье импридется ежедневной и монотонной тратой времени и сил на обыденный, домашнийтруд. Обычно не хватает правильной установки на бытовой труд: супругам необходимонаучиться рассматривать его не как нудную и тяжкую обязанность, а как процесссотрудничества и творчества.
1.6.4 Родительско-воспитательнаясфера
Юноши и девушки какпотенциальные родители должны знать основные положения и подходы к формированиюсемьи и понимать значение семьи в личной жизни. Роль матери/отца начинается сразвития чувства материнства/отцовства, которое лучше развивается удевочек/мальчиков в многодетных семьях. В браке освоение роли матери/отцаначинается с осознания смысла жизни в воспитании своих детей.
В воспитании главнойзадачей молодых родителей является подготовка ребенка к самостоятельной жизни,формирование / закрепление необходимых качеств, умений и способностей,подготовка к переходу на новую статусную позицию – взрослого человека. [28;181]
Семья активновоздействует на развитие духовной культуры ребенка, является для негомикромоделью общества, вырабатывает систему социальных установок и формируетжизненные планы. Именно в браке осознаются общественные правила и культурныеценности общества. В семье вручается эстафета опыта поколений и закладываетсяфундамент идейного, эстетического, нравственного, философского опыта ребенка.Если молодая семья не готова к родительству при наличии ребенка (например, принезапланированной беременности), то это может послужить рядом серьезныхпроблем, и явиться причиной распада брака.
Рождение ребенка ведетк серьезным изменениям в семейной жизни. Это период, когда супругам необходимоовладеть новыми для них социальными ролями – отца и матери. Если раньше муж ижена проводили досуг вместе, то с появлением ребенка это часто приходитьсяделать в одиночку, так как один из супругов должен оставаться с ребенком (особенноесли нет родственников, способных на время их подменить).
С рождением ребенкасемья переходит в новое состояние: уход за ребенком ограничивает личную жизнь,уменьшает время совместного пребывания, возникают проблемы в областикоммуникаций и секса, появляется чувство ущемленности у мужа. Мать вынужденаоставить работу, а отцу приходиться больше работать, чтобы обеспечить семью.
Переход к материнствуприводит к изменению взглядов на семейно-бытовые обязанности. Большинствоопрошенных женщин хотели бы совместно с мужем выполнять функции, касающиесяобщения с детьми и взаимодействия с внешним миром по поводу детей (посещениеполиклиник, детского сада).
В семейныхпредставлениях мужчин и женщин наблюдается тенденция к совместному выполнениюродительских обязанностей, но не смотря на это доминирует установка на то,воспитание детей – удел исключительно женщин.
1.6.5 Социальнаяактивность
Социальной активностипредшествует социальная зрелость, которая является самым важнымновообразованием молодости — это обусловлено возрастным периодом. Вступая вконтакт с обществом, главной задачей молодых людей становится решениесоциальных задач: приобретение профессии, определение социального статуса и всоздание семьи. По мере изменения отношения к жизни, происходит понимание иосознование того, что человек сам строит свою жизнь. В итоге социальнаязрелость перетекает в социальную активность конкретного человека (индивида).
Под социальной активностьючаще всего предполагается установка супругов на внешнюю активность (досуг, иего различные формы проведения), а так же ориентация на то, что брачный партнердолжен иметь серьезные профессиональные интересы и по возможности игратьактивную общественную роль.
Для стабильностимолодой семьи важна согласованность мнений о том, в какой степени жена и муждолжны посвящать себя профессиональной деятельности. Как правило, считается,что профессиональная деятельность, карьерный рост прерогатива мужчин. Но всовременном обществе женщина на равных с мужчиной может прилагать усилия длясобственного карьерного роста и профессионализма. Данная ситуация обычно можетне соответствовать ожиданиям супруга о женщине, как о хранительнице семейногоочага.
Очень тяжело бываетнайти компромиссный вариант между мнениями супругов о проведении свободноговремени. Мужчины недовольны организацией жен на преимущественное проведение досугавне дома, а женщины не соглашаются с раздельным с супругом проведениемсвободного времени и установкой мужа на «закрытую форму» досуга. [23;16]
Досуг как таковойподдается личностному контролю и большинство видов деятельности, которыедоставляют людям удовольствие, являются формами досуга. Разнообразные формыпроведения досуга вызывают положительные эмоции, усиливают хорошее психическоеи физическое здоровье. Даже обычное пребывание в кругу друзей и любимых людейможет поднять настроение. Удовольствие от общения с окружающими людьми одна изглавных причин радости.
1.6.6 Эмоционально –психотерапевтическая функция
Понятие эмоционально –психотерапевтической функции перекликается с понятием психологического климатасемьи. Семейный климат складывается на базе нравственных и эмоциональныхконтактов, а так же психологической и духовной совместимости супругов.Эмоциональный контакт – двусторонний процесс взаимодействия, в котором каждыйиз супругов должен чувствовать себя объектом заинтересованности. Характерэмоциональных связей определяет удовлетворение или не удовлетворение семейнойжизнью. [19; 122]
В любой семье неизбежныссоры, конфликты и кризисы, причинами которых могут являться как разностьжизненных интересов, конкуренция и борьба за власть, недостаток взаимопониманияи теплоты, психологическая и сексуальная несовместимость и многое другое. Носохранность семьи зависит именно от того будет ли разрешаться конфликт и какимиспособами он будет разрешаться.
Предполагается, чтосемейным психотерапевтом в семье является женщина. Но как показывает практика,женщина разрешает конфликт в 61% случаев. Если не удается найти компромиссныйвариант, на помощь призываются родственники или друзья с просьбой адекватнооценить сложившуюся ситуацию. Все-таки с психологической точки зренияправильнее разрешать конфликты самим супругам, т.к. самостоятельное решениепроблемы может сплотить супругов. [29; 288]
1.6.7 Значение внешнейпривлекательности
Влечение к объектусвоей страсти, как правило, основано на внешних особенностях: красивоетелосложение, фигура, приятные черты лица, особенность и манера поведения имногое другое. Обычно внешней привлекательности противопоставляется духовнаякультура, так каждый человек сам выбирает насколько какая сфера для негозначимей. Было замечено, что в ранней молодости внешняя привлекательностьпартнера является способом самоутверждения среди друзей, родных и в обществе вкотором появляется, впоследствии, по мере взросления предпочтение отдаетсядуховным качествам партнера. [26;434]
ожиданиепритязание семья брак
Глава 2. Анализпредставлений о семейных ценностях и ролевых
установках супружескихпар
2.1 Описаниепроведенного исследования
Для подтвержденияпоставленной в данной работе гипотезы о согласованности представлений семейныхценностей у молодых юношей и девушек было проведено исследование, котороесостояло из двух этапов:
1. Измерениеисходного уровня уже имеющихся представлений о семейных ценностей у молодыхюношей и девушек.
2. Контрольноесравнение представлений об уровне ролевых ожиданий и притязаний юношей и девушек,на основе которого произведется вывод и будут даны соответствующиерекомендации.
Для определенияпредставления супругов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений,личностной общности мужа и жены, родительских обязанностей, профессиональныхинтересов каждого из супругов, хозяйственно-бытового обслуживания, моральной иэмоциональной поддержки, и внешней привлекательности партнеров былаиспользована методика «Ролевые ожидания и притязания студентов в браке (РОП)».Помимо всего перечисленного эта методика направлена на выявление у супруговжелаемого распределения ролей между мужем и женой при реализации семейныхфункций.
При проведенииисследовательской работы были опрошены 15 девушек и 15 юношей в возрасте от 18до 22 лет. Выше опрошенные испытуемые учатся в высших учебных заведениях иявляются студентами, что полностью соответствует требованию исследованияролевых ожиданий и притязаний в браке.
1 этап исследования.Измерение исходного уровня уже имеющихся представлений о семейных ценностей умолодых юношей и девушек.
Молодым девушкам июношам предлагался набор утверждений, соответствующий их полу, т.е. материалданной методики представляет собой 36 различных утверждений о браке, семье,отношениях мужа и жены. Таким образом, данная методика полностью соответствуеттребованию выявления уровня ожиданий и притязаний в браке.
Данные утвержденияделятся на 7 шкал:
1. Шкалазначимости сексуальных отношений в супружестве – отражает отношения супругов ксексуальной гармонии и иллюстрирует зависимость отношения к супругу (супруге)от оценки его (ее) как сексуального партнера;
2. Шкала,отражающая установку жены (мужа) на личностную идентификацию с брачнымпартнером – иллюстрирует общность интересов, потребностей и ценностныхориентиров;
3. Шкала,измеряющая установку супруга (супруги) на реализацию хозяйственно-бытовойфункции семьи – отражает степень активного выполнения бытовых вопросов, участиев организации быта и характеризует отношение к хозяйственно-бытовым навыкампартнера;
4. Шкала,позволяющая судить об супруга (супруги) к родительским обязанностям – позволяетпоказать выраженность установки на активную родительскую позицию и ориентациюкаждого из супругов на выполнение обязанностей по воспитанию детей;
5. Шкала,отражающая установку жены (мужа) на значимость внешней социальной активности(профессиональной, общественной) для стабильности брачно-семейных отношений –измеряет степень ориентации супругов на то, что партнер должен иметь серьезныепрофессиональные интересы, играть активную общественную роль и отражаетзначимость внесемейных интересов;
6. Шкалаотражает установку супруга (супруги) на значимость эмоциональнойтерапевтической функции брака — измеряет степень ориентации жены (мужа) напринятие одним из супругов роли эмоционального лидера в вопросах коррекциипсихологического климата и показывает значимость взаимной моральной иэмоциональной поддержки всех членов семьи.
7. Шкала,отражающая установку жены (мужа) на значимость внешнего облика, его соответствиястандартам современной моды – иллюстрирует желание супруга (супруги) иметьвнешне привлекательного партнера и отражает собственную ориентацию насовременные образцы внешнего облика.
В результате былиполучены показатели, которые указывают на сформированный уровень ожиданий ипритязаний у опрошенных. Данные показатели представлены в сводной таблицерезультатов.
Сводная таблицарезультатов по исследованию уровня ожиданий и притязаний у девушек
Шкалы
Ф.И. ИС ЛИ ХБ РВ СА ЭТП ВП 1. Алексанян Стелла 6 6 6 8.5 7 8 8 2. Амелина Марина 2 8 5 4.5 6 7 8 3. Белова Аня 3 9 5.5 7.5 8 8.5 6.5 4. Бредихина Лена 4 6 6 6.5 6.5 7.5 7 5. Гункина Таня 5 7 7 7 7.5 7 8.5 6. Даняева Катя 5 7 6.5 6.5 7.5 9 8 7. Ермошина Марина 7 8 7 6.5 4.5 6.5 7.5 8. Костикова Маша 5 6 5 6 8 6.5 6 9. Ознобкина Лена 4 6 5 4.5 3.5 6.5 4.5 10. Сосова Света 3 7 5.5 6.5 8.5 8.5 7 11. Сарычева Маша 3 7 8 5.5 5 7 7.5 12. Сычева Света 5 6 6.5 5.5 8 5 5 13. Томилина Лиза 5 4 4.5 3.5 7.5 7 8 14. Уварова Неля 1 5 4 5 7 7.5 8 15. Чучмаева Валя 3 3 7.5 7 7 8 6 Средний балл: 4 7 6 6 7 7 8
Сводная таблицарезультатов по исследованию уровня ожиданий и притязаний у юношей
Шкалы
Ф.И. ИС ЛИ ХБ РВ СА ЭТП ВП 1. Агафонов Саша 5 8 5 8 8.5 7 6.5 2. Барсуков Сергей 3 7 7.5 8 6 7 7 3. Бондарь Дима 2 3 6 7.5 5 5.5 6.5 4. Королев Леша 5 6 5.5 6 6 7 8.5 5. Корпусов Максим 4 6 5.5 4.5 5 5.5 5 6. Костин Андрей 3 7 7.5 8.5 7 8 6.5 7. Нагайцев Витя 4 5 6.5 7 6 6 6.5 8. Неунылов Леша 4 7 7 8 6 5.5 8 9. Мочалин Антон 1 1 5 7 5.5 6 6.5 10. Савельев Андрей 5 9 6.5 7.5 7 6 3 11. Соколов Саша 2 7 5.5 8 5.5 7 6.5 12. Сластунов Дима 3 7 4 5 4.5 6 7 13. Попов Ваня 4 8 4.5 6 6.5 7 5 14. Попов Денис 3 5 5.5 7 6 5.5 6 15. Шаров Сергей 4 6 6.5 7 5 5.5 6.5 Средний балл: 3 6 6 7 6 6 6
2 этап исследования.Контрольное сравнение представлений об уровне ролевых ожиданий и притязанийюношей и девушек.
После измерения уровняролевых ожиданий и притязаний в браке у юношей и девушек было проделаноконтрольное сравнение об уровне ожиданий и притязаний. Сравнивались показанияполученные в ходе опроса. Результаты представлены в приведенной ниже своднойтаблице результатов.
Сводная таблица по согласованностисемейных ценностейСЦ ИС ЛИ ХБ РВ СА ЭТП ВП ШСЦю 3 3 6 7 6 6 6 ШСЦд 3 7 6 6 7 7 8 ССЦ 1 4 1 1 1 2
СЦ – семейные ценности;
ШСЦю – шкала семейныхценностей юношей;
ШСЦм- шкала семейныхценностей девушек;
ССЦ –
ИС –интимно-сексуальная сфера;
ЛИ –личностно-идентификационная сфера;
ХБ – хозяйственно-бытоваясфера;
РВ – родительско-воспитательнаясфера;
СА – социальнаяактивность;
ЭТП –эмоционально-психотерапевтическая сфера;
ВП – внешняяпривлекательность.
2.2 Анализ и интерпретациярезультатов исследования
Согласованностьсемейных ценностей характеризуется разностью баллов показателей шкалы семейныхценностей юношей и девушек. Чем меньше разность, тем больше согласованностьпредставлений супругов о наиболее значимых сферах жизнедеятельности семьи.
В данном случаеиндивидуальные показатели шкалы семейных ценностей мужа и жены позволяютсделать следующее заключение: для данных юношей и девушек характернаопределенная согласованность представлений о семейных ценностях, что полностьюудовлетворяет и подтверждает содержание гипотезы. Несмотря на согласованность,существуют небольшие различия в установках на важнейшие сферыжизнедеятельности, при этом допустимая норма не превышается. Чтобы иметь полнуюкартину о согласованности / несогласованности представлений имеет месторассмотреть каждую шкалу значимости отдельно.
1. Шкала значимости сексуальныхотношений в супружестве. Было замечено, что значимость сферыинтимно-сексуальных отношений сильно занижена испытуемыми, это достаточнохарактерно для молодых юношей и девушек, так как понимание ценности интимныхотношений формируется в процессе совместной жизни, по мере достиженияпсихосексуальной совместимости.
2. Шкала, отражающаяустановку на личностную идентификацию с брачным партнером. Молодые люди обоюдносчитают, что наиболее значимой в семейной жизни является общность интересов,потребностей, представлений и жизненных ценностей. Можно предположить, чтомолодые люди ориентируются на так называемый «супружеский» тип семейнойорганизации, в основе которого лежит ценностно-ориентационное единство брачныхпартнеров.
3. Шкала, измеряющаяустановку супруга (супруги) на реализацию хозяйственно-бытовой функции семьи. Умолодых юношей и девушек в хозяйственно-бытовой сфере полностью совпадаютожидания и притязания. Это говорит о том, что партнеры не только ожидают другот друга активного выполнения бытовых вопросов, но и сами готовы участвовать ворганизации семейного быта, используя при этом собственные умения ихозяйственно-бытовые навыки партнера.
4. Шкала, позволяющаясудить об отношении к родительским обязанностям. В данной сфере у молодых людейвыражены установки не только на активную позицию брачного партнера, но и насобственную активность и самостоятельность. Больший показатель значимостиродительских функций наблюдается у молодых девушек, т.к. они считаютродительство основной ценностью, концентрирующей вокруг себя жизнь семьи.
5. Шкала, отражающаяустановку жены (мужа) на значимость внешней социальной активности(профессиональной, общественной) для стабильности брачно-семейных отношений.Большая значимость в данной сфере отводится девушкам, они иллюстрируютвыраженность собственных профессиональных потребностей, но также существуеториентация на то, что брачный партнер должен иметь серьезные профессиональныеинтересы пи играть активную, общественную роль. На основе сравнения можно смелосказать, что по сравнению с другими шкалами данная шкала имеет не такую большуюзначимость.
6. Шкала отражает установкусупруга (супруги) на значимость эмоциональной терапевтической функции брака. Входе проведенного исследования можно сделать выводы, что молодые девушкиориентируются на то, что их брачный партнер возьмет на себя роль эмоциональноголидера семьи в вопросах коррекции психологического климата, оказания моральнойи эмоциональной поддержки, создаст «психотерапевтическую атмосферу» вотношениях. При этом отрицается самостоятельное выполнение роли «семейногопсихотерапевта».
7. Шкала, отражающаяустановку жены (мужа) на значимость внешнего облика, его соответствиястандартам современной моды. Для молодых юношей привлекательный внешний обликменее значим, чем для девушек. Как правило, это объясняется тем, что молодыелюди относятся к своему внешнему виду и тенденциям моды менее фанатично, нежелидевушки. У девушек в большей степени выражена установка на собственнуюпривлекательность и модную, красивую одежду и аксессуары.
Анализируя общуюспецифику представлений молодых людей о значимости семейных ценностей можновывести общую картину: с супружеской жизни важны личностная идентификация,родительские обязанности и внешняя привлекательность (собственная и своегопартнера), отмечается стремление реализовать профессиональные интересы иготовность решать бытовые проблемы семьи.
Степень ролевойактивности в различных сферах жизнедеятельности неодинакова. Соответствиеролевых ожиданий наблюдаются в хозяйственно – бытовой сфере. Готовность супругивыполнять материнские обязанности, вести домашнее хозяйство, следить за своимвнешним видом согласуется с установками супруга иметь привлекательную, модноодетую, выполняющую обязанности матери и хозяйки дома. Наименьшая ролеваяактивность наблюдается в установках на создание психотерапевтической атмосферыв семье, что не соответствует ролевым ожиданиям супруги. Супруга стремитсяспециалистом своего дела, однако супруг считает, что реализацияпрофессиональной деятельности жены возможна лишь в незначительной степени, т.к.он готов взять на себя основные обязанности по обеспечению семьи. Помимо всего,молодые девушки не хотят брать на себя функцию «психологического диспетчера» всемье, не соответствует ролевым ожиданиям супруга.
Заключение
Выбор спутника жизни исоздание семьи — одна из сторон личностного и социального развития. Соответствующаяэтой ситуации деятельность является одной из главных сторон жизни. Семья, брак,отношения между супругами — довольно сложные организации, поэтому каждый изсупругов имеет собственные представления о цели брачного союза, и о том, радичего его заключили.
В брачном союзе большоезначение имеет совпадение общих представлений о ролевых ожиданиях ипритязаниях. В психологическом плане непременно должна быть совместнаяобщность, несмотря на то, что познание другого и себя, в том числе, задачитрудные. Овладение навыками психологической культуры способствует развитиюличности и сохранению психического здоровья.
В данной работе былапоказана значимость и актуальность исследования ролевых ожиданий и притязаний,т.к. вся современная семья строится на произвольном распределении обязанностейи очень важно оптимально распределить их между супругами в соответствии сжеланиями, возможностями каждого из супругов, чтобы выполнение их не сталотягчайшей каторгой. Экспериментально была доказана эффективность распределенияи выполнения супругами определенных ролей в конкретных жизненных сферах.
Отсюда возникает выводо том, роль – поведение, которого ожидают и то, насколько правильно будетвыполняться эта роль, будет зависеть успех во взаимодействии между супругами.
В заключение следуетотметить, что счастливая семейная жизнь целиком зависит не только отправильного построения взаимоотношений между супругами, но и от уменияраспределять обязанности, решать конфликты и многого другого, без чегосуществование семьи не возможно.
В итоге вырисовываетсяобщая картина супружеской жизни: для обоих супругов важны личностнаяидентификация, родительские обязанности. Практически полное соответствиеролевых ожиданий наблюдается в хозяйственно – бытовой сфере. Готовность супругивыполнять материнские обязанности, вести домашнее хозяйство, следить за своимвнешним видом согласуется с установками супруга иметь привлекательную, модноодетую, выполняющую обязанности матери и хозяйки дома. Наименьшая ролеваяактивность наблюдается в установках на создание психотерапевтической атмосферыв семье, что не соответствует ролевым ожиданиям супруги.
Добиться согласия всупружеской жизни не просто: психологическая культура взаимных отношений должнастроится с учетом знаний о себе и о своем партнере, на основе развития способностичувствовать не только свое состояние, но и состояние, переживания своей второйполовинки. Особенность сочетания темпераментов, характеров, жизненных установоки ценностных ориентаций задает специфическое взаимодействие между супругами.
Сноски
[1.] Кроник А.А., Кроник Е.А. «В главныхролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: Психология значимых отношений». — М.: Мысль, 1989. –204с.
[2.] Дружинин В.Н. «Психология семьи». –Изд. 3-е. – Питер, 2008. — 176с.
[3.] Карабанова О.А. «Психологиясемейных отношений и основы семейного консультирования. – М.: Гардарики, 2008.– 320с.
[4.] Абрамова Г.С. «Возрастнаяпсихология»: Учеб. Пособие для ВУЗов – 6-е изд. – М.: Академический Проект; М.:Альма Матер, 2006. – 701с.
[5.] «Вопросы психологии личности идеятельности студентов/ Иркутский гос. пед. институт;/ Отв. ред. Асеев В.Г./. Иркутск,1978 – 105с.
[6.] «Психологические и психофизическиеособенности студентов»./ Науч. ред. Пейсахов Н.М./. Казань, из-во Казанскогоун-та, 1977.- 296с.
[7.]Хухлаева О.В. «Психология развития:молодость, зрелость, старость»: учеб. пособ. для студ. вузов.- 3-е изд., стер.– М.: Академия, 2006. – 204с.
[8.] «Хрестоматия по психологии семейнойжизни»: учеб. пособие для учащихся ст. классов/ Сост. И.В. Гребенников, Л.В.Ковинько. – М.: Просвещение, 1986. – 271с.
[9.] «Проблемы супружескогоблагополучия»: Пер. с чешского/Общ. ред. и предисл. М.С. Мацковского. – М.:Прогресс, 1988. – 138с.
[10.] Ковалев С.В. «Психология семейныхотношений». – М.: Педагогика, 1987. – 156 с.
[11.] «Психология семьи и семейнойдезадаптивности»: учеб. пособие /Н.А. Коваль, Е.А. Калинина; Тамб. гос. ин-тим. Г.Р. Державина, — Тамбов, Изд-во ТГУ, 2007. – 350с.
[12.] Норвуд Р. «Надо ли быть рабойлюбви?»//Пер. с англ. К. Савельева/. _ М,: МИРТ, 1994. — 444с.
[13.] «Психология семейных отношений сосновами семейного консультирования»: Учеб. пособие для вузов/Под ред. Е.Г.Силяевой. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2005. – 192с. – (Высшеепрофессиональное образование).
[14.] Соловей П.С. «Ты, я и все, все,все…» — М.: Политиздат, 1990. – 142с.
[15.] «Философия любви»: /В2ч.//Под общ.ред. Д.П. Горского; Сост. А.А Ивин/. – М.: Политиздат, 1990.
[16.] Шмелев А.Г. «острые углы семейногокруга: психология обыденной жизни»/. – М.: Знание, 1986. – 93, /3/с. – Нар.ун-т. Пед. фак.; №-6/.
[17.] Шнейдер Л.Б. «Основы семейнойпсихологии»: Учеб. пособие, Рос. акад. образования; Моск. психолого-социальныйин-т. – 2-е изд., стер. – М.; Воронеж 2005. – 927с.
[18.] «Совет да любовь!»: Сборник/сост.:М.А. Иванов. – 2-е изд., доп. – М.: Московский Рабочий, 1984. – 240с.
[19.] Психология: Словарь. – М.: 1990. –127с.
[20.] Холл С. «Инстинкты и чувства вюношеском возрасте». – Петроград, 1920. – 89с.
[21.] Рыбалко Е.Ф. «Возрастная идифференциальная психология»: Учеб. пособие / ЛГУ. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та,1990. – 252с.
[22.] Сборник рефератов и курсовых работпо психологии / сост. А.В. Гурьянов. — М.: Проспект, 2004. – 451с.
[23.] Обозов Н.Н. «Психологическаякультура взаимных отношений». – М.: Знание, 1986. – 47с.
[24.] Андреев Ю.А. «Мужчина и женщина:путь человеческий – путь звездный»; оформ. обл. худож. Черненко О.Л. – СПб.:Респекс, 1994. – 357с.
[25.] Афанасьев А.Ю. «Синтаксис любви:типология личности и прогноз парных отношений»; Предисловие Ю. Рюрикова. – М.:Остожье, 2000. – 493с.
[26.] Волков Б.С. «Психология юности имолодости»: учеб. пособие для вузов / Моск. гос. обл. ун-т. М.: АкадемическийПроект: Трикста, 2006. – 255с.
[27.] Ильин Е.П. «Дифференциальнаяпсихофизиология мужчины и женщины», — СПб.: Питер, 2007. – 544с.
[28.] Аргайл Майкл «Психология счастья»[Текст]: [пер. с англ.] – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 270с.
[29.] Прохорова О.Г. «Любовь, брак,семья: жизнь без ошибок» [Текст]. СПб.: КАРО, 20087. – 334с.
[30.] Слепкова В.И. «Психологическаядиагностика семейных отношений» [Текст]. – Мозырь: Содействие. 2006. – 195с.
Список используемой литературы
1. Фромм Э. «Искусство любви:исследование природы любви» / Эрих Фромм; Пер. с англ. Л.А. Чернышевой – Минск:Творч. – производст. Центр «Полифак», 1991. – 77с.
2. Еникеева Д. «Тернистый путь любви»[Текст] / Диля Еникеева. – М.: АСТ, 2007. – 829с.
3. Карабанова О.А, «Психология семейныхотношений и основы семейного консультирования» [Текст]: учеб. пособие длястудентов вузов / М.: Гардарики, 2007. – 319с.
4. «Психология семьи» [Текст]:хрестоматия: [учеб. пособие для факультетов психологии, социологии ижурналистики / ред. – сост. Д.Я. Райгородский]. – Самара: БАХРАМ – М, 2007. –749с.
5. Шнейдер Л.Б. «Семейная психология»учеб. пособие для вузов / Л.Б. Шнейдер, — Изд. 3-е. – М.: Академический проект;Екатеринбург: Деловая книга, 2007. – 735с.