Введение
Сумасшедшийговорит: «Я Авраам Линкольн».
Невротик говорит:«Я хочу, чтобы я был
АвраамомЛинкольном».
Здороваяличность говорит: «Я— это я,
а ты — это ты».
Фредерик Перлз
Известно,что личностью человек не рождается, а становится ею в процессе совместной сдругими людьми деятельности и общения с ними. Совершая те или иные поступки,человек постоянно (но не всегда осознанно) сверяется с тем, что ожидают от негоокружающие.
Выбираяту или иную цель, человек обязательно оценивает ее осуществимость, соотноситтрудности ее достижения со своими силами. Под влиянием практики у человекаскладывается определенное отношение к самому себе, самооценка своих сил ивозможностей и основанный на нем уровень притязаний. В дальнейшем этасамооценка и уровень притязаний начинают регулировать поведение человека всоответствии с условиями.
Важноезначение для нормального развития человеческой личности имеет установлениегармоничных отношений между тем, чего человек хочет, на что претендует, и тем,на что он фактически способен. Способности, как и всё в личности, развиваются впроцессе деятельности. Однако проблема, соответствуют ли они той цели, ккоторой стремится человек, всегда актуальна. Человек так или иначе оцениваетсоответствие желаемого им – возможному. Но эта оценка не всегда правильна. Водних случаях человек переоценивает свои возможности и силы, то есть притязаетна большее, чем может. В других же, напротив,- его самооценка оказывается заниженной,хотя он способен на большее.
Обеэти крайности заставляют тревожиться о будущем развивающейся личности. Человек,переоценивающий себя, может стать высокомерным, заносчивым, нетерпимым ккритике. Он окажется вечно раздираемым внутренними конфликтами, которыезачастую ведут к утрате веры в собственные силы, нарушению нормальнойдеятельности и даже к психическим расстройствам. Человек, который недооцениваетсвои возможности, и сам лишен радостей, связанных с достижением трудных целей, преодолениемпрепятствий. Эти два типа самооценки личности могут свидетельствовать онеблагополучии.
Знатьсамооценку человека очень важно для установления отношений с ним, длянормального общения. Особенно важно учитывать самооценку ребенка. Как и все внем, она еще только формируется, и поэтому в большей мере, чем у взрослого,подвергается воздействию, изменению. Я, как будущий педагог, темой своегоисследования выбрала роль самооценки в развитии личности школьника. Насегодняшний день эта проблема является очень актуальной и изученной недостаточно.Так как школьник – это развивающаяся личность, то при благоприятных условиях впроцессе воспитания можно сформировать (скорректировать) правильную самооценку.Современные обучение и воспитание еще не совершенны, и поэтому психология ищетпотенциальные возможности в самом воспитуемом.
Проблема:каким образом самооценка влияет на развитие личности школьника?
Цель:изучить роль самооценки в развитии личности школьника.
Объект:развитие личности.
Предмет:роль самооценки в развитии личности школьника.
Гипотеза:наблюдение и имеющиеся в литературе данные указывают, что учет самооценки вучебно-воспитательной работе учителя способствует развитию личности.
1.Понятие о самооценке
1.1Определение термина самооценка
Об истинных своихдостинствах,
как, впрочем, и онедостатках,
человек часто и неподозревает.
Понятие«самооценка» в психологии сформировалось не сразу. Ученые постепенноуглубляли и расширяли это понятие. Результаты изученияэтой проблемы представлены в трудах таких авторов, как Л.И. Божович, Л.С. Выгодский,А.Н. Леонтьев, А.И. Липкина, Л.А.Рыбак, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, Р. Бернс,3. Фрейд, и др.
Взарубежной психологии самооценку рассматривают в структуре «Я-концепции»,которая определяется как «совокупность всех представлений индивида о себе,сопряженная с их оценкой» [2]. В содержание «Я-концепции» входят:
1.Образ «Я» — совокупность представлений и мнений индивида о самомсебе.
2.Самооценка — аффективная оценка этого представления, которая может обладатьразличной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа «Я» могутвызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием илиосуждением.
3.Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которыемогут быть вызваны образом «Я» и самооценкой.
Зигмунд Фрейд представляет человекакак управляемое сексуальностью и агрессией существо, чьи подавленные инстинктывытеснены в подсознание. Реально человек не осознает себя, а также истиннойпричины и мотивов своих чувств и поступков. Поэтому Фрейд мало говорит осамооценке и в основном связывает ее с функцией «супер эго»[ 9 ].
Отечественныепсихологи, рассматривая самооценку, в первую очередь подчеркивают важностьдеятельности человека. По А.Н. Леонтьеву самооценка являетсяодним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Онавыступает у индивида как мотив и побуждает его соответствовать уровню ожиданийи требований окружающих и уровню собственных притязаний [ 9 ].
Помнению А.И.Липкиной, самооценка — это оценка личностью самой себя, своихвозможностей, качеств и места среди других людей [5, 7 ]. От самооценки зависятвзаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность ксебе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет наэффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.
Самооценка– это отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам,а также к внешнему облику, осознание своего места среди людей.
Психологи рассматриваютсамооценку с различных точек зрения. Так, оценку себя в целом как хорошего илиплохого принято считать общей самооценкой, а оценку достижений в отдельныхвидах деятельности – парциальной (частной). Существенно, что частные оценкимогут развиваться неравномерно.
Помимо этого выделяютактуальную (то, что уже достигнуто) и потенциальную (то, на что способен)самооценку. Потенциальную самооценку часто называют уровнем притязаний.
Онаможет быть правильной (адекватной), когда мнение человека о себе совпадает стем, что он в действительности собой представляет[5,7]. Человек правильносоотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится ксебе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставитьперед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. И к оценкедостигнутого он подходит не только со своими мерами, но и старается предвидеть,как к этому отнесутся другие люди.
В тех же случаях, когдачеловек оценивает себя не объективно, когда его мнение о себе резко расходитсяс тем, каким его считают другие, самооценка чаще всего бывает неправильной (неадекватной),которая разделяется на завышенную и заниженную [5,8]. При неадекватнозавышенной самооценке у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированныйобраз своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общегодела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохраненияпривычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Завышеннаясамооценка ведет к переоцениванию человеком себя в ситуациях, которые не даютдля этого повода. В результате он нередко сталкивается с противодействиямиокружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, проявляет подозрительность,мнительность или нарочитое высокомерие, агрессию и, в конце концов, можетутратить необходимые межличностные контакты, замкнуться. Происходит острое эмоциональное«отталкивание» всего, что нарушает представление о себе. Восприятиереальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным –чисто эмоциональным. Рациональное звено оценки выпадает полностью. Поэтомусправедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективнаяоценка результатов работы – как несправедливо заниженная. Неуспех предстает какследствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни вкоей мере не зависящих от действий самой личности. Человек с неадекватнозавышенной самооценкой не желает признавать, что все это – следствиесобственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильногоповедения. Возникает тяжелое эмоциональное состояние – аффект неадекватности, главнойпричиной которого является стойкость сложившегося стереотипа завышенной оценкисамой личности. Аффект неадекватности – это психологическая защита, но она нерешает главной задачи, а именно: коренного изменения неадекватной самооценки,выступающей причиной возникновения неблагоприятных межличностных отношений [9].Если же высокая самооценка пластична, меняется в соответствии с реальнымположением дел – увеличивается при успехе и снижается при неудачах, то этоможет способствовать развитию личности, так как ей приходится прикладыватьмаксимум усилий для достижения поставленных целей, развивать свои способности иволю.
При неадекватно заниженнойсамооценке индивид оценивает себя ниже реальных возможностей[5,8]. Обычно этоприводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможностиреализовать свои способности. Чрезмерно низкая самооценка можетсвидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, неуверенности в себе,отказа от инициативы, безразличия, самообвинения и тревожности. Такие люди неставят перед собой труднодостижимые цели, ограничиваются решением обыденныхзадач, слишком критичны к себе.
Как завышенная, так изаниженная самооценка очень затрудняет жизнь человека. Нелегко жить неувереннымв себе, робким; трудно жить и высокомерным. Неадекватная самооценка осложняетжизнь не только тех, кому она свойственна, но и окружающих, тех людей, которыев разных ситуациях с ними общаются. Конфликтные ситуации, в которых оказываетсячеловек, его неуживчивость очень часто являются следствием его неправильнойсамооценки. При завышенной самооценке конфликты возникают из-запренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними,слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости к чужомумнению, проявлению высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе мешаетим даже заметить, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостьюсуждений.
При заниженнойсамооценке конфликты могут возникать и из-за чрезмерной критичности этих людей.Они очень требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки,склонны постоянно подчеркивать недостатки других. И хотя это делается из самыхлучших побуждений, все же становится причиной конфликтов в силу того, что немногие могут терпеть систематическое «пиление». Когда в тебе видяттолько плохое и постоянно указывают на это, то возникает неприязнь к источникутаких оценок, мыслей и действий [8].
Выводы.
Изучая научнуюлитературу, мы выяснили, что различные авторы рассматривают и определяютсамооценку по-разному. Самооценка бывает общей и парциальной, актуальной ипотенциальной, адекватной и неадекватной. Самооценка влияет на особенностиповедения индивида в различных ситуациях (общение, учение, труд).
1.2 Значение самооценкив развитии личности
Становление личности –одна из труднейших загадок. Личность формируется под воздействием множествафакторов, важнейшими из которых являются социальная и семейная среда,воспитание и обучение, самовоспитание и деятельность (игра, учение, труд).Качества личности формируются (либо развиваются) на основе механизмов, средикоторых можно выделить уровень притязаний, Я-образ и самооценку. Я-образ связанс формированием идеала, самоконтроля, личных форм поведения и другихсоставляющих системы саморегуляции, а так же с формированием самоуважения,уровня притязаний и инициативы. Американский психолог Р.Бернс считал, чтоЯ-образ связан с формированием трудолюбия, способности к самовыражению [ 2] .
Важным механизмомформирования волевых черт характера является соотношение между уровнемпритязаний, под которым понимается «сложившийся в прошлом опыте индивидауровень сложности целей, к достижению которых он стремится, и реальнымирезультатами»[3,46]. Если этот уровень оказывается недостигнутым, тоиндивид переживает неуспех и может снизить этот уровень или же совершать новыепопытки, чтобы поддержать прежний уровень. Если эта цель достигается, тоиндивид может претендовать на достижение более сложных целей. Если нет – томожет сформироваться «психология неудачника». Этот механизм лежит воснове формирования уверенности в своих силах (или неуверенности) инастойчивости (или стремления избегать трудностей).
Самооценка определяетразвитие притязаний человека, таких особенностей характера, как уверенность инеуверенность в своих силах. Самооценка связана с одной из центральныхпотребностей – в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место вжизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своемсобственном мнении.
Как же личностьосуществляет самооценку? Человек становится личностью в результате совместнойдеятельности и общения. Он все время сверяет то, что он делает, с тем, чтоожидают от него окружающие, справляется с их мнениями, чувствами итребованиями. В конечном счете, все, что делает человек для себя, он делает этовместе с тем и для других, и может быть, в большей степени для других, чем длясебя, даже если ему кажется, что все обстоит как раз наоборот. Под влияниемоценки окружающих у личности постепенно складывается отношение к себе исамооценка своей личности, а также отдельных форм своей активности: общения,поведения, деятельности, переживания.
К. Марксу высказалсправедливую мысль о том, что человек смотрится, как в зеркало, в другогочеловека. Лишь относясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петрначинает относиться к самому себе как к человеку[8]. Иначе говоря, познаваякачества другого человека, личность получает необходимые сведения, которыепозволяют выработать собственную оценку. Уже сложившиеся оценки собственного «Я»есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, стем, что видит в других людях. Человек, уже зная кое-что о себе,присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что итот небезразличен к его личностным качествам, поступкам, появлениям: все это входитв самооценку личности и определяет ее психологическое самочувствие. Другимисловами, личность ориентируется на референтную группу (реальную или идеальную),идеалы которых являются ее идеалами, интересы – ее интересами и т. д. Впроцессе общения она постоянно сверяет себя с эталоном в зависимости отрезультатов проверки, оказывается довольный собой или недовольный. В периодактивного формирования личности в роли такой референтной группы выступают одноклассникии учитель. Мнение педагога (педагогическая оценка) является одним изсущественных мотивов, ориенти-рующих и стимулирующих деятельность учащихся.Согласно Ананьеву, воздействие оценки на развитие учащихся осуществляется в следующихнаправлениях:
«1) стимулирующем,воздействующем посредством переживания успеха и неуспеха на формирование егопритязаний, намерений и поступков.
2)ориентирующем,воздействующем на умственную работу школьника, содействующем осознанию имдостигнутого уровня усвоения» [1,93].
Такую же роль играет иоценка коллектива. Личность, будучи связанной с другими людьми, так или иначесчитается с их мнениями, заимствует их идеалы, духовные ценности, интересы.Оценка различных членов коллектива неодинаково значима для личности: оценкой,мнением одних она дорожит, ориентируется на них, а оценка других для неебезразлична. Этот референтный для личности круг во многом определяет ееотношение к себе.
Особенно большая роль встановлении и изменении самооценки принадлежит переживанию успеха, связанного сдостижением цели. Оценка школьником своих возможностей или личностных качеств,необходимых для дальнейшей деятельности, под влиянием повторяющегося успехаповышается, при неоднократных неудачах, наоборот, эта оценка снижается, а с нейи уверенность в достижении соответствующих целей. Достижение трудных, нопосильных для человека целей, как правило, повышают уровень дальнейших егопритязаний, готовности браться за более трудные задания. Вследствие переживанияуспеха происходит максимальная мобилизация внутренних резервов личности [4,95].
Само переживание успехаили неуспеха зависит от того, на какой уровень достижений ориентируетсяличность, какие по сложности она ставит перед собой цели – легкие или трудные.Заведомо легкие или заведомо трудные цели, как правило, не порождают чувствауспеха или неуспеха.
Переживание успеха илинеуспеха обусловливается и тем, насколько достигнутый результат соответствуетсоциальным нормам достижений (например, критериям отметки, принятымиобязательствами и т.д.), а также нормам, которые разделяет референтная группа.Также следует учитывать мотивы, лежащие в основе стремления к успеху илинеуспеху. Так, например, в основе стремления добиться успеха может лежатьжелание человека испытать или утвердить ценность своей личности. В другомслучае в основе этого стремления может лежать желание добиться социальнозначимого результата – стремление создать что-то ценное для людей. При этомчеловек стремится избежать неудач.
Вывод.
Воздействие оценки наразвитие индивида может быть стимулирующим и ориентирующим. Под влиянием оценкиокружающих у личности складывается отношение к себе и самооценка своейличности.
1.3Источникисамооценки и механизмы ее формирования
Ребенокне рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и все другие особенностиличности, самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основнаяроль принадлежит семье и школе.
Новорожденные имладенцы не имеют четких «границ» своего существа, не понимают, чтоони – особая, отдельная от остального мира его часть. Младенец не знает, гдекончается он сам и начинается другой человек. Он считает именно себя причинойвсех изменений и всякой активности вокруг. Малыш верит, что он, его мысли ипоступки управляют миром. Годовалый ребенок начинает осознавать своюобособленность от других людей и предметов, он начинает понимать, что поведениедругих людей не зависит от его воли. Тем не менее, малыш уверен, что восприятиедругих людей такое же, как и у него.
В раннем детстве (до 3лет) основные достижения, которые определяют развитие психики, являются «выделениесвоего „Я“ и появление чувства личности» [7, 119]. «Я»человека помимо духовного еще и телесно, образ «Я» включает в себяособенности всего внешнего облика. Телесные переживания ребенка занимают одноиз главных мест в процессе развития. Ребенок именно в раннем возрасте начинаетосваивать свое телесное, физическое «Я». В это время он прочувствуетналичие у себя частей тела, участвующих в его действиях и деятельности.Самоощущение ребенка возникает еще в младенчестве. Но этот первичный образ ещесинкретичен и неустойчив. Лишь в раннем возрасте опыт движений и действий, опыттелесного и практического общения с другими людьми продвигает ребенка всамопознании и в формировании отношения к своему телу.
Вступая в дошкольныйвозраст, ребенок осознает только сам факт, что он существует. Он по-настоящемуничего не знает о себе, о своих качествах. Ребенок приписывает себе всеположительные качества, одобряемые взрослыми, часто не зная, в чем онизаключаются. Для того, чтобы научиться оценивать себя, ребенок должен научитьсяоценивать других.
В 2-3 года детиначинают сравнивать себя с другими, вследствие чего у них постепенноскладывается определенная самооценка. При сравнении ребенок, как правило,ориентируется на социальные нормы, приемлемые в его окружении. Час-то можнослышать, как родители или другие взрослые говорят: «Какой хороший мальчик,он моет руки». Сравнивая себя с этим ребенком, малыш делает вывод о том, ккакой категории себя отнести. Положительное самоощущение развивается у ребенкатогда, когда взрослые, устанавливая четкие «границы», поощряют егосамостоятельность. В противном случае у ребенка может возникнуть чувство стыдаи сомнения в собственных способностях. Так, у маленького ребенка формируетсячувство гордости, чувство стыда, уровень притязания. Притязание на признание состороны взрослых проявляется в том, что ребенок стремится к тому, чтобывзрослые остались им довольны, а если он заслуживает порицания, то всегда хочетисправить испортившиеся отношения со взрослыми. Так как в дошкольном возрастеведущей деятельностью является игра, то притязание на признание сверстниковотрабатываются в самой игре и в реальных отношениях по поводу игры. В игрепотребность в признании проявляется в двух планах: а) ребенок хочет «бытькак все»; б) ребенок хочет быть «лучше всех»[7, 216].
Старшие дошкольники восновном верно осознают свои достоинства и недостатки, учитывая отношение к нимсо стороны окружающих. Это имеет огромное значение для дальнейшего развитияличности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительнымобразцам [7,228]. Вместе с тем ребенок начинает намерено пользоватьсяотношением окружающих к тем или иным качествам и поступкам. Через общение слюдьми он усваивает социальные нормы поведения.
Особенностью детеймладшего школьного возраста является полное признание ими авторитета взрослого(в отличие от дошкольного периода на первый план выходит авторитет учителя),они безоговорочно принимают его оценки. Таким образом, в этом возрастесамооценка ребенка напрямую зависит от характера оценок, которые взрослый даетличностным качествам ребенка и его успехам в различных видах деятельности.Младшие школьники стоят на позиции: «Я то, что обо мне говорят взрослые идругие окружающие». В этом возрасте уже встречаются различные типысамооценок: завышенная, адекватная и заниженная.
В возрасте 7-11 летребенок начинает понимать, что он представляет собой индивидуальность, котораяподвергается социальным воздействиям. Он знает, что обязательно учиться, и впроцессе учения изменяет себя, присваивая коллектив-ные знаки (речь, цифры,ноты), коллективные понятия, знания и идеи, которые существуют в обществе,систему социальных ожиданий в отношении поведения и ценностных ориентаций [7,286].В то же время ребенок знает, что отличается от других, переживает свою уникальность,свою «самость», стремится утвердить себя среди сверстников ивзрослых.
В притязаниях ребенкамладшего школьного возраста во главу угла становится учебная деятельность.Притязание на признание среди близких и учителей побуждает и принуждает его кразвитию усидчивости, навыков самоконтроля и самооценки [7,298]. Относясь квзрослым и более старшим детям, как к образцу, младший школьник притязает напризнание со стороны взрослых и подростков. Благодаря этому он выполняетнормативы поведения – старается вести себя правильно, стремится к знаниям, таккак его хорошее поведение и знания становятся предметом постоянного интереса состороны старших.
Стремление ксамоутверждению стимулирует ребенка к нормативному поведению, к тому, чтобывзрослые подтвердили его достоинство. Однако, стремление к самоутверждению втом случае, если ребенок не способен или затрудняется выполнить то, что от негоожидают, может стать причиной его капризов. Капризными, как правило, бываютнеуспешные в школе или чрезмерно избалованные дети, или дети, на которых малообращают внимания, или, наконец, дети, которые отстали от сверстников.
Подрастая, ребенокначинает более критично относится к оценкам взрослых, для него становятсяважными и оценки его сверстников, и собственные представления об идеале. Именнов подростковом возрасте (от 12-13 до 15-16 лет) начинает проявляться тенденцияк личностному развитию, когда сам подросток, рефлексируя на себя, прилагаетусилия к становлению как личности.
Стремление осознать иразвить свою уникальность, пробуждающееся чувство личности требуют от подросткаобособления от семьи. Отчуждение по отношению к семье внешне выражается внегативизме – в стремлении противостоять любым предложениям, суждениямокружающих. Негативизм – первичная форма механизма отчуждения, и она жеявляется началом активного поиска подростком собственной сущности, собственного«Я» [7,346]. Однако находиться наедине со своим «Я» ребенокеще не может, он не способен глубоко и объективно оценивать самого себя.
Оценки могут быть направленыне на личность подростка, а на долженствование. «Так надо», «Такпринято», «Я должен» — эти позиции, которые могут приниматьсябез критики и ложиться в основу ценностных ориентаций и поведения подростка.Чувство исполненного долга, правильно выбранного поведения в соответствии сусвоенной нормативностью может приносить удовлетворение собой и быть наградой впритязании на признание[7,412]. Однако в отрочестве по большей части любаясамооценка носит неустойчивый характер.
Особенностисамосознания и самооценки в подростковом возрасте непосредственно отражаются наповедении. При заниженной самооценке подросток недооценивает свои возможности,стремится к выполнению только самых простых задач, что мешает его развитию. Призавышенной самооценке он переоценивает свои возможности, стремится выполнитьто, с чем не в состоянии справиться, что также негативно сказывается наразвитии его личности.
К юношескому возрастучеловек имеет более дифференцированную оценку собственного поведения вразличных ситуациях, появляется развернутая система самооценок и в основномскладывается «Я-образ» — относительно устойчивая системапредставлений о себе. Юноша стремится сформировать внутреннюю позицию поотношению к себе («Кто Я?», «Каким Я должен быть?»), поотношению к другим людям, а так же к моральным ценностям.
Выводы к Iглаве.
Самооценка бывает общейи парциальной, актуальной и потенциальной, адекватной и неадекватной. Самооценкавлияет на особенности поведения индивида в различных ситуациях (общение,учение, труд). Воздействие оценки на развитие индивида может быть стимулирующими ориентирующим. Под влиянием оценки окружающих у личности складываетсяотношение себе и самооценка своей личности. Самооценка складывается в процессевоспитания.
В раннем детствесамооценка ребенка проявляется в виде самоощущения. В дошкольном – посредствомсравнения себя с другими. В младшем школьном возрасте ребенок безоговорочнопринимает оценки взрослых. Для подростков важными становятся оценки сверстникови собственные представления об идеале. в юношеском возрасте складываетсясистема самооценок и «Я-образ».
2.Исследованиеособенностей самооценки подростков – учащихся 7 класса СШ№115 г.Минска
2.1Методика
Дляизучения особенностей самооценки в подростковом возрасте было проведеноэкспериментальное исследование в 7 «А» классе школы №115 городаМинска. Возрастиспытуемых — 13 лет. В эксперименте приняли участие 15 учащихся.
Длясбора научных фактов о самооценке была использована методика «Самооценкаличности»[8,30]. Факты необходимы были для нахождения количественноговыражения уровня самооценки подростков. Испытуемым предлагалось выбрать изперечня черт те, которыми он хотел бы обладать и те, которыми действительнообладает. Таким образом, испытуемый составляет из слов, характеризующих качестваличности, два ряда (от 10 до 20 слов в каждом). В первый ряд выписывает слова,которые, по мнению испытуемого, характеризуют положительные черты его идеала.Во второй ряд выписывает те слова, которыми его идеал обладать не должен(условно можно назвать это второе множество «антиидеалом»). Первыйряд слов составит «положительное» множество, второй – «отрицательное»множество. Они будут эталонами. Затем испытуемый должен выбрать из «положительного»и «отрицательного» множеств те черты, которыми он, по его мнению,обладает. Причем он должен ориентироваться не на степень выраженности даннойчерты, а только на ее присутствие или отсутствие («да» или «нет»).
Длякаждого множества подсчитывается количество тех черт, которые выбралиспытуемый, и делится на общее количество слов в соответствующем эталонномряду. Если коэффициент по положительному множеству близок к единице, то, скореевсего, испытуемый переоценивает себя, некритически относится к себе.Коэффициент по отрицательному множеству, близкий к единице, говорит онедооценке своей личности и о повышенной критичности испытуемого. Коэффициентпо положительному множеству, близкий к нулю, указывает на недооценку себя.Коэффициент по отрицательному множеству, близкий к нулю, указывает наповышенную самооценку. Коэффициенты, близкие к 0,5, говорят о нормальной,средней оценке себя испытуемым: он не переоценивает себя и в то же времядостаточно критичен.
Дляисследования были собраны также данные об уровне успешности по 10 балльной затретью четверть по трем предметам: русскому языку, белорусскому языку иматематике.
2.2 Обработка собранногоэмпирического материала
В ходе исследованиябыло выявлено, что адекватную самооценку имеют 26,6%, заниженную – 26,6% изавышенную – 46,7% учащихся.№ Ф.И.О. учащегося коэффициент по положительному множеству коэффициент по отрицательному множеству 1 Ашукевич Лена 0.6 0.2 2 Белоусов Саша 0.4 0.8 3 Бойтик Влада 0.6 0.4 4 Бородовская Юля 0.7 0.1 5 Волкова Маша 0.6 6 Корнейчик Егор 0.6 0.08 7 Кравцова Кристина 1 0.5 8 Лаптенок Дарья 0.7 0.2 9 Петров Кирилл 0.8 0.09 10 Почивалин Никита 0.13 11 Рогова Анжелика 0.58 0.6 12 Самсонов Влад 0.5 0.2 13 Шалупенко Алеся 0.2 14 Якубовская Милана 0.2 0.2 15 Януковский Георгий 0.2 0.3 среднее 0.52 0.24
Преобладание у большинстваиспытуемых завышенной самооценки характерно для младших подростков, чтоподтверждается литературными данными. Также следует отметить, что завышеннаясамооценка более характерна для девочек (4 из 7).
Средний коэффициент поположительному множеству всех испытуемых равен 0.52, что говорит о нормальной,средней оценке себя испытуемыми. Средний коэффициент по отрицательномумножеству равен 0.24 и это свидетельствует о тенденции к завышенной самооценке.
В среднем для девочекхарактерна адекватная самооценка с низким уровнем критичности (коэффициент поположительному множеству равен ≈0.57, по отрицательному множеству ≈0.24).Для мальчиков в среднем характерна адекватная оценка, но уровень критичностиеще ниже, чем у девочек (≈0.43 и ≈0.14 соответственно).
Из группы испытуемых сзавышенной самооценкой 85% респондентов (6 человек из 7) среди черт, общих с идеалом,указали жизнерадостность. На втором месте (71%) – аккуратность, решительность иэнтузиазм. На третьем месте расположены такие черты, как гордость, упорство,терпеливость, подвижность (42%). В качестве отрицательных черт были указаныкапризность (42%) и трусость (28%). Наличие таких черт, как гордость,капризность, упорство могут указывать на идеализированное представлениеподростков о самих себе, преувеличение своей ценности для окружающих. Также дляданной группы испытуемых характерна крайне низкая критичность. Среднийкоэффициент по отрицательному множеству – 0,16. Испытуемые данной группывыбрали из перечня в среднем по10-15 черт. Эти черты в большинстве совпадают.Этот факт может говорить о том, что идеалы этих подростков схожи. Мыпредполагаем, что это обусловлено уровнем образования и воспитанием подростков(читают мало книг, активно пользуются интернетом, находятся под влияниемсубкультур и т.д.) – вследствие этого они подстраиваются под общее пониманиеидеала, придерживаются стандарта. Но все же среди оставшихся черт имеютсясущественные различия (указываются черты, противоположные друг другу). Этиданные дают основание полагать, что, придерживаясь стандарта, подростки все жеразличны между собою и каждый испытуемый является уникальной неповторимой личностью.
В группе испытуемых садекватно высокой самооценкой также в первую очередь указана такая черта, какжизнерадостность, но уже у 100% респондентов. Следующие по рангу черты – эторешительность и отзывчивость (50%). Далее следуют упорство, доброта,аккуратность (25%). Вспыльчивость является нежелательной чертой для 100%учащихся из данной группы. Также указаны такие качества, как грубость, злопамятностьи трусость (50%). Исходя из этого можно предположить, что такие черты, какдоброта, отзывчивость, аккуратность, отра-жают позитивный взгляд на себя, своивозможности. Но также указывают и на критическое отношение к себе (грубость,злопамятность).
Для группы учащихся снизкой самооценкой в качестве общих с идеалом указаны такие черты, какмечтательность (50%), а также заботливость, отзывчивость и сострадательность(25%). Чертой, общей с антиидеалом, для 50% респондентов является капризность.Еще были указаны несдержанность, медлительность, уступчивость, завистливость,нервозность (25%). Такие черты, как уступчивость, мечтательность могутсвидетельствовать о робости, неуверенности в своих силах, отказе от инициативы.У 50% подростков из этой группы коэффициент по отрицательному множеству равеннулю, что свидетельствует об очень низком уровне критичности.
Также нами были собраныданные об успеваемости учащихся по основным предметам:№ Ф.И.О. учащегося математика белорусский язык русский язык среднее арифметическое 1 Ашукевич Лена 6 7 7 6,7 2 Белоусов Саша 3 3 3 3,0 3 Бойтик Влада 6 7 7 6,7 4 Бородовская Юля 6 7 7 6,7 5 Волкова Маша 6 6 6 6,0 6 Корнейчик Егор 8 8 8 8,0 7 Кравцова Кристина 6 6 7 6,3 8 Лаптенок Дарья 4 5 5 4,7 9 Петров Кирилл 4 5 4 4,3 10 Почивалин Никита 6 5 5 5,3 11 Рогова Анжелика 6 7 7 6,7 12 Самсонов Влад 4 5 4 4,3 13 Шалупенко Алеся 4 3 3 3,3 14 Якубовская Милана 5 6 6 5,7 15 Януковский Георгий 5 6 6 5,7
На основании этихданных мы разделили испытуемых на группы по успеваемости: отличники (6,6%),среднесильные (33,3%), среднеслабые (33,3%) и слабые (26,7%).
В группу отличниковвошел только 1 учащийся. У него высокая самооценка и очень низкий уровенькритичности (0,08).
В среднесильной группеу 60% респондентов завышенная самооценка и низкий уровень критичности; у 40% — адекватновысокая оценка.
В среднеслабой группе у20% испытуемых неадекватно завышенная самооценка, у 20% — высокая оценка, а у 60%учащихся наблюдается заниженная самооценка и низкий уровень критичности(коэффициент по положительному множеству 0,16).
Для подростков изслабой группы характерна следующее распределение оценок: у 50% — завышеннаясамооценка с низким уровнем критичности, у 25% учащихся — адекватная оценка снизким уровнем критичности, и у оставшихся 25% группы наблюдается неадекватнонизкая самооценка с уровнем критичности равным нулю.
Проанализировав данныеоб успеваемости, мы увидели, что уровень успешности у девочек выше, чем умальчиков (5.8 и 5.1 соответственно). Это показывает, что девочки в младшемподростковом возрасте более серьезны и ответственны в учении, нежели мальчики.
На основании этихданных были построены таблица и график показателей уровня самооценки и уровняуспешности (среднее арифметическое суммы оценок по трем учебным предметам).№ Ф.И.О. учащегося коэффициент СО уровень успешности 1 Кравцова Кристина 1 6,3 2 Петров Кирилл 0,8 4,3 3 Бородовская Юля 0,7 6,7 4 Лаптенок Дарья 0,7 4,7 5 Бойтик Влада 0,6 6,7 6 Корнейчик Егор 0,6 8 7 Ашукевич Лена 0,6 6,7 8 Волкова Маша 0,6 6 9 Рогова Анжелика 0,58 6,7 10 Самсонов Влад 0,5 4,3 11 Белоусов Саша 0,4 3 12 Януковский Георгий 0,2 5,7 13 Якубовская Милана 0,2 5,7 14 Шалупенко Алеся 0,2 3,3 15 Почивалин Никита 0,13 5,3
/>
2.3 Обсуждение результатов
Показатели самооценки иуспешности совпадают (или расположены максимально близко) у 7 испытуемых из 15(около 46,7% респондентов). Этот факт может свидетельствовать о том, что мнениеподростков о себе совпадает с тем, что они в действительности собой представляют.Они правильно соотносят свои возможности и способности, достаточно критическиотносятся к себе. Их самооценка адекватна.
Уровень самооценки вышеуровня успешности у 3 подростков (20%), что свидетельствует о неадекватнозавышенной самооценке. При неадекватно завышенной самооценке у человекавозникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своейличности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела.
Уровень успешности вышеуровня самооценки у 5 испытуемых (33,3%). У этих подростков неадекватнозаниженная самооценка. Они оценивают себя ниже своих реальных возможностей. Обычноэто приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможностиреализовать свои способности. Чрезмерно низкая самооценка можетсвидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, неуверенности в себе,отказа от инициативы, безразличия, самообвинения и тревожности. Такие люди неставят перед собой труднодостижимые цели, ограничиваются решением обыденныхзадач, слишком критичны к себе.
На основании этихданных можно сделать вывод, что, чем ближе линии коэффициентов самооценки иуспешности, тем более адекватная (высокая или низкая) самооценка у учащегося.
Некоторая завышеннаясамооценка, по-видимому, имеет положительное значение для формированияличности. Можно предположить, что именно это побуждает некоторых учащихся кулучшению собственных результатов, к постановке новых целей. Поэтому не всякуюзавышенную самооценку следует считать неадекватной. Необходимо учитывать нетолько наличие у учащегося соответствующих знаний, умений и навыков, но и егопотенциальные возможности (способности, волю).
При определенныхусловиях завышенная самооценка может влиять на формирование личностиотрицательно. Такое влияние она может оказывать на тех учащихся, у которыхограничены возможности улучшения своих достижений и недостаточно развитыволевые качества [4,92].
2.4 Выводы
Из приведенных выше данныхвидно, что на признаки того, как подростки оценивают свои личные качества,заметно различаются между собой, несмотря на присущую им тенденцию стремления кобщему идеалу. Поэтому, крайне важно при воспитании учитывать их самооценку.
Преобладание убольшинства испытуемых завышенной самооценки характерно для младших подростков,что подтверждается литературными данными. Завышенная самооценка болеехарактерна для девочек.
Для мальчиков в среднемхарактерна адекватная оценка, и низкий уровень критичности.
Уровень успешности удевочек выше, чем у мальчиков. Это показывает, что девочки в младшемподростковом возрасте более серьезны и ответственны в учении, нежели мальчики.
2.5 Психолого-педагогическиерекомендации по использованию самооценки в учебно-воспитательной работе сучащимися
Формирование и развитиепозитивной самооценки ребенка — это одна из главных задач учителя. Поэтомупедагогически процесс необходимо построить так, чтобы он способствовал развитиюличности учащегося.
Одним из важныхпедагогических условий формирования у школьников высокой и обоснованнойсамооценки является расширение круга его деятельности. Благодаря этомуувеличиваются возможности для достижения новых успехов. Используякомпенсаторные действия учащегося, педагог может поднять его самооценку исвязанный с ней уровень притязаний в других видах деятельности.
В формировании новойсамооценки большая роль принадлежит осознанию школьниками своих достижений,наблюдениям за успехами товарищей. Многие старшеклассники уже осознали рольтого или иного отношения к делу, свою ответственность за успехи в этом деле.Следовательно, это обстоятельство может быть использовано при формированииактивной самооценки (например, через стимулирование активности ученика, болеекритического отношения к себе и другими способами) [4,101].
Одним из свойствсамооценки является ее перенос с одной деятельности на другую. Это свойствоможет и должно быть использовано в целях поднятия притязаний школьника в томвиде деятельности, где у учащегося невысокие достижения. Решение этой задачиоблегчается тем, что многие школьники дифференцированно относятся к оценкесвоих возможностей в различных видах деятельности, стремятся к компенсации, тоесть возмещению низких результатов в одной деятельности более высокими достижениямив другой.
Эффективным является сравнениеребенка с другими и с самим собой (текущие его достижения сравниваются спредыдущими). Сравнение успехов учащегося с успехами или неуспехами другого,равного ему по возможностям (способностям), но достигшего в учении другихрезультатов за счет старательности, дисциплинированности, вызывает с егостороны дополнительные старания, стимулирует его работу над самим собой. Менееэффективно сопоставление результатов ученика с результатами хорошо успевающих.Между тем, этот вид сравнения используется учителями чаще всего[4,96].
Заключение
Сопоставляя результатыисследования с выдвинутой нами гипотезой, можно сказать, что гипотезаподтвердилась. Основываясь на материале эксперимента, мы предполагаем, что уотличников и хорошо успевающих учеников самооценка оказывает положительноевлияние на формирование личности. У плохо успевающих самооценка влияния неоказывает, и это свидетельствует о негативном отношении к учению.
Также было отмечено,что большинство испытуемых (младшие подростки) имеет высокую или завышеннуюсамооценку. Этот факт говорит о том, что при определенных обстоятельствах онаимеет положительное значение.
О побудительной ролинемного завышенной самооценки свидетельствуют многие случаи, когда отстающийшкольник улучшает свою успеваемость, а хорошо успевающий становится отличником.Ведь во всех этих случаях у учащегося обязательно должно быть желание статьлучше, чем было до сих пор. Если бы завышенная самооценка играла толькоотрицательную роль в формировании личности, она бы не встречалась так часто,как это имело место в эксперименте (у 46,7% учащихся).
Полученные фактыподтвердили наше предположение о том, что существует определенная зависимостьмежду уровнем самооценки и уровнем успешности учащихся: близость этихпоказателей говорит об адекватной оценке, и чем больше различие в показателях,тем более неадекватна оценка.
Итак, подводя итог,можно сказать, что самооценка – это отношение индивидуума к себе, видение себя.Она складывается под влиянием множества факторов, и поддается коррекции при профессиональномподходе.
Литература
1. АнаньевБ.Г. «Избранные психологические труды» т.2. Москва,1980
2. БернсР. «Развитие Я-концепции и воспитание». Москва, 1986
3. ИващенкоФ.И. «Психология воспитания школьников». Минск,1996
4. ИващенкоФ.И. «Психология трудового воспитания», Минск 1981
5. ЛипкинаА.И. «Самооценка личности школьника» Москва 1976
6. ЛипкинаА.И., Рыбак Л.А., «Критичность и самооценка в учебной деятельности».,Москва, 1968
7. МухинаВ.С. «Возрастная психология». Москва, 2002
8. Практическиезанятия по психологии. Под ред А.И. Петровского, Москва, 1972
9. http://psychology.net.ru//
10. http://psyhe.ru//
11. http://psychology-online.net//