ТЕМА
Роль семьи вформировании личности ребёнка. Условия успешного семейного воспитания
Введение
Глава 1. Роль семьи в формированииличности ребёнка
1.1 Понятие семьи, семья как микросоциум
1.2 Типы семьи ( полная- неполная,благополучная- неблагополучная)
1.3 В чём проявляется роль семьи всоциализации личности ребёнка
1.4 Основные задачи семьи (созданиеусловий для роста ребёнка, передового опыта создания и сохранения семьи,обучение необходимым умениям и навыкам, обеспечение защиты ребёнка, воспитаниеу ребёнка ценностного отношения к себе и другим людям)
Глава 2. Условия успешного семейноговоспитания
2.1 Основные условия успешноговоспитания ребёнка в семье
2.2 Роль авторитета родителей ввоспитании
2.3 Виды ложного авторитета родителей
2.4 Требования к организациивзаимодействия педагога с родителями
Заключение
Литература
Введение
C того момента, как ребенок родился, иначал обживаться в мире, он начал обучаться. Обучаясь, ребенок постоянновоспитывается. Процесс воспитания направлен на формирование социальных качествличности, на создание и расширение круга ее отношений к окружающему миру – кобществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и глубже системаотношений личности к различным сторонам жизни, тем богаче ее собственныйдуховный мир.
Таким образом, личностьформируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, овладеваясоциальным опытом, общественными ценностями. На основе отражения человекомобъективных отношений происходит формирование внутренних позиций личности,индивидуальных особенностей психического склада, складывается характер,интеллект, его отношение к окружающим и к самому себе. Находясь в системеколлективных и межличностных отношений, в процессе совместной деятельности,ребенок утверждает себя как личность среди других людей.
Никто не рождается на светс готовым характером, интересами, склонностями, волей, определеннымиспособностями. Все эти свойства вырабатываются и формируются постепенно, в ходевсей жизни, с момента рождения и до зрелости.
Особенную роль в жизничеловека, его защите, формировании и удовлетворении духовных потребностей, атакже в его первичной социализации грает семья. Личность ребёнка формируетсяпод влиянием всех общественных отношений, в которых протекает его жизнь идеятельность. Однако уровень нравственной культуры родителей, их жизненныепланы и устремления, социальные связи, семейные традиции имеют решающеезначение в развитии личности молодого человека.
В семье ребёнокприобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые длянормальной жизни в обществе. Именно в семье проявляется в наибольшей степенииндивидуальность ребёнка, его внутренний мир. Родительская любовь помогаетраскрыть, обогатить эмоциональную, духовную и интеллектуальную сферу жизнидетей.
Глава 1. Роль семьи вформировании личности ребёнка
1.1 Понятие семьи, семьякак микросоциум
Среди различныхсоциальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейшихявляется семья. Традиционно семья-главный институт воспитания. То, что человекприобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важностьсемьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной частисвоей жизни. В семье закладываются основы личности.
Семья- этосоциально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворенияпотребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого её члена.
Семья создаёт у человекапонятие дома не как помещения, где он живёт, а как чувства, ощущение места, гдеего ждут, любят, ценят, понимают и защищают. Семьепринадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненныхпринципов ребенка. Семья создает личность или разрушаетее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов.Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим,удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможностидостижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границыидентификации, способствует появлению у личности образа своего “Я”.
В процессе близкихотношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другимиродственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структураличности.
В семье формируетсяличность не только ребенка, но и его родителей.
Семья – это такоеобразование, которое « охватывает» человека целиком во всех его проявлениях.
Определяющая роль семьи обусловленаеё глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего вней человека. Семья для ребёнка является одновременно и средой обитания, ивоспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальной стадии жизни ребёнка намного превышает другие воспитательные процессы. По данным исследований, семьяздесь отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации,трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Всё это позволилопедагогам вывести определённую зависимость: успешность формирования личностиобусловливается прежде всего семьёй. Чем лучше семья и чем лучше влияет она навоспитание, тем выше результат физического, нравственного, трудового воспитанияличности. Редко, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью:какая семья, такой вырастет в ней человек.
Эта зависимостьиспользуется на практике. Опытному педагогу достаточно посмотреть и пообщатьсяс ребёнком, чтобы понять в какой семье он воспитывается.
Точно так же не составиттруда, пообщаться с родителями, установить какие в их семье вырастут дети.Семья и ребёнок – зеркальное отражение друг друга.
Если семья так сильновлияет на процессы и результаты становления личности, то именно семье должныуделять первостепенное значение общество и государство в организацииправильного воспитательного воздействия. Крепкие здоровые, духовные семьи- мощноегосударство. Родители — первые воспитатели — имеют самое сильное влияние надетей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказываетна ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими поотношению ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальныхклассов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество ввоспитании детей. Обеспечение семейного воспитания, его содержательные иорганизационные аспекты являются вечной и очень ответственной задачей человечества.
Глубокие контакты сродителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенностии надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения. В здоровых семьях родители и дети связаны естественнымиповседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результатекоторого возникает душевное единение, согласованность основных жизненныхустремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственныесвязи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительскойлюбви и заботливой привязанности детей и родителей.
Ребенок видит семью вкачестве окружающих его близких людей папы и мамы, бабушки и дедушки, братьев исестер. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи ивообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно,формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семьевлияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, покакому пути он пойдет. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт,поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной илинеблагополучной, полной или неполной.
1.2 Типы семьи ( полная — неполная, благополучная — неблагополучная)
А.С. Макаренко придавалособое значение структуре семьи. Он ввел понятие “полная” и “неполная семья”,понимая под этим семью, которая не имеет отца или матери. От того, какая поструктуре семья, зависит и воспитание, и успешная социализация ребенка. Кполным семьям обычно причисляются и сводные семьи с отчимом или мачехой. Этисемьи считаются полными потому, что в каждой из них есть муж, жена и ребенок(дети), причем отчим обязан заботится о детях жены, как о своих, а дети должныего слушаться, как отца.
Неполной обычно считаетсясемья одинокой матери или отца с детьми.
У одинокой женщины-материнередко формируется сугубо отрицательный комплекс чувств к мужчинам, к брачнойи семейной жизни, а, следовательно, и у детей могут сложиться деформированные иискаженные представления о супружестве и семье. Снижение воспитательныхвозможностей неполной семьи происходит в результате стечения ряданеблагоприятных обстоятельств, таких как длительное влияние конфликтныхситуаций на детей, напряженная психологическая обстановка, в связи с неправильнымотношением членов семьи к особенностям жизнедеятельности неполной семьи,неумение выбирать педагогически целесообразный стиль воспитания, возникновениеситуаций эмоционального “голода” или чрезмерной, жертвенной родительской любви,а также нередко и аморальное поведение родителя, его низкийкультурно-образовательный и профессиональный уровни, материально-бытовыетрудности, слабая связь со школой.
Неполными можно считать исемьи, в которых дети живут с дедушкой или бабушкой, но без отца и матери,поскольку их родители развелись, а мать затем либо умерла, либо была лишенародительских прав за пьянство и дурное обращение с детьми, после чего старикивзяли детей на воспитание. Либо мать нашла себе нового мужа или сожителя,который не пожелал заботиться о ребенке, и она сама отдала ребенка своимродителям.
В этих случаях, даже еслистаршее прародительское поколение представлено супружеской парой, семья,безусловно, является неполной, поскольку среднего, то есть, родительскогопоколения в ней вообще нет. С психологической и педагогической точки зрения,дедушки и бабушки, выполняющие родительские функции, вряд ли могут заменитьродителей, поскольку их роль в семье принципиально иная. Точно так же неполнымиявляются семьи, в которых дети проживают с дядями, тетями, старшими братьями исестрами либо другими родственниками.
В нашем обществе всёзаметнее становится кризис семьи. Кризис выражается в том, что семья всё хужереализует свою главную функцию- воспитание детей. Причины такого кризиса лишьотчасти связаны с ухудшением экономической ситуации, они имеют более общийхарактер. Легкомысленное отношение к браку и семье, забвение традиций,нравственных принципов, цинизм, пьянство, отсутствие самодисциплины и половаяраспущенность, высокий процент разводов самым пагубным образом отражается навоспитании детей.
Неблагополучные семьи.Неблагополучная семья – это семья, в которой нарушена структура, обесцениваютсяили игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефектывоспитания, в результате чего появляются «трудные дети».
Одним из самых мощныхнеблагоприятных факторов разрушающих не только семью, но и душевное равновесиеребенка является пьянство родителей.
1.3 В чём проявляетсяроль семьи в социализации личности ребёнка
Социализация — это«процесс вхождения индивида в социальную среду», «усвоения им социальныхвлияний», «приобщение его к системе социальных связей» (Андреева Г. М., 1980,с. 335).
У человека довольнопродолжительное детство: проходит немало времени, прежде чем маленький ребенокпревратится во взрослого, самостоятельного члена общества. И все это время оностро нуждается в родительской семье, которая является самым важным ивлиятельным фактором социализации. Длительный период беспомощности ребенка,растягивающийся на годы, заставляет родителей уделять значительное внимание какуходу за детьми(традиционно женская роль), так и их защите (традиционномужская). Семья являетсяпервой и главной социальной группой, которая активно влияет на формированиеличности ребенка. В семье переплетаются естественно-биологические и социальныесвязи родителей и детей. Эти связи очень важны, ибо они определяют особенностипсихики и первичную социализацию детей на самом раннем этапе их развития.Являясь одним из важных факторов социального воздействия, конкретной социальной микросредой,семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальноеразвитие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество,чтобы его развитие шло сообразно природе человека и культуре страны, где онпоявился на свет.
Обучение ребенка томусоциальному опыту, который накопило человечество, культуре той страны, где онродился и растет, ее нравственным нормам, традициям народа — прямая функцияродителей. Нельзя делить функции семьина главные и второстепенные, все семейные функции – главное, однаконеобходимость различать среди них те особые, которые позволяют отличать семьюот других институтов, привела к выделению специфических и неспецифическихфункций семьи.
Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивнаяфункция), содержание детей (экзистенциональная функция) и воспитание детей(функция социализации), остаются при всех изменениях общества, хотя характерсвязи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории.
Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности,статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыха идосуга, связанные с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданиеммикроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению Я каждого ид.р. – все эти функции отражают исторический характер связи между семьей иобществом, раскрывают исторически приходящую картину того, как именнопроисходит рождение, содержание и воспитание детей в семье.
Важную роль в процессепервичной социализации играет воспитание ребенка в семье. Родители были иостаются первыми воспитателями ребенка.
Воспитание детей всемье — сложный социально-педагогический процесс. Он включает влияние всейатмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребенка. Возможностьвоспитательного взаимодействия на него заложена уже в самой природе отношенияродителей к детям, сущность которого заключена в разумной опеке, сознательнойзаботе старших о младших. Отец и мать проявляют заботу, внимание, ласку ксвоему ребенку, защищают от жизненных невзгод и трудностей. Личный примерродителей — важнейшее средство влияния на воспитание детей. Его воспитательноезначение основывается на присущей детскому возрасту склонности к подражанию. Неимея достаточных знаний и опыта, ребенок копирует взрослых, подражает ихдействиям. Характер отношений родителей, степень их взаимного согласия,внимания, чуткости и уважения, способы решения различных проблем, тон ихарактер разговоров — все это воспринимается ребенком и становится образцом дляего собственного поведения.
Таким образом, окружающая социальнаямикросреда, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношенияс родителями и личность самих родителей в обязательном порядке отражаются наребенке и, в первую очередь, на особенностях его характера. Если семейнаяатмосфера неблагоприятна для психического развития ребенка, то вполне вероятно,что и сформированные черты его личности тоже будут патологичны. Наряду с тем, чтоличность родителей, несомненно, играет ведущую роль в формированиимировосприятия и нравственных убеждений детей, не следует забывать о том, чтосами родители нередко упускают из виду то обстоятельство, что и сложившаяся всемье атмосфера способна оказать существенное влияние на личностное становлениевоспитывающихся в ней детей.
1.4 Основные задачи семьи( создание условий для роста ребёнка, передового опыта создания и сохранениясемьи, обучение необходимым умениям и навыкам, обеспечение защиты ребёнка,воспитание у ребёнка ценностного отношения к себе и другим людям)
Семейное воспитание-сложная система. На него влияют наследственность и природное здоровье детей иродителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение,уклад жизни, количество членов семьи, место проживания ( место дома), отношениек ребёнку. Всё это органично переплетается и в каждом конкретном случаепроявляется по разному.
Каковы же задачи семьи?
Они состоят в том, чтобы:
— создать максимальныеусловия для роста и развития ребёнка;
-обеспечитьсоциально-экономическую и психологическую защиту ребёнка;
— передать опыт созданияи сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
— научить детей полезнымприкладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощьблизким;
-воспитать чувствособственного достоинства, ценности собственного «Я».
В первый год жизниребенка основная забота родителей заключается в том, чтобы создать нормальныеусловия для физического развития, обеспечить режим питания и всей жизни,нормальные санитарно-гигиенические условия. В этот период ребенок уже заявляето своих потребностях, реагирует на приятные и неприятные впечатления ипо-своему выражает свои желания. Задача взрослых состоит в том, чтобы научитьсяразличать потребности и капризы, так как потребности ребенка должныудовлетворяться, а капризы пресекаться. Таким образом, ребенок в семье получаетсвои первые нравственные уроки, без которых у него не может быть выработанасистема нравственных привычек и понятий.
На втором году жизниребенок начинает ходить, стремится все потрогать своими руками, достатьнедостижимое, а подвижность иногда доставляет ему много огорчений. Воспитание вэтот период должно строиться на разумном включении ребенка в разные виды деятельности,следует ему все показывать, объяснять, учить наблюдать, вместе с ним играть,рассказывать и отвечать на вопросы. Но, если его действия выходят за границыдозволенного, надо приучить ребенка понимать и беспрекословно подчиняться словунельзя.
В дошкольном возрастеосновным видом деятельности ребенка является игра. Дети трех, четырех летпредпочитают строительные и бытовые игры. Сооружая различные постройки, ребенокпознает окружающий его мир. Ситуации для игр ребенок берет из жизни. Мудростьродителей заключается в том, чтобы незаметно подсказывать малышу, как долженпоступить в игре герой (главное действующее лицо). Тем самым они приучают егопонимать, что хорошо, а что плохо, какие нравственные качества ценятся иуважаются в обществе, а какие порицаются.
Дошкольники и младшиешкольники получают в семье первый нравственный опыт, учатся уважать старших,считаться с ними, учатся делать людям приятное, радостное, доброе.
Нравственные начала уребенка формируются на основе и в связи с интенсивным умственным развитиемребенка, показателем которого являются его действия и речь. Поэтому важнообогащать словарь детей, в разговоре с ними подавать образец хорошегопроизношения звуков и в целом слов и предложений. С целью развития речиродители должны учить детей наблюдать явления природы, выделять в них сходное иразличное, слушать сказки и рассказы и передавать их содержание, отвечать навопросы и задавать свои.
Развитие речи являетсяпоказателем повышения общей культуры ребенка, условием его умственного, нравственногои эстетического развития.
В дошкольном возрастедети очень подвижны, не могут продолжительное время сосредоточиваться на одномделе, быстро переключаться с одного вида занятий на другое. Школьное обучениепотребует от ребенка сосредоточенности, усидчивости, прилежания. Поэтому важноеще в дошкольном возрасте приучать ребенка к тщательности выполняемыхпоручений, учить его доводить начатое дело или игру до конца, проявлять приэтом упорство и настойчивость. Вырабатывать эти качества необходимо в игре ибытовом труде, включая ребенка в коллективный труд по уборке помещения, наогороде или играя с ним в бытовые или подвижные игры.
Растет в семье ребенок,изменяются задачи, средства и методы воспитания. В программу воспитаниявключаются занятия спортом, подвижные игры на свежем воздухе, продолжаетсязакаливание организма и четкое выполнение утренней гимнастики. Большое местозанимают вопросы санитарно-гигиенической подготовки детей, выработки навыков ипривычек личной гигиены, культуры поведения. Закладываются правильные отношениямежду мальчиками и девочками – отношения товарищества, взаимного внимания изаботы. Лучшим средством воспитания правильных отношений является личный примеротца и матери, их взаимное уважение, помощь и забота, проявления нежности иласки. Если дети видят хорошие отношения в семье, то, став взрослыми, и самибудут стремиться к таким же красивым отношениям. В детском возрасте важновоспитать чувство любви к своим близким – к родителям, к братьям и сестрам,чтобы дети чувствовали привязанность к кому-либо из сверстников, привязанностьи нежность к младшим.
Большая роль отводитсясемье в трудовом воспитании. Дети непосредственно вовлекаются в бытовой труд,учатся обслуживать себя, выполнять посильные трудовые обязанности в помощь отцу,матери. От того, как будет поставлено трудовое воспитание детей еще до школы,зависит их успех в учении, а также в общем трудовом воспитании. Наличие у детейтакого важного качества личности, как трудолюбие, есть хороший показатель ихнравственного воспитания.
Таким образом, можносделать вывод, что семья – это первая школа общения ребенка. В семье ребенокучится уважать старших, заботиться о престарелых и больных, оказывать посильнуюпомощь друг другу. В общении с близкими ребенку людьми, в совместном бытовомтруде у него формируется чувство долга, взаимопомощи. Дети особенночувствительны к взаимоотношениям со взрослыми, не терпят нравоучений,резкостей, приказов, тяжело переживают грубость старших, недоверие и обман,мелочный контроль и подозрительность, нечестность и неискренность родителей.
Семья располагаетблагоприятными условиями для эстетического воспитания детей. Чувствопрекрасного начинается у ребенка со знакомства с яркой и красивой игрушкой,красочно оформленной книгой, с уютной квартирой. С ростом ребенка восприятиепрекрасного обогащается при посещении театров и музеев. Хорошим средствомэстетического воспитания является природа с ее красивыми и неповторимымикрасками и пейзажами. При общении с природой ребенок удивляется, радуется,гордится тем, что он видел, слышал пение птиц, в это время и происходитвоспитание чувств. Чувство прекрасного, интерес к красоте помогают воспитаниюпотребности беречь прекрасное и создавать его. Большую воспитательную силуимеет эстетика быта. Дети не только пользуются домашним уютом, но вместе сродителями учатся его создавать. В воспитании чувства прекрасного немалая рольпринадлежит манере правильно и красиво одеваться.
Успех воспитания в семьеможет быть обеспечен в том случае, когда созданы благоприятные условия дляроста и всестороннего развития ребенка.
Глава 2. Условияуспешного семейного воспитания
2.1 Основные условияуспешного воспитания ребёнка в семье
Основными условиямиуспеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы,авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенкак книге и чтению, к труду.
Нормальная семейнаяатмосфера – это осознание родителями своего долга и чувства ответственности завоспитание детей, основанного на взаимном уважении отца и матери, постоянномвнимании к учебной, трудовой и общественной жизни, помощь и поддержка в большихи малых делах, в бережном отношении к достоинству каждого члена семьи,постоянном взаимном проявлении такта; организация жизни и быта семьи, в основекоторой лежит равенство всех членов, привлечение детей к решению хозяйственныхвопросов жизни семьи, ведению хозяйства, к посильному труду; в разумнойорганизации отдыха в участии в спортивных и туристских походах, в совместныхпрогулках, чтении, прослушивании музыки, посещении театра и кино; взаимнаяпринципиальная требовательность, доброжелательный тон в обращении,задушевность, любовь и жизнерадостность в семье.
Созданиювысоконравственной атмосферы в семье способствуют семейные традиции, крепкиеустои и принципы. К ним относится проведение общественных и семейных праздниковпо случаю дня рождения взрослых и малышей. Подготовка детьми и взрослымиподарков, вручение их при особом эмоциональном подъеме создают ту атмосферуторжественности, радости и счастья, которая формирует духовную культуру,«цементирует» семью как коллектив.
Успешным воспитание всемье будет при соблюдении четкого режима дня для детей. Режим дня включаетвесь распорядок дня ребенка в течение суток – время на полноценный сон, закаливающиепроцедуры, на упорядоченный прием пищи, на все виды труда и отдыха. При этомучитываются возраст и состояние здоровья ребенка. Режим дня должен иметьвоспитательное значение, что возможно лишь при обязательном привыкании к еговыполнению без напоминания взрослых. Со стороны старших должен осуществлятьсяконтроль за качественным выполнением режимных моментов и трудовых поручений,оценка их, помощь при возникших затруднениях.
Особое место в воспитанииребенка в семье следует отвести чтению. В дошкольном возрасте ребенок особеннолюбит слушать сказки, которые ему читают взрослые, рассказы из жизни людей иживотных. Из книг он узнает о хороших людях, об их делах, узнает о животных,растениях. В сказке побеждает всегда сильный, ловкий, справедливый, честный итрудолюбивый человек, а злой, недобрый карается людьми и обществом. Слушаясказку, ребенок не остается равнодушным к судьбе героя он переживает,волнуется, радуется и огорчается, то есть у него формируются чувства,постепенно зарождается интерес к книге. С поступлением ребенка в школу, когдаон научится читать, важно закрепить интерес и выработать навык самостоятельногои систематического чтения. Этот навык не появляется сам по себе, нужнасогласованная и умелая работа школы и семьи. Только это приобщит ребенка кчтению, и он начнет считать книги своими спутниками в приобретении новыхзнаний. Зародившийся интерес к чтению приведет ребенка в библиотеку, в книжныймагазин. У него будут свои герои, которым он будет подражать.
Трудно переоценитьзначение труда в жизни человека. Физический труд обеспечивает высокий жизненныйтонус мышц и всех органов человека улучшает все физиологические процессы ворганизме – правильное дыхание, кровообращение, обмен веществ, рост всего телаи отдельных органов. Физический труд является средством борьбы с утомлением,особенно для лиц занимающимся умственным трудом. Смена видов труда, разумное ихсочетание в режиме дня ребенка обеспечивают его успешную умственнуюдеятельность и сохраняют работоспособность.
Трудовое воспитаниеявляется неотъемлемой частью всестороннего развития личности. По тому, какребенок будет относиться к труду, какими трудовыми умениями он будет обладать,окружающие будут судить о его ценности.
Важным условием успешноговоспитания детей является единство требований, предъявляемых к детям всемичленами семьи, а также единые требования к детям со стороны семьи и школы.Отсутствие единства требований между школой и семьей подрывает авторитетучителя и родителей, ведет к потере уважения к ним.
Развитые в раннемвозрасте духовные потребности, умение общаться со сверстниками и взрослымиобогащают личность ребенка, требуют применения возможностей в обществе. Априменить их можно, доверившись коллективным формам воспитания. Важным условиемуспеха в воспитании является авторитет родителей и старших братьев и сестер.Отец и мать уполномочены воспитать достойного члена общества, на этом иосновывается их родительская власть и их авторитет в глазах детей. Родителиявляются самыми близкими и дорогими людьми для детей, поэтому дети хотятподражать отцу или матери, быть похожими на них. Поэтому родители обязаныпоказывать пример своим детям во всем. Нормальные взаимоотношения детей иродителей в семье строятся на взаимном уважении и доверии друг к другу. Детивидят в родителях советчиков во всех своих делах, помощников в борьбе с разногорода трудностями, истинных друзей, с которыми можно поделиться и радостями, изаботами. Родители должны предъявлять к детям высокие требования, одновременноглубоко уважая их личность.
ребёноксемья авторитет воспитание
2.2 Роль авторитетародителей в воспитании
Воспитание детейначинается с того возраста, когда никакие логические доказательства ипредъявление общественных прав вообще невозможны, а между тем без авторитетаневозможен воспитатель.
Смысл авторитета в том изаключается, что он не требует никаких доказательств, что он принимается какнесомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая, таксказать, простым детским глазом.
Родительский пример иавторитет – специфическая форма передачи социального, в том числе нравственногоопыта старшего поколения младшему, важнейший механизм социального наследования.Отец и мать в глазах ребенка должны иметь этот авторитет. Часто приходитсяслышать вопрос: что делать с ребенком, если он не слушается? Вот это самое «неслушается» и есть признак того, что родители в его глазах не имеют авторитета.
Откуда беретсяродительский авторитет, как он организуется?
Те родители, у которыхдети «не слушаются», склонны иногда думать, что авторитет дается от природы,что это — особый талант. Если таланта нет, то и поделать ничего нельзя,остается только позавидовать тому, у кого такой талант есть. Эти родителиошибаются. Авторитет может быть организован в каждой семье, и это даже не оченьтрудное дело.
Главным основаниемродительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, ихгражданское лицо, их поведение. Семья есть большое и ответственное дело,родители руководят этим делом и отвечают за него перед обществом, перед своимсчастьем и перед жизнью детей. Если родители это дело делают честно, разумно,если перед ними поставлены значительные и прекрасные цели, если они сами всегдадают себе полный отчет в своих действиях и поступках, это значит, что у нихесть и родительский авторитет и не нужно искать никаких иных оснований и темболее не нужно придумывать ничего искусственного. При этом нужно всегдапомнить, что в каждой человеческой деятельности есть свои напряжения и своедостоинство. Ни в коем случае родители не должны представляться детям какрекордсмены в своей области, как ни с чем неcpaвнимые гении. Дети должны видетьи заслуги других людей, и обязательно заслуги ближайших товарищей отца матери.Гражданский авторитет родителей только тогда станет на настоящую высоту, если этоне авторитет выскочки или хвастуна, а авторитет члена коллектива.
Авторитет знаниянеобходимо ведет и к авторитету помощи. В жизни каждого ребенка бывает многослучаев, когда он не знает, как нужно поступить, когда он нуждается в совете ив помощи. Может быть, он не попросит вас о помощи, потому что не умеет этогосделать, вы сами должны прийти с помощью.
Часто эта помощь можетбыть оказана в прямом совете, иногда в шутке, иногда в распоряжении, иногдадаже в приказе. Если вы знаете жизнь вашего ребенка, вы сами увидите, какпоступить наилучшим образом. Часто бывает, что эту помощь нужно оказать особымспособом. Нужно бывает либо принять участие в детской игре, либо познакомитьсяс друзьями детей, либо побывать в школе и поговорить с учителем. Если в вашейсемье несколько детей, а это — самый счастливый случай, к делу такой помощимогут быть привлечены старшие братья и сестры.
Родительская помощь недолжна быть навязчива, надоедлива, утомительна. В некоторых случаях совершеннонеобходимо предоставить ребенку самому выбраться из затруднения, нужно, чтобыон привыкал преодолевать препятствия и разрешать более сложные вопросы. Нонужно всегда видеть, как ребенок совершает эту операцию, нельзя допускать,чтобы он запутался и пришел в отчаяние. Иногда даже лучше, чтобы ребенок виделваши настороженность, внимание и доверие к его силам.
Авторитет помощи. В жизникаждого ребёнка бывает много случаев, когда он не знает, как нужно поступить,когда он нуждается в совете и в помощи. Может быть, он не попросит вас о помощи,потому что не умеет этого сделать, вы сами должны прийти с помощью. Часто этапомощь может быть оказана в прямом совете, иногда в шутке, иногда враспоряжении, иногда даже в приказе. Если вы знаете, жизнь вашего ребёнка, высами увидите, как поступить наилучшим образом. Часто бывает, что эту помощьнужно оказать особым способом. Нужно бывает либо принять участие в детскойигре, либо познакомиться с товарищами детей. Если в вашей семье несколькодетей, а это – самый счастливый случай, к делу такой помощи могут бытьпривлечены старшие дети. Родительская помощь не должна быть навязчива,надоедлива, утомительна. В некоторых случаях совершенно необходимо предоставитьребёнку самому выбраться из затруднения, нужно, чтобы он привыкал преодолеватьпрепятствия. Ребенок будет чувствовать ваше присутствие рядом с ним, вашустраховку, но в то же время он будет знать, что вы от него кое-что требуете,что вы и не собираетесь всё делать за него, снять с него ответственность.Именно линия ответственности является важной линией родительского авторитета.Ну, а вообще, для того чтобы знать своего ребенка, нужно уметь его слушать ислышать.
К сожалению, встречаютсяродители, которые организуют такой авторитет на ложных основаниях.
2.3 Виды ложногоавторитета родителей
Авторитет подавления. Этосамый страшный сорт авторитета, хотя и не самый вредный. Больше всего такимавторитетом страдают отцы. Если отец дома всегда рычит, всегда сердит, закаждый пустяк разражается громом, при всяком удобном и неудобном случаехватается за ремень, на каждый вопрос отвечает грубостью, каждую вину ребёнкаотмечает наказанием, – то это и есть авторитет подавления. Такой отцовский, аможет и материнский, террор держит в страхе всю семью, не только детей, но идругих членов семьи, мать например. Он приносит вред не только потому, чтозапугивает детей, но и потому, что делает мать нулевым существом, котороеспособно быть только прислугой. Он ничего не воспитывает, он только приучаетдетей подальше держаться от отца, он вызывает детскую ложь и человеческуютрусость, и в то же время он воспитывает в ребенке жестокость.
Авторитет чванства. Этоособый вид вредного авторитета. У каждого человека есть свои заслуги. Нонекоторые люди считают, что они – самые заслуженные, самые важные деятели, ипоказывают эту важность своим детям. Дома они только и делают, что толкуют освоих достоинствах, они высокомерно относятся к остальным людям. Бывает оченьчасто, что, пораженные таким видом отца, дети начинают вести себя также.
Авторитет педантизма. Вэтом случае родители больше обращают внимания на детей. Они уверены в том, чтодети должны каждое родительское слово выслушивать с трепетом, что слово их –это святыня. Свои распоряжения они отдают холодным тоном, и раз оно отдано, тонемедленно становится законом. Такие родители больше всего боятся, как бы детине подумали, что папа ошибся, что папа человек не твёрдый. Если такой папасказал: «Завтра будет дождь, гулять нельзя», то хотя бы завтра была и хорошаяпогода, всё же считается, что гулять нельзя. Папе не понравилась какая-нибудькинокартина, он вообще запретил детям ходить в кино, в том числе и на хорошиекартины. Жизнь ребёнка, его интересы, его рост проходят мимо такого папынезаметно; он ничего не видит, кроме своего бюрократического начальствования всемье.
Авторитет резонерства. Вэтом случае родители буквально заедают детскую жизнь бесконечными поучениями иназидательными разговорами. Вместо того чтобы сказать ребёнку несколько слов,может быть, даже в шутливом тоне, родитель усаживает его против себя и начинаетскучную и надоедливую речь. Такие родители уверены, что в поучениях заключаетсяглавная педагогическая мудрость. В такой семье всегда мало радости и улыбки.Родители изо всех сил стараются быть непогрешимыми. Но они забывают, что дети –это не взрослые, что у детей своя жизнь и что нужно эту жизнь уважать. Ребёнокживет более эмоционально, более страстно, чем взрослый, он меньше всего умеетзаниматься рассуждениями.
Авторитет любви. Это унас самый распространённый вид ложного авторитета. Многие родители убеждены:чтобы дети слушались, нужно, чтобы они любили, родителей, а чтобы заслужить этулюбовь, необходимо на каждом шагу показывать детям свою родительскую любовь.Нежные слова, бесконечные лобзания, ласки, признания сыплются на детей в совершенноизбыточном количестве. Если ребёнок не слушается, у него немедленно спрашивают:«Значит, ты нас не любишь?» Родители ревниво следят за выражением детских глази требуют нежности и любви. Часто мать при детях рассказывает знакомым: «Онстрашно любит папу и страшно любит меня, он такой нежный ребёнок...» Такаясемья настолько погружается в море сентиментальности, что уже ничего другого незамечает. Ребёнок всё должен делать из любви к родителям. В этой линии многоопасных мест. Здесь вырастает семейный эгоизм. У детей, конечно, не хватает силна такую любовь. Очень скоро они замечают, что папу и маму можно как угоднообмануть, только нужно это делать с нежным выражением. Папу и маму можно дажезапугать, стоит только надуться и показать, что любовь начинает проходить. Смалых лет ребёнок начинает понимать, что к людям можно подыгрываться. А так какон не может любить так же сильно и других людей, то подыгрывается к ним уже безвсякой любви, с холодным и циничным расчётом. Иногда бывает, что любовь кродителям сохраняется надолго, но все остальные люди рассматриваются какпосторонние и чуждые, к ним нет симпатии, нет чувства. Это очень опасный видавторитета. Он выращивает неискренних и лживых эгоистов. И очень часто первымижертвами такого эгоизма становятся сами родители. Безусловно, «безлюбовь» ксвоему чаду показывать важно и нужно
Авторитет доброты. Этосамый неумный вид авторитета. В этом случае детское послушание также организуетсячерез детскую любовь, но она вызывается не поцелуями и излияниями, а уступчивостью,мягкостью, добротой родителей. Они всё разрешают, им ничего не жаль, онизамечательные родители. Они боятся всяких конфликтов, они предпочитают семейныймир, они готовы чем угодно пожертвовать, только бы всё было благополучно. Оченьскоро в такой семье дети начинают командовать родителями. Иногда родителипозволяют себе небольшое сопротивление, но уже поздно.
Авторитет дружбы.Довольно часто ещё и дети не родились, а между родителями есть уже договор:наши дети будут нашими друзьями. В общем, это, конечно, хорошо. Отец и сын,мать и дочь могут быть друзьями и должны быть друзьями, но всё же родителиостаются старшими членами семейного коллектива, и дети всё же остаютсявоспитанниками. Если дружба достигнет крайних пределов, воспитание прекращается,или начинается противоположный процесс: дети начинают воспитывать родителей.
В чём же должен состоятьнастоящий родительский авторитет в семье? Главным основанием родительскогоавторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо,их поведение. Семья есть большое и ответственное дело, родители руководят этимделом и отвечают за него перед своим счастьем и перед жизнью детей. Как толькодети начинают подрастать, они всегда интересуются, где работает отец или мать,каково их общественное положение. Как можно раньше они должны узнать, чемживут, чем интересуются, с кем рядом стоят их родители. Дело отца или материдолжно выступать перед ребёнком как серьёзное, заслуживающее уважения дело.Заслуги родителей в глазах детей должны быть прежде всего заслугами передобществом, а не только внешностью. Дети должны видеть не только заслуги своихродителей, но и заслуги других людей, и обязательно заслуги ближайших друзейотца и матери.
Но и родительское делодолжны выполнять как можно лучше, и в этом заключаются корни авторитета. Ипрежде всего должны знать, чем живёт, интересуется, что любит, чего не любит,чего хочет и чего не хочет ребёнок. Всё это нужно знать, но это вовсе незначит, что нужно преследовать ребёнка постоянными и надоедливыми расспросами.С самого начала родители должны так поставить дело, чтобы дети самирассказывали о своих делах, чтобы им хотелось это рассказать. Для всего этогоне требуется много времени.
2.4 Требования корганизации взаимодействия педагога с родителями
Успешностьвоспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения междупедагогами, учащимися и родителями. Для формирования сотрудничества междувзрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большуюсемью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместнаядеятельность педагогов, родителей, детей. Это способствует единению, сплочениюсемьи, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданиюкомфортных условий в семье.
Следовательно, целесообразнозначительную часть воспитательной работы организовывать одновременно сучащимися и родителями, а возникшие проблемы, поставленные задачи решатьсообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объединитьусилия для достижения более высоких результатов.
Формированиесотрудничества между учащимися, родителями и педагогами зависит прежде всего оттого, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители ипедагоги — воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может бытьуспешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками. В основе этогосоюза — единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместевыработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченныхрезультатов.
Как педагоги, так иродители желают видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Они готовыподдержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитиеинтересов, потребностей детей. Родители — это взрослые люди, имеющие большойжизненный опыт, знания, умения осмысливать события, поэтому в решении рядавопросов, воспитательных проблем педагог может получить нужный совет родителей.Сотрудничество учителей и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотретьна него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно,помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитииспособностей ребенка, преодолении его негативных поступков и проявлений вповедении, формировании ценных жизненных ориентации.
Определяющую роль всоздании союза педагогов и родителей, в установлении сотрудническоговзаимодействия между ними выполняют педагоги. Союз, взаимопонимание педагогов иродителей, их взаимное доверие возможны, если педагог исключает в работе сродителями дидактизм, не поучает, а советует, размышляет вместе с ними,договаривается о совместных действиях; тактично подводит их к пониманиюнеобходимости приобрести педагогические знания; если при общении с родителямичаще звучат фразы: «А как Вы думаете?», «Давайте вместе решим, как быть»,«Хочется услышать Ваше мнение». Вся атмосфера взаимодействия, общения педагогас родителями должна показать, что педагог нуждается в родителях, в объединенииусилий, что родители — его союзники и он не может обойтись без их совета ипомощи.
Не все родителиоткликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ним, проявляют интерес кобъединению усилий по воспитанию своего ребенка. Учителю необходимы терпение ицеленаправленный поиск путей решения этой проблемы. Следует начинать работу ивзаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни класса, поддерживаетпедагогов, даже если таких родителей будет меньшинство. Постепенно, тактичноучитель вовлекает остальных родителей, опираясь на родителей-единомышленников,учитывая интересы каждого ребенка и его семьи.
Одно из родительскихсобраний целесообразно посвятить проблеме сотрудничества педагогов и родителейв воспитании детей. Для обсуждения могут быть предложены следующие вопросы:
— Что понимают подсотрудничеством людей? Назовите основные его проявления.
— Почему необходимосотрудничество педагогов и родителей?
— В чем школа можетпомочь родителям, чем родители могут помочь школе, педагогам?
— Что мешает педагогам иродителям успешно сотрудничать? Что необходимо, чтобы взаимодействие учителей иродителей было плодотворным?
— Назовите возможныеформы сотрудничества, совместной работы педагогов и родителей.
— Какие формы совместнойдеятельности могут сблизить, сдружить взрослых и детей в нашем коллективе?
Формы взаимодействияпедагогов и родителей — это способы организации их совместной деятельности иобщения. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных формвзаимодействия. Так, обсуждение какой-либо проблемы воспитания на родительскомсобрании полезно продолжить при индивидуальных встречах с родителями, нагрупповых консультациях.
Кратко охарактеризуемнаиболее распространенные коллективные формы взаимодействия педагогов иродителей.
Родительское собрание —основная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизни классного иродительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельностьродителей в процессе его подготовки и является рядовым участником собрания.Первые собрания, давая образец демократического обсуждения вопросов, можетвести он сам, а в дальнейшем эту роль правомерно выполнять самим родителям.
Собрания не сводятся кмонологу учителя, а принимают характер беседы, взаимного обмена мнениями,идеями, совместного поиска. Один из эффективных способов повышения творческойактивности участников собрания — включение их в совместную исследовательскуюдеятельность. Так, например, родителям предлагается провести целевое наблюдениеза поведением детей, а полученными результатами поделиться на собрании. Наоснове этого педагог и родители определяют, как построить совместную работу попреодолению выявленных недостатков, закреплению положительного.
Родительский лекторий.Способствует ознакомлению родителей с вопросами воспитания, повышению ихпедагогической культуры, выработке единых подходов к воспитанию детей. Название«лекторий» условно. Оно не означает, что родителям читаются только лекции.Формы работы разнообразны, и часто они определяют позицию родителей не какпассивных слушателей, а стимулируют их активность, творчество, участие вобсуждении вопросов, в организации и проведении занятий.
В определении тематикилектория участвуют родители. Если они затрудняются сформулировать темы занятий,наметить проблемы для изучения, педагог сможет предложить набор возможных тем сучетом имеющихся методических рекомендаций, а также проблем воспитания детей вданном коллективе.
Конференция по обменуопытом воспитания детей. Может быть тематической. Ее проведение целесообразно,если действительно есть опыт положительного семейного воспитания по даннойпроблеме. Такая форма вызывает интерес, привлекает внимание родителей, аинформация для них звучит более убедительно, воспринимается родителями сбольшим доверием. Для обмена опытом можно взять несколько конкретных вопросов,вызывающих у родителей наибольший практический интерес. Выступить в этом случаемогут многие родители с учетом того, в решении каких проблем они достиглиположительных результатов.
Вечер вопросов и ответовпроводится после опроса родителей и выяснения перечня проблем, которыевозникают в воспитании детей и взаимоотношениях с ними. На одни вопросы можетответить педагог, для ответа на другие приглашается специалист (например, повопросам психологии, полового воспитания). Ряд вопросов проблемного характераможет быть предложен для обсуждения родителей и стать основой для специальноподготовленного диспута.
Диспут — размышление попроблемам воспитания — одна из интересных для родителей форм повышенияпедагогической культуры. Он проходит в непринужденной обстановке, позволяетвсех включить в обсуждение проблем, способствует формированию умениявсесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт,пробуждает активное педагогическое мышление. Участники диспута сами, разбившисьпо группам, могут сформулировать наиболее интересные вопросы, а затем отобратьи предварительно обговорить те из них, которые можно вынести на коллективноеобсуждение. Такой способ позволяет всех включить в поиск наиболее правильногорешения вопроса, помогает родителям занять определенную позицию, предоставляетвозможность каждому высказаться.
Встречи с администрацией,учителями класса целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителейсо своими требованиями, выслушивают пожелания родителей. Возможны вопросы другк другу, составление программы действий по выявленным проблемам в процессесовместного коллективного поиска. Встреча может быть завершена индивидуальнымиконсультациями, беседами или работой в группах с учетом возникших проблем исложностей в воспитании, обучении отдельных групп детей.
Групповые формы взаимодействияпедагогов и родителей обусловлены разной степенью подготовленности родителей квоспитанию детей в семье, спецификой их профессиональной деятельности,характером участия родителей в организации воспитательной работы класса,неодинаковой ролью, выполняемой ими в семье, индивидуальными особенностямиучащихся, трудностями семейного общения.
Особо важной формойявляется взаимодействие педагогов с родительским комитетом, который может бытьвыбран родительским собранием на весь учебный год. В некоторых классах, гдеродители активны и заинтересованы, функцию членов родительского комитета поочереди выполняют все, распределившись в группы по желанию.
Родительский актив — этоопора педагогов, и при умелом взаимодействии он становится проводником их идей.На заседаниях родительского комитета, которые проводятся по мере необходимости,учитель и родители вырабатывают способы реализации тех идей и решений, которыеприняты собранием. Члены комитета могут распределить обязанности, роли, функциикак по организации работы с родителями, так и с детьми, определить способывзаимодействия с отдельными родителями и семьями. Родительский комитетстремится привлечь родителей и детей к организации классных дел, решениюпроблем жизни коллектива.
Учителя, классныеруководители проводят групповые консультации, практические занятия дляродителей, например по оказанию помощи детям в овладении навыками мыслительнойдеятельности, быстрого чтения. Групповые занятия могут носить исследовательскийхарактер. Так, учителя и классный руководитель приглашают на урок родителей техдетей, которые испытывают типичные трудности в учебной деятельности.
Педагоги стремятсяпостроить свои уроки с учетом проблем этих учащихся. После посещения рядауроков учителя и родители вместе пытаются выявить причины неуспеваемости детей,найти способы оказания им помощи.
Ряд групповых занятийпедагогов и родителей может быть связан с вооружением родителей знаниями иумениями организации деятельности кружков для детей, клубных форм работы ввыходные дни дома.
Эти формы могут бытьэффективны, если удалось найти с каждым родителем индивидуализированный стильвзаимоотношений. Важно расположить к себе родителей, завоевать доверие, вызватьна откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями,сомнениями.
Все это поможет лучшепонять ребенка, найти наиболее целесообразные способы решения проблемвоспитания конкретной личности в семье и школе.
Заключение
Семья – это самая важнаясреда формирования личности и институт воспитания. Семья отвечает за населениев целом и за своих детей в частности. Существуют, конечно, и еще факторывлияющие на развитие и становление личности – это и среда обитания, и средаобучения и даже среда отдыха. Но семья несет главенствующую в этом функцию. «Всехорошее и все плохое человек получает из семьи!» — известная педагогическаямудрость.
Семья приобщает детей ксоциуму, к жизненным ценностям. Знакомит с окружающей средой и людьми. Так жеприобщает индивидуума к труду, приобщая тем самым к будущей общественнойжизнедеятельности. И, наконец, прививает духовные ценности, в которые входят –вера, правила поведения человека в обществе, уважение к окружающим его людям ит.п. Но воспитательный процесс происходит не только тогда, когда родитель(воспитатель) разговаривает с ребенком, объясняет ему что-либо, поучает его,отнюдь нет. Воспитательный процесс происходит каждую секунду, каждый моментвашего с ребенком совместного времяпровождения. Всегда вспоминайте словаМакаренко «Ваше собственное поведение – для ребенка самая решающая вещь».Ребенок – это чистый лист бумаги, готовый к заполнению. Ребенок ежесекундносмотрит на вас, впитывает в себя ту информацию, которую вы даете своимповедением. Важно все – ваша речь, манеры, ваш стиль в одежде, способы общения снезнакомыми людьми, с друзьями, врагами, и конечно их наличие вообще. Как высидите, смеетесь, как качаете ногой, как отзываетесь от том, или другомчеловеке, выражение при этом вашего лица – все это и многое другое очень важнои значимо для вашего ребенка. Дети, словно губки — воду, впитывают в себя всюинформацию вашего поведения.
По мимо всего прочего,ребенок очень чувствителен к вашему настроению, не смотря на свой маленькийвозраст. Он очень наблюдателен, и любую, маломальскую перемену в вашемповедении, настроении, тоне, ребенок, чувствует с полной силой.
Любое ваше недостойноеповедение отразится на воспитании ребенка – распитие спиртных напитков при нем,курение, не цензурная брань, драки и оскорбления и подобные вещи – всевоспринимается малышом и формирует его мировоззрение.
Если в ваших отношения ссупругом (супругой) не будет доверия, теплоты, любви, гармонии, души,спокойствия, то и ребенку не чего будет взять и вынести из своей школы семейнойжизни. Если в ваших отношениях с ребенком не будет того же самого, то неудивляйтесь, что в вашей семье вырос трудный ребенок.
Жизнь ребенка вбольшинстве своем происходит в семье. Семья – это естественная средавоспитательного процесса. Семья – это его первая культурная и образовательнаяниша. Она информирует ребенка о том, что происходит за ее границей, учитпозиционировать себя, как личность, развивает духовные творческие и дажепрофессиональные возможности, способности и навыки. Не менее важную роль играети среда обитания – гигиенические условия, питание, интерьер, домашняябиблиотека –способствует не только развитию и воспитанию ребенка, но иположительно или отрицательно воздействуют на его психику. Например – еслиубрать все острые, колющие, режущие, мелкие и другие не желательные для малышапредметы, тем самым создав безопасность в его передвижении, вы исключаете извашего общения – крики, одергивания, шлепки, порицания и пр. негатив – темсамым не сковываете активность ребенка, не зажимаете его, не делаетенерешительным, а воспитываете свободную и спокойную личность.
Вся жизнь в семье – этообразовательный процесс для ребенка и педагогический для родителя. Учите своимпримером! Важны любые ситуации – как вы го кормите, как вы его укладываетеспать, как вы его будете, как провожаете в детский садик, школу, как расстаетесьс ним, как встречаетесь, что при этом рассказываете друг другу.
Как проводите время дома.Так же не менее важен и словесный контакт общайтесь с ребенком с пеленок,рассказывайте ему об окружающем мире, о нем самом, о себе, о пространствевокруг него. Наши пра-пра-пра-пра…бабушки пели повествовательные песни, безрифмы, где просто перечислялось кто и что делает, кто за что отвечает, чтопроисходит в данный момент, именно для знакомства малыша с миром, с социумом ит.д. когда ребенок подрастет, не ленитесь спрашивать у него о каждой минуте еговремяпровождения без вас как он провел его в детском саду, школе.
Как и что кушал, какспал, что делал, как себя вел. Кто и что ему сказал и многое другое. Ребенок срадостью поддержит разговор с вами. И будет рассказывать вам целые истории отом как они нашли Божью коровку и как отпустили ее на небо, о том, как пролилна себя компот, а сосед его смеялся….
Семья первая, ктоприобщает ребенка к разным видам деятельности – познавательной предметной,игровой, творческой, образовательной, коммуникативной. Семья поддерживаетребенка, стимулирует и развивает в нем все то что находится зачаточномсостоянии, организовывает его.
Самое главное в этом – незабывайте поощрять своего малыша, хвалить, даже награждать за то или иноедействие, поступок.
Старайтесь как можноменьше ругать его, тем более не делайте это публично. Так же не рекомендуетсяругать и наказывать ребенка когда –
1. Болен.
2. Перед и после сна (иливо время, когда ребенок просыпается и никак не хочет укладываться снова).
3. Когда ребенок кушает. Вместес приемом пищи ребенок поглощает и все происходящее. т.е. негативная информацияпоступает напрямую и впитывается, что не очень хорошо сказывается на нежнойпсихике.
4. Когда ребенок чем-тоочень занят.
5. Когда у вас у самихслишком плохое настроение.
6. Когда ребенок повозрасту не справляется с поставленной задачей.
Никогда нельзя забывать отом, что семья -первая и самая важная школа, основа основ, для маленького, ноуже — человека.
Литература
1. Социология семьи под ред. А. И.Антонова. М., 2005.
2. Герасимова И. А. Структура семьи.М., 1974.
3. Буянов М.И. Ребёнок изнеблагополучной семьи. М., « Просвещение», 1988
4. Макаренко А.С. О воспитании. М.,Полит.литер., 1988
5. Ковалёв С.В. Психология современнойсемьи. М., « Просвещение», 1988
6. Чередов И.М. О работе с родителямиучащихся. Омск-1975
7. Подласый И.П. Педагогика: Учеб.Для студентов высших пед. учебн. завед.- М.: «Просвещение»: Гуманит. изд. ЦентрВЛАДОС, 1996
8. Столяренко Л.Д. Педагогика. Серия« Учебники, учебные пособия.»-Р.-на-Д.: «Феникс», 2000
9. Баранов С.П. и др. Педагогика:Учеб. Пособие для пед. уч-щ.- М.: « Просвещение», 1987
10. Андреева Г.М. 1980
11. Макаренко А.С. Лекции овоспитании детей. Пед. соч.8т.М.1984