Реферат по предмету "Информатика, программирование"


Разработка электронного учебника

Введение
Всовременных образовательных учреждениях большое внимание уделяетсякомпьютерному сопровождению профессиональной деятельности. В учебном процессеиспользуются обучающие и тестирующие программы по различным дисциплинамобразовательного процесса.
Проведенныестатистические исследования использования обучающих и тестирующих программ поразличным дисциплинам (в рамках учебного процесса и компьютерных курсов)показывают, что их применение позволило повысить не только интерес к будущейспециальности, но и успеваемость по данной дисциплине. Большинство учащихсявоспринимают лучше информацию зрительно, тем более, если она качественнооформлена. Эти программы дают возможность каждому учащемуся независимо отуровня подготовки активно участвовать в процессе образования,индивидуализировать свой процесс обучения, осуществлять самоконтроль. Быть непассивным наблюдателем, а активно получать знания и оценивать свои возможности.Учащиеся начинают получать удовольствие от самого процесса обучения, независимоот внешних мотивационных факторов. Этому способствует и то, что приинформационных технологиях обучения компьютеру на время переданы отдельныефункции преподавателя. А компьютер может выступить в роли терпеливогопедагога-репетитора, который способен показать ошибку и дать правильный ответ,и повторять задание снова и снова, не выражая ни раздражения, ни досады.
Времяидёт, и программы быстро устаревают. И учебный материал, и форма представления.
Внастоящее время в сфере образования наиболее актуальным становится разработкакомпьютерных программ – электронных учебников по различным дисциплинам.Компьютерные учебные программы создаются по тем дисциплинам, которые являютсяпрофилирующими в профессиональной подготовке.
Если мы возьмем электронное издание, которое хранится на компакт-диске (CD-ROM) и воспроизведем его на компьютере, то мы сможем увидеть текст, иллюстрации, кинофильм, услышать звук.
Такое издание отличается от печатного и по своему внутреннему оформлению, и по внешнему виду. Разумеется, можно взять какую-либо печатную книгу и преобразовать ее в электронное издание. Тогда текст будет находиться не на листах бумаги, а в памяти компьютера. Если еще при этом использовать звук, видео, анимацию, гиперссылки, то это уже будет иное по своей структуре издание.
Таким образом, отличие электронных изданий от печатных в том, что в первых есть возможность создавать и воспроизводить информацию в разнообразных формах, которые нельзя применить в печатных книгах. Хранится такая информация на магнитных дисках.
Электронные издания распространяются или с помощью компакт-дисков, или через сеть Интернет. В настоящее время существует большое количество Web-сайтов электронных изданий. Это и каталоги, и справочники, и учебная литература, и тексты художественных книг, и другая разнообразная информация, Через сеть Интернет распространяются также учебные программы по отдельным дисциплинам для самостоятельного обучения.

1 Основныепринципы создания электронных учебников
 
1.1Понятие электронного учебного пособия
 
Изразных источников следуют следующие определения электронного учебника:
1 Этосовокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-,фото- и другой информации, а также печатной документации пользователя.Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе –магнитном (магнитная лента, магнитный диск и др.), оптическом (CD-ROM, DVD,CD-R, CD-1, СD+ и др.), а также опубликовано в электронной компьютерной сети.
2 Должносодержать систематизированный материал по соответствующей научно-практическойобласти знаний, обеспечивать творческое и активное овладение студентами иучащимися знаниями, умениями и навыками в этой области. Учебное электронноепособие должно отличаться высоким уровнем исполнения и художественногооформления, полнотой информации, качеством методического инструментария,качеством технического исполнения, наглядностью, логичностью ипоследовательностью изложения.
3 Учебноеиздание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или еераздела, части, соответствующее государственному стандарту и учебной программеи официально утвержденное в качестве данного вида издания.
4 Этоэлектронное издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебники официально утвержденное в качестве данного вида издания.
5 Этотекст, представленный в электронной форме и снабженный разветвленной системойсвязей, позволяющей мгновенно переходить от одного его фрагмента к другому всоответствии с некоторой иерархией фрагментов.
 
1.2 Видыэлектронных учебных изданий
Для учебного процесса используется комплекс учебных изданий. Как уже говорилось, для последовательного усвоения материала необходимы программы обучения. Это может быть учебно-программное издание – учебное издание, регламентирующее состав, объем, порядок, сроки изучения учебных дисциплин, предусмотренных для данного учебного заведения. Разновидностями учебно-программных издания являются:
1 Учебный план – учебно-программное издание, нормативный документ, характеризующий основное содержание подготовки специалистов и их квалификацию. Он определяет состав изучаемых учебных дисциплин с указанием их объема, последовательности и сроков изучения, указывает формы и сроки проверки знаний и умений студентов.
2 Учебная программа – учебно-программное издание, нормативный документ, определяющий содержание, объем, порядок изучения какой-либо дисциплины (ее частей, раздела). Регламентирует как деятельность педагога, так и учебную работу студента.
Чтобы получить знания, студент изучает учебно-теоретические издания. Эти учебные издания содержат систематизированные научно-теоретические сведения, изложенные в форме, удобной для изучения и усвоения. К ним относятся:
1 Учебник – учебно-теоретическое издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или ее части, раздела, соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания.
2 Учебное пособие – учебно-теоретическое издание, официально утвержденное в качестве данного вида издания, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник.
3 Отдельная лекция – учебно-теоретическое издание, содержащее текст одной лекции. Отражает содержание, объем и форму изложения лекции, читаемой определенным преподавателем.
4 Тексты лекций – учебно-теоретическое издание, полностью или частично освещающее содержание учебной дисциплины либо выходящее за рамки учебной программы. Отражает материал, читаемый определенным преподавателем.
5 Курс лекций – учебно-теоретическое издание (совокупность отдельных лекций), полностью освещающее содержание учебной дисциплины. Отражает материал, читаемый определенным преподавателем.
6 Конспект лекций – учебно-теоретическое издание, в компактной форме отражающее материал всего курса, читаемого определенным преподавателем.
Для усвоения материала и для самопроверки студенту предлагаются учебно-практические издания – учебные издания, содержащие систематизированные сведения научно-практического и прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и усвоения. Предназначены для закрепления материала, полученного из учебно-теоретических изданий, и проверки знаний.
Разновидностями учебно-практических изданий являются:
1 Практикум – учебно-практическое издание, предназначенное для закрепления пройденного материала и проверки знаний различными методами. Содержит практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного.
2 Сборник упражнений – учебно-практическое издание, содержащее упражнения и методические рекомендации по его выполнению в объеме определенного курса, способствующее усвоению и закреплению пройденного материала и проверке знаний.
3 Сборник задач (задачник) – учебно-практическое издание, содержащее задачи и методические рекомендации по их выполнению в объеме определенного курса, способствующее усвоению, закреплению пройденного материала и проверке знаний.
4 Сборник иностранных текстов – учебно-практическое издание, содержащее иностранные тексты для изучения иностранного языка и методические рекомендации в объеме определенного курса, способствующее усвоению, закреплению пройденного материала и проверке знаний.
5 Сборник описания лабораторных работ (сборник описания практических работ, лабораторный практикум) – учебно-практическое издание, содержащее тематику, задание и методические рекомендации по выполнению лабораторных или практических работ в объеме определенного курса, способствующее усвоению, закреплению пройденного материала и проверке знаний.
6 Сборник планов семинарских занятий – учебно-практическое издание, содержащее тематику семинарских занятий, порядок их подготовки и проведения, рекомендуемую литературу, способствующее усвоению, закреплению пройденного материала и проверке знаний.
7 Сборник контрольных заданий – учебно-практическое издание, содержащее перечень типовых контрольных заданий, обеспечивающих проверку знаний и умений студентов по конкретной учебной дисциплине или комплексу учебных дисциплин.
8 Хрестоматия – учебно-практическое издание, содержащее систематически подобранные литературно-художественные, официальные, научные и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины. Хрестоматия способствует усвоению, закреплению пройденного материала, дополняет и расширяет знания учащихся.
9 Тесты – учебно-практическое издание, содержащее вопросы для проверке усвоения учащимися пройденного материала.
 
1.3Основные формы электронных учебных изданий
Каки в создании любых сложных систем, при подготовке электронного учебникарешающим для успеха является талант и мастерство авторов. Тем не менее,существуют устоявшиеся формы электронных учебников, точнее, конструктивныхэлементов, из которых может быть построен учебник.
Тест – внешне, это простейшая форма электронногоучебника. Основную сложность составляет подбор и формулировка вопросов, а такжеинтерпретация ответов на вопросы. Хороший тест позволяет получить объективнуюкартину знаний, умений и навыков, которыми владеет учащийся в определеннойпредметной области.
Энциклопедия – это базовая формаэлектронного учебника. На содержательном уровне термин энциклопедия означает,что информация, сконцентрированная в электронном учебнике, должна быть полной идаже избыточной по отношению к стандартам образования.
Задачникв электронном учебнике наиболее естественно осуществляет функцию обучения.Учащийся получает учебную информацию, которая необходима для решения конкретнойзадачи. Главная проблема – подбор задач, перекрывающих весь теоретическийматериал.
Креативная среда. Современные электронныеучебники должны обеспечивать творческую работу учащегося с объектами изучения ис моделями систем взаимодействующих объектов. Именно творческая работа, лучше врамках проекта, сформулированного преподавателем, способствует формированию изакреплению комплекса навыков и умений у учащегося. Креативная среда позволяеторганизовать коллективную работу учащихся над проектом.
Авторская среда. Электронный учебникдолжен быть адаптируем к учебному процессу. Такая среда, например, обеспечиваетвключение дополнительных материалов в электронную энциклопедию, позволяетпополнять задачник, готовить раздаточные материалы и методические пособия по предмету.Фактически, это подобие инструмента, с помощью которого создается самэлектронный учебник.
Невербальная среда.Традиционно электронныеучебники вербальны по своей природе. Они излагают теорию в текстовой илиграфической форме. Это является наследием полиграфических изданий. Но вэлектронном учебнике возможно реализовать методический прием «делай как я».Такая среда наделяет электронный учебник чертами живого учителя.
Перечисленныеформы электронного учебника могут быть реализованы в виде отдельных электронныхучебников либо сгруппированы в рамках единого ансамбля. Все зависит от замысла «автора».Автор должен владеть знаниями об истории и возможностях электронных учебников.


2. Учебно-теоретические учебные издания
2.1 Назначение
Задачаучебной литературы – донести до студента учебный предмет, а не науку в целом.Учащийся должен освоить основные законы и методы науки, чтобы в дальнейшемиспользовать свои знания в научной или практической деятельности. Из учебникаони получают основные понятия по излагаемому предмету. При изложении учебногопредмета используются приемы, которые дают возможность учащимся ясно пониматьтекст, запоминать его и использовать для самоконтроля свои знания.
Информатизацияобразования, является составной частью глобального процесса информатизацииобщества и определяет актуальность исследования проблем развития ииспользования современных информационных и телекоммуникационных технологий.
Реализациямногих из стоящих перед системой образования задач невозможна без использованиясовременных методов и средств информатизации.
Основнымисвойствами информационных технологий является:
– оперативность передачи информации любого объема и видана любые расстояния;
– хранение информации в памяти компьютера, благодаряэтому её можно редактировать и обработать;
– благодаря всемирной сети Internet есть доступ к различнымисточникам информации;
– можно найти ответ на любой интересующий вопрос;
– возможность организации электронных конференций, в томчисле в режиме реального времени, компьютерные аудио и видеоконференций.
Информационныетехнологии, также являются одним из наиболее удобных и проверенных способовдистанционного обучения в целях самообразования. Особенно в тех случаях, когдаобучаемый:
– неимеет возможности выехать к месту учебы (из-за болезни, территориальнымособенностям и т.д.);
– желаетполучить дополнительное образование путем самообразования.
Нельзя неотметить и то, что использование электронных учебных пособий открываетпреподавателю новые возможности для реализации своего творческого потенциала,так как позволяет:
– проводить практические занятия в форме самостоятельнойработы за компьютерами, оставляя за собой роль руководителя и консультанта;
– быстро и эффективно контролировать знания обучаемых спомощью компьютера, задавать содержание и уровень сложности контрольныхмероприятий;
– индивидуализировать работу, особенно в части,касающейся домашних заданий и контрольных мероприятий.
Электронныеучебные пособия создают базу для образования по-новому. Создав централизованныйфонд, доступ к которому свободен по сети Internet, и накапливая базуэлектронных учебных пособий, можно будет перейти к систематическомукомпьютерному образованию по любой форме дистанционного образования. Тогдакаждый преподаватель сможет произвести выбор одного или несколькомультимедийных учебных пособий, которые он желал бы использовать в своейработе.
Техническиевозможности персонального компьютера, если компьютер используется как обучающеесредство, позволяют: активизировать учебный процесс, индивидуализироватьобучение, повысить наглядность учебного материала, сочетать теоретическиезнания с закреплением практических навыков, повысить и поддерживать интересучащихся к обучению.
Насовременном этапе развития образования одним из способов активизации учебнойдеятельности обучаемых является внедрение в образовательный процесс электронныхобразовательных ресурсов, например, электронных учебных пособий. Это будетспособствовать развитию самостоятельной, поисковой деятельности обучаемых,повышению их познавательного интереса. Сегодня ни у кого не вызывает сомнениятот факт, что электронные учебные пособия позволяют обогатить учебный процесс иделают его более интересным и привлекательным.
Электронныеучебные пособия применимы и для стандартной формы обучения, как прекрасныйиллюстративный материал. В связи с этим, все меньше остается преподавателей,отрицающих пользу новых информационных технологий. Образование меняется икачественно. Степень восприятия теперь определяется не только качествомэлектронного учебника, но и способностью обучающегося учиться.
Исключительновысокая степень наглядности представленного материала в электронных учебныхпособиях, взаимосвязь различных компонентов, комплексность и интерактивностьделают программы незаменимыми помощниками, как для обучаемых, так и дляобучающих.
При созданииэлектронных учебных пособий используется современная компьютернаяинформационная технология – мультимедиа, позволяющая объединить в компьютернойсистеме текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию.Комплексные занятия с привлечением аудиовизуальных материалов, представленныхна компьютере, создают условия для расширения диапазонов видов образовательнойдеятельности обучающих, стимулируют их способности к образованию исамообразованию.
 

2.2 Требования
Поскольку электронное издание воспринимается с экрана, то оно имеет свои особенности.
1 На экране текст учебника располагается во фрейме. Вместо фреймов можно использовать всплывающие окна, где размещаются рисунки, списки определений, указатели, комментарии.
2 Для лучшего понимания, усвоения и запоминания материала необходимо использовать технические возможности: анимацию, звук, цвет, иллюстрации. Включение специальных фрагментов помогут смоделировать сложные физические и технические процессы.
3 Главы должны быть более короткими по сравнению с книжными, их необходимо разбивать на дискретные фрагменты, которые содержат один узкий вопрос. Как правило, такой фрагмент состоит из двух-трех абзацев.
4 Необходимо, чтобы в одном из фреймов постоянно было оглавление книги, что позволяет, не листая страницы, быстро переходить к нужному разделу или фрагменту и также быстро возвращаться назад.
5 Необходимо выделять ключевые слова, термины, имена, чтобы, щелкая по ним кнопкой мыши, вызывать гиперссылки с объяснениями значений этих слов или комментарием на экран компьютера.
6 Использовать колонтитулы или заголовки на каждой электронной странице, чтобы учащийся не терял ориентации в учебнике.
При создании электронного издания необходимо учитывать все совокупность приемов, методов, способов продуцирования графической и аудиовизуальной информации с учетом воспроизведения электронных изданий с локального носителя, локальной сети или из образовательных сайтов Всемирной паутины. В частности, необходимо помнить, что во всех случаев текстовой материал больших объемов желательно публиковать в обычных бумажных изданиях. На экране рекомендуется представлять минимум текстовой информации.
В разрабатываемых электронных изданиях необходимо:
– ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивая при этом совместимость с традиционными учебными материалами, в полном соответствии с документами, регламентирующими содержание образования;
– учитывать возрастные психолого-педагогические особенности учащихся;
– в максимальной степени использовать преимущества аудиовизуального представления учебных материалов: наблюдаемых и скрытых, реальных и воображаемых элементов, объектов, явлений, процессов;
– использовать возможности компьютерного моделирования в предметной области, а также моделирования реальной окружающей среды и естественного поведения в ней обучаемого.
Дидактические требования к электронным изданиям.
1 Требование научности означает достаточную глубину, корректность и научную достоверность изложения содержания учебного материала, с учетом последних научных достижений. Процесс усвоения учебного материала с помощью электронного издания должен строиться в соответствии с современными методами научного познания: эксперимент, сравнение, наблюдение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, аналогия, индукция и дедукция, анализ и синтез, метод моделирования, в том числе и математического, а также метод системного анализа.
2 Требование доступности означает необходимость определения степени теоретической сложности и глубины изучения учебного материала сообразно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Недопустима чрезмерная усложненность и перегруженность учебного материала, при котором овладение этим материалом становится непосильным для обучаемого.
3 Требование проблемности обучения обусловлено самой сущностью и характером учебно-познавательной деятельности. Когда учащийся сталкивается с учебной проблемной ситуацией, требующей разрешения, его мыслительная активность возрастает. Уровень этой активности может быть значительно выше при работе с электронными изданиями, чем при использовании традиционных учебников и пособий.
4 Требования наглядности обучения означает необходимость учета чувственного восприятия изучаемых объектов, их макетов или моделей и их личное наблюдение учащимся. Требования наглядности в электронных изданиях реализуется на принципиально новом, более высоком уровне. Распространение систем виртуальной реальности позволит в ближайшем будущем говорить не только о наглядности, но и о полисенсорности обучения.
5 Требования самостоятельности и активизации обучаемого предполагает самостоятельных действий учащихся при работе с учебником, четкое понимание конечных целей и задач учебной деятельности. Поэтому в электронных изданиях должна прослеживаться четкая модель деятельности учащихся. Мотивы его деятельности должны быть адекватны содержанию учебного материала. Для повышения активности обучения необходимо вводить в электронное издание разнообразные вопросы, предоставлять обучаемому возможность выбора пути усвоения материала, возможность управлять ходом событий.
6 Требования системности предполагает последовательность усвоения учащимся определенной системы знаний в изучаемой предметной области. Необходимо, чтобы знания, умения и навыки формировались в определенной системе, в строго логическом порядке и находили применение в жизни. Для этого необходимо:
– предъявлять учебный материал в систематизированном и структурированном виде;
– учитывать как ретроспективы, так и перспективы формируемых знаний, умений и навыков при организации каждой порции учебной информации;
– учитывать межпредметные связи изучаемого материала;
– тщательно продумывать последовательность подачи учебного материала и его воздействия при усвоении, аргументировать каждый шаг по отношению к обучающемуся;
– строить процесс получения знаний в последовательности, определяемой логикой обучения;
– обеспечивать связь информации в электронных изданиях с практикой путем увязывания содержания и методики обучения с личным опытом обучающегося, подбором примеров, создания содержательных игровых моментов, предъявления заданий практического характера, экспериментов, моделей реальных процессов и явлений.
Требования к электронным изданиям, применяемым на отдельных видах учебных занятий.
1 Электронные издания, применяемые на лекциях, предоставляют педагогу средства (видеоизображения, анимацию, звук), с помощью которых можно демонстрировать и объяснять сложные явления и процессы.
2 Электронные издания, применяемые на лабораторных занятиях, должны содержать материал, дающий возможность для самостоятельной работы учащихся. В них должны быть моделирующие компоненты, создающие виртуальные лаборатории, позволяющие изучать различные явления или процессы в ускоренном или замедленном масштабе времени. Электронные издания, применяемые на лабораторных работах, должны также содержать встроенные средства автоматизации контроля знаний, умений и навыков обучаемых.
3 Электронные издания, применяемые на практических занятиях, должны предоставлять обучаемому сведения о теме, цели и порядке проведения занятий, контролировать знания каждого обучаемого, выдавать обучаемому информация о правильности ответа; предъявлять необходимый теоретический материал или методику решения задач; оценивать знания обучаемых, осуществлять обратную связь в режиме педагог – электронное издание – обучаемый.
4 Содержание и структура электронных изданий, применяемых в ходе самостоятельной работы обучаемых, должны соответствовать учебной программе изучаемой дисциплины с одновременной ориентацией на углубленное изучение теории. Такие электронные издания должны иметь более детальную систему контекстно-зависимых справок, комментариев, подсказок.
 
2.3 Структура
 
Структурапособия определяется тем, что, в основном, электронные пособия используются дляорганизации самостоятельной работы обучаемых и должны четко определять, какиеименно разделы и в какой последовательности должны быть изучены и взаимосвязанымежду собой. Должны быть учтены последовательности изучаемого материала:теоретическая часть, практическая, контрольные задания, демонстрации иматериалы для дополнительного образования.
Любоеэлектронное учебное пособие должно включать в себя следующие обязательныекомпоненты:
– средства изучения теоретических основ дисциплины;
– средства поддержки практических занятий;
– средства контроля знаний;
– средства взаимодействия между учителем и учащимися;
– методические рекомендации по изучению дисциплины;
– средства управления процессом изучения дисциплины.
При этомэлектронное учебное пособие должно отвечать следующим требованиям:
– четкаяструктуризация предметного материала;
– наличиерекомендаций по изучению дисциплины;
– компактностьпредставленного информационного материала;
– графическоеоформление и наличие иллюстративного материала;
– включениепромежуточного и текущего контроля знаний.
Электронные издания рассчитаны, прежде всего, на заочную форму обучения. Поэтому оно, кроме основного текста, содержит справочный материал, необходимый для самостоятельной работы. Для такого издания важно наличие гиперссылок, включающие в себя дополнительный текст, указатели, списки определений, мультимедиа.
Схема структуры выглядит следующим образом:
Автор – Заглавие книги – Аннотация, – Поисковые атрибуты в сети Интернет – Предисловие – Введение – Основной текст – Заключение – Справочный аппарат – Основа издания – Основные понятия – Вопросы – Тесты – Дидактический аппарат (Гиперссылки) – Приложения – Примечания – Комментарии – Дополнительный текст (Гиперссылки) – Глоссарий – Указатели – Библиографический список – Справочный аппарат (Гиперссылки) – Оглавление – Поисковый аппарат издания (Гиперссылки)
В Электронное издание могут входить следующие элементы:
1 Атрибуты поиска в сети Интернет.
2 Знак авторского права.
3 Основа издания.
4 Дополнительный текст.
5 Справочный аппарат
6 Дидактический аппарат.
7 Поисковый аппарат издания.
8 Иллюстрации.
9 Анимация.
10 Звук
11 Видео.
 

3. Разработка электронного учебника
электронный пособие издание учебный
3.1 Этапы разработки электронного учебника
1 Выбористочников.
2 Разработкаоглавления и перечня понятий.
3 Переработкатекстов в модули по разделам.
4 Реализациягипертекста в электронной форме.
5 Разработкакомпьютерной поддержки.
6 Отборматериала для мультимедийного воплощения.
7 Разработказвукового сопровождения.
8 Реализациязвукового сопровождения.
9 Подготовкаматериала для визуализации.
10 Визуализацияматериала.
Приразработке электронного учебника целесообразно подбирать в качестве источниковтакие печатные и электронные издания, которые
– наиболееполно соответствуют стандартной программе;
– лаконичныи удобны для создания гипертекстов;
– содержатбольшое количество примеров и задач;
– имеютсяв удобных форматах (принцип собираемости).
Производитсяразбиение материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, нозамкнутых по содержанию, а также составляется перечень понятий, которыенеобходимы и достаточны для овладения предметом.
Перерабатываютсятексты источников в соответствии с оглавлением и структурой модулей;исключаются тексты, не вошедшие в перечни, и добавляются те, которых нет висточниках; определяются связи между модулями и другие гипертекстные связи.
Такимобразом, подготавливаются проект гипертекста для компьютерной реализации.
Гипертекстреализуется в электронной форме. В результате создается примитивное электронноеиздание, которое уже может быть использовано в учебных целях.
Врабатываютсяинструкции для пользователей по применению интеллектуального ядра электронногоучебника.
Теперьэлектронный учебник готов к дальнейшему совершенствованию (озвучиванию ивизуализации) с помощью мультимедийных средств.
Изменяютсяспособы объяснения отдельных понятий и утверждений и отбираются тексты длязамены мультимедийными материалами.
Разрабатываютсясценарии визуализации модулей для достижения наибольшей наглядности, максимальнойразгрузки экрана от текстовой информации и использования эмоциональной памятиучащегося для облегчения понимания и запоминания изучаемого материала.
Производитсявизуализация текстов, т.е. компьютерное воплощение разработанных сценариев сиспользованием рисунков, графиков и, возможно, анимации.
Наэтом заканчивается разработка электронного учебника и начинается его подготовкак эксплуатации. Следует отметить, что подготовка к эксплуатации электронногоучебника может предполагать некоторые коррекции его содержательной имультимедийный компонент.
3.2 Программное сопровождение
Внастоящее время среди основных требований при создании электронных учебниковдля образовательного процесса: научности, доступности, проблемности, большоевнимание уделяется наглядности обучения: чувственному восприятию изучаемыхобъектов. Наглядность обучения при использовании компьютерных программ имеетнекоторые преимущества перед обучением с использованием традиционных учебников.
Впрограммах с мультимедийным представлением информации появляется возможностьсоздания не только зрительных, но и слуховых ощущений. Электронные учебникисущественно повышают качество самой визуальной информации, она становится ярче,красочнее, динамичней. Появляется возможность наглядно-образной интерпретациисущественных свойств не только тех или иных реальных объектов, но даже инаучных закономерностей, теорий, понятий.3.3 Использование Web-технологий
 
Под Web-технологиями определяютвсю совокупность средств для организации WWW (World Wide Web). Поскольку в каждомсеансе взаимодействуют две стороны – сервер и клиент, Web-технологии разделяютсяна две группы – технологии стороны сервера (server-side) и технологии стороныклиента (client-side).
К технологиямсо стороны клиента относятся все технологии создания Web-страниц (HTML, JavaScript, DHTML), а к технологиям состороны сервера относятся технологии доступа к базам данных в сети Интернет (CGI, PHP).
Программы-серверыпредоставляют те или иные ресурсы для доступа программам-клиентам. Клиенты,если им понадобится какой-то файл или вообще какие-либо данные от сервера,формируют специальный клиентский запрос и посылают его на сервер. Серверобрабатывает этот запрос и высылает серверный ответ, содержащий запрашиваемыеданные или сообщение об ошибке, если нужные данные почему-то не доступны.
Такаякомпьютерная архитектура, иначе говоря, принцип построения вычислительнойсистемы или сети, называется архитектурой «клиент-сервер» или двухзвенной. Именнона основе двухзвенной архитектуры функционируют почти все сервисы Интернета. Втом числе, и WWW.
В случае WWW клиентами выступаютпрограммы Web-обозревателей – Web-браузеры (программы для просмотра Web-страниц). Серверами жеявляются так называемые Web-серверы, обрабатывающие запросы Web-обозревателей ивысылающие им нужные файлы.
Каждый ресурсв Web – документ HTML, изображение, видеоклип, программа и т.д. – имеет адрес,который может быть закодирован с помощью />универсального идентификатораресурсов (Universal Resource Identifier), или URI.
Люди, длятого чтобы понимать друг друга, должны разговаривать на одном языке. Это жеотносится и к компьютерам. В их случае в качестве такого «языка общения» выступаетпротокол – набор правил обмена данными. Web-сервер и Web-обозреватель используютдля обмена данными протокол HTTP (HyperText Transfer Protocol – протокол обменагипертекстом). Этот высокоуровневый протокол работает «поверх» обычного низкоуровневогопротокола TCP/IP (Transfer Control Protocol/Internet Protocol – протоколуправления обменом / протокол Интернета)
Протоколпередачи гипертекста HTTP предназначен для передачи гипертекстовыхдокументов от сервера к клиенту. Протокол HTTP относится к протоколамприкладного уровня.
При передачесообщения между пользователями Internet протокол ТСР разбивает данные сообщения наотдельные фрагменты, называемые пакетами, снабжает каждый пакет служебнойинформацией для последующего восстановления исходных данных. Протокол IP оформляет для всехпакетов заголовок с адресом доставки и отправляет их. Пакеты путешествуют отодного специализированного компьютера, называемого маршрутизатором, к другому.В задачи маршрутизатора входит выбор оптимального, с точки зрения трафика, путидля пересылки пакета. (Между прочим, пакеты одного и того же сообщения могутприйти к адресату различными путями.).
Когда всепакеты достигнут места назначения, компьютер адресата отбрасывает заголовки IP и проверяет целостностьи общее число пакетов, пользуясь служебной информацией ТСР, после чеговыполняется сборка исходного сообщения. Если один или несколько пакетовповреждены или не дошли до адресата, компьютер отсылает запрос на повторнуюпередачу необходимых пакетов.
К счастью,нет необходимости набирать полный адрес того или иного ресурса. Как правило,для того чтобы попасть на начальную страницу узла, достаточно указать толькопротокол и имя сервера. После этого к нужной странице или файлу можно добратьсяс помощью гиперссылок.
Длясоединения локальной сети организации с Internet используется сетевойшлюз. Шлюз представляет собой отдельный компьютер локальной сети, частовыполняющий функции маршрутизатора. В обязанности шлюза входит трансляция(иногда применяется термин свертка) протоколов локальной сети в сетевойпротокол Internet, ТСР/IP.
Скоростьпередачи информации по Internet зависит от скорости модема (или скорости обменапо локальной сети) и пропускной способности канала с Internet. Пропускная способностьканала определяется количеством данных, передаваемых по линии за единицувремени.
3.4 Виды Web-технологий
Технология HTML. Для подготовки гипертекстовых документовиспользуется язык HTML (Hyper Text Markup Language – язык разметкигипертекстовых документов), предоставляющий широкие возможности поформатированию и структурной разметке документов, организации связей междуразличными документами, средства включения графической и мультимедийнойинформации. HTML-документы просматриваются с помощью специальной программы – браузера.Наибольшее распространение в настоящее время получили браузеры Navigatorкомпании Netscape (NN) и Internet Explorer компании Microsoft (MSIE).Реализации NN доступны практически для всех современных программных иаппаратных платформ, реализации MSIE доступны для всех Windows платформ,Macintosh и некоторых коммерческих Unix-систем.
HTML являетсяупрощенной версией стандартного общего языка разметки – SGML
(StandartGeneralised Markup Language), который был утвержден ISO в качестве стандартаеще в 80-х годах. Этот язык предназначен для создания других языков разметки,он определяет допустимый набор тэгов, их атрибуты и внутреннюю структурудокумента. Контроль за правильностью использования дескрипторов осуществляетсяпри помощи специального набора правил, называемых DTD – описаниями (более подробноо DTD мы поговорим чуть позже), которые используются программой клиента приразборе документа. Для каждого класса документов определяется свой наборправил, описывающих грамматику соответствующего языка разметки.
HTML-документ состоит из текста, представляющего собой содержаниедокумента, и тегов, определяющих его структуру и внешний вид при отображениибраузером. Простейший html-документ выглядит следующим образом:


Название


Тело документа



Как видно из примера, тег представляет собой ключевое слово,заключенное в угловые скобки. Различают одинарные теги, как, например, ,и парные, как , в последнем случае действие тегараспространяется только на текст между его открывающей и закрывающей скобкой.Теги также могут иметь параметры – например, при описании страницы можно задатьцвет фона, цвет шрифта и т.д.: .
Текст всего документа заключается в теги , самдокумент разбивается на две части – заголовок и тело. Заголовок описываетсятегами , в которые могут быть включены название документа (спомощью тегов ) и другие параметры, использующиеся браузером приотображении документа. Тело документа заключено в теги и содержитсобственно информацию, которую видит пользователь. При отсутствии теговформатирования весь текст выводится в окно браузера сплошным потоком, переводыстрок, пробелы и табуляции рассматриваются как пробельные символы, несколькопробельных символов, идущих подряд, заменяются на один. Для форматированияиспользуются следующие основные теги:
– начало нового абзаца, может иметь параметр,определяющий выравнивание:
;
– перевод строки в пределах текущего абзаца;
– выделение текста подчеркиванием
Ссылка на другой документ устанавливается с помощью тега …, где URL – полный или относительный адрес документа.При этом текст, заключенный в тег , обычно выделяется подчеркиванием ицветом, и после щелчка мышью по этой ссылке браузер открывает документ, адрескоторого указан в параметре href. Графические изображения вставляются вдокумент с помощью тега .
ТехнологияJAVA. Языкпрограммирования Java, разработанный около восьми лет назад компанией Sun Microsystemsи напоминающий по структуре и синтаксису хорошо знакомый многим программистамС, существует сегодня в Интернете в двух вариантах: JavaScript и собственноJava. Первый вариант языка является всего лишь надстройкой стандарта HTML изначительно расширяет возможности документа, созданного в этом формате. Модуль,написанный на JavaScript, интегрируется в файл HTML как подпрограмма ивызывается на исполнение из соответствующей строки HTML-кода стандартнойкомандой. Встроенный в браузер интерпретатор языка воспринимает и скрипт, и самкод гипертекста как единый документ, обрабатывая те и другие данныеодновременно. Модуль Java в отличие от JavaScript не интегрируется виспользующую его страницу, а существует как самостоятельное приложение срасширением *.class или, выражаясь научным языком, апплет. При использованииэтого варианта языка апплет также вызывается из html-файла соответствующейкомандой, но загружается, инициализируется и запускается на исполнение в видеотдельной программы, в фоновом режиме.
С помощьютехнологии Java можно придать своей странице элементы интерактивности,формировать, компоновать и полностью контролировать формат всплывающих окон ивстроенных фреймов, организовывать такие активные элементы, как «часы»,«бегущие строки» и иную анимацию, создать чат. Большинство web-камер,передающих на сайт «живое» изображение, также работают на базе соответствующихприложений Java.
Средидостоинств этой технологии следует отметить отсутствие необходимостиустанавливать и настраивать на сервере какие-либо дополнительные модули,обеспечивающие работу Java-программ. Главный недостаток Java заключается в том,что пользователи броузеров старых версий, не поддерживающих компиляцию данногоязыка, воспринимать объекты, созданные при помощи Java и JavaScript, не смогут.
/>Технология CGI. Технология CGI (Common Gateway Interface)подразумевает использование в составе ресурса Интернет интерактивных элементовна базе приложений, обеспечивающих передачу потока данных от объекта к объекту.Именно так организовано во Всемирной сети большинство чатов, конференций, досокобъявлений, гостевых книг, поисковых машин и систем подсчета рейтинга. В общемслучае принцип работы CGI выглядит следующим образом: пользователь заполняет наweb-страничке ту или иную форму и нажимает на кнопку, после чего встроенная вкод HTML строка вызова CGI-скрипта запускает соответствующую программу CGI ипередает ей управление процессом обработки информации. Введенные пользователемданные отсылаются этой программе, а она, в свою очередь, «встраивает» их вдругую страницу, отправляет по почте или трансформирует каким-либо инымспособом, Скрипты CGI размещаются на сервере в специально отведенной для этихцелей директории, которой, как правило, назначается имя CGI-BIN. Следуетпомнить, что подключение, отладка и запуск таких программ требуютсоответствующих прав доступа к http-серверу, а также определенных знаний инавыков.
ТехнологияCGI обычно реализуется двумя методами: либо с использованием программ,написанных на языке PERL (Practical Extraction and ReportLanguage), – такиефайлы имеют расширение *.pi, либо с помощью приложений, созданных обычно сприменением языка С и откомпилированных непосредственно на сервере, посколькубольшинство UNIX-совместимых платформ включают в себя встроенный трансляторэтого языка. Подобные программы имеют расширение *.cgi. Необходимо отметить,что PERL, как и HTML, является интерпретируемым языком. Иными словами, для тогочтобы запустить подобный скрипт на исполнение, не требуется дополнительнойкомпиляции. Помимо упомянутых возможностей с помощью данной технологии можноорганизовать систему показа последовательности рекламных баннеров илиавтозагрузки файлов на сервер, создать форму отправки электронного письманепосредственно со страницы сайта или службу виртуальных открыток. Средидостоинств CGI следует отметить их независимость от клиентского программногообеспечения – эту технологию сможет применять каждый пользователь,просматривающий содержимое сервера при помощи броузера практически любойверсии. Главный недостаток заключается в том, что для установки и на – стройкиприложений CGI на сервере нужно обладать как минимум правами администратора,поскольку эти программы при запуске способны нарушить нормальноефункционирование серверного компьютера и дестабилизировать работу сети.
/>Технология SSI. SSI (Server Side Includes) – технология, теснопереплетенная с упомянутой выше CGI. На основе макроязыка, очень напоминающегоС, SSI позволяет реализовать такие возможности, как вывод в документе того илииного текста в зависимости от определенных условий или согласно заданномуалгоритму, формировать файл HTML из динамически изменяющихся фрагментов иливстраивать результат работы CGI в какой-либо его участок. Достоинства инедостатки SSI аналогичны описанным в предыдущем абзаце.
/>Технология CSS. Зачастую у web-дизайнера возникает необходимостьприменить в процессе создания html-документа сложное форматирование – от абзацак абзацу менять шрифт, расположение текста, его цвет, формировать различныетаблицы данных. Можно решить эту проблему с помощью стандартных средств HTML:описывать каждый абзац отдельным набором команд, но в этом случае итоговыйдокумент будет иметь большой размер, да и само создание кода становится весьматрудоемкой работой. Можно пойти другим путем: подключить к странице внешнийфайл, выполненный в стандарте CSS – Cascading Style Sheets (каскадные таблицыстилей), в котором с помощью специального макроязыка один раз жестко задатьформатирование страницы. Другими словами, файл CSS выполняет роль некоего шаблона,применяемого для форматирования текста, таблиц и иных элементов в документеHTML. Есть возможность подключать один и тот же физический файл CSS к различнымweb-страницам сайта. CSS можно использовать практически на любом сервере безкаких-либо ограничений. Крупные недостатки у данной технологии такжепрактически отсутствуют. О каскадных таблицах стилей CSS мы подробно побеседуемв восьмом уроке.
/>Технология РНР. РНР (Personal Home Page tools) – это еще одининтерпретируемый язык, напоминающий PERL, предназначенный для придания web-страницамэлементов интерактивности. Код, написанный на языке РНР, встраивается вдокумент HTML подобно подпрограмме: в тот участок документа, где необходиморазместить интерактивный элемент, просто вставляется сценарий РНР. Мнемоникаданного языка базируется на синтаксисе PERL, Java и С, благодаря чему невызывает каких-либо трудностей при изучении. Методики, которые позволяютсерверам корректно распознавать файлы, содержащие скрипты РНР, различны изависят в первую очередь от типа конкретного сервера. Считается достаточнымназначить такому файлу расширение.php, иногда – с добавлением номера версиииспользуемого языка, например.php2 или.php3.
ТехнологияРНР позволяет организовать на web-странице счетчик посещений, подсчитыватьстатистику обращений к тем или иным разделам сайта, защитить доступ ккакому-либо html-документу паролем и многое другое. Среди недостатков РНРследует отметить то, что данная технология поддерживается далеко не всемисерверами Интернета.
/>Технология ASP. ASP (Active Server Pages, активные страницысервера) – еще одна технология, аналогичная JavaScript и РНР. Для того чтобысделать web-страницуинтерактивной с применением технологии ASP, необходимовстроить в ее код соответствующий скрипт, написанный на макроязыке, отдаленнонапоминающем Java и С. Скрипт интерпретируется и исполняетсянепосредственно на сервере, после чего пользовательскому броузеру отправляетсяуже готовый html-документ с результатами работы сценария ASP. Отсюда следуетвполне справедливое заключение о том, что для страниц, содержащих ASP, не имеетзначения, какое программное обеспечение установлено на пользовательскомкомпьютере. Зато принципиальное значение имеет тип сервера, на котором выпланируете использовать ASP, поскольку отнюдь не все они поддерживают даннуютехнологию.
/>Технология VBScript. VBScript, или Visual BASIC Script (VisualBeginners All-purpose SymbolicInstruction Code Script, визуальный символическийуниверсальный командный код для начинающих) – очередная версияинтерпретируемого языка, встраиваемого в html-документ с целью включения всостав web-страницы интерактивных элементов. Честь создания данной технологиипринадлежит разработчикам компании Microsoft.
Если сравнитьболее распространенный стандарт JavaScript с VBScript, обнаружить серьезныеразличия очень трудно, поскольку мнемоника и синтаксис обоих языков во многомсхожи. С помощью VBScript можно реализовать практически весь спектрвозможностей, характерных для JavaScript. Обе технологии не зависят от типасервера, на котором планируется опубликовать включающую их web-страницу. ОднакоVBScript в настоящее время менее распространен в Интернете, нежели его«конкурент», поскольку он поддерживается только броузерами производстваMicrosoft, а именно Internet Explorer версий 3.0 и выше. Netscape Navigator неимеет интерпретатора этого языка, поэтому приверженцы этого броузера лишенывозможности использовать интерактивные элементы, созданные с применениемVBScript, в то время как JavaScript поддерживается и Internet Explorer иNetscape Navigator.
/>Технология Macromedia Flash. Стандарт Flash был разработан компаниейMacromedia в 1996 году. Основное назначение данной технологии – созданиевысококачественной интерактивной анимации, которую можно представлять при относительнонебольшом размере итогового файла. С помощью Macromedia Flash web-мастер имеетвозможность изготавливать красочные анимационные заставки, определенныеэлементы которых могут «реагировать» на движения мыши, а также встроенные в web-страницымини-игры, озвученные мультипликационные клипы и многое другое. Другимисловами, Macromedia Flash способна практически на все, что доступно приприменении Java, и даже больше.
Одним изосновных отличий Macromedia Flash от всех остальных существующих ныне web-технологийявляется то, что это единственный стандарт, позволяющий работать не только срастровой графикой, но и с векторной. Помимо этого текст импортируется в средуFlash не как растровое изображение, а именно как текст, в котором один символкодируется одним байтом информации, что является серьезным оружием в борьбе сизлишним объемом результирующих файлов. Немаловажно, что во Flash имеетсявозможность воспроизведения музыки и звуков в формате МРЗ.
Для созданиядокументов, подготовленных согласно данному стандарту, компания Macromediaвыпустила специальную объектно-ориентированную среду разработчика в видестандартного 32-разрядного приложения Microsoft Windows. Благодаря этому,процесс программирования при подготовке интерактивных элементов Flash ианимации сведен к минимуму: пользователю достаточно создать новый проект вудобной и дружественной среде, для чего необходимо лишь разобраться в принципахработы программного пакета и уметь обращаться с мышью, – по окончании работыпрограмма встроит созданные объекты в документ HTML автоматически.
В среду Flashинтегрирован специальный язык программирования, немного похожий на Java, ноболее простой в изучении. Написанные с его помощью программные модулиимпортируются в документ как апплеты и вставляются в нужный кадр анимации, гдедолжно произойти динамическое изменение изображения. С помощью специальногоредактора можно написать небольшую программку, управляющую проигрыванием клипа,создать элементы, поддающиеся индивидуальным настройкам посетителями сайта,генерировать заставку с несколькими вариантами продолжения. Способов реализацииэтой возможности существует множество, но все-таки, чтобы использовать всю мощьвстроенного языка, необходимо иметь определенный опыт в программировании.Механизм технологии Macromedia Flash достаточно прост: в общем случаеподготовленные разработчиком интерактивные элементы и анимация превращаются винтерпретируемый код, который импортируется в страницу HTML. Для того чтобыклиентский браузер мог распознать объекты Flash, необходимо проинсталлироватьна компьютере пользователя специальную надстройку к браузеру (plug-in), котораяносит название Macromedia Flash Player. Эта про – грамма распространяетсябесплатно фирмой-разработчиком данной технологии. Пользовательский браузер,сталкиваясь с документом в формате Flash, как правило, сам связывается ссоответствующим узлом, после чего начинает загрузку и установку Flash Player вавтоматическом режиме. Проигрыватель Flash уже интегрирован в броузерыMicrosoft Internet Explorer 4.0–5.0 иNetscape Navigator версии 4.01 и выше.Другие браузеры, к сожалению, не умеют распознавать данный стандарт, в чем изаключается его основной недостаток.
/>Технология DHTML. DHTML (Dynamic Hyper Text Markup Language,динамический язык разметки гипертекста) является расширением стандарта HTML ипозволяет создавать web-страницы, включающие такие интерактивные элементы, какдвижущийся фон, расположенный под статичным содержимым документа, движущиесяобъекты, выпадающие меню, кнопки, подсвечивающиеся при наведении курсора мыши,анимацию, бегущие титры и многое другое. По большому счету DHTML представляетсобой «среднее арифметическое» между технологиями HTML и JavaScript. Этотстандарт использует простые сценарии, подготовленные с помощьюинтерпретируемого макроязыка, обрабатываемого браузером совместно с кодом HTML.Такие сценарии именуются «скриплетами». Для создания скриплетов используютсястандартные расширения DHTML и любой макроязык, поддерживающий директивыинтерфейса ActiveX. DHTML распознается браузерами Microsoft Internet Explorer,начиная с версии 4.0 и выше.
/>Технология XHTML и XML. XML (Extensible Markup Language, расширяемый языкразметки) является принципиально новым стандартом, предложенным в 2000 годусоздателем языка HTML – консорциумом World Wide Web Consortium (W3C). Этоновейшая технология изготовления web-страниц, и ее окончательная спецификация внастоящий момент еще находится в стадии разработки. По структуре XMLпредставляет собой не собственно язык разметки гипертекста, а так называемый метаязык,предназначенный для описания других языков более низкого уровня. В свою очередьXHTML (Extensible Hypertext Markup Language, расширя емый язык разметкигипертекста) представляет собой промежуточный вариант между XML и HTML 4.O.Именно за счет его широкого применения W3C планирует осуществить постепенныйпереход от одного стандарта к другому. В спецификацию XHTML заложен принципобратной совместимости. Иными словами, владельцам web-сайтов, страницы которыхвыполнены по технологии HTML 4.0 или более ранних версий, не придется как-либоизменять формат опубликованных в Интернете документов: все дополнения ирасширения нового языка полностью включают в себя предыдущие стандарты.
XML и XHTMLзначительно расширяют возможности HTML и позволяют Web-мастеру использоватьпрактически весь заложенный в современный Интернет потенциал на сто процентов,в первую очередь в сфере электронной коммерции. Поскольку XHTML подразумеваетмодульную архитектуру построения электронных документов, данный стандартпозволяет создавать механизмы взаимодействия с нетрадиционными для Интернетаустройствами, такими как факсы, сотовые телефоны и телевизоры. По мнениюаналитиков, в не столь отдаленном будущем XML станет основным стандартом воВсемирной сети, постепенно включив в себя большинство других использующихсяныне форматов.
 
3.5 Применение электронных учебников
Подводяитоги, можно ответить на важные вопросы: кому и зачем нужен электронныйучебник?
1 Для самостоятельной работы учащихся
– облегчаетпонимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебнойлитературе, способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие наслуховую и эмоциональную память и т.п.;
– допускаетадаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки,интеллектуальными возможностями и амбициями;
– освобождаетот громоздких вычислений и преобразований, позволяя сосредоточиться на сутипредмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач;
– предоставляетвозможности для самопроверки на всех этапах работы;
– выполняетроль наставника, предоставляя неограниченное количество разъяснений,повторений, подсказок и прочее.
2 На практических занятиях
– позволяетпреподавателю проводить занятие в форме самостоятельной работы за компьютерами,оставляя за собой роль руководителя и консультанта;
– позволяетпреподавателю с помощью компьютера быстро и эффективно контролировать знанияучащихся, задавать содержание и уровень;
– сложностиконтрольного мероприятия. позволяет использовать компьютерную поддержку длярешения большего количества задач, освобождает время для анализа полученныхрешений и их графической интерпретации.
3 Позволяетвыносить на лекции и практические занятия материл по собственному усмотрению,возможно, меньший по объему, но наиболее существенный по содержанию, оставляядля самостоятельной работы с ЭУ то, что оказалось вне рамок аудиторных занятий.
4 Позволяетоптимизировать соотношение количества и содержания примеров и задач,рассматриваемых в аудитории и задаваемых на дом.
5 Позволяетиндивидуализировать работу со студентами, особенно в части, касающейся домашнихзаданий и контрольных мероприятий.


Заключение
Прииспользовании электронных учебных пособий происходит не только репродуктивнаядеятельность обучающихся, но и абстрактно – логическая, что способствуетлучшему осознанию и усвоению представленного материала.
Очевидно,электронные учебные пособия и любые другие средства являются альтернативойдеятельности обучающего, предполагают своеобразные формы подачи материала,выполнения упражнений и контроля знаний. Это один из способов подачи материаласовместно с традиционными учебниками, к сожалению, без живого общенияобучающего и обучающегося. Однако, вместе с тем, это не просто автоматизациядеятельности обучающего и освобождение его от рутинного труда, а поиск иреализация тех форм и методов применения компьютеров, когда он становитсяпартнером обучающего в достижении учебных целей.
Умениеучиться всегда было наиболее важным качеством. Электронный учебник даетвозможность каждому работать в своем темпе. Никто не торопит, не подгоняет. Дляодного этот процесс протекает быстро, а с применением электронного учебногопособия, еще быстрее, при этом задаваемый преподавателем темп зачастуюсдерживает его возможности. Для некоторых процесс освоения знаний идетмедленнее, чем с преподавателем, при обучении приходится полагаться только насебя. В любом случае, в системе образования знания носят индивидуальный иличностный характер, и важно создать условия для развития способностей личностиучиться и самоутверждаться.
В результатесоединения информационных и коммуникационных технологий создается новая средазнаний. Приходит время, когда важным фактором становится владение техникойинтеллектуальной работы, порождающей творчество.
Значениесовременных информационных и мультимедийных технологий в их универсальности имногофункциональности. Но при всех своих больших возможностях эти технологиипредоставляют собой только средства, потенциально позволяющие сделать болееэффективной деятельность обучающего. В том, как раскрыть этот потенциал дляобразовательного процесса, и состоит главная многоплановая проблемасовершенствования образования на базе информационных технологий.

Список использованной литературы
1 Беспалько В.П. Образованиеи обучение с участием компьютеров. – М.: Изд. Московского психолого-социальногоинститута, 2002. – 352 с.
2 Захарова И.Г. Информационныетехнологии в образовании: учебное пособие для студентов высших учебныхзаведений. – 3-е изд., – М.: «Академия», 2007. – 192 с.
3 Зимина О.В., Кириллов А.И. Печатныеи электронные учебники в современном высшем образовании: Теория, методика,практика. М.: «МЭИ», 2003, – 167 с.
4 Красильников И.В. Информационныеаспекты разработки и применения в ВУЗе электронных учебных пособий. Монография.М.: «РХТУ», 2007. – 114 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проблема развития хозяйства и материальной культуры в трудах российских учёных XX века
Реферат Изучение социальных ценностей личности
Реферат Симбиоз и адаптация или автономия и трансценденция выбор личности в непредсказуемом мире
Реферат Организация проблемного обучения в начальной школе
Реферат Учет и контроль товарных операций в ОАО Марий-Эл-Лада
Реферат Образ лирического героя в поэзии А А Блока
Реферат Automobile Essay Research Paper HistoryAfter the steam
Реферат BINGE DRINKING AND ALCOHOLISMA COLLEGE PLAGUE Essay
Реферат Акционерные общества. Нормативная база
Реферат Политика занятости, ее социальная ориентация
Реферат Установки погружных центробежных насосов (УЭЦН)
Реферат Архитектура Московского Кремля XIV-XVI вв.
Реферат Перша Конституція України гетьмана Пилипа Орлика 1710 рік
Реферат Old Testament 4 Essay Research Paper Amos
Реферат Особливості бетонування деяких конструкцій